Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению.



Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению.

План проведения проверочных и контрольных работ

№ п/п Компетенция. Вид проверки Время проведения
Навык чтения вслух. Текущая проверка сентябрь
Интегрированная проверочная работа. Текущая проверка сентябрь
Начитанность и читательские умения учащихся. Текущая проверка октябрь
Выразительность чтения. Текущая проверка ноябрь
Навык чтения вслух. Текущая проверка ноябрь
Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания. Текущая проверка декабрь
Читательские умения и работа с текстом художественного произведения за 1полугодие. Итоговая проверка декабрь
Навык чтения молча. Текущая проверка февраль
Начитанность и читательские умения. Текущая проверка март
Навык чтения вслух. Итоговая проверка апрель
Навык чтения молча. Итоговая проверка апрель
Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания. Итоговая проверка апрель
Интегрированная работа. Итоговая проверка май
Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка май
Выразительность чтения. Итоговая проверка май

Содержание проверочных и контрольных работ.

Проверка навыка чтения вслух.

Цель: проверка уровня сформированности навыков чтения.

Вариант I

Две мыши

Пришла важная мышь из города к простой мыши. Простая мышь жила в поле и дала своей гостье, что было, гороха и пшеницы. Важная мышь погрызла и сказала:
– Оттого ты и худа, что житьё твоё бедное. Приходи ко мне, посмотри, как мы живём.
Вот пришла простая мышь в гости. Дождались под полом ночи. Люди поели и ушли. Важная мышь вывела из щели свою гостью в горницу, и обе влезли на стол. Простая мышь никогда не видала такой еды и не знала, за что взяться. Она сказала:
– Твоя правда: наше житьё плохое. Я перейду тоже в город жить.
Только она сказала это, затрясся стол, и в дверь вошёл человек со свечкой и стал ловить мышей.
– Нет, – говорит полевая мышь, – моё житьё в поле лучше. Хоть у меня сладкой еды и нет, да зато я и страха такого не знаю. (Л. Толстой) (137 слов)

Вопросы и задания

1. Чем угощала простая мышь важную?
2. Почему простая мышь решила перейти жить в город?
3. Где осталась жить простая мышь и почему?

Вариант II

Орёл
(Быль)

Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.
Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.
Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли.
Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.
Орёл устал и не мог лететь опять на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им пёрышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.
Тогда орёл отлетел от них и сел на верхний сук дерева.
Орлята засвистали и запищали ещё жалобнее.
Тогда орёл вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером, он летел тихо и низко над землёю, в когтях у него опять была большая рыба.
Когда он подлетал к дереву, он оглянулся – нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.
Орлята подняли головы и разинули рты, а орёл разорвал рыбу и накормил детей.

(186 слов) (В. Осеева)

Вопросы и задания

1. Для кого орёл добыл рыбу?
2. Почему он её выронил?
3. Какая сила вынудила птицу лететь за добычей во второй раз?

Результаты проверки темпа, способа, правильности чтения вслух и понимания текста можно отразить в таблице:

 
  Фамилия, имя учащихся Способ чтения Без ошибок Правильность чтения Темп чтения   Осознанность Соблюдение пауз, постановка логич еского ударения Отметка
По слога м и цел. словами Целыми словами Повтор прочитанного Пропуск, замена, искажение букв, Постановка удар. Ошибки в Ниже нормы Норма Выше нормы
                             

Интегрированная проверочная работа.

Цель:провести диагностику уровня компетентности учащихся, то есть способности действовать самостоятельно при решении практических задач.

Вариант 1

Часть 1

Внимательно прочитай текст.

 

Моллюски

Кто на одной ноге по дну ходит? Кто на себе дом возит? Это загадки про моллюсков. Улитка живет в саду, прудовик – в пруду, устрица – в море, но все эти животные – моллюски: у всех у них мягкое тело.

Чтобы защититься от врагов, голый беспомощный слизень прячется в раковину: у прудовика она одностворчатая, у беззубки – двустворчатая. 770 л морской воды пропускает через свое тело устрица, чтобы добыть из воды нужный ей для раковины кальций!

Иногда в раковину двустворчатого моллюска попадают песчинка или насекомое. Перламутр, который выделяет моллюск, постепенно обволакивает песчинку, и крохотный матовый шарик растет и растет. Так рождается жемчужина.

Моллюск не только домовладелец, но и домовоз. Отталкиваясь от дна просунутой через створки единственной ногой, беззубка проползает за час 20 см. А морское ушко – скороход среди улиток – перевозит свой дом со скоростью метр в секунду.

У осьминога и кальмара нет раковины, зато есть щупальца, заменяющие ноги. Расположены они на голове, поэтому этих моллюсков называют головоногими. Когда осьминог спит, шесть его щупалец неподвижны, но два, охраняя, описывают круги. На каждом щупальце крупного осьминога 300 присосок, каждая присоска может удержать груз в несколько килограммов.

 

Часть 2

К каждому заданию даны варианты ответа. Выбери правильный вариант ответа или впиши свой вариант ответа там, где это требуется. При выполнении заданий не забывай пользоваться прочитанным текстом.

 

1. Сколько в данном тексте восклицательных предложений?

1) 1;2) 2; 3) 3.

 

2. Почему осьминогов и кальмаров называют головоногими? Сформулируй и запиши правильный ответ. ___________________________

_____________________________________________________________ .

 

3. Сколько присосок у пяти осьминогов?

1) 150; 2) 1500; 3) 12 000.

 

4. Отметь главный признак всех моллюсков.

1) Прячутся в раковины; 2) у всех мягкое тело; 3) есть щупальца.

 

5. Отметь абзац, к которому можно подобрать заголовок «Рождение жемчужин».

1) 1; 2) 2; 3) 3.

 

6. Кто где живет? (Соедини стрелками.)

устрица пруд

улитка море

прудовик сад

 

7. За сколько часов беззубка преодолеет расстояние 1 метр?

1) За 3ч.; 2) за 4 ч.; 3) за 5 ч.

 

8. Дополни условие задачи данными из текста и реши ее. Одна устрица пропускает через свое тело ____ л морской воды. Сколько литров воды пропустят 30 устриц?

1) 800; 2) 2310; 3) 23100.

 

9. Из первого предложения третьего абзаца выпиши грамматическую основу.

__________________________________________________________

10. Соотнеси (соедини стрелками):

кальмар раковина

осьминог

беззубка щупальца

 

11. Скорость улитки морское ушко – 1 м/с. Какое расстояние способна преодолеть эта улитка за 1 час?

1) 60 м; 2) 360 м; 3) 3600 м.

 

12. Отметь слово, которое соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, окончание.

1) домовоз; 2) беззубка; 3) прудовик.

 

13. В слове моллюск:

1) 7 букв, 7 звуков; 2) 7 букв, 6 звуков; 3) 6 букв, 7 звуков.

 

14. Буква о пропущена в словах группы:

1) ...сьминог, к...льмар;

2) пруд...вик, м...ллюск;

3) щуп...льце, рак...вина.

 

15. Как передвигается беззубка? Укажи номер абзаца, в котором можно найти ответ на поставленный вопрос.

1) 4; 2) 5; 3) 6.

 

16. В третьем абзаце все глаголы…

1) прошедшего времени; 2) настоящего времени; 3) настоящего и будущего времени

 

17. Ученые насчитывают около восьмидесяти тысяч видов моллюсков. Отметь правильную запись ответа.

1) 8000; 2) 80 000; 3) 800 000.

 

18. Перечитай пятый абзац. Сколько щупалец у пяти осьминогов будут неподвижны, а сколько будут охранять и описывать круги?

1) неподвижных щупалец _____________________ ;

2) охраняющих щупалец ______________________ .

 

19. Определи род, число и падеж у прилагательного матовый (шарик).

___________род, __________число, _____________падеж

 

20. Чтобы защититься от врагов, голый слизень...

1) прячется в раковину;

2) пропускает через свое тело воду;

3) описывает круги.

Вариант 2

Часть 1

Внимательно прочитай текст.

Паукообразные

На опушке леса от ветки к ветке протянулись тонкие шелковистые нити. Здесь раскинул свои сети паук. У пауков на брюшке есть маленькие бугорки – паутинные бородавки, каждая с несколькими отверстиями. Из них выделяется жидкость, застывающая на воздухе в виде нити.

Некоторые виды пауков ткут кокон – «пеленки» для откладываемых яичек. А когда выводятся паучата, паутина становится гнездом, в котором поселяются малыши.

Паучьи нити бывают очень прочными. Жители Южной Америки сооружают из ветвей раму, маскируют листьями и оставляют на ночь в лесу. К утру в раме бывает готова сеть, такая надежная, что ею можно ловить рыбу. И не мудрено: ее соткал гигантский мохнатый паук, достигающий 10 см в длину.

Кроме ловчих сетей, у пауков есть еще оружие: сильные челюсти. Они заканчиваются коготком с отверстием, через которое выделяется яд из ядовитой железы. Яд домового паука способен убить муху. Гораздо более ядовит тарантул. А самый ядовитый из наших пауков – житель сухих степей и полупустынь каракурт. Укус его может быть смертелен для лошади или верблюда, опасен он и для человека.

 

Часть 2

К каждому заданию даны варианты ответа. Выбери правильный вариант ответа или впиши свой вариант ответа там, где это требуется. При выполнении заданий не забывай пользоваться прочитанным текстом.

1. Грамматическая основа первого предложения.

1) Нити шелковистые;

2) протянулись от ветки;

3) нити протянулись.

 

2. При помощи чего паук плетет паутину? Выпиши из текста предложение, подтверждающее твой ответ. ___________________________

3. Каким словом можно заменить слово надежная в предложении «… такая надежная, что ею можно ловить рыбу»?

1) Прочная; 2) верная; 3) сильная.

 

4. Паук прополз 16 дм за 4 с. С какой скоростью полз паук?

1) 4 дм; 2) 64 дм/с; 3) 4 дм/с.

 

5. Из третьего абзаца выпиши предложение с личным местоимением. ______________________________________________________________

______________________________________________________________

6. В какой природной зоне можно встретить паука каракурта?

1) В степи; 2) в тайге; 3) в тундре.

 

7. К какому абзацу можно подобрать заголовок «Как паук плетет паутину»?

1) 1; 2) 2; 3) 3.

 

8. В каком слове допущена ошибка?

1) Прочьный; 2) паучьи; 3) на ночь.

 

9. Какое оружие есть у всех пауков?

1) Жало; 2) сеть; 3) запах.

 

10. Восстанови правильный порядок следования предложений.

1) К утру в рамке бывает готова сеть.

2) У пауков на брюшке есть бугорки.

3) Яд домового паука убивает муху.

4) Паутина для паучат становится гнездом.

 

11. В какой группе записаны только однокоренные слова к слову паук?

1) Паучки, пауки;

2) паучки, паучьи;

3) паутинка, на пауке.

 

12. Самый ядовитый паук.

1) Домовой; 2) тарантул; 3) каракурт.

 

13. Сколько ног у 100 пауков?

1) 80; 2) 800; 3) 600.

 

14. Сколько в данном тексте восклицательных предложений?

1) 1; 2) 2; 3) 0.

 

15. В последнем предложении последнего абзаца найди и выпиши слово с указанными признаками: имя существительное, нарицательное, одушевленное, Р.п, 3-го скл. ________________

 

16. Гигантский мохнатый паук может достигать 10 см в длину. Вырази длину паука в миллиметрах.

1) 1 мм; 2) 10 мм; 3) 100 мм.

 

17. Можно ли паука назвать насекомым? Выбери правильный ответ и допиши предложение.

Нет, потому что ______________________________________________

Да, потому что _____________________________________________

 

18. К какому разделу можно отнести данный текст?

1) Сказания и легенды;

2) энциклопедические сведения;

3) сказки о животных.

 

19. В среднем один паук способен сплести 12 сетей. Сколько сетей способны сплести 15 пауков?

1) 180; 2) 170; 3) 27.

 

20. Паук в сутки поедает 14 мух. Определи, сколько мух могут съесть 2 паука в течение недели?

1) 28; 2) 98; 3) 196.

Ответы к тесту 1 Ответы к тесту 2

№ вопроса № правильного ответа № правильного ответа
У осьминога и кальмара нет раковины, зато есть щупальца, заменяющие ноги, которые расположены на голове, поэтому этих моллюсков называют головоногими У пауков на брюшке есть маленькие бугорки – паутинные бородавки, каждая с несколькими отверстиями
К утру в раме бывает готова сеть, такая надежная, что ею можно ловить рыбу. Или И не мудрено: ее соткал гигантский мохнатый паук, достигающий 10 см в длину.
улитка – сад, прудовик – пруд, устрица – море
попадают песчинка или насекомое
Кальмар, осьминог – щупальца, беззубка – раковина 2, 4, 1, 3
Для лошади
Нет, потому что у пауков четыре пары ножек, а у насекомых – три пары
30 – неподвижных, 10 – охраняющих
М.р, ед.ч, И.п

 

Вариант 1

1. Назови автора, который написал Гимн России и стихи о дяде Стёпе.

__________________________________________________________

2. Перечисли жанры (3–4), которые можно включить в раздел устного народного творчества.

____________________________________________________________

3. Назови героя и жанр произведения:

Из того ли-то из города из Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

_____________________________________________________________

4. Укажи шуточный жанр народного творчества – фразу, построенную на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произношение слов.

А) скороговорка Б) считалка В) загадка Г) дразнилка

5. Приведи один пример произведения этого жанра.

_____________________________________________________________

____________________________________________________________

6. Кто из писателей дал следующее определение сказки: «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок»? _________________________

7. Какой из сыновей в волшебных русских сказках выходит с честью из любых испытаний?

А) Младший; Б) средний; В) старший.

8. Вспомни 2-3 имени мудрых девиц-красавиц из русских волшебных сказок.

_____________________________________________________________

9. Кого из перечисленных авторов мы называем великим русским баснописцем?

А) С.В. Михалков; Б) И.А. Крылов;
В) Л.Н. Толстой; Г) Жан де Лафонтен.

10. Запиши название басни, которая тебе особенно запомнилась.

_____________________________________________________________

Вариант 2

1. Назови автора, который написал Гимн России и стихи о дяде Стёпе.

__________________________________________________________

2. Перечисли жанры (3–4), которые можно включить в раздел устного народного творчества.

____________________________________________________________

3. Назови героя и жанр произведения:

Возле города Мурома в пригородном селе Карачарове у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Ефросиньи Поликарповны родился долгожданный сын.

_____________________________________________________________

4. Распредели с помощью цифр имена былинных героев в порядке старшинства:

А) Илья Муромец;
Б) Святогор-богатырь;
В) Алёша Попович;
Г) Добрыня Никитыч.

5. Укажи жанр народного творчества, которому характерны следующие признаки: наличие законченного сюжета, вымысла, троекратный повтор.

А) Скороговорка Б) Сказка В) Летопись Г) Басня

6. Приведи один пример произведения этого жанра.

_____________________________________________________________

7. Кто из писателей дал следующее определение сказки: «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок»? _________________________

8. К какой из басен И.Крылова можно отнести поговорку: «Кто в лес, кто по дрова»?____________________________________________________

9. С какими жанрами произведений Л. Н. Толстого ты знаком?

А) Повести Б) Басни В) Стихи Г) Сказки

10. Назови имена традиционных героев (2–3) русских волшебных сказок. _____________________________________________________________

Оценка уровня начитанности

Вариант 1 Вариант 2

№ задания Эталон ответа Баллы Эталон ответа Баллы
С. Михалков С. Михалков
Илья Муромец, былина Илья Муромец, былина
А) скороговорка А) 2; Б) 1В) 4 Г) 3
Б) Сказка
А. С. Пушкин
А) Младший А. С. Пушкин
Лебедь, Щука и Рак
Б) И.А. Крылов; А) Повести Б) Басни

Критерии оценивания

Низкий уровень 4-7

Средний уровень 8-10

Высокий уровень 11-12

Навык чтения вслух.

Цель: проверка уровня сформированности навыка чтения.

Вариант I

Вариант II

КРАПИВНОЕ СЧАСТЬЕ

Выросла на краю поляны Крапива. Поднялась над травами и смутилась. Цветы вокруг красивые и душистые, ягоды вкусные. Одна она бесталанная: ни вкуса приятного, ни яркого цвета, ни сладкого запаха!
И вдруг слышит Крапива:
– Не велико счастье красивым-то быть! Кто ни увидит – сорвёт... – Это белые ромашки прошептали.
– Думаете, душистым быть лучше? Как бы не так! – прошелестел Шиповник.
– Хуже всего быть вкусной! – покачала головкой Земляника. – Всяк съесть норовит.
– Вот так-так! – удивилась Крапива. – Выходит, что самая счастливая тут я? Меня ведь никто не трогает: не нюхает, не срывает.
– Мы завидуем твоей спокойной жизни! – хором пропели цветы и ягоды.
– Как я рада, как я счастлива! – крикнула обрадованная Крапива. – Как мне хорошо, – добавила она задумчиво. – Расту – не обращают внимания, цвету – не нюхают, засохну – и не вспомнят...
И вдруг Крапива всхлипнула:
– Будто меня и не было совсем, будто я и не жила! Пропади пропадом такое крапивное счастье!
Цветы и ягоды внимательно слушали Крапиву. И больше никогда не жаловались на свою беспокойную жизнь. (158 слов) (Н. Сладков)

Вопросы и задания

1. Отчего смутилась Крапива?
2. Почему цветы и ягоды сначала завидовали её спокойной жизни?
3. Объясни причину грусти Крапивы.

Вариант I

Часть 1

Прочитай библейскую легенду «Суд Соломона» в пересказе В. Смирновой. Суд Соломона

Молодой царь Соломон услышал однажды во сне неведомый голос.
«Проси, что дать тебе? – сказал ему этот голос. – Ты должен решить свою судьбу. Хочешь ли прославиться на земле военными подвигами? Хочешь ли приобрести много золота и сделаться первым богачом? Или покорить себе все народы? Или прожить долгую-долгую жизнь?.. Выбирай – и сбудется, что ты захочешь!»
Задумался Соломон и, подумав, ответил: «Не прошу я себе ни воинской славы, ни богатства, ни долголетия. Не хочу и власти над всеми людьми. Одного я хочу: стать мудрым. Пусть сердце моё будет разумным, а разум добрым, чтобы я мог различать добро и зло и быть справедливым судьёй».
И сказал ему голос:
«Да будет так».
И стал Соломон мудрейшим среди людей. И оттого что он был мудрецом, сделался он и могущественным властителем, и приобрёл несметные богатства, и покорились все народы, и прославился он на весь мир.
По всей земле шла молва о его великом уме и справедливости.
И люди приходили к нему, чтобы он рассудил их споры и тяжбы.
Однажды пришли к нему две женщины и принесли ребёнка, которому ещё не было и месяца от роду.
И сказала одна женщина:
– Царь! Мы жили обе в одном доме, спали в одной комнате. У меня родился сын, у неё тоже. Во всём доме мы были одни, и никого с нами не было. Ночью сын этой женщины умер, и она украдкой положила его ко мне в постель, а моего сына взяла к себе. Утром я проснулась и вижу возле себя её мёртвого ребёнка.
Но тут другая женщина стала кричать:
– Неправда! Это мой сын живой, а твой мёртвый!
Соломон сказал:
– Подайте мне меч!
Когда принесли царю острый меч, Соломон приказал воину, стоявшему рядом:
– Возьми ребёнка и рассеки его надвое. И отдай одну половину одной женщине, а другую половину другой.
Первая женщина испугалась и закричала:
– Не убивайте его, не убивайте! Молю тебя, царь, не вели убивать его! Лучше отдай моего сына этой женщине – лишь бы он остался в живых!
А другая сказала:
– Справедливо решение твоё, о мудрейший! Пусть не достанется этот ребёнок ни ей, ни мне!
Тогда Соломон удержал руку воина и сказал:
– Отдайте ребёнка той, которая пожалела его: она и есть его мать!
И ребёнка отдали матери, и она прижала его к сердцу. А обманщицу с позором прогнали прочь.
Так рассудил Соломон, мудрый и справедливый. (356 слов)

Часть 2

Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. В какое время происходят события, описанные в тексте?

А) В очень далёкие времена;
Б) в наше время;
В) в недалёком прошлом.

2. Кому сделал предложение во сне неведомый голос?

А) Мудрому властителю;
Б) прославленному воину;
В) молодому царю.

3. Какое значение вкладывает голос в слово судьба?

А) Выбор жизненного пути;
Б) предсказание будущего;
В) знание прошлого.

4. Какие соблазны предлагал Соломону неведомый голос? Восстанови их последовательность с помощью цифр.

А) Прожить долгую-долгую жизнь;
Б) прославиться на земле военными подвигами;
В) покорить себе все народы;
Г) приобрести много золота и сделаться первым богачом.

5. Что попросил Соломон у неведомого голоса?

6. Какое значение вкладывает царь Соломон в слова мудрый человек?

А) Одарённый большим умом;
Б) обладающий большим жизненным опытом;
В) с разумным сердцем и добрым разумом.

7. Для чего, с какой целью царь Соломон попросил мудрости?

А) Быть могущественным властелином;
Б) быть справедливым судьёй;
В) прославиться на весь мир.

8. Зачем, с какой целью приходили к царю люди?

А) Подивиться его великим умом;
Б) восхититься его справедливостью;
В) рассудить их споры и тяжбы.

9. Определи в тексте начало притчи (6 слов), прославившей в веках мудрость Соломона.

10. С какой целью в притче царь отдал приказ воину рассечь ребёнка надвое?

А) Определить мать ребёнка;
Б) поделить ребёнка поровну;
В) наказать женщин.

11. Почему Соломон приказал отдать ребёнка первой женщине?

12. Какими, на твой взгляд, качествами должна обладать настоящая мать?

13. Что должен, по мнению Соломона, различать справедливый судья?

14. Объясни значение выражения соломоново решение.

Правильные ответы к заданиям

  А Б В Г
+      
    +  
+      
Мудрости
    +  
  +    
    +  
Однажды пришли к нему две женщины
+      
Она пожалела ребёнка
       
Добро и зло
Мудрое решение

 

Вариант II

Часть 1

Прочитай текст «Лук – от семи недуг» Н. Надеждиной.

ЛУК – ОТ СЕМИ НЕДУГ

Что твоя мама сегодня готовит на обед? Щи из свежей капусты?
В щи, как и в большинство супов, раньше всего кладут лук. Посмотрим, какой лук выбрала мама. Лук-то ведь разный бывает.
Лук-слизун похож на пучок густой травы.
У лука-батуна луковка едва заметна, зато его длинные листья (их называют перьями) с весны до осени зелены и свежи.
Есть многоярусный лук. Он никогда не цветет. Вместо цветков на стебле висят луковки-малютки, по нескольку штук в связке, одна связка над другой. Они поспевают в воздухе, так и не коснувшись земли.
Есть лук, который три раза меняет свое имя. Его семена называют «лук-чернушка». Из черного, как уголёк, семечка, вырастает маленькая луковка. Как её теперь называют? Лук-севок. Весной её посадят на грядку, она растолстеет, станет похожа на репку. Какое у неё теперь имя? Лук-репка.
В старину на Руси были сёла, где в каждой избе жили огородники. На продажу заезжим купцам всем селом растили один и тот же овощ. Были сёла огуречные. Семьдесят пять сортов лука-репки оставили нам в наследство русские огородницы. От матери – дочке, от бабушки – внучке передавался секрет.
Репчатый лук и выбрала мама и начала чистить. Но что с ней? Она улыбается, а на глазах у неё слезы. Почему?
Что такое луковица? Дом без окон и дверей, хитро запрятанная спаленка, где между сочными, белыми чешуйками до поры до времени спят луковые почки-детки, зачатки будущих ростков.
Снаружи стенки луковой детской спаленки тоже покрыты чешуйками, только сухими, золотистыми. Чем толще эта золотистая покрышка, тем дольше будет храниться лук, тем крепче сон деток. Разрезав ножом луковицу, мама нарушила их покой.
Зверь будет когтями и зубами драться за своих детёнышей. А как может сохранить своих деток лук? У него ведь ни когтей, ни зубов. Но у лука есть особое, удивительное оружие.
Из разрезанной луковицы вылетают стрелы. Мама не могла их разглядеть – они невидимы. Но она их почувствовала – у нее защипало глаза.
Мама отделалась слезами, глаза у неё остались целы. А вот если на пути летящих луковых стрел окажутся разносчики болезней, вредные микробы, им не сдобровать.
Если человек две-три минуты пожует лук, во рту у него не останется ни одного вредного микроба – все они будут убиты.
Ещё в глубокой древности люди догадывались, что лук – не только вкусная приправа к кушаньям: он ещё и целебен.
Учёные доказали, что летучие вещества, которыми лук защищает своих деток, могут защищать и здоровье человека.
Недаром русский народ сложил поговорку: «Лук – от семи недуг». (398 слов) (Н. Надеждина)

Часть 2

Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Какой лук похож на пучок густой травы?

А) Многоярусный лук; Б) лук-слизун; В) лук-батун.

2. У какого лука перья с весны до осени зелены и свежи?

А) Многоярусный лук; Б) лук-батун; В) лук-слизун.

3. Какой лук никогда не цветёт?

А) Многоярусный лук; Б) лук-слизун; В) лук-батун.

4. Какой лук три раза меняет своё имя?

А) Лук-слизун; Б) лук-батун; В) лук-репка.

5. Сколько сортов репчатого лука нам оставили в наследство русские огородницы?

А) 75; Б) 57; В) 77.

6. Между какими чешуйками до поры до времени спят луковые почки-детки?

А) Сочными, белыми; Б) сухими, золотистыми.

7. Каким удивительным оружием вооружён репчатый лук?

А) Шпагой; Б) стрелами; В) мечом.

8. Какими целебными свойствами обладают луковые стрелы?

А) Вызывают слёзы;
Б) имеют приятный запах;
В) убивают вредных микробов.

9. Объясни с помощью других слов значение слова недуг:

А) Сильное недомогание, болезнь;
Б) враг;
В) человек, не умеющий дружить.

10. Какой научный термин, обозначающий разносчиков болезней, встретился тебе в тексте?________________________________________________

11. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана текста.

А) Удивительное оружие.
Б) Хитро спрятанная спаленка.
В) Такой разный лук.
Г) Лук с тремя именами.

12. О чём этот текст?_______________________________________________

13. Выпиши из текста предложение, помогающее понять, какую главную мысль автор решил нам сообщить.____________________________________

14. Если тебе нужно получить дополнительные научные сведения о луке, к какой книге (книгам) ты обратишься? _________________________________

15. Придумай и запиши вопросы (2-3), ответы на которые есть в тексте.

_________________________________________________________________

Правильные ответы к заданиям

  А Б В Г
1.   +    
2.   +    
3. +      
4.     +  
5. +      
6. +      
7.   +    
8.     +  
9. +      
10. Микроб
11.
12. О луке
13. Предпоследнее или последнее предложение
14. Справочник, энциклопедия
15.  

 

Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания.

Вариант I

Часть 1

Прочитай текст «Кнут» В. Волкова.

Кнут

– Дедушка, смотри, какой я кнут нашёл! – Дед поднял очки на лоб. – Ишь ты – ремённый! И, никак, в шесть концов сплетённый.
Я взмахнул кнутовищем и звучно щёлкнул.
– Ловко... И где же ты его нашёл?
– А на дороге.
– И ты не знаешь, чей это кнут?
Я как можно натуральнее пожал плечами. Хотя я, конечно, знал, чей это кнут. Деда Егора! Он как раз вчера ездил на станцию и, видимо, обронил его, под хмельком возвращаясь вечером. Дед вздохнул:
– День только начался, а ты уже дважды согрешил: кнут чужой взял и мне соврал.
И снова принялся отбивать косу. Закончив, позвал меня:
– Эй, Вовк, я вот всё думаю, где же ты будешь кнутом этим щёлкать. На улице нельзя. Вдруг Егор увидит иль ребята. И скажут ему. В саду разве что? Но там не размахнёшься – простора нет. Вот и получается – спрятать его надо.
Вечером, за самоваром, дед опять заговорил о кнуте.
– Ну, ты надумал, где прятать-то его будешь? Под подушкой оно вроде надёжней всего...
Я покраснел. Я как раз раздумывал именно над этим – где спрятать кнут. А дед продолжал, неторопливо прихлёбывая из блюдца:
– Взять чужую вещь – дело нехитрое. А вот спрятать её, так чтобы хозяин не увидел, – тут надобно крепко покумекать. Но ты же у нас головастый. Мать говорит – на одни пятёрки учишься...
Красный и потный – не от чая горячего, а от дедовских насмешливых глаз – я медленно слез с лавки, в сенцах взял кнут и вышел за огороды.
Щёлкнул там напоследок, причём без всякого удовольствия, побрёл заогородной тропкой к дому деда Егора. А потом вдруг побежал: так мне захотелось поскорее избавиться от этого злополучного кнута. (261 слово)

Часть 2

Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи героев произведения.

а) Дед, внук, дед Егор;
б) внук, дед;
в) внук, дед, Вовка.

2. Где происходят события, описанные в тексте? Свой ответ обоснуй: выпиши слова из текста, подтверждающие твой выбор.

а) В городе;
б) в селе.

3. В какое время суток происходят события, описанные в тексте?

а) Утром;
б) утром, днем, вечером;
в) утром, вечером.

4. Какой находкой внук хвастается перед дедом?

5. Где Вовка нашел кнут?

6. В чем была радость обладания кнутом?

а) Звучно щелкать;
б) хвастать перед ребятами;
в) хранить под подушкой.

7. Какие грехи, по словам деда, совершил внук?

8. Какое значение в слово согрешить вкладываешь ты?

а) Нарушить религиозно-нравственные предписания;
б) совершить поступок, достойный осуждения, порицания.

9. Почему, по мнению деда, нельзя щелкать кнутом на улице?

10. Какой совет дал дед внуку?

11. Какое значение вкладывает дед в слова:

а) покумекать;
б) головастый

12. Почему Вовке захотелось избавиться от злополучного кнута?

13. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана.

а) Совет деда.
б) Облегчение от принятого решения.
в) Хвастовство находкой.
г) Нежелание отдать кнут хозяину.

14. Придумай 1–2 вопроса к тексту.

15. Какой нравственный урок получил внук?

Правильные ответы к заданиям

  А Б В Г
  +    
  + коса, сад, огороды, заогородная тропка
    +  
кнутом
на дороге
+      
кнут чужой взял и деду соврал
       
увидит хозяин
спрятать кнут под подушку
подумать умный    
       

Вариант II

Часть 1

Прочитай текст «Прозрение» Б. Ганаго.

Прозрение

В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две...
Телефона у Лёвы не было, и одноклассники по совету учительницы решили сходить к нему домой.
Дверь открыла Лёвина мама. Лицо у неё было очень грустное. Ребята поздоровались и робко спросили:
– Почему Лёва не ходит в школу?
Мама печально ответила:
– Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может...
Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:
– А мы его по очереди в школу водить будем.
– И домой провожать.
– И уроки поможем делать, – перебивая друг друга, защебетали одноклассники.
У мамы на глаза навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах.
Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом. Лёва с трудом сказал:
– Здравствуйте.
И тут со всех сторон посыпалось:
– Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.
– А я расскажу, что мы проходили по алгебре.
– А я по истории.
Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы градом катились слёзы.
После ухода ребята составили план – кто когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу.
В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во в



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.229.51 (0.021 с.)