Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глобальные вызовы современности↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Глобальные вызовы современности Новая экономика: экономика, основанная на знаниях В настоящее время мир характеризуется усилением глобальной конкуренции, быстрыми переменами и стремительными потоками информации. Этот мир существует по законам новой экономики, экономики инноваций и знаний, в которой ключевая роль отводится интеллектуальному капиталу, приобретающему роль основного фактора производства. В основе новой экономики находится человек, являющийся генератором идей, и его интеллект – источник капитала. Материальные активы и природные ресурсы перестают быть ключевыми факторами развития, знания и непрерывное обучение сегодня уже стали доминирующей компонентой в создании добавленной стоимости. Экономике знаний требуются не только квалифицированные трудовые ресурсы, но ресурсы интеллектуальные, способные создавать инновации в любых сферах. Поскольку в новой экономике работники становятся физически менее «привязанными» к рабочим местам, бизнес может привлекать интеллектуальный капитал независимо от того, где находятся его носители, либо сам приходит в места концентрации качественного человеческого потенциала.
Конкурентоспособность Центрами развития новой экономики становятся крупные города, которые больше не могут рассчитывать на то, что их бизнес и промышленность останутся неизменными. В традиционной экономике главными конкурентными преимуществами городов были транспортно-географическое положение и природные ресурсы. Сегодня компании выбирают места концентрации человеческого потенциала и лучшего качества жизни. Благополучие города все в меньшей степени зависит от численности его населения, но все больше становится связанным с качеством человеческого потенциала. В новой экономике началась конкуренция городов за человека.
Высокая мобильность трудовых ресурсов Люди становятся более мобильными, потоки миграции – стремительными и разветвленными. Решения о переезде определяются теперь не только появлением новых рабочих мест в связи с возникновением новых производств, но и целой совокупностью социальных, экономических и личностных факторов. Важнейшим условием конкурентоспособности города становится умение сохранять и развивать имеющийся потенциал жителей города, а также привлекать в город новых людей, сохранять связи и капитал, накопленные теми, кто уехал из города.
Демографическая ситуация «Население мира растет, движется и стареет. Население бурно растет в самых бедных странах мира. Притяжение более высокого уровня жизни за рубежом побуждают десятки миллионов людей без квалификации перемещаться из бедных стран в богатые промышленные страны, где их рабочая сила не нужна».[1] В России сложившаяся в результате первичной индустриализации система расселения не обеспечивает воспроизводства человеческих ресурсов в большинстве городов. Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте в условиях ожидаемого экономического роста, может в перспективе создать дефицит рабочей силы. В то же время происходит увеличение доли населения пенсионного возраста, что может привести к дополнительной нагрузке на трудоспособное население.
Рост общественного капитала Общественный капитал, представляя собой совокупность связанных между собой индивидуальных капиталов, является основой для стратегического планирования городов. В новой экономике при доступности практически любой информации и знаний, сетевых социальных связях и отношениях между людьми общественный капитал приобретает особое значение. Многократно возрастает значимость каждого индивидуального капитала в рамках сообщества. Индивидуальные стратегии людей начинают оказывать существенное влияние на развитие всего общества и на характер общественной среды. В этой связи развитие города становится не просто суммарным результатом реализации планов своих жителей, но получает дополнительный импульс от синергетического эффекта, которым обладает общественный капитал.
Факторы развития города Ключевые проблемы Снижение численности населения города Перми До 2004 года Пермь была городом-миллионником. Однако свой миллион жителей Пермь получила искусственным путем в периоды эвакуации жителей других городов во время Великой Отечественной войны, активного «завоза» рабочей силы на пермские предприятия оборонного комплекса в послевоенные годы, а также за счет административного присоединения соседних населенных пунктов[2]. После появления возможности самостоятельно выбирать места для жизни люди стали уезжать из города. Миграционный прирост в Перми имел стабильно отрицательные значения в период 1999–2005 годов[3]. До сих пор из Перми ежегодно уезжают порядка 7 тысяч человек[4]. Миграция неизбежна и будет нарастать. Многие молодые люди выражают желание жить в другом городе, некоторые планируют отъезд уже в ближайшие 2–3 года[5]. Если данные тенденции сохранятся и установка на жизнь в Перми среди молодежи год от года будет слабеть, количество уезжающих будет и дальше расти. Это станет серьезной проблемой для города. Миграционная проблема в городе носит не столько количественный, сколько качественный характер. Пермь в основном является точкой притяжения для жителей Пермского края[6]. Основными причинами переезда в Пермь являются родственные связи, более широкие возможности для трудоустройства и обучения[7]. Международная миграция характеризуется значительной долей выходцев из государств Закавказья и Средней Азии[8]. Отток из города происходит большей частью в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург и их области, а также в Германию, Израиль, Канаду и США[9]. Таким образом, структура миграционных потоков складывается не в пользу Перми. Особенность пермской миграции в том, что приезжают в город в основном жители сельских территорий и маленьких городов, а уезжают выпускники вузов и молодые специалисты в столичные крупные города[10]. Снижение численности населения города происходит также за счет естественной убыли населения. В 1992 году смертность населения Перми превысила рождаемость и город, как и большинство российских городов, вступил в период депопуляции. С 1990-х годов, с учетом естественной убыли, численность населения города в целом сократилась более чем на 100 тысяч человек[11], что сопоставимо с численностью некоторых российских городов[12]. По оценке на 01.01.2010 г. численность населения города составила 986,5 тыс. чел. В последние годы в городе наблюдается рост рождаемости при снижении смертности. В то же время процесс естественной убыли населения пока продолжается. В структуре смертности на первом месте находятся болезни кровообращения (порядка 60% от общего числа умерших), на втором месте смертность от новообразований (более 15%), на третьем – от несчастных случаев, отравлений и травм (более 13%). В структуре причин смертности для Перми характерен повышенный уровень смертности от внешних причин (алкогольные и иные отравления, травмы, самоубийства). В Перми, как и в России в целом, продолжается старение населения, что в перспективе может привести к повышению социальной нагрузки на работающее население.
Низкий уровень благоустройства города Уровень благоустройства территории города не соответствует потребностям и ожиданиям жителей. Ключевыми являются проблемы, связанные с утилизацией твердых бытовых отходов и уборкой снега, практическое отсутствие ливневой канализации, недостаточный уровень освещения улично-дорожной сети. Термин «неухоженность» применительно к городу чаще других приводили жители города в качестве характеристики современной Перми[36].
Конкурентные преимущества города Видение города Исходя из современных мировых вызовов, на основе конкурентных преимуществ города, сформированных с учетом исторических, общественных, социально-экономических и пространственных предпосылок развития Перми, Стратегия направлена на всемерное и всестороннее развитие человеческого потенциала города. Человеческий капитал должен стать основой развития города в будущем. Двигателями новой экономики становятся творческие, активные, амбициозные люди с предпринимательским духом. Их ценностями являются разнообразие возможностей для самореализации, доступность всего мира, гражданские свободы, комфортная среда. Доля таких людей в местном сообществе должна увеличиваться. К 2030 году Пермь должна стать городом, который обладает конкурентными преимуществами для развития, привлечения и удержания человеческого потенциала, который предоставляет возможности любому человеку для развития карьеры и роста личной капитализации, реализации инициатив и амбиций, воплощения новых идей и проектов, формирования активной жизненной позиции.
Миссия города Миссия города состоит в обеспечении лучших возможностей для свободной самореализации человека с комфортными условиями для жизни.
Стратегические направления Достижение стратегической цели будет осуществляться по двум стратегическим направлениям: 1) обеспечение базовых потребностей человека, 2) предоставление возможностей для самореализации. Удовлетворение базовых потребностей человека является необходимым, но не достаточным условием для удержания и привлечения человеческого потенциала. Только в сочетании с продвижением по второму стратегическому направлению – предоставление возможностей для самореализации – можно достичь стратегической цели. Развитие человеческого потенциала должно быть обеспечено за счет повышения уровня и качества образования жителей города, развития ключевых компетенций, востребованных современной экономикой, создания условий для непрерывного образования, повышения уровня общественного здоровья, создания условий для экономического роста как в традиционных отраслях, так и в отраслях новой экономики, обеспечения гражданских свобод. Привлечение качественного человеческого потенциала должно быть основано на обеспечении необходимых условий для удовлетворения базовых потребностей человека, а также на предоставлении городом уникальных возможностей для самореализации в образовании, культурном развитии, предпринимательстве, научной и инновационной деятельности, других сферах. Удержание качественного человеческого потенциала должно быть основано на обеспечении жителям города качества городской среды, возможностей для получения образования, сохранения здоровья, организации досуга, занятий профессиональной деятельностью и других возможностей для самореализации. Здоровье Здоровье - важнейшее базовое условие для формирования человеческого потенциала. Здоровый образ жизни должен стать сознательным выбором каждого жителя города. В свою очередь, город создаст условия всем пермякам независимо от их возраста и материального положения для улучшения состояния здоровья, поддержания здоровья в процессе работы или учебы, занятий физкультурой и спортом, перехода к здоровому питанию. Профилактика здоровья пермяков от младенческого до пенсионного возраста станет основным принципом обеспечения общественного здоровья. Пермь также должна стать одним из лучших российских городов по уровню квалификации медицинского персонала, его ориентированности на запросы жителей города, организации оказания медицинской помощи. Результатом должно стать увеличение периода активной жизнедеятельности граждан, снижения показателя первичной заболеваемости населения до уровня не выше среднего значения по Российской Федерации. Жилье Жилье – главное требование, которое предъявляют все граждане при выборе места жительства, а также основное условие обеспечения мобильности населения. Жилищное строительство в городе должно обеспечить разнообразие форм жилой застройки в соответствии с предпочтениями и платежеспособным спросом пермяков, специфическими потребностями отдельных категорий граждан. Результатом должно стать улучшение обеспеченности жильем и комфортности условий проживания, расширение возможностей выбора жилья. Целью является ежегодный темп прироста ввода в действие общей площади жилых домов по отношению к среднему объему ввода за 10 предшествующих лет не менее 10%; Целевым показателем к 2030 году по данному приоритетному направлению является увеличение доли ввода жилья на территориях жилых кварталов, в отношении которых осуществлена комплексная застройка в рамках реконструкции застроенных территорий, от общего объема годового ввода жилья (нарастающим итогом) до 50%.
Городская среда Городская среда в целом, включая организацию общественных пространств и жизни в городе – основное условие для удержания и привлечения человеческого потенциала. Общественные пространства должны стать безопасными, привлекательными, доступными и благоустроенными. В городе необходимо создать безбарьерную среду для всех групп населения с особым вниманием к людям с ограниченными возможностями. Организация общественных пространств внутри кварталов и на придомовых территориях будет способствовать развитию соседских и гражданских инициатив. Территория города должна планироваться более рационально. Жителям города должна быть обеспечена доступность социальной инфраструктуры (детских садов, школ, поликлиник и т.д.). Коммунальная инфраструктура города должна обеспечить высокое качество и надежность коммунальных услуг. Город будет строить свое будущее, учитывая экологические условия, и стремиться к их улучшению. В городе будет проходить череда разнообразных событий для поддержания «живой», «бурлящей» среды, рассчитанной на все группы жителей и максимально охватывающей всю территорию города. Результатом должно стать существенное повышение комфортности городской среды.
Образование Образование не только дает возможность самореализации в рамках расширения знаний и профессиональных навыков, но и является стартовым условием для самореализации в других сферах, в том числе выделенных в качестве приоритетных направлений Стратегии. В городе должны быть созданы условия для непрерывного профессионального и неформального образования. Все жители города должны иметь возможность получать и развивать в течение всей жизни необходимые в современном обществе социальные компетенции, навыки предпринимательства, изучать иностранные языки, повышать компьютерную грамотность. Должен быть обеспечен доступ к системе социальных лифтов для одаренных детей и молодежи вне зависимости от их материального положения. Усиление связи образовательного процесса с предприятиями и организациями города и стажировки в бизнесе и муниципальных структурах должны обеспечить широкие возможности трудоустройства. Результатом должно стать повышение уровня и качества образовательного капитала жителей города. Целевыми показателями к 2030 году по данному приоритетному направлению являются увеличение доли лиц с высшим образованием в общей численности населения города[45] в два раза по сравнению с данными 2002 года и увеличение числа студентов высших учебных заведений в 2 раза по сравнению с 2009 годом.
Культура Культурапредоставляет широкие возможности не только для самореализации творческого человека в его профессиональной деятельности, но и для творческой, насыщенной жизни, не связанной с профессиональной деятельностью. Город должен дать возможность жителям заниматься любыми видами творчества, как самодеятельного, так и профессионального, обучаться искусству и формировать творческое мировоззрение, востребованное не только культурой, но и экономикой. Необходима концентрация в городе креативных людей, поддержка атмосферы творческой свободы и роста, проведение в городе событий общероссийского и международного масштаба. Должны быть созданы условия для реализации любых культурных инициатив, привлечения внешних «культурных инвестиций», воплощения в жизнь авторских культурных проектов, в том числе через развитие современной инфраструктуры для творчества и с помощью поддержки культурных инициатив и проектов. Результатом должно стать превращение самореализации в сфере культуры в фактор социально-экономического развития города.
Наука В условиях новой экономики наука предоставляет возможности не только для проведения исследований, но и для внедрения инноваций, получения удовлетворения от конкретных результатов научной деятельности. Самореализация человека в сфере науки способствует внедрению инновационных процессов для повышения производительности труда и развития экономики. Большой потенциал для реализации научных идей и технологий, развития важнейших прикладных исследований и внедрения разработок, накопленный в городе, должен быть использован в полной мере. Для этого должна быть создана инфраструктура научных разработок и внедрения их результатов. Необходимо адаптировать научно-технологический комплекс к условиям рыночной экономики, дать возможность для самореализации молодым ученым, обеспечить взаимодействие государственного и частного капитала в целях развития науки и технологий, использовать научный и образовательный потенциал ученых, живущих за пределами города и страны. Результатом должны стать лучшие возможности для создания и внедрения инноваций в научно-производственной сфере. Целевым показателем по данному приоритетному направлению является доля затрат организаций (кроме субъектов малого предпринимательства) на исследования и разработки в общей сумме затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) с темпом прироста 0,12–0,15 процентного пункта в год.
Гражданское общество Гражданское общество обеспечивает возможности самореализации в общественной деятельности, связанные как с повышением общей активности жителей города, так и с активной гражданской позицией многих успешных предпринимателей, деятелей культуры, науки, образования, в привлечении или удержании которых заинтересован город. Общественная жизнь в городе должна сформировать благоприятную среду для рождения творческих инноваций, сплочения местного сообщества, развития личностных качеств жителей города. Одной из современных тенденций общественного развития является увеличение роли социальных инноваций, инноваций в сфере самоорганизации общества по сравнению с техническими и технологическими инновациями. Город будет и дальше предоставлять все возможности для активной общественной жизни и реализации гражданских инициатив: будет приветствоваться открытое обсуждение самых острых вопросов, осуществляться широкий общественный диалог, сотрудничество властей с общественными организациями, будут поддерживаться разнообразные формы участия жителей в местном и общественном самоуправлении. Результатом должно стать зрелое гражданское общество, обеспечивающее существенный вклад в развитие человеческого потенциала.
Повышение доступности жилья Решение данной задачи направлено на удовлетворение жилищных потребностей отдельных групп населения, которые в силу разных причин не могут удовлетворить эти потребности на рынке. Наибольший разрыв между потребностями и возможностями обычно испытывают молодые семьи, особенно при рождении детей, граждане, оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации, отдельные группы мигрантов. В рамках решения данной задачи планируется:
Приоритетное направление «ОБРАЗОВАНИЕ» Для развития человеческого потенциала, повышения конкурентоспособности Перми в сфере образования город намерен развиваться в русле основных современных тенденций в сфере образования: создание эффективной системы образования; приход непрерывного образования[50] на смену традиционному; превращение образования в одну из «экспортных» отраслей; увеличение прямого вклада образования в экономику; развитие системы профессионального образования, структурно увязанной с системой экономики; повышение качества образования, обеспечиваемого государственным и общественным контролем. Для этого будут решены следующие задачи.
8.2.1.1. Обеспечение доступного и качественного непрерывного образования для всех возрастных групп населения Задача направлена на повышение доступности качественных образовательных услуг на всех стадиях жизненного цикла человека независимо от места проживания, уровня дохода и социального положения, расширение их спектра в зависимости от потребностей различных групп населения. В сфере дошкольного образования задача будет решена через: формирование у родителей установки на необходимость раннего воспитания и обучения детей для раскрытия потенциала ребенка и формирования его успешной жизненной стратегии; развитие рынка услуг дошкольного образования с целью удовлетворения разнообразных запросов родителей. В сфере общего, начального и среднего профессионального образования задача будет решена через: управление качеством образования на муниципальном уровне через систему поощрений и дополнительного финансирования общеобразовательных учреждений разных форм собственности в зависимости от качества образования учеников; повышение качества образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья за счет дистанционного и инклюзивного обучения; Для лиц трудоспособного возраста задача будет решена за счет: формирования мотивации взрослого населения к выработке потребностей в непрерывном образовании; расширения спектра предоставляемых взрослому населению услуг непрерывного образования, в первую очередь, связанных с необходимыми базовыми знаниям, умениями и навыками в сфере социальных коммуникаций, компьютерной грамотности, предпринимательства, иностранных языков; Для людей старше трудоспособного возраста задача будет решена за счет: стимулирования учреждений общего, профессионального и дополнительного образования к организации разных уровней и форм обучения людей старшего возраста; организации «университета третьего возраста» при сотрудничестве отделения Пенсионного фонда по Пермскому краю, органов социальной защиты населения, общеобразовательных школ и вузов города.
8.2.1.2. Выявление и развитие потенциала лучших образовательных учреждений, педагогов и учащихся Задача направлена на повышение потенциала лучших образовательных учреждений, педагогических коллективов, а также учащихся, которые способны на нестандартный подход к обучению и восприятию знаний, к формированию и использованию в учебном и воспитательном процессе педагогических, технических и социальных инноваций. В рамках решения данной задачи планируется: постоянное повышение профессиональных педагогических компетенций; увеличение образовательных программ международного уровня с получением выпускниками школ документов об общем среднем образовании международного образца; повышение уровня владения иностранным языком выпускниками общеобразовательных школ города; разработка и реализация вузами города образовательных программ совместно с зарубежными партнерами, с выдачей дипломов, признаваемых за рубежом. В результате решения задачи к 2030 году ежегодное число учащихся, получающих документы о среднем образовании международного образца, составит не менее 50 человек.
8.2.1.3. Формирование системы социальных лифтов для талантливых детей, учащихся и студентов Задача направлена на создание за счет средств регионального и местного бюджетов, пермских предприятий и благотворительных средств системы поддержки получения лучшего образования талантливыми школьниками и студентами независимо от их социального статуса, дохода семьи, состояния здоровья и т.п. В результате решения задачи число студентов, ежегодно получающих стипендии администраций города и Правительства Пермского края, составит не менее 1 тысячи человек.
Планирование реализации Стратегии 11.1. Место Стратегии в системе планирования социально-экономического развития города Перми
Стратегия является документом долгосрочного планирования социально-экономического развития города Перми до 2030 года, определяет долгосрочную цель, стратегические и приоритетные направления, задачи развития города, основные механизмы решения задач и соответствующие им целевые показатели. Процесс муниципального управления осуществляется на основе Стратегии, а именно: среднесрочное и оперативное планирование социально-экономического развития города Перми осуществляется на основе Стратегии; документы территориального, бюджетного планирования, программы развития коммунальной инфраструктуры и другие плановые документы развития города Перми разрабатываются и реализуются в координации со Стратегией; организация деятельности администрации города Перми, в том числе функционально-целевых блоков, функциональных органов и подразделений, территориальных органов администрации города Перми осуществляется с учетом стратегической цели, стратегических и приоритетных направлений, задач и целевых показателей реализации Стратегии. 11.2. Координация Стратегии с другими документами планирования Администрация города Перми организует планирование и управление реализации Стратегии в координации с Генеральным планом города Перми, документами градостроительного планирования, программами развития коммунальной инфраструктуры. С целью обеспечения наибольшей эффективности реализации Стратегии и достижения стратегической цели будет осуществляться координация Стратегии и среднесрочных планов по реализации Стратегии с документами планирования Пермского края и Российской Федерации, стратегиями развития предприятий и организаций, действующих или планирующих деятельность на территории Перми. Программы и проекты, планируемые для реализации Стратегии, и предполагающие софинансирование из бюджета Пермского края и (или) федерального бюджета, подлежат согласованию в установленном порядке. Применение механизмов координации Стратегии и других ключевых документов планирования обеспечит эффективность взаимодействия участников реализации мероприятий Стратегии.
Корректировка Стратегии Изменения и дополнения в Стратегию утверждаются в установленном порядке решением Пермской городской Думы, в том числе по представлению администрации города Перми. Предложения по внесению изменений и дополнений в Стратегию подлежат обсуждению на Коллегии при Главе города Перми. Стратегия подлежит корректировке в случаях существенных изменений внутренних и внешних условий: делающих невозможным или нецелесообразным реализацию отдельных приоритетных направлений, отдельных задач Стратегии, достижение целевых показателей Стратегии, в том числе в установленные сроки; требующих формирования новых приоритетов развития города, постановки новых задач, в том числе в случае досрочного достижения отдельных целевых показателей Стратегии. Стратегия может быть скорректирована в других случаях с учетом соблюдения принципов устойчивости долгосрочных целей и гибкости в выборе механизмов достижения стратегической цели, установленных Стратегией.
[1] Лестер Туроу «Будущее капитализма», Новосибирск, «Сибирский хронограф», 1999. [2] В 1768 году численность Перми составляла 1,630 тыс. чел., в 1852 году – 13,391 тыс. чел., в 1928 году – 84,805 тыс. чел., в 1939 году – 255 тыс. чел., в 1962 году – 701 тыс. чел., в 1973 году – 901 тыс. чел., в 1989 году – 1092,4 тыс. чел. (по данным архива Пермского края). Рост численности населения Перми 1920–1930-х годах был вызван включением в состав города окрестных сел и крупного поселка Мотовилиха и строительством в самой Перми новых предприятий в рамках индустриализации, его ускорение в 1940-х годах – эвакуацией в Пермь более 450 производств из оккупированных западных районов страны. [3] Здесь и далее источником является территориальный орган Росстата по Пермскому краю, если не указано иное. [4] Миграционный отток из Перми составил в 2005 году – 8,057 тыс. чел., в 2006 году – 7,818 тыс. чел., в 2007 году – 7,806 тыс. чел., в 2008 году – 6,962 тыс. чел., в 2009 году - 6,050 тыс. чел. За период с 1999 по 2009 год число выбывших составило 99,289 тыс. чел. [5] По данным социологического опроса, желание «жить в другом городе» в той или иной форме было высказано 38% респондентов в возрасте 18–30 лет. При этом в ближайшие 2–3 года планируют переехать жить в другое место 7,8% респондентов в возрасте 18–30 лет (с. 13, приложение 4 к Отчету о проведении социологических исследований в г. Перми по проблемам и перспективам развития города (далее – Отчет), подготовленного Пермским государственным университетом по заказу Института экономики города в июле 2009 года). Здесь и далее, если не указано иное, в качестве источника социологической информации используются данные Отчета. [6] По данным социологического исследования, 69% приезжих составляют представители городского и сельского населения Пермского края (Отчет, с. 46). Здесь и далее для анализа миграционного баланса при проведении социологического опроса были отобраны респонденты, приехавшие в Пермь во взрослом возрасте (17 лет и старше) в течение последних 10 лет. По данным территориального органа Федеральной миграционной службы по Пермскому краю за 2005–2007 годы, категория приезжающих в Пермь из городских и сельских поселений Пермского края составляет около 68% всех прибывших в Пермь. В 2005 году – 4,758 тыс. чел. (65,9% от общего числа прибывших), в 2006 году – 5,686 тыс. чел. (69,4% от общего числа прибывших), в 2007 году – 5,440 тыс. чел. (69% от общего числа прибывших). [7] Анализ данных социологических исследований показывает, что Пермь привлекает людей в первую очередь с точки зрения возможностей трудовой деятельности (44% указали, что в Перми «проще найти работу по специальности, хорошую зарплату», 12% - «сделать карьеру, продвинуться»). Второй по степени распространенности причиной приезда в город является стремление быть ближе к родным и близким (21%). Высокий уровень развития инфраструктуры, социальной сферы стал причиной переезда для 10% респондентов (Отчет, с. 46–47). [8] По данным территориального органа Федеральной миграционной службы по Пермскому краю за 2005–2007 годы, порядка 60% приезжающих жить в Пермь из зарубежных стран составляют выходцы из государств Закавказья и Средней Азии. В 2005 году – 224 чел. (45% от числа прибывших в Пермь из зарубежных стран), в 2006 году – 271 чел. (59,8% от числа прибывших в Пермь из зарубежных стран), в 2007 году – 459 чел. (69,7% от числа прибывших в Пермь из зарубежных стран). [9] По данным территориального органа Федеральной миграционной службы по Пермскому краю за 2005–2007 годы, среди уезжающих из Перми (за пределы Пермского края) порядка 17% уезжают в Москву и Московскую область, 12% – в Екатеринбург и Свердловскую область, 6% – в Санкт-Петербург и Ленинградскую область, примерно 4% – в зарубежные страны (исключая страны СНГ и Балтии, государства Закавказья и Средней Азии). При этом в последней из указанных категорий мигрантов около 35% уезжают жить в Германию, порядка 10% – в Израиль, 9% – в США и примерно 5% – в Канаду. [10] По данным социологического исследования, доля респондентов, планирующих в ближайшее время уехать из Перми, составляет в общей численности опрошенных около 5%. Средний возраст членов этой группы - 32 года. По образовательному уровню в составе планирующих отъезд 49% с начальным и средним профессиональным образованием, 26% с высшим образованием. Основную массу приезжих (69%) составляют представители городского и сельского населения Пермского края. По образовательному составу переезжающие в Пермь включают 33% с начальным и средним профессиональным образованием, 8% с высшим или неполным высшим образованием. Также см. предыдущую ссылку. [11] Максимальная численность постоянного населения в Перми была достигнута в 1990 году (по состоянию на 1 января 1991 года) и составила 1094,454 тыс. чел. Численность постоянного населения на 1 января 2009 года в Перми составила 985,806 тыс. чел. Таким образом, за период с 1991 по 2009 год численность постоянного населения сократилась на 108,648 тыс. чел. [12] Обнинск – 105,5 тыс. чел., Ухта – 103,4 тыс. чел., Элиста – 102,7 тыс. чел., Тобольск – 99,8 тыс. чел., Магадан – 99,6 тыс. чел., Сарапул – 99,4 тыс. чел. (источник: Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2008 года. М.: Росстат, 2008). [13] Аналитическая записка об исторических предпосылках формирования города Перми в актуальном состоянии, в том числе в ключевых сферах, стр. 7. [14] Рейтинг самых криминальных городов России проводился в 2008 году журналом Русский Newsweek по средневзвешенным данным за 2002-2006 год. По данным рейтинга, город Пермь находится на 3 месте после городов Сургут и Тюмень (http://www.runewsweek.ru/country/8957/) [15] Данные 2006 года [16] В 2009 году количество преступлений на 10 тысяч населения в среднем по Пермскому краю составило 325,8; в Нижнем Новгороде - 394,4; в Казани – 262,2; в Челябинске – 285,0. По данным Росстата, за 2009 год в среднем по Российской Федерации количество преступлений на 10 тысяч человек составило 211. [17] По данным Главного управления внутренних дел по Пермскому краю [18] Аналитическая записка о текущем социально-экономическом положении города Перми, включая анализ (в том числе SWOT-анализ) имеющихся и потенциальных ресурсов, стр. 73-74. [19] В 2008 году объем промышленного производства в Перми составлял 344,4 тыс. руб. на душу населения [20] Для сравнения: в странах Европейского Союза доля предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, составляет порядка 50%. [21] Проведены в 2009 году Пермским центром социального партнерства и социологических исследований при ПГУ [22] Аналитическая записка по материалам глубинных интервью с предпринимателями. [23] «Ведение бизнеса в России – 2009», доклад международного банка реконструкции и развития/ Всемирного банка (www.doingbusiness.org). [24] www.forbesrussia.ru/node/50039 [25] Под городами-конкурентами здесь и далее понимаются города Екатеринбург, Казань, Челябинск, Нижний Новгород, Самара. [26] http://rating.rbc.ru/article.shtml?2009/10/27/32600137 [27] Для сравнения: Казань – 22,8%, Нижний Новгород – 21,7%, Челябинск – 19,4% Екатеринбург – 22,4%. [28] Основные итоги социально-экономического развития города Перми в 2009 году. Аналитический сборник//Пермь, 2010. [29] Там же. [30] Данные государственного учреждения «Центр занятости населения г.Перми и Пермского края» [31] Отчет о проведении социологического исследования, стр. 31. [32] Информация по обеспеченности и вводу жилья приведена по данным Росстата (формы федерального статистического наблюдения № 1-жилфонд, № 1-ИЖС и № С-1). Кроме того, по данным социологического исследования, 20% респондентов, планирующих в ближайшее время уехать из Перми, среди прочих причин планируемого отъезда называют отсутствие доступного жилья. При этом отсутствие доступного жилья является третьей по распространенности причиной отъезда после экологических проблем (38%) и плохих условий для трудоустройства, развития карьеры (26%) (Отчет, с. 47). [33] Челябинск – 23,4 кв.м./чел., Казань, Самара – 23,2 кв.м./чел., Нижний Новгород – 22,6 кв.м./чел., Екатеринбург – 22,8 кв.м./чел. [34] В перечень 6 предприятий города с максимальным объемом вредных выбросов в атмосферу входят ТЭЦ-6 и ТЭЦ-14 [35] По данным Росстата, результаты государственного статистичес
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.145.17 (0.015 с.) |