ТОП 10:

Советы по изучению первоисточников



Работа с первоисточниками - очень сложный труд. Результатом этого труда должно быть не простое усвоение основных идей первоисточников, а освоение его содержания. При изучении и конспектировании первоисточников рекомендуется:

1. Прежде чем приступить к изучению того или иного произведения, прочитать о нем в учебной литературе, в конспекте лекций. Это дает общее представление о содержании источников.

2. Ознакомиться с оглавлением книги, предисловием, заключением, где содержатся основные выводы по работе.

3. Внимательно прочесть работу, если работа большая - то по отдельным ее главам, параграфам. В процессе чтения желательно на отдельных листах сформулировать излагаемые вопросы. Если встретятся непонятные иностранные слова и термины - по справочной литературе выяснить их смысл.

4. Углубленно прочесть работу еще и записать основное со-держание прочитанного.

Существует несколько видов записей: план, тезисы, выписки, цитаты, конспект (текстуальный и тематический). Наиболее целесообразной формой записи является текстуальный конспект. Желательно его вести в общей тетради, первые две страницы оставить для оглавления тех работ, которые будут законспектированы в ней.

Основные требования к оформлению конспекта.

а) Перед изложением содержания источника необходимо записать в конспекте фамилию, инициалы автора, полное название работы, кем и когда издана. Страницу тетради разделить на 2 части, одна из которых, правая сторона, займет 2/3 ее ширины.

б) Прочитать работу или часть раздела, сформулировать название прочитанного положения, записать его на левой стороне страницы, на правой изложить своими словами содержание этого положения, и так до конца изучения всей работы. В дальнейшем на левой стороне; страницы под соответствующим положением студент сможет записать новые доказательства, факты, взятые из других источников, а также собственные мысли, суждения, вопросы, требующие дальнейшего изучения, на правой изложить своими словами содержание этого положения, и так до конца изучения всей работы.

в) Структура конспекта должна отражать структуру источника.

г) Записать нужно главное, основное содержание.

д) Запись должна быть четкой по содержанию и краткой по объему.

е) В изложении содержания работы недопустимы дополнения из других источников. Такие дополнения делаются на левой стороне конспекта под соответствующим положением.

ж) Не подменять конспектирование первоисточников изучением брошюр или статей о нем.

з) Объект конспекта зависит от содержания первоисточников, от уровня подготовки студента. Чтобы конспективная запись способствовала ее владельцу, восстановить не только основные положения первоисточника, но и те аргументы, которые там приведены, желательно выделять цветной пастой цитаты, основные идеи работы, названия разделов, параграфов и т.п.

Как слушать и конспектировать лекции

Лекция - основная форма учебного процесса в высшей школе. Это наиболее экономичная форма получения системы знаний по курсу при минимальной затрате времени.

Несколько советов

1. Записи желательно вести в общих тетрадях. Студенту следует записать дату, тему, план лекций, рекомендованную литературу, на странице выделить поля для последующих добавлений и фиксации вопросов, возникших во время лекции. Допустимы сокращения слов.

2. Для более осмысленного восприятия содержания лекции нужно восстановить в памяти основные положения предшествующего занятия.

3. Лекцию надо слушать внимательно, кратко записывать ее основные положения, лучше своими словами, не следует стремиться записать всю лекцию.

4. Так как начинающему студенту трудно отделить главное от второстепенного в материале, который он впервые слышит, важно уловить момент записи. Лектор обычно выделяет главное повторением положений, интонацией голоса или паузами, выводами из доказательства.

5. Если в лекции приводятся цитаты из первоисточников, то на полях надо записать фамилию автора, название работы, том, страницу, а в изложении лекции постараться записать первые и последние слова цитаты. После лекции студент по указанным данным запишет цитату полностью; если студент не успел записать вывод, какое-то доказательство, то на полях надо поставить вопрос, а на первой стороне оставить несколько строк для завершения записи после лекции. Если по ходу лекции у студента возникли свои соображения, свое понимание актуальности теоретических выводов и политических положений, следует записать на полях, а после лекции тщательно обдумать.

6. После лекции в тот же день рекомендуется прочесть и отредактировать написанное.

У каждого студента должна быть своя система записей с установившимися условными обозначениями и сокращениями. Следует помнить, что от лекции надо идти к книге, к углубленному овладению содержанием всей обязательной литературы.

Как подготовить реферат, доклад

Подготовка докладов, рефератов один из сложных видов самостоятельной работы студентов. Слово «реферат» происходит от латинского слова, означает краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, результатов исследования по определенной проблеме.

Рассмотрим последовательность подготовки реферата:

1. Выбор темы. Он определяется важностью и актуальностью определенной проблемы. Тема должна быть интересной ученику или студенту.

2. Освоение материала следует начинать с изучения основополагающих документальных источников. Можно познакомиться с отдельными справочными изданиями по данной проблеме, а также с общественно-политическими журналами, подбор литературы начать с изучения библиотечного каталога.

3. Изучая литературу надо вести соответствующие записи (тезисы, конспекты, цитаты, аннотация), делать выписки по основным вопросам темы, записывать интересные факты, таблицы, схемы, обязательно указывая откуда они взяты (автор, название книги, год издания, страницы).

Наиболее простая форма записи - аннотация - это краткое изложение произведения.

Тезисы - в них отражаются основные идеи и положения, которые обосновываются в данном произведении.

О конспектировании было уже сказано.

4. Обобщение собранного материала и его литературное оформление, составление плана.

Вступление, где обосновывается актуальность, значимость темы реферата, должно быть кратким. В главной части следует описание основных положений конкретных вопросов темы, формируются краткие выводы. В заключении студент делает основные обобщающие выводы.

5. Оформление научного аппарата, который включает в себя библиографические описания, примечания, ссылки на источники, список литературы.

В оформлении списка источников и литературы принята определенная научная классификация:

1. Первоисточники.

2. Документы государства и Советского правительства.

3. Произведения государственных деятелей.

4. Периодические издания (газеты, журналы).

5. Общая литература (в алфавитном порядке).

 

Основные требования к оформлению реферата.

Содержание и структура реферата

Процесс работы лучше разбить на следующие этапы:

1. Определить и выделить проблему

2. На основе первоисточников самостоятельно изучить проблему

3. Провести обзор выбранной литературы

4. Логично изложить материал

Рекомендуемая структура реферата

1. Введение — излагается цель и задачи работы, обоснование выбора темы и её актуальность. Объём: 1—2 страницы.

2. Основная часть — точка зрения автора на основе анализа литературы по проблеме. Объём: 12—15 страниц.

3. Заключение — формируются выводы и предложения. Заключение должно быть кратким, четким, выводы должны вытекать из содержания основной части. Объём: 1—3 страницы.

4. Список используемой литературы.

В реферате могут быть приложения в виде схем, анкет, диаграмм и прочего. В оформлении реферата приветствуются рисунки и таблицы.

Оформление реферата

Текст и его оформление

Размер шрифта 12—14 пунктов, гарнитура Times New Roman, обычный; интервал между строк: 1,5—2; размер полей: левого — 30 мм, правого — 10 мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20 мм.

Точку в конце заголовка не ставят. Заглавия всегда выделены жирным шрифтом. Обычно: 1 заголовок — шрифт размером 16 пунктов, 2 заголовок – шрифт размером 14 пунктов, 3 заголовок – шрифт размером 14 пунктов, курсив.

Расстояние между заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Чтобы после оформления работы получить автоматическое оглавление, необходимо проставить названия глав как «Заголовок 1», «Заголовок 2», «Заголовок 3»:

Методические советы не претендуют на исчерпывающий характер, но они могут оказать определенную помощь тем, кто не имеет навыков самостоятельной работы.

Стандарты оформления титульного листа

Итак, чтобы титульный лист не вызывал вопросов, он должен:

1. Выглядеть целостным и связным.

2. Содержать необходимую информацию.

3. Не содержать лишнюю информацию.

4. Быть правильно оформленным.

1. Целостность титульного листа обеспечивается гармоничным распределением всех блоков текста. Всего их в титульном листе 4 – верхний, нижний, центральный и правый. Каждый блок должен находиться на своем месте, не прилегая вплотную к соседним, но и не отдаляясь на расстояние в половину пустой страницы. Другими словами, никакие нюансы форматирования не должны бросаться в глаза.

2. В задачи титульного листа входит донести до читателя некоторую сумму сведений, а именно:

· Информацию о теме исследования и о курсе, по которому оно проведено.

· Информацию о факультете и кафедре, в рамках которых читается этот курс.

· Информацию об авторе и его научном руководителе.

· Информацию об учебном заведении, где была написана работа.

· Информацию о годе, когда реферат был представлен к защите.

· Информацию о городе, где находится подразделение научного заведения, в котором проводилось исследование.

3. Кроме информации из пункта №2 в титульном листе не должно содержаться более никаких сведений. Если что-то нужно сообщить дополнительно, это выносится в другие части реферата, например, в приложения. В крайнем случае, к реферату пишется и прилагается специальная записка с пояснениями по тому или иному вопросу.

4. Вопрос оформления всех информативных блоков титульного листа будет подробно рассмотрен ниже.

Оформление титульного листа

Титульный лист должен быть напечатан на белой бумаге одного формата со всей работой. По ГОСТу это исключительно формат А4. При форматировании титульного листа допускается использовать только шрифт черного цвета от 12 до 16 пт. Допускаются, где это уместно, выделения жирным и курсивом, а также надписи прописными буквами. Собственно шрифт ГОСТом не оговаривается. Но по сложившейся практике, по умолчанию используется Times New Roman. Интервал – одинарный. Поля – в соответствии со всей работой. Следует также оговорить, что текст всех блоков, кроме правого, выравнивается по середине строки. Правый, соответственно выравнивается по правому краю, либо по левому со сдвигом левого поля для этого блока на 130-150 мм.

Верхняя надпись пишется преимущественно прописными буквами. Она содержит информацию об учебном заведении. Строкой ниже нее строчными буквами прописываются факультет и кафедра.

Пример:

 

 

Приложение 1

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления

(ФГБОУ ВПО ВСГУТУ)

Технологический колледж

 

Отступив от этого блока на расстояние минимум двух пустых строк, следует написать прописными буквами слово «РЕФЕРАТ», а под ним поместить название научной дисциплины и тему исследования:

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «История Бурятии»

 

на тему: Политический портрет М.Н. Ербанова

 

Еще двумя строками ниже, в правой части страницы располагаются две соответствующим образом заполненные графы – «выполнил» и проверил».

Пример:

 

Выполнил: студент 1 курса

группы № 451 Иванов И.И.

Проверил: канд. ист. наук

преподаватель _________

 

В самом низу титульного листа указывается год написания работы, предваряемый названием города.

 

Пример:

 

 

Улан – Удэ, 2015

Планы семинарских занятий по спецкурсу «История Бурятии»







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.57.202 (0.021 с.)