Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи для проверки освоения компетенций

Поиск

Методические указания к решению задач:

1. Определить показатели эффективности работы издательства

1) Выручка от реализации продукции за год, в т. ч. НДС:

24046 304 руб. (исходные данные).

2) Налог на добавленную стоимость:

4328334,7 руб. (НДС-18%)

3) Себестоимость издательской продукции:

11 123400 руб.

4) Выручка от реализации продукции без НДС:

24046304- 4328334,7 = 19717969,3 руб.

5) Прибыль от реализации продукции:

19717969,3 - 11 123400 = 8594569,3руб.

6) Прочая прибыль от финансово-хозяйственной деятельности:

258 711,71 руб.

7) Налогооблагаемая прибыль:

8594569,3 + 258 711,71 = 8853281,01 руб.

8) Налог на прибыль (20%)

1770656,2руб.

9) Чистая прибыль:

8853281,01 - 1770656,2 = 7082624,81 руб.

 

 

2. Определить показатели эффективности работы издательства

1) Выручка от реализации продукции за год, в т. ч. НДС:

51625 тыс. руб. (исходные данные).

2) Налог на добавленную стоимость:

руб. (НДС-18%)

3) Себестоимость издательской продукции:

38200 тыс руб.

4) Прибыль от прочей финансово-хозяйственной деятельности:

223,5 тыс. руб.

5) Налог на прибыль (20%)

 

 

Структура бизнес-плана, цель и методы его разработки.


В бизнес-плане определяются цели деятельности предприятия и пути их достижения. Основные цели разработки бизнес-плана следующие:

1. Осуществление инвестиционных проектов.

2. Реализация отдельных коммерческих операций.

3. Эмиссия ценных бумаг.

4. Определение перспектив развития организации.

5. Установление реорганизационных мероприятий.

6.Финансовое оздоровление и выход временного экономического кризиса.

Бизнес-план это категория рыночного хозяйствования. Он является проверенным документом и инструментом повышения доходности предприятий на условии конкуренции.

Грамотно составленный и научно обоснованный бизнес-план необходим практически всем участникам коммерческой деятельности:

- собственникам;

- партнерам;

- инвесторам;

- административно-правовым органам.

Бизнес-план представляет собой небольшой документ объемом 20–30 страниц и состоящий из 3-х частей:

1) описание бизнеса (производство и маркетинг);

2) финансовая информация (баланс, финансовый план, стратегия инвестиций, товарно-материальное обеспечение кредитом, страхование, расчеты рентабельности);

3) сопроводительные документы (организационные и юридические разделы, учредительные документы, копии контрактов и лицензий и т.д.).


Примерный перечень разделов бизнес-плана, задачи экономического анализа и оценки бизнеса приведены в таблице 3.1.


Таблица 3.1

Перечень разделов бизнес-плана, задачи экономического анализа и оценки бизнеса

Название раздела Содержание ^ Задачи анализа и оценки
1 2 3
1. Титульный лист Название и адрес фирмы, имена и адреса учредителей, суть предлагаемого проекта, стоимость проекта  
2. Вводная часть (резюме) Основные положения предлагаемого проекта, цель предлагаемого производства, новизна предлагаемой продукции, сведения об объеме продаж, выручке, затратах, прибыли и сроках возврата кредита Анализ и оценка объекта продаж, анализ затрат, оценка риска и оценка прибыли
3. Товар или услуга Описание продукта или услуги: потребительские свойства, отличия от товаров конкурента, степень защиты патентами, прогноз цены на продукцию, организация сервиса Оценка потребительских свойств товара, анализ товара конкурентов, анализ цен и затрат на производство продукции
4. Рынок сбыта Положение дел в отрасли, потенциальные потребители, рыночная конъюнктура Оценка положений дел в отрасли, анализ темпов прироста по отрасли, анализ потенциальных потребителей и анализ рыночной конъюнктуры
5. Конкуренция Оценка объемов производ-ства и продаж конкурента, их доходов, перспективы внедрения новых моделей, основные характеристики продукции конкурентов, в т.ч. уровень качества, политика ценообразования конкурентов Сравнительный анализ отдельных групп показателей деятельности конкурентов, анализ стратегии конкурентов, анализ сильных и слабых сторон конкурента
6. План маркетинга Цены, каналы сбыта, реклама, прогноз продаж новой продукции и ценообразования Анализ состояния рынка, анализ изменения цен, анализ внешних и внутренних факторов, анализ эффективности рекламы, анализ сильных и слабых сторон фирмы
     
7. План производства Описание производственного процесса: перечень базовых операций по производству, по поставке сырья, комплектующих (с полным перечнем условий по качеству и количеству), оборудование, наличие зданий, сооружений, трудовых ресурсов, производственная себестоимость Анализ сырья и материалов, анализ трудовых ресурсов, анализ затрат на производство продукции, анализ фондовооруженности и т.д.
8. Оценка риска и страхование Слабые стороны предприятия, вероятность появления новых технологий, альтернативной стратегии, меры по профилактике риска и программы страхования рисков Анализ риска по источникам и причинам, анализ риска статистическими методами
9. Финансовый план Прогноз объема реализации, баланс денежных расходов и поступлений, сводный баланс активов и пассивов предприятия, график безубыточности Финансовый анализ деятельности предприятия, анализ баланса денежных расходов и поступлений, анализ безубыточности, выявление внутренних резервов для укрупнения финансового положения
10. Стратегия финансирования Определение величины и источников полученных средств, обоснование полученного дохода и полного возврата средств Анализ средств по источникам, анализ платежеспособности предприятия, анализ сроков окупаемости

 

Главным инструментом разработки бизнес-плана является сметное планирование.

Смета – это форма планового расчета, который определяет подробную программу действия предприятия на предстоящий период.

Основные цели составления сметы:

1) увязка текущих и перспективных планов;

2) координация действий различных подразделений предприятия;

3) детализация общих целей производства и доведения их до руководителей различных уровней ответственности;

4) управление и контроль на производстве;

5) стимулирование эффективной работы персонала и руководителей;

6) определение будущих характеристик хозяйственной деятельности;

7) периодическое сравнение текущих результатов деятельности с планом. Выявление отклонений и их причины.

При составлении смет используются различные методы:

- нормативный – это расчет объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на планируемую величину выпуска или реализации;

- расчетно-аналитический. Объемы затрат и потребностей в ресурсах определяется путем умножения средних затрат на индекс их изменения в плановом периоде;

- балансовый – это увязка объемов затрат и источников ресурсов;

- оптимизация. Сущность метода состоит в многовариантности, т.е. когда из нескольких смет выбирается наилучшая с точки зрения минимальных затрат и максимального эффекта;

- моделирование. Основу метода составляет факторный анализ функциональных связей между различными элементами процесса производства. Например, моделируется зависимость прибыли от уровня затрат и объемов реализации продукции.

При разработке бизнес-плана составляются следующие виды смет:


  • смета продаж;

  • смета расходов на оплату труда производственного персонала;

  • смета общепроизводственных расходов;

  • смета себестоимости реализованной продукции;

  • смета текущих общехозяйственных расходов;

  • смета прибыли и убытков;

  • смета капитальных затрат;

  • смета движения денежных средств и так далее.


Сметное планирование включает в себя два этапа:

1) определение будущих целей;

2) мониторинг, т.е. проводится анализ хозяйственной деятельности и выясняется как в течение отчетного периода производится выполнение запланированных решений.

Сметы составляются в целом на год с поквартальной разбивкой. Работа выполняется обычно бригадой менеджеров, в которую включаются также представители бухгалтерии, юристы, экономисты под общим руководством финансового директора.

Различают два подхода к расчетам смет:


  1. расчет с нуля. Применяется в тех случаях, когда проектируется новая организация или же организация меняет профиль работы;

  2. планирование от достигнутого. Это разовый метод, но применяться может только тогда, когда профиль работы не изменен.


Все сметы делятся на два вида:

1) по основной деятельности предприятия;

2) по не основным видам деятельности предприятия.

 

Рассмотрим сметы предприятия по основной деятельности:

1. Смета продаж. Она представляет собой главный документ плана маркетинга, содержит показатели:

- объем продаж по каждому виду товаров;

- ожидаемая цена продажи.

Смета формируется на основе прогнозируемых значений показателей.

2. Смета производства. Она базируется на смете продаж и заполняется в натуральных показателях. Обычно она формируется следующим образом:

- из сметы продаж берутся значения объема продаж по каждому виду;

- вычитаются запасы этого вида товара на начало планируемого периода;

- прибавляются запасы этого товара, прогнозируемые на конец планируемого периода.

3. Смета прямых материальных затрат. Она включает в себя расчет затрат, величина которых может быть определена по действующим нормативам. Обычно она формируется следующим образом:

- по нормам для каждого производимого товара рассчитывается количество материалов, полуфабрикатов, необходимых для выполнения годовой программы;

- к полученному результату прибавляется количество запасов, планируемое на конец периода;

- из полученного количества вычитают объем запасов на начало периода (на основе фактических бухгалтерских данных).

В итоге определяется потребность в закупке соответствующих материалов, полуфабрикатов и т.д. Затем эта величина умножается на цену единицы материала или полуфабриката. В итоге получаем величину прямых затрат на планируемую продукцию.

4. Смета прямых расходов на оплату труда. Разрабатывается по следующим этапам:

- на основе нормы выработки и планируемых объемов производства определяется количество рабочих часов необходимых для выполнения производственной программы по всем изделиям;

- суммируя полученные значения, определяют количество часов работы, необходимые для выполнения всей программы;

- полученная величина умножается на средний уровень часовой оплаты.

5. Смета общепроизводственных расходов обычно составляется по следующим статьям:

- зарплата вспомогательного персонала;

- зарплата управленческого персонала;

- затраты на свет и энергию;

- затраты на основные фонды;

- затраты на вспомогательные материалы;

- затраты на ремонт;

- прочие статьи накладных расходов (страхование, начисление зарплаты и т.д.).

6. Смета себестоимости реализации продукции. В нее переносятся итоговые данные, полученные в предыдущих сметах. При анализе себестоимости используются следующие показатели:

- затраты на производство (смета всех затрат). В нее кроме затрат, относимых на себестоимость, входят также затраты, финансирование которых производится из других источников (за счет балансовой прибыли, за счет чистой прибыли, из фондов спецназначения и т.д.);

- себестоимость реализованной продукции (это то же, что и показатель предыдущий, но за исключением затрат, не входящих в себестоимость). Расчет ведется по следующим коэффициентам:

1) затраты на один рубль реализованной продукции:

, (3.1)

где S – себестоимость реализованной продукции;

N – объем реализованной продукции в ценах предприятия без НДС;

2) коэффициент разложения себестоимости. Он представляет собой разложение себестоимости реализованной продукции по элементам затрат:

, (3.2)

где А – амортизация;

М – материалы;

U – зарплата.

– амортизациоемкость;

– материалоемкость;

– затратоемкость;

3) себестоимость одного изделия.

Различают следующие виды калькуляции при расчете себестоимости по изделиям:

1) плановая себестоимость. Обычно она составляется на основе годовых смет;

2) нормативная. Она составляется по нормативам предприятия в расчете на месяц;

3) отчетная или фактическая. Она составляется на основе отчетных данных за период.

Себестоимость может анализироваться в следующих аспектах:

1) по элементам затрат:

- материалы;

- заработная плата;

- прочие;

2) по видам затрат:

- прямые (материалы, заработная плата основных производственных рабочих);

- косвенные (производственные расходы, аренда);

3) по месту возникновения затрат:

- по отдельным изделиям;

- по отдельным подразделениям;

- по отдельным уровням ответственности. Поясняется, какой работник или подразделение вносит наибольший вклад в прибыль.

4) по эффективности хозяйствования. В этом случае затраты на производство и реализацию сопоставляются с потребительской стоимостью товара;

7. Смета текущих общехозяйственных расходов. Обычно она включает в себя затраты по реализации товаров и административные расходы.

Затраты на реализацию состоят из следующих статей:

- затраты на сбыт продукции;

- затраты на рекламу;

- транспортные расходы.

Административные расходы включают в себя:

- зарплату административного персонала;

- зарплату прочих служащих;

- арендную плату;

- амортизацию офисного оборудования.

8. Смета прибыли и убытков. В ней завершаются работы по технико-экономическому обоснованию в планируемых мероприятиях. В нее переносятся итоговые данные, полученные в предыдущих сметах.

 

Например, фрагмент сметы прибыли и убытков

Показатель Значение Комментарии
1. Выручка от продаж без НДС, специального налога и акцизов    
2. Себестоимость реализационной продукции    
3. прибыль   Стр. 1-2
4. Текущие хозяйственные расходы    
5. Прибыль по основной деятельности   Стр. 3-4
6. Прочие доходы и расходы    
7. Прибыль до уплаты налогов   Стр. 5-6
8. Налог на прибыль    
9. Чистая прибыль   Стр. 7-8


Кроме основных разрабатываются дополнительные сметы, чаще всего трёх видов:


  1. смета капитальных затрат. Она составляется на несколько лет вперед и предусматривает различные варианты финансирования;

  2. смета движения денежных средств. В ней рассчитываются также минимальные суммы, которые должны быть на счетах и в кассе;

  3. сметы по статьям баланса.


По каждой смете составляются квартальные и годовые отчеты, по ним в процессе анализа выявляются отклонения от запланированных результатов и затем в сметы на будущий период вносятся необходимые коррективы.


^ 3.2. Роль экономического анализа в разработке бизнес-плана


Планирование - это одна из основных функций анализа хозяйственной деятельности. Без глубокого экономического анализа результатов деятельности предприятия, без обоснованных прогнозов на перспективу, изучения, развития экономики предприятия, выявления недочетов и ошибок нельзя разработать обоснованный план и выработать оптимальный вариант управленческого решения. Получение и обработка информации о внешней и внутренней среде предприятия с использованием методов системного анализа, а также составление возможных сценариев для учета неопределенности и риска, является основой перспективного планирования. Для успешной работы любой организации недостаточно повысить конкурентоспособность производимых изделий, услуг. Необходимо обеспечить заинтересованность покупателей, то есть, выбрав направление деятельности, необходимо тщательно спланировать ее организацию.

Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен четко представлять перспективную потребность в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. С этой целью и необходимо составлять бизнес-план.

При организации новой деятельности он представляет собой документ, который оплачивает все основные аспекты будущего предприятия, анализирует все проблемы, с которыми он может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.

Для отражения будущего состояния организации необходимо проанализировать систему показателей, характеризующих хозяйственную деятельность за предыдущие периоды. Это позволит выявить закономерности развития и причины отклонения от плана.

Таким образом, роль экономического анализа в планировании и разработке основных показателей является главной.


^ 3.3. Методика расчёта основных показателей бизнес-плана


Система финансов – это кругооборот денежных средств предприятия в процессе осуществления производственной, сбытовой деятельности, а также кредитно-финансовых отношений. В свою очередь финансово-кредитная деятельность включает в себя прогноз продажи и покупки ценных бумаг, выпуск акций и облигаций, операций с недвижимостью, получение и погашение акций, а также прочую деятельность, связанную с операциями на фондовом рынке и в банковской сфере.

Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением смет, структуры источников формирования, обеспеченностью оборотными средствами, величиной их иммобилизации, платежеспособностью и т.д.

Хорошее финансовое состояние – это устойчивая платежеспособность, постоянное наличие достаточных сумм денежных средств на счетах, эффективное использование оборотных средств, рентабельность производства и правильная организация расчетов.

Плохое финансовое состояние – это постоянное и периодическое наличие просроченной задолженности перед банком, поставщиками, а иногда и собственными рабочими.

Ухудшение положения предприятия в большинстве случаев зависит от неправильной организации работы, непродуманного выбора решений, а также нарушений расчетно-платежной дисциплины.

 



вопросы для проверки освоения компетенций:

1. Назовите основные принципы и методы планирования.

2. Определите и проанализируйте основные показатели плана предприятия.

3. Проанализируйте взаимосвязь предприятия с окружающей рыночной средой.

4. Дайте определение основным разделам плана предприятия.

5. Определите основные этапы разработки плана.

6. Проанализируйте бюджет предприятия.

7. Определите основные показатели работы предприятия.

8. Составьте примерную смету затрат издательства.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.52 (0.009 с.)