Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 11 духовное значение звука и цвета

Поиск

Кажется, что то, к чему наука приходит в конце, мистицизм понимает с

самого начала, согласно высказыванию Христа: "Сначала ищите Царство Божие и

все приложится". Когда слышат о современных открытиях относительно звука и

цвета, то начинают удивляться. Говорят:."Что! Новое открытие, нечто, о чем

мы никогда не слышали? Да, это что-то совершенно новое". Хотя когда вы

открываете Библию, там сказано: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и

Слово было Бог"; а если вы откроете еще более древние писания Веданты, то в

их стихах вы прочтете, что в Создателе было это слово, или эта вибрация; а

если мы возьмем Коран, мы прочитаем там: "Первым повелением было "Будь", и

стало".

 

Религии мира, пророки и мистики, существовавшие тысячи лет назад, знали

эти вещи. Сегодня человек приходит с фотографической пластинкой и говорит:

"У меня здесь есть фотография звука. Это показывает, насколько важна

вибрация и ее действие на пластинку". Он не осознает, что это нечто, о чем

всегда было известно, только об этом говорилось в духовных терминах. Он не

думает о том, что говорилось когда-то; а то, о чем говорится сейчас, он

считает чем-то новым. Но когда мы осознаем, как сказал Соломон, что "нет

ничего нового под солнцем", мы начинаем наслаждаться жизнью, видя как раз за

разом одна и та же мудрость открывается человеку. Тот, кто ищет истину через

науку, тот, кто стремится к ней через религию, тот, кто находит ее через

философию, тот, кто обретает ее через мистицизм, -- каким бы образом он ни

искал истину, -- в конце концов, находит ее.

 

Однажды в Нью-Йорке меня представили ученому, который был также

философом, и первое, что он сказал о своих достижениях, было: "Я открыл

душу". Меня сильно развеселило, что хотя все писания, мыслители, мистики и

пророки твердили об этом, человек приходит и говорит: "Я открыл душу"! Я

подумал: "Да, вот уж новое открытие, которого мы ждали, нечто, чего мы

никогда не знали". Таков сегодня склад ума, ребяческая позиция. Когда

человек смотрит в прошлое, настоящее и будущее, он видит, что жизнь

бесконечна; а открываемое им -- это то, что всегда открывали ищущие.

 

Философия или наука, мистицизм или эзотеризм -- все будут согласны в

одном, если они прикоснутся к вершине своего знания; и это состоит в том,

что за всем творением, за всем проявлением если и обнаруживается какой-либо

тонкий след жизни, то это движение, перемещение, вибрация. Сейчас это

движение проявляется для нас через два аспекта. И это потому, что мы развили

две принципиальных способности: зрение и слух. Один аспект взывает к слуху,

другой -- к зрению. Аспект движения, или вибрации, взывающий к слуху, есть

то, что мы называем слышимым, или звуком. Аспект, который взывает к зрению,

мы называем светом или цветом, и зовем его видимым. Но что фактически

является источником, началом всего видимого, всего слышимого? Это движение,

перемещение, вибрация; и это одна и та же вещь.

 

Поэтому те, кто могут видеть, обнаруживают цвет даже в слышимом, в том,

что называется звуком; а те, кто могут слышать, слышат даже звук цвета.

 

Есть ли что-то, объединяющее эти две вещи? Да, есть. А что это? Это

гармония. Определенный цвет не является гармоничным или лишенным гармонии

сам по себе; эти ощущения зависят от смешения этого цвета с другими цветами,

от того окружения, в которое он помещен, от того, как цвет расположен. В

соответствии с этим он оказывает то или иное воздействие на видящего. Также

и со звуком. Не существует звука гармоничного или негармоничного самого по

себе; именно отношение одного звука к другому создает гармонию. Поэтому

нельзя указать, что та или иная вещь есть гармония. Гармония -- это факт.

Гармония есть результат отношения между цветом и цветом, отношения между

звуком и звуком и отношения между цветом и звуком.

 

Самым интересным аспектом этого знания является то, как различные цвета

апеллируют к разным людям и как разные люди наслаждаются различными звуками.

Чем больше изучаешь это, тем больше обнаруживается связь этого с конкретным

достижением в развитии человека; например, кто-то открывает, что на

определенной ступени своей эволюции он любил какой-то цвет, а затем утратил

контакт с ним. По мере роста и развития в жизни он начинает любить

какой-нибудь другой цвет. Этот выбор также зависит и от эмоционального

состояния человека, будь то страстное, романтическое, теплое или холодное,

благожелательное или неприветливое. Каким бы ни было его эмоциональное

состояние, в соответствии с этим находится его пристрастие или неприязнь к

цветам. Именно поэтому для видящего, для знающего, так просто прочитать

характер человека даже прежде, чем он увидит его лицо. Ему достаточно

увидеть одежду человека, так как предпочтение к определенному цвету

показывает, что тому нравится и каков его вкус. Любовь к определенному

цветку, к определенному камню или драгоценности, любовь к определенному

окружению, обстановка в комнате, цвет стен, -- все это говорит о том, что

человек любит, что он предпочитает. По мере духовного развития меняется его

выбор цвета. Человек изменяется с каждым шагом вперед; его представления,

идеи о цвете делаются другими. Некоторых трогают кричащие тона, других --

бледные. Причина заключается в том, что кричащие цвета имеют интенсивные

вибрации, а бледные цвета имеют спокойные и гармоничные вибрации, и в

соответствии со своим эмоциональным состоянием он наслаждается различными

цветами.

 

Также и со звуком. Каждый человек, знает он это или нет, имеет

предрасположенность к определенному звуку. Так как большинство людей не

изучают этот предмет, то человек обычно остается в неведении относительно

этой идеи, и все же каждый имеет особое пристрастие к определенному звуку.

Это объясняет высказывание или поверье, что каждый человек имеет свою ноту.

Действительно, каждый человек имеет свой звук -- звук, который сродни его

индивидуальной эволюции. Помимо всех искусственно созданных разделений

голосов, таких как тенор, бас или баритон, каждый имеет определенную высоту

тона и особую ноту, на которой он говорит, и эта определенная нота является

выражением его жизненной эволюции, выражением его души, состояния его чувств

и мыслей.

 

Слушание определенных звуков и видение определенных цветов оказывает

эффект не только на людей, но и на животных и птиц. Цвета имеют огромное

влияние и воздействие на все живые существа: животных, птиц или людей. Они

этого не знают, но влияние цветов действует в их жизни, направляя их к тем

или иным склонностям. Однажды я посетил один дом, в котором находился некий

клуб, и один из членов клуба сказал мне: "Очень жаль, но с тех пор, как мы

заняли этот дом, в нашем комитете нет согласия". Я сказал: "Неудивительно. Я

вижу это". Он спросил: "Почему?" Я ответил: "Здесь красные стены, они делают

вас склонными к борьбе". Кричащий цвет окружения придает вам склонность к

несогласию; он затрагивает эмоции, и этим способствует несогласию. И именно

с этой, психологической, точки зрения можно объяснить древний обычай,

существующий на Востоке, когда выбирается определенный цвет на время свадьбы

и определенные цвета для других случаев и праздников. Все это имеет свой

смысл, свое психологическое значение и подоплеку.

 

Поскольку цвет и звук воспринимаются как отдельные вещи, и у нас как бы

разные чувства для их восприятия, мы создали различия между видимыми и

слышимыми вещами; но в действительности, те, кто медитирует, кто

концентрируется, кто входит внутрь себя, кто восходит к источнику жизни,

начинают видеть, что за этими пятью внешними чувствами скрыто одно чувство;

и это чувство способно сделать все, что мы хотим реализовать или испытать.

Мы различаем пять внешних чувств. Их пять, потому что мы знаем пять органов

чувств. Но в действительности, существует только одно чувство. Именно это

чувство через пять различных органов ощущает жизнь и различает ее в пяти

различных формах.

 

Итак, все слышимое и видимое является одним и тем же. Это то, что на

санскрите называется Пуруша и Пракрити; а в терминах -- Суфиев -- Зат и

Сифат. Проявленный аспект есть Сифат, -- "внешняя видимость". Именно в

проявлении аспекта Сифат человек видит различия и разграничения между

видимым и слышимым; но в их реальном аспекте бытия они являются одним и тем

же. Согласно суфийским мистикам, план существования, где они являются одним

и тем же, называется Зат, это знание внутреннего существования, в котором

виден источник и цель всех вещей.

 

Цвет и звук являются языком, который может быть понят не только во

внешней жизни, но и во внутренней. Для врача и химика цвет имеет огромное

значение. Чем сильнее человек углубляется в медицину и химию, тем лучше он

осознает важность цвета; что каждый элемент, развитие или изменение всякого

предмета определяется по изменению цвета. Целители древности определяли

болезни по цвету лица и тела. Даже сегодня существуют врачи, чьим основным

методом распознавания недуга человека является цвет его глаз, языка, ногтей

и кожи. В любых условиях именно цвет выражает состояние человека. Также и у

предметов: их состояние и изменение узнается по изменению цвета. Психологи

определяют состояние предметов по их звуку, а людей -- по голосу. К какому

типу принадлежит человек, сильному или слабому, каков его характер, его

склонности и каково его отношение к жизни, -- все это можно узнать и понять

по его голосу.

 

Цвет и звук являются не только языком, посредством которого человек

общается с внешней жизнью, но и языком, с помощью которого он общается с

жизнью внутренней. Могут спросить: как это происходит? Ответ может быть

получен из некоторых научных экспериментов: создаются специальные пластинки,

и говоря рядом с такой пластинкой, человек оставляет на ней отметки с

помощью звука и вибраций; а эти отметки создают либо гармоничные, либо

негармоничные формы. Но каждый человек с утра до ночи создает невидимую

форму в пространстве тем, что говорит. Он производит невидимые вибрации

вокруг себя и тем самым создает атмосферу. Кто нибудь может прийти в дом, и

прежде, чем он заговорит, вы почувствуете, что уже устали от него, вы

захотите избавиться от него; прежде, чем он что-то скажет или сделает, вы

уже закончили с ним, вы хотите, чтобы он ушел; потому что он создал звук в

своей атмосфере, и это звук неприятен. Также может быть другой человек, к

которому вы чувствуете симпатию, к которому вы чувствуете влечение, чью

дружбу вы цените, чьего присутствия вы ищете; вокруг него постоянно

создается гармония. Это тоже звук.

 

Если сказанное истинно, тогда не только внешние знаки, но также и

внутреннее состояние видимо и слышимо. Хотя и не видимое глазами и не

слышимое для ушей, все же оно слышимо и видимо для души. Мы говорим: "Я

чувствую его вибрации, я чувствую присутствие этого человека, я чувствую

симпатию или антипатию к этому человеку". Существует чувство; и человек

создает чувство, не сказав и не сделав ничего. Поэтому тот, чьи вибрации

плохи, даже не делая и не говоря ничего плохого, создает плохую атмосферу; и

вы придираетесь к нему. Забавно видеть, как люди могут приходить к вам с

жалобой: "Я ничего не сказал, я ничего не сделал, и все же люди не любят

меня и настроены против меня!" Такой человек не понимает, что дело не только

в том, что сказать или сделать; именно то, чем он является, говорит громче,

чем то, что он произносит; это бытие. Это сама жизнь, имеющая свой тон, свой

цвет, свою вибрацию; она говорит вслух.

 

Могут поинтересоваться: что это и где это можно найти? И ответ

заключается в том, что то немногое, что человек знает о себе, все касается

его тела. Если вы попросите кого-нибудь сказать где он, то он покажет на

свою руку, плечо, свое тело; вне этого он знает немного. Многие, если их

спросить: "Но как вы думаете, где вы находитесь в вашем теле?", -- скажут:

"В моем мозгу". Они ограничивают себя этой маленькой физической областью,

тем самым делая себя намного меньше, чем являются в действительности. Истина

заключается в том, что человек есть индивидуум, обладающим двумя аспектами,

точно так же, как одна линия обладает двумя концами. Если вы смотрите на

концы -- их два; если вы смотрите на линию, то она одна. Один конец линии

ограничен, другой конец линии неограничен. Один конец -- это человек, другой

-- Бог. Человек забывает этот конец и знает только тот конец, который

осознает; и именно осознание только ограниченного делает его еще более

ограниченным. Иначе бы он имел гораздо большие средства для приближения к

Неограниченному, находящемуся внутри него самого, которое есть лишь другой

конец той же линии, -- линии, которую он называет или считает собой. И когда

мистик говорит о самопознании, это не означает познание того, как стар

человек, как плох или хорош, прав он или не прав, -- это означает знание

другой части его бытия, того более глубокого, более тонкого аспекта. Именно

от знания этого бытия зависит выполнение, завершение жизни.

 

Могут спросить: "Как приблизиться к этому?" Путь, который был найден

теми, кто искал истину, кто стремился к Богу, кто хотел анализировать самих

себя, кто хотел сочувствовать жизни, является одним-единственным путем; и

это есть путь вибраций. Это тот же путь, что и у древних: с помощью звука

они подготавливали себя. Они делали эти физические атомы, которые постепенно

становятся мертвыми, снова живыми с помощью звука; они работали с силой

звука. Как говорит Зеб-ун-Нисса: "Повторяй постоянно это священное имя,

которое сделает тебя священным". Индусы называли это мантра-йогой; Суфии

дали этому свое название -- Вазифа. Это сила слова, которая воздействует на

каждый атом тела, делая его звучащим, делая его посредником для связи между

внешней и внутренней жизнью.

 

То, что человек осознает как первый опыт своего духовного развития,

есть тот факт, что он начинает чувствовать общность, связь с живыми

существами; не только с людьми, но и с животными, с птицами, с деревьями и

растениями. Это не сказка, когда святые разговаривали с деревьями и

растениями. Вы можете и сегодня разговаривать с ними, если вы находитесь в

связи. Не только древние времена были благословлены этим старым

благословением; старое благословение сегодня не старо, оно ново. Это то

древнее, которое было, есть и будет; и ни одно преимущество никогда не было

ограничено каким-либо периодом мировой истории. У человека сегодня есть те

же привилегии, если он поймет, что привилегирован. Когда он сам закрывает

свое сердце, когда он позволяет себе быть покрытым жизнью изнутри и снаружи,

без сомнения, он становится исключительным, без сомнения, он отрезает себя

от всего проявления, которое есть единое и нераздельное целое. Именно сам

человек разделяет себя; поскольку жизнь неразделима. И именно открытие связи

с внешней жизнью делает человека шире. Тогда он не говорит о своем друге:

"Это мой друг, я люблю его", но он говорит: "Это я сам, я люблю его". Когда

он достиг этой точки, то может сказать, что достиг понимания любви. До тех

пор, пока он говорит: "Я чувствую симпатию к нему, потому что он мой друг",

его сочувствие еще не полностью пробудилось. Действительное пробуждение его

сочувствия происходит в тот день, когда он видит своего друга и говорит, что

это есть он сам. Тогда сочувствие пробудилось; тогда существует связь внутри

него самого.

 

Человек закрывает себя не только от внешней жизни, но и от внутренней

части себя, которая является еще более важной. Эта внутренняя часть тоже

является звуком, эта внутренняя часть является светом; и когда человек

осознает его, он узнает язык, который есть язык небес, язык, выражающий

прошлое, настоящее и будущее; язык, открывающий секрет и характер природы,

язык, всегда принимающий и дающий божественное Послание, которое временами

пытались открыть пророки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.22.177 (0.011 с.)