Механизм государства. Понятие и структура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм государства. Понятие и структура



 

Механизм государстваэто система государственных органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства. В.В.Копейчиков был первым разработчиком данного термина. Понятие «механизм государства» тесно связано с категорией «государственный аппарат». В свою очередь «государственный аппарат» понимают в широком смысле, как совокупность всех государственных органов, что тождественно понятию «механизм государства», и в узком смысле, как аппарат государственного управления.

Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты и признаки:

· Механизм государства - это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закреплённых в Конституции или ином основном законе.

· Механизм характеризуется сложной структурой, отражающей определённое место, которое занимают в ней различные виды и группы государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом важную роль играет системообразующий фактор (в РФ – принцип разделения властей).

· Между государственным механизмом и функциями государства существует тесная связь: реализация функций государства осуществляется посредствам механизма государства.

· Механизм государства для обеспечения возложенных на него задач располагает необходимыми материальными средствами, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство.

Механизм современного Российского государства – это пронизанная едиными, законодательно закреплёнными принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.

Деятельность любого государственного аппарата строится в соответствии с конкретными принципами, под которыми понимаются основные идеи, определяющие подходы к формированию и функционированию государственных органов. В теории государства и права принято делить данные принципы на общие и частные принципы, которые характерны для отдельных органов или групп органов механизма государства.

Общие принципы – это принципы, закреплённые в Конституции РФ, а также в Федеральных Законах (ФЗ «Об основах государственной службы РФ»).

К таковым принципам относят:

· Принцип народовластия: носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ – многонациональный народ. Этот принцип непосредственно связан с представительством интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Таким образом, народ осуществляет свою власть непосредственно или через органы местного самоуправления.

· Принцип гуманизма: РФ – это социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

· Принцип разделения властей, обеспеченный соответствующей системой сдержек и противовесов, исключающий возможность произвола со стороны государственных органов и должностных лиц.

· Принцип федерализма, обеспечивающий разграничение предметов ведения между федерацией и её субъектами, устанавливающий равенство субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами власти.

· Принцип законности, означающий обязательность соблюдения законов во всех звеньях государственного аппарата.

· Принцип демократизма, позволяющий учитывать интересы большинства граждан государства.

· Профессионализм и компетентность государственных служащих.

· Гласность в осуществлении государственной службы.

· Ответственность служащих за принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

В наиболее абстрактной, всеобщей форме структура государственного аппарата может быть представлена следующими основными видами органов:

а) органы законодательной власти - то есть «первичные», органы государственной власти в собственном смысле слова, непроизводные от других и основа для иных органов;

б) органы исполнительной власти (органы государственного управления) - исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части (политических сил, стоящих у власти); они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т.е. организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления);

в) правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы).

Механизм государства, включающий в свой состав органы государственной власти, не обособлен, он находится в тесной взаимосвязи с другими элементами общества, а именно с гражданским обществом и его институтами, с органами местного самоуправления, а также с профессиональными ассоциациями.

Макс Вебер, чьи работы в области государственного управления считаются классическими, сформулировал следующие принципы рациональной бюрократии, обеспечивающие эффективность работы механизма государства:

· система вертикальных связей;

· система разделения труда;

· система правил и директив;

· системы строго и точно определенных методов и приемов решения стоящих перед чиновником задач;

Механизм государства – это «плоть и кровь» самого государства, его материальное воплощение, что определяет огромную значимость этого явления.

Структура механизма государства включает в себя:

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);

2) государственные организации — это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

3) государственные учреждения — это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);

4) государственные предприятия — это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;

5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.009 с.)