Антропологический матер-м Фейербаха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антропологический матер-м Фейербаха



Характерная особенность материализма Фейербаха – антропологизм. Критика идеалистического понимания Гегелем человеческой сущности, сведение ее к самосознанию. Отказ от подобной точки зрения неминуемо вел и к отказу от идеализма вообще. Заслугой Ф является подчеркивание связи идеализма с религией. Антропологизм Ф проявлялся в выдвижении на первый план сущности человека, кот. рассматривался им как "единственный, универсальный и высший" предмет философии. Для освобожд от религии необход понять, что чел не творение Бога, а часть природы. Не рассматр как мех-м, а рассм как организм. Сенсуалист, - ощущения – единств источник познания.

 

Философия марксизма и её место

Диалектика от Гегеля и матер-м у Фейербаха – диалектический материализм.

Уничтожение отчужденного труда – неподневольное развитие – саморазвитие чел – превращение из недочел в чел!.

Формации:

1.Первобытное общество

2.Рабовладене

3.Азиатская

4.Феодальн

5.Капитализм

6.Социализм

 

Философия всеединства В. Соловьева

Выступал:

1. За неутомимую борьбу, за идеи высокого назначения в этом мире человека. Единство должного и сущного.

2. Не допустить разрыв между идеалом и средствами достигаемых целей.

Отрешение от сущности христианства. Миссия России не в споре Запада и Востока, а должна примирять (судья третейский). Примирение католитической и христианской церкви.

Философия Всеединства.

Теория вселенской теократии, т.е. создание всемирного государства на основе христианства. Отрицал право философии, науки и религии на самостоятельное существование от цельного опыта (вне синтеза). На взгляды Соловьева оказала влияние религиозная литература, идеи неоплатонизма, средневекового мистицизма, славянофилы.

Три периода:

1. Теологизированного прогрессизма. 70 гг. Интересы в области теософии (христианского учения).

2. Утопии всемирного государства. 80 гг. Интересы в области теократии.

3. Эсхатологический. Интересы в области теургии (мистического искусства).

Центральная идея: учение о всеединстве (синтез истины, добра, красоты). Божество – воплощение этого единого сущего. Посредник – софия (мудрость). Природа идет к совершенству (несовершенна). Человек – посредник от несовершенного к совершенству.

Цель мировой истории – единство бога и внебожественного мира, возглавляемое человеком.

 

Славянофилы и западники

Слав: Киреевский, Самарин, Аксаковы, Беляев. Критика западной цивилизации, православие, монархия, крестьянская община, соборность (коллективн дух). Нужно идти не к западу, а возвращать утраченное.

Западн: Герцен, Белинский, Грановский, Чернышевский. За идею единого общемирового прогрессивного развития. За европеизацию, религия и церковь – тормоз прогресса, ценили разум и науку., констит монарх, социализм или анархия.

 

Чел и свобода в фил Бердяева

Экзестеаналист. Основная проблема философии – не проблема бытия, а проблема свободы. Содержание «свободы» менялось, не оставалось неизменным. Но не менялось противопоставление свободы как основы жизни единичной личности началу родовому коллектив, общество, государство (враг и поработитель личности).

Другая проблема – противопоставление творчества и рождения. Таким образом, главная центральная проблема → свободы.

Бердяев верит, что человек сотворен для свободы – долг, признание. Но изначально свобода вступает в противоречие с фактом природной детерминации, обществом, божеством.

1.Иррациональная свобода → в основе произвол.

2.Рациональная (ответственность).

3.Сверхиррациональная (субтерминированная).

Свобода, перешедшая в своеволие ведет к злу.

 

Ф РевДемов: Бел, Герц, Черныш.

Изучив Гегеля и Фейербаха Стремились соединить материализм и диалектику в новую сисму. Обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность материи по отношении к сознанию. Обосновывали материализм пользуясь данными естествознания. Размышления о роли народных масс, крестьянской общины. Обосновали принцип постоянной эволюции общественной истории. Черныш – экономические труды.

Сеченов, Павлов

Развился позитивизм – развитие наук и материалистов в России. Т.о. образов-ся физиологический материализм.

Сеченов: материализм и детерминизм. Все на рефлексах. Все психические акты – рефлексы,

Павлов: В основе условного рефлекса – детерминизм, единство анализа и синтеза. Механистическое мировоззрение.

 

Философия оптимизма Мечникова

Он был атеистом. Смысл его философии: победить страх может и сама жизнь через ортобиоз – состояние человека до деятельной старости, которая в финале приведет к чувству насыщения жизнью, и возникнет естественное желание умереть, как заснуть.

 

Пробл св и см жизни в экзистенциализме

(философия существования)

-иррационалистическое направление, возникшее как выражение кризиса буржуазного общества.

Экзистенциализм:

1. Религиозный (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер).

2. Атеистический (Хайдеггер, Сатр, Камю).

Центральное понятие: экзистенция – человеческое существование (как нерасчлененная целостность объекта и субъекта).

Важнейший фактор чел сущ-я – смерть. Движение к смерти, свобода перед смертью, но ответств-ть перед общество. Стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой? Чел перестает понимать смысл и цель повседневности – абсурд бытия.

Характерные черты экзистенциализма:

1.пессимизм

2.субъективное толкование свободы

3.отрицание рационального познания

4.утверждение интуитивного (непосредств)

5. постижения реальности.

 

Позитивизм, его формы.

- ф позитивного знания, отвергающая теоретические спекуляции и умозрения как средства получения знания.

Формы:

1.Позитивизм – Конт, Миль, Спенсер

2.Эмпириокритицизм – Мах, Авенариус

3.Неопозитивизм – Шлик, Карнап, Витгенштейн, Рассел.

Поз – применение физики в социологии – соединение опыта и теории, индукции и дедукции. Спенсер – нов ф, но вез метафизики.

Эмпир – т критики опыта. Очистка опыта от метафизики и др. «Ничего лишнего».

Неопозит – все знания о мире дают конкр науки, ф не может высказать о мире ни одного нового преднолож. Её задача – логический анализ. Верификация.

 

Психоаналитич конц З. Фрейда

Фрейд, исследуя причины патологических процессов в психике, решительно отказался от материалистич в своей основе попыток объяснить изменения содержания психических актов физиологическими причинами. Но одновременно он со-вершенно отошел от материалистического мировоззрения, отказался от объективных методов исследования психики и создал субъективистскую теорию. Суть ее состоит в отрыве психики от материальных условий и причин, ее порождающих. Психика рассматривается как нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам и управляемое особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания. Над душой человека властвуют, как рок, неизменные психические конфликты бессознательных стремлений к наслаждению (прежде всего половому), к агрессии с "принципом реальности", к кот приспосабливается сознание. Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события и общ-ые явления Фрейд подвергает психоанализу, т.е. истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений. Так, идеальное-психическое (и прежде всего непознавае-мое "Оно" - бессознательное) становится у Фрейда причиной истории человечества, морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т.п.

 

Неофрейдизм

Совр.сторонники Ф. - неофрейдисты, представители школ "культурного психоанализа", сохраняют нетронутой осн идеалистическую линию З.Фрейда, отказываясь лишь от тенденции видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку и от некоторых др методологически несущественных особенностей классического Ф. Фрейдистская концепция оказала и продолжает оказывать большое влияние на различные области культуры, и особенно заметное - на теорию и произведения западного искусства. Меньшее влияние Ф. имеет сейчас в неврологии и психиатрии.

Продолжатели – Юнг (экстраверты, интраверты)и Адлер (индивидуальная психология).

 

 

Бытие, субстанция, материя

Б – ф категория, обознач-я реальность, сущ-ую объективно, независимо от сознания чел.

Формы бытия:

1.б вещей и процессов

2.б человека

3.б духовного.

4.б социальное

предельно общее понятие о существовании.

Субст – нечто единое, которое порождает многообразие вещей и явление. Бывает материальной и идеальной.

Матер – бесконечное множество сущ-х в мире объектов и систем, всеобщая субстанция.

Античн – вода, возд…, затем атомы.

17век – сущность вещей, но сама не вещь.

Обладает: структурность, системность, взаимод, изменчивость, самоорганизация, протяженноять, длительность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.213 (0.015 с.)