Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отрасль права - это обособленная совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных отношений специфическим правовым методом.

Поиск

Как правило, в каждой правовой отрасли условно выделяют общую и особенную части. Общая часть закрепляет дефиниции, принципы, правовые основы отраслевого регулирования, особенная - специализированные правовые институты.

 

Система законодательства - это упорядоченное множество всех действующих нормативно-правовых актов данного государства.

В системе законодательства тех или иных государств можно различать, например:

- отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями права, совпадающее с ними по предмету правового регулирования, например, уголовное, трудовое и т. д.:

- комплексное законодательство, т.е. такое, которое содержит нормы различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского, например, экологическое законодательство;

- общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации (в федерациях);

- законодательство автономии (если высший представительный орган автономии вправе принимать законы);

- конституционное и иное законодательство, законы и подзаконные акты (по юридической силе).

Структура системы законодательства - это внутреннее подразделение законодательства на относительно обособленные группы нормативно-правовых актов.

Структура системы законодательства (ее внутреннее строение):

-отраслевая («горизонтальная») - отраслевое законодательство (трудовое, гражданское, уголовное и т. д. законодательство),т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов различаются по предмету правового регулирования (например, предмет регулирования трудового законодательства - трудовые отношения, а также отношения, тесно связанные с трудовыми);

-иерархическая («вертикальная») - законы и подзаконные акты, т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов (законы, подзаконные акты) различаются по юридической силе.

Разновидностью иерархической структуры является иерархическая структура законодательства в федеративном государстве, т.н. «федеративная структура законодательства» - федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации.

Вопрос 43

Механизм правового регулирования.

Механизм правового регулирования - совокупность правовых средств, используемых в процессе правового регулирования общественных отношений. Одна из форм воздействия права на общ отношения, причем это воздействие осуществляется с помощью специфических правовых средств – норм права, правоотношения, нормы реализации права.

Правовое воздействие – влияние на общ отношения как системы собственно правовых средств(норм права, правоотношений, актов реализации права), так и иных правовых явлений, например правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса.

Понятие правовое воздействие шире чем правовое регулирование

 

Также понятие механизм правового регулирования разделяют в широком и в узком смысле. В узком – это механизм включает только то, без чего невозможно регулирование общ отношений, а именно – властное их нормирование гос-ом. В широком – вся совокупность правовых явлений, действующих в обществе и оказывающих влияние на сознание и поведение субъектов.

 

Правовое регулирование включает в себя следующие стадии:

1. издание нормы права и её общее воздействие(регламентация общественных отношений);

2. возникновение субъективных прав и юридических обязанностей;

3. реализация субъективных прав и юридических обязанностей,

4. применение права.

В соответствии с перечисленными стадиями правового регулирования строится его структура

Структура механизма правового регулирования

Можно выделить следующие основные стадии и элементы процесса правового регулирования:

1. норма права;

2. юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;

3. правоотношение;

4. акты реализации прав и обязанностей;

5. охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент). (акты применения права)

 

Предметом правового регулирования являются общественные отношения, на которые направлено регулирующее воздействие той или иной правовой нормы.

Для того чтобы общественные отношения могли быть объектами правового регулирования, они должны обладать следующими свойствами:

· общественные отношения должны иметь возможность свободного выбора;

· общественные отношения должны подлежать внешнему контролю;

· общественные отношения должны обладать общезначимой ценностью, важностью с точки зрения государства и общества;

· общественные отношения должны допускать возможность применения мер государственного принуждения.

Совокупность общественных отношений, регулируемых правовыми нормами, образует сферу правового регулирования.

 

Способы правового регулирования соответствуют делению норм права на дозволяющие, запрещающие и обязывающие:

· дозволение - это предоставление лицу возможности по своему усмотрению реализовать права и свободы, закрепленные диспозицией дозволяющей нормы;

· запрещение - это возложение на лицо обязанности воздерживаться от определенного активного поведения, от совершения тех или иных действий закрепленных диспозицией запрещающей нормы;

· обязывание - это возложение на лицо обязанности совершить те или иные активные действия, закрепленные диспозицией обязывающей нормы.

 

Методами правового регулирования являются:

· императивный метод - это метод властных предписаний, предполагающий детальную юридическую регламентацию поведения и минимизацию свободы субъектов самостоятельно определять свое поведение. При этом отступить от предусмотренной нормой модели поведения не представляется возможным;

· диспозитивный метод - это предоставление субъектам возможности самостоятельно и по своему усмотрению урегулировать свое поведение в рамках, предусмотренных законодательством.

Метод правового регулирования – это совокупность способов правового воздействия на общественные отношения в зависимости от их характера. Различают:

1. авторитарный метод (субординация, подчинение) – централизованное регулирование «сверху донизу» на властных императивных началах;

2. автономный метод (координации, равноправия) – децентрализованное регулирование, при котором участники общественных отношений выступают как правомерные стороны.

Метод правового регулирования является одним из важных критериев разграничения права на отрасли.

 

Единый механизм правового регулирования сообразно стадиям правового регулирования подразделяется на три компонента:

1. механизм правотворчества

2. механизм реализации норм права

3. механизм государственного принуждения.

Каждый механизм действует на своей стадии правового регулирования – правотворчестве, правореализации или применении юридической ответственности – характеризуется специфическими, только ему присущими правовыми средствами.

Целью правового регулирования является правомерное поведение субъектов права.

Эффективность правового регулирования – это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.

Юридические нормы действенны тогда, когда они соответствуют объективным условиям и закономерностям развития общества, в котором они действуют.

 


Вопрос 44

Правотворчество: понятие, принципы, стадии. Субъекты и виды правотворчества.

Правотворчество — это деятельность государственных органов и должностных лиц, направленная на усовершенствование законодательства путём принятия новых нормативных правовых актов, изменения или отмены устаревших.

ПРАВООБРАЗОВАНИЕ — социально обусловленный процесс формирования (фактического складывания) права, складывающийся под влиянием комплекса разнородных причин объективного и субъективного характера.

принципы правотворчества.

1) Законности

2) Демократизма

3) Научности

4) Профессионализма

5) Гласности

6) системности

 

В зависимости от субъектов данной деятельности различают виды правотворчества.

· Непосредственное правотворчество народа — участие граждан в референдумах и плебисцитах, позволяет напрямую осуществлять суверенитет народа.

· Законотворчество — oпосредованная реализация суверенитета народа высшими законодательными (представительными) органами государства (субъекта федерации). Парламенты и законодательные собрания представляют законодательную ветвь власти (в странах, признающих разделение властей): осуществляют законодательство и другие формы правотворчества.

· Негативное правотворчество — отмена норм или целых нормативно-правовых актов, в случае признания их противоречащими Конституции (например, Конституционным судом). Принятие не лигитимного нормативно- правового акта.

· Чрезвычайное правотворчество — принятие законов и иных нормативно-правовых актов для урегулирования общественных отношений в каких-либо экстренных ситуациях.

· Подзаконное правотворчество — правотворчество государственных органов исполнительной ветви власти (правительства) и отдельных должностных лиц: президента, министра и т. д.

· Локальное правотворчество — правотворчество органов местного самоуправления: муниципалитетов, администраций городов и районов. Иногда локальным правотворчеством именуют правотворчество общественных организаций.

· Договорное правотворчество — деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров.

· делегированное (в порядке реализации делегированных правотворческих полномочий, например, делегированных органом исполнительной власти органу местного самоуправления);

 

Правотворческий процесс - порядок осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативного акта, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер(А.С.Пиголкин)

Законодательный процесс - совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания.

Законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:

1) законодательная инициатива;

2) предварительное рассмотрение законопроекта;

3) рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой (3 чтения);

4) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации;

5) подписание и обнародование закона Президентом РФ.

Наряду с основными стадиями в законодательном процессе могут присутствовать дополнительные, так называемые факультативные стадии. К ним относятся:

1) преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов;

2) повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ.

 

Согласно ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают:

1) Президент РФ;

2) Совет Федерации;

3) члены Совета Федерации;

4) депутаты Государственной Думы;

5) Правительство РФ;

6) законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

7) Конституционный Суд РФ по вопросам своего ведения;

8) Верховный Суд РФ по вопросам своего ведения;

9) Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам своего ведения.

 

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:

1) проектов законов

2) законопроектов о внесении

3) поправок к законопроектам.

 

В отличие от правотворчества, целью законотворчества является создание закона (законодательного акта).


Вопрос 45

Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Порядок опубликования и вступление в юридическую силу нормативных актов.

Все нормативные акты имеют определенные пределы действия. Они распространяются на определенные общественные отношения, т.е. имеют предметное действие; ограничены временными границами (действуют во времени); им присущ территориальные ограничения (действуют в пространстве); относятся ко всем или конкретным субъектам (по кругу лиц)

В Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:

· в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;

· в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа («с момента подписания», «с момента опубликования» и т. д.);

· в результате применения общих правил. По этим общим правилам законы РФ, другие нормативно-правовые акты высших представительных органов вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное.

Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования.

Изданиями, в которых официально публикуются нормативно-правовые акты РФ, являются «Российская газета» и Собрание законодательства Российской Федерации.

Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции (в этом заключается предпосылка их законности).

Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:

· - истечения срока, на который был принят юридический документ;

· - объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте);

· - принятия управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;

· - устаревания юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти на территории бывшего СССР).

Вопрос о действии нормативных актов во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов.

Во-первых, нормативно-правовой акт не имеет обратной силы

Во-вторых, нормативно-правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия («переживание закона»). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений.

 

К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство.

К государственной территории приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда — в водах и воздушном пространстве своего государства, открытом море и воздушном пространстве.

 

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования.

Кроме общего порядка вступления в силу указанных нормативно-правовых актов, существуют следующие варианты вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания:

1) порядок вступления в силу документа может быть определен в самом документе: называется конкретная дата или, что встречается наиболее часто, дается следующая формулировка: "Вступает в силу после официального опубликования";

2) порядок вступления в силу закона нередко определяется отдельным документом - законом о введении его в действие.

Вступление в силу законов, устанавливающих новые налоги или вносящих изменения в действующее налоговое законодательство, имеет свои особенности. В соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Налоговый кодекс РФ предусматривает также, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Если акты законодательства устанавливают новые налоги и (или) сборы, повышают налоговые ставки, устанавливают или отягчают ответственность за налоговые правонарушения, устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, то они не имеют обратной силы. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков иных сборов, имеют обратную силу.

Если акты законодательства о налогах и сборах отменяют налоги и (или) сборы, снижают размеры ставок налогов (сборов), устраняют обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов или иным образом улучшают их положение, то они могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.


Порядок вступления в силу актов Президента РФ и Правительства РФ

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента РФ и Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.


Порядок вступления в силу решений Конституционного Суда

Решения Конституционного Суда вступают в силу немедленно после их провозглашения и подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение.

Решения Конституционного Суда публикуются также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".


Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти

Если порядок вступления в силу не определен в самом акте, то нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.

Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения, носящие конфиденциальный характер, и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок.


Вопрос 46

Понятие юридической техники. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды.

Юридическая техника – это система правил, приемов и способов подготовки, оформления, публикации правовых актов и иных правовых документов

Виды:

1) Законодательная (нормотворческая) включает в себя:

а) правила построение НПА. Предполагают логическую последовательность изложения нормативного материала, в частности выделение общих предписаний (общая часть) и конкретных установлений (особенная часть).

б) правила оформления актов. Каждый акт должен иметь название, указание на орган, его издавший, дату и место принятия подпись соответствующего должностного лица, регистрационный номер, печать

в) терминология

г) язык и стиль нормативного правового акта

2) правоприменительная

К юридической технике принято относить:

1) Правовая аксиома – положение, принимаемое в юридической науке и практике без доказательств, в силу его очевидности, убедительности и истинности. Например, закон обратной силы не имеет, никто не может быть судьей в собственном деле, из двух актов по одному и тому же вопросу действует акт, принятый вышестоящим органом, и акт, принятый позже, чем предыдущий

2) Правовая презумпция –предположения о наличии или отсутствии определенных фактов

Презумпция всегда носит предположительный характер.

3) Юридические фикции – несуществующее положение, признаваемое законодательством в качестве существующего и ставшее в силу этого признания общеобязательным. Так согласно ст 21 ч 3 ГК РФ днем смерти граданина, объявленного судом умершим, считается вступления в законную силу соответствующего решения суда; освобождение от уголовной ответственности при деятельном раскаянии.

4) Преюдиции (лат. – отношение к предыдущему судебному решению)- обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда

ст 90 УПК РФ - Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки. При этом такие приговор или решение не могут предрешать виновность лиц, не участвовавших ранее в рассматриваемом уголовном деле.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.27.41 (0.01 с.)