Убыточность сельскохозяйственных кооперативов 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Убыточность сельскохозяйственных кооперативов



Одной из причин убыточности сельскохозяйственных производственных кооперативов являются трудности сбыта сельскохозяйственной продукции, высокие цены на технические средства, удобрения, горючее и смазочные материалы, другие ресурсы. Эти трудности, являющиеся основным тормозом развития производства, в равной степени испытывают все сельскохозяйственные товаропроизводители независимо от организационно-правовых форм предприятий, поскольку между ними стоят посредники, сбытовые, перерабатывающие, снабженческие и прочие предприятия-монополисты. Выходом из этого положения возможно создание кооперативных предприятий и организаций, как по переработке и сбыту продукции, так и по материально-техническому снабжению и обслуживанию. Об эффективности этого пути убедительно свидетельствует практика зарубежных стран с развитой рыночной экономикой.

Не менее остро стоит в настоящее время и проблемы финансирования и кредитования производства. В сфере кредитного обслуживания сельского хозяйства безраздельно господствуют коммерческие банки, устанавливающие непосильные для товаропроизводителей процентные ставки по выдаваемым кредитам.

Наиболее рациональный путь решения этих проблем — продолжение объединения сельскохозяйственных товаропроизводителей в специализированные кооперативы: по переработке, хранению, транспортировке; сбыту сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки; материально-техническому снабжению; кредитно-финансовому обслуживанию; страховому обслуживанию.

Критерий оценки этому должен быть один — рост производства продукции, снижение ее себестоимости и увеличение доходности, а это возможно при активной и всесторонней поддержке государства для создания стартового капитала кооперативов.

Потребительский кооператив — это одна из разновидностей кооперативов. Потребительским кооперативом является добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов.

Правовое положение потребительского кооператива в современной России определяется статьей 123.2 Гражданского кодекса и рядом специальных законов, наиболее важным из которых является закон РФ «О потребительской кооперации в РФ» и Федеральный закон (Россия) «О сельскохозяйственной кооперации».

В Российской Федерации деятельность потребительских кооперативов (потребительских обществ) регулируется ст. 116 Гражданского кодекса Российской Федерации (" Утратила силу с 1 сентября 2014 года. - Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ."), Законом РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами.

Правовое положение потребительского кооператива во многом схоже с производственным кооперативом. Высшим органом управления является общее собрание его членов, а в промежутках между заседаниями общего собрания его функции выполняет наблюдательный совет. Коллегиальный исполнительный орган называется правлением. В отличие от производственных кооперативов, члены потребительского кооператива не обязаны принимать личное трудовое участие в его деятельности, и не отвечают по его долгам.

Основным учредительным документом любого потребительского кооператива является его устав. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности и слова «кооператив», «потребительское общество» или «потребительский союз».

Участниками потребительских кооперативов могут быть как физические, так и Юр. лица, причем наличие хотя бы двух физических лиц обязательно, иначе кооператив превратится в объединение юридических лиц.

В изъятие от общих норм о статусе некоммерческих организаций потребительским кооперативам предоставлено право распределять доходы от предпринимательской деятельности между своими участниками. Таким образом, он занимает промежуточное положение между коммерческими и некоммерческими организациями.

Потребительские общества объединяются в потребительские союзы.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 3 тыс. потребительских обществ, входящих в систему Центросоюза.

В широком смысле слова к потребительским кооперативам относят также жилищно-строительные кооперативы, гаражно-строительные кооперативы, дачно-строительные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, кредитные потребительские кооперативы

 

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Особенность унитарных предприятий заключается в отсутствии права собственности на имущество..

Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества.

Унитарным государственное (муниципальное) предприятие считается еще и потому, что его имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, акциям), в том числе и между работниками предприятия.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность — специфическая форма организации деятельности.

Унитарность характеризуется:

· созданием юридического лица путем выделения собственником определенной имущественной массы, а не объединения собственности нескольких лиц;

· сохранением права собственности на имущество за учредителем;

· закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления);

· неделимостью имущества;

· отсутствием членства;

· единоличными органами управления.

К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести:

· необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена;

· осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости;

· обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.

Цель деятельности унитарных предприятий — решение государственных задач на коммерческой основе.

Правила ст. 113-115, 294-297 ГК РФ регулируют только правовое положение предприятий и не затрагивают права и обязанности работников, как имеет место с участниками и членами хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов. Права и обязанности работников определяются прежде всего трудовым правом. Если унитарное предприятие с согласия собственника внесло вклад в хозяйственное общество, то получаемая прибыль не может распределяться между работниками предприятия, она становится имуществом этого предприятия в целом.

Имущество, выделяемое унитарному предприятию при его создании, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Органом унитарного предприятия выступает руководитель, который назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Формы унитарных предприятий

В соответствии с ГК РФ унитарные предприятия могут создаваться только в форме государственных и муниципальных предприятий, основанных:

· на праве хозяйственного ведения (ГУПы и МУПы);

· либо на праве оперативного управления — федеральные казенные предприятия (КУПы).

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ), создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредительным документом унитарного предприятия считается его устав, утверждаемый министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, необходимых для любого юридического лица, данные о предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия. Унитарное предприятие — единственная коммерческая организация, обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той деятельностью, которая указана в уставе.

Размер уставного фонда государственного предприятия не должен быть менее суммы, равной 5000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, а муниципального — не менее 1000 МРОТ. Уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником в течение трех месяцев с момента государственной регистрации.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, если банкротство унитарного предприятия вызвано указаниями собственника. Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — казенные предприятия (ст. 115 ГК РФ) образуются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Учредительным документом казенного предприятия является устав, утвержденный правительством Российской Федерации, субъектом РФ или органом местного самоуправления.

Собственник-учредитель вправе изъять:

· излишнее имущество;

· неиспользованное имущество;

· используемое не по назначению имущество.

Казенное предприятие не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника.

Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению правительства РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления.





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.249.22 (0.01 с.)