Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационно-аналитическое обеспечение государственной национальной политики. Социологический мониторинг ключевых показателей состояния межнациональных отношений

Поиск

 

В 2015 году ФАДН России в рамках социологического мониторинга ключевых показателей состояния межнациональных отношений разработал и провел шесть репрезентативных социологических исследований, включая общероссийский опрос общественного мнения, в которых приняли участие более 7500 респондентов.

Репрезентативный опрос граждан Российской Федерации, проведенный по инициативе ФАДН России Фондом «Общественное мнение» в августе 2015 года в 53 субъектах Российской Федерации (1500 респондентов), показал, что состояние межнациональных отношений в Российской Федерации в целом благополучное. 90% россиян дискриминации по национальному признаку не подвергались. О том, что испытывали притеснения из-за национальности, заявили 8% респондентов.

В ходе обшероссийского исследования зафиксированы следующие проблемы:

1. Не более половины граждан страны считают равными шансы людей разных национальностей устроиться на хорошую работу (46%), открыть свое дело (49%) или занять высокий пост во властных структурах (34%).

2. Каждый четвертый (25%) житель России замечает в своем городе/селе противоречия, конфликты между местными жителями и приезжими других национальностей. 60% населения России противоречий такого рода не замечает.

3. Раздражение или неприязнь по отношению к представителям той или иной национальности испытывает каждый четвертый-пятый россиянин (22%); около ¾ населения (72%) таких чувств не испытывает. В 2013-2015 гг. это соотношение стабильно. Основными объектами раздражения являются мигранты с Кавказа и из Средней Азии.

В целях постоянного наблюдения за состоянием межнациональных и межконфессиональных отношений ФАДН России планирует провести аналогичный опрос в 2016 году, обратив особое внимание на динамику этих ключевых моментов.

Несмотря на общую стабильную ситуацию, в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений существуют проблемные точки. Для глубокого понимания проблем и выработки оптимальных путей их решения были проведены региональные комплексные исследования, посвященные межнациональным и межконфессиональным отношениям (Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Крым), а также комплексное исследование цыганского населения в 30 субъектах Российской Федерации и исследование отношения россиян к цыганам.

По заказу ФАДН России в октябре-ноябре 2015 года Всероссийским центром изучения общественного мнения было проведено первое комплексное исследование крымско-татарского населения, которое было сфокусировано на проблемах крымских татар. В рамках количественного этапа был проведен репрезентативный опрос крымско-татарского населения, проживающего в Республике Крым (50 точек опроса), 1200 респондентов. В рамках качественного этапа исследования были проведены 8 фокус-групповых дискуссий, 10 биографических интервью с крымскими татарами различных возрастов и профессиональных статусов, а также 10 глубинных интервью.

Несмотря на всю сложность, межнациональная ситуация в Крыму – скорее спокойная: уровень националистических настроений низкий (81% считают, что у всех народов, живущих в Крыму, должны быть равные права), межэтническая напряженность выражена слабо (82% фиксируют спокойные отношения между людьми различных национальностей в месте проживания, 81% не считывают ссор или конфликтов на национальной почве). Однако в регионе имеют место проявления нетерпимости к крымским татарам – это является фактором риска – каждый четвертый заявил о том, что редко, но чувствует к себе негативное отношение со стороны других, преимущественно на бытовом уровне.

ФАДН России считает мониторинг общественного мнения в Крымском федеральном округе и углубленное изучение межнациональных отношений одной из своих приоритетных задач.

Первым всероссийским комплексным исследованием проблем цыганского населения стал проект, осуществленный по Заказу ФАДН России года Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в сентябре-декабре 2015 года. В рамках проекта был реализован следующий комплекс работ: репрезентативный опрос цыганского населения в 30 субъектах Российской Федерации (150 точек опроса, взрослое цыганское население Российской Федерации в возрасте от 16 лет и старше;1000 респондентов); анализ СМИ, научной, публицистической литературы, социологических и этнологических данных о цыганах и «цыганском вопросе»; анализ исследовательской литературы по «цыганскому вопросу»; 2 фокус-групповые дискуссии (Москва, Краснодар); 8 диадических интервью; 5 экспертных интервью с лидерами общественного мнения- известными представителями цыганской общественности.

Данные, полученные в результате анализа, позволили выявить и сформулировать приоритетные направления и меры реализации государственной политики, направленной на интеграцию цыган в социум.

Социологические исследования, проведенные в Республике Дагестан (репрезентативный опрос населения старше 18 лет, 1200 респондентов; август 2015 года; 10 фокусированных экспертных интервью; 8 фокус-групповых дискуссий в Махачкале, Дербенте, Хасавюрте, Избербаше) и Карачаево-Черкесской Республике (репрезентативный опрос жителей старше 18 лет, 1000 респондентов, октябрь 2015 года; 4 фокус-групповых дискуссии; 12 фокусированных экспертных интервью), показали, что уровень декларируемой межнациональной напряженности невысок: лишь 7% населения Дагестана и 11% населения Карачаево-Черкессии заявили о наличии межнациональных конфликтов разного характера.

Вместе с тем, дискуссии и интервью показали, что существуют глубинные межнациональные противоречия, которые при неблагоприятном развитии событий (например, при территориальных и экономических конфликтах) могут привести к столкновениям на межнациональной почве. Длительное нерешение хозяйственных, социально-экономических проблем, в которые вовлекаются представители разных национальностей, приводит к формированию устойчивых негативных стереотипов в отношении тех или иных народов. В Дагестане рискогенной является также внутриконфессиональная ситуация.

Последующие исследования ФАДН России в этих субъектах будут сконцентрированы на внутриконфессиональных проблемах, а также на методах и способах противодействия религиозному экстремизму (Дагестан) и положении этнических русских (Карачаево-Черкесия).

Реализация Стратегии государственной национальной политики не возможна без мероприятий по поддержке культуры. Культура является важной составляющей национальной идентичности российского народа. В рамках межведомственной рабочей группы проведена работа над проектом Стратегии государственной политики в сфере культуры в целях ее гармонизации с государственной национальной политикой. Аналогичная работа проводилась и по другим документам стратегического планирования, в том числе Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

Отдельно стоит отметить, что любые мероприятия по реализации Стратегии выполняются и организуются людьми - сотрудниками органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов власти. Именно на эту категорию выпадает основная нагрузка по реализации Стратегии.

ФАДН России проводилась на уровне регионов и муниципалитетов работа по сбору материалов о качественном и количественном состоянии персонала органов управления в сфере межнациональных отношений во всех субъектах Российской Федерации.

Внесено и поддержано в Правительстве Российской Федерации предложение об унификации структуры и деятельности органов управления в сфере межнациональных отношений.

ФАДН России прорабатывались конкретные рекомендации применительно к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и полномочиями по осуществлению контроля за реализацией государственной национальной политики, в том числе за эффективностью осуществления полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в сфере реализации государственной национальной политики.

Создан кадровый резерв в субъектах Российской Федерации и муниципалитетах для подготовки и обучения сотрудников органов управления в сфере межнациональных отношений. Организовано направление входящих в резерв сотрудников на курсы повышения квалификации по актуальным вопросам этнополитики и реализации Стратегии в Учебном научном центре ГСиПУ МГУ имени М.В. Ломоносова.

Подготовлены предложения в Администрацию Президента Российской Федерации по вопросу совершенствования этнологического образования и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, работающих в сфере межнациональных отношений.

Проведено совещание с представителями Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Минюста России, МВД России, а также представителей Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты Российской Федерации. Предметом обсуждения выступил проект памятки «Религия и правопорядок в России» для государственных и муниципальных служащих и сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.92.180 (0.009 с.)