Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические основы электротехникиСодержание книги Поиск на нашем сайте
Часть 1 Методические указания по выполнению лабораторных работ
Дисциплина – «Теоретические основы электротехники» Специальности: 181300 «Электрооборудование и электрохозяйство 150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство»
Печатается по решению редакционно-
Орел 2002 Авторы: доцент, кандидат технических наук С.Ю. Свидченко доцент, кандидат технических наук Т.Г. Королева
Рецензент: доцент, кандидат технических наук В.А. Гринин
Методические указания содержат программы выполнения четырёх лабораторных работ по разделу «Основы теории линейных электрических цепей», являющемуся начальной частью дисциплины «Теоретические основы электротехники», изучаемой в соответствии с учебным планом специальностей 150200 и 181300. Полностью или частично эти лабораторные работы выполняются в рамках изучения дисциплин «Теоретическая электротехника», «Электротехника», «Электротехника, электроника, электрооборудование», «Электротехника, электроника и электропривод», «Общая электротехника», «Общая электротехника и электроника», «Инженерное оборудование и электроснабжение», «Электротехника и электроника» студентами, обучающимися по специальностям 071100, 120100, 120100у, 120200, 120300, 120400, 170600, 170900, 190100, 190600, 200800, 210200, 220500, 270300, 270800, 271100, 280800, 280900, 290300, 290500, 551800. В методических указаниях приведены также краткие теоретические сведения, описание оборудования и контрольные вопросы к каждой работе. Указания предназначены для студентов очной и очно-заочной форм обучения соответствующих специальностей.
Редактор Т.Д. Васильева Технический редактор Т.П. Прокудина Орловский государственный технический университет Лицензия ИД № 00670 от 05.01.2000
Подписано к печати 25.05.2002 г. Формат 60х84 1/16. Печать офсетная. Уч.- изд. л. 2,7. Усл. печ. л. 2,8. Тираж 300.
Отпечатано с готового оригинал-макета на полиграфической базе ОрелГТУ, 302030, г. Орел, ул. Московская, 65.
© ОрелГТУ, 2002 © Свидченко С.Ю., Королева Т.Г., 2002
Содержание
Стр.
Лабораторная работа №1. Методы анализа электрических
Лабораторная работа №2. Линейная неразветвлённая цепь Лабораторная работа №3. Линейная разветвлённая цепь синусоидального тока............................................................................... 24 Лабораторная работа №4. Трёхфазные цепи синусоидального
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
МЕТОДЫ АНАЛИЗА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ Цели работы 1.1 Экспериментальная проверка справедливости эквивалентных преобразований схем электрических цепей. 1.2 Закрепление практических навыков использования методов анализа электрических цепей. Экспериментальная проверка результатов расчёта.
Теоретические сведения Электрические цепи делятся на простые и сложные. К признакам, определяющим простую цепь, можно отнести: - наличие только одного источника энергии (сигнала); - возможность до расчётов указать истинные направления токов во всех ветвях; - соединение элементов цепи выполнено по правилам последовательного, параллельного и смешанного соединений. Отсутствие любого из этих признаков может переводить цепь в категорию сложных. Для анализа простых цепей используется два метода (в работе используется первый): - метод свёртки схемы цепи относительно зажимов источника (он же метод определения входного или эквивалентного сопротивления); - метод пропорциональных (определяющих) величин. Из многих методов анализа сложных цепей здесь рассматриваются два: метод контурных токов (МКТ) и метод узловых напряжений (МУН). Все методы, рассматриваемые в работе, применены к цепям постоянного тока, однако они справедливы и в цепях переменного тока. Метод свёртки простых цепей основан на возможности эквивалентных преобразований участков цепи. Преобразуемый участок заменяется на комбинацию (чаще всего более простую) других элементов. Причём, параметры новых элементов определяются из условия сохранения энергетического состояния цепи за пределами преобразуемого участка. Чаще всего используются эквивалентные преобразования, представленные на рисунке 1.1.
в
Рисунок 1.1 - Схемы эквивалентных преобразований: Метод контурных токов. Этот метод позволяет уменьшить количество уравнений системы, составляемых по законам Кирхгофа, до
(1.1)
где число ветвей цепи; число узлов цепи; число источников тока цепи.
Он основан на том, что ток в любой ветви цепи можно представить в виде алгебраической суммы контурных токов, протекающих по этой ветви. При использовании метода перед расчётом выбирают направления и путь протекания контурных токов – по любой ветви должен протекать хотя бы один выбранный контурный ток. Общее число неизвестных контурных токов определяется величиной (формула (1.1)). Причём, из пути их протекания следует исключить ветви с источниками тока. Кроме того, контурных токов следует направить так, чтобы каждый из них проходил через один источник тока. При таком выборе можно считать эти контурных токов известными, задаваемыми условиями задачи: . Для определения неизвестных контурных токов система уравнений составляется только по второму закону Кирхгофа (порядок системы равен ):
В этой системе собственное сопротивление контура. Оно равно сумме сопротивлений ветвей, входящих в этот контур. Падение напряжения на этих сопротивлениях всегда положительно.
В обозначениях (1.2): Рисунок 1.2 – Пример использования метода контурных токов
Метод узловых напряжений (узловых потенциалов). Этот метод позволяет уменьшить количество уравнений системы, составляемой по законам Кирхгофа, до
,
где число ветвей, содержащих только идеальные источники
Методом узловых напряжений рекомендуется пользоваться в тех случаях, когда у < к. Сущность метода состоит в определении напряжений (потенциалов) всех узлов схемы относительно одного из них (базисного), выбранного произвольно. Потенциал базисного узла принимается нулевым. Условно за положительное направление узловых потенциалов принимают направление от данного узла к базисному. Для нахождения узловых напряжений составляется и решается следующая система, основанная на первом законе Кирхгофа:
Суммирование в правых частях (1.3) распространяется на все ветви, присоединённые к -му узлу. В этой системе каждое уравнение соответствует отдельному узлу. сумма проводимости ветвей, присоединённых к узлу «» (собственная проводимость узла). сумма проводимости ветвей, включённых между узлами «» и «» (взаимная проводимость узла). алгебраическая сумма произведений э.д.с. на проводимости ветвей, подключённых к узлу «». алгебраическая сумма источников тока, присоединённых к узлу «». В две последние суммы слагаемые включаются со знаком «+», если э.д.с. или источник тока направлен к узлу «», и со знаком «–», если направление – от узла «».
После нахождения потенциалов ток в ветви, включённой между узлами «» и «», можно найти по формуле:
где и это (в отличие от (1.3)) величины, относящиеся к от- Пример использования МУН представлен на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 - Пример использования метода узловых напряжений
Описание установки Экспериментальная часть работы выполняется на одном из модулей стенда ЛСЭ-2, содержащем два источника э.д.с. и , резисторы различных номиналов , разъёмы , переключатели , а также измерительные приборы и . Всё это смонтировано в центральной части модуля в цепь, схема которой представлена на рисунке 1.4. Слева от цепи размещён многопредельный вольтметр PV, справа – многопредельный миллиамперметр PA. Источники э.д.с. и являются регулируемыми в пределах 0 … 12 В. Ручки регулировки выведены на лицевую панель модуля. В п. 4.2 (см. далее) не для всех вариантов заданий возможно использование источников э.д.с. данного модуля. В этих случаях в качестве и используются другие регулируемые источники э.д.с. постоянного тока, имеющиеся на стенде ЛСЭ-2, например, БП-15 или БП-5.
Рисунок 1.4 – Схема экспериментальной цепи
Программа работы 4.1 Получить у преподавателя вариант задания по входным зажимам схемы (таблица 1.1), а также комплект монтажных проводов. Рассчитать методом свёртки сопротивление схемы относительно этих зажимов. Все другие зажимы схемы рисунка 1.4 попарно закоротить, т.е. соединить монтажными проводами, собрав при этом соответствующую цепь на стенде. 4.2 Подключить к заданным входным зажимам полученной цепи один из источников э.д.с. Причём, для вариантов 1 - 4 следует брать источник ( при этом выключен, а зажимы закорочены). Для вариантов 5 - 8 следует брать источник ( при этом выключен, зажимы закорочены). Для остальных вариантов оба источника модуля должны быть отключены, зажимы и попарно закорочены, а в качестве источника выбирается любой из регулируемых источников напряжения постоянного тока, имеющихся на стенде ЛСЭ-2. Пользуясь методом амперметра и вольтметра и применяя при этом упомянутые приборы и модуля, экспериментально определить сопротивление цепи на трёх значениях напряжения источника. Усреднить полученный результат и сопоставить его с данными расчёта п. 4.1. Определить погрешность:
(1.5)
где экспериментально определённое сопротивление цепи то же, полученное расчётным путём (п. 4.1.); .
Расчётную или экспериментальную схему занести в отчёт.
Таблица 1.1 – Варианты заданий
4.3 Экспериментально определить токи во всех ветвях цепи при включении между зажимами источника э.д.с. , а между зажимами источника э.д.с. . Остальные зажимы цепи попарно закоротить. Значения и получить у преподавателя. Значения токов вписать в таблицу 1.2. Схему занести в отчёт. 4.4 Исследованную в п. 4.3 цепь рассчитать при помощи МКТ. Результаты расчёта занести в таблицу 1.2. Расчётную систему уравнений к ней поместить в отчёт. 4.5 Определить погрешность
(1.6) и занести ее в таблицу 1.2. В (1.6)
Таблица 1.2 – Результаты эксперимента и расчёта
4.6*) Произвести расчёт исследованной в п. 4.3 цепи методом узловых напряжений. Результаты расчёта вписать в таблицу 1.2. Расчётную схему занести в отчёт. 4.7*) Определить погрешность данного расчёта с экспериментом по формуле, аналогичной (1.6). Результаты занести в таблицу 1.2. 4.8 Сделать выводы по работе.
5 Контрольные вопросы 1. Что физически выражают 1-й и 2-й законы Кирхгофа? 2. Каковы отличительные признаки простых цепей? 3. В чём сущность метода свёртки схемы? 4. Каково главное условие эквивалентного преобразования схем? 5. В чём достоинство МКТ по сравнению с методом составления полной системы уравнений Кирхгофа? 6. Каков общий порядок применения МКТ для расчёта схем? 7. Чем определяется количество уравнений, записываемых по МКТ? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ *) только для студентов специальностей 150200, 181300, 190100, 190600, 200800, 220500. 8. Возможно ли измерение контурного тока или же это исключительно расчётная абстракция? 9. Что такое собственное и общее (взаимное) сопротивление? 10. Как на основе контурных токов определяются токи реальные?
Дополнительные вопросы для студентов специальностей 150200, 181300, 190100, 190600, 200800, 220500: 11. В чём достоинство МУН по сравнению с методом составления полной системы уравнений Кирхгофа? 12. Возможно ли преимущество МУН перед МКТ? 13. Каков общий порядок использования МУН для расчёта схем? 14. Каково правило знаков в МУН? 15. Чем определяется количество уравнений, записываемых по МУН? 16. Можно ли записывать уравнение для опорного узла? Каковы критерии выбора опорного узла? 17. Что такое собственная и взаимная (общая) проводимость?
Литература 1. Теоретические основы электротехники. Т.1. Основы теории 2. Касаткин А.С., Немцов М.В. Электротехника. М.: ЭАИ, 1983. - 3. Матханов П.Н. Основы анализа электрических цепей. Линей- 4. Иванов А.А. Электротехника. Лабораторные работы. - Киев: 5. Попов В.П. Основы теории цепей: Учебник для вузов.- 2-е изд.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
ЛИНЕЙНАЯ НЕРАЗВЕТВЛЁННАЯ ЦЕПЬ Цель работы 1.1 Исследовать электрическое состояние линейной неразветвлённой цепи синусоидального тока при различных параметрах реактивных элементов. 1.2 Убедиться в наличии сопротивлений у индуктивного и ёмкостного элементов при протекании через них переменного тока. 1.3 Освоить метод представления синусоидальных величин векторами и метод построения векторных диаграмм напряжения. 1.4 Убедиться в возможности возникновения резонанса напряжения. Определить условия его возникновения.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.113 (0.011 с.) |