Упражнения для постановки звука Л 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения для постановки звука Л



 

Описание правильной артикуляции звука Л

Рот чуть приоткрыт. Губы в нейтральном поло­жении. Кончик языка поднят и упирается в основание верхних резцов. Задняя часть языка (корень языка) приподнята, в результате язык по форме напоминает седло. Выдыхаемая струя воздуха направляется в сто­роны и выходит между нёбом и боковыми краями языка.

Для того чтобы выработать правильную артику­ляцию звука Л, надо научить ребенка напрягать кон­чик языка и плотно прижимать его к верхним зубам.

Далее предлагаются артикуляционные упражнения, способствующие выработки артикуляционной позы.

 

Помассируй язычок

Напомните ребенку, как можно выполнить само­массаж языка. Для этого надо улыбнуться, приоткрыть рот. Затем положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносить слоги «та­-та-та» в течение 5—10 с. Затем пошлепать язык губа­ми, произнося при этом слоги «пя-пя-пя».

Лопатка

(статическое артикуляционное упражнение)

Напомните ребенку, как правильно положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении нужно 5—10 с. За­тем убрать язык, закрыть рот. Если у ребенка язык слишком напряжен и не лежит спокойно на губе, то по нему можно слегка похлопать указательным паль­цем, применив расслабляющий прием самомассажа.

Повторить упражнение 3—5 раз.

Лопаткаиголочка

(динамическое артикуляционное упражнение)

Напомните ребенку, как язык может менять фор­му. Сначала положите на нижнюю губу широкий рас­слабленный язык (поза «Лопатка»). Удерживайте язык в таком положении в течение 3—5 с. Затем на­прягите язык и, выдвинув вперед, придайте ему заост­ренную форму, напоминающую жало (поза «Иголоч­ка»). Удерживайте язык в таком положении тоже 3—5 с. после чего вновь расслабьте, придав форму лопатки.

Попросите ребенка повторить это упражнение несколько раз подряд, изображая то «Лопатку», расслабляя язык, то «Иголочку», напрягая его.

Качели

(динамическое артикуляционное упражнение)

Напомните ребенку, как качать язычок на малень­ких качелях. Дляэтого надо открыть рот и двигать язык внутри ротовой полости. Широкий кончик язы­ка прикасается сначала ко внутренней стороне верх­них резцов, а затем ко внутренней стороне нижних резцов.

Движения надо выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...» или по команде: «Вверх-вниз, вверх вниз...», в спокойном темпе, 6—10 раз.

Маляр

(динамическое артикуляционное упражнение)

Напомните ребенку, как языком-«кисточкой» можно покрасить в «доме» - ротике потолок. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погла­дить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов в глубь ротовой полости и обратно).

Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...», в спокойном темпе, 6—10 раз.

Вкусное варенье

(динамическое артикуляционное упражнение)

Предложите ребенку облизать с губ воображаемое (а можно и настоящее) варенье. Для этого надо от­крыть рот и широким кончиком языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз.

Выполнить 5—10 движений.

Лошадка

(динамическое артикуляционное упражнение)

1. Изобразите, как скачет по дороге лошадка, как она цокает копытами по асфальту или камням. Для этого приоткройте рот, присосите широкий кончик языка к твердому нёбу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвите его. Сначала цокайте в медленном темпе, затем постепенно убыстряйте его.

Предложите ребенку «поскакать на лошадке» вместе с вами. Следите, чтобы кончик языка не под­ворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась не -подвижной.

Выполняйте упражнение в течение 10 секунд.

2. Затем беззвучно пощелкайте кончиком языка. (Выполнять так же, как предыдущее упражнение, но без звука.) Скажите ребенку, что теперь лошадка свернула с дороги и скачет по траве, поэтому и звук стал намного тише. Предложите ребенку поскакать на лошадке вслед за вами. Сначала делайте движения языком медленно, затем темп увеличьте.

Выполняйте упражнение в течение 10с.

Индюк

(динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как можно изобразить голос индюка. Для этого приоткройте рот, слегка улыбнитесь. Выполните широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загните, чтобы было удобнее поглаживать губу. Сначала производите мед­ленные движения, потом увеличивайте темп и добавь­те голос, пока не послышатся звуки: «Бл, бл, бл...» Попросите ребенка тоже изобразить индюка.

Упражнение выполнять в течение 10 с.

Пароход

(артикуляционно - голосовое упражнение)

Покажите ребенку, как гудит большой пароход, подплывая к пристани. Для этого приоткройте рот и длительно, на одном дыхании, произносите звук Ы. (Кончик языка должен быть опущенным и находить­ся в глубине ротовой полости.)

Чистим верхние зубки

(динамическое артикуляционное упражнение) Предложите ребенку почистить верхние зубы спомощью языка. Для этого надо открыть рот и широ­ким кончиком языка погладить верхние резцы с внутренней стороны. Движения языком следует совершать влево-вправо.

Движения выполнять в спокойном темпе 6 — 10раз.

Поймай язычок

(артикуляционно - голосовое упражнение)

Предложите ребенку поймать зубами свой язычок. Для этого во время произнесения звука А надо вы­двинуть изо рта широкий кончик языка и зажать его — слегка прикусить зубами. Повторите упражнение не­сколько раз подряд. При ускоренном темпе будет слышен звук Л.

 

Упражнения для постановки звука Р

Описание правильной артикуляции звука Р

Рот открыт. Губы в нейтральном положении. Язык принимает форму ложечки. Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Кончик языка поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под напором выдыхаемой воздушной

струи.

Для того чтобы выработать правильную артику­ляцию звука Р, надо научить ребенка поднимать кон­чик языка к альвеолам и выдыхать сильную воздуш­ную струю. Под воздействием струи воздуха язык начнет вибрировать — дрожать, как флаг на ветру. В результате будет слышен звук Р.

Качели

(динамическое артикуляционное упражнение)

Попросите ребенка «покачать» свой язычок на качелях. Дляэтого надо широко открыть рот и широким кончиком языка по очереди дотрагиваться сна­чала до бугорков за верхними резцами (альвеол), а затем до основания нижних зубов. В каждом из положений язык удерживается 2—3 с.

Всего нужно выполнить 6—10 движений.

Чистим верхние зубки

(динамическое артикуляционное упражнение)

Предложите ребенку почистить верхние зубы с помощью языка. Для этого надо открыть рот и широ­ким кончиком языка погладить верхние резцы с внут­ренней стороны. Движения языком следует совершать влево-вправо.

Движения выполнять в спокойном темпе 6 — 10 раз.

Маляр

(динамическое артикуляционное упражнение)

Попросите ребенка языком-«кисточкой» покра­сить в «доме»-ротике потолок. Для этого надо от­крыть рот и широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов в глубь рото­вой полости и обратно).

Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...»

Лошадка

(динамическое артикуляционное упражнение)

Попросите ребенка изобразить, как скачет лошад­ка. Для этого надо приоткрыть рот, присосать широ­кий кончик языка к твердому нёбу за верхними зуба­ми, а затем со щелчком оторвать его. Сначала цокать следует в медленном темпе, а затем постепенно уве­личить его.

Следите, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Грибок

(статическое артикуляционное упражнение)

Попросите ребенка показать грибок с помощью языка. Для этого надо широко открыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу и присосать его. Удерживать язык в таком положении 5—10 с. Язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его тоненькую ножку. Затем «откле­ить» язык и закрыть рот.

Повторить упражнение 2—3 раза.

Гармошка

(динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как можно изобразить с по­мощью языка гармошку. Для этого надо присосать широкий кончик языка к нёбу, как это делали в уп­ражнении «Грибок», а затем, не отклеивая язык, от­крывать и закрывать рот. Подъязычная связка (уздечка) будет выполнять роль гармошки, которая то рас­тягивается на всю длину, то потом сжимается.

Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...», в спокойном темпе, 6—10 раз.

Ох, устали!

(артикуляционно - дыхательное упражнение)

Покажите ребенку, как можно изобразить очень уставшего человека. Для этого надо высунуть изо рта широкий расслабленный язык и положить его между расслабленными губами. Затем длительно, на одном дыхании, надо дуть на язык и губы так, чтобы они на­чали вибрировать (следите за тем, чтобы щеки не надувались).

Выполнить упражнение 3—5 раз.

Барабан

(динамическое артикуляционное – голосовое упражнение)

Покажите ребенку, как можно изобразить бара­бан, отбивая дробь с помощью языка. Для этого надо открыть рот, слегка улыбнуться и напряженным кон­чиком языка постучать по альвеолам (бугоркам за верхними резцами), многократно и отчетливо, на од­ном дыхании, произнося звуки «Д-Д-Д». Сначала стучать следует медленно, а затем увеличьте темп.

Попросите ребенка повторить упражнение. Сле­дите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ребенок не закрывал рот. Если это происходит, то между зубами в одном из уголков рта надо вставить ручку зубной щетки или кончик указательного пальца ребенка.

Посоревнуйтесь, чей барабан дольше барабанит.

Комарик

(артикуляционно - голосовое упражнение)

Покажите ребенку, как можно спеть песенку ко­мара. Для этого надо открыть рот, поднять язык за верхние зубы и длительно произносить звук «3».

Попросите ребенка повторить упражнение. Сле­дите за тем, чтобы во время выполнения упражне­ния ребенок не закрывал рот. Если это происходит, то между зубами в одном из уголков рта надо вста­вить ручку зубной щетки или кончик указательного пальца.

Посоревнуйтесь, чей комарик дольше звенит.

Моторчик

(артикуляционно - голосовое упражнение)

Попросите ребенка выполнить упражнение «Ба­рабан» или «Комарик», а сами в это время с помо­щью «заводного ключика» быстро выполняете дви­жения из стороны в сторону, каждый раз задевая и подталкивая кончик языка снизу. В результате меха­ническим способом будет вызываться звук Р — мо­торчик «заработает».

В качестве заводного ключика для автомобиля могут быть использованы ручка чайной ложки (плос­кая), соска от рожка, надетая на шпатель, или указа­тельный палец ребенка.

Предложите ребенку научиться самому с помощью «ключика» заводить свой автомобиль и «ездить» на нем в гости, к бабушке, к друзьям, в цирк, в зоопарк.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.113.64 (0.071 с.)