Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для детей среднего и старшегоСодержание книги Поиск на нашем сайте
Дошкольного возраста (с 4 лет) Длядетей среднего и старшего дошкольного возраста артикуляционные упражнения подбираются в соответствии с теми конкретными дефектами звукопроизношения, которые отмечаются у ребенка. Правила выполнения остаются прежними — заниматься нужно, сидя перед зеркалом. Все упражнения выполняются под счет взрослого. Упражнения для постановки звуков К, Г и Х Описание правильной артикуляции звуков Рот чуть приоткрыт. Губы в легкой улыбке. Кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов внутрь рта. Задняя часть языка выгнута дугой кверху и своей верхней поверхностью (спинкой) смыкается с нёбом. Для того чтобы выработать правильную артикуляцию этих звуков, надо научить ребенка делать легкую улыбку, а широкий язык выгибать и задвигать внутрь ротовой полости как можно глубже. Далее предлагаются артикуляционные упражнения, способствующие выработке данной артикуляционной позы.
Хоботок-улыбка (динамическое артикуляционное упражнение) Покажите ребенку, как вытянуть вперед хоботком губы (как при утрированном произнесении звука У), а затем растянуть их в широкой улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую артикуляционную позу удерживать 2—3 с. Предложите ребенку повторить упражнение. Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...», в спокойном темпе. Повторить движение 6— 10раз. Лопатка (статическое артикуляционное упражнение) Покажите ребенку, как открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении нужно 5—10 с. Затем убрать язык и закрыть рот. Если у ребенка язык слишком напряжен и не лежит спокойно на губе, то по нему можно слегка похлопать указательным пальцем, применив расслабляющий прием самомассажа. Повторить упражнение 3—5 раз. Лопатка — иголочка (динамическое артикуляционное упражнение) Покажите ребенку, как язык может менять форму. Сначала положите на нижнюю губу широкий расслабленный язык (поза «Лопатка»). Удерживайте язык в таком положении в течение 3—5 секунд. Затем напрягите язык и, выдвинув вперед, придайте ему заостренную форму, напоминающую жало (поза «Иголочка»). Удерживайте язык в таком положении тоже 3 — 5 секунд, после чего вновь расслабьте, придав форму лопатки. Попросите ребенка повторить это упражнение, изображая то «Лопатку», то «Иголочку», несколько раз подряд. Чистим нижние зубки (динамическое артикуляционное упражнение) Предложите ребенку почистить нижние зубы с помощью языка. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погладить нижние зубы-резцы с внутренней стороны. Движения языком следует совершать вверх-вниз, в спокойном темпе, 6—10 раз. Качели (динамическое артикуляционное упражнение) Покажите ребенку, как можно покачать язычок на «качелях». Возможны следующие варианты: 1. Язык высунуть изо рта. Широкий кончик языка поднимается к носу и опускается к подбородку. Это «большие качели». 2. Рот открыт, но язык двигается внутри ротовой полости. Широкий кончик языка прикасается к внутренней стороне верхних зубов (резцов), затем ко внутренней стороне нижних зубов. Это «маленькие качели». Движения нужно выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз...», в спокойном темпе, 6—10 раз. Горка (динамическое артикуляционное упражнение) Покажите ребенку, как с помощью языка можно изобразить чудо-горку, которая то появляется, то исчезает. Для этого надо открыть рот и упереться широким кончиком языка в основания нижних резцов. После этого сначала выгнуть среднюю и заднюю части языка вверх — горка появляется, затем опустить их вниз — горка исчезает. Движения нужно выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз...», в спокойном темпе, 6—10 раз. Катушка (динамическое артикуляционное упражнение) Покажите ребенку, как можно «покатать» язык во рту. Для этого так же, как в предыдущем упражнении, широким кончиком языка надо упереться в основания нижних резцов. Затем, не отрывая кончика языка от зубов, «выкатить» среднюю часть языка изо рта, а затем вновь втянуть ее. Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...» или по команде: «Вперед-назад, вперед-назад...», в спокойном темпе, 6—10 раз.
Упражнения для постановки звуков С, 3 иЦ Описание правильной артикуляции звуков С и З Рот чуть приоткрыт. Губы в улыбке. Кончик языка опущен и упирается в нижние зубы (резцы). Средняя часть языка выгнута, посередине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам. Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Для того чтобы выработать правильную артикуляцию звуков С и 3, а затем и звука Ц, надо научить ребенка широко улыбаться, а широкий кончик языка прижимать к нижним зубам. Кроме того, надо учить дошкольника делать глубокий вдох и медленный, целенаправленный выдох. Для прохождения воздушной струи необходимо научиться делать желобок посередине языка.
Загони мяч в ворота (дыхательно - артикуляционное упражнение) Покажите ребенку, как можно подуть на ватный шарик или шарик из скомканной бумаги, загоняя его между двумя кубиками. При этом губы надо сложить в легкую улыбку. Загонять шарик «в ворота» следует на одном выдохе. Важно следить за тем, чтобы щеки ребенка при выдохе не надувались (можно их слегка придерживать ладонями). Хоботок — улыбка (динамическое артикуляционное упражнение) Напомните ребенку, как нужно вытянуть вперед губы хоботком (как при произнесении звука У), а затем растянуть их в широкой улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую артикуляционную позу удерживать 2—3 с. Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...» или по команде: «Хоботок — улыбка, хоботок — улыбка...», в спокойном темпе. Повторить движение 5—10 раз. Помассируй язычок (прием самомассажа) Напомните ребенку, как выполнять самомассаж языка. Для этого надо улыбнуться, приоткрыть рот. Затем положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносить слоги «та-та-та» в течение 5—10 с. Затем пошлепать язык губами, произнося при этом слоги «пя-пя-пя». Ослик (артикуляционно - голосовое упражнение) Изобразите ослика. Для этого надо улыбнуться, приоткрыть рот и с силой произнести звукосочетание «ИЕ». Кончик языка при этом упирается в нижние зубы. Предложите ребенку поиграть в двух упрямых осликов, которые встали на дороге и кричат друг другу: -Ие! -Ие! -Ие! Лопатка (статическое артикуляционное упражнение) Напомните ребенку, как положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении нужно 5— 10 с. Затем убрать язык, закрыть рот. Если у ребенка язык слишком напряжен и не лежит спокойно на губе, то по нему можно слегка похлопать указательным пальцем, применив расслабляющий прием самомассажа. Повторить упражнение 3—5 раз. Качели (динамическое артикуляционное упражнение) Напомните ребенку, как качать язычок на больших, а потом на маленьких качелях. Большие качели. Язык высунуть изо рта. Широкий кончик языка нужно поднимать к носу, а затем опускать к подбородку. Маленькие качели. Рот открыт, но во рту язык двигается. Широкий кончик языка прикасается к внутренней стороне верхних зубов (резцов), затем ко внутренней стороне нижних зубов. Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз...», в спокойном темпе, 6—10 раз. Чистим нижние зубки (динамическое артикуляционное упражнение) Напомните ребенку, как надо чистить нижние зубы с помощью языка. Для этого открыть рот и широким кончиком языка погладить нижние резцы с внутренней стороны. Движения языком следует совершать вверх-вниз. Упражнение выполняется под счет: «Раз-два, раз-два...». в спокойном темпе, 6—10 раз. Горка (динамическое артикуляционное упражнение) Напомните ребенку, как с помощью языка можно изобразить горку, которая то вырастает, то исчезает. Для этого надо открыть рот и упереться широким кончиком языка в основания нижних резцов. Сначала выгнуть среднюю часть языка вверх — горка появляется, затем опустить ее вниз — горка пропадает. Движения выполнять под счет, в спокойном темпе, 6—10 раз. Катушка (динамическое артикуляционное упражнение) Напомните ребенку, как можно «покатать» язык во рту. Для этого также, как в предыдущем упражнении, широким кончиком языка надо упереться в основания нижних резцов. Затем, не отрывая кончика языка от зубов, «выкатить» среднюю часть языка вперед изо рта, а затем вновь убрать ее в глубь рта. Движения выполнять под счет, в спокойном темпе, 5—10 раз. Бантик (статическое артикуляционное упражнение) Покажите ребенку, как можно придать языку форму бантика. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Затем, как в упражнении «Катушка», выгнуть среднюю часть языка вверх и вперед. В тот момент, когда средняя часть языка «выкатится» изо рта наружу, слегка прикусить язык верхними зубами. Оказавшаяся снаружи средняя часть языка по форме будет напоминать бантик за счет того, что согнутый пополам язык будет иметь посередине желобок. Удерживать язык в таком положении нужно под счет в течение 5—10 секунд.
Повторить упражнение 3—5 раз. Трубочка (дыхательно - артикуляционное упражнение) Покажите ребенку, как можно свернуть язык трубочкой и высунуть его изо рта. Для этого боковые края языка надо поднять вверх и постараться сомкнуть их. Предложите ребенку самому сделать трубочку из языка и подуть в нее. Повторить упражнение 3 раза.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.197.140 (0.01 с.) |