Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возбуждение уголовного дела в отношении отдельной категории граждан и привлечение их в качестве обвиняемых

Поиск

В целях обеспечения дополнительных гарантий соблюдения прав и законных интересов некоторых категорий граждан УПК РФ, а также ряд других законов РФ предусмотрел дополнительные требования к порядку возбуждения в отношении них уголовного дела. Обычно данные дополнительные условия вынесения процессуального решения применяются при возбуждении уголовного дела. Однако если уголовное дело было возбуждено не в отношении данного, а в отношении другого лица или же по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, эти условия должны соблюдаться при привлечении лица, обладающего статусом неприкосновенности в качестве обвиняемого.

Так, решение о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено не в отношении данного лица, принимается:

1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы - Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, о наличии в действиях члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы признаков преступления и с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы (п. 1 ч. 1 ст. 448 УПК РФ);

2) в отношении Генерального прокурора РФ - прокурором, на которого в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» в этом случае возлагается исполнение обязанностей Генерального прокурора РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления (п. 2 ч. 1 ст. 448 УПК РФ);

3) в отношении судьи Конституционного Суда РФ – Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Конституционного Суда РФ (п. 3 ч. 1 ст. 448 УПК РФ);

4) в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда - Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ (п. 4 ч. 1 ст. 448 УПК РФ);

5) в отношении иных судей - Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, военного суда соответствующего уровня, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (п. 5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ);

6) в отношении Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ - Генеральным прокурором РФ (п. 6 ч. 1 ст.448 УПК РФ). Однако они не могут быть привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального Собрания РФ, которая их назначила на должность в Счетную палату (ч. 1 ст. 29 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации»);

7) в отношении Уполномоченного по правам человека в РФ - Генеральным прокурором РФ (п. 7 ч. 1 ст. 448 УПК РФ);

8) в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ - Генеральным прокурором РФ (п. 8 ч. 1 ст. 448 УПК РФ);

9) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - прокурором субъекта Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа (п. 9 ч. 1 ст. 448 УПК РФ);

10) в отношении следователя, адвоката - прокурором на основании заключения судьи районного суда, а в отношении прокурора - вышестоящим прокурором на основании заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления (п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ);

11) в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления - прокурором субъекта Российской Федерации (п. 11 ч. 1 ст. 448 УПК РФ);

12) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса - прокурором субъекта Российской Федерации, а члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации - Генеральным прокурором РФ (п. 12 ч. 1 ст. 448 УПК РФ).

Особый порядок привлечения лица к уголовной ответственности распространяется не только на лиц, перечисленных в ст. 448 УПК РФ.

Статусом неприкосновенности, хотя и временным, обладает также инспектор Счетной палаты. Без согласия Коллегии Счетной палаты он не может быть привлечен к уголовной ответственности в дни, когда им выполняются служебные обязанности (ч. 3 ст. 29 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации»).

Согласно ч. 6 ст. 42 Федерального закона «О выборах Президента РФ» зарегистрированный кандидат на должность Президента РФ не может быть без согласия Генерального прокурора РФ привлечен к уголовной ответственности. При даче такого согласия Генеральный прокурор РФ немедленно извещает об этом Центральную избирательную комиссию РФ. Несомненно, когда Генеральный прокурор РФ сам выносит постановление о привлечении зарегистрированного кандидата в Президенты РФ в качестве обвиняемого, он лишь извещает об этом Центральную избирательную комиссию РФ. Другое дело, когда Генеральный прокурор РФ возбуждал уголовное дело в отношении данного кандидата, а дальнейшее расследование по делу проводит следователь прокуратуры. В такой ситуации, прежде чем вынести постановление о привлечении зарегистрированного кандидата на должность Президента РФ в качестве обвиняемого, следователь должен получить на это согласие от Генерального прокурора РФ. Генеральный прокурор РФ в свою очередь сразу после того, как дал такое согласие, немедленно извещает об этом Центральную избирательную комиссию РФ.

Зарегистрированный кандидат, то есть лицо, которое зарегистрировано соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата (претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления), не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) (ч. 4 ст. 41 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Поэтому зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия Генерального прокурора РФ. Давая такое согласие, Генеральный прокурор РФ немедленно должен известить об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата (ч. 7 ст. 50 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

По правилу ч. 4 ст. 41 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» постановление о привлечении в качестве обвиняемого зарегистрированного кандидата в депутаты в выборный орган местного самоуправления, на должность выборного должностного лица местного самоуправления может быть вынесено с согласия прокурора района (города). Однако следует помнить, что на территории муниципального образования он может быть привлечен к уголовной ответственности только с согласия прокурора субъекта Российской Федерации (ст. 24 «Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.72.55 (0.011 с.)