Философия Др Китая (8-6 в. до н.э.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия Др Китая (8-6 в. до н.э.)



Мировоззрение

Мировоззрение – это совокупность общих предметов о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы познания и действительности(оптимизм, пессимизм) ценностные ориентации. Мировоззрение бывает индивидуальное, общественное, групповое. В мировоззрении выделяют два уровня: чувственно-эмоциональный и теоретический.

Чувственно-эмоциональное мировоззрение – это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций.

Теоретический уровень – интеллектуальный аспект мировоззрения (действительность через призму законов).

Исторические формы мировоззрения: миф – священное придание, сложенное о деянии богов, в котором повествуется о том как устроен мир. Мифология – самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков. Мифологическое сознание существует и сейчас. Религия – это форма общего сознания, смысл кот заключается в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на существовании одного или нескольких богов (монотеизм, политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии существуют свои книги и организационный орган. Философия (с греч. "любовь к мудрости")- это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира.

Структура М: 1.Знания, 2.Их оценка, 3.Идеалы.

 

Предмет философия

Ф – область духовний деятельности, основыв-ся на философском типе мышления.

Основные ф-ции:

1.Мировоззренческая

2.Методологическая

3.Идеологическая

4.Аксиологическая (ценности)

5.Критическая

6.Интегративная

7.Языковая

8.Воспитательная

9.Образовательная

Специфическая особенность философии в том, что она выступает синтезирующей формой познания. Наука- сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении. Наука рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное соотношение частей: природоведение и обществоведение; философия и естествознание; метода и теории; теоретических и прикладных исследовании.

 

Древнеиндийская философия

Зарождение – 2-1 тыс-ия до н.э. Связано с тем, что общество перешло от первобытно-общинного строя к классовому.

Касты – замкнутые сообщества людей.

1.жрецы – брахманы (высшая каста)

2. купцы, торговцы (вайшьи)

3. крестьяне, обездоленные (шудры)

Брахман – один из божеств Др. Индии, а также высший класс.

Брахманизм – система религиозно-философских взглядов и ритуально-культовой практики.

Ведические книги (веды, самхиты):

-духовные источники др. Индийской философии

-первые священные книги

Охватывают проблемы мироздания, человека; в них зафиксированы ритуалы.

Философские школы

2 направления развития:

Ортодоксальное – поклонение ведической литературе без попыток изменить что-либо в ней. 6 классических систем: Главные: веданта, санкхья, йога. Второстепенные: ньяя (логика), вайшешика (космология), миманса (ритуал)

Брахман – объективная духовная сущность

1. субстанция первооснова (абсолютная реальность)

2. божество

3. брахман есть Атман

Атман – субъективная духовная сущность, абсолютная душа, одушевленная субстанция, духовное «я».

Атман и брахман бессмертны.

Веданта – основа совр индуизма. познай свой Атман и получишь покой

Санкхья: Первичн материя и духовн начало. Помощь 2-му в освобождении от 1-го.

Йога: освобождение от телесной оболочки

Буддизм: угасание желаний, уход в нирвану.

Чарвака: замля, огонь, вода, воздух.

Выводы:

1.Др.Индийская философия – источник человеческой мудрости, подпитывающий человеческую культуру.

2.идея всеединства → всё есть одно. Все существа – проявление единого

3.обращение к внутреннему миру человека →нравственное усовершенствования человека.

4.понятие нирвана→путь совершенствования человека, преодоление трудностей.

 

Философия Др Китая (8-6 в. до н.э.)

Социально-экономические условия:

1. касты

2. ломка традиций общинных соотношений (экономический прогресс)

3. рост научных знаний

4. появление денег, частной собственности (почва).

Основные идеи др. Китайской философии:

1. Элементы мира: металл, дерево, вода, огонь, земля.

2. Идеи о Инь (женское начало [темное, пассивное]) и Янь (мужское [светлое, активное]).

Основные философские школы: Даосизм, Конфуцианство, Моизм, Легизм

Конфуцианство – этика, гармония человека с обществом. Насколько гармонично взаимоотношение с обществом, настолько гармоничен человек. Зло – от недостатка образования и воспитания. Справедливость, уваж к родит, …

Даосизм – в центре внимания стоят природа, космос и человек.

Конфуцианство – традиционная философия.

Даосизм – мировая философия. Общечеловеческая устремленность выйти за рамки общества.

Моизм – пробл сой этики. Все люди равны.

Легизм – строгие законы и доносительство.

Китайская медицина:

В основе 5 элементов (металл, дерево, огонь, вода, земля), которые образуют всё, и также человека (который еще имеет разум в отличие от животных, растений). Выделяют функциональные связи, целостность организма, взаимоотношения с внешней средой.

3 основных вида причин болезни: внутренние причины (7 причин. Н., чрезмерная радость, горе, т.е. эмоции, чувства), внешние (холод, сухость [внешние факторы]), нейтральные (отравления, нарушения питания).

Диагностика, методы лечения

1. Стремление улавливать незначительные симптомы заболевания.

2. Улавливание, что болезнь принесла нового и что унесла из организма.

3. Болезнь изменчива наблюдение за динамикой болезни.

4. Не быть созерцательным.

5. Учитывать взаимосвязь в организме.

 

 

Раннегреч-я натурфилософия

Фалес, Анаксимен, Анаксимандр – материалистические взгляды → «смотри и наблюдай», что такое мир, мироздание, космос, что есть основа. Из чего возник мир и во что все превращается. Милетская школа

Фалес – все из воды,

Анаксимандр. 6-7 век до н.э.. Вещество первооснова → опейрон (бесконечное, неопределенное).. Земля, воздух, огонь могут превращаться друг в друга → между ними есть нечто общее – это и есть опейрон. Анаксимен – главные произведения – о природе. Первооснова - воздух, т.к. его роль для жизни очень велика. Предугадал один из законов диалектики – переход количества в качество.

Для Милетской школы характерно:

1. Искание первоосновы

2. Основа – лишь одна стихия

3. Субстанция – Первовещество

4. Первовещество – живое (=гелазоизм)

5. Совмещение философии и физических основ, подходов.

 

Диалектика Гераклита

Гераклит (6-5 вв. до н.э.). Жил в Эфесе (Малая Азия), был отшельником. Считал основной задачей философии – познание истинного смысла всего сущного и человеческой жизни. Гераклит облекал мысли в особые формы – афоризмы

Основное положение философии → всеобщий универсальный закон движения: все в мире в движении → все течет, все обновляется, изменяется и ничто не может прибывать вне движения. Единство всего сущего среди яркого многообразия поддерживается постоянным переходом одних составных частей вселенной в другие, и потому мир представляет картину непрерывной смены явлений, непрерывного движения: «все течет и ничто не пребывает», «нельзя два раза войти в одну и ту же реку».

Первооснова – огонь, который также есть душа и разум (logos). Огонь никто не разжигал, он был, есть и будет.

Гераклит заложил основы объективной, стихийной диалектики мышлений, т.е. диалектика природы, мира.

Стихийная диалектика:

1. причиной всего сущного является постоянная борьба противоположностей.

2. Всякая вещь или свойство изменяется не каким угодно образом, а переходит в противоположность данной природы: теплое → холодное, влажное → сухое.

3. Благодаря борьбе противоположностей определяется их внутреннее тождество: «бессмертные – смертны, смертные бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают».

4.Всеобщность изменения и переход свойств в противоположные делает все качества вещей относительными. В основе лежит logos = ритмика.

Т.о., у Гераклита все сущее – подвижное единство и борьба противоположностей.

 

Атом мат-зм Демокрита

Демокрит – атомистическая философия (Эпикур, Лукреций). Сын крупного торговца.

В основе концепции: в основе всего атомы («атом» - неделимый). Первооснова – атомы, вечные, непроницаемые и внутренне неподвижные. Они отличаются по форме, порядку и расположению, постоянно действуют в пустоте. Демокрит заложил основы субстанциальной теории пространства и времени – атомы отдельно, пустота отдельно; т.е. время и пространство не зависят от вещества.

Теория атавизма основывалась на наблюдении и аналогии – тела могут сжиматься и разжиматься → есть атом и пустота + переносил некоторые явления на атомы. Душа возникает у огненных атомов и в них превращается, т.к. душа смертна → отрицание загробного мира.

Атомы – в движении и вне движения их определение в пустоте невозможно, т.е. все в мире причинно обусловлено. Отождествлял причинность и необходимость. Демокрит исходил из чувствительности, но атомы нельзя свести к чувствам. Конечное не может бесконечно делиться.

Философия Платона

Основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. За тем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Познание по Платону есть воспоминание душой своего доземного существования. Считал, что чувства обманывают человека, и поэтому советовал для познания истины "закрыть глаза и заткнуть уши" и довериться своей вспоминающей о своем божественном прошлом душе Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но отверг его идеалистическую теорию идей. По мнению Аристотеля Платон создал идеальный сверхчувственный мир наряду с миром реальным. По его мнению, идея ("форма") неразрывна с вещью, каждая вещь состоит из двух начал - материи и формы. В основе мироздания находится неопределенный пассивный субстрат - "первая материя". Однако, в таком виде материя сущ. только в абстракции. В действительности она определяется активностью самих по себе нематериальных форм. Материя это возможность, способность вещи, форма - ее действительность. Возможность переходит в действительность благодаря движению. Форма материализуется, материя формируется. Бог играет роль неподвижного двигателя мира, который един и вечен.

Чел смертен, душа – нет. Ничего сверх меры.

Эпикуризм и стоицизм

Не общество, а отдельный индивид – вот объект. Общественный союз – не цель, а средство личного благополучия индивидов. Цель жизни удовольствие, но умеренное. – невозмутимость духа, душевный покой и безмятежность. Душа умирает вместе с телом и тоже состоит из атомов.

Стоиц – освобожд чел от власти внешнего мира. Добродетель не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, апатии.

Средвевек хр философия

Основн идеи хр религии:

1.Монотеизм (один Бог)

2.Креоцианизм (твор мира Богом)

3.Божеств откровения

осн пробл ф:

1.бытие Бога

2.Соотн веры и логич разума.

3.Соотн Бога и созд им мира

4.пробл чел (душа, тело)

Схоластика.

Реализм: идеи – общее, вещи – частное

Номинализм – вещи главнее идей.

Фома Аквинский: гармония веры и разума.

 

Мировоззрение в возрождение

Возрождение - философ.и социолог.учения в эпоху становления раннего буржуазного общ-ва 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естество-знания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и пер-спектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Прежде всего она про-явилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла), направленных против христианской морали. Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно-научного направления в философии были: методы экспериментально - математического исследования природы. В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм- воззрение, согласно кот.человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм- отражаемый антропоцентризм, кот исходит из человеч сознания и имеет своим объектом ценность человека. презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлению к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную "божественность" человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение, содержанием кот является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры.

Открытия Коперника, Галилея.

 

 

Просвещение

Дж. Локк, Толанд, Ньюман, Вольтер, Руссо,

Германия: Лессинг, Гердер. Философия предназначена для широких кругов населения и классу буржуазии. → Связь науки с практикой более ярко выражена → общественная полезность. Уверенность в мощи человеческого разума, который опирался на научный опыт. Просветители ограничивают веру в религию в пользу науки.

Французское просвещение.

Вольтер Работы: трактат о метафизике, поэма о естественном законе. Идеи: борьба с католической церковью, против абсолютизма, религию сохранить только для утешения, против авторитетов, которые доходят до догматизма. Объект философского анализа → общие процессы.

Жан Жак Руссо. Первая ступень неравенства: частная собственность. Вторая – государство Третья – превращение государственной власти в деспотизм.

 

Француский материализм 18в

Очистка матер-за от схоластики, против умозрительного решения проблем.

Ламетри. Форма неотделима от материи, а материя связана с движением. Материалистических хар-р одушевленности. Изучал чел как механизм. Механицизм.

Гольбах. Все явления – различные формы движен матер-х частиц. Основа всего – движение.

Гельвеций. Сначала все одинаково, потом меняется в зависимости от среды. Потребности чел:

Первичн: еда, одежда

Вторичн: гордость, честолюбие.

Чтобы изменить чел, надо изменить окруж среду.

Дидро. Мир беспрерывно зарождается и умирает. Чувства есть главные побудители к действию. Чел движим стремлением к удовольств и отвращ к страданию. Общ:

1.вместо религии на 1е – рассужд, разум

2.атеистичность

3.полезность для общ

4.наука и прогресс – главное

 

Т познания И. Канта

Немец классич идеализм

Основные работы: «Всеобщая естественная история и теория неба» (докритический период), «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Докритический период → вопросы философии природы. Принцип измерения сил, происхождения и развитие солнечной системы, перспективы развития Земли, происхождение живой природы, принцип целесообразности строения организма. Использовал: физика Ньютона, теорию движения планет Кеплера, работы Коперника. Кант говорил, что ученые должны ставить вопрос о том, как возникла Вселенная, ее будущее.

Критический период. Мир вещей и мир явлений. Вещи непознаваемы. Познается только их способ влияния на нас.

Типы суждений:

1. Любое суждение состоит из субъекта и предиката (роза есть цветок) → аналитическое суждение базируется на анализе понятий, априорное → не надо прибегать к опыту. Нет прироста знания.

2. Понятия, которые представляют предикат, не входит в субъект → синтетическое (в процессе эксперимента получают знание) апостериорное (в процессе опыта). Естествознание построено на этом типе суждения.

3.Синтетические априорные суждения (синтез понятий). Н., прямая – есть кратчайшее расстояние между двумя точками) → соотношение искусственного с рациональным.

 

Система и метод Гегеля

объективный идеалист, представитель нем классич ф.

Содержание системы абсолютного (объективного) идеализма Г. состоит в следующем. В основе всех явлений природы и общ-ва лежит абсолют, ду-ховное и разумное начало - "абсолютная идея", "мировой разум" или "мировой дух". Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа: 1)развитие идеи в ее собственном лоне, в "стихии чистого мышления"- Логика, где идея раскрывает свое содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категорий; 2)развитие идеи в форме "инобытия", т.е.в форме природы, - Философия природы; природа не развива-ется, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность; 3)развитие идеи в мышлении и истории (в "духе") - Философия духа. На этом этапе абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеч.сознания и деятельности. Его собственной системой завершается, на взгляд Г., процесс саморазвития абсолютной идеи и вместе с тем ее самопознание.

Большое значение имеет его глубокая критика созерцательности, кантовского дуализма "вещей в себе" и явлений.

 

Славянофилы и западники

Слав: Киреевский, Самарин, Аксаковы, Беляев. Критика западной цивилизации, православие, монархия, крестьянская община, соборность (коллективн дух). Нужно идти не к западу, а возвращать утраченное.

Западн: Герцен, Белинский, Грановский, Чернышевский. За идею единого общемирового прогрессивного развития. За европеизацию, религия и церковь – тормоз прогресса, ценили разум и науку., констит монарх, социализм или анархия.

 

Сеченов, Павлов

Развился позитивизм – развитие наук и материалистов в России. Т.о. образов-ся физиологический материализм.

Сеченов: материализм и детерминизм. Все на рефлексах. Все психические акты – рефлексы,

Павлов: В основе условного рефлекса – детерминизм, единство анализа и синтеза. Механистическое мировоззрение.

 

Позитивизм, его формы.

- ф позитивного знания, отвергающая теоретические спекуляции и умозрения как средства получения знания.

Формы:

1.Позитивизм – Конт, Миль, Спенсер

2.Эмпириокритицизм – Мах, Авенариус

3.Неопозитивизм – Шлик, Карнап, Витгенштейн, Рассел.

Поз – применение физики в социологии – соединение опыта и теории, индукции и дедукции. Спенсер – нов ф, но вез метафизики.

Эмпир – т критики опыта. Очистка опыта от метафизики и др. «Ничего лишнего».

Неопозит – все знания о мире дают конкр науки, ф не может высказать о мире ни одного нового преднолож. Её задача – логический анализ. Верификация.

 

Неофрейдизм

Совр.сторонники Ф. - неофрейдисты, представители школ "культурного психоанализа", сохраняют нетронутой осн идеалистическую линию З.Фрейда, отказываясь лишь от тенденции видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку и от некоторых др методологически несущественных особенностей классического Ф. Фрейдистская концепция оказала и продолжает оказывать большое влияние на различные области культуры, и особенно заметное - на теорию и произведения западного искусства. Меньшее влияние Ф. имеет сейчас в неврологии и психиатрии.

Продолжатели – Юнг (экстраверты, интраверты)и Адлер (индивидуальная психология).

 

 

Бытие, субстанция, материя

Б – ф категория, обознач-я реальность, сущ-ую объективно, независимо от сознания чел.

Формы бытия:

1.б вещей и процессов

2.б человека

3.б духовного.

4.б социальное

предельно общее понятие о существовании.

Субст – нечто единое, которое порождает многообразие вещей и явление. Бывает материальной и идеальной.

Матер – бесконечное множество сущ-х в мире объектов и систем, всеобщая субстанция.

Античн – вода, возд…, затем атомы.

17век – сущность вещей, но сама не вещь.

Обладает: структурность, системность, взаимод, изменчивость, самоорганизация, протяженноять, длительность.

 

Пространство и время.

Существуют различные подходы:

1) Субстанционный – атомы двигаются в пустоте. Нет связи. Пространство = пустота, которая не связана с субстанцией.

Ньютон. Абсолютное пространство – пустое вместилище материальных тел, везде одинаково и неизменно. Время – поток (равномерный) длительности. Пространство и время не зависят друг от друга.

2) Реляционный (Аристотель). Отказ от пустого пространства и длительности времени. Пространство = сумма мест, занимаемых материальными телами. Время связывал с движением тел.

3) Субъективистская точка зрения (Мах). Критика абсолютного пространства и времени Ньютона. Пространство и время зависят от субъективного взгляда. Пространство – рядоположенность наших ощущений. Время – последовательность ощущений.

Основные положения о пространстве и времени:

Пространство – форма бытия движущейся материи, выражающая протяженность (размерность), порядок расположения одновременно сосуществующих предметов.

Время – длительность протекающих в материальных объектах процессов и их последовательность.

Пространство и время имеют определенные метрические и топологические свойства. Пространство: трехмерно, изотропно (равноценность направлений), однородно (все точки равны), симметрично. Время: одномерно, однонаправлено, необратимо.

Имеют как абсолютный, так и относительный характер. Относительность = специфика пространства и времени в микро-, макро- и мегамире.

Характеристики пространства и времени:

1) Объективность

2) Абсолютность

3) Относительность

4) Противоречивость

Специфика пространства и времени в живых системах.

Реально существуют качественно различные формы (относительность) → изучение биологического пространства и времени → физическая теория.

Противоречия. Их формы

Противоречие – отношение, сторонами которого являются различные силы и тенденции в состоянии борьбы, исключают друг друга – разрешение противоречия.

Любое явление – борьба единства и противоположностей.

Классификация противоречий.

1.По характеру возникновения: необходимые, случайные.

2.По месту в система: внутренние, внешние.

3.По роли в развитии: основные (связаны с обменом веществ), неосновные.

4.От этапа хар-я: главные, неглавные.

5.По характеру разрешения: антагонистические (войны, восстания), неантагонистические (мирный путь).

6.Критерии по причнинной обусловленности: необходимости, свободы.

7.По отношению к противоположностям: формально логические (не терпит противоречий), диалектика.

Качество, кол-во, мера

Колич в кач – з-н диалектики.

Качество – целостная, интегральная характеристика предмета в системе его связей и отношений с другими предметами.

Кач-во связано со свойством (первичн, вторичн, существ, несуществ).

Количество – характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и цифрах.

Мера – диалектической единство качества и количества или такой интервал количественных измерений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.

 

Причина и следствие.

Причинная связь – такая связь (отношения), в результате которой если одно явление (событие) выступает как причина, то другое – как следствие.

Признаки причинной связи:

1.Причина порождает следствие, обуславливает возникновение явления.

2.Однонаправленность и необратимость (временная асимметрия). Формирование причины предшествует возникновению следствия. Последовательность во времени необходима, но и недостаточна (ночь предшествует дню, но ночь не причина дня).

3.Необходимость. Если причина в строго определенных условиях, то она с необходимостью порождает именно определенное следствие, независящее от степени локализации.

4.Пространственная и временная непрерывность.

5.Всеобщность. Нет ни одного явления существующего без причины.

6.Объективность.

Непричинные виды связи – отношения, в которых наблюдается взаимосвязь, взаимообусловленность, но отсутствует непосредственное отношение генетической производительности и временной асимметрии.

Например:

Причина – сущность в действии; сущность, рождающая действие.

Следствие – определенность причины; явление, обусловленное причиной.

Условие – явление, которое так или иначе оказывает воздействие, образует ту среду, в которой осуществляется данная причинно-следственная связь, но условия не порождают следствие.

Повод – внешний фактор, способствующий проявлению причинно-следственной связи Монокаузализм.

Метафизическое, механистическое мышление → однопричинность. Кондиционализм

– реакция на одностороннюю причину монокаузализма → абсолютизируют условия.

Полиэтиологизм – многопричинность, т.е. не раскрыты этиология и патеногенез.

 

Содержание и форма

Для понимания структурности материи, которую конкретизируют эти категории.

Содержание живых организмов – обмен веществ, физиологические функции.

Связана с категорией сущности. Сущность – общее, необходимое, закономерное.

Содержание включает в себя и второстепенное, случайное неглавное: напр., содержание теории шире, чем сущности теории.

Форма – внутреннее присущее содержанию структура, ее внешнее выражение. Форма бывает внешней и внутренней.

Содержание и форма находятся в диалектическом единстве.

Диалектика:

1.Их неразрывность.

2.Неоднозначность связи (сложная, многозначная)

3.Противоречивость единства.

4.Оптимальность развития (когда форма и содержание соответствуют друг другу).

Содержание оформлено, форма содержательна.

Иногда новое содержание использует временно старую форму, т.к. содержание предшествует во времени форме.

Методологическое значение:

1. Необходимо учитывать диалектику содержания и формы, отводя главное место содержанию, выводя форму из содержания (а не наоборот), т.к. форма вторична в любой деятельности.

2. Использование до конца формы, пока она служит развитию содержания.

3. Обнаружений противоречия.

Заменять устаревшую форму, обеспечивать соответствию развития содержанию.

В медицине: структура и функция. Морфологически и функциональные изменения в организме.

Форма органов связана с их функцией. Изменение функции → изменение морфологии, структуры. Деформация органа → изменение функции.

 

Часть и целое

Целое – объект, части которого находятся в определенном взаимодействии, придавая предметам такие новые свойства, которых нет ни у каждой из частей в отдельности, ни у их суммы, но которые появляются в результате взаимодействия.

1.упорядоченность

2.потеря некоторых св-в при входе в целое

3.появление у целой сисмы новых св-в.

А)неправомерность сведения целого к сумме частей

Б)необходимость рассмотрения целого во всей сложности и относительной самостоятельности сторон.

В)рассмотрение отдельной части – знание природы целого.

Г)изучение целого опирается на знание св-в чатсей.

 

Проблема жизни и смерти

Жизнь и смерть – это важнейшие категории.

Проблемы:

1. Смысл и ценность жизни и смерти.

2. Качество жизни.

3. Право на жизнь и на смерть.

4. Право на достойное умирание.

I. Архаичный человек (человек древности)

Трагедия отсутствовала, так как ценность жизни не была значительной.

 

Эвтаназия

(греч. «хорошая, благая смерть») – намеренное ускорение наступления смерти неизлечимого больного.

I. По активности использования средств:

1. Активная – «метод наполненного шприца», то есть, дача лекарственных средств больному медицинским работником.

2. Пассивная – «метод отложенного шприца», то есть, либо отказ от лечения, либо прекращение лечения, которое поддерживало жизнь.

II. По основанию:

1. Добровольное – по просьбе больного.

2. Недобровольное – просьба не выражается самим больным. Очень опасно, это принудительная эвтаназия.

Сторонники эвтаназии утверждают:

1. Невыносимые страдания больных, а врач как бы выполняет свой долг.

2. Автономия личности.

3. Уход за безнадежными – это тяжелая моральная и физическая нагрузка.

4. Огромная трата средств, особенно где развита медицина.

5. Понижение качества жизни (страдает достоинство человека).

6. В условиях частной медицины поддержание жизни больного становится выкачиванием денег из семьи.

Аргументы против:

1. Все религии против; атеисты также отвергают, говоря о бесценности жизни. Таким образом, легализация эвтаназии подорвет моральный облик общества.

2. Противоречит самой сущности медицины.

3. Диагноз и прогноз могут быть ошибочными.

4. Понятие «безнадежности» больного слишком расплывчато.

5. Возможность злоупотреблений при разрешении эвтаназии.

6. Просьба больного об эвтаназии может быть временной, сиюминутной. В случае сообщения смертельного диагноза для пациента характерно:

 

Взаимоотнош чел и природы

Экология– раздел биологии, изучающий процесс взаимодействия живых существ и окружающей среды.

глобальная проблема.

1. Руссоизм и неоруссоизм, то есть, движение назад к природе. Это учение запретительное, следовательно, оно утопическое, т.к. уже невозможно остановить технический прогресс.

2. Технократизм, то есть, безудержный оптимизм, развитие техники, а возникающие проблемы решаются по ходу развития.

3. Экономически обоснованное научно-техническое развитие (НТР). В рамках экологической этики выработан экологический императив, то есть, человек может взять от природы ровно столько, сколько она может ему дать без ущерба собственного существования.

В 1997 году в Киото подписано «Киотское соглашение», по которому каждая страна должна была ограничить выброс вредных веществ в атмосферу.

Правила решения проблем: правило правдивости и информированного согласия, то есть, население имеет право знать экологическую ситуацию в районе проживания и получить компенсацию.

Остро обсуждается проблема сохранения всего живого во всем разнообразии. Ведут полемику 2 позиции:

1. Биоцентризм – все живое имеет право на жизнь. Следуют Альберту Швейцеру: «Этика благоговения перед жизнью».

2. Антропоцентризм – вершиной природы является и человек. На первом месте стоит существование и благополучие человека.


 

Мировоззрение

Мировоззрение – это совокупность общих предметов о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы познания и действительности(оптимизм, пессимизм) ценностные ориентации. Мировоззрение бывает индивидуальное, общественное, групповое. В мировоззрении выделяют два уровня: чувственно-эмоциональный и теоретический.

Чувственно-эмоциональное мировоззрение – это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций.

Теоретический уровень – интеллектуальный аспект мировоззрения (действительность через призму законов).

Исторические формы мировоззрения: миф – священное придание, сложенное о деянии богов, в котором повествуется о том как устроен мир. Мифология – самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков. Мифологическое сознание существует и сейчас. Религия – это форма общего сознания, смысл кот заключается в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на существовании одного или нескольких богов (монотеизм, политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии существуют свои книги и организационный орган. Философия (с греч. "любовь к мудрости")- это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира.

Структура М: 1.Знания, 2.Их оценка, 3.Идеалы.

 

Предмет философия

Ф – область духовний деятельности, основыв-ся на философском типе мышления.

Основные ф-ции:

1.Мировоззренческая

2.Методологическая

3.Идеологическая

4.Аксиологическая (ценности)

5.Критическая

6.Интегративная

7.Языковая

8.Воспитательная

9.Образовательная

Специфическая особенность философии в том, что она выступает синтезирующей формой познания. Наука- сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении. Наука рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное соотношение частей: природоведение и обществоведение; философия и естествознание; метода и теории; теоретических и прикладных исследовании.

 

Древнеиндийская философия

Зарождение – 2-1 тыс-ия до н.э. Связано с тем, что общество перешло от первобытно-общинного строя к классовому.

Касты – замкнутые сообщества людей.

1.жрецы – брахманы (высшая каста)

2. купцы, торговцы (вайшьи)

3. крестьяне, обездоленные (шудры)

Брахман – один из божеств Др. Индии, а также высший класс.

Брахманизм – система религиозно-философских взглядов и ритуально-культовой практики.

Ведические книги (веды, самхиты):

-духовные источники др. Индийской философии

-первые священные книги

Охватывают проблемы мироздания, человека; в них зафиксированы ритуалы.

Философские школы

2 направления развития:

Ортодоксальное – поклонение ведической литературе без попыток изменить что-либо в ней. 6 классических систем: Главные: веданта, санкхья, йога. Второстепенные: ньяя (логика), вайшешика (космология), миманса (ритуал)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.218 с.)