Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Византийское влияние. ЕреминСодержание книги Поиск на нашем сайте
Литература Древней Руси росла и созидалась в сфере византийского литературного влияния. Но Древней Руси 11-12 веков современная ей византийская литература была почти неизвестна. А в Византии возрождался интерес к античности, была эпоха византийского Ренессанса. Отсутствие интереса к современной византийской литературе нельзя объяснить отдаленностью культурных центров или недостаточным знанием языка. Были политические, церковные, торговые, культурные связи. Однако современная византийская литература предполагала знание своего предшествующего развития. Нелья было начинать с конца, надо было обратиться к первоисточникам, освоить путь, византийской литературой уже пройденный. Древнерусские и болгарские книжники, отбирая для перевода материал, ориентировались на авторов 4-6 веков, классиков греческой церковной литературы: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Назианзина. Наряду с классиками, переводили и произведения массовой литературы. Из богатейшего фонда византийской литературы они отобрали только то, чего не сумели найти у писателей 2-6 веков: например, «Синайский патерик», «Девгениево деяние». Но роль византийской литературы в процессе становления литератур веже была достаточно велика. Византийская книжность сильно облегчила древнерусским литераторам решение их основной задачи – освоения древнехристианского литературного наследства. Её основное значение в том, что она была посредницей. Сборники-антологии дополняли материалом из других антологий, исключали ненужное, дополняли вставками собственного сочинения. Ориентация на классиков стала проявляться в местном оригинальном творчестве и особенно ярко сказалась в агиографии. Относительная историчность, простота изложения, внимание к бытовым реалиям. Ориентация на классиков сказалась и в ораторской прозе. В Византии эта область творчества пришла в упадок, а на Руси возродились все жанры греческой ораторской прозы. Ориентация на классиков сказалась и в летописании. Оно по своему строю типологически ближе к хронографии, чем к историографии в византийском смысле этого термина. Сочинения протопопа Аввакума. Еремин Раскол породил большую литературу – послания, полемические трактаты, агитационные воззвания. Их авторы часто выходили за пределы спора о старом обряде, затрагивали вопросы политические и общественные. Аввакум родился в селе в Нижегородской области в 1621. Он был оттуда изгнан и переселился в другое село той же области. В 21 год он был посвящен в дьяконы, а в 23 – в священники. В 30 лет Аввакум сбежал в Москву, где получил место священника при Казанском соборе. В 1652 году патриархом стал Никон. Аввакум встал во главе раскольников, противников деятельности Никона. Никон расправлялся со всеми, кто пытался мешать его деятельности. В1653 протопопа арестовали и отвезли на патриарший двор, где до утра продержали на цепи, затем отвезли на телеге в Андроньев монастырь, где он просидел без пищи и воды три дня в подвале на цепи. На четвертый день его пытались уговорить, но безуспешно. Никон решил лишить Аввакума сана и сослать, но по просьбе царя расстрижение было отменено, ограничились ссылкой в Сибирь. Протопоп был направлен в колонизационную экспедицию под начальство воеводы Пашкова. Через десять лет Аввакуму было приказано вернуться в Москву. Никон был в немилости, но Аввакум не пожелал отказаться от своих убеждений и примириться с церковью. Его отправили на Мезень, но через полтора года, в 1666, его опять привезли в Москву, где был собран собор для обличения раскольничьих заблуждений. В соборной церкви Аввакум был расстрижен и предан прокнятью как еретик. Его и его сообщников отправили в Пустозерский острог на Печоре. Лазарю и Епифанию вырезали языки и искалечили руки, и всех троих посадили в глубокую яму, вырытую в земле. С этих пор Аввакум начал называть себя «живым мертвецом», но все же продолжал вести агитацию, посылать письма друзьям. В заточении он провел 12 лет. Аввакум решил написать послание Федору Алексеевичу, и «за великия на царский дом хулы» Аввакум и соузники были сожжены. Литературное наследие Аввакума – около 80 произведений. Его литературная деятельность особенно интенсивна в пустозерской ссылке. Здесь он написал свои многочисленные послания, «беседы» и «Житие». Писал он не всегда последовательно, но всегда с большой силой и искренностью, с едкой иронией и сарказмом. Еще при жизни Алексея Михайловича угрожал ему вечной мукой, основной удар направляя против реформ Никона. «Житие» написал, стремясь на примере фактов собственной жизни нарисовать путь сопротивления, призвать к борьбе. Чтобы быть доступным простому народу, Аввакум стал писать на разговорном языке, использовал вульгаризмы-ругательства. Основная форма его изложения – сказ, воспроизводящий все оттенки живой устной речи. Открытие ценности человеческой личности. Лихачев
Литература эта распространяется в простом народе: среди ремесленников, мелких торговцев, низшего духовенства, проникает в крестьянскую среду и т. д. Она противостоит литературе официальной, литературе господствующего класса, отчасти продолжающей старые традиции. Литература демократическая оппозиционна феодальному классу; это литература, подчеркивающая несправедливость, господствующую в мире, отражающая недовольство действительностью, социальными порядками. Недовольство своей судьбой, своим положением, окружающим - это черта нового, неизвестная предшествующим периодам. С этим связано господствующее в демократической литературе стремление к сатире, к пародии. Для демократической литературы XVII в. характерен конфликт личности со средой, жалобы этой личности на свою долю, вызов общественным порядкам, иногда же - ощущение собственной беззащитности, вера в судьбу и первые попытки противостоять ей, исправить несправедливость. Конфликт со средой, с богатыми и знатными, с их "чистой" литературой потребовал подчеркнутой простоты, отсутствия литературности, нарочитой вульгарности. Пародируется всё. Демократическая литература стремится к полному разоблачению и обнажению всех язв действительности. В этом ей помогает грубость - грубость во всём: грубость нового литературного языка, наполовину разговорного, наполовину взятого из деловой письменности, грубость изображаемого быта, грубость эротики, ирония по отношению ко всему на свете, в том числе и к самому себе. Просто страдающий человек, от голода, холода, общественной несправедливости, от того, что ему некуда приклонить голову. При этом новый герой окружен горячим сочувствием автора и читателей. Он не поднимается над читателями ни своим официальным положением, ни ролью в исторических событиях, ни моральной высотой. действующее лицо выступает требующим не восхищения, а жалости и снисхождения. Это опрощение героя, доведенное до пределов возможного. Натуралистические подробности делают эту личность совершенно падшей, "низкой", почти уродливой. Но именно в этом способе изображения человека больше всего выступает сознание ценности человеческой личности самой по себе: нагой, голодной, босой, грешной, без всяких надежд на будущее, без всяких признаков какого бы то ни было положения в обществе. Взгляните на человека. Посмотрите, как ему тяжело на этой земле! Он бессилен побороть себя, выйти на "спасенный путь". И тем не менее он достоин сочувствия. Особенно поразителен образ безвестного молодца в "Повести о Горе Злочастии". Здесь сочувствием читателей пользуется человек, нарушивший житейскую мораль общества, лишенный родительского благословения, слабохарактерный, остро сознающий свое падение, погрязший в пьянстве и в азартной игре, сведший дружбу с кабацкими питухами и костарями, бредущий неведомо куда, помышляющий о самоубийстве. Человеческая личность эмансипировалась в России на последней ступени падения, в поисках смерти как освобождения от всех страданий. И это было великим предвозвестием гуманистического характера русской литературы XIX в. с ее темой ценности маленького человека, с ее сочувствием каждому, кто страдает и кто не нашел своего настоящего места в жизни. Герой часто ироничен - он как бы выше своих страданий, смотрит на них со стороны и с усмешкой. На самой низкой ступени своего падения он сохраняет чувство своего права на лучшее положение Литературно-сюжетное открытие – то, что герой принимал решения вследствие ударов жизни, ударов судьбы. Конфликт с действительностью, воздействие действительности на героя позволяли иначе строить повествование, чем оно строилось раньше. В "Повести о Горе Злочастии" это воздействие окружающего мира персонифицировалось в виде друзей-советчиков и в виде необыкновенно яркого образа Горя. Вначале молодец не слушает своих родителей. Но потом он слушает, хотя и не до конца, своих случайных друзей, спрашивает у них сам совета. Наконец, появляется и само Горе. Советы Горя недобрые: это воплощение порожденного дурною действительностью пессимизма. В драматическом конфликте молодца и Горя, воплощающего злую действительность, автор "Повести" на стороне молодца. Он глубоко ему сочувствует. Отделение авторской точки зрения от преподносимых в произведении нравоучений. Оправдание человека сочетается в творчестве Аввакума, как и во всей демократической литературе, с опрощением художественной формы, стремлением к просторечию, отказом от традиционных способов идеализации человека. В его речи постоянны замечания о переживаемых им настроениях. Он стремится вызвать к себе сочувствие читателей, жалуется на свои страдания и горести, просит прощения за свои грехи, описывает все свои слабости, в том числе и самые будничные. Нельзя думать, что это оправдание человека касается только самого Аввакума. Даже враги, даже его личные мучители изображаются им с симпатией к их человеческим страданиям. Сочувствие к своим мучителям было совершенно несовместимо со средневековыми приемами изображения человека в XI-XVI вв Аввакум хорошо знает тех, о ком он пишет. Он знает, что его мучители только выполняют свою стрелецкую службу, и поэтому не сердится на них. Во всех этих произведениях быт служит средством опрощения человека. Приверженность к быту достигает у Аввакума совершенно исключительной силы. Вне быта он вовсе не представляет себе своих персонажей. Аввакум даже отношения между персонажами церковной истории изображает в социальных категориях своего времени. В произведениях Аввакума личность снова приподнята, полна особого пафоса. Средневековая идеализация возносила личность над бытом, над действительностью - Аввакум же заставляет себя бороться с этой действительностью и героизирует себя как борца с нею во всех мелочах житейского обихода. Его Житие, как и все другие его произведения, - непрерывная проповедь, проповедь, доходящая порой до исступленного крика. Самый быт приобретает в произведениях Аввакума какой-то особый оттенок пафосности. Цепи, земляная тюрьма, тяготы бедности освящены его борьбой, его мученичеством. Щи подает ему ангел. Все освящено ореолом мученичества за веру. Освящена им и вся его литературная позиция. В выработанном им особом стиле, который можно было бы назвать стилем патетического опрощения человека, литература древней Руси снова поднялась до монументализма прежнего искусства, до общечеловеческих и "мировых" тем, но на совершенно иной основе. Могущество личности самой по себе, вне всякого своего официального положения, могущество человека, лишенного всего, ввергнутого в земляную яму, человека, у которого вырезали язык, отнимают возможность писать и сноситься с внешним миром, у которого гниет тело, которого заедают вши, которому грозят самые страшные пытки и смерть на костре. Открытие ценности человеческой личности самой по себе касалось в литературе не только стиля изображения человека. Это было и открытием ценности авторской личности. Отсюда появление профессионального писателя, понятия авторской собственности. Отсюда же идет характерный для XVII в. интерес к автобиографиям. В изобразительном искусстве открытие ценности человеческой личности проявляется весьма разнообразно: появляются парсуны, развивается линейная перспектива, предусматривающая единую индивидуальную точку зрения на изображение, появляются иллюстрации к произведениям демократической литературы с изображением "среднего" человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.107.181 (0.013 с.) |