Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С детьми-инвалидами по зрениюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как указывают Фильчикова Л.И., Вернадская М.Э., Парамей О.В., в последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей с грубой патологией зрения[iv]. Известно, что нарушение зрительной системы в сензитивный период её развития, ограничивающийся первым полугодием жизни ребенка, приводит к сенсорному дефициту, что нарушает нормальное взаимодействие ребенка со средой. Учитывая то, что это взаимодействие играет важнейшую структурообразующую роль в развитии ЦНС, можно говорить о тяжёлых последствиях в дальнейшем психическом и двигательном развитии ребенка со зрительной патологией в случае отсутствия целенаправленной коррекционной помощи. Разработанная и созданная усилиями отечественных тифлологов система специализированной помощи детям с нарушениями зрения достигла значительных успехов в решении задач диагностики и коррекции нарушений в психофизическом развитии данной категории детей. Описан симптомокомплекс нарушений и отклонений, характеризующих психику детей с нарушением зрения, отрицательно сказывающийся на их когнитивном и двигательном развитии (А.М.Витковская, 1994; М.И.Земцова, 1978; А.Г.Литвак, 1985; Л.И.Плаксина, 1998; Л.И.Солнцева, 1980, 1997, 2000; Л.И.Солнцева, С.М.Хорош, 1988 и др.). Дана характеристика особенностей развития сенсорных функций в условиях зрительной недостаточности (М.И.Земцова (1956, 1965, 1978); Ю.А.Кулагин (1967, 1969); А.Г.Литвак (1973, 1979, 1985); Н.Г.Морозова (1976); И.С.Моргулис (1983); Л.И.Плаксина (1985, 1998); Л.И.Солнцева (1980); В.А.Феоктистова (1977) и др.). Доказано влияние нарушения процесса восприятия окружающего мира на формирование словаря, отражающего чувственный мир (Л.С.Волкова, 1984; М.И.Земцова, 1973; И.В.Новичкова, 1997; Л.И.Плаксина, 1995; Л.И.Солнцева и др.). На недостатки развития способов обследования внешнего мира у дошкольников с дефектами зрения в своих исследованиях указывали М.И.Земцова (1973, 1978); Л.И.Плаксина (1985, 1998); Е.Н.Подколзина, (1995); Л.В.Фомичева (1997); Л.И.Солнцева (1979, 1980) и др. Раскрыты трудности в формировании мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения и классификации у дошкольников со зрительной патологией (М.И.Земцова, 1973; В.А.Лонина, 1995; И.С.Моргулис, 1984 и др.). Экспериментально доказано наличие определённых специфических трудностей в развитии ручной моторики и пальцевого гнозопраксиса у детей с нарушением зрения М.И.Земцова (1978); Л.И.Фильчикова, М.Э.Бернадская, О.В.Парамей (2003); Л.С.Сековец (2001). На формирование ведущей и типичных видов деятельности у детей с нарушением зрения с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития в раннем и дошкольном возрасте указывали М.И.Земцова (1978), Л.И.Плаксина (1998), Л.А.Ремезова (1998), Л.И.Солнцева (1980, 1988), С.М.Хорош (1988) и др. Вышесказанное позволяет утверждать, что важной целью социально-реабилитационной работы с детьми со зрительной патологией становится обеспечение её превентивной (предупредительной) направленности, которая призвана решать задачи опережающего характера в аспекте предупреждения вторичных отклонений в психофизическом развитии детей с нарушениями зрения. Повышению эффективности в достижении данной цели будет способствовать своевременное, качественное, комплексное психолого-педагогическое изучение особенностей развития каждого ребенка, позволяющее в дальнейшем реализовать потенциальные возможности детей с нарушенным зрением. Это требует разработки психологических и педагогических методик, имеющих целью обеспечить целостное изучение ребенка раннего возраста с нарушением зрения, выявление не только уровня его актуального развития (самостоятельное выполнение заданий), но и зоны ближайшего развития (возможности ребенка в выполнении заданий с помощью взрослого), учитывающих состояние зрительной системы. Согласно положениям концепции воспитания детей раннего и дошкольного возраста (С.Л. Новоселова, Л.Ф. Обухова, Л.А. Парамонова и др.; 1996), комплексное психолого-педагогическое изучение особенностей развития должно охватывать четыре основные линии развития ребёнка: социальное, физическое, познавательное и эстетическое. То есть раскрывать особенности подражательных действий; сотрудничества ребёнка со знакомыми и незнакомыми взрослыми, сверстниками; речевого развития; культурно-гигиенических и навыков самообслуживания; предметной деятельности; предпосылок игровой и продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, рисование); физического развития; сенсорного развития; представлений об окружающей действительности. Раннее выявление неблагополучий у детей со зрительной патологией, предупреждение вторичных нарушений у детей, возникающих либо после неудачной попытки справиться с прогрессирующим первичным дефектом в медицинском, терапевтическом или обучающем воздействии, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей, позволит разрабатывать адекватные уровню развития каждого ребенка индивидуальные коррекционно-развивающие программы, которые могут быть эффективными в тех случаях, когда в ходе их разработки: - обеспечивается совпадение «шагов» в развитии ребенка с «шагами» в методике воспитания и обучения; - предусматриваются множественные, систематические, длительные наблюдения за внедрением программы с целью максимально эффективного решения проблем воспитания и обучения; - предполагается сравнительное изучение фактов, оказывающих влияние на успешность реализации программного материала; - предусматривается сравнительное изучение эффективности предлагаемых способов решения проблемы; - осуществляется совместная творческая разработка индивидуальной программы развития ребенка со стороны всех специалистов, участвующих в образовательном процессе с привлечением к этому процессу родителей. Организация жизнедеятельности детей с нарушениями зрения во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, поскольку она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором корреккционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей[iv]. Как указывает Л.И. Плаксина (2006), превентивная роль среды проявляется при условии раннего выявления детских неблагополучий, понимания структуры дефекта, особенностей психофизического развития ребёнка и возможностей достижением максимального успеха в раскрытии потенциала ребенка для обучения. Создание коррекционно-развивающей среды предусматривает: - наличие специальных игрушек и организацию действий с ними; - обеспечение доступности для восприятия, анализа и воспроизведения действий взрослых и сверстников; - применения специальных приспособлений, адаптированных к условиям и возможностям психофизического развития детей со зрительной патологией; - разнообразные по содержанию занятия, предусматривающие развитие комплекса представлений об окружающей действительности, предметных, ролевых и игровых действий на основе тактильно-кинестетических, слуховых и других ощущений. Ведущая роль в создании благоприятных условий для развития ребёнка с нарушениями в развитии, в коррекции и компенсации вторичных отклонений, которые возникают в течение его жизни, в их профилактике принадлежит родителям. От того, какую позицию будут занимать в воспитании родители, во многом зависит, вырастет ли их ребёнок самостоятельным человеком, способным не быть в тягость окружающим, найдёт ли он своё место в жизни. Поэтому как можно раньше необходимо формировать активное поведение ребёнка в естественных условиях семьи, адаптировать его к выполнению соответствующих возрасту действий, развивать различные виды его контактов со всеми членами семьи в процессе их выполнения. Правильно организованная активная и самостоятельная деятельность детей с нарушением зрения приобретает особое значение, поскольку существует прямая связь между активностью, сознательностью, самостоятельностью ребёнка и развивающимися процессами компенсации и восстановления нарушенных функций[iv]. Известно, что предупреждение отклонений в развитии детей с нарушением зрения возможно в благоприятных для психического развития условиях за счет формирования компенсаторных процессов[iv]. К этим необходимым условиям формирования компенсаторных процессов относят, во-первых, постоянное общение с ребенком, предусматривающее подключение сохранных анализаторов (остаточного зрения, слуха, осязания, вкуса и т.д.); во-вторых, сочетание дистантного слухового восприятия с контактным тактильным и осязательным; в-третьих, активизацию моторной деятельности детей, развитие их движений, характеризующихся целесообразностью и предметной направленностью. Оценивая значимость первых трёх лет жизни, Рудольф Штейнер указывал, что никогда больше мы не будем столь подвержены впечатлениям окружающего мира, нам не удастся овладеть столь же фундаментальными способностями, которые можно потом применять изо дня в день на протяжении всей жизни, как ходьба, речь и мышление[iv]. Таким образом, требования к педагогам и родителям, обеспечивающим сопровождение ребёнка с нарушением зрения раннего возраста, предъявляются как самой сутью и спецификой детства, так и нарушениями, характеризующими психику этих детей, отрицательно сказывающимися на их когнитивном и двигательном развитии. [iv] Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: Методическое пособие. - М.: Полиграф сервис, 2003. - 176 с. [iv] Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. Учебно-методическое пособие. М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2006. – 92 с. [iv] Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 1980. – 192 с. [iv] Психология воспитания в семье слепых и слабовидящих детей раннего возраста / Психология воспитания детей с нарушением зрения. Под ред. Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной. – М., 2004. – С. 57-79. [iv] Erziehung zur Freiheit: Die P dagogik Rudolf Steiners: Bilder und Berichte aus der internationalen Waldorfschul-bewegung /Text von Frans Garlgren; Vorwort von R. Heinrich u. W.Hering. - Leipzig: Forum, 1990. - 363 S.
Бумаженко Наталья Ивановна к.п.н., доцент кафедры социально-педагогической работы, Витебский государственный университет им. П.М. Машерова
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.212.146 (0.008 с.) |