Сравните два этапа промышленного переворота в России в 1840—1850-е гг. И в 1861- 1880-е гг. Укажите, что было общим, а что - различным. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравните два этапа промышленного переворота в России в 1840—1850-е гг. И в 1861- 1880-е гг. Укажите, что было общим, а что - различным.



Общие черты:

— внедрение машин на производстве;

— развитие новых видов транспорта (железнодорожное строительство, развитие пароходного сообщения);

— постепенная замена труда лично зависимых работников трудом наемных работников;

— недостаточное оснащение сельскохозяйственного производства машинной техникой;

— сохранение промыслов (промыслового села);

— применение внеэкономических методов эксплуатации работников.

Различия:

В 1840—1850-е гг. В 1861—1880-егг.
Незначительная доля наемного труда в промышленности Переход к применению наемного труда в промышленности
Использование труда крепостных крестьян на помещичьих мануфактурах Переход к применению труда наемных работников на помещичьих мануфактурах
Применение труда посессионных. Приписных крестьян Упразднен труд посессионных, приписных крестьян
Создание новых отраслей промышленности (машиностроение)
Основание крупных капиталистических предприятий

Один из вариантов хронологического ряда, отражающего этапы закрепощения крестьян в XV – XVII вв.

1497 г. – «Судебник» Ивана III установил единый для всей страны срок крестьянского перехода – неделя до Юрьева дня и неделя после, определил фиксированную плату за пожилое. Это было первое общегосударственное ограничение свободы крестьян.

1550 г. – «Судебник» Ивана IV – подтвердил право перехода и увеличил плату за пожилое.

1581 г. – Иван IV ввел заповедные лета – годы, когда запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день.

1597 г.– Царский указ о 5-летнем сроке сыска крестьян (в ряде учебных пособий дата принятия данного Указа отнесена к 1592 г.).

1607 г. – Урочные лета были продлены до 15 лет.

1649 г. – Соборное уложение установило бессрочный сыск крестьян, что привело их к окончательному закрепощению.

Вывод: В начале XV в. в России шел ускоренный процесс создания единого государства, не подкрепленного достаточными экономическими предпосылками. Росло служилое население. Отсюда возросли повинности крестьян. Неизбежное усиление эксплуатации, с одной стороны, и увеличение неосвоенных земель (в связи с ростом территории), с другой стороны, вызвали усиление бегства крестьян, что приводит к законодательному прикреплению крестьян к земле. Природно-климатические условия России также были важными факторами закрепощения крестьян.

 

Некоторые задания данной контрольной работы предполагают анализ исторической ситуации. Они проверяют умения студентов анализировать историческую ситуацию, выявлять существенные для понимания ситуации исторические факты и явления, интерпретировать исторический материал, выявлять альтернативы развития событий, явлений, процессов, определять их причинно-следственные связи.

В данных заданиях оцениваются следующие элементы ответа:

1. Влияние альтернативности исторических ситуаций, разных позиций участников событий. Другими словами оцениваются характеристики позиций участников сложных поворотных исторических событий; разные возможности (альтернативы) развития исторической ситуации.

2. Указание, чем завершились события, и объяснение того, почему они завершились именно таким образом.

В заданиях такого типа надо назвать несколько общих положений (направлений внутренней или внешней политики, задач или проблем, стоящих перед страной, и т.д.); привести несколько конкретных фактов или позиций, относящихся к этой политике или какому-то одному направлению, задаче и т.д.

Для того, чтобы правильно построить ответ на подобное задание:

1. Надо очень внимательно прочитать задание.

2. Вспомнить период, деятелей, важные события и результаты.

Ответ по структуре должен соответствовать вопросу. Приведем следующие примеры:

1. Назовите основные направления внешней политики СССР в 1945- 1953 гг. Приведите примеры проведения политики.

1) Основные направления политики:

— участие в разрешении международных проблем в рамках ООН;

— усиление влияния СССР на восточно- европейские государства;

— поддержка национально - освободительного движения в колониальных и зависимых странах;

— расширение влияния СССР на коммунистические и рабочие партии многих стран мира;

— активное участие в организации движения сторонников мира

2) Примеры:

— отказ СССР от принятия плана Маршалла;

— форсирование Сталиным атомного проекта с целью ликвидации монополии США на атомное оружие, испытание атомной бомбы (1949г.);

— помощь китайским коммунистам в гражданской войне;

— помощь Северной Корее в ходе Корейской войны (1050- 1953гг.);

— содействие образованию ГДР после создания ФРГ

2. Объяс­ните, в чем состоя­ла историчес­кая необходи­мость проведения рефо­рм в Рос­сии в сере­дине XIX века.

Внутрен ­ ние предпо ­ сылки прове ­ дения ре ­ форм 1861 - 1871гг.

— разло­жение крепост­нической сис­темы хозяйс­твования;

— име­ния поме­щиков: их доход­ность за счет уси­ления эксп­луатации крес­тьян, а не внед­рения но­вой тех­ники;

— натураль­ное хозяйс­тво крес­тьян: их бед­ность, низ­кая покупа­тельская способ­ность;

— рост крес­тьянских вы­ступлений;

— необ­ходимость прео­доления отс­талости рос­сийской промышленности: одна из причин - нех­ватка рабо­чих рук вслед­ствие крепостной зависи­мости значитель­ной части населе­ния.

Внешнеполи ­ тический кри ­ зис:

пораже­ние Рос­сии в Кры­мской во­йне 1853 – 1856 гг. Главна­я причи­на— военно - техни­ческая отста­лость страны.

Осо­знание русс­ким об­ществом, прав­ительственными кр­угами аморальности крепо­стного права, необходи­мости его от­мены для преодоления отста­вания Росс­ии от вед­ущих стра­н Евр­опы.

3. Раскройте основные итоги преобразовательной деятельности Петра I.

Итоги внешнеполитической деятельности Петра 1.:

— завоеван выход к Балтийскому морю, Россия приобрела статус великой державы (с 1721 г. — империя )

Итоги внутренней политики в экономике:

— в результате государственного содействия развитию промышленности, политики протекционизма, возникновение крупного мануфактурного производства, новых отраслей промышленности;

— развитие торговли (политика меркантелизма).

В политической системе:

реформы государственного управления, создание нового государственного аппарата (Сенат, Коллегии), областная и городская реформы (создание местных органов управления);

— церковная реформа, создание Синода, подчинение церкви светской власти;

— военные реформы, создание регулярной армии и флота.

В социальных отношениях:

— укрепление положения дворянства, расширение его сословных привилегий (Указ о единонаследии, Табель о рангах);

— ужесточение крепостнических порядков, усиление эксплуатации крестьян и работных людей, введение подушной подати.

В сфе ­ ре куль ­ туры и бы ­ та:

— введен­ие гражд­анской аз­буки, изда­ние первой газ­еты, переход на нов­ое лето­исчисление;

— стан­овление систем­ы свет­ского обра­зования, разви­тие наук (основание Академии наук);

— введение европейских обычаев в быту.

Вывод: преобразования Петра 1 привели к усилению военно - политического положения России в Европе. Укреплению самодержавия.

Укажите характерные черты демократизации культуры в России во второй половине XIX века.

Развитие образования:

— разв­итие сре­днего и высш­его образо­вания - увел­ичение числа гимназий, учили­щ, универси­тетов. Поя­вление женс­ких курсов (эти фо­рмы образования остава­лись труднодос­тупными для предс­тавителей непривилегированн­ых сосло­вий);

— создание сети начальных земских школ;

— открытие училищ, воскресных школ для рабочих.

Культурно- просветительские учреждения:

— расши­рение сети публи­чных биб­лиотек;

— основание музеев, открытие музеев для публичного посещения (галерея П.М. Третьякова в Москве и др.);

— развитие издат­ельского дела, жур­налистики (увелич­ение ч­исла газет и журнал­ов, вып­уск недорогих изд­аний, доступ­ных для шир­окого круга читате­лей).

Рост интереса к жизни народа:

— появление образа «человека из народа» в художественных произведениях;

— интерес к народному творчеству, отражение его мотивов в искусстве;

— развитие традиционных художественных промыслов (Дымково, Гжель, Хохлома, Павловский Посад).

Вывод: начавшийся процесс демократизации не устранял сословных разграничений в культурной жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.61.246 (0.015 с.)