Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия Др Китая (8-6 в. до н.э.)↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мировоззрение Мировоззрение – это совокупность общих предметов о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы познания и действительности(оптимизм, пессимизм) ценностные ориентации. Мировоззрение бывает индивидуальное, общественное, групповое. В мировоззрении выделяют два уровня: чувственно-эмоциональный и теоретический. Чувственно-эмоциональное мировоззрение – это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретический уровень – интеллектуальный аспект мировоззрения (действительность через призму законов). Исторические формы мировоззрения: миф – священное придание, сложенное о деянии богов, в котором повествуется о том как устроен мир. Мифология – самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков. Мифологическое сознание существует и сейчас. Религия – это форма общего сознания, смысл кот заключается в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на существовании одного или нескольких богов (монотеизм, политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии существуют свои книги и организационный орган. Философия (с греч. "любовь к мудрости")- это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира. Структура М: 1.Знания, 2.Их оценка, 3.Идеалы.
Предмет философия Ф – область духовний деятельности, основыв-ся на философском типе мышления. Основные ф-ции: 1.Мировоззренческая 2.Методологическая 3.Идеологическая 4.Аксиологическая (ценности) 5.Критическая 6.Интегративная 7.Языковая 8.Воспитательная 9.Образовательная Специфическая особенность философии в том, что она выступает синтезирующей формой познания. Наука- сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении. Наука рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное соотношение частей: природоведение и обществоведение; философия и естествознание; метода и теории; теоретических и прикладных исследовании.
Древнеиндийская философия Зарождение – 2-1 тыс-ия до н.э. Связано с тем, что общество перешло от первобытно-общинного строя к классовому. Касты – замкнутые сообщества людей. 1.жрецы – брахманы (высшая каста) 2. купцы, торговцы (вайшьи) 3. крестьяне, обездоленные (шудры) Брахман – один из божеств Др. Индии, а также высший класс. Брахманизм – система религиозно-философских взглядов и ритуально-культовой практики. Ведические книги (веды, самхиты): -духовные источники др. Индийской философии -первые священные книги Охватывают проблемы мироздания, человека; в них зафиксированы ритуалы. Философские школы 2 направления развития: Ортодоксальное – поклонение ведической литературе без попыток изменить что-либо в ней. 6 классических систем: Главные: веданта, санкхья, йога. Второстепенные: ньяя (логика), вайшешика (космология), миманса (ритуал) Неортодоксальные. Вносят изменения в веды. Буддизм, джайнизм, червака (локаята). Брахман – объективная духовная сущность 1. субстанция первооснова (абсолютная реальность) 2. божество 3. брахман есть Атман Атман – субъективная духовная сущность, абсолютная душа, одушевленная субстанция, духовное «я». Атман и брахман бессмертны. Веданта – основа совр индуизма. познай свой Атман и получишь покой Санкхья: Первичн материя и духовн начало. Помощь 2-му в освобождении от 1-го. Йога: освобождение от телесной оболочки Буддизм: угасание желаний, уход в нирвану. Чарвака: замля, огонь, вода, воздух. Выводы: 1.Др.Индийская философия – источник человеческой мудрости, подпитывающий человеческую культуру. 2.идея всеединства → всё есть одно. Все существа – проявление единого 3.обращение к внутреннему миру человека →нравственное усовершенствования человека. 4.понятие нирвана→путь совершенствования человека, преодоление трудностей.
Философия Др Китая (8-6 в. до н.э.) Социально-экономические условия: 1. касты 2. ломка традиций общинных соотношений (экономический прогресс) 3. рост научных знаний 4. появление денег, частной собственности (почва). Основные идеи др. Китайской философии: 1. Элементы мира: металл, дерево, вода, огонь, земля. 2. Идеи о Инь (женское начало [темное, пассивное]) и Янь (мужское [светлое, активное]). Основные философские школы: Даосизм, Конфуцианство, Моизм, Легизм Конфуцианство – этика, гармония человека с обществом. Насколько гармонично взаимоотношение с обществом, настолько гармоничен человек. Зло – от недостатка образования и воспитания. Справедливость, уваж к родит, … Даосизм – в центре внимания стоят природа, космос и человек. Конфуцианство – традиционная философия. Даосизм – мировая философия. Общечеловеческая устремленность выйти за рамки общества. Моизм – пробл сой этики. Все люди равны. Легизм – строгие законы и доносительство. Китайская медицина: В основе 5 элементов (металл, дерево, огонь, вода, земля), которые образуют всё, и также человека (который еще имеет разум в отличие от животных, растений). Выделяют функциональные связи, целостность организма, взаимоотношения с внешней средой. 3 основных вида причин болезни: внутренние причины (7 причин. Н., чрезмерная радость, горе, т.е. эмоции, чувства), внешние (холод, сухость [внешние факторы]), нейтральные (отравления, нарушения питания). Диагностика, методы лечения 1. Стремление улавливать незначительные симптомы заболевания. 2. Улавливание, что болезнь принесла нового и что унесла из организма. 3. Болезнь изменчива наблюдение за динамикой болезни. 4. Не быть созерцательным. 5. Учитывать взаимосвязь в организме.
Раннегреч-я натурфилософия Фалес, Анаксимен, Анаксимандр – материалистические взгляды → «смотри и наблюдай», что такое мир, мироздание, космос, что есть основа. Из чего возник мир и во что все превращается. Милетская школа Фалес – все из воды, Анаксимандр. 6-7 век до н.э.. Вещество первооснова → опейрон (бесконечное, неопределенное).. Земля, воздух, огонь могут превращаться друг в друга → между ними есть нечто общее – это и есть опейрон. Анаксимен – главные произведения – о природе. Первооснова - воздух, т.к. его роль для жизни очень велика. Предугадал один из законов диалектики – переход количества в качество. Для Милетской школы характерно: 1. Искание первоосновы 2. Основа – лишь одна стихия 3. Субстанция – Первовещество 4. Первовещество – живое (=гелазоизм) 5. Совмещение философии и физических основ, подходов.
Диалектика Гераклита Гераклит (6-5 вв. до н.э.). Жил в Эфесе (Малая Азия), был отшельником. Считал основной задачей философии – познание истинного смысла всего сущного и человеческой жизни. Гераклит облекал мысли в особые формы – афоризмы Основное положение философии → всеобщий универсальный закон движения: все в мире в движении → все течет, все обновляется, изменяется и ничто не может прибывать вне движения. Единство всего сущего среди яркого многообразия поддерживается постоянным переходом одних составных частей вселенной в другие, и потому мир представляет картину непрерывной смены явлений, непрерывного движения: «все течет и ничто не пребывает», «нельзя два раза войти в одну и ту же реку». Первооснова – огонь, который также есть душа и разум (logos). Огонь никто не разжигал, он был, есть и будет. Гераклит заложил основы объективной, стихийной диалектики мышлений, т.е. диалектика природы, мира. Стихийная диалектика: 1. причиной всего сущного является постоянная борьба противоположностей. 2. Всякая вещь или свойство изменяется не каким угодно образом, а переходит в противоположность данной природы: теплое → холодное, влажное → сухое. 3. Благодаря борьбе противоположностей определяется их внутреннее тождество: «бессмертные – смертны, смертные бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают». 4.Всеобщность изменения и переход свойств в противоположные делает все качества вещей относительными. В основе лежит logos = ритмика. Т.о., у Гераклита все сущее – подвижное единство и борьба противоположностей.
Атом мат-зм Демокрита Демокрит – атомистическая философия (Эпикур, Лукреций). Сын крупного торговца. В основе концепции: в основе всего атомы («атом» - неделимый). Первооснова – атомы, вечные, непроницаемые и внутренне неподвижные. Они отличаются по форме, порядку и расположению, постоянно действуют в пустоте. Демокрит заложил основы субстанциальной теории пространства и времени – атомы отдельно, пустота отдельно; т.е. время и пространство не зависят от вещества. Теория атавизма основывалась на наблюдении и аналогии – тела могут сжиматься и разжиматься → есть атом и пустота + переносил некоторые явления на атомы. Душа возникает у огненных атомов и в них превращается, т.к. душа смертна → отрицание загробного мира. Атомы – в движении и вне движения их определение в пустоте невозможно, т.е. все в мире причинно обусловлено. Отождествлял причинность и необходимость. Демокрит исходил из чувствительности, но атомы нельзя свести к чувствам. Конечное не может бесконечно делиться. Философия Платона Основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. За тем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Познание по Платону есть воспоминание душой своего доземного существования. Считал, что чувства обманывают человека, и поэтому советовал для познания истины "закрыть глаза и заткнуть уши" и довериться своей вспоминающей о своем божественном прошлом душе Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но отверг его идеалистическую теорию идей. По мнению Аристотеля Платон создал идеальный сверхчувственный мир наряду с миром реальным. По его мнению, идея ("форма") неразрывна с вещью, каждая вещь состоит из двух начал - материи и формы. В основе мироздания находится неопределенный пассивный субстрат - "первая материя". Однако, в таком виде материя сущ. только в абстракции. В действительности она определяется активностью самих по себе нематериальных форм. Материя это возможность, способность вещи, форма - ее действительность. Возможность переходит в действительность благодаря движению. Форма материализуется, материя формируется. Бог играет роль неподвижного двигателя мира, который един и вечен. Чел смертен, душа – нет. Ничего сверх меры. Эпикуризм и стоицизм Не общество, а отдельный индивид – вот объект. Общественный союз – не цель, а средство личного благополучия индивидов. Цель жизни удовольствие, но умеренное. – невозмутимость духа, душевный покой и безмятежность. Душа умирает вместе с телом и тоже состоит из атомов. Стоиц – освобожд чел от власти внешнего мира. Добродетель не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, апатии. Средвевек хр философия Основн идеи хр религии: 1.Монотеизм (один Бог) 2.Креоцианизм (твор мира Богом) 3.Божеств откровения осн пробл ф: 1.бытие Бога 2.Соотн веры и логич разума. 3.Соотн Бога и созд им мира 4.пробл чел (душа, тело) Схоластика. Реализм: идеи – общее, вещи – частное Номинализм – вещи главнее идей. Фома Аквинский: гармония веры и разума.
Мировоззрение в возрождение Возрождение - философ.и социолог.учения в эпоху становления раннего буржуазного общ-ва 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естество-знания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и пер-спектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Прежде всего она про-явилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла), направленных против христианской морали. Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно-научного направления в философии были: методы экспериментально - математического исследования природы. В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм- воззрение, согласно кот.человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм- отражаемый антропоцентризм, кот исходит из человеч сознания и имеет своим объектом ценность человека. презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлению к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную "божественность" человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение, содержанием кот является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Открытия Коперника, Галилея.
Просвещение Дж. Локк, Толанд, Ньюман, Вольтер, Руссо, Германия: Лессинг, Гердер. Философия предназначена для широких кругов населения и классу буржуазии. → Связь науки с практикой более ярко выражена → общественная полезность. Уверенность в мощи человеческого разума, который опирался на научный опыт. Просветители ограничивают веру в религию в пользу науки. Французское просвещение. Вольтер Работы: трактат о метафизике, поэма о естественном законе. Идеи: борьба с католической церковью, против абсолютизма, религию сохранить только для утешения, против авторитетов, которые доходят до догматизма. Объект философского анализа → общие процессы. Жан Жак Руссо. Первая ступень неравенства: частная собственность. Вторая – государство Третья – превращение государственной власти в деспотизм.
Француский материализм 18в Очистка матер-за от схоластики, против умозрительного решения проблем. Ламетри. Форма неотделима от материи, а материя связана с движением. Материалистических хар-р одушевленности. Изучал чел как механизм. Механицизм. Гольбах. Все явления – различные формы движен матер-х частиц. Основа всего – движение. Гельвеций. Сначала все одинаково, потом меняется в зависимости от среды. Потребности чел: Первичн: еда, одежда Вторичн: гордость, честолюбие. Чтобы изменить чел, надо изменить окруж среду. Дидро. Мир беспрерывно зарождается и умирает. Чувства есть главные побудители к действию. Чел движим стремлением к удовольств и отвращ к страданию. Общ: 1.вместо религии на 1е – рассужд, разум 2.атеистичность 3.полезность для общ 4.наука и прогресс – главное
Т познания И. Канта Немец классич идеализм Основные работы: «Всеобщая естественная история и теория неба» (докритический период), «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Докритический период → вопросы философии природы. Принцип измерения сил, происхождения и развитие солнечной системы, перспективы развития Земли, происхождение живой природы, принцип целесообразности строения организма. Использовал: физика Ньютона, теорию движения планет Кеплера, работы Коперника. Кант говорил, что ученые должны ставить вопрос о том, как возникла Вселенная, ее будущее. Критический период. Мир вещей и мир явлений. Вещи непознаваемы. Познается только их способ влияния на нас. Типы суждений: 1. Любое суждение состоит из субъекта и предиката (роза есть цветок) → аналитическое суждение базируется на анализе понятий, априорное → не надо прибегать к опыту. Нет прироста знания. 2. Понятия, которые представляют предикат, не входит в субъект → синтетическое (в процессе эксперимента получают знание) апостериорное (в процессе опыта). Естествознание построено на этом типе суждения. 3.Синтетические априорные суждения (синтез понятий). Н., прямая – есть кратчайшее расстояние между двумя точками) → соотношение искусственного с рациональным.
Система и метод Гегеля объективный идеалист, представитель нем классич ф. Содержание системы абсолютного (объективного) идеализма Г. состоит в следующем. В основе всех явлений природы и общ-ва лежит абсолют, ду-ховное и разумное начало - "абсолютная идея", "мировой разум" или "мировой дух". Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа: 1)развитие идеи в ее собственном лоне, в "стихии чистого мышления"- Логика, где идея раскрывает свое содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категорий; 2)развитие идеи в форме "инобытия", т.е.в форме природы, - Философия природы; природа не развива-ется, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность; 3)развитие идеи в мышлении и истории (в "духе") - Философия духа. На этом этапе абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеч.сознания и деятельности. Его собственной системой завершается, на взгляд Г., процесс саморазвития абсолютной идеи и вместе с тем ее самопознание. Большое значение имеет его глубокая критика созерцательности, кантовского дуализма "вещей в себе" и явлений.
Славянофилы и западники Слав: Киреевский, Самарин, Аксаковы, Беляев. Критика западной цивилизации, православие, монархия, крестьянская община, соборность (коллективн дух). Нужно идти не к западу, а возвращать утраченное. Западн: Герцен, Белинский, Грановский, Чернышевский. За идею единого общемирового прогрессивного развития. За европеизацию, религия и церковь – тормоз прогресса, ценили разум и науку., констит монарх, социализм или анархия.
Сеченов, Павлов Развился позитивизм – развитие наук и материалистов в России. Т.о. образов-ся физиологический материализм. Сеченов: материализм и детерминизм. Все на рефлексах. Все психические акты – рефлексы, Павлов: В основе условного рефлекса – детерминизм, единство анализа и синтеза. Механистическое мировоззрение.
Позитивизм, его формы. - ф позитивного знания, отвергающая теоретические спекуляции и умозрения как средства получения знания. Формы: 1.Позитивизм – Конт, Миль, Спенсер 2.Эмпириокритицизм – Мах, Авенариус 3.Неопозитивизм – Шлик, Карнап, Витгенштейн, Рассел. Поз – применение физики в социологии – соединение опыта и теории, индукции и дедукции. Спенсер – нов ф, но вез метафизики. Эмпир – т критики опыта. Очистка опыта от метафизики и др. «Ничего лишнего». Неопозит – все знания о мире дают конкр науки, ф не может высказать о мире ни одного нового преднолож. Её задача – логический анализ. Верификация.
Неофрейдизм Совр.сторонники Ф. - неофрейдисты, представители школ "культурного психоанализа", сохраняют нетронутой осн идеалистическую линию З.Фрейда, отказываясь лишь от тенденции видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку и от некоторых др методологически несущественных особенностей классического Ф. Фрейдистская концепция оказала и продолжает оказывать большое влияние на различные области культуры, и особенно заметное - на теорию и произведения западного искусства. Меньшее влияние Ф. имеет сейчас в неврологии и психиатрии. Продолжатели – Юнг (экстраверты, интраверты)и Адлер (индивидуальная психология).
Бытие, субстанция, материя Б – ф категория, обознач-я реальность, сущ-ую объективно, независимо от сознания чел. Формы бытия: 1.б вещей и процессов 2.б человека 3.б духовного. 4.б социальное предельно общее понятие о существовании. Субст – нечто единое, которое порождает многообразие вещей и явление. Бывает материальной и идеальной. Матер – бесконечное множество сущ-х в мире объектов и систем, всеобщая субстанция. Античн – вода, возд…, затем атомы. 17век – сущность вещей, но сама не вещь. Обладает: структурность, системность, взаимод, изменчивость, самоорганизация, протяженноять, длительность.
Пространство и время. Существуют различные подходы: 1) Субстанционный – атомы двигаются в пустоте. Нет связи. Пространство = пустота, которая не связана с субстанцией. Ньютон. Абсолютное пространство – пустое вместилище материальных тел, везде одинаково и неизменно. Время – поток (равномерный) длительности. Пространство и время не зависят друг от друга. 2) Реляционный (Аристотель). Отказ от пустого пространства и длительности времени. Пространство = сумма мест, занимаемых материальными телами. Время связывал с движением тел. 3) Субъективистская точка зрения (Мах). Критика абсолютного пространства и времени Ньютона. Пространство и время зависят от субъективного взгляда. Пространство – рядоположенность наших ощущений. Время – последовательность ощущений. Основные положения о пространстве и времени: Пространство – форма бытия движущейся материи, выражающая протяженность (размерность), порядок расположения одновременно сосуществующих предметов. Время – длительность протекающих в материальных объектах процессов и их последовательность. Пространство и время имеют определенные метрические и топологические свойства. Пространство: трехмерно, изотропно (равноценность направлений), однородно (все точки равны), симметрично. Время: одномерно, однонаправлено, необратимо. Имеют как абсолютный, так и относительный характер. Относительность = специфика пространства и времени в микро-, макро- и мегамире. Характеристики пространства и времени: 1) Объективность 2) Абсолютность 3) Относительность 4) Противоречивость Специфика пространства и времени в живых системах. Реально существуют качественно различные формы (относительность) → изучение биологического пространства и времени → физическая теория. Противоречия. Их формы Противоречие – отношение, сторонами которого являются различные силы и тенденции в состоянии борьбы, исключают друг друга – разрешение противоречия. Любое явление – борьба единства и противоположностей. Классификация противоречий. 1.По характеру возникновения: необходимые, случайные. 2.По месту в система: внутренние, внешние. 3.По роли в развитии: основные (связаны с обменом веществ), неосновные. 4.От этапа хар-я: главные, неглавные. 5.По характеру разрешения: антагонистические (войны, восстания), неантагонистические (мирный путь). 6.Критерии по причнинной обусловленности: необходимости, свободы. 7.По отношению к противоположностям: формально логические (не терпит противоречий), диалектика. Качество, кол-во, мера Колич в кач – з-н диалектики. Качество – целостная, интегральная характеристика предмета в системе его связей и отношений с другими предметами. Кач-во связано со свойством (первичн, вторичн, существ, несуществ). Количество – характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и цифрах. Мера – диалектической единство качества и количества или такой интервал количественных измерений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.
Причина и следствие. Причинная связь – такая связь (отношения), в результате которой если одно явление (событие) выступает как причина, то другое – как следствие. Признаки причинной связи: 1.Причина порождает следствие, обуславливает возникновение явления. 2.Однонаправленность и необратимость (временная асимметрия). Формирование причины предшествует возникновению следствия. Последовательность во времени необходима, но и недостаточна (ночь предшествует дню, но ночь не причина дня). 3.Необходимость. Если причина в строго определенных условиях, то она с необходимостью порождает именно определенное следствие, независящее от степени локализации. 4.Пространственная и временная непрерывность. 5.Всеобщность. Нет ни одного явления существующего без причины. 6.Объективность. Непричинные виды связи – отношения, в которых наблюдается взаимосвязь, взаимообусловленность, но отсутствует непосредственное отношение генетической производительности и временной асимметрии. Например: Причина – сущность в действии; сущность, рождающая действие. Следствие – определенность причины; явление, обусловленное причиной. Условие – явление, которое так или иначе оказывает воздействие, образует ту среду, в которой осуществляется данная причинно-следственная связь, но условия не порождают следствие. Повод – внешний фактор, способствующий проявлению причинно-следственной связи Монокаузализм. Метафизическое, механистическое мышление → однопричинность. Кондиционализм – реакция на одностороннюю причину монокаузализма → абсолютизируют условия. Полиэтиологизм – многопричинность, т.е. не раскрыты этиология и патеногенез.
Содержание и форма Для понимания структурности материи, которую конкретизируют эти категории. Содержание живых организмов – обмен веществ, физиологические функции. Связана с категорией сущности. Сущность – общее, необходимое, закономерное. Содержание включает в себя и второстепенное, случайное неглавное: напр., содержание теории шире, чем сущности теории. Форма – внутреннее присущее содержанию структура, ее внешнее выражение. Форма бывает внешней и внутренней. Содержание и форма находятся в диалектическом единстве. Диалектика: 1.Их неразрывность. 2.Неоднозначность связи (сложная, многозначная) 3.Противоречивость единства. 4.Оптимальность развития (когда форма и содержание соответствуют друг другу). Содержание оформлено, форма содержательна. Иногда новое содержание использует временно старую форму, т.к. содержание предшествует во времени форме. Методологическое значение: 1. Необходимо учитывать диалектику содержания и формы, отводя главное место содержанию, выводя форму из содержания (а не наоборот), т.к. форма вторична в любой деятельности. 2. Использование до конца формы, пока она служит развитию содержания. 3. Обнаружений противоречия. Заменять устаревшую форму, обеспечивать соответствию развития содержанию. В медицине: структура и функция. Морфологически и функциональные изменения в организме. Форма органов связана с их функцией. Изменение функции → изменение морфологии, структуры. Деформация органа → изменение функции.
Часть и целое Целое – объект, части которого находятся в определенном взаимодействии, придавая предметам такие новые свойства, которых нет ни у каждой из частей в отдельности, ни у их суммы, но которые появляются в результате взаимодействия. 1.упорядоченность 2.потеря некоторых св-в при входе в целое 3.появление у целой сисмы новых св-в. А)неправомерность сведения целого к сумме частей Б)необходимость рассмотрения целого во всей сложности и относительной самостоятельности сторон. В)рассмотрение отдельной части – знание природы целого. Г)изучение целого опирается на знание св-в чатсей.
Проблема жизни и смерти Жизнь и смерть – это важнейшие категории. Проблемы: 1. Смысл и ценность жизни и смерти. 2. Качество жизни. 3. Право на жизнь и на смерть. 4. Право на достойное умирание. I. Архаичный человек (человек древности) Трагедия отсутствовала, так как ценность жизни не была значительной.
Эвтаназия (греч. «хорошая, благая смерть») – намеренное ускорение наступления смерти неизлечимого больного. I. По активности использования средств: 1. Активная – «метод наполненного шприца», то есть, дача лекарственных средств больному медицинским работником. 2. Пассивная – «метод отложенного шприца», то есть, либо отказ от лечения, либо прекращение лечения, которое поддерживало жизнь. II. По основанию: 1. Добровольное – по просьбе больного. 2. Недобровольное – просьба не выражается самим больным. Очень опасно, это принудительная эвтаназия. Сторонники эвтаназии утверждают: 1. Невыносимые страдания больных, а врач как бы выполняет свой долг. 2. Автономия личности. 3. Уход за безнадежными – это тяжелая моральная и физическая нагрузка. 4. Огромная трата средств, особенно где развита медицина. 5. Понижение качества жизни (страдает достоинство человека). 6. В условиях частной медицины поддержание жизни больного становится выкачиванием денег из семьи. Аргументы против: 1. Все религии против; атеисты также отвергают, говоря о бесценности жизни. Таким образом, легализация эвтаназии подорвет моральный облик общества. 2. Противоречит самой сущности медицины. 3. Диагноз и прогноз могут быть ошибочными. 4. Понятие «безнадежности» больного слишком расплывчато. 5. Возможность злоупотреблений при разрешении эвтаназии. 6. Просьба больного об эвтаназии может быть временной, сиюминутной. В случае сообщения смертельного диагноза для пациента характерно:
Взаимоотнош чел и природы Экология– раздел биологии, изучающий процесс взаимодействия живых существ и окружающей среды. глобальная проблема. 1. Руссоизм и неоруссоизм, то есть, движение назад к природе. Это учение запретительное, следовательно, оно утопическое, т.к. уже невозможно остановить технический прогресс. 2. Технократизм, то есть, безудержный оптимизм, развитие техники, а возникающие проблемы решаются по ходу развития. 3. Экономически обоснованное научно-техническое развитие (НТР). В рамках экологической этики выработан экологический императив, то есть, человек может взять от природы ровно столько, сколько она может ему дать без ущерба собственного существования. В 1997 году в Киото подписано «Киотское соглашение», по которому каждая страна должна была ограничить выброс вредных веществ в атмосферу. Правила решения проблем: правило правдивости и информированного согласия, то есть, население имеет право знать экологическую ситуацию в районе проживания и получить компенсацию. Остро обсуждается проблема сохранения всего живого во всем разнообразии. Ведут полемику 2 позиции: 1. Биоцентризм – все живое имеет право на жизнь. Следуют Альберту Швейцеру: «Этика благоговения перед жизнью». 2. Антропоцентризм – вершиной природы является и человек. На первом месте стоит существование и благополучие человека.
Мировоззрение Мировоззрение – это совокупность общих предметов о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы познания и действительности(оптимизм, пессимизм) ценностные ориентации. Мировоззрение бывает индивидуальное, общественное, групповое. В мировоззрении выделяют два уровня: чувственно-эмоциональный и теоретический. Чувственно-эмоциональное мировоззрение – это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретический уровень – интеллектуальный аспект мировоззрения (действительность через призму законов). Исторические формы мировоззрения: миф – священное придание, сложенное о деянии богов, в котором повествуется о том как устроен мир. Мифология – самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков. Мифологическое сознание существует и сейчас. Религия – это форма общего сознания, смысл кот заключается в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на существовании одного или нескольких богов (монотеизм, политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии существуют свои книги и организационный орган. Философия (с греч. "любовь к мудрости")- это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира. Структура М: 1.Знания, 2.Их оценка, 3.Идеалы.
Предмет философия Ф – область духовний деятельности, основыв-ся на философском типе мышления. Основные ф-ции: 1.Мировоззренческая 2.Методологическая 3.Идеологическая 4.Аксиологическая (ценности) 5.Критическая 6.Интегративная 7.Языковая 8.Воспитательная 9.Образовательная Специфическая особенность философии в том, что она выступает синтезирующей формой познания. Наука- сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении. Наука рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное соотношение частей: природоведение и обществоведение; философия и естествознание; метода и теории; теоретических и прикладных исследовании.
Древнеиндийская философия Зарождение – 2-1 тыс-ия до н.э. Связано с тем, что общество перешло от первобытно-общинного строя к классовому. Касты – замкнутые сообщества людей. 1.жрецы – брахманы (высшая каста) 2. купцы, торговцы (вайшьи) 3. крестьяне, обездоленные (шудры) Брахман – один из божеств Др. Индии, а также высший класс. Брахманизм – система религиозно-философских взглядов и ритуально-культовой практики. Ведические книги (веды, самхиты): -духовные источники др. Индийской философии -первые священные книги Охватывают проблемы мироздания, человека; в них зафиксированы ритуалы. Философские школы 2 направления развития: Ортодоксальное – поклонение ведической литературе без попыток изменить что-либо в ней. 6 классических систем: Главные: веданта, санкхья, йога. Второстепенные: ньяя (логика), вайшешика (космология), миманса (ритуал) Неортодоксальные. Вносят изменения в веды. Буддизм, джайнизм, червака (локаята).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.93 (0.018 с.) |