Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Права детей-инвалидов в Европе

Поиск

Защита прав детей-инвалидов, реализация этих прав - сложная проблема, как в России, так и в Европе. Дело в том, что инвалиды в любой стране вообще составляют меньшинство, к которому мало прислушиваются. Кроме того, дети-инвалиды, как и все дети, не имеют права голоса на выборах, и потому политики не проявляют интерес к их проблемам. Таким образом, дети-инвалиды - меньшинство заброшенное. Поэтому очень важно иметь законодательно закрепленные специальные права для таких детей.
Европейское регулирование В рамках Совета Европы существует Европейская Хартия О социальных правах. В ст. 15 этой Хартии закреплено право инвалидов на социальную и профессиональную интеграцию. Это означает, что государства-участники обязаны предоставить инвалидам равную со здоровыми гражданами возможность получения образования, а также рабочие места. В рамках Европейского Союза есть декларация о социальных правах работников, где записано: инвалиды должные иметь возможность требовать от государства принятия специальных мер для их интеграции в трудовую деятельность. Необходимо отметить, что права детей-инвалидов подразделяются на три группы: 1)права детей-инвалидов на медицинское обслуживание и физическое развитие, 2)права на духовное и социальное развитие, в частности, право на образование, необходимое для социальной интеграции. Эти документы исполняются различными странами по разному.
Немецкое право В Конституции Германии - Основном Законе - установлен запрет на дискриминацию инвалидов (ч.3 ст.3 Основного Закона, - ОЗ). Но до сих пор этот запрет носил декларативный характер. В то же время, ч.1 ст.2 ОЗ признает право на развитие личности. Поэтому законодательная власть предприняла первые шаги для обеспечения интеграции инвалидов в общество. Параграф 10 Кодекса социальных законов устанавливает право инвалидов на помощь со стороны государства, в той мере, которая необходима, чтобы воспрепятствовать возникновению проблем со здоровьем, устранить их смягчить их последствия и улучшить состояние здоровья. Кроме того, инвалиды вправе получить помощь, необходимую для того, чтобы начать трудовую деятельность. Они могут использовать это право, требуя от государства услуги различного рода, в том числе по медицинскому и социальному обслуживанию, а также применения мер по физической реабилитации, подготовке к трудовой деятельности, услуг общей социальной интеграции, как например, подготовку к школьному образованию и т.д. Эти нормы, т.е. ч.3 ст.3 ОЗ и параграфы 10 и 29 Кодекса социальных законов, являются основой прав детей-инвалидов в Германии.
Право на медицинское обслуживание Основы права на медицинское обслуживание и физическое развитие закреплены в ст. 1 и 2 ОЗ. Этими нормами определяются право на достоинство личности и ее свободное развитие. Конституционный суд считает, что содержание этих прав включает право инвалидов на реабилитацию и специальные меры для их развития.
Дети-инвалиды в Германии, как правило, обеспечиваются медицинскими услугами за счет взносов своих родителей в фонд обязательного страхования. Медицинское страхование в Германии обязательно для работающего населения. Медицинское обслуживание, а также поддержку физического и умственного развития дети-инвалиды должны получать как можно раньше. Медицинское обслуживание, а также поддержку физического и умственного развития дети-инвалиды должны получать как можно раньше. В параграфах 124-126 б Закона о социальном обеспечении закрепляется право детей-инвалидов на получение реабилитационных мер в самом раннем возрасте. Родители, заметив, что их дети - инвалиды или у них есть какое-то нарушение состояния здоровья, обязаны показать детей врачу или органу здравоохранения. Учителя, социальные работники и воспитатели должны известить родителей об их обязанности показать детей врачу. Врачи и органы здравоохранения консультируют родителей и детей по вопросу о том, какие меры необходимы для интеграции ребенка, и назначают необходимое реабилитационное лечение. Физическая реабилитация охватывает весь набор реабилитационных мероприятий от физиотерапевта до реабилитационных центров, где детей учат самостоятельно ходить говорить, есть. Все меры носят преимущественно амбулаторный характер, т.е. дети в основном остаются в своих семьях и занимаются в этих центрах несколько часов в день. Государство обязано регулярно информировать население о возможностях реабилитации.
Право на социальное и духовное развитие Право на социальное и духовное развитие установлено в ст.2,6 и 7 ОЗ. Духовное развитие считается частью развития личности. Статья 6 ОЗ предусматривает право, и одновременно, обязанность родителей дать образование своим детям. Государство заботится о реализации таких прав и обязанностей (ст.7 ОЗ). В конституции Германии нет нормы, которая закрепляет право на образование, в отличие от ст.43 Конституции в России. Образование ребенка, в первую очередь, зависит от воли родителей. Государство их в этом поддерживает. Поддержка осуществляется тремя способами. Государство создает образовательные учреждения: дошкольные, школьные и действующие в свободное время. Во-первых, дети до школы ходят в детский сад. В Германии есть специальные детские сады для детей-инвалидов, где их готовят к посещению общих детских садов, например, обучают поведению среди здоровых ровесников. Новая тенденция - обучать детей-инвалидов вместе с остальными детьми, если это доступно детям-инвалидам. Во-вторых, образование в свободное время можно получить в государственных, общественных и, часто, в религиозных организациях, у которых есть учреждения для всех детей или специально для детей-инвалидов, где они занимаются, играют и где также педагоги и психологи работают над развитием каждого ребенка. В третьих, существуют школы трех видов. По традиции в Германии были школы для каждой категории детей-инвалидов. Считается, что для развития детей-инвалидов и здоровых детей лучше, если все дети занимаются в общей школе. Во-первых, у детей развивается социальная совесть. Во-вторых, дети-инвалиды учатся жить в мире, так называемых, нормальных людей. Поэтому сейчас в Германии реализуются проекты интегративных школ.
Итак, социальное и духовное развитие детей-инвалидов осуществляется в их семьях, в специальных детских садах и все чаще и чаще в общих школах.
Право на социальное обеспечение В сфере социального обеспечения можно выделить несколько разных видов помощи ребенку-инвалиду. Как правило, родители получают такое же пособие для своих детей-инвалидов, что и для остальных детей. Но наряду с этим пособием есть и другие возможности получить государственную помощь за уход и воспитание детей-инвалидов. Во-первых, родители могут требовать деньги, потому что воспитание и уход за детьми-инвалидами стоят больше, чем за другими детьми (§ 24 Кодекса о социальном обеспечении). Сами инвалиды также вправе требовать государственную помощь, необходимую для интеграции в общество в связи с подготовкой к школе, обучением в школе и подготовкой к трудовой деятельности. Кроме того, они имеют право на помощь государства в связи с осуществлением физической и интеллектуальной реабилитации. Как правило, государственная помощь осуществляется денежными средствами на воспитание ребенка-инвалида в семье либо оказанием медицинских и реабилитационных услуг. В качестве помощи ребенку-инвалиду могут быть предоставлены специализированные вещи, например, инвалидное кресло. В любом случае - цель социального обеспечения - это интеграция инвалидов в нормальную жизнь и той степени, насколько это может быть необходимым для самих инвалидов.
Вывод В Германии государство обеспечивает реализацию всех трех групп детей-инвалидов. Право на физическое развитие реализуется путем предоставления медицинского обслуживания и оказания специальных мер реабилитации как можно с более раннего возраста, право на духовное, умственное развитие осуществляется в спецшколах, специальных детских садах и в учреждениях свободного времени, с учетом тенденции создания интегративных общих школ. Право на социальное обеспечение реализуется путем предоставления родителям права на пособие для детей и права требования помощи трех видов: деньгами, услугами, вещами.
В других странах Европы существуют тенденции и нормы, подобные указанным выше относительно прав детей-инвалидов в Германии.
Английское право
В Англии реализации прав детей-инвалидов находится в ведении органов местного управления. Органы местного управления обязаны предоставлять социальные услуги, необходимые для сокращения проявлений инвалидности детям-инвалидам и для обеспечения возможности детям-инвалидам, насколько это возможно, жить нормально. В английском праве существует правило, предусматривающее тесные взаимоотношения ребенка-инвалида с семьей, государство старается поддержать контакты с семьей. Специализированные государственные учреждения обязаны сообщать органам социального обеспечения о случаях проживания детей в них более чем три месяца непрерывно. На практик5е, тем не менее, почти половина всех детей-инвалидов живет в государственных учреждениях, не общаясь с родителями.
Физическое развитие детей-инвалидов в Англии осуществляется с помощью бесплатного медицинского обслуживания. Работают также государственные учреждения, осуществляющие меры по реабилитации детей-инвалидов.
Образование для детей-инвалидов до сих пор предоставляется в государственных и частных спецшколах, помимо того, что в Англии принят нормативный акт, который предусматривает обучение детей-инвалидов в общих школах. Родители решают, в какую школу дети будут ходить, но местные органы имеют право изменить это решение, если они считают, что детям трудно заниматься в школе, которую родители выбрали. Дети сами имеют право на образование (кроме таких детей, которые находятся в учреждениях для умственно неполноценных). Принцип интеграции детей-инвалидов закреплен в законе, но еще мало практикуется.
Таким образом, в Англии преобладает принцип жизни детей-инвалидов в семьях и реабилитации в специальных учреждениях и школах. Социальное обеспечение состоит их услуг, позволяющих сократить негативные результаты инвалидности.
Швейцария
В Швейцарии, как и в Германии, обязанность дать образование детям, в том числе трудовое, возлагается на родителей. Государство контролирует и поддерживает исполнение этой обязанности. Страхование по инвалидности включает все необходимое для реабилитации и интеграции детей-инвалидов в общественную жизнь.
Нидерланды
В Нидерландах дети-инвалиды получают услуги, необходимые для их физического и умственного развития одновременно. Это означает, что когда детям-инвалидам исполняется три года, они начинают заниматься в специальных медицинско - педагогических учреждениях, где они получают образование и им обеспечиваются терапевтические и реабилитационные мероприятия. Это учреждения-интернаты. Дети в них живут всю неделю, выходные проводят с семьей. Специалисты в Нидерландах считают плохой традицией то обстоятельство, что дети изолированы в интернатах. Основным принципом в Нидерландах является то, что дети-инвалиды получают то же образование, что и остальные дети. Они посещают общие школы, если только это возможно.
Австрия
В Австрии обращение с детьми-инвалидами основано на принципе раннего разпознования признаков инвалидности, раннего поддержания правильного развития детей-инвалидов. Детям и подросткам предоставляются консультативные услуги. Дети-инвалиды посещают группы общих детских садов, но соответствующие государственные органы могут исключить ребенка, если посчитают, что его физическое и умственное состояние подвергает опасности работу детского сада. Эта норма касается случаев агрессивного поведения детей, которые постоянно нарушают порядок в группе (например, разрушают мебель или бьют остальных детей и их невозможно остановить). После детского сада дети по традиции, как в Германии, раньше отправлялись в спецшколы разных типов для детей-инвалидов. Сейчас в Австрии также развивается тенденция интеграции детей-инвалидов в общие школы.
Резюме Права детей-инвалидов зафиксированы в ст.2 и ст.23 Конвенции ООН о правах ребенка. Следовательно, дети-инвалиды имеют те же самые права, что и остальные дети, а также право на специальную заботу, необходимую для их интеграции в общество. Эти права реализуются и в странах Западной Европы путем обеспечения медицинского обслуживания, включая реабилитацию и терапию, которая обычно является частью общего бесплатного медицинского обслуживания; путем предоставления возможности получения образования в спецшколах с тенденцией к интеграции детей-инвалидов в общие школы и путем предоставления услуг социального обеспечения.

 

 

Чеха Валентина Анатольевна

Заведующая организационно-методическим

отделением краевого комплексного центра

социального обслуживания населения, г. Красноярск



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 798; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.33.130 (0.007 с.)