Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Образцы выполнения заданий контрольной работы.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вариант № 1. 1. Подберите информацию из глоссария и хронологической таблицы к указанной теме: «Происхождение и образование Древнерусского государства (IX – XI вв.)». 2. На рубеже XI - XII вв. на Руси начался и довольно долго продолжался период феодальной раздробленности. Считается, что это был закономерный этап развития феодального общества. Почему закономерный? Разве нельзя было избежать этой раздробленности и сразу образовать централизованное русское государство, к чему, в конечном счете, и пришли княжества? 3. Составьте таблицу, отражающую основные этапы закрепощения крестьян в России. 4. В истории России XVII век называют «бунташным». Укажите причины социальной нестабильности в этот период и охарактеризуйте основные события. 5. Сравните процессы демократизации общественной жизни в СССР в период «оттепели» и в период перестройки. Укажите, что было общим, а что различным. 6. Какие факторы, с вашей точки зрения, способствовали разъединению национальных территорий после падения Российской империи, а какие, напротив, содействовали процессу объединения? 7. Сравните экономические реформы в СССР в период перестройки и в России в 1990-е гг. Укажите, что было общим, а что различным. Вариант № 2. 1.Подберите информацию из глоссария и хронологической таблицы к указанной теме: «Русские земли в период феодальной раздробленности (XII – XIII вв.)». 2. Рюриковичи, пришедшие из северных земель, захватили Киев убили правителей города Аскольда и Дира, предварительно выманив их на берег Днепра. При этом население города не оказало им никакого сопротивления и подчинилось их воле. Почему? 3. Проанализируйте на основе статей «Русской Правды» социальную структуру и социальные отношения в Киевской Руси. 4. Составьте хронологическую таблицу, отражающую рост территории России в XVIII – первой половине XIX вв. Охарактеризуйте особенности устройства России как многонационального государства. 5. Почему Александр I и Николай I не решились пойти на отмену крепостного права? 6. Как вы считаете, отказ от НЭПа был вызван только экономическими причинами, или этому способствовали также политические и социальные причины? Если да, то какие? 7. Почему не получила развития концепция перехода к рыночной экономике в течение 500 дней? Вариант № 3. 1. Подберите информацию из глоссария и хронологической таблицы к указанной теме: «Образование Русского централизованного государства (XIV – начало XVI вв.)». 2. С 1219 г. монголо - татары вели войны с мусульманами. Одновременно они вели войны с половцами, русскими, против камских болгар, мордвы и др. Монголо - татары нигде не могли иметь численного перевеса, а равно и перевеса в технике, потому что своего производства металла у них не было. Однако они до 1260 г. везде одерживали победы, а к 1279 г. закончили завоевание даже Китая. Почему, не имея численного перевеса в людских ресурсах, находясь на более низких ступенях развития в сравнении с многими завоеванными странами и народами, они везде брали верх и длительное время получали с побежденных дань? 3. Земский собор иногда называют Московским парламентом. Правомерно ли такое название? Проанализируйте основные этапы деятельности Земских соборов в России. 4. Петру I не раз советовали отменить рабство в России, «пробудить и ободрить большинство своих подданных дарованием им умеренной свободы». Однако русский самодержец на этот шаг не пошел. Анне Иоанновне также было предложено нечто подобное. Но на проекте заготовленного обер-прокурором А. Масловым указа (1735 г.) сохранилась пометка секретаря императрицы «обождать». И только в 1861 г, в России произошла отмена крепостного права. Почему так долго пришлось ждать, ведь европейский Запад наглядно демонстрировал преимущество свободных подданных? 5. Охарактеризуйте сущность проекта государственных преобразований М.М.Сперанского. Можно ли считать, что при реализации его проекта в общественно-политическом строе России произошли бы коренные изменения? 6. Какие противоречия существовали в партийном руководстве в период образования СССР? 7. Почему не дала результатов политика «ускоренного» социально-экономического развития, предпринятая во второй половине 80-х годов? Вариант № 4. 1. Подберите информацию из глоссария и хронологической таблицы к указанной теме: «Россия в эпоху Ивана Грозного (XVI в.)». 2. Л. Н. Гумилев писал: «Важно, что монголы отнюдь не стремились к войне с Русью. Прибывшие к русским князьям монгольские послы привезли предложение о разрыве русско-половецкого союза и заключении мира. Верные своим союзническим обязательствам, русские князья отвергли монгольские мирные предложения. Но, к несчастью, князья совершили ошибку, имевшую роковые последствия». Здесь возникает несколько вопросов: 1) Почему русские князья не пожертвовали русско-половецким союзом ради мира с мощной Ордой, ведь половцы были русичам чаще врагами, чем друзьями? 2) Какую ошибку совершили князья, вызвавшую длительную войну с монголо - татарами? А если бы ошибки не было, не было бы и монголо - татарского ига? 3. Составьте сравнительную таблицу Владимира Мономаха и Ярослава Мудрого по следующим линиям сравнения:
4. Что такое самодержавие? Когда завершилось формирование самодержавия в России и в чем это выразилось? 5. Какие события позволяют характеризовать период с середины 50-х до середины 60-х годов XX века как «оттепель»? 6. Объясните причины введения в стране «военного коммунизма»? Дайте оценку этому политическому курсу. 7. Охарактеризуйте противоречия международной обстановки на рубеже 70-х и 80-х годов XX в.? Что свидетельствовало о ее обострении в это время? Подумайте, какие меры были необходимыми для выхода из кризиса. Вариант № 5. 1. Подберите информацию из глоссария и хронологической таблицы к указанной теме: «Смутное время в истории России (начало XVII в.)». 2. Битва на Калке завершилась трагедией. Русские потери, по некоторым данным, составили 80 процентов бойцов. Мстислав Киевский сдался в плен. Мстислав Черниговский бежал с поля боя и был убит. Но совершенно непредсказуемо повел себя Мстислав Удалой. После битвы, добравшись до Днепра и сев в ладью, он велел рубить все прочие ладьи, вместо того чтобы организовать переправу соратникам, бежавшим за ним следом. Почему князь так поступил? 3. Раскройте вопрос «Принятие христианства». Как оно проходило (предпосылки, этапы, итоги.). Сравните православную и католическую веры. Какая из них Вам представляется наиболее достойной и правильной? Свою точку зрения аргументируйте. 4. Почему кризис феодально-крепостнической системы в России наступил значительно позже, чем в странах Западной Европы? 5. Чем было вызвано издание в 1775 г. «Учреждений для управления губерний» - одного из важнейших законодательных актов эпохи? 6. Каковы истоки, причины и результаты декабризма? 7. Дайте характеристику государственного устройства России по Конституции 1993 г. Вариант № 6. 1. Подберите информацию из глоссария и хронологической таблицы к указанной теме: «Московское государство в XVII веке. Накануне великих преобразований». 2. К XV — XVI вв. относится расцвет такой неотъемлемой части русской архитектуры, как оборонное зодчество. Все историки сходятся на том, что многочисленные крепости и монастыри способствовали защите границ Руси, подъему и укреплению духа русского человека и т.п. Но не все согласны, что эти сооружения способствовали объединению земель вокруг Москвы и созданию Русского государства. Действительно, что может быть общего между архитектурой и созданием централизованного государства? 3. Составьте хронологическую таблицу основных этапов образования Древнерусского государства, выделите в каждом из них главные события. 4. Личность Петра I как реформатора оценивается по-разному. Каково ваше отношение к государственной деятельности Петра Великого? Свой ответ аргументируйте. 5. Заполните таблицу: «Формирование многопартийности в России в начале XX века».
6. Покажите, каково место Гражданской войны в истории России? Охарактеризуйте ее историческое значение. 7. Что вы думаете о роли политической оппозиции в СССР в 60-е – 80-е годы XX в.? В чем состоит ее историческое значение для формирования антитоталитарного общественного сознания? Вариант № 7. 1. Подберите информацию из глоссария и хронологической таблицы к указанной теме: «Россия в эпоху преобразований Петра I (первая четверть XVIII в.)». 2. После смерти Мстислава Великого (1132 г.) все княжества Руси вышли из повиновения Киеву. Казалось бы, такая раздробленность шла во вред и единству, и развитию. Однако, академик Рыбаков Б.А. считает, что феодальная раздробленность - это не распад, не регресс, не движение вспять, а прогрессивная эволюция. Разве такое возможно? 3. Проанализируйте внешнюю политику Древнерусского государства и ее результаты в IX – XII вв. 4. Составьте таблицу реформ 60-70 гг. XIX в., укажите в ней суть каждой реформы, характерные черты реализации и результаты. 5. Объясните, почему белые армии, несмотря на мощь союзников, не смогли выйти победителями в Гражданской войне? 6. Как решалась продовольственная проблема в СССР в конце 60-х – начале 80-х годов? Что сдерживало прогресс в сельском хозяйстве страны? 7. Каковы, на ваш взгляд, главные причины, обусловившие распад СССР. Свой ответ аргументируйте. Вариант № 8. 1. Подберите информацию из глоссария и хронологической таблицы к указанной теме: «Российская империя в XVIII в. (1725 - 1801 гг.)». 2. Средневековые монастыри часто объявляются как центры милосердия, культуры, грамотности. Если это так, то как относиться к эксплуатации крестьян, которую осуществляли те же монастыри? 3. Сравните местоположение, основные виды хозяйственной деятельности, политическое устройство Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли в XIII-XIV вв. Укажите что (какие черты и т.д.) было общим, а что – различным. 4. С чем было связано активное вмешательство государства в сферы общественного бытия при Петре I? 5. Какие вы видите альтернативы развития событий в стране осенью 1917 г.? 6. Каковы были итоги и последствия Великой Отечественной войны для СССР? 7. В чем проявились застойные и кризисные явления в социально-экономическом развитии страны в конце 60-х – начале 80-х годов XX вв.? Какие попытки по выходу из начинающегося кризиса предпринимало руководство страны? Вариант № 9. 1. Подберите информацию из глоссария и хронологической таблицы к указанной теме: «Эволюция российского государства и общества в первой половине XIX в.». 2. В. О. Ключевский писал, что Россия в XVII в. «оказалась более отсталой от Запада, чем была в начале XVI в.». Не парадокс ли? 3. Составьте таблицу, в которую внесите основные факторы политической, социальной, международной, религиозно-культурной жизни, влиявшие на процесс возникновения русской государственности в XIII-XV вв., отметьте основные события, характеризующие эти факторы. 4. В XVII в. в России становится заметной тенденция перехода к светскому государству. В чем она выразилась? 5. Каким образом решался вопрос обеспечения мануфактурного производства рабочей силой при Петре I? 6. Какие задачи, поставленные перед Февральской революцией, оставались нерешенными к июлю 1917 г.? 7. Сравните экономическую политику сталинского руководства в 1930-е гг. и в 1945-1953 гг. Укажите, что (какие черты и т.д.) было общим, а что – различным. Вариант № 10. 1. Подберите информацию из глоссария и хронологической таблицы к указанной теме: «Самодержавие и русское общество во второй половине XIX века. Великие реформы Александра II и контрреформы Александра III». 2. Что лежит в основе возникновения кризисных явлений в феодально-крепостнической системе? 3. Почему мануфактурное производство, которое снабжало армию, получило приоритетную поддержку государства при Петре I? 4. Сравните положение фабричных работников в России в 20-е и 80-е гг. XIX в. Укажите, что в положении работников было общим, что – различным. 5. Составьте таблицу, в которую включите основные этапы военных действий и главные сражения Великой Отечественной войны:
6. В чем проявилась противоречивость общественно-политического и экономического развития советского общества в 1965-1984 гг.? 7.Правительства каких стран и почему восприняли критику культа личности Сталина негативно? Вариант № 11. 1. Подберите информацию из глоссария и хронологической таблицы к указанной теме: «Революция 1905 - 1907 гг. в России и её последствия. Русско-японская война 1904-1905 гг.». 2. Самый ощутимый удар по памятникам архитектуры, монументальной живописи, уникальным собраниям православных церквей и монастырей был нанесен в 20—60-е гг. XX в. Но первый значительный удар нанесла... Екатерина II. По ее «Указу об уложении штатов» было проведено резкое сокращение государственных дотаций на содержание церквей и монастырей. На основе этого указа только в Новгороде из 70 больших церквей, восходящих к XV в. и ранее, сохранилась едва ли половина. Почему большевики рушили религиозные учреждения и постройки — понятно. Но Екатерина - то II? 3. Историки, выдвинувшие и поддерживавшие «норманнскую теорию» происхождения древнерусского государства, считали, что государственность была привнесена на Русь извне, варягами. Какие другие точки зрения по вопросу о происхождении русского государства вам известны? Какую из них вы считаете более убедительной? Аргументируйте, приведите фактический материал, подтверждающий ваше мнение. 4. Какие сословия были заинтересованы в ограничении права крестьян переходить от владельца к владельцу в конце XVI века? 5. Сравните положение дворянства при Петре I и при Екатерине II. Укажите, что в этом положении было общим, а что различным. 6. Сравните взгляды славянофилов и западников. В чем вы видите сходство, а в чем различие? Кто из общественных деятелей, на ваш взгляд, был прав в дискуссии о пути развития России в сер. XIX в.? 7. Что такое холодная война? Проанализируйте ее причины, сущность, характерные черты и влияние на мировое развитие. Вариант № 12. 1. Подберите информацию из глоссария и хронологической таблицы к указанной теме: «Россия в период Первой мировой войны и общенационального кризиса 1914 - 1922 гг.». 2. Принято считать, что отмена крепостного права в России 1861 г. явилась началом капиталистического развития страны. А вот автор «Истории Советского государства» Н. Верт считает, что отмена крепостного права «вовсе не способствовала развитию капитализма, а скорее укрепляла архаичные, можно сказать феодальные, экономические структуры». Кто прав? Если Верт, то какой исторический рубеж можно брать за начало эпохи капитализма в России? 3. Какие реформы были проведены Избранной Радой в XVI веке? В чем заключалось их значение? 4. Сравните положение дворянства и буржуазии в Российской империи в начале XX в. Укажите, что в их положении было общим, а что различным. 5. В чем вы видите различие между аграрными программами кадетов и эсеров? Что общего между ними? 6. После окончания Второй мировой войны СССР мог воспользоваться помощью Запада в рамках «плана Маршалла». Как и в каком году был решен этот вопрос советским руководством? Почему было принято такое решение. Назовите причины быстрого восстановления во второй половине 1940-х годов разрушенного войной хозяйства СССР. Приведите примеры восстановленных и вновь построенных объектов. 7.Охарактеризуйте особенности общественно-политической жизни СССР в конце 60-х – начале 80-х годов? Вариант № 13. 1. Подберите информацию из глоссария и хронологической таблицы к указанной теме: «Формирование и сущность советского строя 1923-1940 гг.». 2. Ликвидация рабства произошла в России и США почти одно и то же время. В России большинство крестьян освобождалось землей, а рабы США были освобождены без земли. Казалось бы, «карты в руки» русскому аграрному капитализму! Тем не менее, более быстрое развитие аграрный капитализм получил в США. Почему? 3. Проанализируйте влияние природных и геополитических условий на формирование русской государственности. 4. Что такое «просвещенный абсолютизм» Екатерины II? Проанализируйте его сущность и основные черты. 5. Сравните мероприятия в области промышленности и сельского хозяйства в период нэпа и в 30-е годы (индустриализация и коллективизация). Что было общим, а что различным? 6. Была ли у СССР реальная возможность участия в плане Маршалла? 7. Какие противоречия явились причиной политического кризиса октября 1993 года? Вариант № 14. 1. Подберите информацию из глоссария и хронологической таблицы к указанной теме: «СССР в годы Второй Мировой и Великой Отечественной войны». 2. Велики заслуги Александра II перед Отечеством. При нем было отменено крепостное право, началось строительство броненосного флота, широко отмечалось тысячелетие России, освобождались братья-единоверцы от мусульманского ига, проводились прогрессивные судебная и земская реформы, присоединились Казахстан и Средняя Азия, в стране ежегодно проводилось 18 000 ярмарок, в десятки раз была увеличена протяженность железных дорог. Именно в царствование Александра II пишут свои лучшие произведения Л. Толстой, Некрасов, Тургенев, Чайковский, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Аксаков, Перов, Крамской, Фет, Стасов, Островский, Васнецов, Менделеев создает периодическую систему, достраивается храм Христа Спасителя, в Крыму расцветает русское виноделие... Возникает вопрос: если Россия при Александре II благоденствует и бурно развивается, то почему же на государя совершается несколько покушений, и в конце концов он становится жертвой террористов? 3. Какие социально-политические условия жизни стали предпосылками для такого исторического явления, как Смутное время? Охарактеризуйте его основные периоды. 4. В чем противоречивость развития русской экономики в конце XIX в.? 5. Сравните два этапа индустриализации в СССР: 1926 – 1928 гг. и 1928 – 1937 гг. Укажите, что (какие черты и т.д.) в них было общим, а что различным. 6. В чем причины перехода от военно-политического и экономического сотрудничества к глобальному противостоянию между СССР и США после второй мировой войны? 7. Причины неудач преобразований в советском обществе в конце XX века и поиск путей их преодоления. Вариант № 15. 1. Подберите информацию из глоссария и хронологической таблицы к указанной теме: «Советский Союз в условиях «холодной войны». Поражение социализма. Новая Россия». 2. Опыт России конца XIX — начала XX вв. показал, что развитие реформ в условиях царской власти было практически невозможно. А почему тогда реформы получили развитие в условиях королевской власти, например, в Англии, Швеции и др. странах? 3. Каково положение Русской Православной церкви в XVI в.? Какое влияние оказывала церковь на государство и общество в этот период? 4. Назовите причины и результаты Крымской войны 1853 – 1856 гг. 5. Могло ли углубление земской реформы (60-е гг. XX в.) послужить противовесом росту революционных настроений молодежи через широкое вовлечение молодых людей в дела местного самоуправления? 6. Почему не дали результатов советско-англо-французские переговоры весной и летом 1939 г. о совместном отпоре фашистским агрессорам? 7. Ряд политиков, современников Н.С. Хрущева оценили его выступление на XX съезде КПСС как предательский шаг по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом. Какие другие оценки доклада Н.С. Хрущева Вам известны? Какую из оценок Вы считаете наиболее убедительной? Приведите положения, факты, которые аргументируют избранную вами точку зрения. Вариант № 16. 1. Подберите информацию из глоссария и хронологической таблицы к указанной теме: «Происхождение и образование Древнерусского государства (IX – XI вв.)». 2. 6 августа 1905 г. издается высочайший манифест об учреждении Государственной Думы — первого парламента в России. Шаг, казалось бы, явно прогрессивный. Однако значительная часть сторонников либерального и революционного лагеря высказалась за бойкот этой Думы. Почему? 3. Некоторые историки считали главной целью опричной политики Ивана Грозного борьбу с крупным боярством – противником централизации государства. Какие другие суждения о сущности опричной политики Вам известны? Какую точку зрения Вы считаете более убедительной? Свою позицию аргументируйте. 4. Как вы считаете, почему царь Александр II – освободитель, реформатор в конечном итоге был убит народовольцами? 5. Почему объединение антисоветских и антибольшевистских сил принято называть белым движением? Какова программа белого движения? 6. Составьте таблицу преобразований в экономической, политической, социальной, культурной областях в период «оттепели». 7. Причины неудач преобразований в советском обществе в конце XX века и поиск путей их преодоления. Вариант № 17. 1. Подберите информацию из глоссария и хронологической таблицы к указанной теме: «Русские земли в период феодальной раздробленности (XII – XIII вв.)». 2. Многие пишут и говорят о «военном коммунизме» как о вредном предприятии большевиков. Но ведь именно тогда был введен бесплатный проезд на транспорте, отменена плата за почтово - телеграфные операции с учреждений, стали бесплатными пользование телефоном, водопроводом, газом, электричеством, топливом, жильем. Были приняты декреты об отмене платы за лекарства и даже за предметы широкого потребления. Так чем же был плох «военный коммунизм»? 3. Чем была вызвана половинчатость реформы по отмене крепостного права? Какими могли быть последствия немедленной и полной реформы в земельном вопросе? 4. Охарактеризуйте личность П.А. Столыпина как реформатора. Какие сильные и слабые стороны вы видите в его деятельности? 5. Какие проблемы возникли в ходе промышленного строительства в период первых пятилетних планов и как они были разрешены? 6. Западные историки наиболее высоко оценивают роль во Второй мировой войне и вклад в победу сил, сражавшихся в Западной Европе и Северной Африке. О каких других взглядах на роль отдельных фронтов в этой войне Вы знаете? Какую точку зрения считаете более убедительной и почему. Аргументируйте свое мнение фактами. 7. В чем причины сохранения кризисных явлений в условиях демократизации России и политики реформ? Вариант № 18. 1. Подберите информацию из глоссария и хронологической таблицы к указанной теме: «Образование Русского централизованного государства (XIV – начало XVI вв.)». 2. В 1922 г. на Генуэзской и Гаагской конференциях представили советской делегации заявили о готовности компенсировать долги иностранным предпринимателям и компаниям. Было даже предложено выплатить деньги бывшим иностранным собственникам в России, отказывающимся от компенсаций в форме концессий и участия в смешанных предприятиях на территории СССР. Рассчитаться советская сторона предполагала из средств, предоставленных Советскому Союзу в качестве новых кредитов. Казалось бы, «и волки сыты овцы целы»: Россия возвращает захваченное, да плюс еще вновь вовлекает в свою экономику иностранные капиталы. Но это предложение официальной западной стороной было отклонено. Почему? 3. Во время разработки проектов Крестьянской реформы в 1859 – 1861 гг. авторы отдельных проектов предлагали разные условия освобождения крестьян от крепостной зависимости. По каким основным вопросам проявлялись противоречия при подготовке реформы и как они были решены в ходе ее проведения в 1861 г.? 4. Сравните политику военного коммунизма и нэпа. Ответ оформите в виде таблицы. 5. Какие внешнеполитические факторы повлияли на изменение внутриполитического курса руководства страны в 30-е годы XX в.? 6. Каковы основные причины кризиса советского общества в конце 80-х – начале 90-х годов XX в.? 7. В чем вы видите своеобразие российского пути перехода к рынку? Вариант № 19. 1. Подберите информацию из глоссария и хронологической таблицы к указанной теме: «Россия в эпоху Ивана Грозного (XVI в.)». 2. К. Маркс писал, что Петр Великий использовал варварские методы, чтобы вытащить Россию из варварства. И. Сталин использовал тоже варварские методы, чтобы вытащить Россию из отсталости. Оба деятеля рубили лес, не обращая внимания на щепки. Но один получил звание «Великий», а второй —... Почему? 3. Назовите основные этапы и направления походов войск монголо-татар на Русь. Проанализируйте последствия этих походов для Руси. 4. Назовите объективные и субъективные предпосылки превращения Москвы в центр объединения русских земель в XIV - XV вв. 5. В чем заключается буржуазный характер реформ 60-70х гг. XIX в.? 6. Какая политическая партия поддержала большевиков в подготовке и проведении вооруженного восстания, а затем согласилась войти в большевистское правительство? Какова судьба этой партии и ее лидеров? 7. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. руководством СССР, РФ рассматривались различные пути перехода к рыночным отношениям. Какие программы перехода к рынку предлагались? По какому пути пошло экономическое развитие страны, и к каким последствиям это привело? Вариант № 20. 1. Подберите информацию из глоссария и хронологической таблицы к указанной теме: «Смутное время в истории России (начало XVII в.)». 2. Доклад Н. С. Хрущева «О культе личности и его последствиях» был произнесен на XX съезде КПСС 25 февраля 1956 г. Однако его текст был опубликован только в 1989 г., ровно 33 года спустя. Почему так произошло, ведь культ Сталина был развенчан задолго до этой даты? 3. Охарактеризуйте социально-экономическое, культурное и политическое развитие основных русских княжеств и земель в период раздробленности (XII – XIII вв.). 4. Каким образом революционное движение в Европе в первой половине XIX века влияло на характер внешней политики России и международные отношения в целом? 5. Составьте таблицу реформ, в политической и социально-экономической сфере, которые проводились под влиянием революции 1905 – 1907 гг. Отметьте в таблице характерные черты реализации реформ и их результаты. 6. Почему введение НЭПа не означало отказа от социалистических принципов управления и хозяйствования? 7. В первые годы после окончания Великой Отечественной войны победивший в войне народ ожидал изменения политики, обновления политических и хозяйственных структур. Какой путь развития был выбран сталинским руководством? Какими мерами он обеспечивался? Почему был выбран именно такой путь? Вариант № 21. 1. Подберите информацию из глоссария и хронологической таблицы к указанной теме: «Московское государство в XVII веке. Накануне великих преобразований». 2. В правление Н. С. Хрущева стало «модным» перераспределять земли: Узбекистан передал Таджикистану свыше 5,0 млн. га, Казахстан Узбекистану — 3,5 млн. га, РСФСР передала Украине территорию Крыма. Зачем, для чего это делалось, ведь все эти республики входили в единое государство — СССР? 3. В чем причины распада Древнерусского государства, и каковы его последствия? 4. Охарактеризуйте причины, сущность и последствия церковного раскола, произошедшего в XVII в. 5. Что такое Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и в чем причина их широкой популярности в массах? Какие партии играли ключевую роль в Советах до осени 1917 г.? 6. Назовите основные направления проведения реформ в период перестройки в СССР в 1985 – 1991 гг. 7. Почему не получила развития концепция перехода к рыночной экономике в течение 500 дней? Вариант № 22. 1. Подберите информацию из глоссария и хронологической таблицы к указанной теме: «Россия в эпоху преобразований Петра I (первая четверть XVIII в.)». 2. В соревновании с капиталистическим миром СССР ценой многолетних усилий добился в 60 - 70-е гг. паритета в военной области. А почему государство не смогло добиться паритета за это же время на другом направлении — в области экономики? Ведь то орудие, которое страна имела, могло быть произведено лишь при высокоразвитой экономике, огромных достижениях в науке и технике и т.п. Обоснуйте свой ответ. 3. Почему Александр I и Николай I не решились пойти на отмену крепостного права? 4. Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России во второй половине XVIII в. Каковы были ее итоги и последствия. 5. Какие факторы, с вашей точки зрения, способствовали разъединению национальных территорий после падения Российской империи, а какие, напротив, содействовали процессу объединения? 6. Охарактеризуйте политическую платформу партии большевиков. Что обусловило приход большевиков к власти в октябре 1917 г., и какие первые мероприятия ими были осуществлены. 7. Как эпоха «оттепели» отразилась на развитии культуры в СССР? Вариант № 23. 1. Подберите информацию из глоссария и хронологической таблицы к указанной теме: «Российская империя в XVIII в. (1725 - 1801 гг.)». 2. А. И. Ильин вскоре после второй мировой войны писал, что "евпропейские политики заговорили одновременно о паневропейском объединении и о всероссийском расчленении". Не находит ли мысль футуролога подтверждение в нынешних условиях, когда Западная Европа строит «общеевропейский дом», а на месте Советского Союза формируются пятнадцать суверенных государств и несколько суверенных республик внутри самой России? Почему Западная Европа объединяется, а мы разъединяемся? 3. Охарактеризуйте социально-политическое устройство Новгородской республики. Какую роль в ней играло вече, и каковы были функции князя. В чем Вы видите отличие Новгорода от других русских земель? 4. Проанализируйте и сравните программы Северного и Южного обществ декабристов. Как вы считаете, могла бы какая-либо из них быть воплощена в жизнь? Ответ аргументируйте. 5. Назовите группы населения России, которые открыто выражали недовольство своим положением в период 1900 – 1907 гг. Приведите примеры наиболее значительных выступлений каждой из названных социальных групп. 6. Столыпин считал, что для превращения России в великую державу ему понадобится 20 лет. Если бы история отпустила бы ему этот срок, смог бы он реализовать задуманное? Ваша точка зрения. 7. Почему события августа 1991 года оцениваются как либерально-демократический переворот? Вариант № 24. 1. Подберите информацию из глоссария и хронологической таблицы к указанной теме: «Эволюция российского государства и общества в первой половине XIX в.». 2.Одна из причин распада СССР в начале 90-х гг., как считают многие историки и политики, - это результат ошибочной ленинской национальной политики, административно раскроившей территорию страны по национальному признаку с предоставлением каждой нации права на самоопределение вплоть до отделения. События последних лет показывают, что национально-автономное деление страны себя не оправдало, более того – оно вредно (распад СССР на 15 самостоятельных государств, межнациональные войны и т.д.). Если это так, тогда почему Россия, став суверенной, по-существу продолжила ту же национальную политику – предоставила гораздо большие права автономиям и пр.? 3. Проанализируйте историческое значение принятия христианства на Руси. 4. На базе каких общественно-экономических отношений формировалось русское централизованное государство: капиталистических или феодальных? 5. Определите и проанализируйте экономические, правовые, социальные и психологические условия, препятствовавшие процессу модернизации России в XVIII веке. 6. Весной – осенью 1917 г. в России шла острая политическая борьба, в ходе которой решался вопрос об альтернативах развития страны. Одно из важных событий этого периода – выступление генерала Л.Г. Корнилова. В борьбе против него объединились самые разные силы – от А.Ф. Керенского до большевиков. Почему совпали позиции столь различных политических сил? Чем закончилось выступление Корнилова, и какие изменения в политической ситуации произошли в конце августа – сентября 1917 г.? Приведите факты. 7. Как отразилась критика культа личности Сталина на мировом коммунистическом движении? Вариант № 25. 1. Подберите информацию из глоссария и хронологической таблицы к указанной теме: «Самодержавие и русское общество во второй половине XIX века. Великие реформы Александра II и контрреформы Александра III». 2. Советская Россия, несмотря на тяжелейшие испытания гражданской войны, сумела сохранить суверенитет, не раскололась на множество отдельных частей? Советский Союз (1991 г.), несмотря на отсутствие катаклизмов типа войны, сохранить свое единство не сумел. Почему? 3. Назовите ключевые события освоения русскими землепроходцами и мореходами Сибири и Дальнего Востока в XVI – XVIII вв. Каково значение этих открытий и путешествий? 4. Сравните два этапа промышленного переворота в России в 1840 – 1850 гг. и в 1861 – 1880-е гг. Укажите, что было общим, а что различным. 5. Столыпин считал, что для превращения России в великую державу ему понадобится 20 лет. Если бы история отпустила бы ему этот срок, смог бы он реализовать задуманное? Ваша точка зрения. 6. Охарактеризуйте основные черты советской общественно-политической системы во второй половине 30-х гг. 7. Почему события августа 1991 года оцениваются как либерально-демократический переворот? Вариант № 26. 1. Подберите информацию из глоссария и хронологической таблицы к указанной теме: «Революция 1905 - 1907 гг. в России и её последствия. Русско-японская война 1904-1905 гг.». 2. Вторая мировая война нанесла огромный ущерб Советскому государству. Немецкие оккупанты полностью или частично разрушили 1710 городов, около 70 тыс. сел и деревень, почти 32 тыс. промышленных предприятий, 65 тыс. км железнодорожных путей. Общий ущерб народному хозяйству страны составил 2,5 триллиона рублей (в довоенных ценах). СССР потерял в войне треть своего национального богатства, погибло 27 млн. советских граждан. Зарубежные политики и экономисты рассчитывали, что понесенные потери надолго затормозят развитие нашей страны. «Промежуток в 25 лет, - заявил бывший гитлеровский генерал Штюльпшнагель, - это такой срок, который потребуется России, чтобы восстановить свой экономический потенциал". А Советский Союз восстановил свой потенциал за три года. Чем это объяснить? 3. Роль первых законов древнерусского государства в его укреплении? 4. Укажите основные проблемы, составлявшие понятие «крестьянский вопрос» в России в первой половине XIX в. Охарактеризуйте мероприятия первой половины XIX в., свидетельствовавшие о попытках правительства решить крестьянский вопрос. 5. Охарактеризуйте основные проблемы, составляющие содержание Восточного вопроса во внешней политике Росси
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 656; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.206.84 (0.012 с.) |