ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная измена (ст. 275 УК РФ)



Непосредственный объект – внешняя безопасность РФ.

Предметом государственной изменыявляются сведения, составляющие государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, – совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Объективная сторонасостоит в государственной измене, которая включает в себя следующие альтернативные действия:

шпионаж– передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ;

выдача государственной тайны– умышленная передача иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, защищаемых государством в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ;

иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ– совершение любых действий, которые наносят ущерб внешней безопасности рФ, но не подпадающих под понятие выдачи государственной тайны или шпионажа.

Субъективная сторона– прямой умысел. Субъект преступления– гражданин РФ.

Шпионаж (ст. 276 УК РФ) Непосредственный объект– внешняя безопасность РФ.

Предмет преступления– сведения, составляющие государственную тайну, или иные сведения, которые могут быть использованы в ущерб внешней безопасности РФ.

Объективная сторонавыражается в шпионаже, под которым понимается передача, собирание, похищение или хранение сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ.

Передача сведений– их предоставление для использования в ущерб внешней безопасности РФ иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

Собирание– любой способ получения сведений, кроме хищения.

Хищение– совершенное с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие сведений, причинившее ущерб внешней безопасности РФ.

Хранение– временное нахождение сведений, предназначенных для передачи, во владении виновного. При этом виновный эти сведения не собирал и не похищал.

Обязательными элементами субъективной стороныявляются умысел и наличие цели передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений при их собирании, похищении или хранении.

Субъект преступления– иностранный гражданин или лицо без гражданства.

Лицо освобождается от уголовной ответственности,если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

 

56.Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

 

Комментарий к статье 278

 

1. Непосредственным объектом преступления являются основы политической системы РФ в части легитимности государственной власти, конституционного порядка установления и функционирования государственной власти и ее органов. Дополнительным объектом выступают здоровье, телесная неприкосновенность, честь и достоинство лиц, пострадавших от насильственных действий.

2. Объективная сторона преступления может выражаться в действиях троякого характера: направленных на насильственный захват власти, или на насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, или на насильственное изменение конституционного строя РФ.

3. Действия, направленные на насильственный захват власти, означают попытку неконституционного способа прихода конкретных лиц, политических партий, движений и иных политических сил к власти в РФ или ее субъектах без изменения конституционного строя в стране. Насилие как неконституционный способ захвата власти или ее удержания может состоять, например, в заключении под стражу, интернировании, насильственной физической изоляции, физических унижениях, побоях, причинении вреда здоровью лиц, представляющих органы власти, сформированные в соответствии с Конституцией РФ и законами России.

4. Действия, направленные на насильственное удержание власти, - это отказ уступить власть вопреки результатам выборов, референдума или иному законному, основанному на Конституции РФ акту, соединенный с применением насилия к представителям политических сил, к которым в соответствии с Конституцией РФ должна перейти государственная власть. Насилие при неконституционной попытке удержать власть по своему содержанию ничем не отличается от насилия при неконституционной попытке захватить власть.

5. Действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ, характеризуются насилием, преследующим цель изменить общественный строй, политическую систему, государственное устройство либо основные политические институты РФ и сформировать новую систему органов власти.

6. Крайней формой насилия при совершении анализируемого преступления является применение оружия. Но если такое насилие приобретает форму вооруженного мятежа в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя РФ, то деяние полностью охватывается составом вооруженного мятежа (ст. 279 УК) и не требует дополнительной квалификации по ст. 278 УК, поскольку названные цели предусмотрены и в ст. 278, и в ст. 279 УК (цель свержения конституционного строя выступает средством последующего захвата власти). Если же мятеж преследует цель захвата власти (без свержения или насильственного изменения конституционного строя), что выходит за рамки ст. 279 УК, и одновременно цель нарушения территориальной целостности РФ, которая не охватывается составом преступления, описанного в ст. 278 УК, то его следует квалифицировать по совокупности ст. ст. 278 и 279 УК.

7. Преступление признается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват власти, или на насильственное удержание власти, или на насильственное изменение конституционного строя РФ, независимо от того, удалось ли виновным осуществить преступные планы (захватить или удержать власть, изменить конституционный строй РФ).

8. Если в процессе применения насилия причиняется смерть человеку, она не охватывается составом данного преступления и требует дополнительной квалификации по ст. ст. 277, 317 или 105 УК.

9. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью - неконституционный захват власти, неконституционное удержание власти или изменение конституционного строя РФ насильственным путем.

10. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. При насильственном удержании власти субъект специальный - представитель органов власти, сформированных в соответствии с Конституцией РФ, но обязанных в соответствии с нею же передать государственную власть политическим силам, которые пришли к власти конституционным путем.

 

Статья 279. Вооруженный мятеж

 

Комментарий к статье 279

 

1. Непосредственный объект преступления - основы политической системы РФ в части незыблемости основ конституционного строя и территориальной целостности России.

2. Объективная сторона преступления характеризуется как организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем.

В смысле ст. 279 УК мятеж понимается не как стихийное восстание, а как спровоцированное, организованное вооруженное выступление против законной власти, конституционного строя и территориальной целостности РФ.

3. Организация вооруженного мятежа - это действия, направленные на провоцирование вооруженного выступления против законной власти в РФ. Они могут состоять, в частности, в пропаганде вооруженного мятежа, в вербовке его участников, в снабжении мятежников оружием, воинским снаряжением, в планировании вооруженных операций и других действиях по идеологическому, материальному или организационному обеспечению мятежа.

4. Активное участие в вооруженном мятеже означает совместное с другими участниками мятежа совершение насильственных действий с применением или попыткой применения оружия, направленных на достижение целей мятежа. Убийство в процессе применения насилия не охватывается составом данного преступления и подлежит дополнительной квалификации по ст. 105 УК, а если потерпевшими являются государственные или общественные деятели либо сотрудники правоохранительных органов, то по ст. ст. 277, 295 или ст. 317 УК (при наличии остальных признаков этих составов преступлений).

5. Описывая две формы данного преступления - организацию мятежа и активное участие в нем, законодатель в обоих случаях подразумевает реальное выступление мятежников. Поэтому вооруженный мятеж в форме его организации следует признавать оконченным преступлением с момента первого вооруженного выступления мятежников. Если действия организатора фактически не привели к вооруженным выступлениям против законной власти, их следует квалифицировать как приготовление к вооруженному мятежу.

Активное участие в вооруженном мятеже может считаться оконченным с момента совершения участником мятежа конкретных насильственных действий с применением или попыткой применения оружия, направленных на достижение целей мятежа, независимо от фактического осуществления этих целей или иных последствий.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и (альтернативно) специальной целью: а) свержения конституционного строя; б) насильственного изменения конституционного строя; в) нарушения территориальной целостности РФ.

Цель свержения конституционного строя РФ предполагает стремление насильственным путем упразднить основы конституционного строя, закрепленные в гл. 1 Конституции РФ, ликвидировать права и свободы, закрепленные в гл. 2 Конституции РФ, и установить общественный и государственный строй, не соответствующий Конституции РФ.

Цель насильственного изменения конституционного строя РФ имеет то же содержание, что и в ст. 278 УК.

Цель нарушения территориальной целостности означает намерение разрушить принципы федеративного устройства, закрепленные в гл. 3 Конституции РФ, и насильственно отторгнуть часть ее территории с провозглашением ее независимости от России или присоединением к иностранному государству.

7. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. При совершении преступления в форме организации вооруженного мятежа им могут быть его организаторы и руководители. Активные участники вооруженного мятежа - это лица, непосредственно совершающие насильственные действия с применением оружия ради достижения целей мятежа.

 

 

ДИВЕРСИЯ

Основной объект– общественные отношения, регулирующие экономическую безопасность и обороноспособность Российской Федерации, дополнительный– жизнь и здоровье населения.

Предмет преступления– предприятия (заводы, фабрики), сооружения (мосты, плотины, туннели, электростанции), пути и средства сообщения, железнодорожный, водный, воздушный транспорт, средства связи, объекты жизнеобеспечения населения (системы водоснабжения, продуктопроводы, склады с продовольствием и горюче-смазочными материалами) и т. д.

Объективная сторонавыражается в совершении взрыва, поджога, иных действий, направленных на разрушение или повреждение указанных предметов.

Разрушение– полное выведение объекта из строя, приведение его в негодность, когда он не подлежит восстановлению либо его восстановление признается экономически невыгодным.

Повреждение– частичное выведение объекта из строя, в результате чего в некоторой степени снижается хозяйственная значимость и экономическая ценность, однако при определенных затратах восстановление возможно и экономически целесообразно.

Под иными действиямипонимается использование различных химических, бактериологических и тому подобных средств, способных вызвать аналогичные последствия.

Сооружения– построенные объекты, строения, имеющие различное хозяйственное назначение. Под сооружениями понимаются электростанции, водонапорные башни, плотины, мосты, тоннели, дамбы, каналы, склады и т. д.

Пути и средства сообщения– транспортные средства всех видов, объекты железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта, предназначенные для приема, выдачи груза, его транспортировки, обслуживания пассажиров.

Средства связи– технические средства, используемые для формирования, обработки, передачи или приема сообщений электросвязи либо почтовых отправлений, телефонная или телеграфная связь, радиосвязь, телевидение и т. д.

Объекты жизнеобеспечения населения– любые народно-хозяйственные объекты, обеспечивающие бесперебойную, нормальную деятельность населения (водоснабжение, энерго– и газоснабжение, продовольственное и промтоварное снабжение, медицинское обслуживание и т. д.).

Диверсия признается оконченным преступлениемс момента выполнения действий, указанных в диспозиции статьи, независимо от наступления или ненаступления преступного результата. Реальное причинение вреда на квалификацию содеянного не влияет, но учитывается при назначении наказания.

Субъектомдиверсии может быть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее возраста 16 лет.

Субъективная сторонапреступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью– подрыв экономической безопасности и обороноспособности РФ. Под экономической безопасностьюпонимается состояние защищенности и гарантиро-ванности жизненно важных экономических интересов РФ, слаженная и бесперебойная работа отдельных звеньев экономики как единого хозяйственного комплекса.

По субъективной стороне состав диверсии отличается от иных преступлений,которые также выражаются в умышленном уничтожении или повреждении имущества, приведении в негодность транспортных средств и путей сообщения, но они не имеют цели подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ.

 

58.

Понятие преступлений экстремистской направленности в Федеральном законе Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» не закреплено[7]. С одной стороны, отсутствие четкого определения преступлений экстремистской направленности может показаться недостатком Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», так как в нем прямо не определены конкретные преступления, которые можно было бы отнести к преступлениям экстремистской направленности. Но с другой стороны, отсутствие перечисления в законе таких конкретных преступлений позволяет отнести к преступлениям экстремистской направленности практически любое преступное деяние, если оно является проявлением экстремизма, понятие которого в названном законе достаточно ясно и полно закреплено.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистской деятельностью (экстремизмом) является:

1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России;

- подрыв безопасности России;

- захват или присвоение властных полномочий;

- создание незаконных вооруженных формирований;

- осуществление террористической деятельности;

- возбуждение расовой, национальной, или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

- унижение национального достоинства;

- осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

- пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

2) пропаганда и публичное демонстрирование нацисткой атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацисткой атрибутикой или символикой до степени смешения;

3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;

4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.

Анализируя приведенное понятие экстремистской деятельности (экстремизма), можно сделать вывод, что достаточно большое количество преступных деяний можно отнести к преступлениям экстремистской направленности. Например, такими преступлениями могут являться деяния, предусмотренные ст. ст. 148, 149, 205-214, 275- 2821, 360 и другими статьями УК России. Отнесение данных преступлений к преступлениям экстремистской направленности обусловлено, прежде всего, целями и мотивами, которыми руководствуются виновные при их совершении, которые вполне можно назвать экстремистскими. Исходя их понятия экстремистской деятельности, которое, как уже было указано, закреплено в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности», совершенное преступление должно считаться преступлением экстремистской направленности, если оно совершено: в террористических целях; в целях насильственного изменения основ конституционного строя, нарушения целостности России, подрыва безопасности России, захвата или присвоения властных полномочий; в целях создания незаконных вооруженных формирований; в целях возбуждения расовой, национальной или религиозной розни, а также насильственной социальной розни; в целях унижения национального достоинства; по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; по мотивам исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.

Перечисленные цели и мотивы можно назвать экстремистскими, так как они являются обязательным признаком экстремистской деятельности, и при их отсутствии совершенное преступление не может быть признано преступлением экстремистской направленности.

Вместе с тем, обращаясь непосредственно к Уголовному кодексу России, мы видим, что в соответствии со ст. 2821 под преступлениями экстремистской направленности следует понимать только преступления, предусмотренные ст. ст. 148, 149, ч. 1 и ч. 2 ст. 213, 214, 244, 280 и 282 УК России, совершенные по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Следовательно, перечень конкретных видов преступлений экстремистской направленности, закрепленных в УК России (в ст. 2821), и перечень конкретных видов преступлений, которые могут быть отнесены к преступлениям экстремистской направленности при толковании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», не совпадают – перечень последних гораздо шире, чем первых[8]. Иными словами, если какое-либо преступление, например, убийство (ст. 105 УК России) или причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК России) совершено по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы, то в соответствии с УК России оно не будет расцениваться как преступление экстремистской направленности, так как не входит в перечень таких преступлений, указанных в ст. 2821 УК России. В то же время в соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» такое преступление будет являться именно преступлением экстремистской направленности, так как совершено по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Представляется, что наличие подобных несоответствий в нормативных правовых актах, регламентирующих различные вопросы в одной сфере их применения (противодействие экстремизму) не способствует эффективной правоприменительной и правоохранительной деятельности в названной сфере[9]. Поэтому в целях совершенствования законодательства, являющегося правовой базой противодействия экстремизму и предупреждения различных его проявлений, целесообразно закрепить в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» понятие преступлений экстремистской направленности. Данное понятие следует сформулировать, ориентируясь не только на определение экстремизма, закрепленное в указанном законе, но и на уголовное законодательство и, прежде всего, на нормы, устанавливающие ответственность за посягательства на соответствующие объекты уголовно-правовой охраны, которым причиняется вред либо создается угроза причинения вреда при совершении преступления экстремистской направленности.

Следует напомнить, что в преамбуле к Федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности» указано: «Настоящим Федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление». Поэтому можно сделать вывод, что основными объектами охраны от экстремистских проявлений и, прежде всего, от преступлений экстремистской направленности, являются права и свободы человека и гражданина, основы конституционного строя, целостность и безопасность России. Основываясь на этом, преступлениями экстремистской направленности должны признаваться преступления против личности, общественной безопасности, общественного порядка, государственной власти, а также мира и безопасности человечества, совершенные:

- в террористических целях;

- в целях насильственного изменения основ конституционного строя, нарушения целостности России, подрыва безопасности России, захвата или присвоения властных полномочий;

- в целях создания незаконных вооруженных формирований;

- в целях возбуждения расовой, национальной, или религиозной розни, а также насильственной социальной розни;

- в целях унижения национального достоинства;

- по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

- по мотивам исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.

Определив понятие преступлений экстремистской направленности, необходимо выделить и их признаки. В теории уголовного права при определении признаков конкретных преступлений традиционно принято рассматривать признаки их составов, закрепленные в уголовном законе[10].

Характеризуя объекты преступлений экстремистской направленности, необходимо отметить, что такие преступления в связи со своей спецификой, выражающейся, прежде всего, в целеполагании, направленности и мотивации действий, являются проявлением каких-либо политических, межнациональных, межконфессиональных и иных социальных конфликтов и противоречий, которые имеются в российской обществе, и причиняют в связи с этим вред определенным общественным отношениям, правам, свободам, законным интересам и иным социальным ценностям, которые признаны в качестве таковых и охраняются в связи с этим уголовном законом. Поэтому, объектами преступлений экстремистской направленности, в зависимости от конкретного совершенного деяния, могут являться права и свободы личности, общественная безопасность, общественный порядок, интересы государственной власти, а также мир и безопасность человечества.

К примеру, если совершается такое преступление экстремистской направленности как терроризм (ст. 205 УК России), а оно является таковым потому, что к преступлениям экстремистской направленности следует относить любое преступление, которое совершается в террористических целях, то объектом данного преступления будет являться общественная безопасность. Если же совершается убийство по мотивам расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды (п. «л» ч. 2 ст. 105 УК России), а такое преступление также является преступлением экстремистской направленности, так как мотив является экстремистским, то объектом в этом составе будет выступать жизнь человека. При совершении такого преступления как возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК России), объектом в данном составе будут являться основы конституционного строя. Иными словами, объектом конкретного преступления экстремистской направленности будут являться те социальные ценности, которым именно этим конкретным преступлением причиняется вред или создается реальная угроза причинения вреда.

Объективная сторона преступлений экстремистской направленности характеризуется, прежде всего, общественно опасным деянием, так при отсутствии такового будет отсутствовать и весь состав преступления. Видимо, можно констатировать, что любое преступление экстремистской направленности совершается только действием, в связи с тем, что сложно себе представить даже теоретически совершение путем бездействия какого-либо из названных преступлений. В судебной практике также, насколько известно, такие случаи не встречались. Поэтому объективная сторона соответствующего преступления экстремистской направленности выражается, во-первых, в совершенном действии. Во-вторых, объективная сторона преступлений экстремистской направленности может характеризоваться не только общественно опасным деянием, но и общественно опасными последствиями, которые могут быть различны (смерть, вред здоровью, имущественный ущерб и т.д.) в зависимости от того, какое деяние совершено. Об общественно опасных последствиях, как об обязательном признаке объективной стороны преступлений экстремистской направленности, можно говорить лишь применительно к материальным составам таких преступлений. В случае же, если конкретное преступление экстремистской направленности имеет формальный состав (например, ст. 280 УК России), то последствия уже не будут являться признаком состава данного преступления.

В-третьих, если объективная сторона преступлений экстремистской направленности имеет в числе признаков и общественно опасное деяние и преступные последствия, то наличие причинно-следственной связи между ними также является обязательным. В-четвертых, следует отметить, что помимо перечисленных признаков, объективная сторона преступлений экстремистской направленности может характеризоваться также и иными, так называемыми, факультативными признаками (место, время, орудия, средства, способ, обстановка совершения преступления), которые в случает их закрепления в конкретных уголовно-правовых нормах будут уже для конкретного преступления являться обязательными (например, ст. 213 УК России).

Пожалуй, решающее значение для отнесения того или иного преступления к группе преступлений экстремистской направленности имеет субъективная сторона, характеризующаяся двумя обязательными признаками: умышленной формой вины, а также целью или мотивом совершения преступления. Именно наличие у субъекта экстремистской цели или экстремистского мотива преступления позволят квалифицировать содеянное как преступление экстремистской направленности. Как уже было указано выше, к экстремистским следует относить следующие цели и мотивы: террористические цели; цели насильственного изменения основ конституционного строя, нарушения целостности России, подрыва безопасности России, захвата или присвоения властных полномочий; цели создания незаконных вооруженных формирований; цели возбуждения расовой, национальной, или религиозной розни, а также насильственной социальной розни; цель унижения национального достоинства; мотивы идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно мотивы ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; мотивы исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.

Субъектом преступления экстремистской направленности может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности (ст. 19 УК России). Применительно к отдельным преступлениям рассматриваемой группы, уголовной ответственности могут подлежать только специальные субъекты (например, ст. 149 УК России).

 

Статья 282.1. Организация экстремистского сообщества

 

Комментарий к статье 282.1

 

1. Непосредственный объект преступления - совокупность общественных отношений по реализации конституционного запрета осуществления экстремистской деятельности.

2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282.1 УК, характеризуется четырьмя видами действий:

а) создание экстремистского сообщества означает, что в результате организационной деятельности возникло общественное или религиозное объединение либо иная организация, имеющая задачей подготовку или совершение одного или нескольких преступлений экстремистской направленности по указанным в диспозиции ст. 282.1 УК мотивам. В данной форме преступление признается оконченным с момента фактического создания экстремистского сообщества;

б) руководство экстремистским сообществом означает осуществление функций главаря преступной организации, уже созданной каким-то другим лицом. Преступление в этой форме является оконченным с того момента, когда виновный реально начал осуществлять свои руководящие функции;

в) руководство какой-то частью сообщества или его структурным подразделением. Часть преступного сообщества может иметь территориальную или функциональную автономию, а структурное подразделение представляет собой организационную единицу (отряд, бригаду, звено и т.п.) в системе сообщества, подчиняющуюся единым планам и единой дисциплине. Оконченным преступлением такие действия являются с момента реального осуществления ограниченных руководящих полномочий, предоставленных виновному главарем (либо коллегиальным руководящим органом) экстремистского сообщества;

г) создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества для координации их экстремистской деятельности.

3. Все предусмотренные диспозицией ст. 282.1 УК действия по своей сути представляют особую форму приготовления к совершению преступлений экстремистской направленности и не охватывают фактического совершения таких преступлений.

4. Субъективная сторона преступления во всех его формах характеризуется прямым умыслом и специальной целью - подготовки или совершения одного или нескольких преступлений экстремистской направленности по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной, религиозной или социальной ненависти или вражды.

5. Субъект преступления специальный: а) создатель экстремистского сообщества; б) создатель объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества; в) руководитель экстремистского сообщества; в) руководитель части или структурного подразделения такого сообщества.

6. Объективная сторона участия в экстремистском сообществе (ч. 2 ст. 282.1 УК) означает вхождение в состав такого сообщества с принятием на себя всех обязанностей, связанных с членством в этой организации. Оконченным это преступление является с момента вступления виновного в преступную организацию экстремистского характера. Фактическое совершение преступлений экстремистской направленности либо участие в таких преступлениях требуют дополнительной квалификации.

7. Субъектом преступления является рядовой участник экстремистского сообщества.

8. Квалифицированный вид преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 282.1 УК, характеризуется использованием виновным своего служебного положения.

В соответствии с примечанием 1 к ст. 282.1 УК лицо подлежит обязательному освобождению от уголовной ответственности при одновременном наличии двух условий: а) оно прекратило свое участие в экстремистском сообществе добровольно, хотя имело возможность не делать этого; б) в его действиях нет состава какого-либо иного преступления.

Указание в примечании 1 на то, что в отношении экстремистского объединения имеется вступившее в законную силу судебное решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с ее экстремистским характером, следует рассматривать как законодательную ошибку. Примечание буквально повторяет примечание к ст. 282.2 УК, где оно вполне уместно и обоснованно. А в ст. 282.1 УК речь идет не о об экстремистской организации, которую таковой признал суд, а об экстремистском сообществе, которое таковым является по своей сути, а не в силу судебного решения.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.016 с.)