Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные микшерные Пульты

Поиск

Кочиева Д. И.

СОВРЕМЕННЫЕ МИКШЕРНЫЕ ПУЛЬТЫ

 

Дипломный реферат

по специальности:

«музыкальная звукорежиссура»

 

 

Научный руководитель:

Ст. преп. Щеголь Р.А.

 

Ростов-на-Дону

Г.

Содержание

 

Введение. - 3 -

Глава 1. ЭПОХА АНАЛОГОВЫХ ПУЛЬТОВ.. - 5 -

1.1 Рождение микшерного пульта. - 5 -

1.2 Структура аналогового микшерного пульта. - 11 -

1.2.1 Входная ячейка. - 12 -

1.2.2 Блок обработки. - 15 -

1.2.3 Блок распределения. - 16 -

1.2.4 Мастер секция. - 18 -

1.3 Виды пультов. - 19 -

Глава 2. ЦИФРОВЫЕ МИКШЕРНЫЕ ПУЛЬТЫ.. - 25 -

2.1 Первые цифровые консоли. - 25 -

2.2 Возможности цифровых консолей. - 27 -

2.2.1 Работа с цифровым микшерным пультом. - 27 -

2.2.2 Различия в работе с цифрой и аналогом. Их достоинства и недостатки - 32 -

2.3 Пульты флагманы.. - 36 -

2.4 Выбор бюджетного цифрового пульта. - 41 -

2.5 Концертная практика цифровых консолей. - 48 -

Заключение. - 51 -

Список литературы.. - 53 -

Приложение 1. - 56 -

Приложение 2. - 61 -


Введение

В настоящее время существует огромное количество самого разнообразного звукового оборудования - различные процессоры, компрессоры, эквалайзеры и т.д., и т.п. В зависимости от финансовых возможностей и назначения конкретной студии список имеющегося оборудования может быть любым, однако во всех без исключения студиях есть кое-что общее – микшерный пульт. При этом совершенно неважно, каков он - дорогой «железный», или «виртуальный» компьютерный. Без микшерного пульта не обойтись ни в студии звукозаписи, ни на телевидении, ни на радио, ни на концертной площадке, ни в театре - нигде.

Особую важность занимает микшерный пульт в концертной практике. Если систему соединений в концертном комплексе сравнить с системой кровообращения в человеческом организме, то микшерный пульт, несомненно, будет являться сердцем концертного комплекса. Каждый концертный звукорежиссер имеет собственные предпочтения и зачастую важным условием проведения концерта известного исполнителя является поставка прокатной компанией желаемой модели пульта, что детально прописано в райдере музыканта.

Всё выше перечисленное диктует актуальность данной темы и в среде звукорежиссеров не вызывает сомнений с самого первого дня появления микшерного пульта.

Очевидно, что слабое владение микшерным пультом выливается в низкое качество звучания или в его полное отсутствие. Очень важно в работе с пультом опираться не только на технические знания, но и обладать при этом творческой свободой.

Немного забегая вперед скажем, что есть стереотип будто освоив микшер любого производителя – человек сможет «работать» и на других пультах. Это правда лишь отчасти. Да, аналоговые образцы от различных производителей имеют много всего общего, но современные цифровые пульты настолько отличаются друг от друга, имеют разную эргономику, терминологию, стандарты, что иногда при первом знакомстве приводит многих звукорежиссеров в полный ступор. Это снова говорит об актуальности и важности моей работы.

В работе использованы различные источники - это и монументальные труды отечественных авторов, и зарубежных, интернет статьи, обучающие видеокурсы, мнения известных звукорежиссеров, лично практический опыт автора.

Дипломная работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена истории возникновения микшерного пульта. Здесь рассматривается появление, а также то место, которое занимал микшерный пульт при переходе от ранних аналоговых монофонических записей к сложным многослойным аудиозаписям; все этапы развития технического оснащения консолей, описывается процесс совершенствования и эволюции от истоков до наших дней. В этой же главе рассматривается устройство пульта и виды пультов.

Вторая глава посвящена цифровым пультам: от пионеров и до флагманов- наилучшим образом зарекомендовавших себя фирм современного рынка. Будут рассмотрены находки инженеров, позволившие совершенствовать цифровые консоли до уровня «когда звучит как аналог, и даже лучше», и недоработки программного обеспечения консолей, и прочих ее элементов, что часто является причиной зависания или перезагрузки аппарата во время концерта. Также, здесь будут раскрыты различные нюансы при работе с микшерным пультом во время живых выступлений, и в студийных условиях. То, с чего начинается запуск пульта, через какие тернии приходится пробираться специалистам для достижения звездного звука, и многое другое.

Поскольку микшерный пульт имеет множество синонимов - это и микшер, и консоль, и микшерский пульт, то в дальнейшем в тексте все эти определения подразумеваются как взаимозаменяемые. Также важно указать, что будут рассмотрены только реальные аппаратные микшеры, а не так называемые виртуальные, программные, поскольку это выходит за рамки темы исследования.


Глава 1. ЭПОХА АНАЛОГОВЫХ ПУЛЬТОВ

 

Рождение микшерного пульта

В ранние годы звукозаписи не было никакой потребности в микшировании[1]. Вся работа с музыкальным балансом велась на этапе рассадки музыкантов, а сведением называлась предварительная отстройка баланса между главным вокалом и бэк-голосами. Единственный метод сведения существующий на тот момент был таков: микрофон устанавливался перед ансамблем или оркестром, а его выходной сигнал направлялся на рекордер или режущую монтажную машину. Далее, целая армия звукорежиссеров работала над полученной записью в мастерской. Распространенной считалась следующая рассадка музыкантов: ближе всех к микрофонам находились солисты, а остальная часть ансамбля чуть дальше. Однако вскоре стало возможным использовать одновременно несколько микрофонов, и корректировка баланса уже достигалась техническими средствами.

 

 

Рис.1. «Studer 69» - 1958 год

 

Процесс сведения такой, каким мы его знаем появился тогда же, когда и первые многодорожечные ленточные рекордеры. Это были обычно 4-х или 8-ми дорожечные устройства - простая консоль для микширования, которая занималась сведением треков уже после записи.

Первый микшерный пульт был изготовлен в 1958 году, компанией Вилли Штудера в Швейцарии. Это устройство, под названием «Studer 69», использовалось как катушечный магнитофон, и считалось портативным, но все же по сравнению с современными приборами было еще довольно громоздким. В то время, как 4-ех или 8-ми дорожечные консоли часто требовали предварительного сведения нескольких дорожек, появившийся в 70–х годах новый тип консоли- 16-канальной, позволял производить запись каждого канала на отдельную дорожку, одновременно. Этого вполне было достаточно. И в дальнейшем версия 24-канального рекордера уже была не столь востребована, ведь оказалось, что качество записи ухудшается от изобилия каналов. Оба формата работали с двухдюймовыми лентами, и предпочтительней, когда лента делилась на 16 каналов, а не на 24.

 

 

Рис. 2. Universal Audio 610

 

На таких консолях обычно работали несколько человек, так как каждый регулятор громкости канала занимал целую руку. Ширина фейдеров в какой-то мере и влияла на объёмы консоли, что естественным образом привело к идее «линейных фейдеров», которые уплотнили размеры пульта и расширили его число каналов. Теперь несколькими фейдерами одновременно можно было управиться одной рукой.

В конце 60-х годов транзисторы и многодорожечная запись заняли передовые позиции аудио-технологий.

В 1970-ых годах появилась первая многодорожечная 32-канальная консоль. Были доступны эквалайзеры и посылы FX на каждом канале, и стала возможной маршрутизация сигнала с одного канала на другой.

В середине 1970-ых гг. Neve разработал NECAM, первый компьютерный-управляемый моторизированный фейдер, благодаря VCA автоматизации (это было электронное устройство, в то время, как простой фейдер - механическое). Кроме того, эти фейдеры можно было регулировать компьютером, благодаря специальным движкам. Следующим шагом в развитии моторизированных фейдеров было запоминание их значений, в связи с чем и возник термин «Total Recall», используемый сейчас в самых разных вариациях. На начальных этапах моторизированные фейдеры были настолько дорогими, что публика смогла оценить это нововведение только спустя десяток лет.

Тогда же, с коммерческой точки зрения стали доступными DSP (digital sound processing) фирмы Neve, что ускорило процесс миниатюризации консолей.

 

 

Рис. 3. Первая цифровая консоль Neve DSP-1 – 1982 год

 

На изображении видно, как консоль работала со специальной программой. Аналоговый сигнал подвергался оцифровке в стэйджбоксе и отправлялся в виде последовательных цифровых данных с помощью оптико-волоконного кабеля на рэковую обработку. Вся обработка основана была на цифре – все что касалось процесса сведения сигнала, частотной коррекции, динамической обработки и др. Окончательный вариант сигнала далее направлялся в цифровом виде по протоколу AES/EBU на запись, либо преобразовывался для аналоговых вещательных устройств. Эта консоль была установлена в передвижных телевизионных транспортных средствах компании BBC, и вибрации от перевозок на нем очень плохо сказывались, что говорило о ненадежности при эксплуатации. Наверно его можно причислить к самым сложным и дорогим звуковым микшерам, когда-либо существовавшим.

Многие популярные производители микс консолей дебютировали в 1970 году. Наиболее известные производители в 1970 такие, как AMS Neve, Solid State Logic, API, Harrison и Raindirk.

 

 

Рис. 4. Микшерная консоль «Solid State Logic SL4000»

 

В 1980 годах микшерный пульт аналоговый пульт Solid State Logic SL4000 был очень популярен, что в значительной степени определило звук 80-х годов. SL4000 стал таким известным из-за нескольких новых функций: расширенный стереокомпрессор, популярные параметрические эквалайзеры на каждый канал, вносимый окрас. Невообразимые опции маршрутизации, включающие возможность использования канального sidechain.

Говорят, что на счету этого микшера самое большое количество платиновых альбомов. Solid State Logic 4000 остается очень популярной консолью для сведения и в наше время, и многие Б/У из которых доступны на маркете. Их больше не ремонтируют, поэтому многие люди покупают пару неисправных консолей и собирают из них одну рабочую.

 

 

 

Рис. 5. Электроника ПМ-01

 

Интересно, что в этот же период советские инженеры были заняты разработкой 12-ти канального микшерного пульта «Электроника ПМ-01 », который позже заполонил огромное количество государственных учреждений.

После 90-х многие любительские группы и исполнители записывали музыку в домашних условиях, во - первых появились действительно мощные DAW с первыми программными микшерами, а во- вторых цена многих из них стала доступной для многих пользователей. В это время появлялись как низкокачественные, так и достойные внимания домашние студии, а многие профессиональные студии звукозаписи потихоньку пришли к банкротству. На музыкальном рынке начался период кризиса. На вторичных рынках можно было встретить консоли высшего класса 80-90-ых гг. по низким ценам.

Количество компаний, производящих многоканальные аналоговые консоли, сокращалось, в то время как цифровые консоли начинали становиться всё более важными, а новое поколение звукорежиссеров и продюсеров выросло на DAW системах. Как и сейчас, многие хиты сводятся в маленьких студиях в проектах DAW с использование MIDI-контроллеров.

В конце 90-ых годов к началу 2000-х, казалось, что цифровые контроллеры с DAW окончательно вытеснят всё аналоговое оборудование из студий, но сегодня картина не так однозначна, не редко встречаются недовольные пользователи цифрового оборудования и в наше время.

 

Входная ячейка

Рис. 7. Панель входов и выходов аналогового пульта «Soundcraft FX16»

Секция входов состоит из определенного количества входных каналов (ячеек) — монофонических и стереофонических. Как правило, количество входных каналов кратно двум. Вход каждого моноканала обычно оформлен двумя гнездами: для микрофона (тип XLR) или линейного источника сигнала (TRS или RCA).

Конденсаторные микрофоны (и некоторые «активные» динамические микрофоны), требуют фантомного питания, и большинство консолей размещают кнопку включения 48 V на входах XLR. Рекомендуется совершать подсоединение микрофонов «при отключенном» фантомном питании.

 

 

Рис. 8. Вид кнопки включения фантомного питания с 1-8 каналы и предварительного усиления Gain пульта «Soundcraft FХ16»

Регуляторы коэффициента усиления входного сигнала – gaincontrol или trim, позволяют усилить или ослабить уровень звукового сигнала на входе консоли, так, чтобы не случилось клиппирования (для цифрового сигнала) и добавления нежелательных искажений (для аналогового).

После предварительного усиления в цепи сигнала может не совсем очевидное устройство: фазовращатель. Затем сигнал может быть подан на фильтры для ограничения его полосы и устранения нежелательных составляющих. В дорогих профессиональных пультах встречается полный набор: для обрезки НЧ, для обрезки ВЧ, с перестраиваемыми частотами среза. Но чаще всего, применяется простейший однокнопочный фильтр, обрезающий, как правило, только НЧ-составляющие ниже 80 или 100 Гц, с частотой спада 12 дБ на октаву.

Следующий элемент — это регулятор панорамы (PAN). Эта функция позволяет изменять положение монофонического сигнала, направляя его либо к левому, либо к правому выходу мастер шины. Таким образом создается эффект «псевдостерео». Кстати, если до панорамного регулятора сигнал был монофоническим, то после изменения состояния панорамы он станет стереофоническим.

Еще один элемент входной ячейки в большинстве микшеров это возможность вывода одной из версий сигнала через выход direct. Эти выходы появились в связи с потребностью записывать каждый канал источников пульта отдельно. Внутри консоли они идут сразу после входного каскада. На этом этапе сигнал обеспечен линейным уровнем громкости, но на него еще не влияют ни фейдеры, ни кнопки mute, ни эквалайзеры или какие-либо другие процессы в консоли. Типичное использование сигнала с direct выходов предполагает наличие рекордера на концерте, для осуществления многоканальной записи и в дальнейшем повторного сведения, только уже в студийных условиях.

В случае необходимости применения каких-либо внешних приборов обработки в тракт пульта встроены специальные insert ( от англ. – вставка, врезка) гнезда, которые расположены после предусилителя. Данный интерфейс представляет собой одновременно вход (англ.return – «возврат») и выход (англ. send – «посыл») канала. Встречаются подобные гнезда не только во входных ячейках пульта, но и в подгруппах, и в мастер-секции. Также возможно перемещение разрыва, с помощью специального переключателя, в различные точки тракта.

 

 

Рис. 9. Insert кабель Y-образный

Блок обработки

 

После манипуляций с посылами сигнала на внешнее устройство обработки, путь пролегает через эквалайзер (в некоторых высококачественных моделях, как студийных, так и концертных, есть собственные процессоры динамической обработки: компрессор, гейт, которые также срабатывают в определенной точке тракта. В типичной аналоговой консоли, возможности обработки сигнала заканчиваются на эквалайзере, и гибкость этого этапа может меняться в зависимости от финансовых и конструктивных возможностей. Есть следующие виды встроенных эквалайзеров:

 

 

Рис. 10. Трехполосный полупараметрический эквалайзеа аналогового микшерного пульта «Soundcraft FX16»

- полочный фильтр (shelf) - самый распространенный. Он встречается в Hi-Fi технике и в конструкции простых консолей. Полочный эквалайзер обычно имеет две ручки регулировки: одна настраивает высокочастотную составляющую, а другая – низкочастотную.

- параметрический эквалайзер – подходящий вариант для селективной, или хирургической обработки сигнала. Он более тонкий в настройках и сложный. Самый классический вариант этого типа эквалайзеров содержит элемент регулировки усиления или ослабления сигнала на фиксированной частоте, и с фиксированной полосой пропускания (определяющей диапазон затрагиваемых частот).

 

Блок распределения

 

Эта часть также называется Routing (маршрутизация). Сигналы после усиления, частотной и динамической обработки, поступающие с ячеек на последующие цепи, снимаются с двух точек схемы: часть сигналов снимается до фейдера, а часть - после. Как правило, все сигналы, которые идут в главный микс и на обработки снимаются после фейдера. Сигналы же, снимаемые до фейдера - это те, что поступают на сценические или студийные мониторы. Для того чтобы баланс мониторов не зависел от возможного изменения баланса в зале или в главном миксе.

 

 

Рис. 11. Регуляторы посылов AUX аналогового пульта «Soundcraft FX16»

В этом блоке также находятся посылы на шины AUX. Полное название этих сборных шин и соответствующих им выходов – Auxiliary Sends (дополнительные посылы). Со временем это название разделилось и укоротилось и в пультах часто встречается как AUX, так и Sends.

В теории посылы AUX существуют для отправки сигнала на дополнительные устройства обработки, общие для всех каналов в пульте. Уровень сигнала, посылаемого на эффекты, регулируется индивидуально. Это, как правило, происходит после регулирования фейдера. На практике посылы используются звукорежиссерами в основном для сценического мониторинга. А для этого существуют специальные переключатели Pre/Post.

Практически последний путь прохождения сигнала по тракту пролегает через подгруппы и выходную маршрутизацию. Посредством подгрупп осуществляется промежуточное, до главного микса, суммирование нескольких сигналов. Устройство ячейки подгруппы не имеет принципиальных отличий от обычной входной ячейки. Как правило, здесь те же эквалайзеры, только обычно попроще, регуляторы AUX, панорамные регуляторы, и т.д. В больших консолях также предусмотрены групповые «Insert» - ы для внешних процессоров, таких как компрессор и некоторые из них могут принимать линейные входы каналов для возврата с эффектов.

В дорогих пультах, как правило, студийных, встречаются и так называемые "виртуальные подгруппы". В индивидуальных канальных ячейках таких пультов, вместо переменных резисторов-фейдеров, уровень сигнала регулируется управляемыми усилителями - VCA [2]. Сами фейдеры вырабатывают только управляющий электрический сигнал для VCA. При этом становится возможным объединить VCA нескольких ячеек в одну группу, и сигналом одного фейдера управлять усилением сразу нескольких ячеек. Одна из ячеек назначается ведущей - master, а остальные - ведомыми, slave. При этом, естественно, сохраняются и все индивидуальные регулировки уровня, т.к. все управляющие сигналы, поступающие на VCA индивидуальной ячейки, просто складываются. Иногда такой способ еще называют "VCA Group".

В дополнение к стандартным средствам управления уровнем и режимами отключения и соло, цифровые консоли позволяют в ряде случаев группировку дополнительных элементов управления, таких как панорама, посылы или переключатели инвертирования фазы. В то же время, группировка контроллеров не изменяет исходный путь сигнала, поэтому невозможно отправить группу каналов на процессор.

Для масштабных широкоформатных выступлений созданы были специальные аудиоподгруппы, которые обычно называют матрицей микширования. Это, собственно, часть микшерного пульта со своим независимым микшером для выходов. Матричная система работает в основном также, как и AUX посылы, но входы матриц работают от аудиоподгрупп и основных выходов. Обычно матричных выходов 4, но иногда бывает 8. Эти отдельные выходы матрицы, как правило отправляются на отдельный кластер громкоговорителей, или на другие устройства, где требуется специальное объединение сигналов, допустим на сценические мониторы, наушники для музыкантов, громкоговоритель в фойе и т. д.

 

Мастер секция

 

Казалось бы, основная функция мастер-секции - просуммировать сигналы и выдать финальный стереомикс. Но в любом пульте имеется много узлов, которые не относятся ни к одной его части "персонально", а являются общими для всего пульта. Вот все эти узлы обычно и сосредоточены в мастер-секции. Прежде всего, это главный сумматор, мастер-фейдер, гнёзда разрывов Master insert и основной стереовыход с измерителем уровня.

Если в ячейках стоит одна многофункциональная кнопка - Cue [3] или Solo, то в мастере есть возможность переключения её режимов - PFL, AFL, SIP и т.д.

PFL (от англ. pre-fader listen - «пре-фейдерное прослушивание») - установлен на каждом входном канале практически любой консоли, независимо от размеров. Этот режим позволяет не деструктивно контролировать уровень сигнала без изменений на выходах, также прослушивать уровень канала с закрытым фейдером, в общем является важным инструментом для оптимизации усиления, и решения неисправностей со звуком. Минус в том, что не удается прослушать положение источника в стереобазе, а также подключаемые источники через шину AUX.

AFL (от англ. after-fader listen – «пост-фейдерное прослушивание») - имеет сходные функции с PFL, но как правило связан с каналами выхода, а не входа. AFL берется из точки тракта - пост-фейдер, что позволит проверить реальный уровень сигнала выходящего из пульта. Одна незначительная разновидность в области AFL называется solo -in-front (или SIF), основой которого является смесь AFL канала(ов) плюс пониженный уровень стереовыхода консоли. По сути это подчеркивает выбранные AFL каналы в контексте общего микса.

Ещё одна непременная часть серьёзного концертного или студийного пульта - переговорное устройство Talkback. Как правило, предусматривается возможность подключения к нему только одного микрофона с регулировкой его громкости и возможностью выбора "точки назначения". Это может быть главный выход, мониторные линии, и т.д. и т.п.

 

Виды пультов

 

Современные микшеры классифицировать исходя из различных принципов.

Вот некоторые из них:

1. По принципу действия – аналоговые и цифровые;

2. По сфере применения – концертный основной (FOH), концертный мониторный, студийный, вещательный (эфирные)

3. По конструкционным особенностям – «split» и «in-line»;

4. По виду исполнения – дискретные и монолитные;

5. По количеству входных и выходных каналов (8, 16, 24, 32 и т.д.).

Разберем различия пультов по конструктивным особенностям.

Ранние консоли имели отдельные входы и возможность контролировать усиление входных каналов. Входная секция была в левой стороне консоли, в то время как возвраты с внешних устройств обработки, мастер секция или мониторинг были справа. Из-за такого раздельного расположения подобные конфигурации получили название «split». В сплит-консолях также присутствуют фейдеры группы, - это выходы к мультитрековому рекордеру. Можно соединить несколько каналов в одну группу и записать их потом в один трек. Групповой фейдер будет контролировать общий уровень выходного сигнала. Выходы для записи и выходы мониторинга полностью самостоятельны. Эти консоли наиболее популярны в домашних и полупрофессиональных студиях, а также в концертной практике.

Чтобы преодолеть эксплуатационную непрактичность в консолях, в качестве альтернативного решения, была разработана первая in-line консоль. Такие микшерные пульты по строению более сложные, но гибкие в управлении и требуют меньшего физического пространства. Пульты такой структуры предназначены для звукозаписи, в силу чего менее известны в широких кругах. Как следует из самого названия (от англ. in-line – «в линию»), сам процесс звукозаписи как - бы "вытянут в линию". Канальная ячейка такой структуры состоит из двух обычных ячеек, включённых последовательно, друг за другом. Есть некое неудобство в управлении таким пультом - на канале рядом могут находиться и фейдер для мониторинга, и фейдер для записи на рекордер. Сигнал, пришедший на первую ячейку (к примеру, микрофонный), обрабатывается и поступает на вход одного из каналов записывающего устройства, а сигнал, воспроизведённый рекордером (как правило, этого же канала), поступает на вторую, где он обрабатывается в процессе сведения для получения финального микса. Естественно, при этом в каждой "физической" ячейке всё присутствует в двух экземплярах: два эквалайзера, два фейдера, и т.д. и т.п. Но это только в теории, а на практике с целью удешевления, многие фирмы конструируют часть узлов совмещёнными. Например - один эквалайзер, переключаемый туда-сюда, или постоянно включенный частью в одну половину ячейки, частью - в другую. Аналогично и с AUX, и с некоторыми другими узлами. Только микрофонный вход всегда один. Этот способ позволяет избежать проблем с коммутацией. Из-за больших возможностей In-Line пульты и стоят гораздо дороже.

Рассмотрим пульты по сферам их применения. Концертные микшерные пульты (или пульты FOH, front of house пульты) предназначены для проведения концертных мероприятий (Live-шоу). Как правило, имеют большое количество входных каналов, несколько подгрупп, дополнительных посылов и т.д. Концертные пульты должны быть более прочные и надежные в эксплуатации, так как предполагают постоянную транспортировку с мероприятия на мероприятие. В отличие от студийных пультов рядовые концертные микшеры имеют более худшие показатели по параметрам искажений, уровню шумов и т.д., но в то же время имеют более низкую стоимость. В аналоговых концертных микшерах редко можно встретить встроенную динамическую обработку и качественную пространственную обработку, поэтому концертному звукорежиссеру приходилось подключать внешнее «навесное» оборудование.

 

 

Рис. 12. Концертный FOH микшер MIDAS Venice U32

 

Мониторные микшерные пульты предназначены для решения задач, связанных с созданием нескольких миксов для музыкантов. Это нечто, вроде огромной матрицы микширования («Mix Matrix»), только выполненное как самостоятельное устройство и с гораздо большим количеством выходов. Используются, как правило, на концертах с большим количеством исполнителей или с большими составами групп. Стоит отметить, что специализированные мониторные пульты довольно редко можно встретить, таковыми могут называться даже небольшие по размерам пульты, там, где не все возможности обработки присутствуют, но они должны обеспечивать возможность создания дополнительных миксов.

 

 

Рис. 13. Мониторный микшер «Crest AudioX 20RM»

 

Студийные микшеры или микшеры для записи музыки, это практически те же пульты, которые используют при озвучивании концертов, за исключением того, что, во-первых, они должны иметь максимально качественные характеристики по параметрам сигнал/шум, количество искажений. Также желательно иметь побольше разъемов insert на разных уровнях тракта: от индивидуальных секций, до мастер-секци..

 

Рис. 14. Студийный микшер «Solid State Logic»

 

Эфирные пульты - это в некотором смысле был особый класс устройств, предназначенный в первую очередь для коммутации источников звуковых сигналов, но не для создания программ эфиров. Программы поступали на вход эфирного микшера уже в сформированном и обработанном виде. Источниками сигналов для микшерных пультов являлись цифровые звуковые станции на основе универсальных или специализированных компьютеров. Также источниками могли быть проигрыватели компакт-дисков и мини-дисков, DAT- магнитофонов, а также телефонные гибриды.[4] Непременным атрибутом эфирного микшера также являлись микрофонные секции с возможностью подачи фантомного питания. На канал микрофона обычно поступал голос диктора, который в эфире должен был звучать приятно и без заметных дефектов. Для этого использовался внешний голосовой процессор.[5] Помимо всего, такой микшерный пульт должен был обладать полным набором необходимых интерфейсов: телефонным интерфейсом для связи с аппаратной, возможностью автоматического отключения мониторных акустических систем при включении микрофона и световой индикацией выходов программы в эфир. Эквалайзеры здесь как правило не нужны, поскольку входные сигналы полностью готовы бывали для передачи в эфир.

 

Рис. 15. Эфирный пульт «Dateq BCS50»


 

Первые цифровые консоли

 

Цифровая эпоха настала независимо от желаний и стремлений консерваторов. Первые попытки внедрения цифрового оборудования в концертную практику возникли во второй половине восьмидесятых, когда мало кому известная французская компания InnovaSON заявила о себе концертным микшером футуристического вида с колоссальной стоимостью. Мало кто тогда обратил внимание на это устройство, но в 1999 году фирма Yamaha, которая одной из первых стала успешно разрабатывать цифровые приборы обработки, показала консоль PM1D, которая и по сей день используется на различных мероприятиях, несмотря на то что ее производство прекратилось.

Стремление к компактности сыграло с производителями злую шутку: первые пульты были похожи на кассовые аппараты для отъема денег с непонятно для чего приделанным звуком. Минимум фейдеров, минимум энкодеров, зато много кнопок, переключающих функции этих самых энкодеров. Пока звукорежиссер добирался до нужной функции, концерт мог закончиться. По это причине у звукорежиссеров первые пульты вызывали отторжение. В связи с этим многие производители цифровых микшеров стали имитировать ячейку привычного аналогового пульта, и тут уже не идет речь ни о какой компактности, но зато эргономичность и скорость работы важнее. Таковым был один из самых первых микшеров (1980 года) «Yamaha DMP7». Три встроенных процессора эффектов, моторизированные фейдеры, трехполосный эквалайзер для каждого канала. Каждый фейдер имел обычный миниатюрный электрический мотор. Недостатком было то, что процессоры эффектов были слишком простыми.

 

 

Рис. 16. Одна их самых первых цифровых консолей «Yamaha DMP7»

 

Бичом ранних консолей была медленная обработка аудиоинформации, особенно на этапе АЦП/ЦАП, или при использовании внешних эффектов (что почти в 2 раза увеличивало время задержки). Такая медленная работа микшерного пульта во время мониторинга была крайне неудобной, так как при прослушивании исполнителем себя через IEM[6], слышна была задержка его партии, что сильно могло дезориентировать музыкантов. Конечно, цифровой пульт в те времена уступал аналогу в очевидных вещах и не удивительно, что долгое время у звукорежиссеров присутствовал скептицизм.

Сегодня возросла в разы функциональность, за счет увеличения количества процессорных плат, что кратно усилило вычислительную мощность. На каждый канал можно назначить различные эквалайзеры, динамическую обработку, а в свободно назначаемые инсертные точки включить разнообразные внешние приборы. Во всех микшерах имеются штатные приборы для временной обработки, не менее четырех. Также, можно назначить задержку на выходы и входы, что важно при озвучивании многомикрофонной техникой больших составов, во избежание гребенчатой фильтрации.

Касаемо операционных систем, в самых популярных консолях: Avid/Digidesign, DiGiCo, элитных и очень дорогих Stagetec, применяется «WinXP embedded» – за долгие годы существования ее довели до достаточной степени надежности. В некоторых аппаратах, например, Yamaha, операционная система своя собственная, у других (Allen&Heath, Midas и др.) – различные варианты Linux.

 

Пульты флагманы

 

Одним из важнейших пунктов в техническом райдере любого серьезного гастролирующего артиста является микшерский пульт. В приложении №1, к данному дипломному реферату приведен один из примеров технического райдера современного исполнителя. Указанные в нем пульты более подходят для гастрольных условий. А пульты, которые будут рассматриваться в этой главе- это универсальные микшеры, располагающие органами управления аудиовизуальных эффектов, посредством которых можно провести любое шоу, начиная с запуски фейерверка и заканчивая качественным завидным саундом.

YAMAHA CL5

 

 

Рис. 22. Микшерный пульт «YAMAHA CL5»

 

«YAMAHA CL5» – это цифровой концертный микшер, 72 моно- и восемь стереоканалов, 34 фейдера. Прилагаются опционально коммутационные блоки Rio3224D и Rio1608D.

В пультах используется уже проверенный практикой пользовательский интерфейс Centralogic и общепринятый на сегодняшний день интерфейс Selected Channel. Как утверждается, совершенствования пульта направлены на то, чтобы сделать его более простым и удобным в работе. На повышение удобства направлено и такое нововведение, как «User Defined Knobs» — четыре поворотных регулятора, назначение которых пользователь может выбрать самостоятельно.

В пультах серии CL существенно расширены эквалайзеры и эффекты. В частности, есть блок эффектов, в котором применяется технология виртуального моделирования аналоговых цепей. Производитель отмечает наличие стойки «Premium Rack», укомплектованной эквалайзером «Rupert Neve Designs Portico 5033» и компрессором-ограничителем «Portico 5043», звучащие один в один как их железные предшественники. В «виртуальную стойку» можно собрать до восьми блоков, включая любые из шести полос эквалайзера и эффекты.

В первоначальных версиях были некоторые недочеты, например, загрузка сцен происходила с флешки, что было не очень удобно, или с iPad невозможно было регулировать custom слои, а последующие версии прошивок были заметно лучше. В CL5 есть очень интересная функция – диммеры на mute-группах, т.е. можно настроить пульт так, что при нажатии mute-группы, набранные в нее каналы, будут не просто замолкать, а становиться тише на заданную величину. Драйвер виртуальной звуковой карты (Dante Virtual Soundcard), который идет в комплекте к пульту или его можно купить отдельно, позволяет подключить компьютер к сети Dante и записывать/воcпроизводить мультитрек, причем необязательно в Nuendo, а с помощью любой DAW, которая есть в компьютере. Больше ничего дополнительного не требуется. Благодаря конвертеру CL5 можно пользоваться готовыми сценами от других версий Yamaha, например, PM5D, M7CL, LS9, некий семейный доступ.

Заглянем с тыла. На самой консоли расположились восемь дополнительных аналоговых входов-выходов на разъемах XLR, цифровой выход AES, порты primary и secondary сети Dante, порт обычного Ethernet, входы-выходы внешней синхронизации, MIDI и три слота карт Mini-YGDAI. Кстати, вышла карта с процессором Lake – теперь PA-систему можно построить без применения внешнего процессора.

 

 

Рис. 23. Порты primary и secondary сети Dante

 

Консоли серии CL предлагают два решения для живой записи: традиционную 2-канальную запись прямо на USB-флэшку и высококачественную многоканальную запись на цифровую рабочу



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 3281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.249 (0.018 с.)