Молитва об исцелении и таинства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Молитва об исцелении и таинства



Церковь является основным таинством — "таинством всемирного спасения" (Второй Ватиканский Собор, Lumen gentium, 48). Будучи телом Христовым, Церковь призвана продолжать Христову миссию исцеления. Все в Церкви должно тем или иным образом участвовать в этом деле спасения, деле исцеления. Каноническое право, церковные учреждения, церковные здания и все, что в них происходит, должно так или иначе помогать Церкви в ее деле спасения, в ее исцеляющем служении, а отсутствие такой помощи настораживает.

Семь традиционных Таинств Церкви непосредственно участвуют в ее исцеляющем служении. Все они являются средствами, с помощью которых нам передается исцеляющая любовь Иисуса. Крещение означает переход от тьмы к свету, вход в Царство Божие, очищение от первородного греха. Конфирмация, укрепляя и давая силу, помогает нам избавиться от нашей слабости. Брак может и должен стать целительным испытанием для супругов, а их дом — местом исцеления всех, кто в него вступает. Таинство священства может и должно быть не только исцеляющим моментом для самого священника, но помогать ему стать для других источником исцеляющей любви в каждом аспекте его деятельности.

Теперь я хочу более подробно остановиться на целительных свойствах остальных таинств.

Таинство примирения

В официальном введении в обряд таинство покаяния или примирения называется "таинством исцеления" (Обряды покаяния, 7). Благодаря ему мы получаем исцеление от греха, Божье прощение, примирение с Богом и своими близкими.

Жаль, что в последние годы многие католики в большей или меньшей степени отвернулись от этого таинства, лишив себя таким образом важного источника исцеления. Мы все грешники, мы все нуждаемся в покаянии, в оставлении греха и обращении к Богу и делам Божьим. Фактически мы должны каяться каждый день, и раскаяние, конечно, не должно ограничиваться только таинством покаяния Тем не менее, это таинство помогает направить и углубить наше раскаяние, особенно тогда, когда мы периодически — обычно редко — исповедуемся перед священником и получаем отпущение грехов Исповедь имеет свою особую священную благодать, и кто же не ощущал облегчения в душе, получив отпущение грехов?

Однако, исповедь не является волшебством. Нельзя автоматически получить благодать этого таинства независимо от своего духовного состояния Если мы хотим в полной мере получить пользу, которую нам дарует это таинство, необходимо серьезно подготовиться к нему, искренне раскаяться в своих грехах, действительно желать не грешить в дальнейшем и воззвать к милосердию Господа всем разумением и всем сердцем своим.

В своей прекрасной небольшой книге "Сила Покаяния"2 отец Майкл Сканлон TOR указывает, что после отпущения грехов священник должен молиться об исцелении и укреплении исповедовавшегося. Будучи священником, я обнаружил, что люди, в большинстве своем, с радостью принимают молитву об исцелении и укреплении, получив отпущение грехов. Такая молитва может сосредотачиваться на духовном и эмоциональном исцелении, но может также включать и физическое. Очень часто в больницах после исповеди пациенты охотно откликаются на предложение помолиться об исцелении от физического недуга, и иногда за этим следует улучшение их физического состояния. Очевидно, Господь не так уж редко решает даровать людям физическое исцеление после того, как они исповедались в своих грехах.

Смысл исповеди заключается еще и в том, что разделение с другим человеком наших слабостей, испытаний, искушений и грехов может оказывать весьма положительное воздействие. Какое великое облегчение — избавиться от глубоко спрятанного греха. Лично для меня исповедь является источником мира, ощущением того, что в моем прошлом нет поступков или мыслей, даже самых постыдных, темных или унизительных, которыми бы я не поделился со своим исповедником. И наше смирение является неотъемлемым условием исцеления. Кроме того, мудрый исповедник с помощью Святого Духа способен понять наши нужды и дать совет. Такое наставление обычно является обязательной частью процесса внутреннего исцеления, в котором мы все нуждаемся.

Все это доказывает, что и исповедник, и кающийся нуждаются перед исповедью в серьезной молитве Святому Духу, молитве о свете, любви и исцелении. Мы должны верить, что Дух Святой явит свою силу в этом таинстве, несмотря на то, что мы не всегда в состоянии ее ощутить. Чтобы увидеть Его силу и исцеление, нужно молиться с большой искренностью: "Снизойди, Дух Святой!"

Таинство елеосвящения

"Изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом, и исцеляли" (Мк 6. 13).

"Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он сделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться" (Иак 5. 14-16).

Папа Павел VI в Апостольской Конституции, учреждающей официальный обряд таинства елеосвящения, связывает это таинство с приведенными выше стихами Нового Завета, непосредственно с отрывком из Послания Иакова. Зная эти советы Христа мазать больных елеем в целях исцеления можно не удивляться тому, что на протяжении веков многие христиане смазывали больных елеем, молясь об их исцелении. Однако удивляет то, что эта Новозаветная практика не нашла впоследствии более широкого применения. Часть церквей в протестантском мире перестала применять помазание больных елеем. Католики римского обряда использовали помазание только для умирающих, существенно ограничивая таким образом применение этого таинства. Поблагодарим Бога за то, что в наше время помазание елеем с целью исцеления вновь становится более распространенным как среди протестантов, так и среди католиков.

Обряд этого таинства и его цель существенно изменялись на протяжении истории Католической Церкви и, без сомнения, будут изменяться и в дальнейшем. До начала девятого столетия основное значение, очевидно, придавалось исцелению и, особенно, исцелению физическому. Епископ или священник благославлял елей, который верующие часто брали с собой домой для помазания себя или друг друга, когда в этом возникала необходимость. Основной целью того таинства считалось исцеление больных. В начале девятого века наметилась тенденция к ограничению совершения помазания больных, и таинство рассматривалось, скорее, как помощь умирающему, включая в себя и прощение грехов. Таким образом, таинство исцеления больных превращалось, в последнее помазание умирающих, в соборование.

Второй Ватиканский Собор (1962-1965) ввел ряд изменений в применение этого таинства, приняв во внимание указания новозаветных текстов и традиции исцеления первых восьми столетий. Итак, таинство соборования стало называться "таинством елеосвящения больных"

Официальное "Общее введение в обряды помазания и причастия перед смертью" (1972) поддерживает нас в исцеляющем служении через молитву. "Промысел Божий частично заключается в том, чтобы мы упорно боролись с любой болезнью и стремились получить благодать доброго здоровья для выполнения своих обязанностей в человеческом обществе и в Церкви" (6).

Следующие цитаты из того же источника помогут понять официальное положение и учение Католической Церкви относительно елеосвящения, которые были приняты после Второго Ватиканского Собора.

Совершение этого таинства может повлечь за собой восстановление физического здоровья, если оно будет благотворным для спасения души больного. При необходимости, оно также • дает больному прощение грехов и всю полноту христианского покаяния (6).

Следует очень внимательно и заботливо относиться к тому, чтобы это таинство могли принять и те верующие, здоровье которых серьезно расстроено из-за болезни или преклонного возраста. (8).

Таинство может быть повторено, если больной, выздоровев после елеосвящения, заболевает вновь или если его состояние ухудшается в процессе той же болезни (9).

Елеосвящение больного всегда можно совершать перед хирургической операцией, если она обусловлена серьезным заболеванием (10).

Елеосвящение людей в преклонном возрасте можно совершать в том случае, если они заметно ослабели, даже при отсутствии серьезного заболевания (11).

При общей и частной катехизации необходимо научить верующих обращаться за таинством елеосвящения: принимать его с глубокой верой, когда подходит соответствующее время и не следовать пагубной практике откладывания его принятия. Все, кто ухаживает за больными, должны знать о цели и назначении этого таинства (13).

В наше время достаточно серьезными считаются и некоторые виды душевных заболеваний Таинство елеосвящения может совершаться над теми, кто, как было признано, имеет серьезную душевную болезнь, и кого оно может укрепить (см. 5). Елеосвящение может быть повторено в соответствии с правилами, установленными для других видов серьезных болезней (см. 9, 53).

Исцеляющее предназначение этого таинства ясно следует из очень красивой молитвы, которую священник использует для освящения елея, если он еще не был освящен епископом.

Бог Всеутешитель,

Ты соизволил и послал Сына Своего исцелять мир.

Благоволи выслушать нашу молитву веры:

Ниспошли силу Духа Твоего Святого, Утешителя,

на это драгоценное масло, это умиротворяющее помазание,

этот щедрый дар, этот плод земли.

Благослови его и освяти его для нас.

Обрати его в исцеление для всех, кто помазан им;

исцели их тело, их душу и дух,

и избави их от всякого зла.

Молим об этом Господом Иисусом Христом, Сыном Твоим,

Который пребывает и царствует с Тобой и Духом Святым,

единым Богом, во веки веков.

Ошибка перевода

В своей прекрасной статье об этом таинстве3 отец Кристофер О'Доннелл О CARM указывает на то, что злополучная погрешность в переводе на английский язык "Кодекса Церковных Канонов" (издатели впоследствии признали эту серьезную ошибку) привела к тому, что некоторые священники стали излишне сдержаны в совершении этого таинства. Латинское слово periculum (опасность) было переведено как "опасность смерти". Но существуют ведь и другие опасности, такие как потеря зрения, слуха, опасность паралича, депрессии, старческих болезней и т д. Но некоторые священники совершают это таинство, только если существует опасность смерти. Было бы очень полезно обратить их внимание на статью отца О'Доннелла и указать на неправильность перевода.

Могу ли я призвать к более щедрому дарению этого таинства и попросить, в частности, католических священников, пересмотреть свое отношение и практику, порвать с ментальностью, преобладавшей до Второго Ватиканского Собора? Я часто чувствую глубокую печаль, а иногда и серьезно сержусь, когда сталкиваюсь с католиками живой веры, которые могли и должны были принять это таинство, но не приняли потому, что священники воздерживались от его совершения. Я думаю о многих католиках, годами тяжело страдающих депрессией и которым священники не указали на возможность елеосвящения. Лишь вчера один набожный католик рассказал мне о своей многолетней борьбе с серьезными побочными эффектами противораковой химиотерапии. Он хвалил доброту больничного священника. Тем не менее этот священник ни разу не предложил больному принять таинство елеосвящения.

Если мы верим в силу молитвы, если достаточно серьезно относимся к молитвам об исцелении в обряде елеосвящения, если верим в силу таинств, тогда мы должны понимать, что борьба за восстановление как своего здоровья, так и здоровья многих других людей, могла быть значительно облегчена принятием таинства елеосвящения больных. Иисус в своей бесконечной любви и мудрости дал нам это удивительное исцеляющее таинство для оказания помощи и исцеления больных. А мы часто оставляем тяжело больных людей, страдающих и борющихся со своими болезнями, без помощи этого таинства. Да простит нас Господь!

Однако проблема заключается не только в ошибке английского перевода Церковных канонов, и не только в том, что некоторые священники (и миряне) придерживаются подхода, распространенного перед Вторым Ватиканским Собором. Сейчас весьма ощутим недостаток священников. Если священнику приходится выполнять слишком большой объем работы, он неизбежно окажется не в состоянии работать надлежащим образом, а ведь многие перегруженные работой священники справляются с ней намного лучше, чем мог бы я на их месте. Прекрасная статья о елеосвящении больных, напечатанная в "Словаре теологии"4, ясно излагает суть: "Причина конфликта в том, что Ватиканский Собор поддерживает принятие этого таинства, а недостаток священников не дает ему стать доступным". В этой статье предусматривается возможность допуска мирян к совершению этого таинства. На это также указывали два священника-иезуита: "Подобно тому, как миряне вновь становятся священнослужителями Евхаристии, они могут стать и служителями таинства елеосвящения больных"5.

Не трудно понять, что если бы это таинство могли совершать некоторые врачи, медицинские сестры и служащие прихода, то получить елеосвящение могли бы многие люди, которые сейчас без него умирают и переносят страдания. Например, доставленных в больницу умирающих могла бы сразу елеосвятить медсестра, если священник не может приехать вовремя. Отмечено также, что люди, по понятным причинам не хотят отнимать время и силы у чрезмерно занятых священников, однако они, не колеблясь, призвали бы исполняющего эту миссию мирянина.

Особенно это относится к тем случаям, когда возникает вопрос о повторном елеосвящении, которое иногда в высшей степени желательно и вполне допустимо. Поскольку появление светских служителей при причащении оказалось огромным благом, т. к. позволило больным чаще причащаться и избавило перегруженных священников от дополнительной работы, то я полагаю, что возврат к совершению мирянами и этого таинства был бы таким же благом.

Во многих приходах весьма плодотворной оказалась практика проведения регулярных служб, на которых больных прихода елеосвящают всех вместе, совсем как на службах елеосвящения в Лурде. Эти службы могут стать прекрасными примерами молитвы всего прихода о своих больных и выражения любви и заботы о них. За службой могут следовать легкая трапеза и вручение подарков.

Нет необходимости говорить, что частое совершение этого таинства не следует доводить до крайности. Оно не должно превратиться в банальность или совершаться без разбора. Однако важно избегать и излишней скурпулезности. Я бы предпочел предстать пред престолом суда Божия как священник, совершавший это таинство с излишней готовностью, чем с чрезмерными ограничениями. В конце концов, нет большого вреда, если оно было проведено без крайней необходимости. Но отнюдь не пустяк лишить помощи, которую может дать это таинство, человека, действительно в этом нуждающегося.

В США епископы официально считают допустимым совершение обряда елеосвящения над лицами, страдающими от так называемого "духовного бесплодия". Будем же и мы более решительным.

Святая Евхаристия

Цель служения Святой Евхаристии заключается, прежде всего, в благодарении и прославлении Бога. Просьба о чем-либо для созданий Божьих вторична. Тем не менее, служение Святой Евхаристии является и самой сильной формой прошения. И молитва об исцелении в той или иной форме представляет собой важную часть каждой мессы.

Все христиане верят в молитву о духовном исцелении, которое является, безусловно, самой важной сферой исцеления. Однако многие христиане, включая довольно большое число католиков, утверждают, что не верят в молитву об исцелении физическом. Даже некоторые священники, ежедневно служащие мессу и произносящие молитвы об исцелении, все же, очевидно, не верят в молитву о физическом исцелении. Литургия, наполненная молитвами об исцелении, противостоит интеллектуальным представлениям многих католиков, которые либо очень скептически относятся к молитве о физическом исцелении, либо просто не верят в нее.

Теперь обратимся к нескольким молитвам об исцелении в литургии. Некоторые из них ясно говорят об исцелении физическом.

В одной из тихих литургических молитв священника перед причастием я часто говорю: "Господь Иисус Христос, уповая на Твою любовь и милосердие, я вкушаю Твое тело и пью Твою кровь. Да не будет мне это в осуждение, но в исцеление души и тела".

Вступительная молитва мессы Пресвятой Богородице, которую я и многие другие священники служат в большинство суббот, начинается словами: "Господи Боже, даруй Твоим людям радость постоянного здоровья души и тела".

Как указывает отец Джим Мак Манус CSSR в своей прекрасной книге "Исцеляющая сила Святых Таинств"6, значительное количество молитв после причастия включают в себя просьбу об исцелении, например, молитва в первый понедельник Великого Поста: "Господи, дай нам возрадоваться через это таинство Твоей исцеляющей силе и ощутить Твою любовь душой и телом".

Однако самым важным текстом об исцелении является молитва, которую мы говорим непосредственно перед причастием: "Господи, я недостоин принять Тебя, но скажи только слово, и я буду исцелен". (Более ранний перевод гласит: "Но скажи только слово, и душа моя будет исцелена". Церковь заменила "моя душа" на "я" именно для того, чтобы включить физическое исцеление)

В мессе есть и другие молитвы, которые непосредственно относятся к здоровью и исцелению; "Ты был послан, чтобы исцелить сокрушенных сердцем: Смилуйся, Господи" (из обряда покаяния). При освящении святой воды иногда читают: "Господи, Боже Всемогущий, источник и создатель жизни тела и души, просим Тебя, благослови эту воду; которую с верой применяем, прости нам грехи наши и избавь нас от всякой болезни и силы зла".

Имеются в литургии и другие молитвы об исцелении, которые, однако, не содержат слов "исцеление" и "здоровье".

Например, слова из Освящения: "которая за вас и за многих прольется во искупление грехов"; "Избави нас, Господи, от всякого зла и даруй нам мир ныне"; "Мир Господа нашего да будет с вами всегда"; "Разделяющие тело и кровь Христову да соединены будут Духом Святым" (Вторая Евхаристическая молитва).

Месса — это, прежде всего, великая молитва восхваления, прославления и преклонения перед Богом. Но это и великая молитва об исцелении — исцелении во всех измерениях, индивидуальном и общественном, Церкви и мира, духа, разума и тела. Поэтому давайте больше читать проповедей и учить об этом исцеляющем аспекте Евхаристии; принимая участие в мессе давайте глубже осознавать этот исцеляющий аспект; во время мессы попросим Иисуса наполнить всех нас Его исцеляющей любовью. Попросим Его об этом, идя к причастию, потому что с причастием мы принимаем того же Иисуса, который почти две тысячи лет назад ходил по Израилю, исцеляя больных. Его целительное прикосновение ничуть не утратило своей силы "Господи, я недостоин принять Тебя, но скажи только слово и я буду исцелен". Каждое причастие может и должно исцелять и укреплять. Я думаю, что в целом, при приобщении Святых Тайн было бы хорошо молиться об исцелении, укреплении и защите духа, разума и тела. Духовное исцеление, конечно, является самым важным аспектом, но стоит ли забывать о разуме и теле? Разве Иисус больше не хочет исцелять разум и тело? Разве Он уже не в состоянии совершить это? Так где же наша вера в Его любовь и силу?

Отметим, что я также предлагал молиться об укреплении и защите. Современная медицина все более и более заинтересована в предотвращении болезней. Разве не должны наши молитвы об исцелении включать аспекты укрепления и защиты? Зачем ждать, пока что-либо случится, а не призвать исцеляющую силу Иисуса? Сестра Бридж Мак Кенна OSC в своей книге "А чудеса случаются"7 объясняет, каким образом во время путешествий по миру ее исцеляющее служение с каждым разом все больше опирается на исцеляющую силу Иисуса в Святой Евхаристии. Она поразилась, когда увидела, как во время мессы в Латинской Америке, посещаемой множеством бедняков, два ребенка получили чудесное физическое исцеление. Это дало ей новую уверенность в исцеляющей силе Иисуса. Сестра рассказывает о женщине, имевшей обширную раковую опухоль желудка, которая вызвала огромное вздутие. Она сказала женщине: "Пойдите, встретьте Иисуса в Святой Евхаристии. Я никому не могу сказать, что он исцелится так, как ему хотелось бы, ведь я — не Бог, но Иисус дает силы перенести все, что встретит вас на жизненом пути. Если Он собирается провести вас вратами смерти, вы получите благодать пройти через них, не чувствуя большого страха. А если вы должны жить, Он дарует вам милость жизни".

И эта женщина молилась, когда шла к причастию: "Я знаю, что Ты здесь. Сегодня, когда Ты придешь в меня, забери этот страх. Если хочешь, исцели меня, но, пожалуйста, сделай со мной что-нибудь".

Женщина действительно вылечилась от рака. "Не успела я положить облатку на язык и проглотить ее, как почувствовала, будто что-то жжет мне горло и опускается ниже, в желудок. Я глянула вниз, на живот, — опухоль исчезла".

Сестра Бридж описывает также исцеление, которое происходит во время благословения Святыми Дарами. Молодая девушка присутствовала на такой службе исцеления на Гавайях. Когда толпу благословили Святыми Дарами, больные, деформированные руки этой девушки исцелились.

На каждого исцеленного человека (как в описанных выше случаях) приходятся тысячи других людей, которые постоянно просят Господа во время Святой Евхаристии исцелить, укрепить и поддержать их, и Господь отвечает на их молитвы таким образом, что это выходит далеко за пределы человеческого ожидания. Мне вспоминается моя хорошая знакомая, координатор большой группы молящихся об исцелении, которая на протяжении многих лет страдала серьезным легочным заболеванием. Врачи были очень удивлены тем, что с ее легкими можно жить такой активной и плодотворной жизнью, какой живет она. Ее случай, конечно, во многом объясняется исцеляющей и укрепляющей силой Иисуса в Святой Евхаристии.

Священные символы

В конце этой главы о таинствах хотелось бы сказать несколько слов о священных символах, особенно об одном из них. В традиции католиков используются такие священные символы как святая вода, медальоны, статуэтки, образки, иконы, четки, ладанки, освященные соль и масло Можно использовать эти символы для исцеления и защиты, если они могут помочь. Однако нужно помнить, что исцеляет и защищает Иисус, а не святая вода, медальоны и другие символы Важно также избегать любого намека на магию или суеверие — исцеление происходит потому, что этого хочет Иисус, а не потому, что люди обладают особой статуеткой или медальоном

Я хочу особо остановиться на одном священном символе, поскольку многие католики считают, что он помогает при исцелении. Одним из обрядов Римско-Католической Церкви является освящение оливкового (или другого растительного) масла. Это масло миряне могут использовать для исцеления или других соответствующих целей. Освящение масла должно производиться священником, но миряне могут использовать его и сами для помазания себя или других людей. Больную часть тела нужно смазывать этим маслом как можно дольше. Помазание можно повторять так часто, как окажется необходимым, например, ежедневно. Я знаю случай, когда один человек вылечился от конечной стадии рака после длительного помазания этим освященным маслом. Я знаю и другой случай, когда у пожилой женщины после каждого помазания уменьшались боли. Вчера один человек сказал мне, что при бессонице он мажет себя маслом и неизменно быстро засыпает. Мы нередко слышим об исцелении людей после того, как они были помазаны этим маслом.

Это освященное масло иногда называют маслом Радости, чтобы отличить от того, которое применяется в таинстве елеосвящения. Члены групп исцеления и другие люди должны при необходимости ясно объяснить, что это помазание не является таинством елеосвящения

Нет необходимости говорить о том, что использование в молитвенном служении освященного масла подчиняется действию епархиальных или других постановлений, которые могут издаваться компетентными церковными служителями.

Поскольку лишь очень немногие священники располагают экземпляром полного издания "Обрядов Римско-Католической Церкви", будет полезно привести здесь текст этого древнего обряда освящения масла:

Освящение масла для пользования мирянами

Помощь наша в имени Господа, Все. Творца неба и земли.

(Экзорцизм)

Божие творение, масло,

Изгоняю из тебя демона Богом Отцом Всемогущим,

создавшим небо и землю, и море, и все, что они вмещают.

Вражеская сила, дьявольские легионы,

все сатанинские нападения и козни

да рассеются и изгонятся из этого масла.

Да исцелит оно тело и душу всех, кто применит его,

во имя Бога Отца Всемогущего

и нашего Господа Иисуса Христа, сына Божьего,

и Святого Духа, Заступника,

а также в любви Иисуса Христа, Господа нашего,

грядущего судить живых и мертвых и мир огнем.

Все. Аминь.

Господи, внемли молитве моей.

Все. И вопль мой да придет к тебе.

Господь да будет с тобою,

Все. Так и с тобою.

 

Помолимся.

Господи Боже Всемогущий,

перед кем сонмы ангелов благоговеют

и чьи дела божественные мы благословляем.

Благоволи посмотреть и благословить,

и освятить это масло,

которое силою Твоею отжато было из сока маслин.

Ты предопределил его для помазания больных,

чтобы, выздоровев, вознесли хвалу Тебе,

живому и истинному Богу.

Даруй по молитве нашей,

чтобы помазанные маслом этим,

которое мы освящаем во имя Твое,

освободились от всего страдания,

всей немощи и всех козней врага.

Через Христа, Господа нашего,

да будет оно орудием,

отваращающим любое несчастье от человека,

который сотворен был по образу Твоему

и искуплен драгоценной кровью

Сына Твоего, чтобы никогда больше не страдал Он

от жала древнего змея.

Все. Аминь.

(Масло освящается святой водой).

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|  

IV

ВСЕГДА ЛИ БОГ ХОЧЕТ ИСЦЕЛИТЬ?
ТЕ, КОТОРЫЕ НЕ ИСЦЕЛЯЮТСЯ

Как мы видели в первой главе, Иисус заповедал своим ученикам исцелять больных именем своим: "Созвав же Двенадцать, дал им силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней. И послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных... Они пошли, и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду" (Лк 9. 1, 2, 6). Иисус обещал также, что "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов;... возложат руки на больных, и они будут здоровы" (Мк 16. 17-18).

Означает ли это, что Иисус хочет исцелить все болезни в этой жизни? Некоторые христиане ответили бы на этот вопрос положительно. Они сказали бы: "Крестом Его вы спасены и ранами Его вы исцелились" (ср. Ис 53. 5; 1 Петр 2. 24). Мы знаем, что Бог хочет спасти каждого. Они сказали бы еще, что точно так же Бог хочет вылечить каждую болезнь в этой жизни. И то, и другое для них — плод Искупления. Следует сказать, что некоторые христиане, придерживающиеся такой точки зрения, весьма успешны в своем исцеляющем служении и что на их службах происходят удивительные чудеса. Они с великой верой и пылом проповедуют, что Иисус хочет исцелить все болезни, и происходит довольно много исцелений, включая и удивительные исцеления физических немощей. Преимущество этого подхода заключается в том, что он целенаправлен — исцелить всех от всех болезней.

Однако такой подход имеет и свои недостатки Что происходит с теми, кто не исцелился? Что чувствует больной, если ему говорят, что Иисус, несомненно, хочет исцелить его от смертельной раковой боезни или слепоты, а рак или слепота не излечиваются? Он либо будет чувствовать себя виноватым ("Иисус хочет исцелить меня. Я не исцеляюсь. Наверное, это из-за моего неверия или греховности"), либо начнет обвинять тех, кто молился об его исцелении ("они недостаточно молились, или их служение недостаточно сильно"), либо утратит веру в Иисуса ("Я больше не могу верить в Иисуса, который не исцелил меня"), а может быть просто отвернется от любых молитв об исцелении. Я помню, как один англиканский священник горько жаловался на то, что старательно лелеемая им вера одной умирающей прихожанки пошатнулась после прихода к ней нескольких христиан из "Харизматического Возрождения". Они молились о ее исцелении, создав впечатление, что Иисус хочет исцелить ее физически. Физически она не исцелилась, но пережила общий кризис веры.

Такие случаи помогают понять, почему некоторые христиане и, особенно, некоторые священники, отказались от любых молитв об исцелении. Вероятно, они были свидетелями того, как молитва об исцелении принесла больше вреда, чем пользы. Если утверждать, что Иисус хочет исцелить все болезни в этой жизни, то те, кто не был исцелен, возможно, уйдут со службы исцеления в смущении, унынии, с пошатнувшейся верой.

Сторонникам подхода "Иисус всегда хочет исцелить все болезни" следует также честно признать факт, что даже при самых сильных исцеляющих служениях огромное количество смертельно больных людей умирает, огромное количество слепых остаются слепыми, огромное количество больных шизофренией продолжает страдать от этой болезни. Исцеление немногих людей мы справедливо считаем чудом. А как же люди, которые не исцеляются? Если Иисус хочет исцелить все болезни, то самые сильные исцеляющие служения оборачиваются катастрофическими неудачами. На службах исцеления Кэтрин Кульман на каждого человека, вставшего со своего кресла и начавшего ходить, вероятно, приходилось сотни тех, которые не могли этого сделать. Подход "Иисус всегда хочет исцелить все болезни" не выдерживает проверки даже в самых ревностных христианских общинах. Это очевидно, если вспомнить о людях, от рождения имеющих серьезные умственные или физические недостатки, из которых очень немногие исцеляются.

С этим подходом связана еще одна проблема. Если сосредоточиться на молитве об исцелении человека, например, от смертельной раковой болезни, то, безусловно, трудно надлежащим образом духовно подготовить его к смерти. Конечно, подходит время, когда молиться следует за мирную и благословенную кончину, а не за чудесное исцеление от рака. Когда я имел дело с тяжело больными людьми, я часто начинал с молитвы о чуде физического исцеления, но позднее, если их здоровье ухудшалось, я менял общую направленность и молился о благословенной кончине. Но если Иисус всегда хочет исцелить болезни в этой жизни, то, по-видимому, надо до самого конца молиться о чуде физического исцеления, что может не принести пользы умирающему человеку. (Любой, конечно, согласится, что для человека в преклонном возрасте подходит время мирно отойти в жизнь вечную с Иисусом. Проблема, которую мы здесь рассматриваем, касается тех, кто еще не достиг этой стадии своей жизни).

Не существует другой возможности, где-то между указанным подходом "Иисус всегда хочет исцелять" и современной практикой большинства христианских конгрегаций, которые не молятся о физическом исцелении или молятся весьма равнодушно? Да, существует. Это подход, которого, как правило, придерживаются в "Католическом Харизматическом Возрождении" — и не только там. Этот подход был описан Френсисом Мак Наттом8.

При таком подходе христианам рекомендуется, согласно заветам Христа, усердно молиться об исцелении, включая, конечно, и физическое. Тем не менее, мы признаем, что Иисус не хочет исцелять все физические и душевные недуги. Промысел Иисуса может заключаться в искупительном старении, кратком или длительном, которое несет собой болезнь. В таких случаях болезнь не только не будет излечиваться в ответ на молитву, но человек, о котором молятся, должен быть готов принять как болезнь, так и страдания, которые она вызывает.

Иногда католики стоят перед дилеммой: болезнь или молитва об исцелении. Следует ли придерживаться той точки зрения, что Иисус всегда хочет исцелять, и что нужно только молиться с еще большей верой и настойчивостью? Или же следует смотреть на болезнь как на страдание, которое нужно принимать, тем самым принося жертву за спасение других и помнить слова Апостола Павла: "Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь" (Кол 1. 24)? Я думаю, что ответ на эти вопросы заключается в согласованном применении обоих подходов, т. к. ни один из них отдельно взятый не может быть использован во всех ситуациях. Обычно следует начинать с молитвы об исцелении духа, разума и тела. Иисус в большей степени желает нашего духовного исцеления, поэтому, молясь, мы знаем, что Он всегда стремится исцелить нас, по крайней мере, на духовном уровне. Однако я думаю, что Иисус часто хочет нашего исцеления также и на физическом уровне. Поэтому мы должны с верой и настойчивостью молиться как о душевном, так и о физическом исцелении, понимая, однако, что Иисус, может ответить на наши молитвы не так, как мы надеялись.

Я годами молился о физическом исцелении тысяч людей, которые так и не исцелились. Я молился о сотнях людей, которые ощущали некоторое улучшение физического состояния, часто — лишь незначительное. Я никогда не сожалел, что молился о физическом исцелении тех, кто его не получил. Я также всегда молился об их духовном и эмоционально-душевном исцелении Часто они ощущали огромное умиротворение, даже когда не было физического улучшения. Но если бы не мое постоянное желание молиться о физическом исцелении, то те люди, которые действительно ощутили некоторое улучшение здоровья, могли бы его не получить. Я никогда не раскаивался в том, что молился о физическом исцелении, а его не происходило. Я бы не хорошо чувствовал себя, если бы не пытался молиться, потому что тогда я думал бы, что если бы я молился, человек, возможно, получил бы какое-то физическое исцеление, какое-то избавление от боли.

Некоторые люди, занимающиеся служением исцеления успешнее, чем я, понимают волю Бога, и Бог чаще указывает им, хочет Он или нет физического исцеления того или иного человека. Поэтому их молитву о больных будут более непосредственно направлять "слова" свыше. Люди, отмеченные таким даром, должны пользоваться им и благодарить за него Бога. Однако никто не получает "слово" для каждого отдельного случая, и эти "слова", по крайней мере, нельзя считать непогрешимыми. Кроме того, нельзя с легкостью сказать человеку, просящему вас помолиться об исцелении от рака его ребенка: "Нет, я не буду молиться об исцелении от рака". Когда Бог дает нам некоторые указания они могут влиять на общую направленность и форму наших молитв.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.083 с.)