Происхождение якутской лошади 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происхождение якутской лошади



Из существующих в мире 427 пород лошадей якутская является самой северной породой, разводимой табунно-тебеневочным способом. Аборигенная якутская лошадь как самостоятельная порода, выведенная методом народной селекции, была признана приказами Госагропрома СССР от 2 сентября 1987 г. № 860 и Госагропрома РСФСР от 1 октября того же года № 871.

Область ее разведения на территории Республики Саха (Якутия) заходит далеко за северный полярный круг в лесотундру, где находится полюс холода земной суши, а продолжительность зимнего тебеневочного периода в году составляет 7-8 месяцев. Технология разведения лошадей якутской породы основывается на круглогодовом пастбищном содержании при незначительной подкормке молодняка и жеребых кобыл.

По гипотезам некоторых авторов (Серошевский, 1993; Черский, 1891; Рогалевич, 1941; Габышев, 1957; Барминцев, 1963; Буйновский, 1982) современная якутская лошадь, особенно её северные типы, образовалась в результате скрещивания представителей привезенных предками якутов лошадей из юга (Прибайкалья) с оставшейся в живых от ледникового периода дикой позднеплейстоценовой лошадью.

По другой гипотезе (Верещагин, 1979; Лазерев, 1980) якутская лошадь является прямым потомком дикой позднеплейстоценовой лошади. Авторы этой гипотезы пришли к такому выводу после изучения костных остатков обитавших диких и современной якутской лошади. В противоположность этой гипотезе, палеонтолог Кузьмина И.Е. (1978) считает, что позднеплейстоценовые лошади вымерли и Якутия была заселена повторно уже домашними лошадьми.

И.П.Гурьев (1983, 1988, 1990 а, б; 1998), исследовав краниологические особенности и иммуногенетические данные разных пород лошадей, экспериментально доказал, что современная якутская лошадь является прямым продолжателем и потомком привезенных из Прибайкалья лошадей южными предками якутов. К такому же мнению пришли и другие исследователи (Климов, 1990; Князев, Тихонов, Котран, 1996; Тихонов, 1996 а, б; Тихонов, Котран, Князев, 1998). Последние авторы, исследовав иммуногенетические показатели 85 разных пород лошадей, пришли к выводу, что якутская лошадь состоит в близком родстве с породами лошадей из Средней Азии и с коренной лошадью Польши.

По мнению историков и тюркологов (Антонов, 1982; Башарин, 1962; Гоголев, 1993; Окладников, 1955), скотоводство и коневодство из Центральной Азии на север Восточной Сибири занесли предки народа саха (якуты).

В свою очередь Габышев М.Ф. (1957) считал очевидным, что если бы степная лошадь предков якутов появилась на Лене вместе с якутами, то она не выдержала бы условий новой обстановки на севере с её продолжительными морозами и трудными условиями зимовки. Появление одной из гипотез об обязательном участии крови диких тундровых лошадей в выведении современной якутской лошади обосновывается на невозможности скорой адаптации к условиям Якутии степных лошадей предков якутов. Для того чтобы акклиматизироваться к условиям Севера степным лошадям, по мнению М.Ф. Габышева (1957), потребовался бы громадный промежуток времени.

Наши многолетние исследования по изучению морфо-физиологических и биохимических механизмов адаптации лошадей к экстремальным условиям Севера показали ошибочность такого суждения. Так, основные параметры функциональной системы жизнеобеспечения организма лошадей в зимний период, по сравнению с летним, значительно возрастают: минутный объем кровообращения увеличивается на 59%, объем циркулирующей крови — на 23%, объем эритроцитов — на 71,6%, а скорость кровотока убыстряется на 19%. В критических для организма ситуациях эти параметры функциональных систем жизнеобеспечения могут возрастать еще больше (Алексеев, 1974, 1976, 1984).

Лошади от других видов животных отличаются тем, что по мере необходимости могут значительно повысить функциональные возможности работающих органов, благодаря чему они способны проявлять и значительно дольше выдерживать интенсивные физические нагрузки, чем другие сельскохозяйственные животные. В свою очередь, известно, что предварительная адаптация организма к физической нагрузке способствует повышению их устойчивости к холоду (Слоним, 1979), т.е. по своим биологическим особенностям предрасположены к акклиматизации и адаптации холодным климатическим условиям разведения.

Несмотря на возрастание функциональной деятельности некоторых систем в зимний период, адаптация к зимним холодам идет, в основном, в режиме экономии энергетических затрат на поддержание жизни (Алексеев, 1976, 1984). В свою очередь, это достигается как улучшением теплоизоляции шерстного покрова (Алексеев,1986), так и снижением функциональной деятельности некоторых систем организма (сокращением дыхательного объема, урежением дыхательных движений, снижением потребления кислорода и т.д.) (Алексеев, 1984). В этот период метаболизм из преимущественно углеводного типа переходит на жировой (Алексеев, 1990; 1993 а, б).

Благодаря таким мощным приспособительным признакам, лошади разводятся в резко контрастных условиях среды - от тропиков до субарктики.

Этот вывод подтверждается и результатами работы нашей лаборатории, проведенной в 80-е годы по успешной акклиматизации в условиях Центральной Якутии, в первоначальном районе разведения якутами своих лошадей, казахских жеребцов жабе, разводимых в условиях полупустынной зоны Казахстана. Условия содержания этих жеребцов были одинаковыми с условиями содержания местных якутских лошадей в течение года. Жеребцы, привезенные из Казахстана, после трех лет акклиматизации адаптировались к экстремальным условиям Якутии: стали нормально выдерживать условия тебеневки, по воспроизводительным качествам не уступали местным производителям. Зимой у них вырастал такой же длины волосяной покров, как у жеребцов якутской породы.

Все вышеприведенное указывает на ошибочность того мнения, по которому привезенные предками якутов лошади из Прибайкалья не могли выдержать суровые зимние условия Центральной Якутии. Исходя из этих неверных соображений, многие авторы невольно приходили к мысли о возможном скрещивании лошадей якутов с так называемыми дикими тундровыми лошадьми.

Что касается происхождения лошадей северных типов якутской породы, то можно сказать следующее: лошадь на Север попала вместе с якутами, освоившими этот суровый край еще до прихода русских в Якутию. Отряды русских первопроходцев Елисея Бузы, Селивана Харитонова и Посника Иванова застали на р. Яне местных якутов еще в далекие 1636-1638 годы (Никитин, 1987).

В 1639 г. отряд служилого Посника Иванова с р. Яны вышел на р. Индигирку, где были встречены юкагирами. Как описывает Г.Ф. Миллер (2005), “во время боя было замечено, что юкагиры направляли свое оружие главным образом на лошадей служилых людей, которые для них были совершенно неизвестными животными, от которых они, кажется, ожидали больших бед, чем от самих служилых людей. В бою погибло поэтому много лошадей, но ни один из служилых людей. Юкагиры же, напротив, потерпели большое поражение, а два их лучших человека попали в плен и были сделаны аманатами, после чего русские, не встречая дальнейшего сопротивления, построили на Индигирке зимовье” (История Сибири, Т. 3, 2005. – С. 84). Как видно из этих исторических данных, юкагиры-обитатели обширной северо-восточной части территории нынешней Якутии, от якутских лошадей так сильно не испугались бы, если они до этого встречали или охотились бы на дикие тундровые лошади, о существовании которых и о возможном их использовании при скрещивании с привезенными с юга якутами лошадьми допускали большинство исследователей при описании происхождения якутской лошади. Ошибочность этих суждений явно подтверждает и выше описанный Г.Ф. Миллером эпизод из освоения русскими территории, расположенной по р. Индигирке.

Такая же реакция на лошадей отряда войск покорителя американских индейцев Кортеса была и у индейцев. Появление этих доселе невидных ими «зверей» повергло их ужас: индейцы восприняли коня и всадника как одно сверхъестественное существо. Сам Кортес после завоевания Мексики признался: «После бога, победой своей мы обязаны нашим лошадям». А лошадей у конкистадоров было всего 16 голов. (Марина Кузнецова, Священный конь майя –ица.- «Конный мир», декабрь 2006, -С.42-44).

По данным историков (Парникова, 1962) на реке Индигирке якуты-ясакоплательщики появились с начала 60-х годов XVII века, а в бассейне р. Алазеи якутское население официально значилось с начала XVIII столетия. В Колымских зимовьях якуты появились лишь в начале XVIII века.

Таким образом, лошадь якутской породы, благодаря разработанной якутами технологии содержания применительно к условиям Севера, дошла до наших дней и своими корнями исходит к привезенным предками якутов из Прибайкалья лошадям и является их прямым потомком.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 846; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.006 с.)