Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гистологическое строение, химический сосите и функции твердых тканей зубаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Зуб состоит из эмали, дентина и цемента. Эмаль (enamelum) – ткань, покрывающая коронку зуба, она является самой твердой в организме (250-800 ед. Виккерса). На жевательной поверхности ее толщина 1,5-1,7 мм, на боковых поверхностях она значительно тоньше и сходит на нет к шейке, к месту соединения с цементом. Основным структурным образованием эмали являются эмалевые призмы диаметром 4-6 мкм. Длина призмы соответствует толщине слоя эмали и даже превышает ее, так как она имеет извилистое направление. Эмалевые призмы, концентрируясь в пучки, образуют S-образные изгибы. Вследствие этого на шлифах эмали выявляется оптическая неоднородность (темные или светлые полосы): на одном участке призмы срезаны в продольном направлении, в другом – в поперечном (полосы Гунтера – Шрегера). Кроме того, на шлифах эмали, особенно после обработки кислотой. видны линии, идущие в косом направлении и достигающие поверхности эмали, так называемые линии Ретцпуса. Их образование связывают с цикличностью минерализации эмали в процессе ее развития. В эмали зуба, кроме указанных образовании, встречаются ламеллы, пучки и веретена. Ламеллы (пластинки) проникают в эмаль на значительную глубину, эмалевые пучки – на меньшую. Эмалевые веретена – отростки одонтобластов, проникающие в эмаль через дентиноэмалевое соединение. Эмаль имеет следующий состав: неорганические вещества – 95 %, органические – 1,2 %, вода – 3,8 %. В составе химических неорганических соединений кальций составляет 37 %, а фосфор – 17 %. В состоянии эмали зуба важная роль принадлежит соотношению Са/Р, как элементов, составляющих основу эмали зуба. Это соотношение непостоянно и может изменяться под воздействием ряда факторов. Здоровая эмаль молодых людей имеет более низкий коэффициент Са/Р, чем эмаль зубов взрослых; этот показатель уменьшается при деминерализации эмали. Органическое вещество эмали представлено белками, липидами и углеводами. Дентин (dentimtm). В основном веществе дентина имеются различно расположенные коллагеновые волокна. Часть их ориентирована радиально (волокна Корфа), а другие – тангенциально (волокна Эбнера). В средней зоне радиальные волокна собираются в пучки, а основная масса волокон расположена тангенциально. Эти две зоны называют плащевым дентином. Третья, наиболее широкая, прилегающая к полости зуба зона называется околопульпарным дентином п представлена в основном тангенциальными волокнами. Между коллагеновымп волокнами расположено склеивающее обызвествленное вещество. Степень минерализация дентина неодинакова. Малообызвествленным остается слой дентина, прилегающий к полости зуба, а также зона интерглобулярного дентина. Эта зона расположена ближе к эмалево-дентинному соединительному (между плащевым и околопульпарным дентином) и характеризуются тем, что обызвествленные участки располагаются в виде шаровидных глыбок. В области корня эти глыбки меньшего размера, а зона носит название зернистого слоя (Томаса). На поперечных шлифах зуба видны контурные линии (Оуэна), соответствующие темным линиям (Ретцпуса) в эмали. Линии Оуэна возникают также в результате неравномерной минерализации дентина. Все основное вещество дентина пронизано дентинными трубочками (канальцами), диаметр которых колеблется от 1 до 5 мкм. Субмикроскопическая структура дентина представлена кристаллами гидро-ксиапатита, которые расположены между коллагеновыми волокнами. В зависимости от сроков образования дентина, а иногда патологических процессов, вызывающих его повышенное отложение, дентин делят на первичный, вторичный (заместительный) и третичный (иррегулярный). Первичным называют дентин, образовавшийся в процессе развития зуба, вторичным – дентин, который откладывается на всем протяжении жизни человека как следствие физиологической деятельности пульпы. По своему строению вторичный дентин не отличается от первичного и лишь под микроскопом можно видеть границы между ними в виде пренатальной линии. У пожилых людей отложения вторичного дентина вызывают уменьшение размеров полости зуба, а иногда полную ее облитерацию. Третичный дентин, который также называют заместительным или иррегулярным, образуется в более короткие сроки как результат защитной деятельности пульпы при патологических процессах в твердых тканях зуба, а иногда и при общих заболеваниях. В третичном дентине возможно неправильное расположение коллагеновых волокон, а в некоторых случаях – и дентина трубочек или полное их отсутствие. Цемент (cementum). По строению приближается к грубоволокннстой соединительной ткани. В цементе, как и в дентине, имеются коллагеновые волокна и минерализованное склеивающее вещество. Часть коллагеновых волокон расположена в продольном направлении, другие – в радиальном. Эта волокна, с одной стороны, переходят в радиальные (корфовские) волокна дентина, с другой – в волокна периодонта (шарпеевские). Цементом покрыта вся поверхность корней. Непосредственно к дентину прилегает так называемый бесклеточный, или первичный, цемент, в котором отсутствуют клетки. У верхушек корней и на межкорневых поверхностях многокорневых зубов этот цемент покрыт слоем клеточного, или вторичного, цемента, который содержит много цементных клеток-цементоцитов, имеющих большое количество отростков. В отличие от первичного цемента во вторичном выражено радиальное направление коллагеновых волокон. Контрольные вопросы 1. Элементы, составляющие зуб. 2. Поверхности различных групп зубов. 3. Признак стороны зуба. 4. Признак корня. 5. Признак кривизны коронки. 6. В каких зубах эти признаки выражены хорошо, в каких – плохо? 7. Функции различных групп зубов. 8. Анатомия резцов нижней и верхней челюстей. 9. Анатомия клыков нижней и верхней челюстей. 10. Анатомия премоляров нижней и верхней челюстей. 11. Анатомия моляров нижней и верхней челюстей. 12. Строение полости зуба различных групп зубов. 13. Ткани зуба. 14. Гистологическое строение эмали зуба. 15. Полосы Шрегера. 16. Полосы Ретцтгуса. 17. Строение дентина. 18. Виды дентина. 19. Формулы зубов.
Тестовые задания 1. Число зубов вмолочном прикусе: а) 20; б) 32; в) 28; г) 22. 2. Твердые ткани зуба: а) пульпа; б) цемент; в) периодонт; г) эмаль; д) дентин. 3. Третичный дентин образуется: а) в процессе формирования зуба; б) в процессе жизни; в) в ответ на патологические состояния в зубе. 4. Вторичный дентин образуется: а) в процессе формирования зуба; б) в процессе жизни; в) в ответ на патологические состояния в зубе. 5. Число корней у премоляров нижней челюсти: а) 1; б) 2; в) 3; г) 4. 6. Число корней у первого премоляра верхней челюсти: а) 1; б) 2; в) 3. 7. Различают дентин: а) первичный; б) заместительный; в) бесклеточный; г) вторичный; д) клеточный. Клиническая формула постоянных зубов: а) 2.1.2.3; б) 2.1.2; в) 2.1.2.0. 9. Фронтальная группа зубов имеет поверхности: а) губную; б) жевательную; в) язычную; г) медиальную; д) латеральную; е) дистальную; ж)небную; з) режущий край. 10. Жевательная группа зубов имеет поверхности: а) язычную; б) небную; в) губную; г) щечную. Ситуационные задачи Задача 1. Эмаль зуба состоит из эмалевых призм, которые, связываясь в пучки (3-5 штук), идут от эмалево-дентинного соединения S-образно до поверхности эмали, правильно ли это? Задачи 2. Форма коронки приближается к прямоугольной. На жевательной поверхности два бугра – щечный и язычный. Поперек ее проходит глубокая бороздка, разделяющая их. Хорошо выражены признаки корня и угла, обратный признак кривизны коронки. Корни сдавлены в передне-заднем направлении, зуб имеет 2 корня – щечный и язычный. Определите анатомическую принадлежность зуба. Задача 3. Различают три слоя – периферический, или одонтобластический, промежуточный, или субодонтобластический, и центральный. Где? Кратко опишите каждый слой. Задача 4, Коронка округлой формы, имеет два бугра, из которых щечный больше язычного. Бороздка, разделяющая бугры, расположена ближе к язычному бугру. Корень овальный, на передней и задней поверхностях имеются бороздки. Часто коронка и корень расположены по отношению друг к другу под тупым углом. Определите анатомическую формулу зуба. Задача 5. На жевательной поверхности два бугра, одинаково хорошо развитые. Между буграми – глубокая бороздка, часто от нее отходит дополнительная бороздка, которая делит язычный бугор на два, превращая зуб в трехбугорковый. Корень конусовидный, один канал, иногда в верхушечной трети происходит разветвление канала. Определите анатомическую принадлежность зуба. Задача 6. На жевательной поверхности два бугра одинаковой величины. Корень один, имеет конусовидную, слегка уплощенную форму, и лишь в редких случаях расщепляется на два. Канал один с устьем воронкообразной формы, нередко бывает два канала. Определите анатомическую принадлежность зуба. Тема 4. Кариес зубов Определение. Классификация кариозных полостей по Блэку. Препарирование полостей: принципы и этапы. Обезболивание при препарировании твердых тканей зуба
Цель занятия 1. Изучить классификацию кариозных полостей по Блэку. 2. Освоить этапы препарирования кариозных полостей I-IV классов. 3. Овладеть методикой препарирования кариозных полостей по Блэку. 4. Ознакомиться с методами обезболивания при препарировании твердых тканей зубов. Краткое содержание темы
Кариес зубов (caries dentis) – патологический процесс, проявляющийся после прорезывания, сопровождающийся деминерализацией твердых тканей зуба. Препарирование полостей является важным этапом лечения кариеса зубов, т.к. только правильное его проведение исключает дополнительное разрушение твердых тканей зуба и обеспечивает надежную фиксацию пломбы. При препарировании обычно пользуются классификацией Блэка, по которой кариозные полости делятся на 5 классов (рис. 14). Классификация кариозных полостей по Блэку: Класс 1: полости в области фиссур и естественных углублений всех групп зубов и жевательной поверхности моляров и премоляров; Класс 2: полости, расположенные на контактных поверхностях моляров и премоляров; Класс 3: полости, расположенные на контактных поверхностях резцов и клыков при сохранении угла и режущего края. Кчасс 4: полости, расположенные на контактных поверхностях резцов и клыков с поражением угла и режущего края. Класс 5: полости в области шеек всех групп зубов. Класс 6: полости на режущем крае передних и буграх боковых зубов (этот класс выделяют американские авторы).
При наличии дефекта твердых тканей зуба лечение заключается в оперативном удалении декальцинированных тканей и создании полости. Основной принцип препарирования кариозной полости -полное удаление патологически измененных твердых тканей зуба и щадящее отношение к непораженным кариесом эмали и дентину. Основные правила препарирования кариозных полостей: 1. Безболезненность. 2. Кариозная полость должна быть хорошо видна и доступна. 3. Работа острыми борами в прерывистом ритме с охлаждением. Этапы препарирования кариозной полости 1. "Раскрытие" – удаление нависающих краев эмали, не имеющих под собой дентина. Производится фиссурным бором. 2. Расширение полости – удаление размягченного и пигментированного дентина. Производится шаровидным бором. 3. Формирование полости – создание оптимальных условий для фиксации пломбы, стенки полостей – фиссурным бором, дно – обратным конусом. 4. Формирование – сглаживание эмалевых краев полости для более плотного краевого прилегания пломбы. Производится финирами. Правильно сформированная полость должна отвечать следующим требованиям: 1. Переход дна полости в стенку образует прямой угол; дно плоское, гладкое. 2. Переход одной стенки в другую должен быть под прямым утлом, за исключением полостей 5 класса. 3. Края эмали должны быть ровными и гладкими. Сформированная кариозная полость (рис. 15) имеет следующие элементы: – дно – обращено к пульпе; – стенки – расположены под утлом к дну; – основная полость на месте кариозного дефекта; – дополнительная полость или площадка – формируется в пределах здоровых тканей для лучшей фиксации пломбы.
В полостях П, Ш, IV класса создается дополнительная площадка или полость. Дополнительная площадка создается при кариозной полости, расположенной на уровне экватора или ниже. Ширина этой площади! равна ширине основной полости или несколько уже. Длина дополнительной площадки зависит от протяженности кариозного очага, но должна быть не менее чем в 2 раза больше длины основной полости. По глубине дополнительная площадка располагается на 1мм глубже эмалево-дентинного соединения. Если она меньше 1 мм, то полость оказывается слишком мелкой, пломба в ней получается тонкой, непрочной. Угол между основной и дополнительной полостью должен быть прямой. При остром – может произойти отлом пломбы на вершине. Современные технологии позволяют исключить создание дополнительных полостей. Особенности препарирования твердых тканей зуба при пломбировании композитными материалами Препарирование тканей зуба при пломбировании композитными материалами отличается от традиционного по Блэку. Это связано с тем, что композиты обладают способностью образовывать химическую связь с тканями зуба и прочную механическую связь с эмалью, поэтому нет необходимости в создании дополнительной площадки, перехода стенок под утлом и т.д. С целью увеличения адгезии и маскировки линии перехода эмаль – пломба, необходимо создать скос эмали по всему краю полости под углом <450. Особенности препарирования кариозных полостей по классам Этап формирования полости является наиболее трудоемким и имеет свои особенности в каждом из 5-ти классов. В I классе встречаются следующие 4 варианта (рис. 16). 1. Кариозным процессом поражена одна поверхность коронки зуба. В этом случае формируется основная полость в зависимости от конфигурации кариозного очага. 2. Кариозным процессом поражены одновременно две поверхности, например, жевательная и щечная. Обе полости объединяют в одну, причем на жевательной поверхности и в виде дополнительной площадки сретенционными пунктами. Этим обеспечиваются хорошие условия для фиксации пломбы. Кариозные полости формируют раздельно, затем соединяют осторожными движениями фиссурного бора в пределах эмали и поверхностного слоя дентина. Угол между полостями должен быть 90°. Полость на щечной поверхности может быть цилиндрической формы или усеченного конуса с основанием в сторону шейки зуба. 3. Кариозным процессом одновременно поражены жевательная, щечная и оральная поверхности выше экватора. Все три полости объединяются в одну, аналогичную 2-му случаю с той лишь разницей, что добавляется еще одна полость. Сформированная полость имеет вид скобы. 4. Полость расположена на язычной поверхности резца, клыка.
Рис. 16. Виды полостей I класса: а – на жевательной поверхности большого коренного зуба; б – на язычной поверхности резца; в – на щечной поверхности коренного зуба; г – на жевательной и щечной поверхностях большого коренного зуба при сочетанием поражении
При II классе могут встретиться 4 варианта (рис. 17). 1. Небольшая кариозная полость (поверхностный пли средний кариес) на контактной поверхности. Формируется основная полость без дополнительной площадки. При этом полость из-за трудности доступа выводится на жевательную поверхность. 2. Обширная кариозная полость на контактной поверхности без разрушения эмалевого покрова на жевательной поверхности, но на противоположном полюсе прилегает к десне. Препарирование кариозной полости начинают с трепанации эмали прерывистыми движениями колесовидного, конического, цилиндрического бора (твердосплавные, алмазные). Размер бора должен быть небольшой (№ 1-3). Затем шаровидным бором скользящими движениями кнаружи удаляют размягченный дентин. Цилиндрическими борами придают полости трапециевидную форму. Особо обращают внимание на формирование придесневой стенки, т.к. она воспринимает вертикальное давление. Поэтому ей придают горизонтальное положение обратноконусовидным бором. Затем формируется дополнительная полость на жевательной поверхности для лучшей фиксации пломбы. Недопустим тупой угол между придесневой стенкой и дном полости, т.к. пломба под воздействием жевательной нагрузки сползает на десневой сосочек и выпадает. 3. Сочетание поражения жевательной и контактной поверхности ей. Кариозные полости формируются раздельно в соответствии с вышеизложенными принципами. Затем соединяются с обязательным ступенькообразным выступом (дополнительной площадкой). Принцип прямого утла обязателен. Могут создаваться острые углы, углубления на стенках с целью улучшения фиксации пломбы. 4. Средним или глубоким кариесом поражена жевательная и обе контактные поверхности. Формируется двусторонняя полость – вначале на контактных поверхностях, а затем на жевательной. Соблюдение принципа прямого угла обязательно. При формировании полостей обращается внимание на необходимость бережного отношения к неповрежденным кариесом тканям зуба (например, скаты бугров), т.к. при ослаблении одной из стенок, она может отколоться. Рис. 17. Препарирование полости II класса: а – локализация кариозного очага; б – этап препарирования; в – форма сформированной полости
При Ш классе кариозных полостей могут встречаться различные варианты (рис. 18). 1. На медиальной или латеральной поверхностях резцов, клыков при большом промежутке между зубами. Форма полости овальная или треугольная без дополнительной площадки. 2. То же, но при плотном контакте зубов. При этом препарирование начинают с создания доступа к кариозной полости путем раскрытия и выведения ее на. оральную поверхность. Затем начинают формировать основную полость и лишь после этого дополнительную площадку в пределах поверхностного слоя дентина. Для лучшей фиксации пломбы дополнительную площадку создают в виде ласточкина хвоста, применяя конусовидный бор. 3. То же при глубоком кариесе. При этом угол между основной полостью и дополнительной площадкой чаще прямой. Стенки как основной полости, так и дополнительной площадки, особенно придесневой, должны быть под прямым утлом ко дну полости, что достигается при работе фиссурным бором. Допускается создание острого угла с помощью обратноконусовидного бора. 4. На медиальной и латеральной поверхностях имеются кариозные полости. Формируются раздельно, при необходимости с дополнительными площадками, соединять которые не рекомендуется из-за возможности отлома коронки. Рис. 18. Виды полостей III класса: а – при поражении контактной поверхности; б – при поражении контактной и язычной поверхностей; в – при поражении контактной, язычной и губной поверхностей
Полости IV класса формируются всегда с дополнительной площадкой в целях надежной фиксации пломбы. Дополнительную площадку создают на оральной поверхности. Формируют полости IV класса тонким фиссурным, конусовидным и обратноконусовидным борами. Необходимо тщательное формирование краев полости, особенно утла режущего края (рис. 19).
Рис. 19. Виды полостей IV класса: а – локализация кариозного очага; б, в – формы сформированных полостей
Формирование полости V класса представляет некоторые трудности в связи с близостью пульпы в области шейки зуба, опасностью обнажить ее. Полость создается цилиндрической или овальной формы фиссурным бором, дно обрабатывается об-ратноконусовидным бором; в заключение колесовидным бором делают нарезки в дентине (рис. 20). Рис. 20. Виды полостей V класса: а – локализация кариозного очага; б – форма сформированной полости
Заключительным этапом препарирования кариозной полости является финирозание. Оно осуществляется финирами, карборундовыми головками или алмазными борами цилиндрической формы. Снимают неровности эмали под углом 40-45 так, чтобы эмаль у края полости имела дентин в качестве опоры, в противном случае край эмали может обломиться после наложения пломбы, и нарушится краевое прилегание последней. В молярах и премолярах обеих челюстей работают угловым наконечником. В 4-м зубе верхней челюсти можно препарировать прямым наконечником. Полости Ш и IV классов в зубах обеих челюстей удобнее препарировать угловым наконечником. Полости V класса на вестибулярной поверхности фронтальных зубов препарируют с помощью прямого наконечника, а на оральной поверхности этих зубов, а также в премолярах и молярах, – с помощью углового наконечника. При расположении полости под десной – кариес цемента — десна отодвигается давящей повязкой из масляного дентина или коагулируется. Остальные этапы выполняются по общим правилам. Обезболивание при препарировании твердых тканей зуба Полноценное препарирование кариозных полостей возможно лишь в случае, если оно безболезненно. Значительно уменьшить болезненность удается, работая острым бором, прерывисто без излишнего давления на зубные ткани и без перегрева последних. Однако нередко приходится применять различные способы обезболивания. Для твердых тканей зуба используют следующие методы обезболивания. Местная анестезия: – апликационная; – инъекционная (проводниковая и инфильтрацнонная); – физиотерапевтические методы. 1. Апликационный метод. В кариозную полость вносят антисептик (р-р дикаина, кокаина и др.). Наиболее эффективной является смесь по Платонову Е.Е. Rp. Dicaini 0,05 Phenolipuri 1,0 Ag. Destill. 3,0 MDS. Обезболивающая жидкость №1 Rp. Dicaini 0,05 Cloroformii Spiritus aethylici 95 %aa 1,0 MDS. Обезболивающая жидкость № 2 Обе жидкости смешивают extempore в равных количествах, взбачтывают перед применением для перемешивания слоев с различным удельным весом, затем с помощью маленького ватного тампона вносят в кариозную полость на 3 минуты. Размеры тампона должны быть меньше кариозной полости с тем, чтобы он свободно входил в нее, увлажненный жидкостью (последняя, при попадании на слизистую оболочку, может вызвать ожог ее). Введение тампона с жидкостью повторяют в процессе препарирования полости, послойно обезболивая зубные ткани. Наиболее распространенным в терапевтической стоматологии является метод инъекционной анестезии. 2. Инъекционный метод. При значительной болезненности применяется анестезия (инфильтрационная пли более эффективная проводниковая) различными веществами: 2 % раствором новокаина с адреналином, 1 % раствором тримеканна, лидокаина и т.д. По глубине введения существует несколько разновидностей инфильтрационной анестезии: 1. Подслизистая; 2. Надкостничная; 3. Поднадкостничная; 4. Спонгиозная интрасептальная; 5. Спонгиозная гштралигаментарная; 6. Внутрнпульпарная. 3. Физиотерапевтические методы. В последние годы изобретен аппарат АЭОЗ-1 для электрообезбаливания тканей 3) ба постоянным током. Обезболивание эффективно у 85 % пациентов. При препарировании глубоких кариозных полостей наблюдается меньший эффект по сравнению с неглубокими полостями. Общее обезболивание: а) масочный наркоз поверхностный, закисью азота и более глубокий (до хирургической стадии) смесью закиси азота с фторотаном; б) внутривенный, комбинированный с сомбревином 5 %. Обычно наркоз применяют при повышенной лабильности нервной системы и измененной психике больных. Контрольные вопросы 1. Определение кариеса зубов. 2. Классификация кариозной полости по Блэку. 3. Принципы препарирования кариозных полостей. 4. Этапы препарирования кариозных полостей. 5. Элементы кариозной полости. 6. Требования, предъявляемые к сформированной полости. 7. Особенности препарирования кариозной полости при пломбировании композитными материалами. 8. Цель создания дополнительной площадки. 9. Форма и размеры дополнительной площадки. 10. Особенности препарирования полостей: а) по I классу; б) по II классу; в) по III классу; г) по IV классу; д) по V классу. Тестовые задания 1. Определите, к какому классу, по Блэку, относится кариозная полость при локализации: 1) 14 на жевательной поверхности; 2) 15 на жевательной поверхности в фиссурах; 3) 21 на небной поверхности в слепой ямке; 4) 16 на щечной поверхности в фиссурах (выше экватора). 2. Расположите этапы препарирования кариозной полости в правильной последовательности: 1) формирование кариозной полости; 2) раскрытие кариозной полости; 3) расширение кариозной полости; 4) обезболивание. 3. Число классов в классификации кариозных полостей по Блэку: 1) 3; 2) 7; 3) 5; 4) 9. 4. Принцип биологической целесообразности заключается: 1) в профилактическом препарировании тканей зуба до иммунных зон; 2) в максимальном сохранении видимо здоровых тканей зуба. 5. Безболезненность достигается препарированием в режиме: 1) прерывистом, с охлаждением; 2) непрерывном, с охлаждением; 3) непрерывном, без охлаждения. 6. Полости III класса на контактных поверхностях резцов или клыков обшей дополнительной площадкой: 1) соединяются; 2) не соединяются. 7. Критерием окончательного препарирования кариозной полости является: 1) наличие размягченного или пигментированного дентина на дне кариозной полости; 2) светлый и плотный при зондировании дентин на дне кариозной полости. 8. Заключительным этапом препарирования кариозной полости является: 1) финированне; 2) формирование. 9. Иммунные зоны максимально сохраняются при препарировании по принципу: 1) профилактическому (по Блэку); 2) биологической целесообразности. 10. Дном кариозной полости принято считать стенку: 1) вертикальную; 2) обращенную к пульпе; 3) горизонтальную.
Ситуационные задачи Задача 1. После формирования кариозной полости по II классу с дополнительной площадкой на жевательной поверхности оставлена эмаль без подлежащего слоя дентина. Правильно ли сформирована кариозная полость? Объясните. Задача 2. После формирования кариозной полости, расположенной ниже экватора на передней поверхности одиночно стоящего 6|, оставлена эмаль без подлежащего слоя дентина. В чем ошибка? Дайте объяснение. Задача 3. На губной поверхности правого верхнего клыка в пришеечной полости небольшая кариозная полость с поражением глубоких слоев дентина. Выберите вариант формирования полости по классу. Укажите, как правильно сформировать дно в данной полости. Обоснуйте ответ. Задача 4. На щечной поверхности в пришеечной области первого нижнего премоляра слева имеется сформированная кариозная полость цилиндрической формы с поражением глубоких слоев дентина. Края полости ровные, стенки отвесные, дно гладкое, плоское. Найдите ошибку на этапах препарирования полости. Укажите, какое осложнение может развиться в результате ее. Задача 5. На центральных резцах верхней челюсти смежные кариозные полости. Ваша тактика. Задача 6. 2| отсутствует, 3| – на медиальной поверхности кариозная полость с толстыми стенками. Предложите вариант формирования кариозной полости. Задача 7, При препарировании кариозной полости по III классу созданы основная полость и дополнительная площадка. Переход дна основной полости в дополнительную полость сформирован под острым углом. Правильно ли это? Обоснуйте ответ. Задача 8. При формировании кариозной полости, расположенной на латеральной поверхности 3|, общая придесневая стенка (кариозная полость с дополнительной площадкой) создана с наклоном к десне. Правильно ли это? Обоснуйте ответ.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.44 (0.011 с.) |