База и границы эффективности крупного производства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

База и границы эффективности крупного производства.



На рис. изображено типичное распределение спроса.

Рис.. Распределение спроса в зависимости от цены (качества) товара. Спрос концентрируется вокруг некоторого среднего, типичного на данный момент и для данной экономики уровня качества и, соответственно, цены товара (на графике около точки 0). Дорогих товаров сверхвысокого качеств или дешевых и плохих продуктов сбывается существенно меньше.
Исторические факты эффективности круп­ных предприятий
Это, в свою очередь, открывает объективную возможность для организа­ции массового выпуска стандартных продуктов Действительно, смысл организации крупного производства был бы минимален, если бы пришлось в небольшом числе изготовлять продукты с сильно отличающимися свойствами. Ведь для каждого их сорта пона­добились бы новые технологии, новое оборудование, заново обученный персонал. Даже если крупная фирма была бы соз­дана, в технологическом отношении она в таких условиях представляла бы плохо связанный конгломерат мелких произ­водств.
Но коль скоро рынок по большей части требует при­мерно одинаковых товаров, их выпуск большими сериями мо­жет быть налажен исключительно рационально.
Экономия на масштабах производства.
В основе столь впечатляющего прогресса лежит несколько факторов. Один из них – давно знакомое экономи­стам явление – экономия на масштабах производства. Оно состоит в том, что с ростом размеров предприятия издержки производства единицы продукции падают. Точнее, снижение издержек идет до тех пор, пока не будет превышен некоторый оптимальный размер завода.
Сокращение средних издержек с увеличением размера предприятия обусловлено рядом причин:
1. Технологические причины. Как показывает опыт, тол­чок к прогрессивному преобразованию отрасли и возникнове­нию в ней крупных предприятий обычно дает изобретение не­кой новой технологии или продукта, допускающих дешевое и массовое изготовление конкурентоспособной продукции. В дальнейшем самое производительное оборудование, как пра­вило, используется на крупных предприятиях. Часто это свя­зано с законами природы. Важны и стоимостные факторы. Более производительное оборудование обычно и стоит дороже. Поэтому купить его под силу только крупной фирме. Да и использовать дорогое оборудование рационально только при выпус­ке значительного объема товаров или услуг. 2. Выгоды от специализации. Большой объем произво­димых товаров или услуг позволяет увеличить степень спе­циализации. В частности, повышается: а) специализация оборудования, б) специализация персонала. Если объем производства невелик, то многие операции совер­шаются либо вручную, либо на универсальном оборудовании. 3. Выгоды от совместного производства нескольких то­варов. Часто побочные продукты, отходы или временно сво­бодное оборудование крупного производства столь велики, что позволяют на их базе почти без дополнительных расходов выпускать новые продукты. Дезэкономия на масштабах производства. Существование экономии на масштабах производства не означает, что предприятия могут увеличиваться до бесконечности. Так, на слишком больших заводах технологические преимущества перерождаются в не­достатки. В производственных процессах возникают узкие места: высокоэффективные основные операции тормозятся вспомогательными, контрольными, погрузо-разгрузочными и тому подобными работами, которые не поспевают за ростом производительности главных технологических линий. Излиш­няя специализация и выгоды от совместного производства не­скольких товаров показывают свою оборотную сторону. А именно, производство становится неповоротливым, неспособ­ным быстро реагировать на изменение ситуации на рынке. Специфика издержек на выпуск стандартных, массовых товаров. Затраты на производство всякого стандартного товара и/или услуги состо­ят из двух частей: издержек, связанных с выпуском данного экземп­ляра изделия (скажем, стоимость бумаги и краски, труда типографских рабочих, затраченных именно на лежащий перед читателем экземпляр книги); издержек, необходимы для создания всех товаров данного вида (например, затраты труда автора и редак­тора, которым не надо повторять свою работу для каж­дого нового оттиска издаваемой книги). Вторая группа издержек – представляет собой осо­бую разновидность так называемых «фиксированных издер­жек» – и служит фундаментальным источником силы круп­ных компаний в рамках стандартного производства.
Фиксированные издержки. Как известно, фиксированными издержками называют издержки, ко­торые сохраняют свою величину неиз­менной вне зависимости от объема производства, а возмещаются (как, впрочем, и любые другие) путем включения их величины в цену готового продукта
Здесь имеется одна тонкость. Большинство фиксиро­ванных издержек неизменно только в краткосрочном периоде. Напротив, в долгосрочном периоде, когда меняются производственные мощности, фиксированных издержки растут (поэто­му точнее их называют условно-фиксированными).
Это не абстрактная теория, а каждодневная практика конкурентной борьбы. В очень многих отраслях необходи­мость нести гигантские фиксированные издержки буквально выталкивает из массового бизнеса все недостаточно крупные фирмы. Мощным фактором подобного отбора в наше время, в частности выступают затраты на научные и опытно-конструк­торские работы (НИОКР).
Преимущества в финансировании НИОКР.
Разработка нового лекарства, самолета, интегральной схемы обхо­дится одинаково дорого и тому, кто в дальнейшем будет выпускать их большой серией, и тому, кто спосо­бен изготовить лишь небольшое ко­личество. При всей важности НИОКР, как компонента фиксиро­ванных издержек, дело не сводится к ним одним. В произ­водстве товаров и услуг массового потребления, например, сходную роль часто играют расходы на рекламу, сервисную и сбытовую сеть.
Преимущества в финансировании рекламы. Воздействие рекламы на чело­века во многом диктуется законами психологии, а не экономики. Поэтому тот, кто рассчитывает привлечь 100 тыс. покупателей, и тот, кто надеется на 1 млн. клиентов, нередко вынуж­дены проводить примерно одинаковые рекламные мероприя­тия. Другими словами, если вы производите в 10 раз мень­ше товаров массового спроса, чем ваш конкурент, это обычно не значит, что вы можете позволить себе иметь вдесятеро меньший рекламный бюджет. Поступи вы так, вашу рекламу просто не заметят. Ведь рекламное объявление, чтобы ока­зать воздействие на потенциального покупателя, должно по­пасться ему на глаза вполне определенное число раз. Преимущества в финансировании сбыта.
Схожие проблемы ставит сбы­товая сеть: широкая не годится для небольшой фирмы из-за непомер­ных фиксированных издержек. А от­каз от нее отдает все преимущества крупным фирмам, такой сетью располагающим. Научные, сбытовые, производственные, рекламные и прочие компоненты издержек, связанных с созданием и про­движением на рынок новых товаров, могут действовать не только порознь, но и вместе. При этом их значение как фак­торов отбора взаимно усиливается.
Спрос на стандартные товары.

НОРМАЛЬНЫЙ/СТАНДАРТНЫЙ ТОВАР — Товар, абсолютный уровень спроса на который повышается с ростом доходов. Это вовсе не значит, чтопотребитель по мере роста своих доходов тратит на такой товар ту же их долю, а только указывает на то, что его расходы на товар в абсолютном выражении возрастают. Другими словами, в данном случае эластичность спроса (elasticity of demand) по доходу превышает нуль. Предпосылка нормальных/стандартных товаров обычно применяется для экономического анализа в целях упрощения.

Среди нормальных товаров можно выделить три группы. Товары первой необходимости, спрос на которые растет медленнее роста доходов (0 < e I < 1) и потому имеет предел насыщения. Предметы роскоши, спрос на которые опережает рост доходов (e I > 1) и потому не имеет предела насыщения. Товары, спрос на которые растет в меру роста доходов (e I = 1), называют«товарами второй необходимости». Эта классификация не совпадает с часто встречающейся классификацией потребностей по их очередности, так как потребности существуют и удовлетворяются комплексно и никакой очередности не имеют. Заметим, что для лиц с разным уровнем дохода (или для одного и того же человека при изменяющемся уровне дохода) одни и те же блага могут оказаться либо предметами роскоши, либо товарами первой необходимости.
Нормальный (полноценный) товар - это такой товар, объем спроса, на который увеличивается с ростом дохода при каждом значении цены.
Низший (малоценный) товар - это такой товар, объем спроса на который падает с ростом дохода. Низшими являются товары (или блага), для которых существуют альтернативы, обладающие более высоким качеством или большими удобствами. С приростом доходов потребителей возрастает объем спроса при каждом значении цены, что графически изображается как сдвиг кривой спроса на нормальный товар вправо, а кривой спроса на низшие товары - влево.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.003 с.)