Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семиотическая революция в музыке: изобретение нотной записи как начало музыковедения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Создание графических средств, позволяющих зафиксировать музыку на бумаге (или, как в древности, на папирусе или глиняных дощечках), по своей значимости — это революционное событие в истории музыки и коммуникации. Однако в историко-хронологическом плане оно отнюдь не было революцией, но длительной эволюцией и, следовательно, не столько изобретением, сколько постепенным развитием и совершенствованием графических средств передачи звучания. История средств записи музыки обнаруживает их тесную связь с развитием письма в целом: первые системы языкового и музыкального письма появляются в одних культурах и принадлежат одному типу письма. Записи музыки, как и записи речевых сообщений, начинались с рисунков, которые постепенно эволюционировали в направлении к пиктографии и иероглифике. Первые рисуночные и иероглифические жреческие записи музыки были найдены в Древнем Египте. В Древнем Вавилоне музыкальное письмо, как и языковое, было слоговым и клинописным. В Древней Греции, которая явилась европейской родиной буквенно-звукового письма, музыку записывали с помощью букв греческого алфавита, фиксируя различия в высоте звуков. К греческим и латинским буквенным изображениям нот (вначале в прямоугольных начертаниях) и восходят современные ноты. В VI —VII вв. в европейской церковной музыке появляется нéвменная нотация, или нéвмы 1. Это запись музыки, в которой, как на диаграмме, изображалось восходящее и нисходящее движение мелодии, но при этом общие высоты звуков не определялись. Нéвменная запись выстроена по одной линии, в ней присутствует наглядное движение тона, т.е. имеет место иконическая передача звучания. Позже горизонтальных линий стало две, в XI в. — четыре. Это было изобретением итальянского музыканта и теоретика музыки Гвидо Аретинского, наставника монастырской певческой школы в Ареццо; от него также идут слоговые названия шести ступеней звукоряда — ут, ре, ми, фа, соль, ля, в котором позже слог ут заменили на до и добавили слог си.
1 Слово невмы происходит от средневек. лат. neuma, которое связано с греч. pneuma «дыхание»; форма единственного числа нéвма — это отдельный значок в нéвменной записи.
В русской музыкальной культуре разновидность невменной нотации известна как крюковое письмо (крюки, или знамéна), древнейшие памятники крюкового письма (руководства по знаменному распеву церковному осмогласному пению) относятся к XI в. В XIII—XVII вв. появляется мензуральная нотация (от лат. mensura «мера»), в которой наглядно передавались высоты звуков и их длительности, а также длительность пауз. В XVI в. квадратные головки нотных знаков округлились; появились «белые» (незаполненные) и «черные» (заполненные) нотные знаки; нотный стан стал 5-линейным, что позволяло объединить наглядность невм со звуковысотной точностью буквенных записей. По мере развития многоголосия стали записывать в разных строках (одна под другой) партии разных голосов и объединять их общей начальной чертой. В целом линейная нотация позволяет точно и исчерпывающе передавать звуковую фактуру музыкального сочинения с той полнотой, которая обеспечивает его безупречное воспроизведение. В XVI в. в Венеции появляются партитуры 1 — нотные записи всех голосов многоголосного музыкального произведения. В партитурах в определенном порядке, одна под другой, записываются партии всех синхронно звучащих голосов и инструментов. Например, в партитуре для симфонического оркестра партии отдельных групп инструментов записываются в следующем порядке (сверху вниз): деревянные духовые, медные духовые, ударные и струнные смычковые. Оперные, балетные, вокально-хоровые партитуры последовательно включают записи всех синхронно исполняемых инструментальных, вокальных и танцевальных партий. Создание средств записи музыки имело выдающееся значение в ее истории. По своим революционизирующим последствиям изобретение нотной записи вполне сопоставимо с изобретением письма в истории языковой (речевой) коммуникации. Во-первых, музыкальная нотация создает автономию музыкального произведения от исполнительской традиции. Графическая (беззвучная) запись позволяет, например, поставить оперу только по партитуре и либретто, вне традиции ее исполнения на других сценах. Независимое от исполнителей существование (сохранение) музыкального произведения в культуре означает более надежную трансляцию достижений музыкального творчества в пространстве и времени; становится возможным «заочное», не непосредственное, не прямое музыкальное общение. Во-вторых, музыкальная нотация способствует резкому возрастанию объемов музыкального творчества и потребления музыки, т.е. интенсификации музыкальной жизни.
1 Партитура — от лат. pars, partis «часть», а также ряд производных значений, в том числе «(политическая) партия», «(театральная) роль»; позднелат. partes «голоса»; итал. partitura «разделение, распределение».
С одной стороны, возможность зафиксировать музыкальное сочинение на бумаге освобождала память композитора для создания новых произведений, что создавало условия для профессиональной композиции (в том числе и для развития авторского права). С другой стороны, возможность архивации музыкального произведения в графике позволяла отложить его исполнение до каких-то «лучших времен», или обнаружить произведение, например в библиотеке, или переслать ноты в другую страну и т. д. В результате ширилась экспансия музыкальных произведений в новые музыкально-культурные миры, росла насыщенность культуры музыкальными образцами. В-третьих, музыкальная нотация стала началом музыковедения. Средства записи музыки, как и другая великая дублирующая семиотика — буквенно-звуковое письмо, — становятся возможны только на определенном продвинутом этапе метамузыкальной (метасемиотической) рефлексии сознания. Якобсон писал, что становление метаязыковой функции у ребенка означает преодоление им самой высокой ступени на пути к интеллектуальной зрелости. Тезис Якобсона вполне релевантен и в филогенетической перспективе, в том числе применительно к разным семиотикам. В истории музыки формирование средств ее записи было самым значительным проявлением метамузыкальной рефлексии. Оно стимулировало дальнейшее развитие осознания музыки, что происходило в разговорах и сочинениях о музыке. С течением времени объемы текстов о музыке возрастали (в XIX—XX вв. они возрастали лавинообразно). Музыка и музыковедение связаны теснее, чем художественная литература и литературоведение или кино и киноведение. Это объясняется ослабленной денотативностью семантики музыкальных «лексем» (см. пп. 118.2). Поэтому для музыки интерпретация важнее, чем для кино или живописи. В шутливом афоризме «В музыке поймешь то, что о ней прочтешь» есть большая доля правды. Неслучайно так много словесных текстов о музыке создают сами композиторы, и эта тенденция усиливается1.
1 Ср.: «"Композиторское музыковедение" составляет один из аспектов композиторского "музыкоделания"» (Чередниченко). И в финале статьи: «Сама эта музыка окружена толкованиями — едва ли не каждый значительный новатор XX века представлен не только нотами и пластинками, но и томами статей о собственном творчестве и творчестве близких по направлению коллег. Однако тенденция композиторских комментариев такова, что, словно темная ниша, делающая более ярким свет свечи, словесное оплетение музыки, вроде бы рационально объясняющее ее замысел и способ делания, только оттеняет принципиальную непонятность задуманного и осуществленного. <...> Комментарий композитора нацелен не столько на объяснение, сколько на эффект горизонта: постоянно отодвигаемого понимания, которое — именно в своем ускользании — как бы включено в музыкальный смысл» (там же).
В семиотической перспективе возрастание объемов музыкальных метатекстов, т. е. усиление саморефлексии музыки, связано с нарастающим ускорением истории музыки начиная с XV в., и особенно в последние два столетия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.252 (0.008 с.) |