Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для развития речи дошкольников↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ОЛЬГА НОВИКОВСКАЯ
УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ МАЛЕНЬКИЕ ПОДСКАЗКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ИЗДАТЕЛЬСТВО СОВА МОСКВА Санкт-Петербург ВКТ Владимир Об авторе: Ольга Андреевна Новиковская работает логопедом-Дефектологом в специализированном детском дошкольном учреждении. Имеет десятки публикаций, посвященных проблемам развивающего обучения детей от полутора до шести лет. Методика О.А Новиковской успешно используется педагогами Санкт-Петербурга.. Новиковская, О.А. Н73 Речевая гимнастика 100 упражнений для| речи дошкольников / Ольга Новиковская. - М.:
Артикуляционные упражнения и игры для развитии речи вашему малышу научиться правильно произносить звуки и расширить словарный запас. Книга адресована родителям и педагогам. УДК ББК Популярное издание Новиковская Ольга Андреевна РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА 100 упражнений для развития речи дошкольником Ответственный редактор М. Воронцова. Художественное оформление А. Филиппов Технический редактор Т. Лаврова. Корректор Н. Старостина Верстка Е. Сальниковой Подписано в печать 19.06.08. Формат 84х108|/з2. Усл. печ. л. 3.36. Доп. тираж 5000 экз. Заказ № 541 и. Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953004— научная и популярная литератур! Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.007027.06.07 от 20.06.2007 г. ООО.Издательство ACT» 141100, Россия, Московская обл., г. Щелково, ул. Заречная, д. Об Наши электронные адреса: WWW.AST.RU E-mail: astpub@ali;i.ni ООС «Издательство «Сова» 195112 г Санкт-Петербург, а/я № 51. E-mail: ooosova@mail.wplii'. til ОАО «Владимирская книжная типография». 600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7. Качество печати соответствует качеству предоставленных днапозш ИМ © О.А. Новиковская, 200Н О ООО Издательство «Сова» СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ САМОМАССАЖ ГУБ И ЯЗЫКА Упражнения для губ Упражнения для языка ПАССИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Упражнения для губ Упражнения для языка АКТИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Комплекс упражнений для детей младшего дошкольного возраста (до 4 лет) Упражнения для нижней челюсти, губ и щек Упражнения для языка Комплекс упражнений для детей среднего и старшего дошкольного возраста (с 4 лет) Упражнения для постановки звуков К, Г и Х Упражнения для постановки звуков С, 3 и Ц Упражнения для постановки звуков Ш, Ж, Ч и Щ Упражнения для постановки звука Л Упражнения для постановки звука Р Упражнения для растяжения подъязычной связки ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять речевыми органами. К основным речевым органам относятся нижняя челюсть, мягкое нёбо, губы, щеки и язык. В последнее время все чаще у детей отмечаются их недостаточные подвижность и переключаемость, а значит, им недоступны звуки, при произнесении которых необходимы сложные, согласованные движения губ и языка. Поэтому, начиная с 2-летнего возраста, полезно проводить специальную артикуляционную гимнастику. В этой книге вы найдете описание специальных игр и упражнений, которые способствуют снятию мышечной напряженности органов артикуляционного аппарата, формируют умение чувствовать и контролировать их движения. Для детей постарше рекомендуются комплексы артикуляционных упражнений для постановки тех звуков, которые чаще других могут отсутствовать, произноситься с дефектом или же заменяться другими: заднеязычных (К, Г и Х), свистящих (С, 3 и Ц), шипящих (Ш, Ж, Ч и Щ), а также Л и Р. Кроме того, предлагается комплекс артикуляционных упражнений, направленных на развитие подъязычной связки (уздечки). Положительный эффект возможен только в том случае, когда упражнения выполняются ежедневно, а главное — правильно. Поэтому взрослый должен не только показать ребенку новое упражнение, но и проконтролировать качество его выполнения. Если малышу трудно выполнить упражнение, необходимо проводить массаж губ и язы -ка и пассивную артикуляционную гимнастику. Логопедический массаж должен выполнять специалист, а самомассаж (так называется легкий массаж) ребенок может выполнить сам (по образцу). Звуки речи образуются в результате прохождения воздушной струи через гортань, глотку и ротовую полость в момент речевого выдоха. Если же ребенок не может сделать достаточно глубокий вдох, то воздушная струя на выдохе будет слабой, а значит, многие звуки (свистящие, шипящие и звук Р) у ребенка даже при правильной артикуляции не получатся. Такая проблема чаще всего возникает у детей, часто болеющих простудными заболеваниями. В этой книге вы найдете описание игр для развития правильного речевого дыхания. САМОМАССАЖ ГУБ И ЯЗЫКА
Самомассаж губ и языка — это артикуляционные движения, вызывающие эффект, сходный с массажным, то есть способствующие активизации кровообращения в области речевых органов, а значит, улучшению их работы. Предлагаемые упражнения представляют собой нечто среднее между массажем и артикуляционной гимнастикой, потому что массажные движения выполняются самим ребенком, причем в игровой форме. Демонстрировать приемы следует, сидя перед зеркалом, так чтобы маленький ученик видел отражение и своего лица, и лица взрослого, а значит, мог сравнивать свои движения с движениями взрослого. Выполнять самомассаж могут дети, начиная с двухлетнего возраста.
Упражнения для губ
Смешная песенка Скажите ребенку: «Смешную песенку я знаю и на губах ее сыграю». Теперь покажите, как можно указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б...» (Движения пальца — сверху вниз.) Ребенок тут же захочет сам исполнить эту смешную песенку. Расческа Скажите ребенку, что у вас во рту есть необыкновенная расческа и сейчас вы будете причесываться. Сначала слегка прикусите нижнюю губу и несколько раз поскоблите ее верхними зубами, как бы причесывая. Затем прикусите верхнюю губу и несколько раз поскоблите ее нижними зубами. Предложите ребенку «причесать» свои губки. Спрячь губки Предложите ребенку «спрятать» губки. Покажите, как это можно сделать: подогнуть губы и втянуть внутрь. Покажите, как удерживать губы в таком положении, слегка прикусив их зубами. Пусть малыш тоже «спрячет» свои губки.
Упражнения для языка
Любопытный язычок Скажите малышу, что язычок очень любопытный — ему дома не сидится, он все время хочет выглянуть изо рта. Сами сложите губы в улыбку, а зубы неплотно сомкните и покажите ребенку, как язык протискивается наружу между зубами — верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка. Предложите малышу повторить это упражнение. Накажем непослушный язычок Скажите ребенку, что язычок провинился. Он вышел один, без разрешения, на улицу, и теперь придется его наказать. Продемонстрируйте упражнение. Сначала высовывайте изо рта язык, слегка покусывая его по всей длине от кончика, а затем втягивайте язык в рот, также покусывая. При выполнении этих движений нужно произносить звуки: «Та, та, та...» Предложите малышу повторить упражнение. Пожалеем язычок Жаль нам стало язычок. Не будем мы его больше наказывать, а, наоборот, пожалеем. Для этого повторите предыдущее упражнение, но не кусайте язык зубами, а похлопывайте его губами, произнося звуки: «Пя, пя, пя...» Предложите малышу повторить и это упражнение. ПАССИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Пассивную артикуляционную гимнастику делают, как правило, малышам и тем детям, которые сами не в состоянии выполнять активную артикуляционную гимнастику из-за значительного снижения подвижности губ и языка. Пассивную гимнастику выполняет взрослый или сам ребенок. Руки должны быть чисто вымытыми, ногти — коротко подстриженными. Язык следует брать пальцами через стерильную марлевую салфетку. Пассивные движения нужно выполнять ежедневно, желательно 2—3 раза в день, медленно и ритмично, повторяя каждое движение 3—4 раза. Периодически следует проверять, увеличилась ли подвижность губ и языка у ребенка, и, когда это станет возможным, заменить пассивную гимнастику активной. Ниже приводится описание пассивных артикуляционных упражнений для детей любого возраста, которые можно проводить без помощи специалиста
Упражнения для губ
Хоботок Указательными и большими пальцами обеих рук соберите губы ребенка в «хоботок». Для этого сдвиньте уголки губ к центру, навстречу друг другу. Улыбка Указательными пальцами обеих рук растяните губы ребенка в улыбку. Дляэтого потяните уголки губ от центра в стороны. Поднимание верхней губы Указательными пальцами обеих рук приподнимите (но не отгибайте, а слегка сдвиньте) верхнюю губу ребенка так, чтобы были видны не только верхние зубы-резцы, но и верхняя десна. Опускание нижней губы Указательными и средними пальцами обеих рук опустите нижнюю губу ребенка так, чтобы была видна нижняя десна. Выполняйте каждое упражнение 3—5 раз подряд. Чтобы заинтересовать малыша, рассказывайте стихотворение: Наши губки непростые, Наши губки золотые, Смышленые, Ученые, Замечательные!
Утиный клювик Захватите большими и указательными пальцами одновременно верхнюю и нижнюю губы и оттягивайте их вперед, как утиный клювик. Можете предложить ребенку произнести «БА» в момент, когда ваши пальцы соскальзывают с его губ.
Упражнения для языка Поднимание язык. Приподнимите кончик языка ребенка ручкой чай ной ложки к твердому нёбу или к верхней губе. Вытягивание языка изо рта Большим и указательным пальцами правой руки возьмите язык ребенка и слегка потянете его вперед. Девой рукой зафиксируйте положение подбородка ребенка. Отведение языка в стороны Большим и указательным пальцами правой руки возьмите кончик языка ребенка и отведите его вправо. Язык должен коснуться правого уголка губ. Затем отведите язык влево так, чтобы он коснулся левого уголка губ. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Активная артикуляционные гимнастика — это гимнастика для нижней челюсти, губ, щек и языка. Ее ребенок выполняет сам, повторяя движения, показанные взрослым. Артикуляционные упражнения бывают статическими (удержание органов артикуляции в определенной позе в течение 2—5 секунд) и динамическими (многократное повторение ребенком одного и того же движения). Чтобы помочь ребенку при выполнении статических упражнений, взрослый вслух считает или дает ему следующие команды: «Раз, два, три — от-дох-ни!» или же «Раз, два, три, четыре, пять — теперь можно отдыхать!» Динамические упражнения необходимы для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому выполняются в более быстром темпе. Они выполняются тоже под счет («Раз-два, раз-два...») или же по команде взрослого. Например, при выполнении упражнения «Качели», предусматривающего подъем и опускание языка, команды могут быть такими: «Вверх-вниз, вверх-вниз...» Артикуляционные упражнения выполняются медленно и обязательно перед зеркалом, чтобы малыш мог видеть и ваше лицо, движения которого он копирует. и себя самого, а взрослый следил, все ли правильно он делает. Если ребенок не может повторить какое - либо действие, помогите ему, проведя соответствующее пассивное упражнение (используя пальцы рук или чайную ложечку).
Птенчик (статическое артикуляционное упражнение) Скажите малышу, что он птенчик, а себя назовите птичкой-мамой. Сообщите птенчику, что сейчас вы будете его кормить. Попросите ребенка широко открыть рот (покажите, как это делать) и остаться в таком положении несколько секунд (положение губ, как при произнесении звука А). Поднесите пальцы руки, сложенные щепотью, к открытому рту ребенка, словно вы что-то кладете или насыпаете. При этом расскажите стихотворение: Ротик шире открывай — Кушай, птенчик, не зевай! Улыбка (статическое артикуляционное упражнение) Игра подготовит губы ребенка к произнесению звуков И, С, 3. Широко улыбнитесь, обнажив сомкнутые зубы (положение губ, как при произнесении звука «И»). Прикус естественный: нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. Попросите ребенка улыбнуться в ответ и удержать губы в улыбке 2—5 секунд. Расскажите стихотворение: Улыбнись мне поскорей. Тяни губки до ушей! Колечко (статическое артикуляционное упражнение) Скажите малышу, что умеете делать колечко: вы открываете рот, округлив губы рупором, и вытягиваете их вперед (положение губ, как при произнесении звука О). Удержите губы в таком положении 2—5 секунд и спросите, сумеет ли он сделать такое же колечко. Расскажите стихотворение: Губки круглые сложи И колечко покажи. Малыш плачет (динамическое артикуляционное упражнение) Скажите малышу, что, когда маленький ребенок плачет, он кричит: «УА-УА!», а затем произнесите это звукоподражание, но беззвучно, только шевеля губами. Таким образом, вы показываете одно за другим артикуляционные упражнения «Трубочка» и «Птенчик». Попросите ребенка повторить эти движения губами. Менять положение губ нужно 2—5 раз подряд. Веселый — грустный (динамическое артикуляционное упражнение) Эта игра также вырабатывает навык быстрого изменения положения губ. Расскажите ребенку, что, когда человеку весело, он всегда улыбается, а когда грустно, его губы собираются в трубочку. Покажите малышу сначала веселого человечка, а потом грустного. (Движение губ, как при последовательном произнесении звуков ИУ.) Сменить положение губ надо 2—5раз. Шарик (статическое и динамическое артикуляционное упражнение) Покажите, как можно надуть щеки и удерживать их в таком положении 3—5 секунд. Если ребенку не удается повторить, предложите ему просто дунуть, а сами сожмите в этот момент губы малыша своими пальцами. В результате щеки надуются. Удерживать щеки в таком положении надо в течение 2—5 секунд. Затем покажите, как поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав звук, выйдет наружу. Расскажите стихотворение: Шарик надувай, Воздух выпускай. Поцелуй (статическое и динамическое артикуляционное упражнение) Покажите малышу, как можно втянуть щеки внутрь рта, всосав в себя воздух. При этом нижняя челюсть слегка опущена, губы сомкнуты. Удерживайте такую позу в течение 2—5 секунд, а затем с усилием разомкните губы, слегка причмокнув. Если ребенку не удается втянуть щеки, предложите ему вытянуть губы немного вперед и причмокнуть. Повторите упражнение 2—5 раз. Научите малыша посылать воздушный поцелуй. Следите за тем, чтобы ребенок чмокал губами именно в тот момент, когда подносит свою ладошку к губам, а не раньше и не позже. Расскажите стихотворение: Губки в трубочку сложу я. Потом маму поцелую. Рыбка (динамическое артикуляционное упражнение) Эта игра также подготовит губы ребенка к произнесению звуков М, П, Б. Скажите малышу, что рыбка разговаривать не умеет; Ротик открывает, Что сказать, не знает! Затем покажите, как рыбка открывает ротик. Для этого сначала широко откройте рот, потом резко закройте, плотно смыкая губы. Постепенно усиливайте темп. Теперь предложите малышу самому изобразить рыбку, пускающую пузыри. Когда малыш научится выполнять упражнение, расскажите стихотворение: Рыбка ротик открывает — Пузыри она пускает. Тигр (статическое и динамическое артикуляционное упражнение) Игра, развивая подвижность губ, подготавливает их к произнесению звуков О, Н. Предложите малышу изобразить тигра. Для этого продемонстрируйте «тигриный» оскал: отведите губы в стороны и обнажите зубы. Теперь попросите ребенка не только оскалиться, но и выставить когти. Для этого ему нужно поднять кисти рук к лицу, согнуть пальцы, напрячь их и удерживать в таком положении. Расскажите стихотворение: Злого тигра всякий знает Тигр всех вокруг пугает. Упражнения для языка
Все приведенные ниже упражнения приучают ребенка расслаблять язык, развивают его подвижность и подготавливают к произнесению согласных звуков. Лопатка (статическое артикуляционное упражнение) Посмотрите на малыша, улыбнитесь, откройте рот и положите широкий, расслабленный язык на нижнюю губу. Скажите малышу, что язычок похож на лопатку, и предложите ребенку показать его «лопатку». Пока ребенок удерживает язык в течение 3—5 секунд, расскажите стихотворение: Вот она, лопатка, — Широка да гладка.
Прятки (динамическое артикуляционное упражнение) Расскажите малышу, что язык умеет играть в прятки, и покажите, как он это делает. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу, как и в предыдущем упражнении, а затем отодвиньте язык за нижние зубы — «язычок спрятался». Предложите малышу поиграть в прятки со своим язычком и совершить 3—5 таких движений. Можно заинтересовать ребенка иначе. Скажите, что будете ловить его язычок. Поднесите ладонь ко рту ребенка, произнесите: «Цап!» и сделайте хватательное движение, как будто хотите поймать высунутый язык. В этот момент ребенок прячет язык. Во время занятия рассказывайте рифмовку: Мы играем в прятки. Где ж твоя лопатка? Горка (статическое артикуляционное упражнение) Расскажите ребенку, что язычок умеет не только в прятки играть, но и с горки кататься. «Смотри, какая большая горка!» — произносите вы, улыбаетесь и открываете рот. Кончиком языка надо упереться в нижние зубы, как в упражнении «Прятки», затем, не отрывая кончика, приподнять среднюю часть языка и выгнуть ее горкой. Теперь предложите ребенку самому показать горку. Пока ребенок выполняет упражнение, расскажите стихотворение: Вот она какая, Горочка крутая!
Кошечка (динамическое артикуляционное упражнение) Расскажите малышу, что кошка лакает молоко из блюдца язычком. Покажите, как она это делает: высуньте изо рта и втяните широкий, как лопатка, язык, совершая при этом соответствующие движения. Предложите малышу изобразить кошечку, которая лакает молоко из блюдца, и повторить движения языком 3—5 раз. Затем покажите, как сложить ладони, словно это блюдечко, и «полакать» молочко: Полакай, как кошка, Молоко из плошки. Иголочка (статическое артикуляционное упражнение) Откройте рот и, улыбаясь, высуньте как можно дальше напряженный язык. Придайте ему форму длинного и тонкого жала и удержите в этой позе в течение 3—5 секунд. Теперь попросите малыша повторить упражнение и скажите, что его язык похож на длинную и острую иголку. Покажите, будто вы хотите прикоснуться ладонью к «иголочке», но затем, не донеся руки до рта малыша, отдерните ее: «Ой, какая острая!» Расскажите стихотворение: Вот она, иголка, — И остра, и колка.
Часики (динамическое артикуляционное упражнение) Высуньте изо рта длинный и тонкий как жало язык. Совершайте им движения из одного угла рта к другому и обратно. Скажите малышу, что так же качается маятник у часов. Затем попросите ребенка показать его «часики». Пусть малыш совершит 48 движений языком из стороны в сторону. Обязательно следите за тем, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась неподвижной и, если необходимо, фиксируйте челюсть рукой. При выполнении упражнения произносите: «Тик-так, так-так...», задавая темп движений. Качели (динамическое артикуляционное упражнение) Высуньте изо рта язык. Совершайте им движения вверх-вниз, стремясь дотянуться то до носа, то до подбородка. Скажите малышу, что так язычок качается на. качелях. Теперь предложите ребенку покачать на качелях его язычок 4—8 раз. Следите за тем, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась неподвижной, и, если необходимо, фиксируйте челюсть рукой. При выполнении ребенком упражнения произносите слова: «Вверх-вниз, вверх-вниз...», задавая темп движений. Обезьянка (статическое артикуляционное упражнение) Изобразите обезьяну: приоткройте рот и поместите кончик языка между верхней губой и верхними зубами. Скажите, что вы — обезьянка-мама. Попросите малыша изобразить смешную обезьянку и удерживать такую позу в течение 3—5 секунд. В следующий раз покажите обезьянку-папу: поместите кончик языка между нижней губой и нижними зубами. Предложите малышу изобразить обезьянку. Пока ребенок удерживает такую позу в течение 3—5 секунд, расскажите рифмовку: Мы покажем обезьян: За губой у них — карман, А в кармашке — язычок. Чики-чок, чики-чок! Обезьянка и банан (статическое и динамическое артикуляционное упражнение) Расскажите малышу, что обезьяна очень любит бананы. «Вот она откусила кусочек банана и спрятала его за щеку», — кончиком языка оттопырьте правую щеку и останьтесь в таком положении в течение 3—5 секунд. Теперь предложите малышу самому изобразить, как обезьяна прячет за щекой банан. Затем покажите, как обезьянка спрятала кусочек банана за другой щекой, — оттопырьте языком левую щеку. Теперь попросите ребенка спрятать «банан», а вы постараетесь отгадать, за какой щекой он окажется. Дотроньтесь до оттопыренной щеки малыша пальцем: «Здесь банан!» Когда ребенок изменит положение языка, вновь покажите, за какой щекой «спрятан банан». Расскажите рифмовку: У нашей обезьяны За щекой бананы. Лошадка (динамическое артикуляционное упражнение) Покажите малышу, как можно изобразить скачущую лошадку: нужно приоткрыть рот, присосать широкий кончик языка к твердому нёбу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать его. Сначала цокайте медленно, а затем быстрее и быстрее. Предложите малышу «поскакать на лошадке» вместе с вами. В процессе выполнения артикуляционного упражнения «Лошадка» можете согнуть руки в локтях, сжать их в кулаки и слегка покачивать руками, изображая всадника, держащего в руках вожжи. Расскажите стихотворение: Скачем на лошадке По дорожке гладкой. Стой, лошадка! (динамическое артикуляционное упражнение) Скажите малышу, что пора лошадке остановиться. Покажите, как конюх останавливает лошадь: вы закрываете рот, смыкаете губы и выпускаете воздух так, чтобы воздушная струя заставила губы вибрировать — как можно дольше, чтобы получился звук, похожий на «тпру». Теперь предложите малышу остановить и свою лошадку.
Артикуляционные упражнения не обязательно превращать в специально организованные игровые занятия, их можно проводить в любое время, например, во время умывания и еды. Покажите малышу во время утреннего туалета, как нужно полоскать рот водой, плотно смыкая губы; как, запрокинув голову, полоскать горло; как языком проверять, хорошо ли вычищены зубы. Во время еды дайте ребенку задания облизать ложку, блюдце, пиалу; предложите попить сок с помощью мощью трубочки. Сначала трубочка должна быть до -статочно большого диаметра, а затем, когда малыш научится ею пользоваться, предложите тоненькую трубочку - соломку. Оказавшись рядом перед зеркалом, поиграйте в «клоунов», то есть покорчите смешные и даже страшные рожицы. В подвижные игры также старайтесь включать элементы знакомых малышу артикуляционных упражнений. Если вы играете в лошадок, озвучьте их движения: поцокайте языком, а в конце пути остановите лошадей, произнеся: «Тпру!»
Комплекс упражнений Хоботок-улыбка (динамическое артикуляционное упражнение) Покажите ребенку, как вытянуть вперед хоботком губы (как при утрированном произнесении звука У), а затем растянуть их в широкой улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую артикуляционную позу удерживать 2—3 с. Предложите ребенку повторить упражнение. Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...», в спокойном темпе. Повторить движение 6— 10раз. Лопатка (статическое артикуляционное упражнение) Покажите ребенку, как открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении нужно 5—10 с. Затем убрать язык и закрыть рот. Если у ребенка язык слишком напряжен и не лежит спокойно на губе, то по нему можно слегка похлопать указательным пальцем, применив расслабляющий прием самомассажа. Повторить упражнение 3—5 раз. Лопатка — иголочка (динамическое артикуляционное упражнение) Покажите ребенку, как язык может менять форму. Сначала положите на нижнюю губу широкий расслабленный язык (поза «Лопатка»). Удерживайте язык в таком положении в течение 3—5 секунд. Затем напрягите язык и, выдвинув вперед, придайте ему заостренную форму, напоминающую жало (поза «Иголочка»). Удерживайте язык в таком положении тоже 3 — 5 секунд, после чего вновь расслабьте, придав форму лопатки. Попросите ребенка повторить это упражнение, изображая то «Лопатку», то «Иголочку», несколько раз подряд. Чистим нижние зубки (динамическое артикуляционное упражнение) Предложите ребенку почистить нижние зубы с помощью языка. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погладить нижние зубы-резцы с внутренней стороны. Движения языком следует совершать вверх-вниз, в спокойном темпе, 6—10 раз. Качели (динамическое артикуляционное упражнение) Покажите ребенку, как можно покачать язычок на «качелях». Возможны следующие варианты: 1. Язык высунуть изо рта. Широкий кончик языка поднимается к носу и опускается к подбородку. Это «большие качели». 2. Рот открыт, но язык двигается внутри ротовой полости. Широкий кончик языка прикасается к внутренней стороне верхних зубов (резцов), затем ко внутренней стороне нижних зубов. Это «маленькие качели». Движения нужно выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз...», в спокойном темпе, 6—10 раз. Горка (динамическое артикуляционное упражнение) Покажите ребенку, как с помощью языка можно изобразить чудо-горку, которая то появляется, то исчезает. Для этого надо открыть рот и упереться широким кончиком языка в основания нижних резцов. После этого сначала выгнуть среднюю и заднюю части языка вверх — горка появляется, затем опустить их вниз — горка исчезает. Движения нужно выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз...», в спокойном темпе, 6—10 раз. Катушка (динамическое артикуляционное упражнение) Покажите ребенку, как можно «покатать» язык во рту. Для этого так же, как в предыдущем упражнении, широким кончиком языка надо упереться в основания нижних резцов. Затем, не отрывая кончика языка от зубов, «выкатить» среднюю часть языка изо рта, а затем вновь втянуть ее. Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...» или по команде: «Вперед-назад, вперед-назад...», в спокойном темпе, 6—10 раз.
Загони мяч в ворота (дыхательно - артикуляционное упражнение) Покажите ребенку, как можно подуть на ватный шарик или шарик из скомканной бумаги, загоняя его между двумя кубиками. При этом губы надо сложить в легкую улыбку. Загонять шарик «в ворота» следует на одном выдохе. Важно следить за тем, чтобы щеки ребенка при выдохе не надувались (можно их слегка придерживать ладонями). Хоботок — улыбка (динамическое артикуляционное упражнение) Напомните ребенку, как нужно вытянуть вперед губы хоботком (как при произнесении звука У), а затем растянуть их в широкой улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую артикуляционную позу удерживать 2—3 с. Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...» или по команде: «Хоботок — улыбка, хоботок — улыбка...», в спокойном темпе. Повторить движение 5—10 раз. Помассируй язычок (прием самомассажа) Напомните ребенку, как выполнять самомассаж языка. Для этого надо улыбнуться, приоткрыть рот. Затем положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносить слоги «та-та-та» в течение 5—10 с. Затем пошлепать язык губами, произнося при этом слоги «пя-пя-пя». Ослик (артикуляционно - голосовое упражнение) Изобразите ослика. Для этого надо улыбнуться, приоткрыть рот и с силой произнести звукосочетание «ИЕ». Кончик языка при этом упирается в нижние зубы. Предложите ребенку поиграть в двух упрямых осликов, которые встали на дороге и кричат друг другу: -Ие! -Ие! -Ие! Лопатка (статическое артикуляционное упражнение) Напомните ребенку, как положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении нужно 5— 10 с. Затем убрать язык, закрыть рот. Если у ребенка язык слишком напряжен и не лежит спокойно на губе, то по нему можно слегка похлопать указательным пальцем, применив расслабляющий прием самомассажа. Повторить упражнение 3—5 раз. Качели (динамическое артикуляционное упражнение) Напомните ребенку, как качать язычок на больших, а потом на маленьких качелях. Большие качели. Язык высунуть изо рта. Широкий кончик языка нужно поднимать к носу, а затем опускать к подбородку. Маленькие качели. Рот открыт, но во рту язык двигается. Широкий кончик языка прикасается к внутренней стороне верхних зубов (резцов), затем ко внутренней стороне нижних зубов. Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз...», в спокойном темпе, 6—10 раз. Чистим нижние зубки (динамическое артикуляционное упражнение) Напомните ребенку, как надо чистить нижние зубы с помощью языка. Для этого открыть рот и широким кончиком языка погладить нижние резцы с внутренней стороны. Движения языком следует совершать вверх-вниз. Упражнение выполняется под счет: «Раз-два, раз-два...». в спокойном темпе, 6—10 раз. Горка (динамическое артикуляционное упражнение) Напомните ребенку, как с помощью языка можно изобразить горку, которая то вырастает, то исчезает. Для этого надо открыть рот и упереться широким кончиком языка в основания нижних резцов. Сначала выгнуть среднюю часть языка вверх — горка появляется, затем опустить ее вниз — горка пропадает. Движения выполнять под счет, в спокойном темпе, 6—10 раз. Катушка (динамическое артикуляционное упражнение) Напомните ребенку, как можно «покатать» язык во рту. Для этого также, как в предыдущем упражнении, широким кончиком языка надо упереться в основания нижних резцов. Затем, не отрывая кончика языка от зубов, «выкатить» среднюю часть языка вперед изо рта, а затем вновь убрать ее в глубь рта. Движения выполнять под счет, в спокойном темпе, 5—10 раз. Бантик (статическое артикуляционное упражнение) Покажите ребенку, как можно придать языку форму бантика. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Затем, как в упражнении «Катушка», выгнуть среднюю часть языка вверх и вперед. В тот момент, когда средняя часть языка «выкатится» изо рта наружу, слегка прикусить язык верхними зубами. Оказавшаяся снаружи средняя часть языка по форме будет напоминать бантик за счет того, что согнутый пополам язык будет иметь посередине желобок. Удерживать язык в таком положении нужно под счет в течение 5—10 секунд.
Повторить упражнение 3—5 раз. Трубочка (дыхательно - артикуляционное упражнение) Покажите ребенку, как можно свернуть язык трубочкой и высунуть его изо рта. Для этого боковые края языка надо поднять вверх и постараться сомкнуть их. Предложите ребенку самому сделать трубочку из языка и подуть в нее. Повторить упражнение 3 раза.
Ш, Ж, Ч и Щ Описание правильной артикуляции звуков III и Ж Рот открыт. Губы выдвинуты вперед в форме рупора. Широкий кончик языка поднят и находится за верхними резцами на уровне альвеол (бугорков за верхними зубами), но не касается их. Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Язык имеет форму ковша. Для того чтобы выработать правильную артикуляцию звуков Ш и Ж, а затем и звуков Ч и Щ, надо научить ребенка выдвигать вперед губы, а широкий кончик языка поднимать вверх, размещая его за верхними зубами. Кроме того надо учиться придавать языку форму ковша или чашечки.
Хоботок-улыбка (динамическое артикуляционное упражнение) Напомните ребенку, как нужно вытянуть вперед хоботком губы (как при произнесении звука У), а затем растягивать их в широкой улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую артикуляционную позу удерживать по 2—3 с. Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...» или по команде: «Хоботок-улыбка, хоботок-улыбка...», в спокойном темпе. Повторить движение 5-10 раз. Колечко (статическое артикуляционное упражнение) Покажите ребенку, как открыть рот, округлив при этом губы и рупором вытянув их вперед (положение губ, как при произнесении звука О). Удерживайте губы в таком положении 5—10с. Помассируй язычок Напомните ребенку, как можно выполнить самомассаж языка. Для этого надо улыбнуться, приоткрыть рот. Затем положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносить слоги «та-та-та» в течение 5—10 с. Затем пошлепать язык губами, произнося при этом слоги «пя-пя-пя». Лопатка (статическое артикуляционное упражнение) Напомните ребенку, как положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении нужно 5—10 с. Затем убрать язык, закрыть рот. Если у ребенка язык слишком напряжен и не лежит спокойно на губе, то по нему можно слегка похлопать указательным пальцем, применив расслабляющий прием самомассажа. Повторить упражнение 3—5 раз. Качели (динамическое артикуляционное упражнение) Напомните ребенку, как качать язычок на больших, а потом на маленьких качелях. Большие качели. Язык высунуть изо рта. Широкий кончик языка поднимать к носу, а затем опускать к подбородку. <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.27.56 (0.014 с.) |