ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ



ОЛЬГА НОВИКОВСКАЯ

УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

МАЛЕНЬКИЕ ПОДСКАЗКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

 

ИЗДАТЕЛЬСТВО СОВА

МОСКВА Санкт-Петербург

ВКТ Владимир


Об авторе:

Ольга Андреевна Новиковская работает логопедом-Дефектологом в специализированном детском дошкольном учреждении.

Имеет десятки публикаций, посвященных проблемам развивающего обучения детей от полутора до шести лет. Методика О.А Новиковской успешно используется педагогами Санкт-Петербурга..

Новиковская, О.А.

Н73Речевая гимнастика 100 упражнений для|

речи дошкольников / Ольга Новиковская. - М.:

 

Артикуляционные упражнения и игры для развитии речи вашему малышу научиться правильно произносить звуки и расширить словарный запас.

Книга адресована родителям и педагогам.

УДК ББК

Популярное издание

Новиковская Ольга Андреевна

РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА

100 упражнений для развития речи дошкольником

Ответственный редактор М. Воронцова.

Художественное оформление А. Филиппов

Технический редактор Т. Лаврова. Корректор Н. Старостина

Верстка Е. Сальниковой

Подписано в печать 19.06.08. Формат 84х108|/з2. Усл. печ. л. 3.36. Доп. тираж 5000 экз. Заказ № 541 и.

Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953004— научная и популярная литератур!

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.007027.06.07 от 20.06.2007 г.

ООО .Издательство ACT» 141100, Россия, Московская обл., г. Щелково, ул. Заречная, д. Об Наши электронные адреса: WWW.AST.RU E-mail: astpub@ali;i.ni

ООС «Издательство «Сова» 195112 г Санкт-Петербург, а/я № 51. E-mail: ooosova@mail.wplii'. til

ОАО «Владимирская книжная типография». 600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7. Качество печати соответствует качеству предоставленных днапозш ИМ

© О.А. Новиковская, 200Н О ООО Издательство «Сова»


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

САМОМАССАЖ ГУБ И ЯЗЫКА

Упражнения для губ

Упражнения для языка

ПАССИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнения для губ

Упражнения для языка

АКТИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Комплекс упражнений для детей младшего дошкольного возраста (до 4 лет)

Упражнения для нижней челюсти, губ и щек

Упражнения для языка

Комплекс упражнений для детей среднего и старшего дошкольного возраста (с 4 лет)

Упражнения для постановки звуков К, Г и Х

Упражнения для постановки звуков С, 3 и Ц

Упражнения для постановки звуков Ш, Ж, Ч и Щ

Упражнения для постановки звука Л

Упражнения для постановки звука Р

Упражнения для растяжения подъязычной связки

ПРИЛОЖЕНИЕ


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять речевыми органами. К основным речевым органам относятся нижняя челюсть, мягкое нёбо, губы, щеки и язык. В последнее время все чаще у детей отмечаются их недостаточные подвижность и переключаемость, а значит, им недоступны звуки, при произнесении которых необходимы сложные, согла­сованные движения губ и языка. Поэтому, начиная с 2-летнего возраста, полезно проводить спе­циальную артикуляционную гимнастику. В этой книге вы найдете описание специальных игр и упражнений, которые способствуют снятию мышеч­ной напряженности органов артикуляционного аппа­рата, формируют умение чувствовать и контролиро­вать их движения.

Для детей постарше рекомендуются комплексы артикуляционных упражнений для постанов­ки тех звуков, которые чаще других могут от­сутствовать, произноситься с дефектом или же заменяться другими: заднеязычных (К, Г и Х), свистящих (С, 3 и Ц), шипящих (Ш, Ж, Ч и Щ), а также Л и Р.

Кроме того, предлагается комплекс артикуляционных упражнений, направленных на развитие подъязычной связки (уздечки).

Положительный эффект возможен только в том случае, когда упражнения выполняются ежедневно, а главное правильно. Поэтому взрослый должен не только показать ребенку новое упражнение, но и проконтролировать качество его выполнения. Если малышу трудно выполнить упраж­нение, необходимо проводить массаж губ и язы -ка и пассивную артикуляционную гимнасти­ку. Логопедический массаж должен выполнять специалист, а самомассаж (так называется легкий массаж) ребенок может выполнить сам (по образцу).

Звуки речи образуются в результате прохождения воздушной струи через гортань, глотку и ротовую по­лость в момент речевого выдоха. Если же ребенок не может сделать достаточно глубокий вдох, то воздуш­ная струя на выдохе будет слабой, а значит, многие звуки (свистящие, шипящие и звук Р) у ребенка даже при правильной артикуляции не получатся. Такая проблема чаще всего возникает у детей, часто болею­щих простудными заболеваниями. В этой книге вы найдете описание игр для развития правильного речевого дыхания.


САМОМАССАЖ ГУБ И ЯЗЫКА

 

Самомассаж губ и языка — это артикуля­ционные движения, вызывающие эффект, сход­ный с массажным, то есть способствующие активизации кровообращения в области речевых органов, а значит, улучшению их работы.

Предлагаемые упражнения представляют собой нечто среднее между массажем и артикуляционной гимнастикой, потому что массажные движения вы­полняются самим ребенком, причем в игровой фор­ме. Демонстрировать приемы следует, сидя перед зер­калом, так чтобы маленький ученик видел отражение и своего лица, и лица взрослого, а значит, мог срав­нивать свои движения с движениями взрослого. Вы­полнять самомассаж могут дети, начиная с двухлет­него возраста.

 

Упражнения для губ

 

Смешная песенка

Скажите ребенку: «Смешную песенку я знаю и на губах ее сыграю». Теперь покажите, как можно ука­зательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б...» (Движения пальца — сверху вниз.) Ребенок тут же захочет сам исполнить эту смешную песенку.

Расческа

Скажите ребенку, что у вас во рту есть необыкно­венная расческа и сейчас вы будете причесываться. Сначала слегка прикусите нижнюю губу и несколько раз поскоблите ее верхними зубами, как бы причесы­вая. Затем прикусите верхнюю губу и несколько раз поскоблите ее нижними зубами.

Предложите ребенку «причесать» свои губки.

Спрячь губки

Предложите ребенку «спрятать» губки. Покажи­те, как это можно сделать: подогнуть губы и втянуть внутрь. Покажите, как удерживать губы в таком по­ложении, слегка прикусив их зубами.

Пусть малыш тоже «спрячет» свои губки.

 

Упражнения для языка

 

Любопытный язычок

Скажите малышу, что язычок очень любопыт­ный — ему дома не сидится, он все время хочет вы­глянуть изо рта. Сами сложите губы в улыбку, а зубы неплотно сомкните и покажите ребенку, как язык протискивается наружу между зубами — верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка. Предложите малышу повторить это упражнение.

Накажем непослушный язычок

Скажите ребенку, что язычок провинился. Он вы­шел один, без разрешения, на улицу, и теперь при­дется его наказать. Продемонстрируйте упражнение. Сначала высовывайте изо рта язык, слегка покусывая его по всей длине от кончика, а затем втягивайте язык в рот, также покусывая. При выполнении этих движений нужно произносить звуки: «Та, та, та...» Предложите малышу повторить упражнение.

Пожалеем язычок

Жаль нам стало язычок. Не будем мы его больше наказывать, а, наоборот, пожалеем. Для этого повторите предыдущее упражнение, но не кусайте язык зубами, а похлопывайте его губами, произнося звуки:

«Пя, пя, пя...» Предложите малышу повторить и это упражнение.


ПАССИВНАЯ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ

ГИМНАСТИКА

 

Пассивную артикуляционную гимнастику делают, как правило, малышам и тем детям, которые сами не в состоянии выполнять активную артикуляционную гимнастику из-за значительного снижения подвижности

губ и языка.

Пассивную гимнастику выполняет взрослый или сам ребенок. Руки должны быть чисто вымытыми, ногти — коротко подстриженными. Язык следует брать пальцами через стерильную марлевую салфетку.

Пассивные движения нужно выполнять ежедневно,

желательно 2—3 раза в день, медленно и ритмично, повторяя каждое движение 3—4 раза.

Периодически следует проверять, увеличилась ли подвижность губ и языка у ребенка, и, когда это станет возможным, заменить пассивную гимнастику активной.

Ниже приводится описание пассивных артикуляционных упражнений для детей любого возраста, которые можно проводить без помощи специалиста

 

Упражнения для губ

 

Хоботок

Указательными и большими пальцами обеих рук соберите губы ребенка в «хоботок».

Для этого сдвиньте уголки губ к центру, навстречу друг другу.

Улыбка

Указательными пальцами обеих рук растяните губы ребенка в улыбку. Дляэтого потяните уголки губ от центра в стороны.

Поднимание верхней губы

Указательными пальцами обеих рук приподними­те (но не отгибайте, а слегка сдвиньте) верхнюю губу ребенка так, чтобы были видны не только верхние зубы-резцы, но и верхняя десна.

Опускание нижней губы

Указательными и средними пальцами обеих рук опустите нижнюю губу ребенка так, чтобы была вид­на нижняя десна.

Выполняйте каждое упражнение 3—5 раз подряд. Чтобы заинтересовать малыша, рассказывайте сти­хотворение:

Наши губки непростые,

Наши губки золотые,

Смышленые,

Ученые,

Замечательные!

Утиный клювик

Захватите большими и указательными пальцами одновременно верхнюю и нижнюю губы и оттягивайте их вперед, как утиный клювик. Можете предложить ребенку произнести «БА» в момент, когда ваши пальцы соскальзывают с его губ.

 

Упражнения для языка

Поднимание язык.

Приподнимите кончик языка ребенка ручкой чай ной ложки к твердому нёбу или к верхней губе.

Вытягивание языка изо рта

Большим и указательным пальцами правой руки возьмите язык ребенка и слегка потянете его вперед. Девой рукой зафиксируйте положение подбородка ребенка.

Отведение языка в стороны

Большим и указательным пальцами правой руки возьмите кончик языка ребенка и отведите его впра­во. Язык должен коснуться правого уголка губ. Затем отведите язык влево так, чтобы он коснулся левого уголка губ.
АКТИВНАЯ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ

ГИМНАСТИКА

 

Активная артикуляционные гимнастика это гимнастика для нижней челюсти, губ, щек и языка. Ее ребенок выполняет сам, повторяя дви­жения, показанные взрослым. Артикуляционные уп­ражнения бывают статическими (удержание органов артикуляции в определенной позе в течение 2—5 се­кунд) и динамическими (многократное повторение ребенком одного и того же движения). Чтобы помочь ребенку при выполнении статических упражнений, взрослый вслух считает или дает ему следующие команды: «Раз, два, три — от-дох-ни!» или же «Раз, два, три, четыре, пять — теперь можно отдыхать!» Динамические упражнения необходимы для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому выполняются в более быст­ром темпе. Они выполняются тоже под счет («Раз-два, раз-два...») или же по команде взрослого. На­пример, при выполнении упражнения «Качели», пре­дусматривающего подъем и опускание языка, коман­ды могут быть такими: «Вверх-вниз, вверх-вниз...»

Артикуляционные упражнения выполняются мед­ленно и обязательно перед зеркалом, чтобы малыш мог видеть и ваше лицо, движения которого он копирует. и себя самого, а взрослый следил, все ли правильно он делает. Если ребенок не может повторить какое - либо действие, помогите ему, проведя соответствующее пассивное упражнение (используя пальцы рук или чайную ложечку).

 

Птенчик

(статическое артикуляционное упражнение)

Скажите малышу, что он птенчик, а себя назовите птичкой-мамой. Сообщите птенчику, что сейчас вы будете его кормить. Попросите ребенка широко от­крыть рот (покажите, как это делать) и остаться в та­ком положении несколько секунд (положение губ, как при произнесении звука А).

Поднесите пальцы руки, сложенные щепотью, к открытому рту ребенка, словно вы что-то кладете или насыпаете.

При этом расскажите стихотворение:

Ротик шире открывай

Кушай, птенчик, не зевай!

Улыбка

(статическое артикуляционное упражнение)

Игра подготовит губы ребенка к произнесению звуков И, С, 3.

Широко улыбнитесь, обнажив сомкнутые зубы (положение губ, как при произнесении звука «И»). Прикус естественный: нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. Попросите ребенка улыбнуться в ответ и удержать губы в улыбке 2—5 секунд.

Расскажите стихотворение:

Улыбнись мне поскорей.

Тяни губки до ушей!

Колечко

(статическое артикуляционное упражнение)

Скажите малышу, что умеете делать колечко: вы открываете рот, округлив губы рупором, и вытягива­ете их вперед (положение губ, как при произнесении звука О). Удержите губы в таком положении 2—5 секунд

и спросите, сумеет ли он сделать такое же колечко.

Расскажите стихотворение:

Губки круглые сложи

И колечко покажи.

Малыш плачет

(динамическое артикуляционное упражнение)

Скажите малышу, что, когда маленький ребенок плачет, он кричит: «УА-УА!», а затем произнесите это звукоподражание, но беззвучно, только шевеля губами. Таким образом, вы показываете одно за дру­гим артикуляционные упражнения «Трубочка» и «Птенчик». Попросите ребенка повторить эти дви­жения губами. Менять положение губ нужно 2—5 раз подряд.

Веселый — грустный

(динамическое артикуляционное упражнение)

Эта игра также вырабатывает навык быстрого из­менения положения губ. Расскажите ребенку, что, когда человеку весело, он всегда улыбается, а когда грустно, его губы собираются в трубочку. Покажите малышу сначала веселого человечка, а потом груст­ного. (Движение губ, как при последовательном про­изнесении звуков ИУ.) Сменить положение губ надо 2—5раз.

Шарик

(статическое и динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите, как можно надуть щеки и удерживать их в таком положении 3—5 секунд. Если ребенку не удается повторить, предложите ему просто дунуть, а сами сожмите в этот момент губы малыша своими пальцами. В результате щеки надуются. Удерживать щеки в таком положении надо в течение 2—5 секунд. Затем покажите, как поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав звук, выйдет наружу.

Расскажите стихотворение:

Шарик надувай,

Воздух выпускай.

Поцелуй

(статическое и динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите малышу, как можно втянуть щеки внутрь рта, всосав в себя воздух. При этом нижняя челюсть слегка опущена, губы сомкнуты. Удерживай­те такую позу в течение 2—5 секунд, а затем с усили­ем разомкните губы, слегка причмокнув. Если ребенку не удается втянуть щеки, предложите ему вытянуть губы немного вперед и причмокнуть. Повторите уп­ражнение 2—5 раз.

Научите малыша посылать воздушный поцелуй. Следите за тем, чтобы ребенок чмокал губами имен­но в тот момент, когда подносит свою ладошку к гу­бам, а не раньше и не позже.

Расскажите стихотво­рение:

Губки в трубочку сложу я.

Потом маму поцелую.

Рыбка

(динамическое артикуляционное упражнение)

Эта игра также подготовит губы ребенка к произнесению звуков М, П, Б.

Скажите малышу, что рыбка разговаривать не умеет;

Ротик открывает,

Что сказать, не знает !

Затем покажите, как рыбка открывает ротик. Для этого сначала широко откройте рот, потом резко за­кройте, плотно смыкая губы. Постепенно усиливай­те темп.

Теперь предложите малышу самому изобразить рыбку, пускающую пузыри. Когда малыш научит­ся выполнять упражнение, расскажите стихотво­рение:

Рыбка ротик открывает

Пузыри она пускает.

Тигр

(статическое и динамическое артикуляционное упражнение)

Игра, развивая подвижность губ, подготавливает их к произнесению звуков О, Н.

Предложите малышу изобразить тигра. Для этого продемонстрируйте «тигриный» оскал: отведите губы в стороны и обнажите зубы.

Теперь попросите ребенка не только оскалиться, но и выставить когти. Для этого ему нужно поднять кисти рук к лицу, согнуть пальцы, напрячь их и удер­живать в таком положении.

Расскажите стихотворение:

Злого тигра всякий знает

Тигр всех вокруг пугает.

Упражнения для языка

 

Все приведенные ниже упражнения приучают ребенка

расслаблять язык, развивают его подвижность и подготавливают к произнесению согласных звуков.

Лопатка

(статическое артикуляционное упражнение)

Посмотрите на малыша, улыбнитесь, откройте рот и положите широкий, расслабленный язык на нижнюю губу. Скажите малышу, что язычок похож на лопатку, и предложите ребенку показать его «лопатку ».

Пока ребенок удерживает язык в течение 3—5 секунд, расскажите стихотворение:

Вот она, лопатка, —

Широка да гладка.

Прятки

(динамическое артикуляционное упражнение)

Расскажите малышу, что язык умеет играть в прятки, и покажите, как он это делает. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу, как и в предыдущем упражнении, а затем отодвиньте язык за нижние зубы — «язычок спрятался». Предложите малышу поиграть в прятки со своим язычком и совершить 3—5 таких движений.

Можно заинтересовать ребенка иначе. Скажите, что будете ловить его язычок. Поднесите ладонь ко рту ребенка, произнесите: «Цап!» и сделайте хватательное движение, как будто хотите поймать высунутый язык. В этот момент ребенок прячет язык.

Во время занятия рассказывайте рифмовку:

Мы играем в прятки.

Где ж твоя лопатка?

Горка

(статическое артикуляционное упражнение) Расскажите ребенку, что язычок умеет не только в прятки играть, но и с горки кататься. «Смотри, какая большая горка!» — произносите вы, улыбаетесь и открываете рот. Кончиком языка надо упереться в ниж­ние зубы, как в упражнении «Прятки», затем, не отрывая кончика, приподнять среднюю часть языка и выгнуть ее горкой. Теперь предложите ребенку самому показать горку. Пока ребенок выполняет упраж­нение, расскажите стихотворение:

Вот она какая,

Горочка крутая!

Кошечка

(динамическое артикуляционное упражнение)

Расскажите малышу, что кошка лакает молоко из блюдца язычком. Покажите, как она это делает: вы­суньте изо рта и втяните широкий, как лопатка, язык, совершая при этом соответствующие движения. Предложите малышу изобразить кошечку, которая лакает молоко из блюдца, и повторить движения язы­ком 3—5 раз. Затем покажите, как сложить ладони, словно это блюдечко, и «полакать» молочко:

Полакай, как кошка,

Молоко из плошки.

Иголочка

(статическое артикуляционное упражнение)

Откройте рот и, улыбаясь, высуньте как можно дальше напряженный язык. Придайте ему форму длинного и тонкого жала и удержите в этой позе в те­чение 3—5 секунд. Теперь попросите малыша повто­рить упражнение и скажите, что его язык похож на длинную и острую иголку. Покажите, будто вы хоти­те прикоснуться ладонью к «иголочке», но затем, не донеся руки до рта малыша, отдерните ее: «Ой, какая острая!» Расскажите стихотворение:

Вот она, иголка, —

И остра, и колка.

Часики

(динамическое артикуляционное упражнение)

Высуньте изо рта длинный и тонкий как жало язык. Совершайте им движения из одного угла рта к другому и обратно. Скажите малышу, что так же качается маятник у часов. Затем попросите ребенка показать его «часики». Пусть малыш совершит 48 движений языком из стороны в сторону.

Обязательно следите за тем, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась неподвижной и, если необходимо, фиксируйте челюсть рукой. При выполнении упражнения произносите: «Тик-так, так-так...», задавая темп движений.

Качели

(динамическое артикуляционное упражнение)

Высуньте изо рта язык. Совершайте им движения вверх-вниз, стремясь дотянуться то до носа, то до подбородка. Скажите малышу, что так язычок качается на. качелях. Теперь предложите ребенку покачать на качелях его язычок 4—8 раз.

Следите за тем, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась неподвижной, и, если необходимо, фиксируйте челюсть рукой. При выполнении ребенком упражнения произносите слова: «Вверх-вниз, вверх-вниз...», задавая темп движений.

Обезьянка

(статическое артикуляционное упражнение)

Изобразите обезьяну: приоткройте рот и поместите кончик языка между верхней губой и верхними зубами. Скажите, что вы — обезьянка-мама. Попросите малыша изобразить смешную обезьянку и удерживать такую позу в течение 3—5 секунд.

В следующий раз покажите обезьянку-папу: по­местите кончик языка между нижней губой и нижни­ми зубами. Предложите малышу изобразить обезьян­ку. Пока ребенок удерживает такую позу в течение 3—5 секунд, расскажите рифмовку:

Мы покажем обезьян:

За губой у них карман,

А в кармашке — язычок.

Чики-чок, чики-чок!

Обезьянка и банан

(статическое и динамическое артикуляционное упражнение)

Расскажите малышу, что обезьяна очень любит бананы. «Вот она откусила кусочек банана и спрята­ла его за щеку», — кончиком языка оттопырьте пра­вую щеку и останьтесь в таком положении в течение 3—5 секунд. Теперь предложите малышу самому изобразить, как обезьяна прячет за щекой банан.

Затем покажите, как обезьянка спрятала кусочек ба­нана за другой щекой, — оттопырьте языком левую щеку.

Теперь попросите ребенка спрятать «банан», а вы постараетесь отгадать, за какой щекой он окажется. Дотроньтесь до оттопыренной щеки малыша пальцем: «Здесь банан!» Когда ребенок изменит положение языка, вновь покажите, за какой щекой «спрятан ба­нан». Расскажите рифмовку:

У нашей обезьяны

За щекой бананы.

Лошадка

(динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите малышу, как можно изобразить скачущую лошадку: нужно приоткрыть рот, присосать широкий кончик языка к твердому нёбу за верхними зу­бами, а затем со щелчком оторвать его. Сначала цо­кайте медленно, а затем быстрее и быстрее.

Предложите малышу «поскакать на лошадке» вместе с вами.

В процессе выполнения артикуляционного упраж­нения «Лошадка» можете согнуть руки в локтях, сжать их в кулаки и слегка покачивать руками, изоб­ражая всадника, держащего в руках вожжи. Расска­жите стихотворение:

Скачем на лошадке

По дорожке гладкой.

Стой, лошадка!

(динамическое артикуляционное упражнение)

Скажите малышу, что пора лошадке остановить­ся. Покажите, как конюх останавливает лошадь: вы закрываете рот, смыкаете губы и выпускаете воздух так, чтобы воздушная струя заставила губы вибриро­вать — как можно дольше, чтобы получился звук, похожий на «тпру».

Теперь предложите малышу остановить и свою лошадку.

 

Артикуляционные упражнения не обязательно превращать в специально организованные игровые занятия, их можно проводить в любое время, напри­мер, во время умывания и еды. Покажите малышу во время утреннего туалета, как нужно полоскать рот водой, плотно смыкая губы; как, запрокинув голову, полоскать горло; как языком проверять, хорошо ли вычищены зубы.

Во время еды дайте ребенку задания облизать ложку, блюдце, пиалу; предложите попить сок с помощью мощью трубочки. Сначала трубочка должна быть до -статочно большого диаметра, а затем, когда малыш научится ею пользоваться, предложите тоненькую трубочку - соломку.

Оказавшись рядом перед зеркалом, поиграйте в «клоунов», то есть покорчите смешные и даже страш­ные рожицы.

В подвижные игры также старайтесь включать элементы знакомых малышу артикуляционных уп­ражнений. Если вы играете в лошадок, озвучьте их движения: поцокайте языком, а в конце пути остано­вите лошадей, произнеся: «Тпру!»

 

Комплекс упражнений

Хоботок-улыбка

(динамическое артикуляционное упражнение) Покажите ребенку, как вытянуть вперед хоботком губы (как при утрированном произнесении звука У), а затем растянуть их в широкой улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую артикуляцион­ную позу удерживать 2—3 с. Предложите ребенку по­вторить упражнение.

Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...», в спокойном темпе. Повторить движение 6— 10раз.

Лопатка

(статическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении нужно 5—10 с. За­тем убрать язык и закрыть рот. Если у ребенка язык слишком напряжен и не лежит спокойно на губе, то по нему можно слегка похлопать указательным паль­цем, применив расслабляющий прием самомассажа. Повторить упражнение 3—5 раз.

Лопатка — иголочка

(динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как язык может менять форму. Сначала положите на нижнюю губу широкий расслабленный язык (поза «Лопатка»). Удерживайте язык в таком положении в течение 3—5 секунд. Затем напрягите язык и, выдвинув вперед, придайте ему заостренную форму, напоминающую жало (поза «Иголочка»).

Удерживайте язык в таком положении тоже 3 — 5 секунд, после чего вновь расслабьте, придав форму лопатки.

Попросите ребенка повторить это упражнение, изображая то «Лопатку», то «Иголочку», несколько раз подряд.

Чистим нижние зубки

(динамическое артикуляционное упражнение)

Предложите ребенку почистить нижние зубы с помощью языка. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погладить нижние зубы-резцы с внутренней стороны. Движения языком следует совершать вверх-вниз, в спокойном темпе, 6—10 раз.

Качели

(динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как можно покачать язычок на «качелях». Возможны следующие варианты:

1. Язык высунуть изо рта. Широкий кончик языка поднимается к носу и опускается к подбородку. Это «большие качели».

2. Рот открыт, но язык двигается внутри ротовой полости. Широкий кончик языка прикасается к внут­ренней стороне верхних зубов (резцов), затем ко внутренней стороне нижних зубов. Это «маленькие качели».

Движения нужно выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз...», в спокойном темпе, 6—10 раз.

Горка

(динамическое артикуляционное упражнение) Покажите ребенку, как с помощью языка можно изобразить чудо-горку, которая то появляется, то исчезает. Для этого надо открыть рот и упереться широким кончиком языка в основания нижних резцов. После этого сначала выгнуть среднюю и заднюю части языка вверх — горка появляется, затем опустить их вниз — горка исчезает.

Движения нужно выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз...», в спокойном темпе, 6—10 раз.

Катушка

(динамическое артикуляционное упражнение) Покажите ребенку, как можно «покатать» язык во рту. Для этого так же, как в предыдущем упражне­нии, широким кончиком языка надо упереться в ос­нования нижних резцов. Затем, не отрывая кончика языка от зубов, «выкатить» среднюю часть языка изо рта, а затем вновь втянуть ее.

Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...» или по команде: «Вперед-назад, вперед-назад...», в спокойном темпе, 6—10 раз.

 

Загони мяч в ворота

(дыхательно - артикуляционное упражнение) Покажите ребенку, как можно подуть на ватный шарик или шарик из скомканной бумаги, загоняя его между двумя кубиками. При этом губы надо сложить в легкую улыбку. Загонять шарик «в ворота» следует на одном выдохе. Важно следить за тем, чтобы щеки ребенка при выдохе не надувались (можно их слегка придерживать ладонями).

Хоботок — улыбка

(динамическое артикуляционное упражнение)

Напомните ребенку, как нужно вытянуть вперед губы хоботком (как при произнесении звука У), а затем растянуть их в широкой улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую артикуляционную позу удерживать 2—3 с.

Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...» или по команде: «Хоботок — улыбка, хоботок — улыбка...», в спокойном темпе. Повторить движение 5—10 раз.

Помассируй язычок

(прием самомассажа)

Напомните ребенку, как выполнять самомассаж языка. Для этого надо улыбнуться, приоткрыть рот. Затем положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносить слоги «та-та-та» в течение 5—10 с. Затем пошлепать язык гу­бами, произнося при этом слоги «пя-пя-пя».

Ослик

(артикуляционно - голосовое упражнение)

Изобразите ослика. Для этого надо улыбнуться, при­открыть рот и с силой произнести звукосочетание «ИЕ». Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

Предложите ребенку поиграть в двух упрямых ос­ликов, которые встали на дороге и кричат друг другу:

-Ие!

-Ие!

-Ие!

Лопатка

(статическое артикуляционное упражнение)

Напомните ребенку, как положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении нужно 5— 10 с. Затем убрать язык, закрыть рот. Если у ребенка язык слишком напряжен и не лежит спокойно на губе, то по нему можно слегка похлопать указательным пальцем, применив расслабляющий прием самомассажа.

Повторить упражнение 3—5 раз.

Качели

(динамическое артикуляционное упражнение)

Напомните ребенку, как качать язычок на больших, а потом на маленьких качелях.

Большие качели. Язык высунуть изо рта. Широкий кончик языка нужно поднимать к носу, а затем опускать к подбородку.

Маленькие качели. Рот открыт, но во рту язык двигается. Широкий кончик языка прикасается к внутренней стороне верхних зубов (резцов), затем ко внутренней стороне нижних зубов.

Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз...», в спокойном темпе, 6—10 раз.

Чистим нижние зубки

(динамическое артикуляционное упражнение)

Напомните ребенку, как надо чистить нижние зубы с помощью языка. Для этого открыть рот и широким кончиком языка погладить нижние резцы с внутренней стороны. Движения языком следует совершать вверх-вниз.

Упражнение выполняется под счет: «Раз-два, раз-два...». в спокойном темпе, 6—10 раз.

Горка

(динамическое артикуляционное упражнение)

Напомните ребенку, как с помощью языка можно изобразить горку, которая то вырастает, то исчезает. Для этого надо открыть рот и упереться широким кончиком языка в основания нижних резцов. Сначала выгнуть среднюю часть языка вверх — горка появляется, затем опустить ее вниз — горка пропадает.

Движения выполнять под счет, в спокойном тем­пе, 6—10 раз.

Катушка

(динамическое артикуляционное упражнение) Напомните ребенку, как можно «покатать» язык во рту. Для этого также, как в предыдущем упражне­нии, широким кончиком языка надо упереться в ос­нования нижних резцов. Затем, не отрывая кончика языка от зубов, «выкатить» среднюю часть языка впе­ред изо рта, а затем вновь убрать ее в глубь рта.

Движения выполнять под счет, в спокойном тем­пе, 5—10 раз.

Бантик

(статическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как можно придать языку форму бантика. Для этого надо открыть рот и широ­ким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Затем, как в упражнении «Катушка», выгнуть среднюю часть языка вверх и вперед. В тот момент, когда средняя часть языка «выкатится» изо рта наружу, слегка прикусить язык верхними зубами. Ока­завшаяся снаружи средняя часть языка по форме бу­дет напоминать бантик за счет того, что согнутый пополам язык будет иметь посередине желобок. Удерживать язык в таком положении нужно под счет в те­чение 5—10 секунд.

 

 

Повторить упражнение 3—5 раз.

Трубочка

(дыхательно - артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как можно свернуть язык тру­бочкой и высунуть его изо рта. Для этого боковые края языка надо поднять вверх и постараться сомкнуть их. Предложите ребенку самому сделать трубочку из языка и подуть в нее.

Повторить упражнение 3 раза.

 

Ш, Ж, Ч и Щ

Описание правильной артикуляции звуков III и Ж

Рот открыт. Губы выдвинуты вперед в форме ру­пора. Широкий кончик языка поднят и находится за верхними резцами на уровне альвеол (бугорков за верхними зубами), но не касается их. Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Язык имеет форму ковша.

Для того чтобы выработать правильную артику­ляцию звуков Ш и Ж, а затем и звуков Ч и Щ, надо научить ребенка выдвигать вперед губы, а широкий кончик языка поднимать вверх, размещая его за верх­ними зубами. Кроме того надо учиться придавать языку форму ковша или чашечки.

 

Хоботок-улыбка

(динамическое артикуляционное упражнение)

Напомните ребенку, как нужно вытянуть вперед хоботком губы (как при произнесении звука У), а за­тем растягивать их в широкой улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую артикуляционную позу удерживать по 2—3 с.

Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...» или по команде: «Хоботок-улыбка, хоботок-улыбка...», в спокойном темпе. Повторить движение 5-10 раз.

Колечко

(статическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как открыть рот, округлив при этом губы и рупором вытянув их вперед (положение губ, как при произнесении звука О). Удерживайте губы в таком положении 5—10с.

Помассируй язычок

Напомните ребенку, как можно выполнить само­массаж языка.

Для этого надо улыбнуться, приоткрыть рот. За­тем положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносить слоги «та-та-та» в течение 5—10 с.

Затем пошлепать язык губами, произнося при этом слоги «пя-пя-пя».

Лопатка

(статическое артикуляционное упражнение)

Напомните ребенку, как положить широкий рас­слабленный язык на нижнюю губу. Удерживать язык в та­ком положении нужно 5—10 с. Затем убрать язык, закрыть рот. Если у ребенка язык слишком напряжен и не лежит спокойно на губе, то по нему можно слегка похлопать ука­зательным пальцем, применив расслабляющий прием са­момассажа. Повторить упражнение 3—5 раз.

Качели

(динамическое артикуляционное упражнение)

Напомните ребенку, как качать язычок на боль­ших, а потом на маленьких качелях.

Большие качели. Язык высунуть изо рта. Широ­кий кончик языка поднимать к носу, а затем опускать к подбородку.

<



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.89.248 (0.012 с.)