С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ ПО ЗРЕНИЮ 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ ПО ЗРЕНИЮ



Как указывают Фильчикова Л.И., Вернадская М.Э., Парамей О.В., в последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей с грубой патологией зрения[iv].

Известно, что нарушение зрительной системы в сензитивный период её развития, ограничивающийся первым полугодием жизни ребенка, приводит к сенсорному дефициту, что нарушает нормальное вза­имодействие ребенка со средой. Учитывая то, что это взаимодействие играет важнейшую структурообразующую роль в развитии ЦНС, можно говорить о тяжёлых последствиях в дальнейшем психическом и двигательном развитии ребенка со зрительной патологией в случае отсутствия целенаправленной коррекционной помощи.

Разработанная и созданная усилиями отечественных тифлологов система специализированной помощи детям с нарушениями зрения достигла значительных успехов в решении задач диагностики и коррекции нарушений в психофизическом развитии данной категории детей.

Описан симптомокомплекс нарушений и отклонений, характеризующих психику детей с нарушением зрения, отрицательно сказывающийся на их когнитивном и двигательном развитии (А.М.Витковская, 1994; М.И.Земцова, 1978; А.Г.Литвак, 1985; Л.И.Плаксина, 1998; Л.И.Солнцева, 1980, 1997, 2000; Л.И.Солнцева, С.М.Хорош, 1988 и др.).

Дана характеристика особенностей развития сенсорных функций в условиях зрительной недостаточности (М.И.Земцова (1956, 1965, 1978); Ю.А.Кулагин (1967, 1969); А.Г.Литвак (1973, 1979, 1985); Н.Г.Морозова (1976); И.С.Моргулис (1983); Л.И.Плаксина (1985, 1998); Л.И.Солнцева (1980); В.А.Феоктистова (1977) и др.).

Доказано влияние нарушения процесса восприятия окружающего мира на формирование словаря, отражающего чувственный мир (Л.С.Волкова, 1984; М.И.Земцова, 1973; И.В.Новичкова, 1997; Л.И.Плаксина, 1995; Л.И.Солнцева и др.).

На недостатки развития способов обследования внешнего мира у дошкольников с дефектами зрения в своих исследованиях указывали М.И.Земцова (1973, 1978); Л.И.Плаксина (1985, 1998); Е.Н.Подколзина, (1995); Л.В.Фомичева (1997); Л.И.Солнцева (1979, 1980) и др.

Раскрыты трудности в формировании мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения и классификации у дошкольников со зрительной патологией (М.И.Земцова, 1973; В.А.Лонина, 1995; И.С.Моргулис, 1984 и др.).

Экспериментально доказано наличие определённых специфических трудностей в развитии ручной моторики и пальцевого гнозопраксиса у детей с нарушением зрения М.И.Земцова (1978); Л.И.Фильчикова, М.Э.Бернадская, О.В.Парамей (2003); Л.С.Сековец (2001).

На формирование ведущей и типичных видов деятельности у детей с нарушением зрения с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития в раннем и дошкольном возрасте указывали М.И.Земцова (1978), Л.И.Плаксина (1998), Л.А.Ремезова (1998), Л.И.Солнцева (1980, 1988), С.М.Хорош (1988) и др.

Вышесказанное позволяет утверждать, что важной целью социально-реабилитационной работы с детьми со зрительной патологией становится обеспечение её превентивной (преду­предительной) направленности, которая призвана решать задачи опережающего характера в аспекте предупреждения вторичных отклонений в психофизическом развитии детей с нарушениями зрения.

Повышению эффективности в достижении данной цели будет способствовать своевременное, качественное, комплексное психолого-педагогическое изучение особенностей развития каждого ребенка, позволяющее в дальнейшем реализовать потенциальные возможности детей с нарушенным зрением. Это требует разработки психологических и педагогических методик, имеющих целью обеспечить целостное изучение ребенка раннего возраста с нарушением зрения, выявление не только уровня его актуального развития (самостоятельное выполнение заданий), но и зоны ближайшего развития (возможности ребенка в выполнении заданий с помощью взрослого), учитывающих состояние зрительной системы. Согласно положениям концепции воспитания детей раннего и дошкольного возраста (С.Л. Новоселова, Л.Ф. Обухова, Л.А. Парамонова и др.; 1996), комплексное психолого-педагогическое изучение особенностей развития должно охватывать четыре основные линии развития ребёнка: социальное, физическое, познавательное и эстетическое. То есть раскрывать особенности подражательных действий; сотрудничества ребёнка со знакомыми и незнакомыми взрослыми, сверстниками; речевого развития; культурно-гигиенических и навыков самообслуживания; предметной деятельности; предпосылок игровой и продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, рисование); физического развития; сенсорного развития; представлений об окружающей действительности.

Раннее выяв­ление неблагополучий у детей со зрительной патологией, предупреждение вторичных нарушений у детей, возникающих ли­бо после неудачной попытки справиться с прогрессирующим первичным дефектом в медицинском, терапевтическом или обучаю­щем воздействии, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей, позволит разрабатывать адекватные уровню развития каждого ребенка индивидуальные коррекционно-развивающие программы, которые могут быть эффективными в тех случаях, когда в ходе их разработки:

- обеспечивается совпадение «шагов» в развитии ребенка с «шагами» в методике воспитания и обучения;

- предусматриваются множественные, систематические, длительные наблюдения за внедрением программы с целью максимально эффективного решения проблем воспитания и обучения;

- предполагается сравнительное изучение фактов, оказывающих влияние на успешность реализации программного материала;

- предусматривается сравнительное изучение эффективности предлагаемых способов решения проблемы;

- осуществляется совместная творческая разработка индивидуальной программы развития ребенка со стороны всех специалистов, участвующих в образовательном процессе с привлечением к этому процессу родителей.

Организация жизнедеятельности детей с нарушениями зрения во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, поскольку она является не только социокультурным фактором обще­го развития, но и фактором корреккционно-компенсаторного преодоле­ния недостаточности психофизического развития детей[iv]. Как указывает Л.И. Плаксина (2006), превентивная роль среды про­является при условии раннего выявления детских неблагополучий, понимания структуры дефекта, особенностей психофизического развития ребёнка и возможностей достижением максимального успеха в раскрытии потенциала ребенка для обучения.

Создание коррекционно-развивающей среды предусматривает:

- наличие специальных игрушек и организацию действий с ними;

- обеспечение доступности для восприятия, анализа и воспроизведения действий взрослых и сверстников;

- применения специальных приспо­соблений, адаптированных к условиям и возможностям психофизического разви­тия детей со зрительной патологией;

- разнообразные по со­держанию занятия, предусматривающие развитие комплекса представ­лений об окружающей действительности, предметных, ролевых и иг­ровых действий на основе тактиль­но-кинестетических, слуховых и других ощущений.

Ведущая роль в создании благоприятных условий для развития ребёнка с нарушениями в развитии, в коррекции и компенсации вторичных отклонений, которые возникают в течение его жизни, в их профилактике принадлежит родителям. От того, какую позицию будут занимать в воспитании родители, во многом зависит, вырастет ли их ребёнок самостоятельным человеком, способным не быть в тягость окружающим, найдёт ли он своё место в жизни. Поэтому как можно раньше необходимо формировать активное поведение ребёнка в естественных условиях семьи, адаптировать его к выполнению соответствующих возрасту действий, развивать различные виды его контактов со всеми членами семьи в процессе их выполнения. Правильно организованная активная и самостоятельная деятельность детей с нарушением зрения приобретает особое значение, поскольку существует пря­мая связь между активностью, сознательностью, самостоятельностью ребёнка и развивающимися процессами компенсации и восстановления нарушенных функций[iv].

Известно, что предупреждение отклонений в развитии детей с нарушением зрения возможно в благоприятных для психического развития условиях за счет формирования компенсатор­ных процессов[iv].

К этим необходимым условиям формирования компенсаторных процессов относят, во-первых, постоянное общение с ребенком, предусматривающее подключение сохранных анализаторов (остаточного зрения, слуха, осяза­ния, вкуса и т.д.); во-вторых, сочетание дистантного слухового восприятия с кон­тактным тактильным и осязательным; в-третьих, активизацию моторной деятельности детей, развитие их дви­жений, характеризующихся целесообразностью и предметной направленностью.

Оценивая значимость первых трёх лет жизни, Рудольф Штейнер указывал, что никогда больше мы не будем столь подвержены впечат­лениям окружающего мира, нам не удастся ов­ладеть столь же фундаментальными спо­собностями, которые можно потом применять изо дня в день на протяжении всей жизни, как ходьба, речь и мышле­ние[iv].

Таким образом, требования к педагогам и родителям, обеспечивающим сопровождение ребёнка с нарушением зрения раннего возраста, предъявляются как самой сутью и спецификой детства, так и нарушениями, характеризующими психику этих детей, отрицательно сказывающимися на их когнитивном и двигательном развитии.

[iv] Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: Методическое пособие. - М.: Полиграф сервис, 2003. - 176 с.

[iv] Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. Учебно-методическое пособие. М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2006. – 92 с.

[iv] Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 1980. – 192 с.

[iv] Психология воспитания в семье слепых и слабовидящих детей раннего возраста / Психология воспитания детей с нарушением зрения. Под ред. Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной. – М., 2004. – С. 57-79.

[iv] Erziehung zur Freiheit: Die P dagogik Rudolf Steiners: Bilder und Berichte aus der internationalen Waldorfschul-bewegung /Text von Frans Garlgren; Vorwort von R. Heinrich u. W.Hering. - Leipzig: Forum, 1990. - 363 S.

 

Бумаженко Наталья Ивановна

к.п.н., доцент кафедры социально-педагогической работы,

Витебский государственный университет им. П.М. Машерова





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.0.112 (0.008 с.)