Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизм государства. Понятие и структура
Механизм государства – это система государственных органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства. В.В.Копейчиков был первым разработчиком данного термина. Понятие «механизм государства» тесно связано с категорией «государственный аппарат». В свою очередь «государственный аппарат» понимают в широком смысле, как совокупность всех государственных органов, что тождественно понятию «механизм государства», и в узком смысле, как аппарат государственного управления. Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты и признаки: · Механизм государства - это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закреплённых в Конституции или ином основном законе. · Механизм характеризуется сложной структурой, отражающей определённое место, которое занимают в ней различные виды и группы государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом важную роль играет системообразующий фактор (в РФ – принцип разделения властей). · Между государственным механизмом и функциями государства существует тесная связь: реализация функций государства осуществляется посредствам механизма государства. · Механизм государства для обеспечения возложенных на него задач располагает необходимыми материальными средствами, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. Механизм современного Российского государства – это пронизанная едиными, законодательно закреплёнными принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства. Деятельность любого государственного аппарата строится в соответствии с конкретными принципами, под которыми понимаются основные идеи, определяющие подходы к формированию и функционированию государственных органов. В теории государства и права принято делить данные принципы на общие и частные принципы, которые характерны для отдельных органов или групп органов механизма государства. Общие принципы – это принципы, закреплённые в Конституции РФ, а также в Федеральных Законах (ФЗ «Об основах государственной службы РФ»).
К таковым принципам относят: · Принцип народовластия: носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ – многонациональный народ. Этот принцип непосредственно связан с представительством интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Таким образом, народ осуществляет свою власть непосредственно или через органы местного самоуправления. · Принцип гуманизма: РФ – это социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». · Принцип разделения властей, обеспеченный соответствующей системой сдержек и противовесов, исключающий возможность произвола со стороны государственных органов и должностных лиц. · Принцип федерализма, обеспечивающий разграничение предметов ведения между федерацией и её субъектами, устанавливающий равенство субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами власти. · Принцип законности, означающий обязательность соблюдения законов во всех звеньях государственного аппарата. · Принцип демократизма, позволяющий учитывать интересы большинства граждан государства. · Профессионализм и компетентность государственных служащих. · Гласность в осуществлении государственной службы. · Ответственность служащих за принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. В наиболее абстрактной, всеобщей форме структура государственного аппарата может быть представлена следующими основными видами органов: а) органы законодательной власти - то есть «первичные», органы государственной власти в собственном смысле слова, непроизводные от других и основа для иных органов; б) органы исполнительной власти (органы государственного управления) - исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части (политических сил, стоящих у власти); они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т.е. организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления);
в) правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы). Механизм государства, включающий в свой состав органы государственной власти, не обособлен, он находится в тесной взаимосвязи с другими элементами общества, а именно с гражданским обществом и его институтами, с органами местного самоуправления, а также с профессиональными ассоциациями. Макс Вебер, чьи работы в области государственного управления считаются классическими, сформулировал следующие принципы рациональной бюрократии, обеспечивающие эффективность работы механизма государства: · система вертикальных связей; · система разделения труда; · система правил и директив; · системы строго и точно определенных методов и приемов решения стоящих перед чиновником задач; Механизм государства – это «плоть и кровь» самого государства, его материальное воплощение, что определяет огромную значимость этого явления. Структура механизма государства включает в себя: 1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.); 2) государственные организации — это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.); 3) государственные учреждения — это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.); 4) государственные предприятия — это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли; 5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.009 с.) |