Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Примирение потерпевшего с обвиняемым по делам, возбуждаемым не иначе как по жалобам потерпевших, кроме случаев, предусмотренных Ч. 4 ст. 20 упк РФ

Поиск

Исходя из положений ч. 2 ст. 20 УПК РФ, за примирением потерпевшего с обвиняемым могут быть прекращены лишь дела о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), 116 (побои), ч.1 ст.129 (клевета) и ст.130 (оскорбление) УК РФ, и то не во всех случаях. Если дело о таком преступлении возбуждено прокурором или с согласия последнего следователем (дознавателем и др.) потому, что потерпевший в силу беспомощного состояния, зависимости от обвиняемого (по иным причинам), не способен самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами, то дело прекращению за примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежит.

Дела, возбуждаемые лишь по жалобе пострадавшего, не ограничиваются вышеперечисленными составами преступлений. К таковым также отнесены дела о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст.131 (изнасилование), ч. 1 ст. 132 (мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшему (потерпевшей) или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), ч.1 ст. 136 (нарушении равенства прав и свобод человека и гражданина без отягчающих обстоятельств), ч.1 ст. 137 (нарушении неприкосновенности частной жизни без отягчающих обстоятельств), ч.1 ст. 138 (нарушении тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений без отягчающих обстоятельств), ч.1 ст. 139 (нарушении неприкосновенности жилища без отягчающих обстоятельств), ст. 145 (необоснованном отказе в приеме на работу или необоснованном увольнении беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет), ч.1 ст.146 (нарушение авторских и смежных прав) и ч.1 ст.147 УК РФ (нарушение изобретательских и патентных прав). Однако последние согласно той же ст.20 УПК РФ прекращению за примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат.

7. Отсутствие согласия (заключения) указанного в законе органа (должностного лица) на привлечение к уголовной ответственности

Такого основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела не упомянуто в действующем УПК РФ. В п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ говорится лишь об одной его разновидности – об отсутствии заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п.п. 1, 3-5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, и об отсутствии согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п.п. 1 и 3-5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ. Однако возбужденное в отношении указанных, а также некоторых других лиц уголовное дело подлежит прекращению пока не будет соблюден предусмотренный законом порядок привлечения их к уголовной ответственности.

Данный порядок, заключающийся в необходимости получения специального согласия (заключения) на привлечение определенных должностных и не должностных лиц к уголовной ответственности, урегулирован не только УПК РФ, но и другими нормативно-правовыми актами РФ. Разновидностями данного основания прекращения уголовного дела, как минимум, являются пять оснований:

а) отсутствие согласия на привлечение к уголовной ответственности Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудитора Счетной палаты той палаты Федерального Собрания РФ, которая назначила их на должность в Счетную палату (ст. 29 Федерального закона «О Счетной палате РФ»);

б) отсутствие согласия Государственной Думы РФ на привлечение к уголовной ответственности уполномоченного по правам человека в РФ (ч. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”);

в) отсутствие согласия Генерального прокурора РФ на привлечение к уголовной ответственности:

- зарегистрированный кандидата на должность Президента РФ (ч. 6 ст. 42 Федерального закона «О выборах Президента РФ»);

- зарегистрированный кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ (п. 7 ст. 50 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);

г) отсутствие согласия прокурора субъекта РФ на привлечение на территории муниципального образования к уголовной ответственности зарегистрированного кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, а равно зарегистрированного кандидата в выборное должностное лицо местного самоуправления в субъекте Федерации (ч. 4 ст. 24 «Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»);

д) отсутствие согласия прокурора (соответственно уровню выборов) на привлечение к уголовной ответственности:

- зарегистрированного кандидата (ч. 4 ст. 41 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

- члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в период подготовки и проведения выборов Президента РФ (ст. 18 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», ч. 18 ст. 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

- члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в период подготовки и проведения выборов депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 25 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», ч. 18 ст. 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

- члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов (ст. 12 «Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»);

- члена комиссии по проведению референдума Российской Федерации с правом решающего голоса во время подготовки и проведения референдума Российской Федерации (ч. 7 ст. 20 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации»).

 

101.Понятие, сущность и значение стадии предварительного расследования.

Понятие, сущность и значение стадии предварительного

Расследования

Следующей за стадией возбуждения уголовного дела идет стадия предварительного расследования. Тем не менее, понятие «предварительное расследование» употребляется и в других значениях.

Предварительное расследование - это:

1) вторая, следующая за стадией возбуждения уголовного дела, стадия уголовного процесса;

2) осуществляемая для решения стоящих в этот промежуток времени задач, (определенного вида) уголовно-процессуальная деятельность следователя или (и) органа дознания (дознавателя);

3) уголовно-процессуальный институт.

Сущность предварительного расследования как стадии уголовного процесса заключается в том, что это промежуток времени, в течение которого осуществляется одноименная уголовно-процессуальная деятельность.

Предварительное расследование - это стадия уголовного процесса, начинающаяся после принятия следователем или дознавателем в соответствии с требованиями УПК РФ решения о наличии в его распоряжении повода и достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления (решения о возбуждении уголовного дела), и завершающаяся сбором достаточной совокупности доказательств обо всем предмете доказывания в целом. По окончанию предварительного расследования обычно утверждается обвинительное заключение (обвинительный акт) или прекращается уголовное дело (в отношении невменяемых - уголовное дело направляется в суд для применения принудительных мер медицинского характера).

Критерии предварительного расследования как вида деятельности:

1. Предварительное расследование начинается после того, как компетентный орган констатирует наличие в своем распоряжении повода и достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления.

2. Предварительное расследование - всегда деятельность уголовно-процессуальная.

3. Предварительное расследование направлено на установление всех обстоятельств, перечисленных в ст. 73 УПК РФ (ст. ст. 421, 434 УПК РФ).

4. Предварительное расследование может производиться только специальным субъектом, наделенным законом полномочиями осуществлять досудебную уголовно-процессуальную деятельность.

Основная задача, как стадии предварительного расследования, так и одноименного вида деятельности - предварительное (досудебное) собирание, закрепление, проверка и оценка доказательств обо всех обстоятельствах, перечисленных в ст. 73 УПК РФ (ст. ст. 421, 434 УПК РФ).

Значение стадии предварительного расследования заключается в том, что еще до начала судебного разбирательства следователь (дознаватель) принимает меры к раскрытию преступления, сбору доказательств достаточных для привлечения к ответственности виновных, а равно для установления отсутствия события (состава) преступления или других оснований прекращения уголовного дела. Тем самым данная стадия облегчает последующее судебное следствие и освобождает суд от рассмотрения дел, по которым бесспорно нет необходимости назначения наказания.

Именно на этой стадии до суда решаются задачи уголовного процесса. Предварительное расследование, основанное на законе, принципах и общих условиях уголовно-процессуального производства, способствует эффективной защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; а также защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. И наоборот, осуществление предварительного расследования без достаточных к тому оснований так же, как и решение стоящих перед ним задач средствами стадии возбуждения уголовного дела, являются грубейшими нарушениями законности, приносящими большой вред обществу, государству, правам и законным интересам физических и юридических лиц.

102. Формы предварительного расследования

Существует как минимум три формы предварительного расследования:

1) предварительное следствие;

2) смешанное предварительное расследование, которое включает в себя собственно производимые органами дознания неотложные следственные действия и последующее предварительное следствие;

3) дознание.

Предварительное следствие

Предварительное следствие - это деятельность, содержание которой охватывает всю от начала до конца стадию предварительного расследования. Предварительное следствие направлено на досудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. ст. 73, 421, 434 УПК РФ). Именно предварительное следствие впитало в себя максимум предусмотренных законом гарантий соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. Предварительное следствие производится следователями, которые обладают процессуальной самостоятельностью. Следственные подразделения в настоящее время имеются в прокуратурах, а также в органах внутренних дел, органах федеральной службы безопасности и в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Предварительное следствие согласно ст. ст. 151 и 434 УПК РФ обязательно по наиболее сложным делам и по всем делам о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью; расследуемым в отношении лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, и лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение

От судебного следствия предварительное следствие отличается субъектами, средствами, целями, местом и ролью в уголовном процессе этих видов деятельности.

Предварительное следствие, как и любая другая форма предварительного расследования, состоит из процессуальных действий и процессуальных решений. Оно включает в себя производство следственных действий, применение мер принуждения, привлечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уголовном процессе защитника, законных представителей, гражданских истцов и других субъектов уголовного процесса, ознакомление участников с материалами дела и многое другое. Первоначальный срок предварительного следствия установлен в размере двух месяцев. Однако он может быть продлен прокурором в установленном законом порядке.

2. Смешанное предварительное расследование

Смешанное расследование отличается от предварительного следствия лишь тем, что начинается оно деятельностью органа дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно. Данный вид деятельности не завершает стадию предварительного расследования и поэтому не может в отрыве от продолжающегося после него предварительного следствия называться формой предварительного расследования. Предварительное расследование в этом случае будет состоять из двух элементов:

- неотложных следственных действий, произведенных органом дознания, и

- предварительного следствия, начавшегося после передачи органом дознания дела следователю.

После того как к смешанному расследованию приступил следователь, его характеристика полностью совпадает с вышеизложенной характеристикой предварительного следствия.

Дознание

По возбужденным в отношении конкретных лиц, делам, по которым предварительное следствие не обязательно, орган дознания осуществляет дознание - форму предварительного расследования по своей сути аналогичную предварительному следствию. При производстве данного вида предварительного расследования орган дознания вправе производить любые следственные, а равно иные процессуальные действия, принимать необходимые процессуальные решения. При этом он руководствуется правилами, установленными уголовно-процессуальным законом для предварительного следствия, за некоторыми исключениями.

Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, от предварительного следствия отличают:

- субъект, ее осуществляющий (может быть дознаватель, а не следователь);

- правовой статус данного субъекта (дознаватель не обладает процессуальной самостоятельностью);

- возможность отсутствия в деле постановления о привлечении в качестве обвиняемого;

- первоначальный срок дознания (20 суток).

- основной задачей дознания является максимальное приближение

времени принятия решения по делу к моменту совершения преступления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.90 (0.009 с.)