Направления совершенствования торгово-технологического процесса и их обоснование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления совершенствования торгово-технологического процесса и их обоснование



Торгово-технологический процесс на предприятии торговли представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, который берет свое начало с момента определения потребности предприятия в необходимых товарах и до момента его реализации конечному потребителю.

В частности, в процессе выполнения работы по совершенствованию торгово-технологического процесса на предприятии необходимо реализовать комплекс следующих мероприятий:

- мероприятия по совершенствованию работы с поставщиками и размещению заказов;

- мероприятия по совершенствованию торгово-технологической цепочки.

Мероприятия по совершенствованию работы с поставщиками и размещению заказов начинается с анализа имеющихся торговых связей, а заканчивается – практическими рекомендациями по совершенствованию поступления требуемых товаров в нужном количестве с соблюдением качества в заданные сроки, а самое главное, что может оказаться лимитирующим фактором – на приемлемых условиях.

Планирование и проведение вышеуказанных мероприятий начинается с выбора поставщиков [8,c.73]. Предлагаемые критерии выбора поставщиков в ООО «Экомир» предложены на рисунке 5.

Выбор поставщиков
Выявление потенциального поставщика
Анализ выявленных поставщиков
Рейтинг и ранжирование выявленных поставщиков
Справки о поставщиках
Списки поставщиков
Информационные каналы
Ликвидность и долги
Продажи и дебиторы
Денежная наличность
Оборачиваемость запасов
Качество товаров
Внеплановые поставки
Условия платежа
Цены

Рис. 5. Предлагаемые критерии выбора поставщиков в ООО «Экомир»

 

Как видно из приведенной на рисунке 9 схемы, завершающим этапом для принятия решения о выборе поставщиков является определение их рейтинга и ранжирование. Однако этот процесс является неоднозначным и носит творческий характер.

Во-первых, неоднозначным и субъективным является суждение об удельном весе данного показателя по сравнению с другими показателями, определяющими рейтинг поставщика. Например, если все показатели вместе принять за 100%, то, сколько из них приходится на качество товара, сколько на возможность внеплановой поставки, сколько на месторасположение поставщика, сколько на значимость поставки именно этого товара, сколько на цены, сколько на условия платежа (например, платежи могут осуществляться по факту доставки, либо авансом, либо в рассрочку и т.д.), а сколько – на надежность поставок. Ответы на эти вопросы зависят от конкретных ситуаций и не могут быть общими. Если, например, дефицит этого товара недопустим по тем или иным причинам, то его наличие должно быть обеспечено любой ценой. Следовательно, на первый план выходит надежность поставки, что выражается в отведении на учет этого показателя большой доли из общей величины 100%-й значимости. Наоборот, если можно допустить временное отсутствие этого компонента, то на первый план выходят цены и условия платежа, а значимость надежности поставки снижается.

Таким образом, назначение удельной значимости каждого фактора при расчете рейтинга поставщика для конкретной задачи является творческим и неформализованным актом. Наиболее правильным будет, если эта удельная значимость будет назначена как экспертная оценка в результате проведения независимой экспертизы.

Во-вторых, сама оценка уровня того или иного показателя, характерного для данного поставщика, не может быть рассчитана формализованным методом и определяется как экспертная оценка. Обычно для таких оценок используется балльная шкала.

В формализованном виде рейтинг поставщика определяется по следующей формуле:

 

R = å Ci Xi, (5)

 

где R – число показателей оценки рейтинга поставщика; Xi – удельный вес показателя (выраженный в долях, а не в %); Ci –балльная оценка величины этого показателя, обеспечиваемая данным поставщиком.

Заметим, что даже при полном доверии к адекватности оценок Ci и Xi ранжирование поставщиков в соответствии с их рейтингами является лишь подсобной информацией для лица или лиц, принимающих решение о выборе поставщиков.

Дело в том, что по одним показателям предпочтительнее оказывается один поставщик, а по другим – другой. И, хотя относительная значимость этих показателей первоначально определяется экспертным путем, все же окончательное решение остается за здравым смыслом лица, принимающего решение.

Традиционные методы поиска, анализа и выбора поставщиков в последнее время дополняются новыми формами и методами.

Основным методом анализа поставщиков является метод рейтинговых оценок - этот метод можно считать наиболее распространенным методом выбора поставщика.Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем. Например, допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим.

Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будет самым большим. Для проведения рейтинговой оценки поставщиков ООО «Экомир» предлагаем методику рейтинговых оценок(табл.13).

В данной таблице высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-бальной системе) для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика.

 

Таблица 13.Предлагаемая методика рейтинговых оценок поставщиков ООО «Экомир»

Критерий выбора Удельный вес критерия Оценка значения критерия по 10-бальной шкале Произведение удельного веса критерия на оценку.
1. Надежность поставки 0,30   2,1
2. Цена 0,25   1,5
3. Качество товара 0,15   1,2
4. Условия платежа 0,15   0,6
5. Возможность внеплановых поставок 0,10   0,7
6. Финансовое состояние поставщика 0,05   0,2
Итого:     6,3

*Источник: собственные расчеты автора

 

В таблице 13 представлены предлагаемые критерии отбора поставщиков в ООО «Экомир». Сравнение полученных значений рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев. Но нужно учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов.

В качестве мероприятий по совершенствованию торгово-технологической цепочки ООО «Экомир» можно предложить сокращение длительности циклов торгово-технологического процесса (табл.14).

Торговый и технологический процессы в ООО «Экомир» складываются из взаимосвязанных последовательных операций, начиная от поступления товаров в магазин и кончая приобретением их покупателями. При этом необходимо сохранить потребительские свойства товаров и товарный вид, выдержать сроки реализации, довести товары до покупателей с наименьшими затратами труда при высоком уровне культуры обслуживания.

 

Таблица 14. Анализ длительности циклов торгово-технологического процесса ООО «Экомир»

Циклы Длительность цикла Резерв времени
  15+25+20+60+10+5+2+3=140 10 минут
  15+25+20+10+5+2+3=80 70 минут
  15+25+20+60+10+10+5+2+3=150 критический
  15+25+20+10+10+5+2+3=90 60 минут

 

Расчеты, представленные в таблице 14 показали, что торговому предприятию ООО «Экомир» можно сократить затраты времени на выполнение торгово-технологического процесса, т.к. цикл № 3 имеет максимальный резерв времени. Значит поставка товаров, готовых к процессу продажи позволяет минимизировать затраты на использование средств подъемно-транспортного оборудования, рабочей силы, сокращению товарных потерь и т.д.

Таким образом, в качестве мероприятий по совершенствованию торгово-технологического процесса в ООО «Экомир» можно предложить совершенствование работы с поставщиками и внедрение методики рейтинговых оценок, а также сокращение длительности циклов торгово-технологического процесса.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сущность торгово-технологического процесса в условиях деятельности розничного торгового предприятия заключается в наличии четко определённой системы мероприятий, представляющих собой комплекс взаимосвязанных операций по доставке товаров до предприятий с последующим их распределением среди конечных потребителей

Эффективная деятельность предприятия розничной торговли и выполнение им основных функций по доведению товаров и услуг до своего сегмента потребителей обеспечивается выполнением ряда взаимосвязанных и последовательных технологических процессов при минимальных затратах средств и значительным уровнем менеджмента качества обслуживания.

В качестве предложений по технологической планировке торгового зала можно рекомендовать предприятию:

- увеличение торговой площади на 10%;

-увеличение установочной площади на 15%.

Анализ хозяйственной деятельности показал, что выручка в 2014 отчетном году имеет тенденцию к снижению на 28,1% или на 10763 тыс.руб. по сравнению с 2013г. и на 9953руб. или на 26,5% по сравнению с 2012г., что является достаточно существенным отрицательным показателем деятельности. Расходы по обычной деятельности также снизились на 20,4% в 2014 году по сравнению с 2013 годом или на 7622тыс.руб., а в сравнении с показателем 2012 года, то на 18,5%.

В рамках разработки направлений продвижения товаров на предприятии была предложена стратегия продвижения товаров для ООО «Экомир», состоящая из четырех ключевых звеньев:

-подготовка и реализация плана рекламной кампании;

-мероприятия по изучению спроса как основа выявления проблем торгово-технологического процесса предприятия;

-формирование и реализация пула мероприятий по улучшению атмосферы для потребителей на предприятии;

-формирование и реализация комплекса дополнительных мероприятий по улучшению имиджа предприятия с целью привлечения дополнительного количества потребителей.

В качестве мероприятий по совершенствованию торгово-технологического процесса в ООО «Экомир» можно предложить совершенствование работы с поставщиками и внедрение методики рейтинговых оценок, а также сокращение длительности циклов торгово-технологического процесса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Нормативно-правовые акты:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" [Текст]: от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015)[Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law

2. Постановление Госарбитража СССР от 15.06.1965г. №П-6 [Текст]: «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству.

3. Постановление Госарбитража СССР от 25.04.1966г. №П-7 [Текст]: «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству»

Учебники, учебные пособия

4. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховикова, Г.А. Экономическая теория [Текст] В.В. Амосова, Г.М. Гукасьян, Г.А. Маховикова. СПб.: Питер, 2007.- 357с.

5. Архипова А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. Экономика [Текст] А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. М.: «Проспект», 2005.-258с.

6. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учебник [Текст] / Е.Ф. Борисов. М.: Юрайт-М, 2005.- 400с.

7. Булатова А.С. Экономика: Учебник [Текст] / А.С. Булатова. М.: Юрист, 2002.-896с.

8. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование [Текст] / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. М.: Финансы и статистика, 2014. -334с.

9. Бланк И.А. Управление торговым предприятием: Учебное пособие [Текст] / И.А. Бланк. М.: Торговля и склад, 2015.- 210с.

10. Большая книга директора магазина. С.В. Сысоева, Г.Крок. Питер; Санкт-Петербург; 2012.-381с.ISBN 978-5-459-00932-3

11. Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта [Текст] / А.Н. Богатко. М.: Финансы и статистика, 2007.-192с.

12. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс: Учебник [Текст] / А.Г. Войтов. М.: Информац. – внедренческий центр «Маркетинг», 2009.-411с.

13. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич А.С. [Текст] Экономическая теория / В.И. Видяпин, А.И. Добрынин, Г.П. Журавлева, А.С. Тарасевич. М.: ИНФРА-М, 2009.- 457с.

14. Валевич В.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие [Текст] - Минск: Высш. школа, 2008. - 256 с.

15. Грузинов В.П. Экономика предприятия (предпринимательская): Учебник для вузов [Текст] / В.П. Грузинов. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008.-249с.

16. Глотов В.А. Организация производства на предприятиях торговли: Учеб. пособие [Текст] - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2014. - 64 с.

17. Дашков Л.П., Памбухчиянц О.В. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник [Текст] / Л.П. Дашков, О.В. Памбухчиянц. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.-401с.

18. Дашков Л.П., Памбухчиянц О.В. Коммерция и технология торговли [Текст]/ Л.П. Дашков, О.В. Памбухчиянц. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2010. - 227с.

19. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для студентов высших учебных заведений [Текст] - М.: ИВЦ "Маркетинг", 2007. - 503с.

20. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли [Текст] - М.: ИВЦ "Маркетинг", 2010. - 448 с.

21. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий [Текст]. М.: ТЕИС, 2003.-132с.

22. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник [Текст] / В.Я. Иохин. М.: Юрист, 2012.-348с.

23. Камаева В.Д. Экономическая теория для Вузов [Текст] В.Д. Камаева. М.: ИНФРА-М, 2006.- 477с.

24. Кураков Л.П. Экономическая теория [Текст] /Л.П. Кураков. М.: Пресс – сервис, 2009.- 501с.

25. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инве­стиций. Анализ отчётности [Текст] Ковалев В.В. - М.: Финансы и статистика, 2007.-319с.

26. Муравьев А.И. Теория экономического анализа: проблемы и решения [Текст] / А.И. Муравьев. М.: Финансы и статистика, 2011. -355с.

27. Магомедов Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: Учебное пособие [Текст] / Ш.Ш. Магомедов. М.: Издательско-торговая корпорация «Данников и К», 2008.-237с.

28. Маркетинг: учебное пособие [Текст] / О.В. Воронкова, К.В. Завражина, Р.Р. Толстяков и др.; под общ. ред. О.В. Воронковой. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 120 с. ISBN 978-5-8265-0863-3.

29. Методика проведения SWOT-анализа. Учеб. Пособие [Текст] Е.Е. Леденев, Пермь: РМЦПК, 2003.-112с.

30. Носов С.С. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов [Текст] / С.С. Носов. М.: изд. центр ВЛАДОС, 2012.-322с.

31. Памбухчиянц О.В. Технология розничной торговли: Учебник для нач. проф. Обр. [Текст]/ О.В. Памбухчиянц. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.- 341с.

32. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов [Текст] / Ф.Г. Панкратов. М.: Изд-во «Дашков и К», 2008.-287с.

33. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник [Текст] / Ф.П. Половцева М.: Изд-во Инфра-М, 2009.-208с.

34. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности [Текст] / О.В. Памбухчиянц. М.: Изд-во «Дашков и К», 2008.-341с.

35. Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 2008. - 320 с.

36. Райсберг Б.А. «Курс экономики» [Текст] / Б. А. Райсберг. М., ИНФРА-М, 2012.-352с.

37. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. Пособие [Текст] / И.В. Сергеев. М.: Финансы и статистика, 2010.- 473с.

38. Сорокина М.В. Менеджмент торгового предприятия [Текст] - СПб.: Питер, 2005. - 528 с.

39. Торговое дело: Экономика, маркетинг, организация [Текст] / Под. ред. Л.А. Брагина и Т.П. Данько. - М: ИНФРА - М, 2007. - 560 с.

40. Теплов В.И.. Коммерческое товароведение [Текст] / В.И. Теплов, М.В. Сероштан, В.Е. Бордяев, В.А. Панасенко - М.: Изд. Дом "Дашков и Ко", 2007. - 620 с.

41. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. М.: Изд. Книготорговый центр «Маркетинг», 2015.-263с.

42. Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Учебник [Текст] - М.: ИНФРА - М, 2008. – 672.

43. Фудина А.В., Кузнецов В.П. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» [Текст] / А.В. Фудина, В.П. Кузнецов. М.: ЮНИТИ, 2007.-147с.

44. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В., Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: Учеб. Пособие [Текст] / В.Е. Хруцкий, И.В Корнеева, М: Финансы и статистика, 2003. -297с.

Авторефераты

45. Пахомова Н.Г. Развитие услуг по реализации товаров в розничной торговле потребительской кооперации: автореферат дис.... кандидата экономических наук - Белгород, 2009. - 24 с.

46. Рамазанов И.А. Концепция поведенческого мерчендайзинга предприятия розничной торговли: автореферат дис.... доктора экономических наук: - Москва, 2007. - 44 с.

47. Диянова С.Н. Повышение клиентоориентированности розничных сетей на основе диверсификации лояльности покупателей: автореферат дис. кандидата экономических наук - Ростов-на-Дону, 2011. - 26 с.

48. Пьянков В.В. Развитие маркетинговых стратегий мясоперерабатывающих предприятий: на материалах Пермского края: автореферат дис.... кандидата экономических наук: - Москва, 2008. - 28 с.

49. Миргородская О.Н. Организационно-экономическое обеспечение формирования и использования инструментария мерчандайзинга в розничной сети: на примере сетевых операторов сектора продовольственных товаров г. Ростова-на-Дону: автореферат дис. кандидата экономических наук - Ростов-на-Дону, 2008. - 26 с.

50. Якимчик Д.А. Развитие новых форм организации розничной торговли в России: автореферат дис. кандидата экономических наук: Москва, 2010. - 29 с.

51. Купин А.Н. Предпринимательские механизмы эффективной деятельности в розничной торговле: диссертация... кандидата экономических наук: Санкт-Петербург, 2006. - 205 с.

52. Ралык Д.В. Управление логистическим обслуживанием в розничной торговле: на примере Самарского рынка бытовой техники и электроники: автореферат дис. кандидата экономических наук: Самара, 2007. - 22 с

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.244 (0.052 с.)