Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И их копии работы Л. ДмитриеваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Серебряный рубль 1736 г. с портретом императрицы Анны Иоан-новны особого типа, впервые выполненным выдающимся шведским медальером Иоганном Карлом Гедлингером, является довольно примечательной и редкой монетой, в связи с чем в различных нумизматических изданиях о ней сообщается немало разнообразных сведений. К сожалению, эти сведения часто бывают противоречивыми, а иногда и ошибочными. Монетная иконография Анны Иоанновны весьма обширна, а художественный уровень портретов императрицы на монетах отличается большой неоднородностью. Тем не менее прослеживаются три довольно четко зафиксированные группы портретных изображений. Первая группа включает монеты, чеканившиеся с 1730 по 1737 г. Если не считать нескольких монет 1730 г., стоящих как бы особняком (рис. 1), то эта группа оказывается представленной монетами с бесчисленными вариациями портретов всего двух типов: первый преобладал в 1730 — 1734 гг., второй — в 1734 — 1737 гг. Авторство в формировании основных черт портрета первого типа (рис. 2) несомненно принадлежит датскому граверу Антону Шулыгу, находившемуся на русской службе почти 12 лет — с 1724 по 1736 г. Родоначальником и, видимо, единственным исполнителем портрета второго типа (рис. 3) скорее всего был "резного штемпельного дела мастер" Иван Васильев, знак которого — литера "В" на первой справа ленте наплечника — проставлен на двух штемпелях лицевой стороны рублевиков 1734 г. (рис. 4). Оба типа портретов на монетах первой группы в их многочисленных вариантах отличаются весьма низким качеством художественного исполнения, причем в ряде случаев эти портреты не только не имеют сходства с оригиналом, но и граничат с карикатурой. Вторая группа включает в основном монеты 1734 г. и представлена работами четырех талантливых и самобытных граверов, имена которых нам, к сожалению, пока неизвестны. Правда, М. М. Максимов в статье "Медальер Иван Васильев" утверждает, что именно Васильев является автором всех портретов на монетах второй группы, но с таким мнением никак нельзя согласиться: слишком значительны и принципиальны стилистические отличия этих работ от подписанных работ Васильева (см. рис. 4). Работы одного из авторов портретов на монетах второй группы (рис. 5) отличаются бескомпромиссным реализмом, работы других несут на себе отпечаток определенной идеализации образа (рис. 6 — 8), но все они свидетельствуют о высоком профессионализме их авторов. Особенно наглядно это проявляется при сравнении портретов на монетах второй группы с портретами, созданными Шульцем и Васильевым. Третью группу составляют монеты 1736 — 1740 гг. с портретами работы медальера Иоганна Карла Гедлингера и "резного штемпельного дела подмастерья" (позднее — мастера) Лукьяна Дмитриева (рис. 10 — 17, 22, 23), а также монеты с портретами работы гравера, начавшего свою деятельность с 1738 г. на восстановленном Петербургском монетном дворе (рис. 18). Портреты на монетах третьей группы — типичные парадные портреты с умеренной идеализацией образа, выполненные в лучших традициях западно-европейского медальерного искусства XVIII в. Эти монеты характерны и существенными изменениями в оформлении реверса: архаичное изображение гербового орла, помещавшееся на монетах первой и второй групп (рис. 9), в 1736 г. было заменено изображением с весьма реалистической трактовкой деталей (см. рис. 10 — 14), хотя с конца 1737 г. изображение гербового орла опять становится достаточно условным (рис. 19). Таким образом, в монетной иконографии императрицы Анны Иоанновны наличествуют три художественных направления. Основоположником третьего направления, основные черты которого сохранялись на русских портретных монетах до конца XVIII в., был медальер Иоганн Карл Гедлингер (1691 — 1771 гг.), уроженец Швейцарии, находившийся на русской службе в 1736 — 1737 гг. За столь непродолжительное пребывание в России Гедлингер "...делал на медали и монеты штемпели и сверх того вырезал вновь Ея Императорскаго Величества большую печать", за что получил жалованье в размере 4 тыс. руб. (доношение из Канцелярии Монетного правления в Сенат от 26 мая 1737 г.). Здесь все ясно, а вот в отношении чеканки монет штемпелями, изготовленными Гедлингером, имеется ряд вопросов, которые до последнего времени не имели окончательного решения. Ход чеканки монет и медалей гедлингеровскими штемпелями получил следующее отражение в правительственных документах. Согласно именному указу от 16 сентября 1736 г., Кабинетом [Кабинет в 1731 — 1740 гг. — верховный государственный орган в составе трех кабинет-министров, официальный совет при императрице.] 21 сентября было передано в Монетную канцелярию: серебро с рудника на острове Медвежьем в количестве 1 пуда 19 фунтов 10 золотников (24,2 кг); серебро из Сибирского приказа (с Нерчинских рудников) в количестве 2 пудов 35 фунтов 19 золотников (47,2 кг); золото из Сибирского приказа в количестве 7 фунтов 73 золотников (3,2 кг). Из этого "кабинетского" металла, приведя его в "надлежащую указанную пробу" (для червонцев это была 93-я проба золота, для рублевиков — 77-я проба серебра), Монетная канцелярия должна была изготовить "... из золота десять новых медалей, да пятьдесят червонных, из серебра с Медвежьяго острова новых-же медалей пятьдесят, да рублевиков сто новыми (гедлингеровскими. — В. У.) штемпелями, а из Сибирскаго Приказа серебро все переделать в рублевую монету... " (указ из Кабинета в Монетную канцелярию от 21 сентября 1736 г.). 7 ноября 1736 г. императрице были преподнесены золотые и серебряные медали, оттиснутые штемпелями Гедлингера, а 15 января 1737 г. Канцелярия Монетного правления представила в Кабинет 50 гедлин-геровских червонцев и 100 гедлингеровских же рублевиков. По состоянию на 19 апреля 1737 г. из оставшегося "кабинетского" серебра штемпелями Гедлингера было начеканено еще 2571 шт. рублевиков (доношение из Канцелярии Монетного правления в Кабинет от 19 апреля 1737 г.)4. 5 июня 1737 г. Канцелярия Монетного правления дала указание отправить из Петербурга в Москву "покупное и подрядное" серебро для чеканки из него рублевиков "... штемпелем мастера Лукьяна Дмитриева, который резан со штемпеля медальера Гедлингера точно". По состоянию на 25 августа 1737 г. таких монет было начеканено 257 тыс. шт. (доношение из Канцелярии Монетного правления в Кабинет от 19 сентября 1737 г.). При рассмотрении приведенных выше сведений и при изучении самих монет сразу же возникает вопрос: а все ли рублевики первой партии, изготовленные в количестве 2671 шт., датированы 1736 г., и все ли они отчеканены штемпелями работы самого Гедлингера? Ведь чеканка этой партии была закончена лишь в апреле 1737 г., и есть ли гарантия, что какая-то часть рублевиков из "кабинетского" серебра не могла быть датирована 1737 г.? А Дмитриев скопировал гедлингеров-ские штемпеля на столь высоком профессиональном уровне, что его копии практически не имеют признаков, позволяющих надежно отличить их от подлинных штемпелей Гедлингера. Конечно, штемпеля аверса рублевиков 1737 г., которые считаются копиями (см. рис. 13, 14), имеют хорошо заметные отличия от считающихся подлинными штемпелей аверса рублевиков 1736 г. (наиболее заметны различия в рисунке украшений на корсаже императрицы). Но ведь теми же самыми деталями различаются между собой и два известных штемпеля аверса рублевиков 1736 г. (см. рис. 10, 11). Точно так же обстоит дело и со штемпелями реверса: рублевики и 1736, и 1737 гг. встречаются с двумя основными разновидностями гербового орла — с "растрепанным" хвостом (см. рис. 10 и 14) и с "компактным" хвостом (см. рис. 11 и 13). Таким образом, простое сопоставление рисунков штемпелей аверса и реверса не позволяет определить, какой из рублевиков 1736 г. или 1737 г. отчеканен подлинными штемпелями Гедлингера, а какой — штемпелями работы Дмитриева. Именно это обстоятельство позволило М. М. Максимову в его работе "Очерк о серебре" утверждать, что часть рублевиков 1736 г. была отчеканена штемпелями, изготовленными Дмитриевым еще до отъезда Гедлингера из России и самим Гедлингером одобренными (согласно доношению Канцелярии Монетного правления в Сенат, Гедлингер покинул Россию не раньше 26 мая 1737 г.).К таким монетам М. М. Максимов относит рублевик, изображенный на рис. 11, и по вполне понятной причине: помещенный на реверсе этой монеты гербовый орел имеет "компактный" хвост, а именно эта разновидность гербового орла характерна для подавляющего большинства рублевиков 1737 г. (см. рис. 13), штемпеля которых, по общему мнению, безусловно изготовлены Дмитриевым. Но автору "Очерка о серебре", видимо, не были известны две монеты, находящиеся в собрании Государственного Исторического музея: рубль 1737 г. с "растрепанным" хвостом гербового орла (см. рис. 14) и рубль 1736 г. (см. рис. 12), отчеканенный с использованием штемпеля аверса рубля, показанного на рис. 11, и штемпеля реверса рубля, показанного на рис. 10. Конечно, если известны две монеты, отчеканенные двумя различными комплектами штемпелей (см. рис. 10, 11), то можно предположить, что эти комплекты были изготовлены двумя граверами: один комплект Гедлингером, а другой Дмитриевым. Но если обнаруживается монета, свидетельствующая об использовании и Гедлингером, и Дмитриевым обеих разновидностей гербового орла (см. рис. 14), а также монета, отчеканенная смешанным комплектом штемпелей (рис. 12), то становится очевидным, что оба комплекта 1736 г. изготовлены Гедлингером. Действительно, присутствуя лично при чеканке всех монет первой партии (из "кабинетского" металла), Гедлингер, конечно же, не мог допустить, чтобы штемпель, изготовленный им, знаменитым на всю Европу медальером, использовался в паре со штемпелем, изготовленным безвестным копиистом. Также маловероятно, чтобы Гедлингер допустил к чеканке монет из первой партии и отдельный комплект штемпелей работы Дмитриева, тем более что ни штемпеля Гедлингера, ни штемпеля Дмитриева личным знаком гравера не помечены. Что же касается причин изготовления Гедлингером второго комплекта штемпелей, то скорее всего потребовались дубликаты для замены штемпелей из первого комплекта, вышедших из строя еще до того, как были отчеканены все монеты первой партии. В настоящее время невозможно определить, какой именно комплект штемпелей был изготовлен Гедлингером первоначально, но если предположить, например, что первым комплектом была отчеканена монета, представленная на рис. 10, то выстраивается такая последовательность: сначала в первом комплекте вышел из строя и был заменен штемпель аверса, в результате чего появилась монета, показанная на рис. 12; поскольку эта вторая разновидность гедлингеровского рубля встречается значительно реже двух других, можно сказать, что очень скоро разрушился и штемпель реверса из первого комплекта, и после его замены при дальнейшей чеканке появилась третья разновидность рублевика 1736 г. (см. рис. 11). Аналогичную последовательность можно проследить и в том случае, если считать, что первым комплектом штемпелей отчеканена монета, представленная на рис. 11, но тогда первым вышедшим из строя в этом комплекте окажется штемпель реверса. Рассуждая таким же образом, можно прийти к выводу, что в случае разрушения и второго штемпеля реверса Гедлингер вполне мог заменить его третьим, но датированным уже 1737 г., поскольку именно эта дата соответствует действительному времени чеканки если и не всех, то достаточно большой части рублевиков из "кабинетского" серебра. Однако эта версия фактическими материалами не подтверждается. Не обнаружено ни одного гедлингеровского рублевика 1737 г., отчеканенного с использованием одного из двух известных штемпелей аверса 1736 г., а возможность того, что Гед-лингеру пришлось во второй раз заменять, и притом одновременно, и штемпель реверса, и штемпель аверса, представляется совершенно нереальной. Имеется еще одно важное обстоятельство, связанное с местом чеканки первой партии гедлингеровских рублевиков. В Корпусе русских монет вел. кн. Георгия Михайловича, в предисловии к тому, посвященному монетам Анны Иоанновны, говорится: "В 1737 г. возникает мысль о возобновлении этого двора (Петербургского, закрытого в 1728 г. — В. У.), и вскоре здесь открывается передел монеты; уже в 1737 г. на Петербургском монетном дворе отчеканено 2671 руб. из кабинетского серебра". Однако эти сведения оказываются неверными, если учесть, что именным указом от 15 сентября 1737 г. было предписано "... начать монетное дело производить... " на восстанавливаемом Петербургском монетном дворе лишь с 1 января 1738 г. Да и первая сплавка серебра для монетной чеканки, согласно доношению графа Головкина в Кабинет от 17 февраля 1738 г., была произведена на Петербургском дворе, располагавшемся в Трубецком бастионе Петропавловской крепости, 24 января 1738 г., тогда как изготовление первой партии гедлингеровских рублевиков из "кабинетского" серебра в количестве 2671 шт. было закончено, как уже говорилось, до 19 апреля 1737 г. Так где же были отчеканены рублевики из первой партии? Чтобы выяснить это, обратимся к другим документам того времени. Доношение Канцелярии Монетного правления в Кабинет от 7 декабря 1736 г. содержит следующие сведения. Согласно именным указам от 17 января и 20 марта 1734 г., для размещения Канцелярии Монетного правления был куплен за 300 руб. двор с каменными и деревянными палатами, принадлежавший кн. А. Н. Прозоровскому и находившийся в Петербурге на Московской стороне в приходе у церкви Воскресения Христова. "И по силе тех указов оный двор за показанную цену куплен и переустраивай, и сделаны среди того двора ка-менныя палаты, в которых лежит казна денежная, золото и серебро, плавильня покупному и подрядному золоту и серебру и пробовольня, а в купленных палатах поставлены прессы для печатания медалей, рублевых монет и червонных, и к тому делу всякие материалы и инструменты". Таким образом, в бывших палатах кн. Прозоровского было установлено именно то оборудование, которое требовалось для чеканки медалей и монет штемпелями Гедлингера. Что такая чеканка была действительно выполнена в Петербурге (а в то время, кроме как в палатах кн. Прозоровского, чеканить монеты и медали в Петербурге было негде), свидетельствует доношение Канцелярии Монетного правления в Кабинет от 19 апреля 1737 г., содержащее отчет о выполнении именного указа от 16 сентября 1736 г. Так, в доношении, в частности, отмечается, что затраты на изготовление серебряных медалей и рублевиков оказались более чем вдвое большими аналогичных затрат в Москве (т. е. на Кадашевском монетном дворе) — 14 руб. 06 коп. на пуд серебра, переработанного в медали и монеты, при стоимости переработки пуда серебра в Москве всего 6 руб. 64 коп. Столь большой перерасход средств, видимо, явился следствием в первую очередь полукустарных условий производства, которые, кстати сказать, нашли отражение даже во внешнем облике рублевиков, отчеканенных в палатах кн. Прозоровского. Дело в том, что при перевозке из Москвы прессов и другого оборудования, по всей вероятности, забыли захватить стандартный гуртильный инструмент, а самодельный инструмент, изготовленный на месте, оказался несоответствующим стандартному по рисунку гуртового узора. Поэтому все гедлин-геровские рублевики первой партии, чеканившиеся в палатах кн. Прозоровского, имеют оформление гурта (рис. 20), заметно отличающееся от оформления гурта рублевиков, отчеканенных на Кадашевском, а позднее на Красном и на Петербургском монетных дворах (рис. 21). Так как нестандартный гуртовой узор имеют гедлингеровские рублевики, датированные только 1736 г., можно с уверенностью утверждать, что в первой партии, отчеканенной из "кабинетского" серебра, не было монет, датированных 1737 г. И еще одно подтверждение факта чеканки гедлингеровских медалей, червонцев и рублевиков в бывших палатах кн. Прозоровского: на плане Петербурга 1738 г. (составленном Н. Б. Зихгеймом) эти палаты под № 141 прямо обозначены как "Монетный двор". Итак, рублевики с портретом императрицы типа Гедлингера и с гербовым орлом нового рисунка (см. рис. 10 — 14) четко разделяются на две группы: все датированные 1736 г. отчеканены штемпелями работы И. К. Гедлингера, а датированные 1737 г. чеканились только штемпелями, скопированными Л. Дмитриевым с подлинных штемпелей. Дошедшие до нас сведения о замечательном русском гравере Лукьяне Дмитриеве, не только безупречно копировавшем медальные и монетные штемпеля знаменитого Гедлингера, но и создавшем на ряде своих штемпелей портреты императрицы с вполне самостоятельной трактовкой образа (см., например, рис. 15) весьма немногочисленны. Не удалось даже установить даты его рождения и смерти. Из ведомости, представленной в феврале 1735 г. из Монетной канцелярии в Сенат, известно только, что с 1724 г. он был определен в ученики к Антону Шульцу, а при проверке в мае 1733 г. учеников Шульца было отмечено, что "...мастерство их,...а паче ученика Лукьяна Дмитриева, по-видимому, хорошо и нарочито... "; 19 октября 1734 г. асессоры Левкин и Нартов объявляют: "...оной Шульц обучил тому своему искусству ученика Лукьяна Дмитриева... " Октябрь 1734 г., видимо, и следует считать временем окончания его ученичества. Согласно доношению главного директора Монетного правления графа М. Д. Головкина в Кабинет от 3 сентября 1737 г., "резного штемпельного дела подмастерье Лука Дмитриев" жалованья получал 100 руб. в год, тогда как "резного штемпельного дела мастер Иван Васильев" — только 70 руб. 5 августа 1737 г. М. Д. Головкин, учитывая особые успехи Дмитриева в резьбе медальных и монетных штемпелей, ходатайствует перед Кабинетом о выдаче Лукьяну Дмитриеву "...от Ея Императорскаго Величества Всемилостивейшего награждения". Примерно с середины 1737 г. Дмитриев именуется в документах мастером. Что же могло послужить причиной прекращения чеканки монет штемпелями работы Гедлингера и переноса чеканки в Москву с использованием штемпелей работы Дмитриева? В Корпусе русских монет, в упомянутом выше предисловии говорится: "Так как штемпель Гедлингера испортился, то московским резчиком Лукьяном Дмитриевым был вырезан в 1737 г. новый штемпель по Гедлингеровскому образцу". Вполне вероятно, что к концу чеканки рублевиков из "кабинетского" серебра гедлингеровские штемпеля были значительно изношены и требовали замены. Но ведь Гедлингер вполне мог и сам изготовить новый комплект штемпелей, необходимый для продолжения чеканки рублевиков из "покупного и подрядного" серебра, и отказались от его услуг, несомненно, только потому, что слишком дорого обходились они русскому правительству: ведь за два месяца работы Гедлингер получил 4 тыс. руб., тогда как Дмитриев, резавший штемпеля, ничуть не уступавшие по качеству гедлингеровским, получал всего-навсего 100 руб. в год. Формальной же причиной прекращения чеканки рублевиков штемпелями работы Гедлингера могла быть именно та, на которую в свое время указывал М. М. Максимов — полное израсходование "кабинетского" серебра. За время чеканки рублевиков гедлингеровского образца в Москве, т. е. в течение примерно двух месяцев, Дмитриев изготовил, по ориентировочным подсчетам, не менее восьми комплектов копий со штемпелей Гедлингера. Однако 18 августа 1737 г. в Москву был направлен указ о прекращении чеканки рублевиков этими штемпелями. Дело в том, что Контора Монетного правления вдруг обнаружила на их аверсе написание титула императрицы в сокращенном виде — "Б. М. АННА 1МПЕРАТРИЦА I САМОДЕРЖ. ВСЕРОСС. ". Усмотрев в этом явное нарушение придворного этикета (хотя сокращение "самодерж." использовалось еще на рублях и полтинах 1734 г. — см. рис. 6 — 8), Контора обязала Кадашевский монетный двор чеканить рублевики только с полным титулом (доношение из Конторы Монетного правления в Кабинет от 15 сентября 1737 г.).В соответствии с этим распоряжением Дмитриев вырезал новые штемпеля аверса не только для рублевиков, но и для полтин, по-прежнему с портретом императрицы типа Гедлингера, но уже с полным титулом в круговой надписи (см. рис. 15, 16). Также был существенно изменен рисунок гербового орла на реверсе (рис. 19). Интересно отметить, что круговая надпись на аверсе рублевиков гедлингеровского образца, несмотря на сокращения, оставалась вполне грамотной, тогда как надпись без сокращений, помещавшаяся на подавляющем большинстве монет Анны Иоанновны, всегда писалась с ошибками в последнем слове — "ВСЕРОСИСКАЯ". Рубли и полтины нового образца чеканились в Москве с 1737 по 1740 г., а в 1739 г. к ним присоединился полуполтинник также с портретом императрицы типа Гедлингера (рис. 17). Еще одним совершенно неясным является вопрос о чеканке в 1736 г. золотых червонцев. Согласно именному указу от 16 сентября 1736 г. Монетная канцелярия должна была изготовить из "кабинетского" золота пятьдесят червонцев. В своей работе "Очерк о золоте" М. М. Максимов утвеождает, что это задание было выполнено только в 1738 г., однако в доношении из Канцелярии Монетного правления в Кабинет от 19 апреля 1737 г. однозначно указывается, что 15 января 1737 г. в Кабинет было представлено 50 гедлингеровских червонцев. Утверждение М. М. Максимова, конечно же, основывается на том, что до настоящего времени не обнаружено ни одного червонца, датированного 1736 г. Но это могло произойти по той причине, что, поступив в ведение Кабинета, гедлингеровские червонцы до 1741 г., видимо, не расходовались, а в этом году они были все до одного перечеканены в червонцы Елизаветы Петровны. В известных нам письменных источниках нет сведений об изготовлении Лукьяном Дмитриевым штемпелей червонцев, и все же штемпеля аверса червонцев 1738 и 1739 гг. (рис. 22), судя по характерным особенностям помещенного на них портрета императрицы типа Гед-лингера, никто, кроме Дмитриева, вырезать не мог, тем более что эти червонцы чеканились либо в Москве, либо на Петербургском монетном дворе, но штемпелями, доставленными из Москвы. Последняя монета, изготовление штемпелей которой приписывается Иоганну Карлу Гедлингеру, — это медный портретный 5-копееч-ник 1740 г. (рис. 23). В Корпусе русских монет его описание сопровождено таким примечанием: "Судя по резьбе, оба штемпеля этой монеты собственноручной резьбы знаменитого медальера Гедлингера в Стокгольме". Нет ничего удивительного в том, что штемпеля 5-копеечника 1740 г. были изготовлены Гедлингером спустя три года после его отъезда из России. Будучи в Швеции, он продолжал выполнять заказы русского правительства. Например, им были изготовлены штемпеля медали с портретом императрицы Елизаветы Петровны, заказ на которые он мог получить не ранее 1741 г. Штемпеля 5-копеечника 1740 г., оставшиеся неутвержденными, предназначались для перечеканки пятаков образца 1723 — 1730 гг. Пробные монеты, оттиснутые этими штемпелями, уникальны: помещенное на их реверсе изображение ордена Андрея Первозванного изготовлено из желтого металла (видимо, из бронзы) и каким-то, пока невыясненным, способом укреплено на груди гербового орла. В заключение остается упомянуть о пяти новодельных монетах, две из которых соответствуют монетам, отчеканенным штемпелями Гедлингера, — рубль 1736 г. (рис. 24) и 5-копеечник 1740 г. (рис. 25), а три — монетам, отчеканенным штемпелями Дмитриева — червонец 1738 г. (рис. 26), полтина и полуполтинник 1739 г. (рис. 27, 28). Кроме того, портрет Анны Иоанновны типа Гедлингера воспроизведен еще на одной новодельной монете — на фантастическом гривеннике 1739 г., отчеканенном в меди (рис. 29). Из всех этих новоделов особенно не повезло 5-копеечнику (см. рис. 25), штемпеля которого были изготовлены на Екатеринбургском монетном дворе резчиком, никогда не имевшим дела с портретными штемпелями. Примечания
1МАКСИМОВ М. М. Медальер Иван Васильев // Советский коллекционер, 1975. № 13. С. 145 — 149. 2 См.: ГЕОРГИЙ МИХАЙЛОВИЧ Вел. Кн. Монеты царствования императрицы Анны Иоанновны. Спб., 1901. С 76. 3См. там же. С. 138. 4 См. там же. С. 148. 5 См. там же. С. 156. 6 МАКСИМОВ М. М. Очерк о серебре. М.: Недра, 1981. С. 158 — 161. 7 См.: ГЕОРГИЙ МИХАЙЛОВИЧ Вел. Кн. Указ. соч. С. 76. 8 См. там же. С. V. 9 См.: ПСЗ, № 7357. 10См.: ГЕОРГИЙ МИХАЙЛОВИЧ Вел. Кн. Указ. соч. С. 178. 11 См. там же. С. 140. 12См. там же. С. 148. См. там же. С. 93 — 95. |4См. там же. С. 137 — 138. 15Там же. С. 153. 1бТамже. С. 111. 17См.: МАКСИМОВ М. М. Очерк о серебре. М.: Недра, 1981. С. 154. 18См.: ГЕОРГИЙ МИХАЙЛОВИЧ Вел. Кн. Указ. соч. С. 156 — 157. "См.: МАКСИМОВ М. М. Очерк о золоте. М.: Недра, 1988. С. 69. 20См.: ГЕОРГИЙ МИХАЙЛОВИЧ Вел. Кн. Указ. соч. С. 148. 21 См.: СПАССКИЙ И. Г. Петербургский монетный двор от возникновения до начала XIX в. Л.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 1949. С. 20 — 22. 22См.: ГЕОРГИЙ МИХАЙЛОВИЧ Вел. Кн. Указ. соч.,С. 244.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.59.121 (0.017 с.) |