Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет: понятие, необходимость, стадии

Поиск

КРАТКИЕ КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

ТЕМА № 1 СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

1. Учет: понятие, необходимость, стадии

2. Виды хозяйственного учета

3. Виды измерителей

4. Бухгалтерский учет: понятие, особенности, задачи

5. Нормативное регулирование бухгалтерского учета

__________________________________________________________

УЧЕТ: ПОНЯТИЕ, НЕОБХОДИМОСТЬ, СТАДИИ

Функционирование любого предприятия требует организации наблюдения за его хозяйственной деятельностью. Это нужно для контроля над выполнением плановых заданий и обеспечения соответствующих подразделений предприятия необходимыми для принятия управленческих решений данными. Это наблюдение осуществляется при помощи хозяйственного учета. Хозяйственный учет осуществляется по следующим стадиям. Первой стадией является, как было указано выше, наблюдение. Чтобы получать сведения для руководства хозяйственной деятельностью и контроля за ее осуществлением необходимо, однако, не только наблюдение. Сведения, получаемые путем наблюдения, надо еще измерять, то есть выражать в определенных цифровых показателях. Измерение является второй стадией хозяйственного учета. Затем числовые показатели следует зарегистрировать, для того чтобы обеспечить их сохранность и возможность использования для руководства предприятием в любой момент времени. Поэтому третьей стадией хозяйственного учета является регистрация фактов хозяйственной деятельности в соответствующих учетных документах и регистрах. После регистрации экономических фактов данные подвергаются обработке, анализу, вследствие чего принимаются управленческие решения разных уровней. Следовательно, четвертой стадией учета является обработка и анализ данных. Наблюдение, измерение, регистрация, обработка и анализ хозяйственных операций, из которых складывается хозяйственная деятельность предприятия - составляют основное содержание хозяйственного учета. После этого информация, содержащаяся в учетных документах и регистрах, подлежит хранению, что является пятой, завершающей стадией учета.

Итак, хозяйственный учет представляет собой количественное отражение и качественную характеристику хозяйственной деятельности предприятия с целью контроля и управления ею.

ВИДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО УЧЕТА

В России существует единая система учета, функционирующая в органическом единстве. Это:

1. Оперативный учет - система учета хозяйственных операций на рабочих местах. Отличительный признак этого вида учета - оперативность получения и использования информации о хозяйственных операциях. Оперативный учет ведут мастера, бригадиры, нормировщики структурных подразделений предприятия.

2. Бухгалтерский учет - система сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного отражения и контроля состояния и движения средств предприятия, их источников и хозяйственных процессов. Организуется работниками бухгалтерии, складов, финансовых отделов.

3. Статистический учет (статистика) - наука о массовых общественных явлениях и процессах социально - экономической жизни общества. Отличительный признак этого вида учета - применение в качестве одного из методов организации учета выборочного наблюдения. Это метод, когда при анализе какой-то партии товаров или группы людей производят выборку части целого и по данным судят о группе в целом.

В рамках единого системного бухгалтерского учета выделяют финансовый и управленческий бухгалтерский учет.

 

ВИДЫ ИЗМЕРИТЕЛЕЙ

Как говорилось выше, деятельность предприятия фиксируется в учете путем их измерения, то есть отражения в определенных числовых величинах. В учете применяются три вида измерителей:

1. Натуральный (количественный) - единицы площади, массы, веса, объема и т.д. Это литры, кубометры, штуки, гектары и т.д. В них можно выразить только однородные активы. Натуральные измерители используют, как правило, для учета товарно-материальных запасов предприятия, выполненные работы.

2. Трудовой - отражает затраты рабочего времени на какой-либо хозяйственный процесс. Это машино-часы, рабочие смены, часы и т.д. Этот измеритель также отражает только однородные активы Трудовой измеритель используют для нормирования труда, учете выработки и начислении заработной платы.

3. Денежный - рубли и копейки. Этот измеритель универсален, так как в нем можно отразить разнородные активы, а значит его можно использовать для обобщения всех показателей..

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ: СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ЗАДАЧИ

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, капитале, обязательствах предприятия и их движении путем сплошного, документального, непрерывного и взаимосвязанного учета хозяйственных операций. Бухгалтерский учет имеет ряд характерных особенностей.

1. Сплошной характер учета - учету подвергаются все без исключения хозяйственные операции, происходящие на предприятии, имеющие денежную оценку

2 Непрерывность учета - заключается в том, что учет средств предприятия, их источников и хозяйственных процессов осуществляется без пропусков во времени, ежедневно.

3. Документальность учета - любая хозяйственная операция должна быть оформлена как минимум одним документом

 

 

4. Взаимосвязанный характер учета - любая хозяйственная операция затрагивает два экономических момента, вызывает изменения как минимум двух видов средств предприятия, источников или хозяйственных процессов. Например, при выдаче заработной платы уменьшается количество денег в кассе предприятия, но одновременно уменьшается и задолженность предприятия перед работниками по заработной плате.

Как уже говорилось выше, в рамках единого системного бухгалтерского учета принято выделять финансовый и управленческий бухгалтерский учет.

Финансовый бухгалтерский учет. Этот вид учета обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, ведение сводного учета и составление необходимой финансовой отчетности. Основными задачами финансового бухгалтерского учета являются:

- учет активов предприятия;

- учет источников имущества предприятия;

- учет расчетов с бюджетом;

- составление бухгалтерского баланса, отчета о прибылях (убытках), отчета о капитале собственников предприятия, отчета о движении денежных средств и других форм внешней финансовой отчетности;

- анализ конечных финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и оценка степени его финансовой устойчивости и платежеспособности.

Порядок ведения финансового бухгалтерского учета строго регламентируется специальными общепринятыми принципами, положениями, правилами и стандартами. Соблюдение этих нормативных установок является обязательным требованием при формировании учетной информации в рамках системы финансового бухгалтерского учета. Финансовый учет является внешним учетом, т.к. его данные публикуют для акционеров предприятия, потенциальных инвесторов, банков, налоговых органов и т.д., то есть для внешних пользователей.

Управленческий бухгалтерский учет. При помощи и посредством этого вида учета осуществляется решение задач, связанных с информационным обеспечением процесса принятия управленческих решений. Основными задачами управленческого учета являются:

- учет затрат и калькулирование себестоимости продукции;

- внутрифирменное бухгалтерское планирование на основе использования учетной методологии, принципа двойной запаси и бухгалтерских счетов. Результатом такого планирования является расчет будущих параметров развития предприятия, которые сводятся и обобщаются в виде прогнозного бухгалтерского баланса, прогнозного отчета о прибыли и прогнозного отчета о движении денежных средств;

- составление внутренней отчетности о затратах, объемах производства и реализации продукции, потребленных ресурсах и эффективности работы структурных подразделений предприятия;

- анализ соотношения между издержками, объемами продаж и прибылью предприятия.

Управленческий учет - внутренний учет. Его данные используются только менеджерами разных уровней самого предприятия, то есть он ориентирован на внутренних пользователей.

Й уровень

Различного рода методические указания, рекомен­дации в основном Министерства финансов РФ, учитывающие, в том числе и отраслевую специфику.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной дея­тельности организаций и инструкция по его применению (утвержде­ны приказом Минфина РФ от 31 октября 2001г. № 94н,

Приказ Министерство финансов РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций»от 13 января 2000г. № 4н

и др.

4-й уровень — внутренние рабочие документы организации.


 

МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Метод бухгалтерского учета - система способов, обеспечивающих сплошное, непрерывное, документальное и взаимосвязанное отражение и контроль средств организации, их источников и хозяйственных процессов.

В этой системе ряд способов, присущих бухгалтерскому учету:

1. Документация - любая хозяйственная операция, имеющая денежную оценку, фиксируется в каком-либо документе

2. Инвентаризация - пересчет предметов в натуре для приведения в соответствие данных документов с фактическими данными

3. Оценка - выражение денежной стоимости разных видов средств и процессов. От реальности оценки зависит правильное исчисление себестоимости продукции

4. Калькуляция - способ подсчета себестоимости продукции

5. Бухгалтерские счета и система двойной записи операция на них - способ ведения учета средств п/п, их источников и хозяйственных процессов.

6. Бухгалтерский баланс - основная форма отчетности организации

7. Другие формы отчетности


ОЦЕНКА

Оценка хозяйственных средств - способ выразить их в денежном измерении. От правильности оценки зависит объективность характеристики ресурсов организации, а также точность определения финансовых результатов деятельности, так как искажение величины затрат на производство и реализация продукции ведет к неправильному подсчету размера прибыли.

Способы оценки имущества, поступающего в собственность орга­низации, определяются «Законом о бухгалтерском учете». В соответ­ствии с ним выделяется три способа оценки имущества в зависимости от источника поступления: приобретение имущества, его производст­во и безвозмездное получение.

1. Имущество, приобретенное организацией за пла­ту, отражается в бухгалтерском учете и отчетности по фактической себестоимости приобретения. В ее состав входят затраты на приобре­тение самого объекта имущества, расходы на его транспортировку силами сторонних организаций, стоимость услуг снабженческих, внешнеэкономических организаций, а также таможенные пошлины и иные аналогичные платежи.

2. Имущество, произведенное в самой организации, отражается в бухгалтерском учете и отчетности по фактической себестоимости его изготовления. Под стоимостью изготовления понимаются фактически произведенные расходы, связанные с использованием в процессе про­изводства продукции (работ, услуг) основных средств, сырья, мате­риалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат, имею­щих отношение к объекту производства.

3. Имущество, полученное организацией безвозмездно, отражается в бухгалтерском учете и отчетности по рыночной стоимости на дату оприходования. Определение рыночной цены объекта осуществляется по документально подтвержденным данным или экспертным путем.

В текущем бухгалтерском учете оценка объектов по фактической себестоимости практически невозможна, так как полную информацию о кругообороте имущества организации можно получить только по истечении отчетного периода. В то же время текущий учет необходи­мо вести повседневно. Это обстоятельство вызывает необходимость разработки различных условных способов оценки, обеспечивающих ведение текущего учета.

Так, например, основные средства учитываются по фактической себестоимости их приобретения, т. е. по первоначальной стоимости. Их же амортизация в процессе эксплуатации учитывается отдельно. Поэтому только сопоставление первоначальной стоимости объекта основных средств и сумм начисленной амортизации по нему даст ре­альную оценку объекта основных средств на конкретный момент.

Для текущего учета расхода материалов могут применяться спосо­бы оценки (учетные цены), в основе которых лежат внутрихозяйст­венные стоимостные нормативы. По истечении отчетного периода учетные цены на израсходованные материалы с помощью специально­го расчета доводят до уровня их фактической себестоимости.

Таким образом, независимо от того, какие способы оценки объек­тов бухгалтерского учета выбраны в данной организации, в их основе лежит реальность стоимости учитываемого объекта.

 

КАЛЬКУЛЯЦИЯ

Система бухгалтерского учета преследует в своей основе главную цель: выявление конечного финансового результата хозяйственной деятельности конкретной организации. Без выявления себестоимости объектов бухгалтерского учета эта цель становится неосуществимой.

Калькуляция - способ исчисления себестоимости единицы продукции.

Для установления себестоимости объекта бухгалтерского учета необходимо определить предмет калькулирования и все затраты, свя­занные с ним. Под предметом калькулирования понимается тот объект бухгалтерского учета, себестоимость которого необходима для управ­ления организацией. Одновременно с этим следует установить кальку­ляционную единицу, т. е. измеритель калькуляционного объекта.

В современном бухгалтерском учете себестоимость объектов бух­галтерского учета должна выявляться на всех стадиях кругооборота имущества. Соответственно, калькулированию подлежат все процессы деятельности организации.

В процессе создания и приобретения средств производства опре­деляется себестоимость отдельных объектов внеоборотных активов. В процессе заготовления материалов выявляется себестоимость различ­ных заготовленных материалов и всего процесса заготовления. В про­цессе производства определяется производственная себестоимость различных видов продукции, а в процессе продаж - полная себестои­мость проданной продукции.

Установлена следующая типовая (применяемая во всех организациях) номенклатура статей калькуляции:

1. Сырье, материалы

2. Возвратные отходы (вычитаются)

3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних п/п

4. Топливо и энергия на технологические цели

5. Заработная плата производственных рабочих

6. Отчисления на социальные нужды

7. Расходы на подготовку и освоение производства

8. Общепроизводственные расходы

9. Общехозяйственные расходы

10. Потери от брака

11. Прочие производственные расходы

ИТОГО ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ

12. Коммерческие расходы

ИТОГО ПОЛНАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ


 

АКТИВНЫЕ И ПАССИВНЫЕ СЧЕТА

Все счета делятся на активные, пассивные, активно-пассивные.

Активные счета открываются по Активу баланса и на них учитываю средства п/п, а также процессы. Пассивные открывают по Пассиву баланса и на них учитывают источники средств п/п. Активные и пассивные счета имеют разное строение. В активных счетах сальдо записывают по Д, операции по увеличению записывают по Д, операции по уменьшению по К. В пассивных счетах сальдо записывают по К, операции по увеличению записывают по К, операции по уменьшению по Д. Операции по увеличению активных и пассивных счетов всегда записывают на той стороне счета, где записывают начальный остаток. Для того, чтобы закрыть активный счет надо к начальному остатку прибавить оборот по Дебету и вычесть из этой суммы оборот по Кредиту. Для того, чтобы закрыть пассивный счет надо к начальному остатку прибавить оборот по Кредиту и вычесть из этой суммы оборот по Дебету.

 

 

 

ОБОРОТНАЯ ВЕДОМОСТЬ

Для контроля правильности записей на счетах в течение месяца в конце месяца составляют оборотные ведомости. Они представляют собой свод данных начальных и конечных остатков и оборотов всех счетов. Ведомость заполняют по данным счетов. В результате ведомости должны получиться три пары равенств:

1. Равенство итогов первых двух граф, то есть итогов начальных остатков счетов - для контроля сравнивают с итогом начального баланса

2. Равенство третьей и четвёртой граф, то есть равенство итогов оборотов по дебету и кредиту счетов - для контроля сравнивают с итогом “Книги учета хозяйственных операций”

3. Равенство пятой и шестой граф, то есть равенство конечных остатков - для контроля сравнивают с итогом конечного баланса

Если какая-то из пар равенств нарушена - на этом участке учета надо искать ошибку

 

С Т А Л Ь Л И С Т О В А Я

Единица измерения - тонны. Норма запаса - 100 тонн. Цена за тонну - - 1.000

Дебет Кредит

№№ операций Количество Сумма (у.е.) №№ операций Количество Сумма (у.е.)
Сальдо нач. 2.000 200.000      
3)   60.000 2) 1.000 100.000
      4)   50.000
ОБОРОТ   60.000 ОБОРОТ 1.500 150.000
Сальдо кон. 1.100 110.000      

 

Субсчет - это дополнительная группировка аналитических счетов в пределах синтетического счета. Например, к синтетическому счету “Материалы” открывают следующие субсчета

1. Сырье и материалы

2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали

3. Топливо

4.Тара и тарные изделия

5. Запасные части

6. Прочие материалы

7. Материалы, переданные в переработку на сторону

8. Строительные материалы

9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности


КЛАССИФИКАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ

Все разнообразие бухгалтерских документов можно классифицировать по разным признакам:

ПО НАЗНАЧЕНИЮ

1. Распорядительные - содержащие распоряжение провести какую-либо хозяйственную операцию (приказы, чеки и т.д.)

2. Оправдательные (исполнительные) - оформляемые в момент совершения операции и содержащие сведения о ней (приходные ордера, акты приема-передачи ОС и т.д.)

3. Документы бухгалтерского оформления - создаются работниками бухгалтерии для подготовки, облегчения и упрощения учетных записей

(ведомости, справки и т.д.)

4. Комбинированные - сочетающие в себе признаки первых трех групп (приходный и расходный кассовые ордера и т.д.)

ПО ПОРЯДКУ СОСТАВЛЕНИЯ

1. Первичные - впервые отражающие совершившуюся операцию

2. Сводные - составляемые на основе первичных документов

ПО СПОСОБУ ОХВАТА ОПЕРАЦИЙ

1. Разовые - отражающие одну операцию или несколько одновременных однородных операций

2. Накопительные - служат для накопления однородных операций, совершаемых на п/п за определенный промежуток времени

 

РЕКВИЗИТЫ ДОКУМЕНТОВ

Каждый документ должен быть оформлен так, чтобы в нем содержались все сведения, необходимые для получения полного представления о совершаемой операции обеспечения его доказательной силы. Эти сведения, являющиеся составными частями документа называются его реквизитами.

Несмотря на большое разнообразие содержания разных документов в каждом из них есть обязательные реквизиты, необходимые для отражения любой операции в бухгалтерском учете и дополнительные. К обязательным реквизитам относят: название документа; дату его составления; содержание хозяйственной операции и ее описание; измерители операции; подписи лиц, ответственных за совершение операции и правильность ее оформления.

 

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

Одно из важнейших требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету - требование реальности его показателей. Отвечая этому требованию, данные бухгалтерского учета должны полностью соответствовать действительности. На практике они могут расходиться с действительностью. Это бывает по следующим причинам:

1. Естественным - привес, усушка, распыл, порча насекомыми и грызунами и т.д.

2. Неточности при приемке или отпуске - пересортица, промеры, просчеты

3. Ошибки в учете - описки, арифметические ошибки, неверные корреспонденции счетов 4. Злоупотребления - хищения, обмеры, обвесы

Все это не может быть выявлено в момент совершения операции - они не поддаются учету, так как не охватываются документацией. Поэтому для обеспечения соответствия фактических данных данным документов проводят инвентаризации. Инвентаризация - пересчет средств в натуре. Она является обязательным дополнением документации.

В зависимости от полноты охвата средств инвентаризация бывает полной - охватывающей все средства предприятия и частичной - охватывающей один вид средств. По своему характеру инвентаризация бывает плановой и внезапной.

 

ПРОВЕДЕНИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Инвентаризация проводится комиссией,назначаемой руководителем предприятия. К началу ее проведения в местах хранения заканчивают обработку первичных документов, выводят остатки. С материально-ответственных лиц берут расписку о том, что оно не имеет претензий к комиссии, что все ценности проверены в его присутствии. И проводят по каждому материально ответственному лицу и месту хранения средств в отдельности. Все материальные ценности подсчитывают, взвешивают, обмеряют. Данные заносят в инвентаризационные описи.

По окончании проверки инвентаризационные описи сдают в бухгалтерию. Там их данные сравнивают (сличают) с данными документов и составляют на основании этих данных сличительные ведомости. Выявленные отклонения - недостачи и излишки - регулируются. Комиссия выявляет причины, виновников и дает распоряжения о том, что должно быть сделано для регулирования отклонений, так называемых инвентаризационных разниц.

Излишки приходуют как обычное поступление с уменьшением затрат на производство. Недостачи в пределах норм естественной убыли по распоряжению руководства списывают на затраты производства. Недостачи сверх норм - за счет виновников, а если они не установлены - списание на затраты (или на убытки) по распоряжению руководства.

Все это комиссия отражает в Акте инвентаризации, каждая страница которого подписывается каждым членом инвентаризационной комиссии.


 

Основные счета

На основных счетах накаплива­ется информация, характеризующая движение имущества и капитала предприятия и состояние расчетов с его дебиторами и кредиторами. Эти счета являются базовыми для фор­мирования статей бухгалтерского баланса.

По структуре основные счета могут быть активными, пассивными и активно-пассивными.

Основные счета делятся на инвентарные (01,10,50,51 и др.), фондовые (80,82,83 и др.) и счета расчетов (60,66,67,68 и др.).

Инвентарными называются сче­та, на которых учитываются ма­териальные ценности и денежные средства предприятия, включая цен­ные бумаги. На аналитическом уровне эти объекты учета могут быть пересчитаны (проинвентаризированы) в натуральном выраже­нии. Отсюда происходит их название "инвентарные". Стоимостное выражение этих объектов учета (кроме денежных средств) мы определяем через натуральные по­казатели и текущую учетную оцен­ку (цену).

На дебете инвентарных счетов от­ражается поступление (приход) объектов учета, а на кредите — их отпуск (расход). Остатки на этих счетах, отражающие наличие объ­ектов учета на соответствующую дату, всегда должны иметь дебето­вый характер. Получающийся в ре­зультате пересортицы кредитовый остаток на отдельных аналитиче­ских счетах отражается в учетных регистрах как дебетовое "красное сальдо". Инвентарные счета всегда являются активными.

Фондовыми называются счета, на которых учитываются источни­ки формирования собственных средств предприятия — уставный, резервный и добавочный капитал, нераспределенная прибыль и целевое финансирование.

По кредиту фондовых счетов отражается формирование (увели­чение) капитала за счет соответст­вующих источников, а по дебету — использование (уменьшение) капи­тала на установленные законодате­льством Российской Федерации цели.

При этом движение уставного капитала не может быть отражено в учете без предварительной реги­страции или перерегистрации уч­редительных документов юридиче­ского лица. Аналитический учет уставного капитала ведется в разрезе его уч­редителей (акционеров) в отличие от других составных частей собст­венного капитала.

Остатки на фондовых счетах, отражающие величину капитала на соответствующую дату, всегда дол­жны иметь кредитовый характер. Фондовые счета являются пассив­ными.

Счета расчетов предназначены для обобщения информации о состо­янии расчетов с дебиторами и кре­диторами предприятия.Для прави­льного отражения в отчетности финансового состояния предприя­тия не допускается зачет между статьями его активов и пассивов, и информация о состоянии дебитор­ской и кредиторской задолженно­сти должна формироваться в бух­галтерском учете в развернутом виде с обособлением задолженно­сти дебиторов и кредиторов.

Счета для отражения расчетов с дебиторами по своему строению противоположны счетам, на кото­рых

учитываются расчеты с креди­торами.

Погашение или зачет (умень­шение) дебиторской задолженно­сти отражается по кредиту счетов расчетов с дебиторами, а кредиторской задолженности — по дебету счетов расчетов с кредиторами.

Если остаток дебиторской за­долженности отражается, как пра­вило, по дебету соответствующего счета расчетов с дебиторами, то остаток кредиторской задолженно­сти, наоборот, — по кредиту соот­ветствующего счета расчетов с кре­диторами. Поэтому счета расчетов с дебиторами являются активными, а с кредиторами — пассивными.

 

Такие синтетические счета рас­четов, как 75 "Расчеты с учреди­телями", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и 79 "Внутрихозяйственные расчеты", являются активно-пассивными.

Основные пассивные счета применяются для учета состояния и изменений фондов, полученного финансирования и расчетов с отдельными видами кредиторов. Это счета 80, 82, 60,68,69 и др. Сальдо счетов собственных средств всегда кредитовое, так как пока существует предприятие, оно всегда располагает своими средствами (80,82,83). На счетах расчетов сальдо может быть дебетовым, если идет предоплата или оплата авансов кредиторских долгов.

Основные активно-пассивные счета применяют в учете расчетов с некоторыми дебиторами и кредиторами. Характер сальдо на этих счетах постоянно меняется: из активных они становятся пассивными и наоборот. Более того, они могут одновременно отражать расчеты как дебиторского, так и кредиторского характера. Это, например, счет 76.

РЕГУЛИРУЮЩИЕ СЧЕТА

Регулирующие счета делятся по методу регулирования оценки объек­тов, отражаемых на основных сче­тах. Если регулирование текущей учетной оценки объектов учета до суммы их балансовой стоимости осуществляется путем прибавления суммы регулятива регулирующего счета к учетной цене объекта основного счета, то такие регулиру­ющие счета называются дополните­льными.

Дополнительные регулирующие счета делятся на активные и пас­сивные в зависимости от содержа­ния регулируемого основного сче­та. У активного основного счета дополнительный счет будет актив­ным с остатком по дебету. У пас­сивного основного счета дополни­тельный счет будет пассивным с остатком по кредиту. В новом Пла­не счетов дополнительные счета отсутствуют.

Если регулирование текущей учетной оценки объектов учета основных счетов до суммы их балан­совой стоимости осуществляется путем вычитания суммы регулятива регулирующего счета из учетной цены объекта основного счета, то такие регулирующие счета называ­ются контрарными.

Контрарные счета по отноше­нию к активным основным счетам называются контрактивными с остатком регулятива по кредиту. Они относятся к числу пассивных счетов, поскольку активу противо­стоит пассив.

Счета оценочных резервов в Плане счетов 2000 г. выступают в роли регулирующих контрактив­ных счетов. К ним относятся счета: 14 "Резервы под снижение стоимо­сти материальных ценностей", 59 "Резервы под обесценение вложе­ний в ценные бумаги", 63 "Резервы по сомнительным долгам".

Признание в балансе на конец отчетного периода (чаше всего года) более низкой (рыночной) оценки активов в виде материа­льных ценностей, ценных бумаг и дебиторской задолженности без из­менения их текущей оценки в бух­галтерском учете страхует предпри­ятие от необходимости признания убытков текущего года в будущем отчетном периоде, а также позво­ляет с помощью суммы регулятива в виде кредитовых остатков по сче-там оценочных резервов перейти к более низкой балансовой стоимо­сти указанных активов на конец отчетного года. Поэтому в конце отчетного периода (года) на сумму снижения стоимости активов (со­мнительного долга) оценочные ре­зервы (регулятивы) создаются за­писью по кредиту счетов 14, 59 и 63 в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы", а в на­чале следующего отчетного года на этих счетах делается обратная, вос­становительная запись.

Большинство регулирующих счетов нового счетного плана явля­ются контрактивными, т. е. пас­сивными счетами. Они являются парными к следующим активным счетам: 02 "Амортизация основных средств" к счету 01 "Основные средства"; 05 "Амортизация нематериаль­ных активов" к счету 04 "Немате­риальные активы"; 14 "Резервы под снижение сто­имости материальных ценностей" к счету 10 Материалы" и другим счетам; 42 "Торговая наценка" к счету 41 "Товары"; 59 "Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги" к счету 58 "Финансовые вложения"; "Резервы по сомнительным долгам" к счету 62 "Расчеты с поку­пателями и заказчиками".

Поскольку регулирующие счета не имеют самостоятельного значе­ния, то в бухгалтерском балансе они непосредственно не представ­лены.

Контрарные счета к пассивным основным счетам называются конт­рпассивными с остатком регулятива по дебету, то есть они относятся к числу активных счетов. Контрпас­сивные счета в новом Плане счетов тоже не представлены.

Регулирующие счета могут быть и контрарно-дополнительными, на­пример, счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей. Регулятив этого счета в зависимо­сти от своего содержания то при­бавляется (как у дополнительного активного счета) к текущей оценке объекта основного счета 10 (пере­расход по сравнению с плановой текущей оценкой материалов), то, как у контрактивного счета, вычи­тается из нее (экономия по сравне­нию с плановой текущей оценкой материалов). Отклонения в виде перерасхода или экономии с кре­дита этого счета в соответствую­щей доле списываются по мере от­пуска материалов со склада.

Особый характер имеет конт­рарно-дополнительный счет 40 "Вы­пуск продукции (работ, услуг)", применяемый при использовании в учете нормативной себестоимо­сти в качестве текущей оценки го­товой продукции.

Сначала с кредита счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" списывается в дебет счета 43 "Гото­вая продукция" оприходованная на склад готовая продукция по норма­тивной себестоимости, а в конце отчетного периода после определе­ния ее фактической себестоимости она списывается на дебет счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" с кредита счета 20 "Основное про­изводство".

Образовавшаяся на счете 40 разница между фактической и нор­мативной себестоимостью списы­вается дополнительной записью как перерасход или сторнировоч­ной записью как экономия на счет 43 "Готовая продукция" либо на счет 90 "Продажи" в зависимости от принятой учетной политики ор­ганизации. Отсутствие остатка ха­рактеризует этот счет как собира­тельно-распределительный и конт­рарно-дополнительный одновременно.


 

ОПЕРАЦИОННЫЕ СЧЕТА

 

Операционные счета делятся в зависимости от их построения на три группы: собирательно-распре­делительные, бюджетно-распределительные и калькуляционных расходов путем их нормативного включения в себестоимость продукции, а затем по дебету отража­ются фактически произведенные расходы. В результате на этом сче­те остаток неиспользованного еще резерва отражается по кредиту сче­та, поэтому он относится к пассив­ным счетам. При недостаточности созданного резерва этот счет может превратиться в свою противопо­ложность — счет 97 "Расходы буду­щих периодов".

Счет 98 "Доходы будущих пери­одов" позволяет равномерно отно­сить доходы на финансовые резу­льтаты соответствующего отчетно­го периода. По кредиту этого счета сначала отражаются доходы буду­щих отчетных периодов, а в соот­ветствующем отчетном периоде, учитывая произведенные расходы, с дебета этого счета доходы списы­ваются на финансовые результаты отчетного периода. Остаток еще несписанных доходов будущих пе­риодов отражается на кредите сче­та 98, поэтому он относится к пас­сивным счетам.

Все бюджетно-распределительные счета имеют отношение к бух­галтерскому балансу, хотя и разме­щены в Плане счетов в разде­ле VIII "Финансовые результаты".

На калькуляционных счетах формируется информация для ка­лькуляционных расчетов фактиче­ской себестоимости заготовленных производственных запасов, произ­веденной продукции и т. д.

На дебете калькуляционных счетов собираются затраты, связан­ные с формированием: инвентар­ной стоимости основных средств (счет 08 "Вложения во внеоборот­ные активы"), себестоимости заго­товления материалов (счет 15 "Заго­товление и приобретение материа­льных ценностей"), себестоимости произведенной продукции (счет 20 "Основное производство") и т. д.

Полученные и оприходованные материальные ценности списываются по исчисленной себестоимо­сти по кредиту калькуляционных счетов. Наличие дебетовых остат­ков по ним свидетельствует о том, что у них есть и признаки инвен­тарных счетов. Это активные счета.

Собирательно-распределительные счета применяются для сбора расходов по тому или иному хозяйственному процессу с целью их распределения. Это активные счета, так как на них учитывается движение средств (расходы). Сумма, собранная на этих счетах списывается на те счета, где учитываются все затраты по данному объекту. Собирательно-распределительные счета необходимы по двум причинам: прежде всего некоторые расходы надо распределять между несколькими объектами. Это - косвенные расходы, к которым, например, относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Кроме того, данные счета используются для контроля за исполнением этих расходов. Поэтому они ведутся даже на предприятиях, производящих один вид продукции, где нет необходимости распределять косвенные расходы. Например, счет 44 “Расходы на продажу”, счет 26 “Общехозяйственные расходы” и др. Например, по дебету счета 26 собирают все расходы, связанные с обслуживанием всего предприятия в целом и управления им: заработная плата заводского персонала, амортизация заводских зданий, затраты на содержание



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.108.24 (0.011 с.)