Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первенство г. Москвы по туризму среди учащихся↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Первенство г. Москвы по туризму среди учащихся ГОУ ЦРТДиЮ «Жулебино» ЮВОУО
Отчет о водном туристском походе С пешеходной частью Категории сложности по Полярному Уралу, Совершенном с 23 июля по 10 августа 2009 г.
Маршрутная книжка № 177-04/4-240 Руководитель группы: Суворов Алексей Викторович адрес: Москва, ул. Кухмистерова, дом 11, кв. 108 контактный тел: 8-495-3538606
Маршрутно-квалификационная комиссия МосгорСЮТУР рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю. Категория сложности: вторая Отчет использовать в библиотеке Мосгорсютур
Москва 2009 г. Стр. Содержание 2.1. Справочные сведения о походе……………………………….1 2.2.Состав группы ………………………………………………….2 2.3.Общая фотография группы……………………………………2 2.4.Определяющие препятствия маршрута……………………..3 3.Характеристика района похода…………………………………4 3.1. Справочные сведения …………………………………………4 3.2.Сведения, имеющие значение для туристов………………...6 3.3. Сведения о туристских возможностях района……………..6 3.4. Пути подъезда и выезда с маршрута…………………………7 3.5. Сведения о медицинских пунктах, музеях, магазинах…….8 3.6. Сведения о ПСС и туристских организациях………………8 3.7. Расположение особых зон……………………………………..9 3.8.Интересные объекты……………………………………………9 4. Организация похода ……………………………………………..9 5. График движения и метеонаблюдения……………………..12 5.1. Таблица дневных переходов…………………………………..12 5.2. Метеонаблюдения……………………………………………… 13 6.1.Техническое описание маршрута………………………………14 6.2. Фотоматериалы по походу …………………………………… 7.Картографический материал…………………………………… 7.1.1.Схема района похода………………………………………… 7.1.2.Стыковка листов карты…………………………………….. 7.2.Маршрутные карты…………………………………………… 7.3. Топографические и условные знаки………………………… 7.4.Список объектов корректировки……………………………. 8.Сведения о материальном оснащении группы………………. 8.1.Список специального снаряжения…………………………… 8.2.Рекомендации по использованию снаряжения…………….. 8.3.Рекомендации по использованию продуктов………………. 9.Выводы и рекомендации………………………………………… 10.Краеве6дческое задание № 1:Места рыбной ловли на реке С Собь………………………………………………………………… 10.1. Фотоматериалы по краеведению ……….………………….. 10.2. Карты, схемы по краеведению……………………………… 11.Краеведческое задание №1 Коренные жители Полярного Урала ………………………………………………………………… СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ Название учреждения: ЦРТДиЮ «ЖУЛЕБИНО» Округ: Юго-Восточный Район похода: Полярный Урал Вид туризма: водный с пешей частью Категория сложности: 2 (вторая)
Нитка маршрута: ст. 110 км – р. Малая Пайпудына – г. Пендирмапэ (1221 м,1А) рад – среднее течение р.Нырдвоменшор – выход на обзорную вершину 1316 м.(рад) – ст. 110 км – стапель – сплав по реке Собь – пор.Харпский 1-2 к.т – сплав до пос. Катровож –переезд в г. Лабытнанги.
Протяженность: 270 км Продолжительность активной части: 15 дней (с 25.07 по 07.08) Сроки похода: с 23.07– 10.08.2009 г. (19 дней) Номер маршрутной книжки: 177-04/ 4 – 240 Средства сплава: 2 четырехместных катамарана «Тритон - пионер» 1 двухместных катамарана «Тритон» 1 байдарка каркасно – надувная «Вьюн»
Протяженность: 55 км пешком и 155 км сплав Время пешей части 21 час 30 мин Время сплава: 31 час 30 мин. Всего: 210 км и 53 часа.
Поход проходил совместно с группой Марковой Е.Е и Колошеина В.В,группы двигались одним маршрутом и графиком.внутренним приказом по ЦТ «Жулебино» старшим руководителем был назначен Суворов А.В. На фото могут попадать участники и суда дружественных групп.
СОСТАВ ГРУППЫ
Для универсальной подготовки участники меняли места и суда.
2.3 ОБЩАЯ ФОТОГРАФИЯ ГРУППЫ: Определяющие препятствия маршрута
ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПОХОДА Справочные сведения. Географическое положение и природные условия ПОЛЯРНЫМ УРАЛОМ принято считать отрезок Урала от истоков реки Хулги на юге до горы Константинов Камень на севере. Площадь горной области района около 25 тыс.км2. Большая часть территории совершенно не заселена, слабо изучена и реже, чем другие районы края, посещается туристами. Города и поселки расположены в основном вдоль Северной железной дороги между городом Инта и бывшей станцией Хальмер-Ю, а на ее ответвлении — между станциями Сейда и Лабытнанги. Северная железная дорога и ее ответвления имеют станции и разъезды, откуда можно быстро попасть в горы. Железная дорога Сейда—Лабытнанги условно делит район на северную и южную части. Перевалив через главный водораздельный хребет, водники могут спуститься по быстрым притокам Оби до пароходной пристани и на пароходах или катерах добраться по Оби до Салехарда и Лабытнанги. Полярный Урал - один из наиболее сложных в туристском отношении районов Урала. Но здесь, как ни в каком другом районе, имеются возможности для составления новых водных, пеших и лыжных маршрутов. Характерная особенность рельефа северной части Полярного Урала, наряду с глубоким расчленением хребтов и массивов сквозными поперечными долинами, незначительная высота перевалов. Абсолютные высоты большинства перевалов через главный водораздел, отделяющий Европу от Азии, не превышают 300 м над уровнем моря; в то же время относительные высоты хребтов близ перевалов достигают 1000 м. Южная часть Полярного Урала носит характер плато, расчлененного глубокими (600-800 м) ущельями, долинами рек и карами, заполненными небольшими ледниками. Перевалы здесь расположены на высоте 330-500 м над уровнем моря, подъем на них до 300 м на протяжении 10-15 км.
Климат Климат Полярного Урала, особенно его северной части, очень суровый. В декабре—феврале на предгорных равнинах морозы бывают иногда до -54. Высоко в горах, где зима примерно на месяц длиннее, чем на равнинах, морозы слабее и редко достигают -45. При ясной безветренной морозной погоде в горах наблюдается температурная инверсия, когда наверху на 15-25 градусов теплее, чем в долинах рек и на предгорных равнинах. Особенно часты снежные бураны в горах, где скорость ветра доходит до 50-60 м/сек. По количеству метелей горная область Полярного Урала занимает одно из первых мест в нашей стране. Ежегодно в северной части района бывает в среднем 165 дней с метелью, в южной - 137. В начале марта солнце стоит выше горизонта почти 10 часов, в середине апреля - 15 часов, а в начале мая наступают белые ночи. Зимняя погода, особенно в горах, непостоянна: быстрые переходы от ясных тихих дней к снегопадам, метелям и буранам. Весна на Полярном Урале короткая. В горах теплые солнечные дни наступают в июле, недели на 2 позднее, чем на предгорных равнинах. Солнце не заходит за горизонт круглые сутки. Конец июля — разгар цветения растений в горах. В середине июля на склонах хребтов местами еще белеет снег, а в конце августа - начале сентября вершины уже покрыты снегом. Нередки в горах снежные бураны и летом. В начале августа ночи уже темнее. Ежедневно день убывает на 13 минут. В середине месяца кончается лето: желтеет трава, ночи становятся длинными, темными, часты заморозки и туманы.
Гидрография Полярный Урал изрезан густой сетью бурных порожистых рек и ручьев, несущих свои воды на запад в Печору (верховья Усы), на север - в Байдарацкую губу (Кара) и на восток - в Обь (Сыня, Войкар, Собь, Ланготюган, Щучья). Многие реки вытекают из озер (Большое и Малое Щучье, Усваты, Очеты, Тиз-Незато, Большое Хадата-Юган-Лор); озера регулируют сток в верховьях этих рек, что позволяет ходить на лодках и байдарках в течение всей навигации от истоков до устья. Реки, которые берут начало из болот, небольших озер, ледников (Малая Кара, Ланготюган, Сыня, Лемва), в верховьях мелководны, и проплыть к их истокам, даже на байдарках, невозможно. Вследствие неглубокого залегания вечной мерзлоты на Полярном Урале почти отсутствуют топкие болота, что облегчает передвижение по берегам рек при подъеме лодок бечевой против течения и при пеших переходах. Полярный Урал богат озерами. В горной области их 3327 общей площадью 98 км2. Еще больше озер на прилегающих к горам равнинах. На западном склоне насчитывается 1968 озер, на восточном — 1259. Наиболее интересны для посещения озера Большое и Малое Щучье, Большое и Малое Хадата-Юган-Лор, Кузьты, Усваты, Тиз-Незато, Очеты, на которых удобные места для лагерных стоянок, можно достать топливо для костра, порыбачить. На Полярном Урале легко ознакомиться с различными типами ледников - от присклоновых и висячих до каровых и карово-долинных. Здесь глубокие ледяные колодцы с низвергающимися в них ручьями, огромные трещины, отвесные обрывы льда у конца языка, голубые ледяные гроты, хаотическое нагромождение обломков скал в виде боковых и конечных морен. Всего на Полярном Урале 90 ледников общей площадью более 20 км2. Особенно много ледников (69) в районе Хадатинских и Щучьих озер, на хребте Оченырд. Самый крупный ледник - ИГАН (Институт географии АН СССР) — расположен в хребте Изья-Хой на восточном склоне горы Хар-Наурды-Кеу. Наибольшая длина ледника 1800 м, ширина 1500 м, площадь 1,25 км2.
Ямало-ненецкий окружной Музей-квартира Л.Лапцуя Музей-квартира известного ненецкого поэта и писателя Леонида Васильевича Лапцуя, в которой хранятся предметы мебели и быта, его личные вещи, фотографии, документы, богатейший рукописный фонд и семейная библиотека. Адрес: 629008, Тюменская область, г. Салехард, ул. Комсомольская, 40 кв 1. Режим работы: Ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме субботы и воскресенья. По предварительной договоренности экскурсии можно производить и в выходные дни. Интернет: www.museum.ru/M2203
Станции юных туристов.
Расположение особых зон.
Пограничных зон на маршруте не отмечено. Для посещения режимного поселка Харп разрешения не требуется. Надо лишь разумно подходить к посещению этого пункта, где расположена одна из самых суровых зон России. Местные рыболовные инспектора контролируют участок реки ниже Харпа. Но если вы ловите лишь на спиннинг и удочку, вы не их клиенты.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА 4.1. Аварийные и запасные варианты маршрута На пешей части ввиду близости ст 110 км планировался выход на неё по необходимости.. На водной части: от ст.110 км до ст. Харп – выход на жд полотно, расположенное вдоль реки. От Харпа до пос Катровож – обилие рыбацких изб и рыбаков на моторках помоглобы в решении возникших проблем.
График маршрута
Общая протяженность: _55 км пеш + 155 км сплав. Время пеш. части 21 час 30 мин, сплава: 31 час 30 мин Общая продолжит.: 14 дней Маршрут похода был пройден полностью и в установленные сроки всеми участниками и судами в среднюю воду и аномально теплую погоду. Метеонаблюдения
Средства сплава 4-местный катамаран Тритон грузоподъемностью 1,3 т – 2 шт. 2-местный катамаран «Тритон» с рамой, грузоподъемностью 650 кг - 1 шт Байдарка «Вьюн» – 1 шт Каждый катамаран снабжен одним чальным концом длиной до 10 м и упорами для канойной жесткой посадки. Байдарка снабжена юбками, емкостями непотопляемости. Общий вес – всех средств сплава около 150 кг
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНАРЯЖЕНИЮ Наше снаряжение полностью отвечало походу 2 категории сложности по Полярному Уралу. Бивачное снаряжение, продукты и личные вещи с байдарки транспортировались на К-4. На реке в общественное снаряжение необходимо включать рыболовные снасти, а также запас червей на весь маршрут – хариус прекрасно ловится на поплавочную снасть. Из группового снаряжения мог быть незаменим общественный тент от дождя, протвень для жарки рыбы, блинов и пончиков, а также коптильня пригодились. На водной части выручал и тент от палатки «зима». Он был необходим для походной бани, под него мы убирали снаряжение, в том числе весла, в местах возможного воровства, хотя эти места в данной проблеме не упоминались. Для комфортного нахождения в лагере желателен репеллент от насекомых, москитная сетка. В байдарке необходимы емкости непотопляемости на носу и корме – перекатов достаточно, хотя они и просты.. На данном маршруте, учитывая загрязненность стоянок, желательно в общественном снаряжении иметь саперную лопату, дабы прикапывать обилие пластика, стекла и железа. Учитывая обилие рыбы, незаменимы оказались легкие сковороды. На группу необходим запас не только разных блесен. Но и удилищ. Для ориентирования на пешей части хорошим помощником будет навигатор. В поселе Харп в магазинах можно подкупить в ремнабор многие полезные материалы.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОДУКТОВ
Список продуктов был типичным для похода 2 к.с. В меню было включено: молочный завтрак, обед – суп, бутерброды; перекус – сладости, питье; ужин – мясной. Ягод и грибов в это время должно быть множество, рассчитывать на рыбную ловлю также следует, поэтому надо взять с собой подсолнечное масло, соль, фольгу и коптильню для рыбы, запасы сахара для ягод, масло, лук и специи для грибов. Калорийный запас продуктов можно увеличить, включив в рацион топленое масло, курагу, орехи, мед, шоколад. Благодаря простым подъездам, раскладка может быть очень щедрой. Крупы пакуются в пластиковые бутылки. На первую половину маршрута можно смело брать хлеб – он не портится, на вторую половину – сухари из Москвы. Нам не удалось разнообразить меню вареньем из черники, голубики, брусники, морошки, компотами, жаренными и маринованными грибами, зато мы вдоволь поели копченой, жареной рыбы, отведали рыбный салат и котлеты.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ Рекомендации по выбору района и нитки маршрута
Можно рекомендовать район Полярного Урала в окрестностях железной дороги как альтернатива Хибинам – классическому району для пешеходной 2 к.с. только нужно учесть, что Полярный Урал — более суровый по климату район. Линия железной дороги Сейда—Лабытнанги пересекает Уральский хребет и позволяет придумывать и совершать самые различные маршруты, используя станции ж/д как место для заброски. Очень перспективным кажется освоение лесных участков массива Полярного Урала — в востоку от долины Б.Пайпудыны. Нитка маршрута позволила нам не только набрать перевальный опыт 1А; но и посмотреть интересные природные объекты: водопады, ледник, выходы минералов, озера; сплавиться по Соби.
Рекомендации по посещению интересных мест
Могли бы рекомендовать осмотр города Воркуты в начале, потом прохождение маршрута, и знакомство с городами Лабытнанги и Салехард. Перспективными будут и водные участки маршрута в конце пешей части: сплав по Оби, Харбею и т.п. Как правило, это достаточно лесные районы, здесь много рыбы, грибов и ягод.
Выводы по маршруту. 1. Полярный Урал - суровый районы для маршрутов групп школьников. 2. Идеальное время проведения похода – август, хотя и в июле может быть тепло. 3. Нитка маршрута включила две категорийные вершины и порог 1-2 к.с, что позволило участникам пройти маршрут 2-й к.с.. 4. При прохождении нашего маршрута необходимо планировать 1-2 дневки. Особенно хороши они на рыбных участках реки, где городскому жителю дается редкий случай удачно спиннинговать. 5. Нам удалось выполнить заявленный маршрут практически полностью, заявленный график слегка изменен по причине занятости стоянок и тактики прохождения прогонных участков реки. 6. Погода для похода была сверхблагоприятной – теплой и жаркой, уровень воды в реке был необычный для этого времени – низкий. 7. Наличие в группе байдарки, разных катамаранов дало возможность проведения тренировок на разных плесах, дало возможность универсальной подготовки участников на разных судах. 8. Интересными местами маршрута можно считать участки пройденной реки, водопад на р.Нырдвумэншоре, снежники и озера, цирки и вершины. 9. Поход имел большое познавательное и воспитательное значение для участников на · почве сплоченности группы в условиях прохождения насыщенного маршрута и · преодоления различных пеших и водных препятствий, а также организации взаимостраховки. 10. Возраст и опыт участников полностью отвечал сложности похода. 11. Простота подъезда и отъезда делает сплав по реке Собь весьма популярным не только у туристов, но и рыбаков – отсутствие сложных препятствий ниже Харпа этому способствуют. 12. Маршрут пройден полностью всеми участниками, река - всеми судами. 13. Поставленная цель похода – знакомство с препятствиями Полярного Урала, неповторимой природой этой части России,, его флорой и фауной, повышение спортивного мастерства - была полностью выполнена. 14. Нитку маршрута достаточно разнообразила пешая часть – эстетически и эмоционально она разнообразнее водной. 15. При отсутствии пешей части маршрут, скорее всего, должен быть категорирован как 1 кс с элементом 2 к.с. 16. Стоянки, как правило. приходится выбирать по ходу, так как традиционные заняты рыбаками, а где попало не встанешь – съест гнус. 17. Для комфорта практически необходим не только репеллент от насекомых, но и москитная сетка на лицо. 18. Маршрут может быть достаточно богат рыбой, ягодами, грибами. Если повезет с сезоном. 19. Верхняя часть реки богата хариусом, средняя - крупной (до 10 кг) щукой, нижняя – мелкой щукой до 2-х кг. 20. Негативные особенности маршрута – гнус, холодная вода, мало водных препятствий, много рыбаков, весенняя растительность – цветущие одуванчики и полное отсутствие на маршруте ягод и грибов. 21. Особенностью сплава по р.Собь является суровый северный климат в азиатской части России. . Для данного района путешествия характерны длинные подходы под перевалы, поэтому рекомендуем перейти на местное время или даже ввести декретное. Разница московского и местного времени - 2 часа. 22. Литература по краеведению и отчету: Гольдберг Р.С. «Свидетельство о рождении» (г.Лабытнанги», Свердловск, 1988. Капцугович И.С. «История Урала», Пермь, 1976. Кемерих А.О. «Полярный Урал», М., ФИС, 1968. Масленников Е.П. и др. «Урал - туристская страна», Свердловск, 1964. Морозов Ю., Самбуров Н. «Полярный Урал: горы и люди», Санкт-Петербург, 1997. Рундквист Н.А. «Сто дней на Урале», Свердловск, 1993. Север. М., ФИС, 1974. Сонин Л.М. «Люди и клады», Челябинск, 1991. Чернов Г.А. «По реке Усе», М., ФиС, 1972. Чернов Г.А. «Полвека в Печорском краю», М., Мысль, 1974. Чернов Г.А. «Туристские маршруты в Печорских Альпах», Сыктывкар, 1974. Отчеты библиотеки МосгорСЮТУР. Руководители: Костерев Н.А.Полярный Урал 2007 Костерев Н.А Полярный Урал 1979 Никонова Г.П Полярный Урал 1991
Материалы сайтов:
Первенство г. Москвы по туризму среди учащихся ГОУ ЦРТДиЮ «Жулебино» ЮВОУО
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.133.39 (0.017 с.) |