Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема наследственности и дизонтогении.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги Поиск на нашем сайте
В 1927 г. Швальбе впервые употребил термин "дизонтогения", обозначая с его помощью отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Впоследствии под этим термином стали понимать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости (Ушаков). Проявления патологического воздействия на незрелый мозг различаются в зависимости от этиологии, локализации, степени распространенности и выраженности поражения, времени его возникновения и длительности воздействия, а также социальных условий, в которых находится больной ребенок. Эти факторы определяют и основную модальность психического дизонтогенеза, обусловленную тем, страдают ли первично зрение, слух, моторика, интеллект, эмоциональная и мотивационная сфера (Лебединский). В отечественной литературе применительно к дизонтогениям принят термин "аномалии развития". Основными типами психического дизонтогенеза считаются регрессии, распад, ретардации и асинхронии психического развития. Регрессия (регресс) Явления регресса дифференцируют от явлений распада, при котором происходит не возврат функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стоек регресс и более вероятен распад. Под ретардацией понимают запаздывание или приостановку психического развития. Различают общую (тотальную) и частичную (парциальную) психическую ретардацию. Асинхрония, как искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие (Ковалев), характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом. 45. Конституция. Конституция человека, функциональные и морфологические особенности организма, сложившиеся на основе наследственных и приобретённых свойств и определяющие реактивность организма на различные (в т. ч. болезнетворные) воздействия. Строение и функциональные особенности организма у различных людей в какой-то мере могут быть сходными, что позволяет говорить о типах Конституция человека Чаще Конституция человека определяется по телосложению - совокупности внешних признаков (рост, вес, пропорциональность отдельных размеров тела, степень развития мускулатуры и подкожного жирового слоя), которые устанавливаются антропометрическими измерениями (см. Антропометрия). Пользуясь индексом физического развития, основанным на соотношении роста, веса тела, а также окружности грудной клетки, советский учёный М. В. Черноруцкий выделяет три основных типа Конституция человека: астенический, нормостенический и гиперстенический. Французский учёный Д. Р. Сиго различает следующие типы Конституция человека: дыхательный, характеризующийся резким развитием грудной клетки; пищеварительный - с объёмистым животом, хорошо развитой нижней третью лица, короткой шеей; мышечный - с хорошо развитыми мышцами, широкой грудью, пропорциональным телосложением, квадратной формой лица; церебральный - с большим черепом, сильно развитой лобной частью лица, тонкой фигурой, слабым развитием мышц. Немецкий учёный Кречмер выделяет астенический, пикнический и атлетический типы Конституция человека Со времён древне-греческой медицины (Гиппократ) существует характеристика людей по темпераменту: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Этой эмпирической классификации соответствуют типы высшей нервной деятельности, которые установил в опытах на животных И. П. Павлов. Это сильный неуравновешенный тип с преобладанием процесса возбуждения и недостаточным торможением; сильный уравновешенный подвижный, или быстрый; сильный уравновешенный спокойный, или медленный; слабый, характеризующийся слабостью раздражительного и тормозного процессов с относительным преобладанием тормозного. И. П. Павлов дал также определение чисто человеческих типов: художественный - с относительным преобладанием первой сигнальной системы и преимущественно образным и конкретным мышлением; мыслительный - с относительным преобладанием второй сигнальной системы и отвлечённым мышлением; средний, занимающий промежуточное место. Но соотношение первой и второй сигнальных систем, преобладание той или иной из них, может меняться в зависимости от воспитания, условий жизни, заболеваний и пр. А. А. Богомолец в основу классификации Конституция человека положил состояние физиологической системы соединительной ткани, играющей важную роль в формировании тканевых реакций организма на различные повреждения. Существуют классификации Конституция человека по состоянию эндокринных желёз, тонусу вегетативной нервной системы и др. В современной практике при типологической оценке Конституция человека наряду с телосложением учитывают характеристику высшей нервной деятельности, состояние всех отделов нервной системы, внутренней секреции и др. Межполушарная ассиметрия. Межполушарная асимметрия— одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только человека, но и животных. Проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов.В рамках проводимых исследований основное внимание уделяется вопросам связи межполушарной асимметрии с психическими познавательными процессами и влиянию поражений отдельных структур и областей мозга на протекание этих процессов.В настоящее время считается доказанным, что с функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления — абстрактно-логическое и пространственно-образное. Эти типы мышления имеют ряд синонимов. По В. Ротенбергу:Вербальное и невербальное (поскольку абстрактно-логическое мышление в отличие от образного базируется на способности к продуцированию речи);Аналитическое и синтетическое (поскольку с помощью логического мышления осуществляется анализ предметов и явлений, тогда как образное мышление обеспечивает цельность восприятия); Дискретное и симультанное (поскольку с помощью логического мышления осуществляется ряд последовательных операций, тогда как образное мышление обладает способностью к одномоментному восприятию и оценке объекта). Также было показано, что правополушарное мышление, создающее специфический пространственно-образный контекст, имеет решающее значение для творчества. Так, при органическом поражении левого полушария мозга у художников и музыкантов практически не страдают их артистические способности, а иногда даже повышается уровень эстетической выразительности творчества. При этом поражения правого полушария способны привести к полной утрате способности к творчеству. Вместе с этим все ещё не выясненными остаются вопросы соотношения ведущей руки и ведущего речевого полушария, связи межполушарной асимметрии с эмоциональной сферой и такими психическими познавательными процессами, как память и воображение. Единая теория, объясняющая с эволюционных позиций многие аспекты межполушарной функциональной асимметрии у животных и человека была предложена В. А. Геодакяном в 1993 г.Согласно теории, латеральная асимметрия возникает в результате асинхронной эволюции полушарий мозга и контролируемых ими сторон тела В левом полушарии сконцентрированы механизмы абстрактного, а в правом — конкретного образного мышления Темперамент. Темперамент — это индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания. Темперамент слабо меняется в течение жизни, и, собственно, меняется даже не темперамент, а психика, а темперамент всегда стабилен. ввёл древнегреческий врач Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладанием в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):Преобладание жёлтой желчи делает человека импульсивным, «горячим» — холериком. Преобладание лимфы делает человека спокойным и медлительным — флегматиком. Преобладание крови делает человека подвижным и весёлым — сангвиником. Преобладание чёрной желчи делает человека грустным и боязливым — меланхоликом. Поистине поворотным пунктом в истории естественнонаучного изучения темпераментов явилось учение И.П.Павлова о типах нервной системы (типах высшей нервной деятельности), общих для человека и высших млекопитающих. И.П.Павлов доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Тип нервной системы определяется генотипом, т.е. наследственным типом. И.П.Павлов выделил 4 четко очерченных типа нервной системы, т.е. определенных комплексов основных свойств нервных процессов. Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов – меланхолик. Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения – холерик, «безудержный» тип. Сильный уравновешенный подвижный тип – сангвиник, «живой» тип.Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами – флегматик, «спокойный» тип. 51. Зависимость формир-я хар-ра от типа воспитания (Кербиков) 1. Кумир семьи-ведет к формир истероидности. 2.гиперопека – контр сначала физиол ф-и потом соц-е. Это м привести к формир тормозного психостеника с депрессивн накл. 3. гипоопека-отсут целенапр воспит. Формир истероидн, эгоцентризм. 4. безнадзорн6ость-усугубление гипоопеки. Приводит к большой внуш. 5. воспит без род ласки9золушки) Повыш требов к ситуац долженствования, формир астенич черты. 6. ежевые руковицы. Ус угубление золушки, система наказания за поступки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.117.231 (0.01 с.) |