Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
На занятии целесообразно оперировать теми птицами, которые обитают в вашей местности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Большое место в документации тифлопедагога отводится планированию, согласно содержанию программы Л.И. Плаксиной возможно составить тематическое планирование на год, т.е. распределить изучение тем на год так, чтобы учесть при этом время года, специфические праздники и др. (например, «Времена года», «Я – человек», «Животные», «Деревья», «Урожай», «Птицы» и др.).
При изучении каждой темы от младшей до подготовительной группы меняется ее количественное и качественное содержание, изучаемый материал подвергается дальнейшей дифференцировке, конкретизируется и систематизируется, выделяются общие и специфические качества воспринимаемых объектов, предметы и явления рассматриваются во взаимосвязи.
Ниже перечислены примерные темы, которые целесообразно изучать с детьми в течение года, а также прописаны образовательные и коррекционные задачи по конкретной теме на каждый год обучения.
Важно отметить, что тематика, предложенная в пособии, может изменяться: некоторые темы можно убрать или добавить на усмотрение тифлопедагога.
Коррекция зрения, развитие зрительного восприятия, навыков ориентировки, социально-бытовой ориентировки, осязания, моторики в специализированном детском саду осуществляется во всех видах детской деятельности, однако центральным, доминирующим является обучение на коррекционных занятиях. Содержание занятий обеспечивает системную и целенаправленную коррекцию зрительного восприятия, а также коррекцию сопутствующих и вторичных отклонений или предупреждение последних.
Коррекционные занятия должны содержать материал, способствующий формированию у детей специальных способов деятельности и ориентировки в окружающем мире, формированию предметных и временных представлений, представлений о себе и своих возможностях, развитию познавательной активности. Структура и содержание занятий должны предусматривать развитие и коррекцию психических процессов, обуславливающих успешность ребенка с нарушением зрения в познавательной и социально-бытовой деятельности.
Единое тематическое планирование в каждом возрастном периоде позволяет структурировать программный материал таким образом, что на каждом этапе обучения содержание занятий и заданий соответствует возможностям ребенка, а на каждом последующем этапе обучения появляется возможность возвратиться к изученному материалу, уточнить и расширить представления ребенка по конкретной теме.
Количество заданий увеличивается от младшей группы (4 задания) до подготовительной к школе группы (до 7 заданий), а реализуемые задачи и содержание заданий усложняются.
Тематическое планирование удобно и при составлении календарного плана. Оно дает возможность проводить разные виды коррекционных занятий (развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка) на едином материале, облегчая тем самым усвоение ребенком материала в пределах изучаемой темы.
Знакомство объектом происходит поэтапно: ребенок обследует объект, учится действовать с ним, узнает его на картинках, выделяет среди других предметов, составляет загадки и т.п.
На занятиях по социально-бытовой ориентировке дети учатся узнавать, обследовать предметы с помощью зрения и сохранных анализаторов, понимать взаимосвязь этого предмета с другими, совершенствовать умение группировать предметы по признакам, выполнять элементарные практические действия с изучаемым объектом. При необходимости дети знакомятся с правилами безопасности, специальными способами деятельности и поведения в пределах изучаемой темы.
Решение задачи развития зрительного восприятия на соответствующих коррекционных занятиях сводится к тому, чтобы научить ребенка производить сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию, категоризацию. Тифлопедагог учит ребенка организовывать свою перцептивную деятельность, обеспечивающую обнаружение, различение информативных признаков изучаемого объекта, формирование и опознание образа объекта (в модальностях, в условиях затруднения восприятия и т.д.).
Дальнейшее знакомство с предметом, обогащение представлений о нем происходит на занятиях по ориентировке в пространстве, где ребенок выполняет практические действия с предметом, учится узнавать его в различных пространственных положениях и взаимосвязях.
Предлагаем пример календарного планирования на одну неделю в пределах одной изучаемой темы (тема «Транспорт», 3-ий год обучения).
Далее мы предлагаем распределение программных задач по изучаемым темам согласно реализуемой программе.
Тема: ВРЕМЕНА ГОДА.
Год обуч-я
| Образовательные и коррекционные задачи
| 1-ый
| - Начать знакомить с характерными признаками сезонов:
изменения в неживой природе (становится холоднее, идут дожди, снег, дует сильный ветер и т.п.);
изменения в растительном мире (листья желтеют, краснеют, падают на землю и т.п.);
элементарные изменения в жизни животных и птиц;
изменения в одежде людей; характерный для сезона труд людей.
| 2-ой
| - Учить детей наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, определять состояние погоды:
изменения в неживой природе (становится холоднее, идут дожди, листопад, снег, дует сильный ветер, мороз и т.п.);
изменения в растительном мире (листья падают на землю, листья распускаются и т.п.);
элементарные изменения в жизни животных и птиц;
изменения в одежде людей; характерные для сезона занятия и труд людей.
- Учить выделять информативные признаки сезонов в природе и в изображении.
| 3-ий
| - Учить наблюдать, узнавать и называть явления природы, расширять спектр наблюдений за состоянием погоды и сезонных явлений, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях:
изменения в неживой природе (дни становятся короче, ночи – длиннее; становится холоднее, идут дожди (проливные, моросящие), снегопад, дует сильный ветер, мороз (снег в мороз сверкает на солнце, становится рассыпчатым, из него нельзя лепить) и т.п.);
изменения в растительном мире (листья желтеют, краснеют, падают на землю и т.п.);
изменения в жизни животных и птиц, зависимость этих изменений от состояния погоды;
изменения в одежде людей; характерный для сезона труд людей.
- Совершенствовать умение выделять информативные признаки сезонов в изображении; самостоятельно передавать в рисунке.
| 4-ый
| - Продолжать формировать у детей обобщённые представления о каждом сезоне, о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе:
изменения в неживой природе (дни становятся короче, ночи – длиннее; становится холоднее, идут дожди (проливные, моросящие), снегопад (снежинками, хлопьями, крупкой), дует сильный ветер, мороз (снег в мороз сверкает на солнце, становится рассыпчатым, из него нельзя лепить), метель и т.п.);
изменения в растительном мире (листья желтеют, краснеют, падают на землю и т.п.);
изменения в жизни животных и птиц, зависимость этих изменений от состояния погоды;
изменения в одежде людей; характерные для сезона занятия и труд людей.
- Развивать способность выделять информативные признаки сезонов в природе и в изображении, самостоятельно передавать их в рисунке; соотносить художественный текст с окружающим и изображением.
|
Тема: ДЕРЕВЬЯ.
Год обуч-я
| Образовательные и коррекционные задачи
| 1-ый
| Учить узнавать и называть 2 дерева (например, береза, ель),выделять ствол, ветки, листья (иголки).
- Учить подключать мануальные действия при обследовании дерева.
- Стимулировать зрительную поисковую деятельность на обобщающее понятие «цвет» при рассматривании листвы деревьев.
- Учить детей узнавать знакомые деревья без листьев.
- На прогулке рассматривать и находить деревья, расположенные далеко, близко. Обращать внимание на то, что близко можно рассмотреть деревья хорошо, а издалека трудно увидеть мелкие ветки, определить цвет ствола.
-Учить детей находить на картинках деревья, расположенные “далеко– близко”.
| 2-ой
| - Учить различать по листьям, коре 3 – 4 дерева (например, яблоня, берёза, рябина, ель) и1 кустарник (например, шиповник).
- Упражнять в зрительной дифференцировке деревьев по величине в малом и большом пространстве; формировать понятия «высокий – низкий» при рассматривании деревьев.
- Учить подключать мануальные действия при обследовании формы листьев.
-Учить узнавать знакомые кустарники без листьев. Упражнять в выборе из четырёх деревьев (берёза, рябина, две яблони) двух одинаковых.
- Обучать элементарным способам передачи расположения веток в рисунке.
| 3-ий
| - Учить различать по листьям, коре, плодам и называть 4-5 деревьев (например, яблоня, берёза, рябина, ель, дуб) и 1-2 кустарника (например, шиповник, смородина).
- Упражнять в подключении мануальных действий при обследовании коры, веток, формы листьев.
- Развивать дифференцировку деревьев по величине в малом и большом пространстве; закреплять понятия «высокий – низкий», формировать понятия «толстый – тонкий».
- Учить узнавать знакомые деревья и кустарники вблизи (по коре, веткам) и вдалеке (по конфигурации кроны).
- Упражнять в умении точно передавать в рисунке характерные особенности породы деревьев.
| 4-ый
| - Учить распознавать и называть 5 – 6 деревьев (например, берёза, ель, рябина, клён, дуб, сосна) и 2-3 кустарника (например, по шиповник, сирень, смородина) по листьям, плодам, коре. Учить узнавать плодовые деревья (например, яблоня).
- Совершенствовать умение подключать мануальные действия при обследовании коры, веток, формы листьев, конфигурации плодов.
-Учить узнавать деревья вблизи (по форме и цвету ствола, веток) и вдали (по конфигурации кроны).
- Учить сравнивать знакомые деревья и кустарники.
- Упражнять в способности зрительно выделять два одинаковых дерева из множества разнообразных (по породе, по толщине, по возрасту).
- Упражнять в умении точно передавать в рисунке характерные особенности породы деревьев.
| Тема: УРОЖАЙ (ОВОЩИ - ФРУКТЫ).
Год обуч-я
| Образовательные и коррекционные задачи
| 1-ый
| - Учить различать по вкусу, цвету, величине, форме 2 – 3 вида овощей и фруктов (например, морковь, огурец, помидор, яблоко, груша).
- Учить соотносить натуральный объект с цветным, силуэтным, контурным изображениями.
| 2-ой
| - Научить различать и называть 3 – 5 видов овощей и фруктов (например, морковь, огурец, репка, помидор, лук, капуста; яблоко, груша, апельсин, лимон).
- Учить группировать овощи – фрукты, употреблять в речи обобщающие понятия «овощи», «фрукты», «ягоды».
- Упражнять в обследовании предметов и выделении их основных признаков и свойств (цвет, форма, величина, вкус, запах) по алгоритму с использованием зрения и других анализаторов.
- Учить узнавать знакомые фрукты, овощи на предметных и сюжетных картинках.
| 3-ий
| - Расширять представления о труде людей по уборке урожая в садах и огородах. Учить узнавать и называть 4 – 6 видов овощей и фруктов (например, морковь, огурец, репка, помидор, лук, капуста, свекла, картофель; яблоко, груша, апельсин, лимон, персик), их разнообразные качества (цвет, форма, величина, вкус, запах).
- Учить описывать по алгоритму фрукты и овощи, выделяя характерные признаки.
- Учить ориентироваться в многообразии овощей, фруктов одного вида, выделять:
помидоры разной формы; морковь разной величины; яблоки разного цвета и т.п.
- Познакомить детей с домашними заготовками на зиму.
| 4-ый
| - Расширять и углублять представления о труде людей по уборке урожая и заготовке его на зиму.
- Обогащать и систематизировать представления детей об овощах, фруктах.
- Познакомить с кабачком, баклажаном, с культурными растениями поля – злаками (например, рожь, пшеница, гречиха, кукуруза, подсолнечник).
- Учить сравнивать овощи и фрукты (овощ с другим овощем, фрукт с фруктом; внутри одного вида – яблоко с другим яблоком, свеклу со свеклой и т.п.) по алгоритму.
- Закреплять представления о профессиях людей, связанных с уборкой урожая и его заготовкой.
-
|
Тема: Я – МОЕ ТЕЛО.
Год обуч-я
| Образовательные и коррекционные задачи
| 1-ый
| - Учить детей различать и правильно называть части своего тела, части тела других детей, кукол для соотнесения со своим телом.
- Дать представление о пространственном положении частей тела:
(голова вверху, а ноги внизу; грудка впереди, а спинка сзади; одна рука – правая, а другая – левая).
- Способствовать получению опыта познания возможностей своего тела (стоять прямо, двигаться уверенно, дышать ровно, слушать внимательно и т. д.) и знаний о функциональном назначении частей тела.
- Развивать сенсорные способности детей в процессе различения признаков и свойств у предметов, воспринимаемых зрением, слухом, обонянием и др.
| 2-ой
| - Закреплять знание детьми частей своего тела, учить различать и правильно называть их; соотносить с частями тела других детей, куклы.
- Развивать представления детей о пространственном расположении частей тела. Дать представление о верхней и нижней, передней и задней, правой и левой сторонах тела. Учить обозначать расположение частей своего тела соответствующими терминами:
слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади.
- Упражнять детей в действиях с предметным миром, раскрывая функциональные возможности организма.
- Развивать пространственную ориентировку с помощью зрения и сохранных анализаторов: слуха, осязания, обоняния.
- Учить заботиться о своем внешнем виде, контролируя его с помощью зеркала и компенсаторных способов.
| 3-ий
| -Учить детей обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела, активно использовать в речи пространственные термины: руки – правая, левая; спина – сзади; грудь – впереди.
- Определять пространственное расположение игрушек, окружающих предметов с точкой отсчета относительно себя: справа от меня – слева …, впереди меня – сзади …
- Формировать представления о возможностях детского организма. Дать детям представления о возможностях их зрения, учить пользоваться зрительной ориентацией в соответствии со зрительными возможностями.
- Учить составлять свой словесный портрет: описывать своё лицо, волосы, настроение и др.
| 4-ый
| - Закреплять умения детей ориентироваться на собственном теле, обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела.
- Формировать представления о человеческом облике (мимика, жесты, осанка, походка, речь, одежда.
- Учить сравнивать, соотносить пространственное расположение частей собственного тела стоящего напротив человека.
- Расширять представление о функциональных возможностях организма: учить правильно пользоваться неполноценным зрением или использовать сохранные анализаторы, когда зрение не позволяет свободно ориентироваться.
- Закреплять правила ухода за телом. Поощрять желание следить за чистотой тела, аккуратностью прически, состоянием одежды и обуви. Развивать интерес к здоровому образу жизни.
|
Тема: Я МОЙ ГОРОД.
Год обуч-я
| Образовательные и коррекционные задачи
| 1-ый
| - Знакомить детей с разнообразными зданиями (например, жилые дома, магазин, детский сад).
- Учить выделять части здания (например, стена, крыша, окно, дверь, балкон) и словесно обозначать их пространственное расположение: вверху, внизу, посередине.
- Учить различать с помощью зрения контрастные по величине здания, расположенные в большом пространстве, обозначая их величину соответствующими словами: большой, маленький.
- Закреплять знания о частях дома в различных видах деятельности (мозаика, строительные игры, аппликация, рисование).
| 2-ой
| - Продолжать знакомство со зданиями города, имеющими разное назначение (например, жилые дома, магазин, аптека, детский сад, почта, кинотеатр).
- Учить детей различать многоэтажные и одноэтажные дома; выделять, соотносить и словесно обозначать величину зданий: большой, меньше, маленький, высокий, ниже, низкий и т.п..
- Познакомить с понятием “улица”: дома расположены в ряд, вдоль дороги.
- Учить детей практическим способом определять удаленность зданий, понимать пространственные отношения в изображении (то, что к нам близко – на листе низко; то, что от нас далеко – на листе высоко).
| 3-ий
| - Учить детей называть родной город, улицу. Учить перечислять общественные здания в ближайшем окружении.
- Учить видеть расположение зданий на картине, называть предметы, расположенные ближе, дальше. Учить понимать заслоненность одного объекта другим на изображении и в действительности.
- Вырабатывать умения словесно пояснять, описывать пространственное положение объектов улицы в реальном пространстве, на макете, чертеже.
- Учить зрительному анализу формы и величины зданий.
- Формировать навыки чтения, чертежа. Учить самостоятельному выполнению чертежа постройки по трафарету. Побуждать желание создавать постройки большой конструктивной сложности.
| 4-ый
| - Учить называть адрес: страна, город, улица, дом, квартира.
- Учить перечислять общественные здания в ближайшем окружении, узнавать некоторые здания города (например, вокзал, цирк, театр, дворец спорта).
- Формировать умение находить в реальном пространстве и на схеме положение какого-либо объекта. Учить составлять простейшие схемы-пути, опираясь на промежуточные ориентиры.
- Совершенствовать навыки ориентировки на улицах города, учитывая удаленность и заслоненность предметов. Учить передавать заслоненность в чертеже и рисунке.
- Закреплять умения ориентироваться на улице с помощью зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных органов чувств.
|
Тема: Я – МОЯ СЕМЬЯ.
Год обуч-я
| Образовательные и коррекционные задачи
| 1-ый
| - Учить детей называть свое имя и фамилию, а также имя и фамилию тех людей, с которыми ребёнок живёт вместе.
-Учить различать по внешним признакам (причёска – одежда) мальчика и девочку, мужчину и женщину (в реальной жизни и на изображениях).
| 2-ой
| - Учить детей проявлять внимание к своим близким. Дети должны знать имя и отчество своих родителей, имена других членов семьи, называть близких взрослых по имени и отчеству.
- Учить рассказывать о своем возрасте и возрасте членов семьи.
- Учить составлять свой словесный портрет и описывать близких родственников.
-
| 3-ий
| - Учить называть свою фамилию, имя и отчество, а также имя и отчество родителей, близких взрослых. Знать свой возраст и сравнивать с возрастом членов семьи.
- Учить составлять свой словесный портрет и описывать характерные особенности характера – свои и близких людей.
- Знакомить детей с профессиями и содержанием деятельности близких взрослых.
- Учить детей быть внимательными к своим близким, помогать им дома, бережно относиться к труду взрослых.
- Учить понимать взаимосвязи и взаимозависимости в сюжетных изображениях по теме «Семья», составлять несложные рассказы по этим картинам.
| 4-ый
| - Учить называть свою фамилию, имя и отчество, а также имя и отчество родителей, близких взрослых. Знать свой возраст и возраст членов семьи.
- Учить детей рассказывать о своей семье: о традициях, интересных случаях, семейных успехах и достижениях.
- Уточнять представления о труде близких взрослых, развивать интерес к их трудовой деятельности.
- Приучать детей быть благодарными, отзывчивыми, оказывать посильную помощь, проявлять заботу и внимание.
- Совершенствовать умение понимать сюжетные изображения по теме «Семья», составлять рассказы по картинам самостоятельно и по алгоритму.
|
Тема: Я – МОЙ ДЕТСКИЙ САД.
Год обуч-я
| Образовательные и коррекционные задачи
| 1-ый
| - Знакомить детей с помещениями детского сада (групповая комната, приёмная, умывальная, туалет, спальня), их назначением.
- Учить ориентироваться в помещении групповой комнаты, узнавать кабинет врача, тифлопедагога, кухню, музыкальный зал. При ориентировке использовать зрение и сохранные анализаторы.
- Учить детей пользоваться предметами быта в групповой комнате, знакомить с правилами хранения игрушек.
| 2-ой
| - Знакомить детей с помещениями детского сада (групповые комнаты, кабинеты, залы, кухня, прачечная), их назначением.
- Совершенствовать умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада с помощью зрения, слуха, обоняния.
- Учить называть местоположение игрушек, книг в группе; создавать элементарные схемы расположения объектов и использовать их для поддержания порядка в игровых уголках, для развития памяти.
- Учить узнавать схематичное изображение предметов групповой комнаты на плане, схеме.
| 3-ий
| - Расширять представления о помещениях детского сада, их местоположении, назначении, оборудовании.
- Упражнять в умении подключать сохранные анализаторы при ориентировке в помещениях детского сада и на участках.
- Познакомить с планом детского сада. Учить находить помещения на плане и рассказывать об их местоположении.
- Учить детей составлять несложные схемы расположения предметов группы, выделяя их пространственное положение.
| 4-ый
| - Расширять представления детей о помещениях детского сада. Учить сравнивать их по местоположению, назначению, оборудованию.
- Упражнять в умении подключать сохранные анализаторы при ориентировке в помещениях детского сада и на участках.
- Учить читать план, узнавать различные помещения детского сада по плану.
- Учить ориентироваться по памяти: рассказывать о том, как можно дойти до нужного помещения, указывать направление движения и ориентиры пути.
|
Тема: ПТИЦЫ.
Год обуч-я
| Образовательные и коррекционные задачи
| 1-ый
| -Учить распознавать по величине, окраске оперенья, издаваемым звукам 2-3 птиц, прилетающих на участок, называть их.
- Учить различать и называть птиц (например, воробей, голубь, сорока).
- Учить узнавать,называть домашних птиц.
- Учить выделять у птиц:
- Упражнять в локализации птиц одной породы из 3-4-х других в реальной жизни и на картинке.
| 2-ой
| - Учить детей различать птиц по информативным признакам: голос, величина, окраска. Упражнять в локализации птиц одной породы из 4-5-ти других в реальной жизни и на картинке.
- Учить узнавать, называть домашних птиц и их детенышей.
- Познакомить детей с дятлом, снегирём или синицей. Учить различать и называть зимующих птиц (например, воробей, голубь, сорока). Познакомить с перелётными птицами (например, грач, скворец).
- Учить узнавать и называть знакомых птиц в природе и на картинках. Учить выделять в изображении любой птицы: голову с клювом, туловище с крыльями, хвост, лапки, определять их величину, форму.
| 3-ий
| - Формировать обобщающее понятия «зимующие», «перелетные» птицы. Учить различать и называть зимующих (например, воробей, синица, снегирь, голубь, дятел, сорока, галка, ворона), перелетных (например, грач, скворец, ласточка, соловей).
- Обогащать представления о домашних птицах и их детенышах.
- Учить рассматривать птицу по алгоритму.
- Учить находить сходства и различия при сравнении птиц по внешнему виду: по величине, окраске, форме хвоста, головы.
- Упражнять в различении 2 – 3 птиц по голосам.
- Учить узнавать птиц на сюжетном изображении, в силуэтном и контурном изображениях.
| 4-ый
| - Учить различать и называть зимующих, перелетных, домашних птиц.
Знакомить на иллюстративном материале с клёстом.
- Учить узнавать птиц на зашумлённом фоне, в разных модальностях, по какой – либо части (клюв, голова, хвост), в сюжетном, силуэтном, контурном изображениях.
- Учить описывать птиц по алгоритму, составлять загадки.
- Упражнять детей в сравнении и классификации птиц.
- Учить узнавать птиц по голосам (3-4).
|
Тема: ЖИВОТНЫЕ.
Год обуч-я
| Образовательные и коррекционные задачи
| 1-ый
| - Дать детям первоначальные представления о животных и их детёнышах:
домашние животные – собака, кошка, корова, коза; дикие животные - заяц, медведь, лиса.
- Обратить внимание детей на то, что животные покрыты шерстью.
- Учить находить у животных: голову, туловище; лапы – ноги; хвост и др.
- Учить выделять и называть характерные особенности животных: рога, копыта, когти, голос, окраска шерсти, величина животного или его части (длинные уши).
- Учить соотносить изображение на картинке, в силуэте с реальным объектом (игрушка, скульптура).
- Упражнять в имитации движений и повадок животных.
| 2-ой
| - Учить различать и называть животных и их детёнышей: домашние животные – кошка, собака, корова, коза, лошадь; дикие животные - заяц, лиса, белка, еж, медведь.
- Учить выделять и называть отличительные особенности животных: рога, копыта, когти, голос, окраска шерсти, величина животного или его части.
- Учить рассматривать животных в изображении по алгоритму.
- Расширять представления детей о том, как человек заботится о домашних животных.
- Учить выделять мех их других материалов осязательно-зрительным способом.
| 3-ий
| - Систематизировать представления детей о животных.
- Учить узнавать и называть домашних животных и их детёнышей: домашние животные – кошка, собака, корова, коза, лошадь, овца, баран, свинья; дикие животные - заяц, лиса, белка, еж, медведь, волк.
- Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида, узнавать животное в условиях затруднения восприятии, по части, характерному признаку, в силуэтном, контурном изображениях.
- Расширять объем представлений о животных, восприятие которых затруднено в естественном опыте ребенка.
- Знакомить детей с характерными особенностями внешнего вида собак разных пород, повадками, назначением; например: служебные, декоративные.
- Учить описывать животных, находить признаки сходства и различия (с опорой на алгоритм).
| 4-ый
| - Обогащать представления о домашних (кошка, собака, корова, коза, лошадь, овца, баран, свинья) и диких (заяц, лиса, белка, еж, медведь, волк, лось) животных..
- Познакомить детей с животными соседних регионов: олень, верблюд.
- Упражнять детей в умении соотносить внешние особенности животных со средой их обитания, повадки – со способом питания.
- Учить выделять признаки для группировки диких – домашних, хищных – травоядных, животных Севера – животных жарких стран.
- Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида животных, узнавать животное по описанию, по части, сравнивать по алгоритму.
- Учить узнавать животных в условиях затруднённого восприятия (зашумление, заслонённость), создавать в рисунке и на фланелеграфе сюжетные изображения.
| Тема: ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ.
Год обуч-я
| Образовательные и коррекционные задачи
| 1-ый
| - Учить узнавать реальные игровые атрибуты (например, санки, снежный ком, горка, лопата, метла, ведро).
- Учить находить изображения этих игровых атрибутов в предметных и сюжетных картинках.
- Учить безопасному поведению в играх на прогулке: катание на санках, катание с невысоких гор, метание снежных комочков.
- Упражнять во время игр и забав в зрительном (с опорой на кинестетическое чувство) определении расстояния ближе – дальше (от себя до двух предметов).
- Учить выделять звуки, ориентироваться на них во время игр, забав.
| 2-ой
| - Обогащать представления детей о зимних играх–забавах: игры со снегом, катание с горы, катание на санках и лыжах; знакомить с элементами хоккея.
- Учить во время спортивных и подвижных игр ориентироваться в процессе передвижения в пространстве на цветовые, световые, звуковые сигналы.
- Упражнять в понимании и выполнении практических действий в соответствии со словесными инструкциями, например: иди быстро, подбрось выше,…
- Закреплять в играх умение показывать направления пространства с точкой отсчёта от себя: направо – налево, вверх-вниз, вперёд- назад, обозначать их в речи.
- Учить понимать и устанавливать взаимосвязи на предметных картинках по теме.
| 3-ий
| - Уточнять представления детей о зимних играх–забавах: игры со снегом, катание с горы, катание на санках и лыжах.
- Упражнять в умении передвигаться в заданном направлении с точкой отсчёта от себя (направо, налево, вперёд, назад), реагировать на словесную инструкцию – поправку, например: ”С топ! Правее! Левее! Стоп, вперёд!”
- Развивать пространственную ориентировку в подвижных играх с привлечением сохранных анализаторов с целью обеспечения личной безопасности.
- Учить понимать содержание сюжетных картин по теме, выделять наиболее значимые информативные признаки, устанавливать логические связи.
| 4-ый
| - Обогащать представления детей об играх на прогулке (с водой, снегом, спортивным инвентарём), о традиционных играх–забавах русского народа (катание на тройках, молодецкие потехи: «стенка», «царь горы», перетягивание каната).
- Закреплять и совершенствовать в играх умение передвигаться в большом пространстве в названном направлении по ориентирам и без них, сохраняя и изменяя направление движения.
- Развивать способность различать мелкие детали, объекты второго плана в сюжетном изображении по теме. Учить адекватно оценивать эмоциональное состояние героев картины. - Дать детям понятие о дополнении зрительной информации слуховой при ориентировке в большом пространстве с целью обеспечения личной безопасности и точной ориентировки.
|
Тема: ТРАНСПОРТ.
Год обуч-я
| Образовательные и коррекционные задачи
| 1-ый
| - Учить узнавать и называть транспортные средства: грузовая машина, автобус, лодка.
- Учить выделять части грузовика, автобуса: кабина, колёса, руль, кузов.
- Учить понимать назначение транспорта (перевозит грузы, людей).
- Учить различать с помощью зрения, слуха и других сохранных анализаторов неподвижный и движущийся транспорт.
- Учить различать проезжую часть дороги и тротуар; понимать значение сигналов светофора.
| 2-ой
| - Обогащать представления детей о транспортных средствах:
наземный транспорт – грузовик, легковой автомобиль, автобус, троллейбус, поезд; водный транспорт – лодка, теплоход; воздушный транспорт – самолёт.
- Учить понимать обобщающее слово “транспорт”.
- Учить различать и называть существенные детали транспортного средства (например, у самолёта – крылья, хвост; у парохода – трубы, нос; у троллейбуса – дуги…).
- Учить устанавливать связи между назначением транспортного средства и его строением.
- Развивать сенсорные способности детей при восприятии ими транспортных средств в доступном окружении с помощью слуха, осязания.
| 3-ий
| - Расширять представления детей о транспортных средствах:: наземный транспорт – грузовик, легковой автомобиль, автобус, троллейбус, поезд; водный транспорт – лодка, теплоход, катер; воздушный транспорт – самолёт, вертолёт. Знакомить со специальным транспортом: пожарная машина, милицейская, скорая помощь.
- Учить делать обобщения; группировать транспортные средства по назначению (грузовой – пассажирский – специальный), по виду (наземный –водный – воздушный).
- Уточнять представления об особенностях строения разных видов транспорта в зависимости от назначения.
- Дать знания о том, что разными видами транспорта управляют люди разных профессий: шофёр, машинист, лётчик, капитан.
- Учить понимать роль сигналов светофора для движения машин и пешеходов. Упражнять в переходе через улицу в положенных местах (переход). Учить технике безопасного движения с использованием зрения и сохранных анализаторов.
| 4-ый
| - Уточнять представления о транспортных средствах и их назначении. Научить называть разные виды грузового, пассажирского, специального транспорта; выделять в грузовом автомобильном транспорте: самосвал, бортовой грузовик, фургон.
- Учить выделять и описывать существенные признаки транспортных средств, группировать на их основе (по виду и назначению). Обогащать представления детей о труде по управлению транспортом, о трудовых действиях.
- Обогащать представления детей о многообразии специального транспорта, его оборудовании механизмами и устройствами для выполнения определённого вида работ. Учить понимать зависимость назначения транспорта от характера груза (почта, хлеб, мороженое).
- Наблюдать за движением машин, узнавать по звуку грузовой и легковой транспорт, определять удалённость движущегося объекта, скорость его движения.
- Уточнять знания детей о дорожных знаках, о разделении проезжей части дороги осевой линией. Учить элементарным правилам дорожного движения.
|
Тема: МЕБЕЛЬ.
Год обуч-я
| Образовательные и коррекционные задачи
| 1-ый
| - Учить выделять в ближайшем окружении предметы мебели: стул, стол, кровать, диван, шкаф.
- Формировать представления о назначении мебели.
- Приучать раскладывать книги, игрушки, посуду, одежду, в соответствующие предметы мебели (книжная полка, посудный или одёжный шкаф).
- Развивать умение устанавливать различия мебели по величине, структуре материала (большой– маленький, твёрдый – мягкий).
- Учить детей находить в групповой комнате свое место за столом, свою кровать в спальне, свой шкаф. Дать представление о назначении кукольной мебели в игровом уголке.
| 2-ой
| - Расширять детские представления детей о мебели, учить понимать назначение предметов мебели.
- Учить различать и называть существенные детали предметов мебели (например, у стула – ножки, спинка, сиденье).
- Учить группировать сходные предметы мебели по назначению (например, табурет, стул, кресло, диван).
- Упражнять детей в ориентировке в большом пространстве: действовать по словесной инструкции, ориентируясь на предметы мебели (подойди к столу, встань рядом с креслом и т.д.).
- Объяснять правила безопасности: всегда задвигать стульчик под стол, плотно закрывать дверки шкафа для того, чтобы легко и свободно передвигаться по группе.
| 3-ий
| - Обогащать представления детей о мебели, учить называть предметы мебели и материалы, из которых они сделаны.
- Развивать умение ориентироваться в многообразии предметов одного вида (столы разные по форме, величине, цветы, специальному назначению); упражнять в группировке предметов мебели по назначению, материалу, величине.
- Учить расставлять кукольную мебель по плану, находить несоответствия в плане и макете.
- Уточнять местоположение ручек на шкафах и ящиках с подключением мануальных обследовательских действий.
- Учить ухаживать за мебелью.
| 4-ый
| - Упражнять в умении правильно выделять существенные признаки и особенности окружающих предметов.
- Учить понимать связь между назначением, конфигурацией, материалом, из которого сделаны предметы мебели.
- Учить группировать, обобщать предметы мебели по существенным признакам внутри рода (по назначению, по форме, по цвету).
- Про |
|