Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социального действия парсонс дуализм действие участиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Важный источник социальной напряженности, понимание которого заложено в теоретической конструкции Парсонса, связан с проблемой соотношения двух главных линий в регулировании социального действия. Как известно, социальное действие, по Парсонсу, разворачивается на четырех уровнях: организм, личность, социальная система, культура. Каждый из предшествующих уровней представляет собою предпосылку для реализации последующего: наличие определенной телесной организации человеческого существа есть предпосылка и условие существования и функционирования личности, в свою очередь, - предпосылка существования социальной системы; наконец, наличие социальной системы есть предпосылка существования культуры. Такова первая линия детерминации социального действия, раскрывающаяся через совокупность предпосылок. Здесь линия детерминации идет от более простых компонентов социального действия к более сложным. Но соотношение уровней социального действия этим не ограничивается. По мнению Парсонса, другая линия детерминации имеет не менее важное значение. Это линия связана с концепцией иерархического контроля: каждый последующий уровень действия оказывает на предшествующий обратное регулирующее воздействие. Это происходит, прежде всего, в силу того обстоятельства, что на каждом новом уровне иерархии социального действия накапливается более мощный информационный потенциал. Наряду с прямой связью существует в структуре в структуре социального действия обратная связь. Личность не есть просто следствие собственных биологических предпосылок: она воздействует на эти предпосылки благодаря ценностным ориентациям личности, составляющим ее мотивационное ядро. Наиболее существенные свойства личности, ее внутренний мир определяют, какие и в какой степени из биологических нужд и потребностей будут действовать в данной ситуации. Социальная система также оказывает регулирующее, контрольное воздействие на личностные амбиции, на систему мотивов индивидуального поведения. Эти регулирующие свойства социальной системы проявляются самыми многообразными способами, но главным образом через механизмы социализации. Наконец, культура, отделившись от социальной системы, оказывает на нее огромное воздействие. Две обозначенных линии внутри социального действия действуют в противоположном направлении. Они отнюдь не всегда взаимно и гармонически дополняют друг друга. В их взаимодействии, в реальном историческом процессе образуются разрывы, несовпадения, которые могут объяснить множество частных фактов и обстоятельств, связанных с социальной напряженностью, конфликтами, социальными взрывами и переворотами, попятными движениями и т.д. Благоприятным моментом социальной эволюции является взаимное дополнение обеих линий детерминации социальных и культурных процессов, но это происходит скорее как исключение, нежели, как правило. Важнейшей составляющей теоретической конструкции выдающегося американского социолога является выявление напряженности на всех уровнях социального действия, рассматриваемых самостоятельно. Общество, по Парсонсу, — это сложная система социальных элементов, находящихся в состоянии активного взаимодействия. Взаимодействие социальных элементов направляется системой ценностей. Природа ценностей — внеопытна. Социальная динамика обуславливается моралью. Отношение структурных единиц, составляющих общество, основано на функциях обеспечивающих выживание общества: адаптация(проблема рациональной организации и распределения ресурсов), целеориентация, интеграция(проблема сохранения внутреннего единства системы), поддержание образца(проблема мотивации человеческой деятельности, согласования мотивов с целями общества). Каждая функция обеспечивается соответствующими институтами, которые группируются системами общества. Парсонс выделял принципы упорядоченности общества: 1) утилитаризм, согласно которому человек стремится к своей выгоде, рационально действует и рассчитывает на награду; 2) позитивизм — совокупность причинных связей, которые определяют деятельность человека в определенной ситуации; 3) идеализм — человеческая деятельность рассматривается с точки зрения ценностно-нормативного регулирования. Парсонс выделял элементарное социальное действие, для объяснения которого прибегал к теории психоанализа. Основные элементы социального действия: ситуация, условия деятельности, деятель, цели, нормы, правила поведения, способы достижения целей. Все эти элементы включены в систему и каждый выполняет свою функцию. Измерения социального действия: социальное, культурное, личностное. Поведение человека определяется типичными стандартными переменными. Это определенные пары норм, которые Парсонс назвал паттернами в рамках которых изменяется поведение. Например, ориентация на себя или группу. Социальная система выполняет такие функции: адаптации, достижение цели, интеграции, сохранения структурного образца. Основные положения функционального подхода Парсонса: 1) социальные системы ориентированы на стабильность; 2) социальные системы интегрированы; 3) социальные системы основываются на согласии; 4) социальная жизнь включает необходимость социального контроля и обязанностей личности; 5) основой социальной жизни являются нормы и ценности; 6) социальная жизнь зависит от сотрудничества, взаимодействия, солидарности. Не каждое поведение является социальным действием. Социальное действие должно быть целенаправленно и обладает субъективным значением. Тот, кто действует должен владеть знанием условий, в которых реализуется цель, предметов, с которыми он имеет дело; чувствовать потребность в достижении целей и эмоционально реагировать на свою деятельность. Парсонс уделял внимание изучению социальной напряженности, религиозных ценностей, социальной модернизации. Его работы оказали большое влияние на современную социологию. Парсонс описывает социальное действие как состояние напряжения между элементами двух порядков - «нормы» и элементами «условий». Так, процесс социального действия описывается как «последовательное отрицание элементов условий в направлении конформности (согласованности) с элементами норм». В свою очередь социальная система преполагает наличие трех подсистем: 1) личностная система (действующие актеры); 2) система культуры (разделяемые ценности, которые обеспечивают преемственность и последовательность норм и предписанных им статусных ролей); 3) физическое окружение, на котрое общество должно ориентироваться. В каждой системе существует внутренняя проблема достижения социального порядка или интеграции. Парсонс в связи с этим формирует концепцию систем и подсистем, каждая из котрых отвечает внутренним и внешним функциональным требованиям: - адаптаци 15. Проблема власти и принуждения в марксизме и структурном функционализме (в версии Т. Парсонса) 1) Структурный функционализм: коллективное существование людей, их совместная деятельность невозможны без власти, которая распределяет функции и роли между людьми. Парсонс: Основой власти является статус индивида. Власть способна контролировать деятельность только тогда, когда она легимитизирована в соответствии с коллективными требованиями-ожиданиями. Власть оформляется в рамках политической подсистемы общества, возникновение которой связано с тем, что эффективное социетальное целедостижение нуждается в контроле за действиями в пределах определенной территории. Необходимость существования политической подсистемы связано с тем, что каждый добровольно выбирает себе ценности, и глупо со стороны государства надеяться только на совесть и порядочность индивида, не одно общество не сможет выжить, если его нормативный базис не будет иметь обязательный характер, то есть если к различным отрицательным отклонениям в процессе деятельности не будут применяться какие-либо негативные санкции. Социально организованное и управляемое применение негативных санкций, в том числе, когда подозревается всего лишь намерение ослушаться, называют функцией принуждения. Чем более дифференцировано общество, чем больше оно продвинулось в сторону социального прогресса. Тем большими ресурсами обладает власть, и тем скорее можно ожидать, что, например, принуждение будет осуществляться специальными органами, такими как полиция и военизированные службы. Но власть это не только принуждение. Она имеет три компонента: силу, авторитет и влияние»(Фролов). Под силой понимается способность применить ее или угроза применения физического принуждения. Авторитет выступает как легитимное, законное право управлять деятельностью других людей. Влияние же - это способность воздействовать на решение помимо авторитета, на основании уважения, привязанности и престижа. Если сила имеет основания только в социальной системе, природа авторитета также большей частью базируется на системных основаниях, то влияние проявляется, в установках жизненного мира личности. Возможно, именно данный факт послужил причиной того, что Парсонс отличал власть от влияния, так как, по его мнению, издание обязывающих решений совсем не похожи на меры убеждения. 2) Марксизм: власть является средством обеспечить управление обществом в условиях нарастающего различия интересов и классовой борьбы; власть выражает волю господствующего класса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.112.210 (0.011 с.) |