Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пейзажная живопись 70-х - 80-х гг.

Поиск

В жанре пейзажа работали Саврасов А. К., Шишкин И. И., Васильев Ф. А., Куинджи А. И., Поленов В. Д., Репин И.

Саврасов А. К. (1830-1897) будучи одним и любимых педагогов Московского училища воспитал не одно поколение художников. Он является основателем жанра лирического пейзажа («Грачи прилетели», «Проселок»).

Шишкин Иван Иванович (1832-1898) родился в городе Елабуга, где повсюду простилались дремучие леса с лесными озерами. Отец Шишкина, купец второй гильдии любил науку и образование, в глухом краю на собственные деньги построил водопровод, писал историю родного края, переписывался с профессорами Московского университета. Художник прошел хорошую школу сначала в Московском художественном училище, затем в Московской художественной Академии. За успехи Шишкина И. И. в 1859 г. отправляют в Германию, откуда он возвращается досрочно. После возвращения он вошел в Артель художников, которую возглавлял Крамской. И. Шишкин был очень силен., знакомится с Федором Васильевым (младше его на 14 лет) и женится на его сестре. Он привнес в пейзаж многое из академической школы: монументальные по размерам полотна, четкость композиции и рисунка («Рожь», «Корабельная роща», «Сосновый бор»). Русская природа у Шишкина И. И., по мнению критика В. В. Стасова, - природа для богатырского народа. Главная тема его искусства выражена в надписи автора на одном из эскизов: «Раздолье, простор, угодье, рожь, божья благодать». Интересно, что в отличие от художников-лириков, художник редко изображает весну и осень, утро и вечер, переменчивую погоду. Выработанная Шишкиным И. И. система обладает удивительной цельностью и устойчивостью. В последние годы жизни мастер преподавал в Академии. Но альтернативную пейзажную мастерскую возглавил Архип Иванович Куинджи. Разные подходы и методики преподавания обострили отношения, и Шишкин уходит из Академии.

Васильев Ф. А. (1850-1873) - это гениальный юноша, по мнению Крамского, который занимал среднее положение между Саврасовым и Шишкиным. Советами последнего он пользовался, посещая Рисовальную школу поощрения художников. С Шишкиным его объединяет внимательное отношение к рисунку, к объемной форме предмета, тяготение к большой картине, к специфической импозантности вида, С Саврасовым – лирическое, взволнованно-эмоциональное переживание жизни природы («Мокрый луг», «Оттепель»). Н. Н. Ге отмечает: «Он открыл мокрое, живое, светлое, движущееся небо…» Последние два года жизни он провел в Крыму.

Куинджи А. И. (1842-1910) в творчестве близок романтической тенденции. Но не драматическая взволнованность привлекает художника, а намеренно-изысканные, иногда сфантазированные на реальной основе виды, отмеченные каким-либо эффектом освещения («Березовая роща»). Очищенность изображения от жизненно-случайного, изменчивого придает пейзажам характер рационалистически сконструированного зрелища. Он изображает пейзажи с птичьего полета, оставляет открытым первый план, создавая дистанцию между зрителем и той частью пространства, где сосредоточен основной эффект картины. Мастер руководит пейзажным классом в Петербургской академии, воспитывая А. Рылова, Н. Рериха, К. Богаевского.

Поленов В. Д. (1844-1927) окончил Петербургскую академию художеств и готовил себя к карьере исторического живописца, но увлекся пейзажем («Московский дворик»). Это мягкая деликатная живопись. В Париже познакомился с Тургеневым. Пишет декорации для театра Мамонтова. Путешествовал на Восток, был в Византии, Болгарии, Греции, Палестине. В конце 80-х гг. мастер принимается за цикл «Жизнь Христа». Центральным произведением евангельского цикла Поленова В. Д. Является «Христос и грешница». У него сложились теплые отношения с И. Репиным, В. Васнецовым.

Продолжателем традиций Саврасова и Васильева был Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Уже первое, по сути, ученическое произведение «Осенний день. Сокольники» (1879), где женскую фигуру писал его товарищ по училищу Н. Чехов, брат великого писателя, было замечено и куплено Третьяковым. Расцвет творчества Левитана попадает на рубеж 80-90 гг. («Березовая роща», «Вечерний звон», «Золотая осень», «Март».). Живописные искания Левитана подводят русскую живопись вплотную к импрессионизму. Его вибрирующий мазок создает пейзаж настроения.

Вершиной реализма в русской живописи является творчество И Репина и В. Сурикова.

Репин Илья Ефимович (1844-1930) родился на Украине в Харьковской губернии. Первым учителем считал Крамского, с которым встретился в Обществе поощрения художников. В 1872 г. закончил Петербургскую академию художеств с золотой медалью. Картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873) вызвала бурную реакцию общественности. Она была снята с экспозиции по требованию министра путей и сообщений. В 1873 г. Репин уежает в пенсионерскую поездку во Францию, где вместе с Поленовым пишет этюды и обращает внимание на свет и воздух. Из французских художников отмечает Курбе и Мане. Продолжая традицию Перова, Крамского и Ге, Репин оставил портреты знаменитых писателей, композиторов, актеров (Мусоргского М., Толстого Л., Стасова, Актрисы П. А, Стрепетовой и др.) Его мастерство проявилось в групповом портрете «Торжественное заседание Государственного Совета 1 мая 1901 года» в день столетнего юбилея со дня его учреждения. Интересны этюды к картине, где модели обобщаются до гротескной выразительности. Репину подвластны почти все жанры (не писал батальных сцен). Он создал замечательную школу живописцев, был теоретиком, скульптором, графиком.

Василий Иванович Суриков(1848-1916) сибиряк, родом из Красноярского края. В Петербургскую академию художеств поступает со второго раза. По окончании Академии поселяется в Москве и берет единственный за всю жизнь заказ на живопись для храма Христа Спасителя архитектора Тона. Картина «Утро стрелецкой казни» прославила художника. Еще до открытия IX передвижной выставки Репин писал П. М. Третьякову, что картина Сурикова является гордостью нашей на этой выставке. Мастер пишет исторические картины; «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова».»Взятие снежного городка». Д. Сарабьянов писал: «Герои Сурикова сопричастны истории, герои Репина соизмеримы с обычной реальностью».

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) обращается в своем творчестве или к сказке («Аленушка», 1881) или к былине («Витязь на распутье», «Богатыри», 1898), аккумулируя народную мудрость. Автор находит здесь позитивное, Идеальное начало. В 80-90-х гг. Васнецов вместе с другими мастерами работает над росписями и иконами. Владимирского собора в Киеве. Художник занимается театрально-декоративной живописью (декорации к опере «Снегурочка»). Он стремится раскрыть образ русского пейзажа с его протяженностью, мягкостью очертаний, отсутствием мягких контрастов.

Архитектура второй половины XIX в.

Вторая половина XIX в. – это время эклектики. Дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге (архитектор А, И. Резанов, 1867-1871) выстроен в стиле итальянского палаццо, с использованием в интерьере рококо, классицизма, «русского» стиля Псевдорусский стиль обязан своим возникновением увлечению древнерусским зодчеством, деревянной архитектурой, резьбой, вышивкой. Фасады зданий украшались «мраморными» полотенцами и кирпичными «вышивками». Шатры и узорочье XVIII века было особенно популярно в качестве форм. К концу 80-х гг. вырабатывается своего рода стереотип здания в национальном стиле (здание Исторического музея в Москве, архитекторы А. А, Семенов, В. О. Шервуд; здание Городской Думы или музей В. И. Ленина, архитектор Д. Н. Чичагов). Здание Верхних Торговых рядов или ГУМ (архитектор Померанцев) завершено островерхними кровлями, игрушечными башенками, фигурными наличниками.

 

Скульптура.

Кризисное положение архитектуры отразилось в скульптуре, где монументальность и синтетичность форм на время была утрачена (памятник Пушкину в Москве, скульптор А. М. Опекушин;. «Памятник Тысячелетию России», скульптор М. О. Микешин).

М. М. Антокольский (1843-1902) компенсирует отсутствие монументальности изображением «монументальных» личностей («Иван Грозный», «Петр I», «Ермак», «Христос», «Смерть Сократа», «Спиноза» и др). Скульптор склонен к символико-аллегорическим обобщениям. Выразительность формы подменяется выразительностью пантонимы, пазы, жеста, мимики. Принадлежавший к «старым» передвижникам, Антокольский ближе всего стоит к Крамскому и Ге.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.104.17 (0.007 с.)