Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Советское искусство. Массовая культура. Современное русское искусство.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Несмотря на демагогическое воспитание простого труженика – «строителя светлого будущего», отрицалось само право человека на свободу духа, на свое видение мира. Это привело к тому, что пути и судьбы художников, работающих совместно в 1920-е гг. все более расходились. Одни как бы – или в действительности – канули в небытие, другие стали «ведущими художниками эпохи» 1930-х гг. Судьбой одних было умолчание, безвестность и трагическое забвение, неизбежная фальшь и заведомая ложь сопровождали славу других. Появились бесчисленные произведения вроде картин В. Ефанова и Г. Шегаля о «вожде, учителе и друге», «председательствующем» на съездах, бесчисленные портреты «вождя народов». Ложно оптимистически изображалась жизнь деревни в больших праздничных полотнах С. Герасимова «Колхозный праздник», А. Пластова «Праздник в деревне» (1937 г.). Вместе с тем в искусстве 1930-х гг. можно назвать немало имен интересно работавших художников: Петров-Водкин, Кончаловский, Сарьян, Фаворский, Корин (однако, важная в жизни Корина картина «Русь уходящая» так и не состоялась, и причина этому – художественная атмосфера тех лет). В Ленинграде с 1925 г. работала школа-мастерская Филонова. Здесь под его руководством были исполнены оформление знаменитого издания финского эпоса «Калевала», декорации к «Ревизору». Но в 1930-е гг. мастерская мастера постепенно пустеет. Ученики покидают мастера. Подготовленная еще в 1930 г. в ГРМ выставка работ Филонова так и не открылась. Ей суждено было состояться лишь через 58 лет. Ведущими становятся другие художники. Б. В. Иогансон (1893-1973) в 1920-е гг. пишет картины «Рабфак идет», «Советский суд». В 1933 г. на выставке «15 лет РККА» экспонирует картину «Допрос коммунистов»., в 1937 г. – полотно «На старом уральском заводе». В обоих произведениях Иогансон выступает как будто бы продолжателем традиций, заложенных русскими художниками, прежде всего Репиным и Суриковым. Картинам свойственна прямолинейность толкования. В 1930-е гг. много работает Дейнека. Лаконизм деталей, выразительность силуэта, сдержанный линейный и цветовой ритм – основные принципы его искусства. Для выставки «20 лет РККА» Дейнека написал одно из поэтичных и романтических произведений «Будущие летчики» (1938),: три обнаженные мальчишеские фигуры (изображенные со спины), на берегу моря, глядящие на гидроплан в голубом небе, - будущие его покорители. Много картин Дейнеки этих лет посвящено спорту. В эти годы продолжают работать Н. Крымов (1884-1958), А. Куприн, каждый из которых своими индивидуальными средствами создает эпически-величавый образ Родины («Речка», 1929; «Летний день в Тарусе, 1940, Крымова; «Тиамская долина», 1937, Куприна). Живописно щедры, романтичны многие крымские и среднерусские пейзажи А. Лентулова, полны жизни и его натюрморты («Натюрморт с капустой»,1940). В сравнении с 1920-ми годами расширяются географические рамки пейзажа как жанра. Художники едут на Урал, в Сибирь, на Крайний Север. Художники национальных республик запечатлевают красоту родного края. Зеленые долины, ослепительные снежные горы Армении, ее древние храмы и новые стройки предстают на полотнах Сарьяна (“Сбор винограда”, “Цветы и фрукты”). Большое значение для развития советской монументальной скульптуры имело участие СССР в международной выставке “Искусство, техника и современная жизнь”, устроенной в Париже. Советский павилион был построен по проекту Б. М. Иофана. Скульптурную группу для него сделала В, И. Мухина (“Рабочий и кохозница”). В 1930-е гг. развивается анималистическая скульптура, где выделяются имена двух мастеров – В. Ватагина, прекрасно знающего не только особенности, но и психологию животных, много работающего в дереве («Гималайский медведь», 1925) и бронзе («Тигр»,1925), и И. Ефимова, исполнявшего свои произведения в самых разных материалах более обобщенно, декоративно, чем Ватагин, и наделяющего зверя чертами антропоморфизма («Кошка с шаром», 1935, фарфор; «Петух», 1932, кованая медь). Драгоценнейшая часть творчества обоих – рисунки. В графике этих лет ведущее место продолжают занимать иллюстрации книги. В. А. Фаворский, который и сам работает очень интенсивно (гравюры на дереве к «Слову о полку Игореве», к «Vita Nova» Данте, к «Гамлету» Шекспира), возглавляет целую школу графиков. В годы Великой Отечественной войны как и в годы революции ведущее место занимает плакат. Плакат «Родина-мать зовет!» И. Тоидзе (1941) с аллегорической женской фигурой на фоне штыков, держащей в руках текст военной присяги, и по композиции, и по цвету (красное, черное, белое) перекликается с плакатом «Ты записался добровольцем?». С первых дней войны по примеру «Окон РОСТА» начали выходить «Окна ТАСС». Из мастеров старшего поколения в «Окнах ТАСС» работали М. Черемных, Б. Ефимов, Кукрыниксы, которые также много создали в жанре журнально-газетной карикатуры. В это время появляются многообразные фронтовые зарисовки бойцов, моряков, партизан, санитарок, командиров, разные по технике, стилю и художественному уровню. Это богатейшая летопись войны, впоследствии переведенная частично в гравюру (литографии Верейского, гравюры С. Кубуладзе, акварели А. Фонвизина, рисунки М. Сарьяна и т. д.). Среди военных пейзажей особое место занимают изображения блокадного Ленинграда (гуаши Я. Николаева и М Платунова, акварели и пастели Е. Белухи и С. Бойма и пр.). Интересны серии Л. В. Сойфертиса «Севастополь» (1941-1942), «Крым» (1942-1943), «Кавказ» (1943-1944). Сойфертис изображает не трагические стороны войны, а быт, будни войны, которые ему, черноморскому моряку, были хорошо знакомы. В послевоенные годы продолжается процесс нарушения общественных норм жизни, демократических свобод. Наметившиеся еще в предвоенные годы тенденции псевдогероики, театрального пафоса продолжали развиваться. Этот процесс охватил все виды искусства: изобразительные, театр, кино, литературу. Создавалось огромное количество работ, удручающих мелкотемьем и штампованностью формы. В эти годы военная тема остается очень актуальной. Но при этом она часто делается в бытовом ключе (Ю. М. Непринцев «Отдых после боя», 1951). Пейзаж претерпевает некоторые изменения. Все чаще приходит изображение природы умиротворенной, находящейся в гармонии с человеком. Все явственнее тяготение к монументальности в пейзажах М. Сарьяна (серия «Моя Родина»). Эпическое начало появляется даже в глубоко лирических, левитановской традиции, картинах природы Н Ромадина (серия «Времена года», 1953; «Северная серия», 1954, и пр.). Героической романтикой дышит природа Прибайкалья у Ю. С. Подлясского. Просторы Каспия с упоением писал Я. Ромас. В 40-50-е гг. в связи с восстановлением разрушенных городов и новым строительством интенсивно развивается монументальное искусство. Монументальная живопись находит применение в украшении общественных зданий, усиливая торжественность и нарядность интерьеров. Но постепенно (особенно со второй половины 50-х гг.) монументально-декоративная живопись проникает в небольшие помещения (кафе, клубы, детские сады и т. д.) и экстерьеры зданий. Ведущими мастерами в этой сфере являлись Дейнека, Фаворский и П. Корин. Дейнека и П. Корин исполняли мозаики для метрополитена. Корину принадлежат плафонные мозаики Московского метро «Комсомольская-кольцевая» (1951, арх. А. В. Щусев), посвященные образам великих русских полководцев – Александру Невскому, Минину, Пожарскому, Суворову, Кутузову; А. А. Мыльникову, А. Королеву и В. Снопову (1955) – мозайка «Изобилие» для вестибюлю станции «Владимирская» Ленинградского метро. Это примеры лючших монументальных произведений послевоенного времени. Но в этот период создавалось и много росписей, имеющих излишнюю деталировку. В 1960-80-х гг. идут поиски новых выразительных средств в каждом из видов изобразительного искусства, поиски динамичности, лаконизма, обобщенности при яркой эмоциональности. Художники разрабатывают новый, так называемый суровый стиль (этот термин принадлежит советскому искусствоведу А. Каменскому). Ибо в это время выявилось стремление художественно воссоздать действительность без обычной в 40-50-е гг. парадности, сглаживания всех трудностей, без поверхностной фиксации бесконфликтных малозначительных сюжетов, укоренившейся манеры изображать борьбу «хорошего с лучшим», а также без иллюстративности – без того, что лишает произведение глубины и выразительности. Художники П. Никонов, Н. Андронов, В. Попков, Т. Салахов, Д. Жилинский, В. Иванов, М. Савицкий, братья А. И П. Смолины, П. Оссовский, А. Васнецов, Т. Нариманбеков, М. Аветисян и другие в поисках «правды жизни» обратились к сдержанной, условной, обобщенной форме, отвергая всякую описательность. Здесь присутствует простая композиция, рисунок жесток, цвет условен, не отвечает натурным соотношениям. Героическое начало в произведениях этого стиля рождается из правдивости в передаче суровых трудовых будней (отсюда и название стиля). Оно раскрывается не прямым действием героев, а самим эмоциональным настроем картины, не описанием, а авторской позицией, высказанной в произведении (Н. Андронов «Плотогоны», 1959-1961; П. Никонов «Наши будни», 1960; В Попков «Строители Братской ГЭС», 1961; братья Смолины «Полярники», 1961). Упрощение композиции привело некоторых художников к известному схематизму. Можно увидеть определенную эволюцию в развитии портрета от 60-х к 70-м и последующим годам. Поиск сурового лаконичного образа сменяется более углубленной психологической характеристикой.(Т. Салахов «Портрет Д. Шостаковича, 1976; И. Д. Серебряный «Портрет С. Рихтера»). Начиная с 1980-х гг. в живописи нет единого стиля, нет жестких канонов в применении тех или иных выразительных средств. Планы могут быть смещены, перспектива нарушена, объемы уплощены, воздушность и игра светотени изгнана вовсе. За плечами современных художников богатейший опыт поисков и находок, использование традиций древней живописи и приемов фото- и киномонтажа, как это делал в 20-е годы А Родченко. Вся эта широкая палитра выразительных средств выявляет разные творческие индивидуальности.
К концу XIX - началу XX века относятся поиски нового, цельного стиля в архитектуре. Новая архитектура начинается с работ живописцев, когда Bиктор Васнецов спроектировал в Абрамцеве под Москвой церковь и "избушку на курьих ножках", а Ф.О. Шехтель особняк С.П. Рябушинского.
В первые годы советской власти великие конструктивисты Веснины, Константин Мельников, Иван Леонидов, Моисей Гинзбург, Георгий Гольц в аскетическом, но полном зажигательной утопической фантазии стиле строили фабрики, дома-коммуны для коллективного быта, дома культуры, фабрики-кухни и прочее выдумки отчаянных революционных фантазеров.
На рубеже 20-30-х годов сталинский режим заменил эту утопию другой, основанной на парадных образах классицизма: Борис Иофан, создавший проект Дворца Советов, Дмитрий Чечулин, Аркадий Мордвинов изменили облик многих городов Советского Союза.
После Великой Отечественной войны "сталинский ампир", "стиль триумф" стал стилем восстановленных городов - Волгограда, Минска, Киева. Расточительное строительство, изобилующее украшениями - колоннами, портиками, скульптурой, продолжалось до хрущевской "оттепели", когда разгулу "украшательства" был положен конец, а на его место был поставлены однообразные, всюду одинаковые пятиэтажные "коробки", главной целью которых было срочно дать жилье миллионам бездомных жертв индустриализации и войны.
Это массовое дешевое строительство продолжается и сейчас, но после "перестройки" на лучшее места в городах выдвинулась банки, офисы в духе "постмодернизма" с башнями, криволинейными крышами, бетонно-стеклянными фасадами. В пригородах появились причудливые коттеджи. Лучшие зодчие наших дней активно ищут новые возможности стиля реконструируемых городов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.148 (0.008 с.) |