Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции налога и принципы подоходного налогообложения физических лиц↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Налоги относятся к числу ключевых инструментов государственной политики, затрагивая важные стороны жизни общества и влияя на решение задач, стоящих перед государством. От современного состояния системы налогообложение во многом зависит характер экономических и социальных преобразований в стране. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Сущность налогов, как и любой другой экономической категории, проявляется я се функциях. Вопрос о функциональном предназначении налогов по сей день является дискуссионным. Налоги наделяются разнообразными функциями. Остановимся на некоторых из них. Сажина М.П. и Чибриков Г.Г. считают, что налоги выполняют две функции: фискальную (показывает обязанность налогоплательщиков перед государством) и экономическую (означает их использование для воздействия на экономику, прежде всего, через перераспределение национального дохода) функции [35]. Алиев Б.Х. выделяет регулирующую функцию налога, которая призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные задачи налоговой политики государства, а также предполагает влияние системы налогообложения на экономические процессы и тенденции, происходящие в обществе. И по нашему мнению, интересно выделение данным автором социальной функции, которая затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется; посредством использования прогрессивной шкалы налогообложения и применения налоговых скидок [6]. В отличие от других авторов Козырин А.Н. наделяет налоги многими функциями, в частности, фискальной, распределительной, регулирующей, контрольной и считает предназначением социальной функции налога – обеспечение и защиту конституционных прав граждан [21]. Горский И.В. исходит на того, что у налога только одна функция – фискальная, «в ней смысл, внутреннее предназначение, логический и исторический движитель налога» [14]. Таким образам, из приведенных функций налогов отмечаем, что в настоящее время нет единой, устоявшейся точки зрения на количество выполняемых налогами функций. При этом одни ученые выделяют две функции – фискальную и экономическую, по мнению других налоги, помимо фискальной, выполняют распределительную, регулирующую и контрольную функции. На наш взгляд, в налогообложении доходов граждан ярко выражены следующие функции. Фискальная функция является основной, которая состоит в обеспечении образования государственного денежного фонда путем изъятия части доводов для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций. Социальная функция проявляется через механизм налоговых льгот и налоговых ставок, что входит в механизм действия налога. Контрольная функция обусловлена обязательностью налоговых платежей и объективной возможностью использования государством налоговых механизмов в качестве инструмента проведения контроля за соблюдением налогового законодательства и за деятельностью налогоплательщика. В основу современной мировой налоговой системы положены принципы налогообложения, разработанные А. Смитом и дополненные А. Вагнером. Но мнению А. Смита, главным из принципов является принцип справедливости. Под справедливостью А. Смит понимал строгую равномерность распределения бремени налога между всеми его плательщицами. Его заслуга состоит в том, что он предложил считать справедливостью в налогообложении соразмерность взимаемого с каждого гражданина налога размеру его дохода.
Рис. 1.1. Принципы налогообложения, изложенные А. Смитом в работе «Исследование о природе и причине богатства народов» [37]
В отличие от А. Смита А. Вагнер исходил из теории коллективных потребностей, он сгруппировал и дополнил принципы налогообложения А. Смита, в основу которых положил интересы государства и отнес принцип справедливость к группе этических принципов. Развивая идею справедливости применительно к источникам налогообложения, А. Вагнер высказался за то, чтобы не только доход, но и капитал являлся источником обложения. В настоящее время идея «справедливости» продвинулась значительно дальше – к прогрессивности в налогообложении, при которой получатели наиболее высоких доходов должны платить относительно большую их долю в виде налогов. Однако, как отмечал Г.И. Болдырев в своем труде «Подоходной налог на Западе и в России», что «понятие о справедливости принадлежит к числу наименее установившихся понятий» [8]. По мнению многих современных ученых дискуссионность проблемы справедливости налогообложения обусловлена: во–первых, крайней субъективностью идеи справедливости вообще, во–вторых, различным пониманием ее различными слоями общества. И как отмечал М. Фридман: «…понятие о справедливости изменяется в зависимости от места и исторической эпохи», «справедливость есть понятие относительное, и зависит от места, времени и культуры народа». В статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации закрепляется требование учитывать фактическую способность налогоплательщика к уплате налога. Идея пропорциональности налогообложения восходит к А. Смиту, утверждавшему, что «…граждане должны платить налоги соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства» [37]. Рассматриваемая норма Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает учет фактической платежеспособности каждого конкретного физического липа, речь идет об обобщенной фигуре «среднестатистического» налогоплательщика. Итак, основная проблема, с которой сталкивается государство при применении налогообложения доходов граждан, заключается в необходимости выбора между достижением максимальной эффективности и достижением социальной справедливости. Известно, что чрезмерно высокий уровень налогов – это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, стремление предпринимателей и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности. Принцип справедливости проявляется в поддержании социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Социальная справедливость тесно связана с повышением «общественного благосостояния», в зависимости от выбора модели которого экономическая эффективность и социальная справедливость достигается при разном уровне прогрессии налогообложения доходов. С юридической точки зрения, принцип справедливости исходит из того, насколько законодатель обоснованно урегулировал порядок изъятия собственности у плательщика, а также в каком положении между собой находятся государство и налогоплательщики. Рассматривая случай правовой справедливости, необходимо отметить, что свое первое налоговое дело Конституционный суд России посвятил вопросу справедливости налогообложения. (В постановлении Конституционного суда от 4 апреля 1996 г. № 9–П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и г. Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы» было сказано, что справедливое налогообложение основано на Конституции России и не должно лишать граждан возможности реализовывать свои конституционные права...). Итак, налоги являются важнейшим инструментом, которым располагает общество для проведения в жизнь своей концепции справедливости. Однако большинство дебатов о справедливости системы налогообложения состоят из противоречивых заявлений относительно того, какой способ распределения налогового бремени между группами населения с различными категориями дохода является самым справедливым. И это очень недальновидный подход, поскольку не существует способа оценки справедливости любого распределения налогового бремени относительно дохода, если рассматривать это распределение отдельно от ценностей, которые общество почитает и стремится отстаивать и поощрять. Справедливость налогообложения заключается в целях осуществления правительством обшей экономической политики, включая налоговую политику. Идея налоговой справедливости в ряде стран получила законодательное, а зачастую и конституционное закрепление. Так, в Конституции Лихтенштейна предусмотрено, что государство предусматривает справедливое налого–обложение, освобождая от налогообложения минимум для существования и облагая более высокими ставками более крупные доходы и имущества. В некоторых случаях категория справедливости закреплялась непосредственно в названиях самих налоговых законов. Так, например, финансовые реформы Рональда Рейгана в 1982 году в США начинались именно с Закона о справедливом налогообложении и фискальной ответственности. На основании вышеизложенного можно сделать некоторые выводы о практическом значении принципа справедливого налогообложения. Если провозгласить идею справедливости в качестве базового постулата российской налоговой системы, то последствиями этого будет признание законодателем и неуклонное следование им нижеуказанным положениям Основной признак справедливости налоговой системы – наличие льгот. Льготы, представляющие собой определенные преимущества (освобождения, скидки, изъятия, отсрочки и т.д.) при исчислении и уплате налоговых платежей, являются необходимым элементом любой налоговой системы. Методологической основной принципа справедливости выступает прогрессивное и шедулярное налогообложение. Согласно классическому определению первой методики налоговая система является прогрессивной, если после выплаты налогов неравенство в положении плательщиков сокращается. Фактически это достигается посредством сложной прогрессии: размер ставки растет вместе с объектом налогообложения, но повышенная ставка применяется не ко всему объекту, а только к сумме, превышающей предельный уровень. Таким образом, при пропорциональном обложении более состоятельный плательщик платит в качестве налогов большую долю своих доходов, чем менее состоятельный плательщик. Кроме того, укреплением принципа справедливости будет выступать привлечение налогоплательщиков к финансовой ответственности в зависимости от степени их вины в совершении налогового право нарушении. В настоящее время лица, злостно уклоняющиеся от уплаты налогов и плательщики, нарушившие налоговое законодательство в результате ошибки или неосторожности, несправедливо несут одинаковую ответственность [5]. Таким образом, принцип справедливости в налогообложении, зависящий от исторического этапа развития общества, заключается в том, что тяжесть налогообложения должна зависеть от вида и величины дохода, механизм налогообложения должен быть известен, удобен, не обременителен для налогоплательщика, который достигается путем предоставления льгот определенным группам граждан с учетом их фактической платёжеспособности. Говоря о реализации принципов налогообложения, главным из которых, па наш взгляд, является принцип справедливости, необходимо определить критерии, имеющие место при налогообложении доходов граждан. Критерии налогообложения – эго направления поиска компромисс ив между противоположными интересами налогоплательщиков и государства. В современных российских условиях, где наблюдается повсеместное нежелание уплачивать налоги и большие размеры укрывательства своего дохода проблема обоснования оптимальных критериев налогообложения доходов физических лиц имеет особенно важное значение. Рассмотрим наиболее общие критерии, которые имеют место в современной практике подоходного налогообложения. Критерий юридического равенства налогоплательщиков не допускает установление различных условий налогообложения и зависимости от местонахождения физического лица, его статуса, общественной принадлежности, национальности, вероисповедания и иных оснований, имеющих дискриминационный характер. Основа этого критерия заложена в ст. 6 ч. 2, 19 и 57 Конституции Российской Федерации. Данный критерий устанавливает, что налоги не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных принадлежностей физического лица. Не допускается устанавливать дифференцированные станки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от гражданства физического лица, его общественной принадлежности и др. Что касается вопроса в соотношении правового положения государства и плательщика, то между ними должно быть состояние полного равенства, поскольку в ст. 8 и 19 Конституции РФ закреплено равенство в существовании и защите всех форм собственности, в том числе государственной и частной. Другим важным критерием, определяющим справедливость налогообложения физических лиц является разделение налогов на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются, например, непосредственно на доход, имущество. Для таких налогов возможности переложения на других крайне ограничена. Косвенные налоги устанавливаются на товары и услуги и оплачиваются косвенно, как правило, в цене товара. При оценке последствий налогообложения важное значение имеет анализ распределения налогового бремени между различными экономическими субъектами. В большинстве случаев налогоплательщики имеют возможность переложения налогов на плечи других. Перемещение налогового бремени возникает, если различаются формальные и реальные плательщики налогов. Критерий всеобщности налогообложения означает, что каждый член общества обязан участвовать в уплате налога наравне с другими. Не допускается предоставление индивидуальных и иных льгот и привилегий в уплате налога, не обоснованных с позиции конституционно значимых целей. Нарушений всеобщности налогообложения одна из характерных черт современного российского законодательства. Подобно тому, как неконституционна налоговая дискриминация в зависимости от рода труда и занятий, так же неконституционно и предоставление налоговых льгот в зависимости от профессии, должности и подобных критериев. Однако, в Российской Федерация от уплаты подоходного налога были освобождены, например, судьи. В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации, критерий равенства требует учета фактической способности к уплате налога, исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Критерии равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ст. 6 ч 2 и ст. 57 Конституции РФ) предполагают, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов. Равномерность обложения доходов граждан оценивается на основе сопоставления экономических возможностей различных налогоплательщиков и сравнения той доли свободных средств, которая изымается у них посредством налогов, т. е. речь идет о сравнении налогового бремени, которые несут различные плательщики. Поэтому критерий равенства называют также критерием равного налогового бремени. Кроме того, одним из определяющих критериев справедливого налогообложения граждан является различное применение прогрессивных, регрессивных и пропорциональных ставок. Определенный уровень прогрессивности налогообложения предпочтителен по двум основным причинам: социальной справедливости и фискальных возможностей. Основанием применения повышенных налоговые платежей для более богатых налогоплательщиков служит разная предельная полезность одной и той же суммы денег в семьях с разными доходами. Тогда рост прогрессивности налогообложения обоснован до тех пор, пока не выравниваются предельные полезности одних и тех же денежных сумм для разных налогоплательщиков. Однако излишний рост прогрессивности приводит к прямо противоположным результатам. Он становится неоправданным по соображениям справедливости, поскольку слишком значительный рост налоговой ставки может привести к более высокой предельной полезности денежных сумм уже для богатых. Одновременно подрываются возможности пополнения бюджета за счет налоговых поступлений. Указанная взаимосвязь фискальных возможностей и прогрессивности налогообложения была проанализирована А. Лэффером [34]. Справедливая система налогообложения – идеальная мечта любого государства и общества, которую пока не достигла ни одна страна мира. К этой цели человеческая цивилизация идет уже столетия, и впереди у нее еще очень долгий путь. Несовершенство системы налогообложения неизбежно вызывает, и будет вызывать критику любых фискальных институтов общества. Однако независимо от этого поиски путей рационального, эффективного и справедливого налогообложения должны продолжаться. Поэтому закрепление в налоговом законодательстве принципа справедливого налогообложения в конечном итоге не только позволит сделать отечественную налоговую систему более эффективной, но и будет способствовать установлению налоговой дисциплины и воспитанию цивилизованного налогоплательщика.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.148.180 (0.012 с.) |