Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изучение фрикционных передачСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель работы: изучение конструкции и области применения фрик- ционных передач и вариаторов.
Оборудование и принадлежности 1. Узел, содержащий фрикционную передачу. 2. Штангенциркуль. 3. Линейка. 4. Отвертка. 5. Лабораторная установка.
Теоретические положения Общие сведения Передачи, в которых движение от одного вала к другому переда- ется за счет трения между рабочими поверхностями вращающихся катков (дисков), называют фрикционными. Фрикционная передача состоит из двух колес (катков) – ведуще- го и ведомого, которые прижаты друг к другу с заданной силой. При вращении одного из катков, например ведущего, приходит в дви- жение ведомый, благодаря возникающей силе трения. Условие работоспособности передачи
где F – передаточное окружное усилие; Т тp – сила трения в месте контакта. Примечание. Окружное усилие – сила, которая вращает шкив, коленчатый вал, маховик и т. д., направленная по касательной к окружности, по которой движется точка приложения этой силы. Определяют окружное усилие по формуле
где М – вращающий момент; r – расстояние от точки приложения окружного усилия до оси вращения. Если это условие нарушается, то возникает буксование, т. е. ве- домый каток не вращается, а ведущий скользит по нему. Передаточное число фрикционной передачи – отношение угло- вых скоростей ведущего и ведомого валов – не может быть строго постоянным, так как всегда существует относительное проскальзы- вание катков, изменяющееся в зависимости от нагрузки. Различают фрикционные передачи с условно-постоянным пере- даточным числом между валами с параллельными пересекающими- ся осями и передачи с переменным передаточным числом (вариато- ры) без промежуточного звена и с промежуточным звеном. В зависимости от условий работы фрикционные передачи под- разделяют на открытые, работающие всухую, и закрытые, работа- ющие в масле. Коэффициент трения в открытых фрикционных пе- редачах выше, а прижимное усилие катков меньше. В закрытых фрикционных передачах масляная ванна делает скольжение менее опасным, кроме того, обеспечивается отвод тепла и увеличивается долговечность передачи. Фрикционные передачи обладают рядом достоинств, основными из которых являются: простота и бесшумность работы; равномер- ность вращения колес; возможность регулирования скорости (без остановки передачи); небольшая стоимость колес (катков). К недостаткам фрикционных передач относятся значительные нагрузки на валы и подшипники, непостоянство передаточного чис- ла, сравнительно низкий КПД, неравномерный износ рабочих по- верхностей колес. Фрикционные передачи широко используются в различных отрас- лях промышленности. Их часто применяют в приводах конвейеров, в сварочных и литейных машинах, в металлорежущих станках и т. д. Для колес применяют следующие сочетания износостойких ма- териалов с высоким коэффициентом трения и модулем упругости: закаленная сталь по закаленной стали (такое сочетание обеспечива- ет высокий КПД, не требует изготовления передачи с высоким классом шероховатости поверхности); чугун по стали или чугуну (в этом случае рабочим поверхностям придают большую твердость, для чего отбеливают поверхность чугунных колес). Типы фрикционных передач Цилиндрическая фрикционная передача. На ведущем 2 (рисунок 6.1) и ведомом 1 валах насажены на шпонках два катка. Подшипни- ки вала 1 установлены неподвижно, а подшипники вала 2 позво- ляют перемещаться валу по направлению линии центров передачи. Если привести во вращение ведущий вал 2, то вместе с ним бу- дет вращаться и ведущий диск. Ведомый диск не будет вращаться до тех пор, пока не будет преодолено полезное сопротивление на валу 1 – вращающий момент и сопротивление трения в подшипни- ках. Но так как подшипники ведущего вала выполнены плавающи- ми и находятся под действием пружины сжатия, то этим самым обеспечивается прижимное усилие Т, а следовательно, и вращение ведомого вала.
Коническая фрикционная передача. Катки передачи (рисунок 6.2) представляют собой усеченные конусы, которые соприкасаются по общей образующей. При осевом сжатии конусов на их образующих в месте контакта возникает сила трения, которая и увлекает во вра- щение ведомый каток и вал. Для правильной работы передачи необходимо, чтобы конусы имели общую вершину, являющуюся точкой пересечения осей катков.
Вариаторы Вариаторы – передачи, посредством которых можно плавно, бес- ступенчато изменять передаточное число. По форме тел вращения вариаторы бывают лобовые, конусные, торовые и др. Лобовые вариаторы (рисунок 6.3) применяются в винтовых прес- сах и приборах. В наиболее простом из них (рисунок 6.3, а) ведущий ролик катится по торцовой поверхности большого диска и передает ему вращение. Движение можно передавать и в обратном направле- нии – от диска к ролику. Для регулирования скорости вращения ролик передвигают вдоль диска. Передаточное отношение в таких вариа- торах без учета проскальзывания равно
где R 1 и R 2 – радиусы колес. Влияние проскальзывания на передаточное отношение учитыва- ется коэффициентом скольжения ξ, значение которого обычно за- ключено в диапазоне от 0,01 до 0,05. С учетом коэффициента сколь- жения формула для передаточного отношения принимает вид
б Рисунок 6.3 – Лобовой вариатор
В более сложном плоском вариаторе (рисунок 6.3, б) между дву- мя большими дисками вращается передвижной ролик. Один диск ведущий, другой – ведомый. Ролик служит промежуточным звеном, передающим вращение. При регулировании скорости ролик пере- мещают вдоль обоих дисков, причем, приближаясь к центру одного из них, он в то же самое время удаляется от центра другого. Поэто- му изменение передаточного отношения и плавное регулирование скоростей вращения производится быстрее и в более широких пре- делах, чем в вариаторе с одним диском. Вариаторы с раздвижными конусами (рисунок 6.4) имеют ограни- ченное применение в машиностроении. Конические диски насаже- ны на два параллельных вала I и II. Между дисками зажато стальное кольцо, которое передает движение от ведущего вала к ведомому. Изменение передаточного числа осуществляется сближением одной пары конусов и раздвижением другой.
На рисунке 6.5 представлен торовый вариатор. На валы I и II насажены два диска, имеющие сферические рабочие поверхности. Вра-щение от ведущего диска I к ведомому II передается посред- ством двух промежуточных роликов 1, свободно сидящих на осях 2. Изменение передаточного числа осуществляется одновременным поворотом этих осей вокруг шарниров 3. Торовые вариаторы тре- буют довольно высокой точности изготовления.
В лабораторной работе исследуется шариковый лобовой вариа- тор, схема конструкции которого приведена на рисунке 6.6.
В этом вариаторе между диском 1 и валиком 4 находятся шарики 2, размещенные в обойме 3, которая может перемещаться вдоль ради- уса диска с помощью винтовой передачи. Описание исследуемого механизма. Исследуемый в лабораторной работе механизм представляет собой механизм синхронизации оп- тического прицела бомбометания. Этот механизм вращает визир- ную призму прицела. При этом, изменяя передаточное отношение фрикционной передачи, летчик добивается синхронизации скорости вращения призмы со скоростью движения цели таким образом, что- бы изображение цели постоянно находилось на перекрестье визира. Кинематическая схема механизма приведена на рисунке 6.7.
Механизм имеет симметричную конструкцию и элементы в ко- личестве двух штук (в правой и левой частях механизма), парамет- ры которых снабжены буквами «л» (левый) и «п» (правый). В связи со сложностью пространственной компоновки механизма на кине- матической схеме с целью ее упрощения, как правило, изображен лишь один из симметричных элементов. Механизм состоит из фрикционного диска-шестерни 10, который приводится во вращение от электродвигателя М через двухступенча- туюзубчатуюпередачу z 7– z 8– z 9– z 10.Диск 10 приводитво вращение шарики Ш, размещенные в обойме, перемещаемой с помощью ходо- вого винта В. Механизм имеет две обоймы с шариками, размещен- ные по разные стороны от оси диска 10. Положение этих обойм мо- жет независимо регулироваться с помощью рукояток 1 с нарезанны- ми на них зубчатыми венцами, вращение которых передается через зубчатыепередачи z 1– z 2– z 3– z 4– z 5 на ходовые винты В. Перемещение обойм ограничивается стопорными механизмами, состоящими из зубчатых секторов 22, находящихся в зацеплении с червяками 21, установленными на ходовых винтах В. Через шарики вращение дис- ка 10 передается на фрикционные ролики Р, а затем через зубчатую передачу z 11– z 12– z 13 на дифференциалы Д1 и Д2. Водило В1 диффе- ренциала Д1 жестко закреплено на оси, связанной с диском 10 через зубчатую передачу, образованную косозубым колесом 20 и винтовым колесом 19 и обеспечивающую передачу вращения между скрещи- вающимися осями. Остальные элементы дифференциалов закрепле- ны на оси с возможностью вращения относительно нее. Водило диф- ференциала Д2 выполнено в виде зубчатого колеса 16, связанного с рукояткой 1 через зубчатую передачу z 1– z 2– z 3– z 4– z 6– z 16. Определение передаточного отношения механизма. Передаточ- ное отношение механизма экспериментально определяется путем подсчета числа оборотов диска 10, соответствующего одному пол- ному обороту левого зубчатого колеса 18л. При этом исследуется зависимость передаточного отношения от радиального положения обоймы фрикционной передачи, которое задается по шкале правой рукоятки 1п. Передаточное отношение кинематической цепи «руко- ятка 1 – ходовой винт В» может быть определено по формуле
где p – шаг винта. Зубчатое колесо 4 является для данной цепи паразитным, так как находится в зацеплении с двумя зубчатыми колесами 3 и 5, и по этой причине не учитывается в передаточном отношении. Подстановка параметров, приведенных на кинематической схеме, дает для передаточного отношения значение i = 35, 2 ì èí -1. Если
где R 0 – положение обоймы при нулевом угле поворота рукоятки (R 0 = 33,5 мм); φ – цена деления шкалы, нанесенной на рукоятку (φ = 4,5°). Передаточное отношение фрикционной передачи
где d – диаметр ролика (d = 19 мм). Число оборотов солнечного колеса 14 дифференциала Д1 может быть выражено через число оборотов диска 10 по формуле
Зубчатое колесо 12 является паразитным и в передаточном от- ношении не учитывается. Число оборотов водила В1 может быть определено по формуле
Число оборотов солнечного колеса 15 может быть определено по формуле
При неподвижной рукоятке 1 водило 16 дифференциала Д2 бу- дет неподвижным и солнечные колеса 15 и 17 будут совершать оди- наковое количество оборотов в противоположных направлениях. По- этому, если не учитывать знак, связанный с направлением враще- ния, число оборотов зубчатого колеса 18 может считаться равным числу оборотов зубчатого колеса 15 и может быть рассчитано по формуле (6.10). Экспериментальное значение передаточного отношения фрикци- онной передачи определяется по формуле
где * – число оборотов диска 10, соответствующее одному пол-
Коэффициент проскальзывания может быть определен по формуле
Порядок выполнения работы 1. Ознакомиться с кинематической схемой лабораторной уста- новки. 2. Выставить начальные положения работы установки. Для это- го на левом барабане установить шкалу на отметке «0», а на правом «–25». 3. Совместить метку на диске 3 с указателем. 4. Вращать диск 8 и производить отсчет его оборотов до того момента, как диск не сделает один оборот. Отметить указанное зна- чение в таблице 6.1. 5. Для каждой новой серии измерений поворачивать правый ба- рабан с шагом в 5 делений шкалы. 6. Повторить пункт 4. 7. Повторять пункты 4–6 в пределах от –25 до 25 единиц шкалы правого барабана. 8. Занести данные в таблицу 6.1. 9. Построить график зависимости количества оборотов диска 8 от указаний шкалы. 10. Определить коэффициент проскальзывания.
Таблица 6.1 – Результаты измерений
Содержание отчета 1. Титульный лист. 2. Цели и задачи выполнения работы. 3. Оборудование и принадлежности к работе. 4. Кинематическая схема вариатора. 5. Результаты измерений (таблица 6.1). 6. График зависимости количества оборотов диска 8 от указаний шкалы. 7. Выводы. Контрольные вопросы 1. Какие передачи относятся к фрикционным? 2. Типы фрикционных передач. 3. Типы вариаторов. 4. Принцип действия лобового вариатора. 5. Принцип действия торового вариатора. 6. Принцип действия вариатора с раздвижными конусами.
Литература 1. Счетно-решающие устройства / С. О. Доброгурский [и др.]. – М.: Машиностроение, 1966. 2. Song, C.-K. Performance assessment of an ultraprecision machine tool positioning system with a friction drive / C.-K. Song, Y.-J. Shin, H. Lee // International Journal of Precision Engineering and Manufacturing. – Vol. 6, No. 3. – 2005. – P. 8–12. 3. Ziegert, J. C. An ultra-high speed spindle for micro-milling / J. C. Ziegert, J. P. Pathak, B. Jokiel. Лабораторная работа № 7
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.12.133 (0.011 с.) |