Органы принудительного исполнения. Роль суда в исполнительном производстве. Стороны в исполнительном производстве, их права и обязанности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы принудительного исполнения. Роль суда в исполнительном производстве. Стороны в исполнительном производстве, их права и обязанности.



Исполнение судебных актов, а также актов других юрисдикционных органов, подлежащих принудительному исполнению, возлагается на службу судебных приставов и службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации.

Порядок организации и деятельности службы судебных приставов определяется Федеральным законом «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г.

Служба судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации. Службу судебных приставов возглавляет главный судебный пристав Российской Федерации. В службу судебных приставов входят:

• департамент судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, возглавляемый заместителем главного судебного пристава Российской Федерации;

• служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции Российской Федерации, возглавляемая заместителем начальника Управления военных судов — главным военным судебным приставом;

• службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов Российской Федерации — главными судебными приставами субъектов Российской Федерации;

• районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами (ст. 5 ФЗ «О судебных приставах»).

Федеральный закон «О судебных приставах» (ст. 3) предъявляет определенные требования к лицу, назначаемому на должность судебного пристава. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший 20-летнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава — высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

Главный судебный пристав Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра юстиции Российской Федерации. Заместитель главного судебного пристава Российской Федерации и главный военный судебный пристав назначаются на должность и освобождаются от должности министром юстиции Российской Федерации. Главные судебные приставы субъектов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Главным судебным приставом Российской Федерации по представлению министра юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации или начальника соответствующего органа юстиции. Старшие судебные приставы и судебные приставы назначаются на должность и освобождаются от должности главными судебными приставами субъектов Российской Федерации.

Судебный пристав — должностное лицо, состоящее на государственной службе (ч. 2 ст. 3 ФЗ «О судебных приставах»).

В зависимости от выполняемых функций судебные приставы делятся на две категории. В первую категорию входят судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов.

Непосредственное же осуществление функций по исполнению судебных актов и актов иных органов возлагается на другую категорию судебных приставов — судебных приставов-исполнителей, объединенных в районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов, возглавляемых старшими судебными приставами.

Для обеспечения принудительного исполнения юрисдикционных актов закон наделяет судебного пристава-исполнителя значительными властными полномочиями. Так, в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов судебный пристав-исполнитель имеет право: получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им; арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника — помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника; в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения; объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка; вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; совершать иные действия, предусмотренные законом (ч. 2 ст. 12 ФЗ «О судебных приставах»).

Поскольку судебный пристав-исполнитель при выполнении своих функций выступает как представитель власти, требования судебного пристава-исполнителя, заявленные в пределах его полномочий, обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами-исполнителями своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок.

За невыполнение гражданами и должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновные граждане и должностные лица подвергаются судебным приставом-исполнителем штрафу в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда, а за уклонение без уважительных причин от явки по вызову судебного пристава-исполнителя или к месту совершения исполнительных действий — приводу, о чем выносится соответствующее постановление (ст. 87 ФЗ «Об исполнительном производстве»). При наличии в действиях гражданина или должностного лица, умышленно не выполняющих законные требования судебного пристава-исполнителя или препятствующих их выполнению либо иным образом нарушающих законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве, признаков состава преступления, судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.

В некоторых случаях требования юрисдикционных актов могут исполняться без участия судебных приставов-исполнителей. Так, в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями. Например, исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств. Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя либо исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств, либо делают отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя (ст. 6 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов и актов других органов могут исполняться и другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами. Вместе с тем необходимо отметить, что налоговые органы, банки и иные кредитные организации, а также другие органы, организации и лица, участвующие в исполнении юрисдикционных актов, в случаях, предусмотренных федеральным законом, не являются органами принудительного исполнения.

Следует учитывать, что судебные приставы подразделяются:

1. на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов;

2. судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

Именно последние выступают субъектами исполнительного производства.

Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ

Статья 48. Лица, участвующие в исполнительном производстве

Лицами, участвующими в исполнительном производстве, являются:

1) взыскатель и должник (далее также - стороны исполнительного производства);

2) лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе;

3) иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и другие).

 

Статья 49. Стороны исполнительного производства

1. Взыскателем и должником могут быть гражданин или организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом. К указанному объединению применяются нормы настоящего Федерального закона, определяющие участие организаций в исполнительном производстве, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, взыскателем и должником могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

3. Взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ.

4. Должником является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий.

5. В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников (соучастников). Каждый из них участвует в исполнительном производстве самостоятельно. Соучастник может поручить представлять свои интересы в исполнительном производстве другому соучастнику с его согласия.

 

Статья 50. Права и обязанности сторон исполнительного производства

1. Стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке.

2. Стороны исполнительного производства несут обязанности, установленные настоящим

Билет №40

1. Исчисление процессуальных сроков. Правила определения разумных сроков разбирательства дела. Заявление об ускорении рассмотрения дела.

1. Процессуальные сроки регламентируются ГПК РФ. Установление процессуальных сроков способствует оперативному и своевременному рассмотрению гражданских дел в суде. Процессуальные сроки подразделяются на:

• сроки, установленные законом;

• сроки, устанавливаемые судом.

Первые - обязательны и для суда, и для лиц, участвующих в деле, и не могут быть изменены; вторые - устанавливаются судом только для лиц, участвующих в процессе, и в случае необходимости могут быть изменены самим судом.

2. Сроки для суда могут быть установлены только законом.

Сроки рассмотрения дел в суде первой инстанции подразделяются на общие и сокращенные.

Общий срок - до истечения двух месяцев со дня поступления заявлений в суд, а мировым судьей - до истечения месяца со дня принятия заявления к производству. Для некоторых категорий дел установлен сокращенный срок их рассмотрения:

• дела по жалобам (заявлениям) на неправильности в списках избирателей (участников референдума) - 3 дня со дня подачи жалобы, но не позднее дня голосования, а в день голосования – немедленно;

• дела о взыскании алиментов, дела по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, - до истечения месяца со дня поступления заявления в суд;

• дела по жалобам на неправомерные действия органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющие права граждан, - 10 дней;

• дела о признании недействующими нормативных актов - в течение месяца со дня подачи заявления об оспаривании и др.

При соединении в одном производстве дел с разными сроками рассмотрений действует общий срок рассмотрения - один месяц со дня окончания подготовки к судебному разбирательству. Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало. Днем окончания срока рассмотрения дела считается день вынесения судом решения по существу спора или определения о прекращении его производством, или определения об оставлении заявления без рассмотрения. Время, на которое откладывается дело, не исключается из общего срока рассмотрения.

Нарушение судом процессуальных сроков не влияет на ход процесса, но влечет за собой дисциплинарные санкции для судьи.

3. Сроки для участников процесса, установленные законом:

• на подачу заявлений о сложении или уменьшении штрафа, наложенного судом или судьей, - 10 дней;

• о вынесении дополнительного решения - до вступления решения суда в законную силу;

• для подачи замечаний на протокол судебного заседания - 5 дней;

• на подачу заявлений (жалобы) в суд в связи с нарушением избирательного законодательства, законодательства о референдуме или избирательных прав и права на участие в референдуме заявителя - 3 месяца со дня, когда заявителю стало известно о таких нарушениях;

• на подачу апелляционных и кассационных жалоб и принесение протестов на решение суда - 10 дней;

• на подачу заявления о пересмотре дела по, вновь открывшимся обстоятельствам - 3 месяца и др.

Сроки для участников процесса, устанавливаемые судом (при отсутствии указаний на эти сроки в законе).

Так суд вправе:

• отсрочить или рассрочить уплату сторонами судебных расходов;

• назначить определенный срок для исполнения решений;

• назначить срок отложения разбирательства, дела;

• отсрочить или рассрочить исполнение решения и др.

4. Сроки для лиц, не являющихся участниками процесса, но обязанных выполнять предписания суда или судьи, могут быть как предусмотрены законом, так и устанавливаться судом, если закон их не регламентирует.

Например, для граждан, оштрафованных судом в судебном заседании, срок для подачи заявления о сложении или уменьшении штрафа установлен законом - 10 дней. А для лиц, у которых находится требуемое по делу вещественное доказательство, срок для его представления в судебное заседание или для извещения о невозможности это сделать устанавливает суд.

5. Истечение срока, установленного законом или судом (судьей), означает утрату права на совершение соответствующего процессуального действия.

Жалобы и документы, поданные по истечении срока, остаются без рассмотрения. Однако с лица, пропустившего срок выполнения действий, которые оно должно было совершить, не снимается обязанность их совершения. Пропуск срока в данном случае служит основанием для применения к этому лицу, как правило, таких процессуальных санкций, как штраф и принудительный привод.

***

Статья 6.1. Разумный срок судопроизводства и разумный срок исполнения судебного постановления

1. Судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.

2. Разбирательство дел в судах осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом. Продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, но судопроизводство должно осуществляться в разумный срок.

3. При определении разумного срока судебного разбирательства, который включает в себя период со дня поступления искового заявления или заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного постановления по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников гражданского процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, и общая продолжительность судопроизводства по делу.

4. Обстоятельства, связанные с организацией работы суда, в том числе с заменой судьи, а также рассмотрение дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумного срока судопроизводства по делу.

5. Правила определения разумного срока судопроизводства по делу, предусмотренные частями третьей и четвертой настоящей статьи, применяются также при определении разумного срока исполнения судебных актов.

6. В случае если после принятия искового заявления или заявления к производству дело длительное время не рассматривалось и судебный процесс затягивался, заинтересованные лица вправе обратиться к председателю суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела.

7. Заявление об ускорении рассмотрения дела рассматривается председателем суда в пятидневный срок со дня поступления заявления в суд. По результатам рассмотрения заявления председатель суда выносит мотивированное определение, в котором может быть установлен срок проведения судебного заседания по делу и (или) могут быть указаны действия, которые следует осуществить для ускорения судебного

 

Статья 154. Сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел

1. Гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения дел не установлены настоящим Кодексом, а мировым судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.

2. Дела о восстановлении на работе, о взыскании алиментов рассматриваются и разрешаются до истечения месяца.

3. Федеральными законами могут устанавливаться сокращенные сроки рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел.

Статья 244.8 ГПК РФ. Особенности рассмотрения заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок

1. Суд рассматривает заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок единолично в судебном заседании по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными настоящей главой, и в соответствии с Федеральным законом "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок". Заявитель, орган, организация или должностное лицо, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, и другие заинтересованные лица извещаются о месте и времени судебного заседания.

2. При рассмотрении заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного постановления в разумный срок суд устанавливает факт нарушения права заявителя на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок исходя из доводов, изложенных в заявлении, содержания принятых по делу судебных постановлений, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств:

1) правовая и фактическая сложность дела;

2) поведение заявителя и других участников гражданского процесса;

3) достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела;

4) достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного постановления действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложены обязанности по исполнению судебного постановления;

5) общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного постановления.

3. При рассмотрении заявления о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок суд устанавливает факт нарушения права заявителя на уголовное судопроизводство в разумный срок исходя из доводов, изложенных в заявлении, содержания принятых по уголовному делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств:

1) правовая и фактическая сложность дела;

2) поведение заявителя и других участников уголовного процесса;

3) достаточность и эффективность действий суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования или рассмотрения уголовного дела;

4) общая продолжительность уголовного судопроизводства.

4. При подготовке дела к судебному разбирательству судья определяет круг заинтересованных лиц, в том числе орган, организацию или должностное лицо, на которые возложены обязанности по исполнению судебного постановления, и устанавливает срок для представления такими лицами объяснений, возражений и (или) доводов относительно заявления о присуждении компенсации. Лица, привлеченные к участию в деле, обязаны представить объяснения, возражения и (или) доводы относительно заявления в срок, установленный судом. Непредставление или несвоевременное представление объяснений, возражений и (или) доводов является основанием для наложения судебного штрафа в порядке и в размере, которые установлены главой 8 настоящего Кодекса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.063 с.)