Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Путь от нормального состояния к состоянию медитацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Путь медитирующего от нормального состояния к состоянию медитации редко бывает прямым. Продвигаясь по этой дороге, вы можете петлять и перескакивать из одной части схемы в другую, из одного состояния - в другое. Если вам все же удастся войти в медитативное состояние, то вы в итоге окажетесь в третьей части схемы, где и пробудете какое-то время до возвращения к реальному миру. На следующей схеме, к рассмотрению которой мы сейчас перейдем, будет изображен вероятный маршрут человека, переходящего из нормального состояния в состояние медитации. Сначала медитирующий расслабляет тело и интеллект, но это еще неглубокое расслабление. Затем интеллект погружается в более глубокие альфа- и те-та-состояния. После этого тело несколько напрягается, и интеллект также переходит в более напряженное состояние. Затем и тело, и интеллект переходят в состояние расслабления, что сопровождается приятными ощущениями, но это продолжается недолго. На этом этапе медитирующий может подумать: "О Бог мой, да я же медитирую!" А это может вывести его из медитативного состояния, и ему придется начинать все сначала. Каждый раз, когда вы будете входить в медитативное состояние, ваши ощущения будут немного отличаться от предыдущих. По мере приобретения опыта медити- 67 рующий получает возможность более легко попадать из первой части схемы прямо в третью. По мере приобретения опыта и вы сможете спокойно продвигаться по маршруту от нормального состояния к состоянию медитации и узнавать все испытываемые ощущения, как физические, так и психоэмоциональные. Когда достигается активное состояние интеллекта, оно включает в себя всю гамму волн мозговой активности от бета-волн до дельта-волн. Если вы научитесь управлять своими волнами мозговой активности, то сможете вызывать это состояние вне зависимости от состояния вашего тела: расслаблено ли оно, напряжено или вообще движется или выполняет какие-либо действия. Теперь вернемся к таблице субъективных ощущений и просмотрим все четыре колонки. Если ваше тело и ваш интеллект расслаблены, в первой колонке содержатся номера категорий, во второй колонке — субъективные ощущения, которые вы можете испытывать, третья колонка показывает уровень расслабления, соответствующий испытываемым ощущениям, и наконец в четвертой колонке перечисляются волны мозговой активности, которые соответствуют испытываемым ощущениям. Температура ладоней также может может многое рассказать о состоянии тела и интеллекта. Когда вы расслабляетесь, ладони теплеют, а когда напрягаетесь, они становятся холодными. Это, разумеется, не всегда справедливо, потому что каждое правило имеет исключения. В ходе моих наблюдений мне доводилось видеть людей, у которых были теплые ладони, когда они не находились в состоянии релаксации и не медитировали. Я также видела людей, ладони которых оставались холодными даже в состоянии глубокой релаксации и медитации. Для того чтобы уметь управлять волнами мозговой активности, сначала нужно научиться легко управлять состояниями нервной системы. Вы должны уметь с легкостью заставлять свою нервную систему расслабляться или, наоборот, напрягаться. Если вы начинаете входить в состояние медитации с того, что расслабляетесь, то можете быть уверены, что ваш организм получит все полезные эффекты здорового расслабления. Вы наверняка обнаружите, что в состоянии релаксации легче активизировать те или иные волны мозговой активности, даже если у вас каких-то волн в избытке, а каких-то, наоборот, не хватает. Главное — это создать стартовую платформу, с которой вы и начнете процесс развития волн мозговой активности. Не забывайте об этом. А сейчас мы перейдем к рассмотрению того, как создаются волны медитации. 68 ГЛАВА ТРЕТЬЯ Медитация и высшие состояния сознания Медитация является, наверное, самым известным из измененных высших состояний сознания. О медитации много говорят и пишут, придуманы различные приемы и техники медитирования, медитация упоминается в различных философиях — короче говоря, она популярна. Причем следует отметить, что все используют состояние медитации по-разному. Для одних это модное времяпрепровождение, а другие пытаются решить с ее помощью какие-то свои проблемы. Так что же такое медитация? Вообще говоря, медитация представляет собой высшее состояние сознания, которое отличается от нормального состояния. Что такое "высшее" состояние? Одни понимают высшее состояние сознания как состояние, в котором человек становится более духовным и приближается к высшей силе, к высшему разуму. Другие считают, что высшее состояние сознания — это состояние творческой активности, в котором легко генерировать идеи и решать проблемы. Для третьих же высшее состояние сознания — это просто состояние улучшенного физического и психического здоровья. 70 "Итак, как же мы можем определить медитацию, принимая во внимание все эти разные мнения?" Чтобы поскорее найти общий язык с читателем и дать ясное и понятное определение медитации, нам лучше рассматривать это состояние сознания в плане волн мозговой активности, которые производит разум медитирующего человека. Интересным представляется то, что, вне зависимости от различных описаний медитации, различных религиозных аспектов и духовных обоснований, в основе медитации лежат одни и те же волны мозговой активности. Это альфа- и тета-волны, к которым в зависимости от вида медитации могут присоединяться дельта-волны. На рисунке 1А изображены волны мозговой активности, которые производятся интеллектом в состоянии медитации. На этом рисунке вы видите, что оба полушария головного мозга производят одни и те же волны и что амплитуда альфа-волн больше, чем амплитуда тета-волн. Тета-волны наличествуют тогда, когда человек находится в состоянии глубокой медитации. Именно они обеспечивают полет творческой мысли, активизацию подсознания и создание программы избавления от недугов. Тета-волны создают у медитирующего ощущение глубины медитации. А альфа-волны обеспечивают связь между подсознанием и сознанием. Именно они помогают нам запомнить, какую информацию несут тета-волны. Если вы медитируете без альфа-волн, то вы не сможете вспомнить ощущения во время своей медитации! Не забывайте, что тета-волны проходят на подсознательном уровне и что без связующего звена альфа-волн они так и не смогут подняться до уровня сознания. Помните, что альфа-волны помогают вам воспринимать ту информацию, которую несут тета-волны, и запоминать ее. Таким образом, осуществляется связь с подсознанием. Для состояния транса существует множество названий: медитация, моление, концентрация сознания, гипноз, направленная фантазия, визуализация, глубокая релаксация 71
и т.д. Следует отметить, что, когда человек находится в каком-либо из вышеперечисленных состояний, его интеллект производит одни и те же или почти одни и те же волны. А разница в схемах волн мозговой активности объясняется скорее методом и целью вхождения в рассматриваемые состояния, а не самими состояниями. Безусловно, из этого правила есть и исключения. Иногда цель медитации требует глубокого анализа. Тогда в схему волн мозговой активности входят также и бета-волны. Например, случается, что люди расслабляются и входят в медитативное состояние с целью поиска решения каких-либо своих проблем. В этом случае к схеме волн мозговой активности добавляются и бета-волны, 72 так как без них не представляется возможным проводить анализ какой-либо проблемы. Если это происходит, то схема волн мозговой активности медитации становится чрезвычайно похожа на схему волн мозговой активности бодрствования. Это и объясняет тот прием активной медитации, когда к уже установившейся схеме волн, состоящей из стабильных альфа- и тета-волн, намеренно добавляются бета-волны. Между схемой медитации и схемой моления существует ярко выраженная связь. Эти схемы чрезвычайно похожи, хотя в них есть и отличия. Рассмотрим, к примеру, схему волн католического монаха, который молится, и схему волн дзэн-монаха, находящегося в состоянии медитации. Я измеряла волны мозговой активности у одного католического монаха с восточного побережья США, желавшего сделать свою молитву более духовной и глубокой. Он приехал на месяц и хотел, чтобы я помогла ему добиться его цели. Просмотрев его схему волн мозговой активности, я поняла, что он действительно находится в состоянии активного интеллекта. Но, как вы видите из рисунка, верхняя часть его схемы волн мозговой активности несколько отяжелена. Он попросил у меня совета, как сделать молитву более духовной и глубокой, на что я ответила ему: "Меньше слов". Выслушав мой совет, он рассмеялся и сказал, что понимает, что я имею в виду. Этот человек действительно ощущал свою связь с активными тета-волнами, в чем ему помогали альфа-волны. Однако его просветленное состояние отяжеляли чересчур активные бета-волны. С другой стороны, дзэн-монах может спокойно достигать этого состояния, просто сидя в состоянии медитации и ни о чем не думая. Его схема изображена на рисунке 1С. Отсутствие бета-волн говорит о том, что в голове этого человека нет совершенно никаких мыслей! Но вы также видите, что дельта-волны чрезвычайно активны. А это говорит об активном состоянии подсознания. Следует отметить, что искусство медитации дзэн основано на невербальном мышлении. Медитирующий дзэн-монах ничего не говорит и ни о чем не думает. Именно поэтому на схеме мозговой активности дзэн-монаха совсем отсутствуют бета-волны и находятся в активном состоянии дельта-волны. У одного дзэн-учителя, которого я наблюдала, было активное состояние интеллекта, схема которого изображена на рисунке 2А. На этой схеме, правда, заметны сильные вспышки бета-волны. А после того как я посоветовала ему расслабить язык, схема бета-волн сразу закруглилась, что вы и можете увидеть на рисунке 2 В. Для него это было настоящим открытием, и он сказал, что с нетерпением ждет того момента, когда сможет рассказать об этом своим ученикам. Он сказал, что это в корне изменяет его учение. "А направленная фантазия является ли настоящей медитацией?" Если направленная фантазия заставляет вас производить слабые бета-волны и сильные альфа- и тета-волны, то безусловно д a. Если же вместо того, чтобы просто следовать появляющимся образам, вы начинаете их анализировать, то в таком случае направленная фантазия не является медитацией. Фактически направленная фантазия отлично помогает войти в состояние медитации. Некоторые специалисты в области медитации могут возразить, что направленная фантазия наполняет мозг, а цель медитации — очистить его от всех мыслей. Поэтому, скажут они, направленную фантазию нельзя считать медитацией. Это хороший аргумент с точки зрения содержания. Но если на этот вопрос посмотреть с точки зрения состояния, то мы увидим совсем иную ситуацию. Состояние медитации — это такое состояние, когда интеллект производит мало бета-волн и много альфа- и тета-волн. -На основании этого можно сказать, что любое состояние, в котором интеллект производит много альфа- и тета-волн и мало бета-волн, является медитативным. А направленная фантазия как раз помогает человеку войти в такое состояние, когда его интеллект производит много альфа- и тета-волн и мало бета-волн. 74 "Как можно наилучшим образом использовать направленную фантазию в качестве способа медитации?" Если вы хотите использовать направленную фантазию в качестве способа медитации, то она должна иметь несколько ключевых элементов. Во-первых, тело и интеллект человека, который следует за полетом направленной фантазии, должны быть расслаблены. Дыхание должно стать медленным и ровным, тело — расслабиться, а состояние его сознания — изменяться от нормального к медитативному. Во-вторых, воображение помогает мозгу производить альфа-волны. Иными словами, полет фантазии помогает возводить мост из альфа-волн между сознанием и подсознанием. В-третьих, направленная фантазия облегчает человеку погружение в глубь самого себя, в глубь своего подсознания. И в-четвертых, когда человек погрузился в состояние направленной фантазии, у него должно быть достаточно времени, чтобы испытать все ощущения, свойственные медитации; на него не должны воздействовать извне. Если эти четыре условия выполняются, то человек с помощью направленной фантазии может войти в медитативное состояние даже с первых попыток. Это, однако, не значит, что он попадет в глубокое медитативное состояние и пробудет в нем достаточно долго, — и все-таки... Каким бы способом человек ни учился входить в состояние медитации, этот путь не будет легким. Не забывайте, что схемы волн мозговой активности постоянно меняются: иногда эти изменения бывают мягкими, но могут быть и резкими. При первых попытках войти в медитативное состояние (вне зависимости от того, какой способ используется) медитирующий может несколько раз проходить через состояние медитации. Ведь после того как человек войдет в состояние медитации, многие факторы могут вывести его из этого состояния или просто изменить схему мозговой активности. Наиболее часто в состояние покоя врываются бета-волны, они и выводят медитирующего из медитативного состояния. Также могут пропасть альфа-волны, или просто человек может заснуть. Чтобы успешно медитировать, нужно прежде всего ценить те моменты, когда вы находитесь в состоянии медитации. Нужно уметь замечать эти моменты и не пропускать их только потому, что они чрезвычайно короткие. Такое отношение недопустимо. Если вы хотите научиться медитировать, то должны научиться ценить любую вспышку воображения и каждый момент активизации подсознания. Если вы будете следовать этому совету, то моменты, когда сознание находится в состоянии покоя и просветления, будут приходить чаще, а их продолжительность увеличится. Техника — это еще не медитация Вы, наверное, часто слышали: "Я собираюсь помеди-тировать". Когда человек говорит что-то подобное, это значит, что он, к примеру, хочет поупражняться в дыхательной гимнастике. Многие люди думают, что они медитируют, только потому, что используют какую-либо технику и следуют заученным инструкциям. В действительности же они могут просто сидеть и думать, что медитируют, тогда как на самом деле они и не входили в медитативное состояние. Не забывайте, что следовать какой-либо технике — еще не значит медитировать. Однажды ко мне пришел человек и заявил, что он в течение двенадцати лет медитирует каждый день по одному часу. Он сказал, что, хотя ему и нравятся те ощущения, которые он испытывает, когда медитирует, но, по его мнению, ему чего-то не хватает. Когда он поговорил с другими людьми, которые практикуют медитацию, ему стало ясно, что он, наверное, делает что-то не так, потому что не испытывает ни одного из тех ощущений, которые переживают другие. Я измерила его волны мозговой активности, когда он находился в том состоянии, которое называл медитацией, и обнаружила, что все эти двенадцать лет этот человек уделял целый час каждый день на то, чтобы просто посидеть и подумать! Альфа- и тета-состояния, свойственные медитации, ему были просто незнакомы. За три сеанса я научила его входить в состояние глубокой медитации, и когда он впервые вошел в это состояние, он широко улыбнулся мне и сказал: "У меня получилось!" Разумеется, это курьезный случай, и такое происходит крайне редко, но довольно часто люди думают, что они медитируют, а на самом деле занимаются чем угодно, только не медитацией. Поэтому надо быть настороже и не попасть в сети какой-нибудь иной техники, приняв ее за настоящую медитацию. Некоторые люди используют различные приемы, будучи одержимы идеей научиться медитировать, и, понимая, что это у них не получается, они с еще большим усердием принимаются за свои приемы и техники, что, разумеется, не дает никакого результата. Таким образом, получается порочный круг: чем хуже у них выходит медитация, тем с большим усердием они принимаются за различные приемы. Необходимо помнить, что нельзя заставить себя медитировать. Надо позволять себе медитировать, а не заставлять себя. Если у вас получится войти в медитативное состояние, то вы это сразу поймете. Ключевые моменты позволяют понять, на каком этапе вы находитесь, и какие волны производит ваш интеллект. Помочь вам в этом может таблица субъективных впечатлений и ощущений, которая приведена во второй главе. Как уже говорилось, вы можете испытывать все описанные в ней ощущения или только некоторые из них. Вы также можете испытывать другие ощущения, описания которых нет в таблице. Также не забывайте, что вы можете испытывать описанные в таблице ощущения в любой последовательности, а не только в той, в которой они приведены в таблице. Ниже вашему вниманию предлагаются примеры схем волн мозговой активности. Эти схемы могут иметь место, когда вы продвигаетесь к состоянию медитации.
76 77 НЕПРЕКРАЩАЮЩИЕСЯ БЕТА-ВОЛНЫ С ВОЗМОЖНЫМИ ВСПЛЕСКАМИ ДРУГИХ ВОЛН Эта схема часто появляется тогда, когда человек только-только входит в состояние медитации или когда уже находится в медитативном состоянии, а ему что-то мешает. Этой схеме могут сопутствовать ощущения нулевого уровня. ОСЛАБЕВАЮЩИЕ БЕТА-ВОЛНЫ С ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ, НО СИЛЬНЫМИ АЛЬФА-ВОЛНАМИ Вхождение в медитативное состояние. Этой схеме могут сопутствовать ощущения первого уровня. ОЧЕНЬ СЛАБЫЕ БЕТА-ВОЛНЫ, НЕПРЕКРАЩАЮЩИЕСЯ АЛЬФА-ВОЛНЫ, ВОЗМОЖНО, НЕПРЕКРАЩАЮЩИЕСЯ ТЕТА-ВОЛНЫ С УВЕЛИЧЕННОЙ ЧАСТОТОЙ И/ИЛИ АМПЛИТУДОЙ Это схема неглубокой, но стабильной медитации, ощущения третьего уровня. ОЧЕНЬ СЛАБЫЕ БЕТА-ВОЛНЫ, НЕПРЕКРАЩАЮЩИЕСЯ АЛЬФА-ВОЛНЫ, ВОЗРАСТАЮЩАЯ АКТИВНОСТЬ ТЕТА-ВОЛН Это схема стабильной медитации, возможен переход на более глубокий уровень. Ощущения подобны описанным в четвертом уровне.
СЛАБЫЕ БЕТА-ВОЛНЫ, СИЛЬНЫЕ АЛЬФА-ВОЛНЫ (ВОЗМОЖНО, НЕПРЕКРАЩАЮЩИЕСЯ), ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ТЕТА-ВОЛНЫ НИЗКОЙ ЧАСТОТЫ Переходное состояние с ощущениями, описанными во втором уровне. СТАБИЛЬНОЕ ОТСУТСТВИЕ БЕТА-ВОЛН, НЕПРЕКРАЩАЮЩИЕСЯ АЛЬФА-ВОЛНЫ (ЧАСТО НИЗКАЯ ЧАСТОТА) И НЕПРЕКРАЩАЮЩИЕСЯ ТЕТА-ВОЛНЫ Это схема стабильной и глубокой медитации. Возможно возникновение ощущений четвертого и пятого уровней. 78 ПРАКТИЧЕСКОЕ ОТСУТСТВИЕ БЕТА-ВОЛН, ОЧЕНЬ СЛАБЫЕ АЛЬФА-ВОЛНЫ, СИЛЬНЫЕ ТЕТА-ВОЛНЫ И ЧАСТО СИЛЬНЫЕ ДЕЛЬТА-ВОЛНЫ Эту схему можно назвать "Мое сознание отсутствовало, но я не спал". Этой схеме могут сопутствовать ощущения того, будто вы покинули окружающий мир и/или оставили свое тело. Ощущения трудно вспомнить, но вы помните, что следили за временем. Возможно появление смутных образов, часто в голубых и фиолетовых тонах. Возможно, у вас появится ощущение того, что произошло или происходит что-то важное, но при этом вы не будете знать, что именно. Вы можете не знать, где находитесь, но будете знать, что вы не спите. А когда вы будете выходить из этого состояния, вам может показаться, что путь назад очень длинный. ДЕЛЬТА-ВОЛНЫ Вам, наверное, вообще не удастся вспомнить, что вы чувствовали, а возвращение в нормальное состояние будет резким. Вы просто спали! БЕТА-, АЛЬФА-, ТЕТА- И ДЕЛЬТА-ВОЛНЫ Это схема актового интеллекта. В этом состоянии вы можете испытывать все ощущения, свойственные медитации, а кроме этого вы еще будете способны и думать. Находясь в этом состоянии, вы можете испытывать все ощущения пятого уровня, а особенно активизацию интуиции. БЕТА-, АЛЬФА-, ТЕТА- И ДЕЛЬТА-ВОЛНЫ С ИЗГИБАМИ, ПОХОЖИМИ НА ГОРЛЫШКО БУТЫЛКИ, ИЛИ БЕЗ ТАКОВЫХ Трансцендентное состояние, сопровождающееся ощущениями шестого уровня.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.10.152 (0.01 с.) |