Структура исполнительной власти России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура исполнительной власти России



Структура исполнительной власти России

Федеральные органы

В России принята трёхзвенная система федеральных органов исполнительной власти[2]:

· Министерства России;

· Федеральные службы;

· Федеральные агентства.

Региональные органы

· Министерства;

· Комитеты.

Органы исполнительной власти

· государственные служащие;

· юридическая (правовая) структура — система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц.

Признаки исполнительной власти

· является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;

· является проводником государственной политики в жизнь;

· подзаконна по своему характеру и задачам;

· объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;

· её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;

· является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

Функции исполнительной власти

· подзаконодательное регулирование;

· осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

· административное правоприменение;

· осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;

· административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;

· охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;

· информационное обеспечение органов государственной власти.

Федеральное министерство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

 

16. Органы судебной власти: компетенция, порядок образования, структура.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом "о судебной системе РФ". Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных законом, не допускается.

Органы судебной власти от имени государства применяют меры административного или уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешают правовые споры между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции).

Судебная власть в России

Конституционные признаки

Согласно Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации (далее РФ):

1. осуществляется только судами;

2. имеет полную самостоятельность номинально, но ФЗ 188 закрепляет назначаемость судебной власти.

3. реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

4. характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём:

1. закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ».

2. соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;

3. признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;

4. закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства;

5. финансирования судей из федерального бюджета.

Органы судебной власти

Основная статья: Судебная система Российской Федерации

По действующей Конституции РФ судебная власть осуществляется федеральными судами и судами субъектов РФ.

К федеральным судам относятся:

- Конституционный Суд Российской Федерации;

- Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Функции судебной власти[править | править вики-текст]

· Правосудие.

· Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения.

· Толкование правовых норм.

· Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.

· Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности граждан России.

Высшие федеральные суды:

· Конституционный Суд РФ, рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным укреплением процедур (в рамках отрешения от должности Президента РФ);

· Верховный Суд Российской Федерации;

· Дисциплинарное судебное присутствие, являющийся судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения этих коллегий об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков. (ФКЗ РФ от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ «О дисциплинарном судебном присутствии»).

 

17. Понятие и виды государственно-политического режима.

Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — политическое управление, то есть совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе (государстве), или способ функционирования его политической системы.

Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Существуют следующие виды политического режима:

1) авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства;

2) переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан;

3) демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству.

Признаки авторитарного политического режима:

1) происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти;

2) государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны;

3) происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом;

4) реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно-полицейского аппарата;

5) доминирование противоправных решений.

Выделяют следующие виды авторитарного политического режима:

1) деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер;

2) тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны;

3) тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения. Органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни;

4) конституционно-авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы.

Признаки демократического политического режима:

1) осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;

2) реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);

3) полное подчинение государства праву;

4) провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы.

Выделяют также следующие виды демократического политического режима: 1) демократия участия (участие в управлении страной всего населения); 2) демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы; 3) демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально-религиозная, культурная самостоятельность.

 

18. Тоталитарное государство: предпосылки формирования, основные признаки.

Тоталитарный режим - крайнее проявление авторитарного режима, при котором государство стремится к установлению абсолютного контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества, используя при этом принудительные средства воздействия.

Тоталитаризм возник в XX веке и был исследован в трудах Ханны Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951), Карла Фридриха и Збигнева Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956). Фридрих и Бжезинский выделили 6 признаков тоталитаризма:

1) одна единственно верная идеология (в случае СССР - коммунизм);

2) одна партия во главе с харизматическим лидером;

3) партийный контроль над СМИ;

4) партийный контроль над вооруженными силами;

5) массовый террор;

6) централизованное бюрократическое управление экономикой.

Предпосылки формирования тоталитарного политического режима в СССР.

В качестве основных факторов, способствовавших формированию тоталитарного режима в нашей стране, можно выделить экономические, политические и социокультурные.

Экономические:

1) исторически сложилось так, что значительная часть экономики принадлежит государству, велика доля государственного капитализма. Из этого вытекает широкое вмешательство государства в экономику и жесткий контроль сверху. Отсутствовало фритредерство;

2) форсированное экономическое развитие вело к ужесточению политического режима в стране. Выбор форсированной стратегии предполагал резкое ослабление товарно-денежных механизмов регулирования экономики при абсолютном преобладании административно-хозяйственной системы.

Политические:

1) отсутствие демократических традиций. Становлению тоталитарного режима благоприятствовал особый тип политической культуры – подданнический тип. Пренебрежительное отношение к закону сочетается с покорностью населения власти, насильственным характером власти, отсутствием легальной оппозиции, идеализацией населения главы власти;

2) изменения в составе партии (наплыв в нее мелкобуржуазных элементов и низкий образовательный уровень коммунистов);

3) усиление органов исполнительной власти и укрепление силовых структур государства.

Социокультурные:

1) революция произошла в среднеразвитой стране, где большинство населения составляло крестьянство. Пополнение рабочего класса шло за счет выходцев из крестьян. Таким рабочим была свойственна мелкобуржуазная идеология, «тоска» по сильной личности;

2) низкий уровень общеобразовательной и политической культуры населения, а также материального благосостояния общества;

3) СССР долгое время развивался в экстремальных условиях капиталистического окружения. В общественном сознании стал утверждаться «образ врага». В этой обстановке требовалась крайняя мобилизация, что исключало какие-либо демократические начала;

4) Развитие коммуникаций, а именно связи – усовершенствование телефонной связи, радио, появление телевидения - способствовали «насаждению» идеологии;

 

19. Демократическое государство. Демократизм и авторитаризм.

Структура исполнительной власти России

Федеральные органы

В России принята трёхзвенная система федеральных органов исполнительной власти[2]:

· Министерства России;

· Федеральные службы;

· Федеральные агентства.

Региональные органы

· Министерства;

· Комитеты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.236.0 (0.031 с.)