Массовые коммуникации в Древнем Риме. «Пражурналистика». (появилось явление, напоминающее газету; с чем это связано; как развивалась частная переписка; 2 газеты Юлия Цезаря)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Массовые коммуникации в Древнем Риме. «Пражурналистика». (появилось явление, напоминающее газету; с чем это связано; как развивалась частная переписка; 2 газеты Юлия Цезаря)



Массовые коммуникации в Древнем Риме. «Пражурналистика». (появилось явление, напоминающее газету; с чем это связано; как развивалась частная переписка; 2 газеты Юлия Цезаря)

Эпоха эллинизма открыта Македонским, его империя – прецедент глобальной империи. Создание глобального мультикультурного мира, в котором ускорились процессы информационного обмена между разными культурами. С этим связаны следующие новшества:

· Александрийская библиотека. Письменная коммуникация вытесняет устную. Люди не только общаются на площадях, но и читают. Коммуникация принимает опосредованный характер. Появляется внутренний мир человека.

· Появление письма.

· Появляется понятие «Частного» человека. Идиот – частный, непубличный человек.

· Скрипты – люди, которые пишут книги, письма под диктовку, циркуляры, которые распространяются по разным окраинам империи.

· Филологи.

В древнем Риме происходят окончательные изменения, которые появились в древней Греции. Империя Цезаря была УДАЧНОЙ 1 попыткой создания глобального мира. Римляне создали свод законов и единую империю с центром управления. В Древнем Риме появилось нечто похожее на современную газету (прагазета и пражурналистика Древнего Рима). Империя в отличие от Древнегреческого полиса нуждается в едином центре управления о сложной системе опосредованных коммуникаций.

1. Правительство, чтобы эффективно управлять империей, должно знать, что происходит в ее окраинах и доводить до подданных свои распоряжения.

2. Проблема – интерес граждан, живущих в провинции, к тому, что происходит в столице.

2 причины появления газет:

· Потребность выполнять циркуляр;

· Потребность выполнять письмом – развиваются в Древнем Риме.

У Цицерона был образованный раб, который ходил по городу и собирал нужную информацию (был корреспондентом).

Циркуляр+письма+корреспонденты=газета Акта Сенатус (деяния сената, государственная газета).

Основатель – Цезарь. В ней были протоколы сенатских решений. Штаб скриптов переписывал газету и распространял по городу. 2-я газета “Acta diurna popule romani” – обо всем, что происходит в Риме.

1-я газета существовала недолго. А 2-я – до конца Римской Империи.

Вопрос №3

Предпосылки зарождения журналистики в 16-17 веках. Раскройте смысл фразы «журналистика – дитя модерна». (отличие традиционного общества от модерна; развитие городов, торговли, заинтересованность купцов, «лужи» - где собирались новости).

Развитие массовой коммуникации – 16в. Газета возникла в 16-17в. Предпосылки:

· Ускорение коммуникационных процессов, связанных с возрастанием торговли и ростом средневековых городов;

· Изобретение книгопечатания (1450г. - Вайнс). Печать родилась из духа нового времени, она формирует новое время;

· Распространение грамотности (светской);

· Развитие почты (16 век).

Журналистика – дитя модерна. Традиционное общество ориентировано на традицию, на восприятие образцов и моделей поведения, унаследованных от предков. Это общество ориентировано на традицию. А модерн ориентирован на инновации, изобретения, изменение существующего хода вещей. Традиционное общ ориентировано на прошлое. Модерн ориентирован на будущее относительно к настоящему, как человек становится взаимозаменяемым.

Вопрос №4

Первые газеты. Происхождение цензуры.

Печатный станок изобретен в 1450 году.

Первые настоящие газеты появляются в начале 17 века (1605 год, но первая дошедшая – 1609 год).

Раньше были рукописные газеты.

150 лет существования станка. Носили либо рукописный характер, либо печатались, но печатный станок особо не использовался.

Информационная культура 15-16 века складывалась под влиянием следующих субъектов:

· Специальные бюро, торгующие новостями (возникают в начале 16 века в крупных торговых городах; пионер – Венеция, там же появляются первые рукописные газеты – Avizzo, а люди, занимающиеся торговлей и распространением газет – авиззаторе);

Венеция обзаводится посольством в других городах.

Авиззаторе становится профессией (1566 год). Первая дошедшая до нас рукописная подборка венецианских газет.

Газеты, которая выходила два раза в год, в связи с ярмарками.

В 17веке появляются еженедельные газеты.

· Крупные коммерческие корпорации, которые создают «корпоративную прессу»

«Торговый дом Фуггеров» рукописные листки, которые они продавали своим клиентам (16-17 век).

Был штаб писцов, бюро новостей.

· Деятельность просветителей (Мишель Фон Айнцинг) и религиозные реформаторы.

Айнцинг делает подборки, относящиеся к какой-либо определенной теме.

Создатель ярмарочных тематических печатных изданий, разнообразные сообщения, собирающие разнообразную информацию по какому-либо вопросу.

16 век – время реформации, разделение церкви. Создание не просто новостей, а конфликтующих между собой идеалогически заряженных

Начало 17 века, первые дошедшие до нас газеты были напечатаны в 1609 году. В течение 20 лет такие же газеты возникают во Франции, Англии, Голландии и Италии.

Происхождение цензуры

Раздоры и распри способствовали появлению газеты.

Источники цензуры:

· Церковь (институт цензуры создан церковью, реакция церкви на реформацию);

· Государство (абсолютистская власть);

· Печатники, заинтересованные в политике экономического протекционизма.

Государственный контроль основывался на:

· Системе патентов (жалованное королем право заниматься печатной деятельностью);

· Лицензирование (предворительная цензура);

· Суд (наказание за любую деятельность прямо или косвенно направленную на подрыв существующего строя).

1. Обвинение в клевете (распространение любых слухов, порочащих человека)

2. Обвинение в измене

 

Вопрос №5

Идеологические модели журналистской деятельности. Общая характеристика концепции «четыре теории прессы».

Развитие любых социальных институтов включает в себя 2 этапа:

· Бессознательное развитие - стихийно, как бы не осознавая себя, в силу комплекса естественных причин;

· Сознательное развитие - этап сознательного развития. В начале люди отдают отчет существованию этого явления, начинают видеть в нем некоторую проблему, начинают философствовать по этому поводу. На этом этапе возникают идеологические модели данного института.

Журналистика начинает осознавать себя в начале 17 века. Люди рассуждают: что такое газета, зачем она нужна, и какой она должна быть. Возникают первые идеологические модели журналистики.

18 век создает 2 модели журналистики:

1. Пресса должна служить государству (авторитарная)(Томас Гобс, Макеавели);

2. Пресса должна быть свободной (либертарианская) (Джон Мильтон – главная задача прессы – помочь человеку самостоятельно найти истину. Эти идеи изложил в своем трактате «Ареопагитика».

В современной теории журналистики феномен идеологической модели прессы был наиболее плодотворно исследован в работе трех американских исследователей Сиберта, Шрамма и Питерсона «4 теории прессы». Была написана в начале 50х годов, и она еще не устарела.

Зиберт определил свой подход как нормативный, поскольку ставил задачу показать не то, как СМИ реально функционируют в обществе, но скорее то, как они могли бы функционировать, как им надо было бы функционировать, согласно некоторым критериям, отвечающим характерным для данного конкретного общества нормам и ценностям. Он выделил четыре типа теорий СМИ: авторитарные, либертарианские, социальной ответственности и советских медиа. Какой политический строй складывается в обществе, такой и становится теория прессы. Затронутые в работе проблемы социальной ответственности средств массовой информации остаются в центре внимания журналистов, политиков, владельцев компаний, издателей и широкой общественности. Особенно остро они обсуждаются в сегодняшней России. Свобода печати, завоеванная в процессе демократизации и перехода к рыночной экономике, столкнулась с экономическими трудностями и сложностями отношения с государственными структурами. В этот переходный период наглядно выявилось два взгляда на структуру и задачи средств массовой информации: журналистика - "четвертая власть" и журналистика - инструмент власти.

Маркс и Вебер

В социологии Вебер считает антиподом Маркса. Если очень сильно упростить, то можно сказать, что расхождения между ними, связаны с разными ответами на вопрос о первичности бытия и сознания.

Для Маркса изначально было бытие (экономика), а потом сознание (культура, искусство), проект первичен, а все, что вне проекта – вторично.

Для Вебера наоборот, сначала сознание, а потом соц-эк бытие. В соответствии с Веберовской методологией, американский исследователь приходит к выводу, что сперва возникает теория прессы, а потом конкретная практическая модель.

В 20 веке эти теории модифицируются и авторитарная порождает тоталитарную советскую теорию прессы, а либертарианская – теорию соц ответственности прессы.

Вопрос №6

Вопрос №7

Вопрос №8

Вопрос №9

Основатели.

Джон Мильтон – поэт, теолог, общественный политический деятель, журналист. Участник английской революции – публицист. Поэма «утраченный рай» (Золотой фонд мировой литературы). Суть либертерианской теории была изложена в трактате «Ариопогитика» - письменное выступление в защиту свободы печати, обращение к парламенту, отмена цензуры, отмена ограничений на свободу. Противоречил сам себе (стал цензором).

Дж Локк – политик, английский философ, основоположник либерализма (Бог создал человека свободным).

Томас Джефферсон – последовательный либертарианец, либерал по идейным убеждениям и по практике, не отступал от идеи свободы печати. Америка обязана независимостью прессе - великую американскую революцию устроили журналисты.

Суть либерт теории: СМИпользуются полной свободой, выступают в роли партнера (и человеку и государству) по поиску истины. Что такое истина не знает никто, истина должна родиться в споре. Должны сталкиваться разные точки зрения и мнения. При этом информационное пространство в либ. Теории рассматривается как саморегулирующийся механизм – его природа такова, что в нем наиболее жизнеспособными оказываются верные и полезные убеждения. Конкуренция идей – это путь, к торжеству истины. Государство не должно вмешиваться в этот процесс.

«Процесс возвращения к истине» - информационный аналог невидимой руки рынка. Понятие впервые ввел Мильтон. Если мы даем прессе полную свободу то на первом этапе мы создаем полный информационный хаос (теряем истину). Однако истина сильнее лжи, истина не нуждается в гос. поддержке, не нуждается в насилии, поэтому на втором этапе истина к нам возвратится. Главная задача печати создать процесс возвращения к истине.

Вопрос №10

Основные тенденции развития журналистики 17-19 веков. «Персональные журнализм». Журналистская деятельность Д. Дефо, Д. Свифта и Д. Аддисона.

На протяжении это 200 лет СМИ превращается в неотъемлемую часть социальной системы. Без газет общество не может функционировать, то без чего не сможет функционировать экономика, политика. Это в свою очередь связано со следующими тенденциями:

1. Эмансипация прессы – освобождение прессы, от внешнего принуждения. 1695 – отмена цензуры в Англии. 1720 к власти приходит Виги – демократы, подкупают журналистику. Клевета или нет решает суд. 1851 год отмена гербового сбора – на протяжении 150 лет.

2. Профессионализация и коммерционализация журналистики. Профессия журналистики – 20 век.

3. Изменение целевой аудитории. Журналистика 18 века ориентирована либо на небольшой круг образованной элиты, либо на сторонников определенных партий, либо и то и другое вместе. Журналистика была малотиражной и не могла существовать за счет читателей.

4. Журналистика начинает ориентироваться на всех, изменяется ее стиль и манера подачи материала. Происходит отход от политической ангажированности. Журналистика становится объективной и беспристрастной. Пишет для всех партий.

Переход от персональной к профессиональной журналистике.

Персональная журналистика - вся издательская деятельность организована вокруг одной личности одного автора, который выступает одновременно и издателем и автором а иногда и наборщиком своего издания. Под знаком персональной журналистики проходит весь 18 век. Складывается аналитическая журналистика. Если в 16 и 17 веках торговали новостями и информацией, то в начале 18 века начинают торговать мнениями. Этому способствовало два фактора: 1- политический, отмена цензуры 1695 , 2 - культурный фактор – парадигма просвещения, господство просветительских идей. 18 век деятельность французских философов просветителей – Дидро, Руссо, Вальтер. К концу 18 века персональная журналистика вытесняется профессиональной, однако есть мнение что персональная журналистика возвращается в 21 веке – это журналистика блогов и интернета. Блогер ведет себя так же как журналист .

Дефо - известный автор и журналист, иногда его считают основоположником английской журналистики. Он использовал хороший язык – его понимали многие слои населения. Пишет ряд памфлетов - популярность начинается «О лучшем способе расправе с инакомыслящим» за него был приговорен к тюремному заключению. Тираж был весь сожжен – 1701 год. «гимн позорному столбу» - где он пропиарил дату, у позорного столба аудитория закидала его цветами. После этого издает газету «Ежедневный обзор».

Свифт – имя его связано с анонимной журналистикой. Памфлет «В защиту анонимности», «Война книг», «Путешествия Гулливера» - выражается человеконенавистничество. Жесткий сатирик! Начинал как Виг, потом перешел на сторону Тори, а потом перешел на сторону Гулливера. Он использовал псевдонимность в журналистике.

Аддисон - Вторая ветвь английской журналистики – мягкий английский юмор. С ним работал Ричард Стиль. – этот коллектив объединился вокруг журнала «Болтун», это был совместный проект. Они воспользовались приемом Свифта (псевдонимность), создали образ Бекедорф (создан Свифтом первоначально). В 1810 под маской Бекедорфа начал писать Аддисон. Аддисон не использует жесткие удары а воспитывает мягко. В итоге они издавали три журнала «Наблюдатель, Опекун, Болтун». Создавался литературный персонаж который собирал информацию и публиковал. Между журналами была связь. Этих персонажей моно было связать. 14 тысяч экземпляров. Они использовали образ чудака, у него взгляд ограничен, который сам является предметом насмешки, но со стороны виднее.

Вопрос №11

Вопрос №12

Вопрос №13

«Новый журнализм» Д. Пулитцера и Р. Херста.

Эпоха гигантов американской прессы.

Пулитцер - Служение простым людям и установка на тираж.

Явление золотого века американской журналистики. Иногда его называют революцией американской журналистики 70-90 г, эта революция готовилась начиная с 30 годов прежде всего в связи с развитием массовой коммерционализированной периодики (пенни-пресс).

Новаторство – концептуализиорвал идеи которые присутствовали в пенни – пресс в бесформенной неосознанном виде. Эту концепцию назвали новым журнализмом.

Родился 1847-1911 в Будапеште в состоятельной еврейской семье.

В конце 70 годов устроился в одну немецкую газетку «Westliche Post», и писал не на анлийском языке. В течение 5 лет становится соучредителем этой газеты. Создает свою собственную газету, покупает газету «St Louis Post - Dispatch». Успех его связан с газетой «New York World» купил ее 1883 году – тираж был 15000, газета фактически находилась на грани банкротства, через три года 1886 году тираж газеты равнялся 100000, в 1898 году тираж 1000000.

В 90 отходит от прямого управления своей газетой в сязи с болезнью. В 95 возвращается, чтобы победить войну с конкурентной газетой Херста «New York Journal». – Это приводит к реальной войне с Испанией.

После войны его мучают угрызения совести. Занимается благотворительностью. Выделяет 2 млн долларов для курсов в Калифорнийском университете. Учреждает премию Пулитцера (10000 долларов).

1. Концепция , первая идея которую он сформулировал – в газетном деле служение обществу и тираж неразрывно связаны, миссия газеты – газета должна служить обществу, но если вы хотите влиять на политику. Вы должны заручится поддержкой общества, для этого необходимо иметь большой тираж. Неразрывная связь коммерции и демократии.

2. Что необходимо сделать чтобы наша газета стала читаемой. Мы должны служить обществу

3. Нам нужно изменить подачу информации. Главное – это факт. При этом иногда подача фактов превращается в самостоятельный перформанс. Превращается в целую компанию по подаче и раскрытии фактов. Особый упор на заголовок. 1) Заголовок должен кричать. 2) Особый упор на иллюстрацию. В 80 годы в американских газетах появляются первые карикатуры, во второй половине первые цветные иллюстрации в воскресных приложениях к газете. Желтый малыш появляется в воскресных газетах. 3) Смещение акцента с факта на его подачу, ведет к развитию сюжетной журналистики. Журналистская статья должна не просто показывать факты, но и должна содержать интригу. При этом участником интриги должны быть не только герои, но и журналисты, ну и конечно сами читатели. Начинается внедрение журналиста в изучаемую среду.

Именно Пулитцер является создателем того что сегодня является информационной компанией, там должно быть что-то организованной по медиа плану. Его информационная компания всегда направлена на борьбу с пороком. «Крестовые походы» - самый успешный был за символ Америки, за статую Свободы. Был против равнодушия американского обывателя. Газета должна воздействовать.

Основная идея – газета стала не столько отражать реальность сколько преображать ее, при этом само преображение реальности превращается в грандиозное шоу в которое втягиваются и журналисты и правительство и читатели. Близка газете «Московский комсомолец».

Херст – самый состоятельный медиамагнат в США, создатель газетных сетей (21 газета в цепочке), «New York Journal». Начинается монополизация прессы, такая пресса дает больше прибыли. Использовал вымышленные факты в газете. Сделал журналистику беспринципной. Он является создателем того что сегодня называют желтой прессы. Желтая пресса =новый журнализм Пулитцера минус социальная ответственность. Был учеником Пулитцера, но отверг идею работы на благо общества, был циником. Трансформировал политику журналистики (Реальность слишком скучна и обыденна, чтобы предоставлять людям настоящие и интересные новости. Интересы публики – самосохранение, секс, развлечения. Пишите так чтобы задеть три этих нерва и успех вам гарантирован).

Газета для того чтобы быть читаемой должна быть оппозиционной. Когда у власти стояли правые он критиковал левых и наоборот. Дискредитировал советский союз. Он отступил от объективности журналистики, можно использовать и вымышленные факты. Именно Херст сделал журналистику бесринципной, и отступил от миссии которую озвучил Пулитцер. Они с Пулитцером запятнаны тиражной войной, благодаря которой произошла война с Испанией (взрыв крейсера). Как вам нравится наша война?

Вопрос №14

«Тиражные войны» в американской журналистике конца 19 века. «Желтая журналистика» и возникновение модели «качественной прессы».

Термин желтая пресса обязан своим происхождением цветным иллюстрациям, которые появляются сначала на страницах «нью йорк волд» Пулитцера, а потом «нью йорк джорнал» Херста. Главным действующим лицом этих иллюстраций был желтый малыш.

Рудольф Аудколд – создатель желтого малыша, репортер и иллюстратор, начинал в 80 годы с ряда реалистических зарисовок – из жизнь нью-йоркской бедноты, из жизни американских оборвышей. Аудколда перекупилу Пулитцера Херст.

 

Вначале 90 годов возникла газета желтого малыша Yellow kids press, демонстрировала солидарность бедным, неграм, рабочему классу, эмигрантам. В иллюстрациях активно использовалась желтая краска.

Характеристики:

1. Огромную роль играет иллюстрация

2. Особое значение играют заголовки

3. Сенсационность

4. Использование непроверенных или откровенно вымышленных новостей.

5. Демонстрируемая солидарность к низшим слоям населения.

Модель качественной прессы была выработана как реакция на засилье желтой журналистики. Эти войны сильно всбаломутили и развратили американское общество (моралист против желтого журналиста). Они дестабилизировали ситуацию в обществе. Эти газеты получили критику. Лагерь моралистов: желтая журналистика не воспитывает общество а развращает его. Политический лагерь со стороны правых политиков: указывали на то, что необдуманное заигрывание социальными низами ведет к росту социальной напряженности. Война с Испанией вызвала целый шквал критики в адрес ЖП. Требовали введения цензуры, для того чтобы журналисты признали ответственность перед обществом. Либо мы будем контролировать себя сами либо нас будет контролировать правительство.

Люди устали от некачественной прессы. Почва для возникновения качественной журналистики. Ученик Пулитцера Адольф Окс воспользовался этим для разработки своей концепции журналистики. В 1896 приобретает газету Нью-Йорк таймс и в первом номере заявляет о том что он намерен придать газете новое лицо, где будут печататься только проверенные и качественные материалы. Его газета не для всех а только для американской интеллигенции, образованных и думающих людей. Газета направлена на более влиятельных людей, и реклама для более влиятельных людей. Работают в такой газете так же респектабельные люди.

Вопрос №15

Вопрос №16

Вопрос №17

Вопрос №18

Вопрос №19

Вопрос №20

Массовые коммуникации в Древнем Риме. «Пражурналистика». (появилось явление, напоминающее газету; с чем это связано; как развивалась частная переписка; 2 газеты Юлия Цезаря)

Эпоха эллинизма открыта Македонским, его империя – прецедент глобальной империи. Создание глобального мультикультурного мира, в котором ускорились процессы информационного обмена между разными культурами. С этим связаны следующие новшества:

· Александрийская библиотека. Письменная коммуникация вытесняет устную. Люди не только общаются на площадях, но и читают. Коммуникация принимает опосредованный характер. Появляется внутренний мир человека.

· Появление письма.

· Появляется понятие «Частного» человека. Идиот – частный, непубличный человек.

· Скрипты – люди, которые пишут книги, письма под диктовку, циркуляры, которые распространяются по разным окраинам империи.

· Филологи.

В древнем Риме происходят окончательные изменения, которые появились в древней Греции. Империя Цезаря была УДАЧНОЙ 1 попыткой создания глобального мира. Римляне создали свод законов и единую империю с центром управления. В Древнем Риме появилось нечто похожее на современную газету (прагазета и пражурналистика Древнего Рима). Империя в отличие от Древнегреческого полиса нуждается в едином центре управления о сложной системе опосредованных коммуникаций.

1. Правительство, чтобы эффективно управлять империей, должно знать, что происходит в ее окраинах и доводить до подданных свои распоряжения.

2. Проблема – интерес граждан, живущих в провинции, к тому, что происходит в столице.

2 причины появления газет:

· Потребность выполнять циркуляр;

· Потребность выполнять письмом – развиваются в Древнем Риме.

У Цицерона был образованный раб, который ходил по городу и собирал нужную информацию (был корреспондентом).

Циркуляр+письма+корреспонденты=газета Акта Сенатус (деяния сената, государственная газета).

Основатель – Цезарь. В ней были протоколы сенатских решений. Штаб скриптов переписывал газету и распространял по городу. 2-я газета “Acta diurna popule romani” – обо всем, что происходит в Риме.

1-я газета существовала недолго. А 2-я – до конца Римской Империи.

Вопрос №3

Предпосылки зарождения журналистики в 16-17 веках. Раскройте смысл фразы «журналистика – дитя модерна». (отличие традиционного общества от модерна; развитие городов, торговли, заинтересованность купцов, «лужи» - где собирались новости).

Развитие массовой коммуникации – 16в. Газета возникла в 16-17в. Предпосылки:

· Ускорение коммуникационных процессов, связанных с возрастанием торговли и ростом средневековых городов;

· Изобретение книгопечатания (1450г. - Вайнс). Печать родилась из духа нового времени, она формирует новое время;

· Распространение грамотности (светской);

· Развитие почты (16 век).

Журналистика – дитя модерна. Традиционное общество ориентировано на традицию, на восприятие образцов и моделей поведения, унаследованных от предков. Это общество ориентировано на традицию. А модерн ориентирован на инновации, изобретения, изменение существующего хода вещей. Традиционное общ ориентировано на прошлое. Модерн ориентирован на будущее относительно к настоящему, как человек становится взаимозаменяемым.

Вопрос №4



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.89.248 (0.016 с.)