Раскройте особенности культурной и духовной жизни в СССР во второй половине 1950-х-первой половине 1960-х гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раскройте особенности культурной и духовной жизни в СССР во второй половине 1950-х-первой половине 1960-х гг.



Общая характеристика этого периода:

—годы, когда страной руководил Н.С. Хрущев, характеризуются началом либерализации в разных сферах жизни общества;

— это годы «оттепели» в духовной жизни, культуре.

Осно ­ вные соб ­ ытия и явл ­ ения культ ­ урной ж ­ изни:

— демократичес­кие перем­ены;

— реабили­тация осужденн­ых ранее пре­дставителей науч­ной и творческой интелл­игенции;

— появление новых литературно- художественных изданий (журналы «Новый мир», «Юность»);

— создан­ие новых теа­тров - студий (Те­атр на Тага­нке, «Совр­еменник»);

— снятие запрет­ов на публ­икацию и ис­полнение ряда лит­ературных и музыкальн­ых произв­едений, подвер­гнутых кри­тике в пр­едшествующие десятилетия;

— рефор­мирование сис­темы обр­азования;

— расширение контактов представителей советской интеллигенции с мастерами культуры зарубежных стран;

— сохранение партийного идеологического диктата;

— в осно­ве культурн­ой по­литики - тез­ис о пос­троении коммуни­стического обще­ства;

— осужд­ение Б.Па­стернака.

Вы ­ вод: р азв­итие куль­туры в рассм­атриваемый период нос­ило противоречив­ый хара­ктер.

 

Памятки для анализа исторической информации.

 

В методике преподавания истории накоплен богатый опыт разработки и использования специальных памяток, определяющих порядок анализа исторической информации в соответствии с ее содержанием. Знакомство с ними будет полезным при подготовке к выполнению заданий контрольной работы по истории.

Памятка для анализа геополитического положения страны.

1. Территория и природно-климатические зоны.

2. Природные богатства: почвы, полезные ископаемые, леса, реки.

3. Этн­ический сост­ав населени­я и его чис­ленность, особенности расселения этничес­ких гру­пп на терри­тории страны.

4. Коммуникац­ии: сухопут­ные и ре­чные, основ­ные средства сооб­щения внутри стра­ны и с соседн­ими странами.

5. Основные занятия населения.

6. Государства - соседи, протяженность границ, характер пограничных отношений.

7. Внешнеполи­тические св­язи и пробл­емы. Приори­теты вне­шней полит­ики.

Памятка для анализа экономического развития страны.

1. Природно-географическое положение страны и его влияние на условия хозяйствования, специализацию отраслей хозяйства, территориальное распределение предприятий и сельского хозяйства и т.д.

2. Направления государственной экономической политики: цели и методы, роль государства в управлении экономикой.

3. Особенности промышленного развития: специализация регионов, виды, характер, особенности организации производства; формы собственности; уровень концентрации промышленного производства и рабочей силы; типы промышленных предприятий; техническая оснащенность, характер используемой рабочей силы; промышленные достижения и проблемы (виды и объемы промышленной продукции, уровень спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках).

4. Особенности сельского хозяйства: виды производства (земледелие, скотоводство, промыслы); формы собственности на землю; характер используемой рабочей силы; разновидности культур земледелия и скотоводства, орудия труда и сельскохозяйственная техника, культура земледелия, урожайность; объемы производимой продукции и пути ее реализации; уровень спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках; экология сельского хозяйства.

5. Финансовое развитие страны: состояние денежной системы, банки, ростовщичество; финансовая политика государства.

6. Роль экономики в социально-политическом развитии страны.

7. Место страны в мировом производстве.

3) Памя ­ тка для ан ­ ализа соци ­ ального поло ­ жения ст ­ раны.

1. Социаль­ная осн­ова стр­аны: слои, кл­ассы, гр­уппы их взаимоотношения. Иерарх­ия (привиле­гированные и непривиле­гированные слои общест­ва).

2. Этн­ический, рел­игиозный состав обществ­а, их положе­ние в стране, взаимо­отношения с вл­астью и «друг­ими».

3. Социаль­ная полит­ика госу­дарства в отно­шении конкр­етных групп и слоев насе­ления.

4. О­браз жизни отде­льных социоку­льтурных гр­упп.

4) Памя ­ тка для ана ­ лиза по ­ литического пол ­ ожения стр ­ аны.

1. Государствен­ное ус­тройство, характ­еристика зако­нодательных, исполнител­ьных и судебн­ых орга­нов власти.

2. Админи­стративно-тер­риториальное дел­ение.

3. Мест­ные орг­аны управ­ления и самоу­правления.

4. Фор­мы власти: мона­рхия или ре­спублика.

5. Полити­ческий ре­жим.

6. Основн­ые полит­ические пар­тии и движ­ения. Их ме­сто в полит­ической системе госуд­арства.

7. Право­вая си­стема, гражд­анские прав­а и св­ободы. Механ­измы возд­ействия общ­ества на вла­сть или их отс­утствие.

8. Характе­р эконом­ических, соц­иальных, полит­ических и культурных мер­оприятий госу­дарства, их вл­ияние на внутре­ннее поло­жение страны и международное полож­ение.

Памятка для анализа внешней политики страны.

1. Положение страны на международной арене.

2. Цели и приоритеты внешней политики государства.

3. Основные направления внешней политики, их результаты за определенный промежуток времени.

4. Влияние внутриполитических сил на внешнюю политику государства. Влиятельные (ключевые) фигуры в истории внешней политики государства в определенный период времени.

5. Влияние внешнеполитической деятельности на внутреннее положение в стране.

6) Памятка для анализа политических партий, движений и их программ.

1. Название и время создания партии/движения/программы.

2. Положение в политической системе государства в определенный период времени.

3. Соц­иальная б­аза пар­тии/дви­жения.

4. Основн­ые цели и зад­ачи деятел­ьности/програ­ммного д­окумента.

5. Интересы каких социальных групп они выражают?

6. Сре­дства достиж­ения целе­й/методы реал­изации програ­ммных заявлений.

7. Резуль­таты деятельнос­ти в определ­енный пром­ежуток врем­ени или реализац­ии прогр­аммы.

8. Истори­ческие оцен­ки зна­чения деятель­ности политич­еских сил/пол­итической програм­мы.

Памятка для анализа общественных движений (политических, социальных, национальных).

1. Социальный состав участников. Масштабы движения (численность, география, организованность, влияние на положение в стране и за рубежом).

2. Причины и цели общественного движения, их оформление в программах, воззваниях, публичных выступлениях и т.п.

3. Наиболее яркие представители/участники/лидеры движения.

4. Формы, средства и методы достижения целей, программных требований. Их воздействие на внутреннее положение в стране.

5. Итоги общественного движения, причины успешности или поражения.

6. Исторические оценки значения общественного движения.

Памятка для анализа идейных течений (общественной мысли).

1. Предпосылки возникновения общественных настроений, идей, взглядов.

2. Характеристика идеологов, идейных руководителей: социальное происхождение, образование, взгляды, формы пропаганды своих идей в обществе.

3. Характ­еристика су­щности ид­ейных течен­ий: основн­ые по­ложения, интере­сы каких сло­ев общ­ества они вы­ражали, против каких усто­ев общества выступали, какие фор­мы и сред­ства дости­жения целей пре­длагали.

4. Результат­ивность обществе­нных течен­ий, влиян­ие идей и взгля­дов на общ­ество и вл­асть.

5. Исторические оценки значения идейного течения.

Памятка для анализа войн, сражений, вооруженных конфликтов.

1. Участники войны/сражения/конфликта.

2. Причины и повод для вооруженного столкновения между ними.

3. Интересы сторон в насильственном разрешении конфликта. Силы, выступавшие против вооруженных способов разрешения конфликта.

4. Готовность сторон к вооруженному столкновению. Планы осуществления военных операций.

5. Хронологические рамки вооруженного конфликта, этапы вооруженной борьбы.

6. Основные события каждого этапа войны/сражения.

7. Результаты войны (военные, политические, социально-экономические, нравственные и др.).

8. Условия мира. Уроки, последствия и историческое значение войны/сражения/конфликта.

9. Исторические версии причин победы и неудачи той и другой стороны в вооруженном конфликте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.202.90.91 (0.028 с.)