Понятие частной собственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие частной собственности



. Частная собственность выступает как собственность граждан и негосударственных юридических лиц и их объединений.

2. В частной собственности может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которые в соответствии с законодательными актами не могут принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Количество и стоимость имущества, находящегося в частной собственности, не ограничивается.

Законодатель закрепляет право собственности граждан в качестве самостоятельного вида частной формы собственности (ст. 26 Конституции РК, ст. 191 ГК РК).

В основании возникновения права собственности граждан лежат две формы присвоения - индивидуальная и коллективная.

Осуществление индивидуальной формы присвоения производится двумя способами:

а) путем собственной экономической деятельности для удовлетворения физических и духовных потребностей без извлечения доходов;

б) путем осуществления предпринимательской деятельности, основанной на собственном труде (например, оказание услуг, выполнение работ).

Второй способ присвоения может быть разделен на виды в зависимости от организационно-правовой формы, в которой происходит присвоение:

а) деятельность без образования юридического лица (ст. 19 ГК РК);

б) деятельность с образованием юридического лица (ст. 14 ГК РК).

Коллективная форма присвоения осуществляется также двумя способами: собственным трудом в качестве наемного работника на предприятии любой формы собственности; предпринимательской деятельностью, основанной на привлечении наемного труда. Второй способ присвоения также может быть разделен на виды в зависимости от организационно-правовой формы, в которой происходит присвоение:

а) деятельность без образования юридического лица;

б) деятельность с образованием юридического лица.

Помимо вышеназванных оснований возникновения собственности граждан возможны и другие способы присвоения: обще-социальные (всевозможные пособия, выплаты из общественных фондов, гуманитарная помощь и др.) и обще-гражданские (принятие наследства, получение дивидендов, совершение различных сделок и договоров) способы присвоения.

В литературе встречается деление права собственности граждан на право личной собственности и право собственности граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Такое деление вряд ли оправдано по следующим причинам. Основанием деления при этом является не право собственности, а назначение того имущества, которое принадлежит гражданину. Однако, в отличие от ранее действовавшего законодательства, которое вводило ограничения на объем действий собственника по владению, пользования и распоряжению принадлежащим ему имуществом (использование только для удовлетворения личных и семейных потребностей, запрет на использование личного транспорта для платной перевозки пассажиров и т.д.), сегодня такие ограничения отпали. Поэтому собственник вправе любое имущество, принадлежащее ему на праве собственности, использовать как в личном потреблении, так и для предпринимательской деятельности.

В Законе Республики Казахстан «О защите и поддержке частного предпринимательства» от 4 июля 1992 г. впервые было дано понятие «частное предпринимательство», которое далее было закреплено в статье 10 Гражданского Кодекса Республики Казахстан и вобрало в себя индивидуальное предпринимательство граждан и частное предпринимательство негосударственных юридических лиц.

. 43. Содержание и объекты права собственности граждан.

Содержание собственности заключается в том, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, но эти действия не должны противоречить закону и иным правовым актам, а также нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.

Объектом может быть все имущество, кроме имущества, изъятого из гражданского оборота (богатства континентального шельфа и морской экономической зоны, некоторые виды вооружений и др.). Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничивается (кроме случаев, предусмотренных законом).

В отношении некоторых объектов установлен специальный правовой режим, в частности на жилье (должно использоваться по назначению для удовлетворения потребностей собственника и членов его семьи), на транспортные средства, подлежащие специальной регистрации, оружие, на приобретение которого требуется специальное разрешение, сильнодействующие яды, применяемые в лечебных, научных и производственных целях, и другие объекты, обо-ротоспособность которых ограничена.

Собственник имущества может передать это имущество в залог или доверительное управление, использовать для осуществления предпринимательской деятельности

44. Государственная собственность. 1. Государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной собственности.

2. Республиканская собственность состоит из государственной казны и имущества, закрепленного за государственными республиканскими юридическими лицами в соответствии с законодательными актами.

Средства республиканского бюджета, золотовалютный запас и алмазный фонд, объекты государственной собственности, перечисленные в статье 193 настоящего Кодекса, и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицами, составляют государственную казну Республики Казахстан.

3. Коммунальная собственность состоит из местной казны и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами в соответствии с законодательными актами.

Средства местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицами, составляют местную казну.

3-1. Коммунальная собственность подразделяется по уровням местного государственного управления на областную (города республиканского значения, столицы) и районную (городов областного значения).

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, может закрепляться за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

5. Особенности правового режима государственного имущества, находящегося в ведении отдельных государственных учреждений, определяются законодательными актами.

6. Передача государственного имущества из одного вида государственной собственности в другой осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

Добровольная и безвозмездная передача имущества из частной собственности в государственную осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

Передача имущества, находящегося в коммунальной собственности, из одного уровня местного государственного управления в другой осуществляется в порядке, определяемом законодательными актами о местном государственном управлении в Республике Казахстан.

Собственность на землю и другие природные ресурсы

Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законодательными актами.

Стратегические объекты

1. Стратегическим объектом является имущество, имеющее социально-экономическое значение для устойчивого развития казахстанского общества, владение и (или) пользование и (или) распоряжение которым будут оказывать влияние на состояние национальной безопасности Республики Казахстан.

2. К стратегическим объектам могут быть отнесены: магистральные железнодорожные сети; магистральные нефтепроводы; магистральные газопроводы; национальная электрическая сеть; магистральные линии связи; национальная почтовая сеть; международные аэропорты; морские порты, имеющие статус международного значения; аэронавигационные устройства системы управления воздушным движением; устройства и навигационные знаки, регулирующие и гарантирующие безопасность судоходства; объекты использования атомной энергии; объекты космической отрасли; водохозяйственные сооружения; автомобильные дороги общего пользования; а также пакеты акций (доли участия, паи) в юридических лицах, в собственности которых находятся стратегические объекты, пакеты акций (доли участия, паи) физических и юридических лиц, которые имеют возможность прямо или косвенно определять решения или оказывать влияние на принимаемые решения юридических лиц, в собственности которых находятся стратегические объекты.

Стратегические объекты могут находиться в государственной и частной собственности в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

3. Обременение стратегических объектов правами третьих лиц либо их отчуждение возможно на основании решения Правительства Республики Казахстан о выдаче разрешения и в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

4. В случае нахождения стратегического объекта в частной собственности и намерения его собственника продать данный объект, Правительство Республики Казахстан обладает приоритетным правом покупки стратегического объекта по рыночной стоимости.

Рыночная стоимость стратегического объекта определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Порядок использования приоритетного права покупки стратегического объекта определяется Правительством Республики Казахстан.

5. Если собственником стратегического объекта нарушены требования пунктов 3 и 4 настоящей статьи, такие сделки признаются недействительными с момента их совершения.

45. Правовые основы приватизации в РК.

Результативность, эффективность деятельности предприятий, компаний зависит от господствующей на них собственности. Отсюда возникает стремление к преобразованию форм и отношений собственности в целях обеспечения эффективного функционирования компании. Это основная причина приватизации предприятий.

Появление частных юридических лиц может происходить двумя обобщенными способами - путем образования новых предприятий и приватизации действующих предприятий. В нашем государстве выбран второй путь, из-за преобладания государственной собственности, недостаточности средств населения для инвестирования как в единоличной, так и в ассоциированной форме неразвитой инфраструктуры фондового рынка, слабой правовой защиты частной собственности, отсутствие опыта, и как следствие психологической неподготовленности населения в области частного инвестирования.

 

В качестве основных признаков приватизации используются следующие:

 

- переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную.

 

-Делегирование госпредприятию права распоряжения имуществом.

 

-Полная продажа госпредприятия частным лицам.

 

-Продажа части активов

 

Термин «приватизация» в официальных документах конкретных стран трактуется также по-разному, но при этом он не выходит за рамки вышеуказанных значений, что, впрочем, вполне объяснимо. Например, в Румынии под «приватизацией» подразумевается выпуск ценных бумаг с учетом оценки имущества предприятия, в Англии «приватизация» означает сокращение участия государства в капитале предприятия до уровня менее 50%, а в некоторых других странах (Малайзия, Турция и т.д.) «приватизация» признается и при сохранении государством большей части активов в своей собственности. В Польше «приватизация» означает преобразование собственности государственных предприятий в частную, акционерную, кооперативную, смешанную и другие формы собственности.

 

В целом объективные условия экономической ситуации порождают большое разнообразие моделей перехода от одной формы собственности к другой. Эти современные тенденции отражает широкая трактовка «приватизации». Наряду с общепринятыми формулировками определения «приватизации» в качестве дополнения нередко используются положения о том, что «приватизация» - это сдача государственного имущества в аренду частным фирмам для производства товаров и услуг, передача производственных функций частному сектору при сохранении финансовых рычагов в руках государства, а также и другие подобные определения. На самом деле приватизация предприятий не сводится к простой продаже имущества. Она является инструментом разгосударствления экономики и означает продажу государством частным лицам прав собственности на имущество, а так же прав распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных ограничений на деятельность предприятия.

 

Мировой опыт говорит о множестве задач, решаемых с помощью приватизации предприятий. Сюда можно отнести повышение рентабельности предприятий, сокращение правительственных расходов, увеличение поступлений в бюджет, ликвидацию внутренней и внешней задолженности, борьбу с монополизмом, расширение рынка капиталов, увеличение инвестиционного спроса населения, привлечение работников к участию в капитале компании, ослабление профсоюзного движения, создание широкой социальной базы мелких собственников в политических целях. Для пост социалистических стран немаловажным является развитие многоукладной экономики, становление социальной базы нового общественного строя - широкого среднего класса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.015 с.)