Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические аспекты налогообложения доходов населения

Поиск

Учитывая степень развитости налогообложения и характер влияния налогов на социально–экономические процессы в обществе, ученые выделяют пять этапов (периодов) в развитии налогов и налогообложения:

- античность и средневековье (до конца 17–го века);

- конец 17–го, 18–го веков;

- 19–й век –30–е годы 20–го века;

- 30–е годы 20–го века – конец 20–го века;

- конец 20–го века – по настоящее время.

Рассмотрим применительно к каждому этапу исторический опыт развития подоходного налогообложения физических лиц.

Первый этап характеризовался тем, что налоги уплачивались продовольствием, товарами, лишь частично деньгами. Граждане облагались налогами подоходно–поимущественного характера в соответствие с материальным и семейным положением. Согласно дошедшим письменным источникам принято считать, что российское налогообложение берёт своё начало со второй половины XIX века, когда появилась Киевская Русь. Характерной особенностью этот этапа является неразвитость налогов, которые носили чрезвычайный и преимущественно натуральный характер [34].

Второй период характеризуется формированием сложных налоговых систем, включая общегосударственные и местные, прямые и косвенные налоги. Начинает формироваться научная теория налогов в трудах представителей Западной Европы и России.

Особенностью третьего этапа является заложение в налоговых системах того времени конструктивных основ современных налоговых систем развитых стран, в которых ведущее место заняло прямое налогообложение, а в его составе подоходно–прогрессивное налогообложение.

На четвертом этапе налоги и налогообложение переходят в качественно новое состояние, налоги из простого фискального инструмента становятся основным регулятором рыночной экономики.

Пятый этап характеризуется изменением системы налогообложения; унифицируются системы налогов по перечню, объектам, размерам налоговых ставок и т.д. В России принят Налоговый кодекс, приближающий российское налогообложение к международным: стандартам.

Для понимания сущности и оценки налогообложения доходов граждан большое значение имеет исторический анализ этапов становлений подоходного налогообложения физических лиц.

Подоходный налог является результатом постепенного развития других видов прямого обложении, естественным дополнением податной системы в странах с развивающимся капиталистическим хозяйством, имеет целью переложение на более крепкие плечи возрастающего бремени косвенных налогов, особенно тяжелых для менее состоятельных плательщиков.

История развития подоходного налогообложения берет начало от налогообложения имущества, поскольку оно стало объектом обложения раньше других источников дохода. Однако прямое обложение дохода от имущества и использование его в качестве базы для исчисления налога возникло не сразу. Вначале применялись косвенные критерия (количество окон, дверей у объектов недвижимости, наличие прислуги мужского пола), свидетельствующие о высоком достатке их владельцев, а значит, и о доходе.

Однако, пока понятия «владение имуществом» и «доход от имущества» были едины в силу сложившихся общественных отношений, возникло немало проблем с расчетом реальной суммы дохода. Изменение общественных отношений, развитие промышленности и городов привело к появлению у физических лиц новых источников дохода (найм, промысел, ценные бумаги, аренда и т.п.) помимо доходов от недвижимого имущества. Эго положило начало выделению подоходного налогообложения из имущественного с постепенным контролем за всеми видами доходов, в том числе и от имущества, и превращению его в самостоятельную часть системы налогов с населения.

Подоходное налогообложение не только выросло из поимущественного, но и стало заменой прямого личного налогообложения: подданного налога – в России, классного – в Европе. Причем некоторое время подоходный налог существовал высоте с поимущественным, перенимая исторический опыт взимания платежей. Переход же от пропорционального к прогрессивному обложению доходов, учитывающему частично платёжеспособность гражданина, выдвинул подоходный налог на первое место среди налогов с населения.

Необходимо отметить, что первый опыт подоходного обложения был осуществлен в Англии. Оно было введено в 1798 г. в виде налога на роскошь. Конечно, налоги существовали в Соединенном Королевстве и до этого. Однако это были различного рода госпошлины и налоги на землю, недвижимость и торговые операции.

Идею взимания подоходного налога предложил министр финансов в истории Великобритании – Уильям Питт – младший, которому было тогда, в 1798 году, 23 года. Подоходный налог понадобился Уильяму Питту для финансирования войны Англии с наполеоновской Францией [7]. Данный налог был одобрен парламентом как временная мера. Выплата налога производилась шестью равными долями в течение года. Однако уже тогда правительство столкнулось с проблемой собираемости подоходного налога, вместо запланированных 10–ти миллионов фунтов удалось собрать лишь шесть. Со временем англичане привыкли к налогам и научились их платить.

Когда в 1802 году премьер–министром Англии стал Генри Эддингтон, он аннулировал подоходный налог. Но через год, когда воина с Наполеоном возобновилась, налог был введен снова. Закон о подоходном налоге 1803 года стал основой нынешнего налогового законодательства Великобритании.

В соответствии с вышеназванным законом доходы были разделены на 5 категорий, или шедул, и в каждой шедуле налог должен был взыскиваться по возможности с самого источника дохода, т.е. с того лица, которое уплачивает сумму, составляющую доход для получающей стороны.

Налог был отменен в 1816 г. в результате ожесточенной борьбы против него буржуазных слоев общества, заставивших сжечь все относившиеся к этому налогу документы. Дефициты государственного бюджета и неплатеже­способность неимущих классов заставили министерство финансов Англии ввести в 1842 г. подоходное обложение. Оно оказалось настолько жизненным, что заставило английские правящие классы признать себя «постоянным членом» английского бюджета. Вместо 6% общих бюджетных поступлений подоходный налог после реформы 1910 г. давал уже 25% [43].

Поначалу введение подоходного налога мало интересовало большую часть населения страны. Налогоплательщиков было менее 500 тысяч, так как налог платили лишь богатые люди. И только в начале 20–го века число налогоплательщиков достигло одного миллиона. В 1944 году правительство Черчилля ввело ежемесячный сбор налогов с зарплаты по месту работы.

В Пруссии же подоходный налог развивался из личного обложения. В 1806 –1807 гг. для сельских местностей был установлен личный налог на всех жителей старше 12 лет с единой ставкой в 0,5 талера. В 1820 г, был сделан новый шаг в направлении личного соложения. Вместо личного налога был введен классный налог. В 1821 г. плательщики налога были разделены по внешним суммарным признакам на 4 класса с тремя ставками налога в каждом. Законом от 1 мая 1851 г. был введен трёхклассный налог. Три главных класса налога подразделялись на 12 ступеней со ставками в: 0,5 талера. 1, 2, 3 талера – для первого класса; 4, 5, 6, 8 и 10 талеров – для второго класса; 12, 16, 20 и 24 талера – для третьего класса [7].

К первому классу относились все рабочие–ремесленники, прислуга и те земельные собственники и промышленники, которые доход от собственного хозяйства дополняли приработками в чужих хозяйствах. Второй класс составляли мелкие самостоятельные землепользователи и промышленники, земельные арендаторы, государственные чиновники, наемные служащие. Третий класс – лица более состоятельные, чем зачисленные во второй класс, но доход, которых не достигал 1200 талеров. Доходы свыше 1000 талеров облагались классифицированным налогом. Ставки налога за год составляли от 30 до 1200 талеров.

В 1873 г. классный налог был распространен на более крупные города. Серьезное реформирование подоходного налога было произведено в 1891 г., когда были обнаружены крупные суммы, укрытые от налогов, что окончилось судебным процессом над оценочными комиссиями. Это послужило поводом для окончательного введения налоговых деклараций. Подоходный налог в Пруссии занимал значительное место в ее бюджете, но он не играл той роли, которая принадлежала ему в Англии. Германия и в 20–е гг., сохранила личный характер подоходного обложения, что отличало его от английского, реальным характером взимания у источника. В то время как английская система облагала отдельные части дохода плательщика, прусская система стремилась обложить весь доход целиком.

Подоходный налог в США первоначально был введён в годы гражданской войны для финансирования военных нужд, а для собора налога была образована специальная Комиссия по доходам. Поначалу, с июля 1861 года, была введена скромная плоская шкала подоходного налога: три процента на любой доход свыше 600 долларов в год. Позже, в 1862 году, сенат ввел поправку, вводя прогрессию.

Этот налог, а также тарифы на чай, кофе и сахар и отношение к рабству раскололи Соединенные Штаты на индустриальный Север и сельско–хозяйственный Юг. Северяне склонялись в пользу акцизов, которые защищали их товары от конкуренции. Южане же, напротив предпочитали подоходные налоги, которых они платили меньше [11].

Первая мировая война сыграла свою роль в укреплении позиций подоходного налога как главного источника бюджетных поступлений, а в последующий период между войнами в общих чертах сформировался характер политической процедуры изменения фискальной системы. С победой республиканцев на выборах 1920 года президент У. Хардиш назначил председателем Федерального казначейства питсбургского промышленника Эндрю Меллона.

Законы, предложенные Меллоном и принятие в 1921, 1924, 1926 и 1928 годах, пошагово снизили максимальную ставку подоходного налога с 77 до 24 процентов. Следующий шаг был запланирован на 1929 год, но помешала Великая депрессия, превратившая профицит бюджета в планируемый дефицит. Ожидалось, что Франклин Рузвельт, получивший на выборах 1932 года солидное демократическое большинство в обеих палатах, будет проводить резко прогрессивистскую налоговую политику. Однако, вплоть до Второй мировой войны новый курс был оформлен в преимущественно технических документах с довольно консервативным духом и лишь некоторыми подвижками в сторону переноса тяжести налогообложения на богатых – прежде всего, не за счет увеличения прогрессивности подоходного налога, а путем введения других налогов.

С 1913 по 2003 гг. федеральный бюджет США вырос с 14 млрд. дол. до 2,1 трлн., дол, а поступления в государственную казну от подходного налога увеличились с 8,3 млрд. дол. до 1,03 трлн. дол. Если первоначально налог платили только наиболее обеспеченные граждане, то постепенно он стал «достоянием» широких масс. Предельная налоговая ставка, в 1913 г. составлявшая 7%, поднялась до 38,6%. Соответственно увеличению налоговых поступлений разрастался и аппарат Службы внутренних доходов. Налоговый кодекс, представлявший в 1913 г. весьма увесистый том в 400 страниц, за 90 лет вырос до 25 томов, насчитывающих, в общей сложности, 55000 страниц.

Особый интерес вызывает исторический опыт в России, и первые попытки установления личного подоходного налога возникают в самом начале XIX века. Первая мысль о нем возникает еще при Петре Великом как деление населения на податные и неподатные классы. Но так как это предложение не отвечало экономическим и общественным условиям того времени, то и не получило своего дальнейшего развития. Лишь в начале XIX века, когда, благодаря наполеоновским войнам, государственный долг России достиг небывалой до того цифры, и дефицит бюджета увеличивался ежегодно, пришлось обратиться к подоходному налогу с помещиков. Обложение началось с 500 рублей дохода и прогрессивно повышалась до 10% чистого дохода. Данный налог имел целью погашения государственного долга России. После окончания войны с Наполеоном, когда опасность миновала, и военный энтузиазм помещичьего класса остыл, поступления стали быстро сокращаться. Налог просуществовал всего лишь 7 лет, был отменен в 1820 году, так как совершенно не соответствовал сословному строю того времени, а также силам податной администрации.

В течение всего ХIХ века подоходное обложение отсутствовало. В конце столетия раздавались голоса в пользу его введения, и в Министерстве финансов составлялись соответствующие проекты, но сопротивление имущих классов было настолько сильно, что эти проекты не были проведены я жизнь. Взамен подоходного налога в 1893 г. введен был некоторый суррогат его в виде квар­тирного налога, в котором проявились такие черты чистого подоходного налога, как необлагаемый минимум дохода, прогрессивные ставки и льготы по семейному положению в целях обложения квартирным налогом.

Города России и некоторые поселения, согласно особой росписи, были разделены на 5 классов, классы – на разряды по цене квартир. После неудачи введения данного налога установили ряд частичных подоходных сборов:

- прогрессивный сбор с чистой прибыли акционерных предприятий;

- прогрессивное обложение содержания чиновников и служащих в отчетных предприятиям и др.

6 апреля 1916 года вышел закон о подоходном налоге. Согласно этому закону, государственным подоходным налогом облагались физические и юридические лица, притом доходы некоторых из них облагались налогом по совокупности дохода от всякого рода источников, других – по совокупности дохода от некоторых источников. Кроме того, налогообложению подлежало наследство – впредь до принятия его наследниками. Что касается налогооблагаемой базы, то доходом, подлежащим обложению государственным подоходным налогом, считалась совокупность полученных в форме денежных и натуральных получений от следующих источников: от денежных капиталов; от недвижимой собственности, аренды, найма; от всякого рода торговых, промышленных и иных предприятий; от вознаграждений за службу и труда по найму; от профессиональных, личных, промысловых и других приносящих прибыль занятий и т.д.

Общеподоходный налог был построен по прусскому образцу. Законом были установлены многочисленные вычеты из доходов: издержки получений дохода, взносы хозяев по страхованию рабочих, отчисления на амортизацию, убытки от порчи имущества (пожар и т.п.), проценты по долгам, пожертвования, страховые премии по страхованию жизни и на дожитие и т.д. Предоставлялись льготы по семенному положению при доходах до 4 тыс. р. и по болезни при доходах до 6 тыс. р. Промысловый налог на личные промысловые занятия и квартирный налог насчитывались при уплате подоходного, и могли быть случаи, когда эти налоги полностью покрывали подоходную ставку, которая тогда и не вносилась. Став­ки налога – прогрессивные (от 0,82% до 10 %) [33].

В годы Советской власти подоходный налог не имел значительного фискального значения, поскольку основная масса поступлений в бюджет всех уровней обеспечивалась за счет жестко регламентируемых сумм отчислений от доходов предприятий и организаций. Достаточно сказать, что в доходах государственного бюджета страны, включающего в себя бюджеты всех уровней власти, поступления подоходного налога составляли не более 5–6%. Единственным, возможно, предназначением подоходного налога в то время являлось перераспределение доходов лиц, не относящихся к категории рабочих и служащих.

Подобное обложение стало своего рода «национализацией» доходов имущих классов, хотя её следовало рассматривать лишь как временную меру, вызванную крайним истощением финансовых ресурсов государства [31].

Подоходный налог в СССР не представлял собой оконченного типа западноевропейского образца. В СССР система подоходного налога сочетала классный налог для упрощенных типов хозяйств и подоходный – для экономически более развитых хозяйств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.160 (0.008 с.)