Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новшества и инновации. Источники идей. Уровни новизны продукта.

Поиск

Новшества и инновации. Источники идей. Уровни новизны продукта.

В настоящее время идут значительные перемены во всех видах деятельности. Особое внимание заслуживают перемены идущие параллельно:

1. В процессе производства

2. Отношениях между людьми в процессе производства

3. В орг структурах

4. В отношениях между организацией и окр средой

1. Изменения в сфере производства.

Мир стоит перед отказом от массового производства, сформированного в 20 веке. На смену ему идёт новый тип, который называют рачительное или щадящее производство. Этот тип производства меняет саму цель производственного процесса. Вместо изготовления большого числа однотипных изделий, из которого потребитель должен выбрать наиболее подходящий для него переходят к изготовлению для конкретного заказчика в нужном для него объёме, в нужное время и в нужном месте.

Это приводит к новым принципам производства и менеджмента.

1. Командная работа

2. Постоянный обмен информацией

3. Эффективное использование всех видов ресурсов

В свою очередь это приводит к новым принципам управления:

1. Сетевые структуры прямого взаимодействия (Плюс - уменьшение издержек, оптимизация логистики, централизация управляющего аппарата)

2. Виртуальные коллективы (Продажа через интернет, работ ана дому)

3. Фокус на потребителя TQM total quality management (всеобщее управление качеством.

4. Проектное управление

5. Мотивация творчества

6. Поддержка самообучения организации

Эти принципы приводят не только к изменениям в организации производства, но и к изменениям организационной культуры, а это – одно из самых трудных изменений.

2. Изменения в сфере производственных отношений

Отказ от командно-административной структуры взаимодействия и переход к системе сотрудничества. На первое место выходит эффективное использование человеческого капитала и снова актуальным становится лозунг «кадры решают всё».

Главными словами по отношению к работникам становятся: вовлеченность, соучастие, преданность, лояльность. А для достижения этих характеристик служит мотивация. Одним из важнейших мотиваторов становится доверие, которое проявляется в глубоком детерминировании полномочий и наделение ответственностью.

Одним из мотивирующих факторов является обучение. Затраты на обучение персонала входят в фонд оплаты труда (так же как и на транспорт и на униформу)

3. Изменение организационно структуры.

Перенос ответственности за плохое качество работы с исполнителя на менеджера. 85% проблем, возникающих в работе, определяются самой системой или процессов и поэтому за них отвечает менеджер, который плохо спланировал, не организовал, не проконтролировал, не мотивировал своих сотрудников.

Соотношение понятий новшество и инновация.

Новшество – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследовательских разработок в какой-либо сфере деятельности по повышению эффективности.

Инновации – это конечный результат внедрения новшества на рынок с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального и других эффектов.

Процесс внедрения новшества на рынок называется коммерциализацией.

Инновационный менеджмент – это управление инновациями, инновационным процессом и отношениями между людьми в инновационном процессе.

Важнейшим признаком инновации в рыночной экономике выступает новизна её потребительских свойств. Техническая новизна играет второстепенную роль. Это соответствует модели развития продукта по Котлеру и одному из направлений принятия закона Парето.

1 – основная выгода или услуга (товар по замыслу)

2- упаковка, марочное название, качество, свойства (товар в реальном исполнении)

3 – монтаж, кредит, послепродажное обслуживание, доставка на дом (товар с подкреплением).

По закону Парето: На разработку и производство продукта с определёнными качествами расходуется 80% выделенных ресурсов, а 20% на создание окружения продукта.

Потребитель на 80% выбирает товар за счет окружения, и только 20% внимания на основные свойства.

Типичные новшества, дающие конкурентные преимущества по Портеру:

1. Новые технологии

2. Новые или изменившиеся запросы покупателей

3. Появление нового сегмента рынка

4. Изменение стоимости или наличия компонентов производства

5. Изменение правительственного регулирования.

Уровни новизны продукта (от высокого риска к низкому)

1. Полностью новый продукт

2. Продукт с улучшенными характеристиками

3. Новое применение продукта

4. Продукт с дополнительными функциями

5. Продукт с меньшими издержками

6. Продукт с новым дизайном

7. Продукт с новой маркой или упаковкой

 

ЭТАПЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

1.- Стадия фундаментальных разработок.

Исследования проводятся в специализированных институтах, вузах. Финансирование осуществляется в основном из госбюджета.

2.- Стадия прикладных исследований.

Они осуществляются во всех научных учреждениях и финансируются как за счет бюджета, так и за счет заказчиков.

3.- Стадия опытно-конструкторских и экспериментальных разработок.

Они проводятся как в специализированных лабораториях, так и в производственных подразделениях предприятий. Здесь добавляются ещё такие источники финансирования как собственные средства организаций. Дальше идет коммерциализация новации:

4.- Стадия инвестирования.

После получения обнадеживающих результатов необходимы инвестиции (стартовый капитал и покрытие текущих издержек) для производства нового продукта. Финансирование здесь представляет собой эмиссию акций или долгосрочных долговых ценных бумаг, привлечение рискованных банковских кредитов или частичная продажа прав на получение прибыли в будущем.

5.- Стадия максимизации прибыли от инновации.

Происходит возврат первоначальных инвестиций и проводятся инвестиции в производство для его расширения, а также в НИОКР для диверсификации полученных научных результатов.

6.- Стадия замедления роста.

Обычно вызвана появлением аналогичных продуктов деятельности сторонних организаций.

 

2. Сущность и содержание приёмов инновационного менеджмента. Бенчмаркинг

Прием означает способ воздействия управляющей подсистемы на управляемую, который включает в себя инновационный процесс и отношения на рынке реализации инноваций.

Движение инновации от её возникновения до диффузии связано с движением инвестиций вложенных в эту инновацию. Поэтому все приемы инновационного менеджмента тесно связаны с денежными отношениями в процессе движения к рынку.

3 группы приемов:

1) Приемы воздействия только на производство инновации. К этим приемам относятся бенчмаркинг и способы маркетинговых воздействий на инновации, а именно, способы маркетинговых иссле­дований и планирование маркетинга инноваций.

2) Приемы воздействия как на производство так и на реализацию инновации

3) Приемы воздействия только на реализацию и продвижение. Главная цель приемов этой группы – это ускорение продажи инноваций с наибольшей выгодой и эффективностью как в текущий момент времени, так и с большей отдачей в будущий период.

 

Бенчмаркинг

(bench – место, mark – отмечать)

В основе этого приема лежит сравнение.

В настоящее время сформулировано 4 правила организации бенчмаркинга.

1. Взаимность. Предполагает деятельность, основанную на взаимном отношении, согласии и обмене данными, которые формируют выигрышную позицию для обеих сторон.

2. Аналогия. Оперативные процессы с партнерами должны быть схожими. От этого зависит коммерческий успех бенчмаркинга.

3. Измерение. Сравнение характеристик нескольких предприятий в целях объективной оценки существующих различий.

4. Достоверность. Бенчмаркинг должен выполняться на основе фактических данных, точного анализа и взвешенных данных, а не на основе интуиции.

Четыре основные причины проведения бенчмаркинга в организации.

1. Б. помогает организации развить критическое отношение к существующим бизнес-процессам.

2. Даёт импульс активному обучению в организации и мотивацию для перемен и улучшений

3. С помощью Б. организация может отыскать новые источники совершенствования и новые приемы труда вместо тех, которые приняты в организации.

4. Определение новых эталонов для показателей Бизнес-процессов.

Все основные типы Бенчмаркинга делят на следующие группы:

1. Внутренний Б. – это сравнение подразделений внутри организации.

Достоинства – легко получить информацию

Недостатки – не является оптимальным

2. Б. с конкурентом. Это сравнение с самыми лучшими прямыми конкурентами. Технологически сложно, меньший доступ к информации.

3. Функциональный Б. Это сравнение с другими предприятиями не являющимися кнкурентами, но в деятельности которых заинтересована компания.

4. Общий Б. Это сравнение с самым лучшим вне зависимости от отрасли и вида рынка.

Типы Б. разделяют по принципу ЧТО сравнивают:

1. Б. показателей. Сравнение чистых основнызх показателей между собой.

2. Б. Процесса. Кроме отдельных показателей сравнивают ход бизнес-процесса.

3. Стратегический Б. Проводится сравнение стратегических решений и условий их реализации на более высоком уровне.

Разработаны этические и правовые аспекты Б.

1. Этичность Б. Делать для своих партнеров по бенчмаркингу то, что ты хочешь чтобы они делали для тебя.

2. Если есть сомнение, что ваше мероприятие этически или юридически оправдано необходимо воздержаться от проведения.

Процедура Бенчмаркингового исследования.

1. Анализ показателей работы своего предприятия и выбор объекта Б.

Требования к показателям: возможность количественной оценки (для возможности сопоставить с предыдущими показателями или показателями др фирмы), эффективность (должны обрабатываться с мин затратами ресурсов), чувствительность (должен отражать самые незначительные изменения в качестве процесса), подверженность влиянию (показатель, который не подвержен влиянию со стороны участников процесса не представляет большой ценности)

2. Планирование и организация Б исследования

3. Выбор партнера по Б. Партнер по Б – это любая организация, предоставляющая информацию в рамках бенчмаркингового исследования о возможных путях осуществления хозяйственного процесса: о его технологии, используемых ресурсах, получаемых результатах. Алгоритм поска партнеров: 1) Выработка критериев отбора кандидатов 2) Составление предварительного списка кандидатов – 50-80 компаний 3) сокращение списка до 3-6 компаний 4) Подготовка к контактам с потенциальными партнерами по Б.

4. Сбор информации о факторах превосходства. Удовлетворение потребностив информации, достаточной для целей анализа.

5. Анализ полученной информации и подготовка проекта новаций.

6. Внедрение новаций в бизнес-процесс своего предприятия

 

Понятие проекта.

Проект - это совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся характер.

Понятие «проект» также можно рассматривать как:

· деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей;

· систему технических, организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий.

Свойства проекта.

Проект обладает отличительными признаками:

Строгими и обоснованными целями, которые должны быть достигнуты с одновременным выполнением ряда технических, экономических и других требований

• Наличием внутренних и внешних взаимосвязей операций, задач и ресурсов, которые требуют четкой координации при выполнении проекта

• Определенными сроками начала и конца проекта

• Ограниченными ресурсами

• Определенной степенью уникальности целей проекта и условий его осуществления

• Неизбежностью различных конфликтов

 

3. Отличия инновационного проекта от инвестиционного:

1. более высокая степень неопределенности (технической, коммерческой) параметров проекта (сроков достижения намеченных целей, предстоящих затрат, будущих доходов), которая уменьшает достоверность предварительной финансово-экономической оценки и предполагает использование на практике дополнительных процедур оценки и отбора проектов;

2. вовлечение в реализацию проектов уникальных ресурсов (специалистов высокой квалификации, материалов, приборов и т.д.);

3. высокая вероятность получения в рамках проекта неожиданных, но представляющих самостоятельную коммерческую ценность промежуточных или конечных результатов, что предъявляет дополнительные требования к гибкости управления инновационным процессом.

 

Виды инновационных проектов

 

Проекты различаются в зависимости:

• от отрасли экономики и социальной сферы (промышленность, строительство, транспорт, здравоохранение, туризм и т. д.);

• срока реализации, объема необходимых инвестиций (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные) (пример 9.1);

• степени охвата этапов инновационного процесса (полные инновационные проекты, включающие НИР, ОКР, освоение новшества и его коммерциализацию, неполные инновационные проекты,

Критерии отбора проектов

Портфельный анализ проекта

Проекты также можно оценивать по двум составляющим (осям; см. рис. 9.2):

· горизонтальная ось показывает привлекательность каждого проекта для фирмы. Для получения оценки используются количественные и качественные показатели, отражающие ценность проекта для компании;

· вертикальная ось показывает вероятность технологического и/или коммерческого успеха каждого проекта. Эту вероятность определяет руководство фирмы по завершении стадии исследования или разработки.

Двухмерная система координат состоит из четырех квадрантов (рис. 9.2), каждый проект изображается в ней в виде круга, диаметр которого пропорционален объему необходимых ресурсов:

1) «жемчужина» - проекты, представляющие большую привлекательность для фирмы и имеющие высокую вероятность успеха;

2) «бутоны» - весьма привлекательные проекты, но пока труднореализуемые;

3) «хлеб с маслом» - проекты, которые характеризуются достаточно высокой вероятностью успеха, но имеющие среднюю или низкую привлекательность для фирмы;

4)«проигранные дела» - безнадежные проекты с низкими коммерческой

окупаемостью и вероятностью успеха.

Такой портфельный анализ проводится в ходе составления очередного годового бюджета и имеет своей целью идентификацию приоритетных проектов. Правила принятия решения могут быть следующими:

. выделить ресурсы на разработку и реализацию проектов - «жемчужин» согласно их приоритетам;

. вложить средства в проработку некоторых проектов - «бутонов», а именно в сбор дополнительной рыночной информации или модификацию концепции товара;

. сократить финансирование проектов типа «хлеб с маслом», которые нередко отнимают слишком много времени и ресурсов;

. удалить из портфеля «проигранные дела».

Подобный портфельный анализ также помогает фирме правильно распределить исследовательские усилия, направленные на разработку новых проектов.

Команда проекта

Команда проекта - это временная группа специалистов, создаваемая на период выполнения проекта. Основная задача этой группы - обеспечение достижения целей проекта.

Для практического претворения в жизнь, прежде всего, необходимо обратить внимание на следующее:

· профессиональная компетенция членов команды является хотя и необходимой, но не исчерпывающей предпосылкой;

· руководители проекта являются ведущими специалистами в конкретной области;

· искренность и готовность к критике ускоряют процесс реализации;

· есть спрос на нестандартное мышление.

 

Основные участники проекта

 

Заказчик – будущий владелец и пользователь результатов проекта. В качестве заказчика может выступать как физическое лицо, так и юридическое.

Инвестор – физические или юридические лица, вкладывающие средства в проект. Инвестор может быть и заказчиком. Инвесторами в РФ могут быть: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом; организации, юридические лица всех форм собственности, международные организации, иностранные юр. лица, физические лица – граждане РФ, иностранные граждане. Одним из основных инвесторов, обеспечивающих финансирование проекта, является банк.

Проектировщик – специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно-сметную документацию. Ответственной за выполнение всего комплекса этих работ обычно является одна организация, называемая генеральным проектировщиком.

Поставщик – организации, обеспечивающие материально-техническое обеспечение проекта (закупки, поставки).

Исполнитель (организация-исполнитель, подрядчик, субподрядчик) – юридические лица, несущие ответственность за выполнение работ по контракту. К ним относятся индивидуальные предприниматели, производственные предприятия, вузы и т.д.

Научно-технические советы (НТС) – ведущие специалисты по тематическим направлениям проекта, несущие ответственность за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий для достижения проектных целей; организующие конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.

Руководитель проекта (в принятой на Западе терминологии «проект-менеджер») – юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта. Конкретный состав полномочий руководителя проекта определяется контрактом с заказчиком.

Команда проекта – специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта. Состав и функции команды зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта. Команда проекта вместе с руководителем проекта является разработчиком проекта.

Поддерживающие структуры – организации, содействующие основным участникам проекта в выполнении задач проекта и образующие вместе с ними инфраструктуру инновационного предпринимательства. К поддерживающим структурам относятся: инновационные центры; фонды поддержки программ, проектов; консалтинговые фирмы; органы независимой экспертизы; патентно-лицензионные фирмы; аудиторские фирмы;

 

Авторское право

Формы развития.

В развитии техники и технологии периодически происходят революционные переходы к качественно новому уровню, т. е. через определенное

время техники закономерно циклически обновляются. Циклы представляют собой периодическую смену революционных и эволюционных этапов в развитии: количественное накопление усовершенствований и опыта

приводит к серьезным качественным изменениям — скачкам в материализации человеческих знаний, повышении производительности труда.

 

Классификационный признак Форма развития Характеристика
Результаты развития 1.Эволюционная   2.Революционная 1.Постепенные количественные изменения 2.Принципиальные качественные изменения
Источник развития 1.Экзогенная   2.Эндогенная 1.Источник развития находится вне объекта 2.Источник развития находится внутри объекта
Механизм развития 1.Экстенсивная   2.Интенсивная 1.Проявение и увеличение уже имеющегося 2.Использовние качественно новых элементов

 

Лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Самуэльсон и профессор Вильям Нордхаус выделили следующие важные изобретения и фундаментальные технологические изменения, которые значительно повысили производительность труда:

. паровой двигатель;

. производство электроэнергии;

. электрическая лампочка;

. двигатель внутреннего сгорания;

. телефон;

- радио;

. телевидение;

. самолет;

. электроника и компьютерная техника.

Действительно, данные изобретения существенно преобразили жизнь людей и обеспечили революционные изменения в производственной сфере. Вместе с тем американские исследователи отмечают, что в большинстве случаев технический прогресс происходит незаметно в виде небольших изменений, направленных на повышение качества продукции или услуг, совершенствование производственной и других систем, увеличение объема выпуска.

Известно весьма категоричное мнение другого американского лауреата Нобелевской премии по экономике Роберта Уильяма Фоуджела о том, что небольшие нововведения в силу их массовости в большей степени воздействуют на развитие промышленности, чем крупные технологические прорывы. Совершенно очевидно, что в обеспечении развития важны обе его формы: и революционные, и эволюционные изменения.

Исследователь технического прогресса Д. Сахал считает, что в основе развития новой технологии лежат процессы обучения. Если какая-то особенность инновационной деятельности по своей значимости и превосходит все остальные, так это неизменная зависимость плодотворности технологических сдвигов от накопления производственного опыта.

Технический прогресс в значительной мере представляет собой процесс постепенного усовершенствования некоторых принципиальных конструкционных схем. Даже фундаментальные нововведения претерпевают весьма существенную модификацию, прежде чем их потенциал удается полностью реализовать.

Такие формы развития, как экзогенное и эндогенное, в развитии социально-экономических систем присутствуют вместе. Экзогенную (внешнюю) форму представляют следующие источники: заимствование «чужих» идей, приобретение патентов и лицензий, бюджетное финансирование целевых программ, действие которых распространяется на предприятия, налоговые льготы и т. д. К эндогенным (внутренним) источникам развития относятся собственные финансовые средства организации, результаты собственных разработок, внутрифирменное обучение по передаче опыта и др.

Экстенсивное развитие в экономике — это расширение поля производства: увеличение численности работающих, прирост производственных площадей, оборудования и т. д. Интенсивное развитие связано с применением более эффективных средств производства: новой техники и технологии, обучения персонала новым методам работы и т. д.

Рассмотренные формы развития в той или иной мере всегда присутствуют в реальной жизни и выполняют свою роль в преобразовании жизни общества и отдельного предприятия.

Экономическое развитие

Основной показатель социально-экономического развития — экономический рост, который в настоящее время характеризует экономический успех страны в долгосрочном периоде.

На уровне государства экономический рост характеризуется приростом реального валового внутреннего продукта (ВВП), который представляет объем общего конечного продукта в текущих рыночных ценах, произведенного внутри страны в течение данного года с учетом инфляции. Данный показатель также рассчитывается на душу населения.

Устойчивый экономический рост обеспечивает увеличение разнообразных товаров и услуг, а также позволяет эффективно решать социальные проблемы, не снижая достигнутого жизненного уровня. Реальный экономический рост означает, что общество снижает издержки производства и повышает производительность труда.

Экономический рост основывается на четырех факторах:

1. природных ресурсах (полезных ископаемых, воде, лесных богатствах, плодородных землях);

2. трудовых ресурсах (численности трудоспособного населения, образовании, профессиональной квалификации и т. д.);

3. капитале (основных производственных фондах, объектах инфраструктуры и т. д.);

4. знаниях или технологии (научных и инженерных знаниях, предпринимательстве, управленческих достижениях и т. п.).

Показатели экономического роста общеприняты, тем не менее в последнее время идет широкая критика экономического роста как характеристики общественного развития

Пример 1.1

Критика использования показателей экономического роста при оценке общественного развития

1. И. Сакс: «...сам по себе экономический рост ни в коей мере не является достаточным условием развития. Индикатор ВНП на душу населения представляет собой несовершенный и грубый инструмент измерения качества жизни»

2. С.Э. Серафи: «...развитие означает не только процесс, но и цель, и поскольку это понятие гораздо шире и сложнее, чем то, что вытекает из душевого В Н П, последний считают недостаточным для оценки развития, к ак бы оно не определялось».

3. Программный документ, представленный Генеральным директором ЮНЕСКО: «Если абстрагироваться от экономического роста, который является двигателем, а не целью развития, то развитие по своему характеру прежде всего является социальным процессом; развитие также тесным образом связано с обеспечением мира, защитой прав человека, демократией к ак способом управления, охраной окружающей среды и, наконец, одно из самых важных - с культурой и образом жизни народов».

Отечественные экономисты также отмечают, что показатель темпов экономического роста характеризует благополучие не стран и народов, а инвесторов, главным становится уже не рост, а качественные приращения, увеличивающие способность экономики к обновлению, реагированию на разнообразные внешние вызовы, развитию в условиях резко возросшей неопределенности.

Особенности современного этапа развития общества, сформулированные Л.И. Абалкиным, состоят в следующем:. общественное развитие многовариантно и не может быть задано однозначно. Оно идет по пути нарастания многообразия во всех сферах общественной жизни. Из этого вытекает проблема выбора направления развития;. анализ проблем общественного развития требует нового уровня мышления. Необходимо мыслить масштабами поколений, а не текущих событий;. необходимо учитывать происходящую глобализацию всех сфер общественной жизни. Разрешение проблем социально-экономического развития России возможно в рамках глобальных тенденций общемирового развития.

Глобализация мировой экономики характеризуется расширением общемирового рынка товаров и услуг и все более расширяющейся интеграцией мировых рынков капитала. Глобализация обеспечивает возможность установления отношений между социальными, экономическими, и иными субъектами в любых странах мира, при этом значимость этих отношений по сравнению с национальными (государственными) законами и нормами резко повышается.

Развитие глобального рынка идет через Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), другие региональные объединения: Северо-Американскую зону свободной торговли (НАФТА), Европейский союз (ЕС), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) и т. д.

ОЭСР - организация, созданная в 1961 г. в целях координации международной помощи развивающимся странам, а также для широкого обсуждения проблем экономического развития и торговли. Наиболее успешным результатом данной организации можно считать разработанную систему сбора и публикации обширной экономической и социальной информации, классифицированной таким образом, что стал возможным сравнительный анализ показателей развития самых различных государств.

Важным инструментом регулирования мировой торговой системы стала созданная по инициативе США Всемирная торговая организация (ВТО), осуществляющая контроль за международной торговлей.

Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития активизируют работу по либерализации национальных экономик.

Следующий признак глобализации заключается в усилении значения транснациональных корпораций (ТНК), на долю которых приходится свыше одной трети мирового промышленного производства, более половины внешней торговли и около 80 % патентов всего мира на новую технику и технологию.

С глобализацией экономической деятельности связаны как позитивные перспективы развития, так и угрозы, поскольку крупнейшие предпринимательские структуры и их сети образуют те институты, которые принимают на себя государственные функции управления мировой технологией и экономикой, отрицая при этом ответственность.

Однако страны для продвижения продукции на мировой рынок и эффективного использования импортируемых технологий обязаны обеспечивать выравнивание национальных условий хозяйственной деятельности в соответствии с общемировыми тенденциями.

Устойчивое развитие

В конце 1980-х гг. в отечественной экономической литературе появился термин «устойчивое развитие» (от англ. sustainable development), обозначающий модель движения вперед, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений. Материалы кон­

ференции ООН по охране окружающей среды и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) ориентируют государства на создание свободного общества, которое способно преодолевать социальные и экологические проблемы за счет развития науки и технологии как главного источника общественного развития и обеспечения высокого качества жизни.

Концепция устойчивого развития включает следующие положения:

1. в центре внимания находятся люди, которые должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;

2. охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой компонентой процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него;

3. право на развитие должно реализовываться таким образом, чтобы в равной мере обеспечить удовлетворение потребностей в развитии и сохранении окружающей среды как для нынешнего, так и для будущих поколений;

4. уменьшение разрыва в уровне жизни народов мира, искоренение бедности и нищеты. 1.4. Роль знаний в современном развитии

Указанная декларация признает право всех государств на собственную политику развития, использования своих природных богатств и отношения к окружающей среде, но они должны:

1. нести ответственность перед мировым сообществом за деятельность, осуществляемую на своей территории, но наносящую ущерб окружающей среде в других регионах;

2. информировать другие страны о потенциально возможных и совершившихся техногенных и природных катастрофах;

3. совершенствовать природоохранное законодательство;

4. содействовать недопущению перенесения на территорию других государств деятельности или перемещения веществ и материалов, которые могут нанести серьезный ущерб окружающей среде или здоровью людей;

5. проводить надлежащую демографическую политику.

В этой связи следует отметить, что термин «sustainable development», используемый в концепции, имеет более глубокий смысл, чем понятие «устойчивое развитие», которое получило распространение в отечественной экономической литературе.

Важнейшей чертой экономики конца ХХ в. стал ее переход на новую, инновационную фазу развития - «общество знания». Экономику, основанную на физическом труде, сменила индустриальная экономика, использующая природные ресурсы. В свою очередь последнюю сменяет экономика, базирующаяся на знаниях и информационных технологиях, которую отличает повышенное внимание к знаниям отдельных индивидуумов. По мнению многих ученых, «новая экономика» - это экономика постиндустриального технологического уклада, в котором ключевыми факторами производства становятся интеллектуальные ресурсы, или знания.

Новшества и инновации. Источники идей. Уровни новизны продукта.

В настоящее время идут значительные перемены во всех видах деятельности. Особое внимание заслуживают перемены идущие параллельно:

1. В процессе производства

2. Отношениях между людьми в процессе производства

3. В орг структурах

4. В отношениях между организацией и окр средой

1. Изменения в сфере производства.

Мир стоит перед отказом от массового производства, сформированного в 20 веке. На смену ему идёт новый тип, который называют рачительное или щадящее производство. Этот тип производства меняет саму цель производственного процесса. Вместо изготовления большого числа однотипных изделий, из которого потребитель должен выбрать наиболее подходящий для него переходят к изготовлению для конкретного заказчика в нужном для него объёме, в нужное время и в нужном месте.

Это приводит к новым принципам производства и менеджмента.

1. Командная работа

2. Постоянный обмен информацией

3. Эффективное использование всех видов ресурсов

В свою очередь это приводит к новым принципам управления:

1. Сетевые структуры прямого взаимодействия (Плюс - уменьшение издержек, оптимизация логистики, централизация управляющего аппарата)

2. Виртуальные коллективы (Продажа через интернет, работ ана дому)

3. Фокус на потребителя TQM total quality management (всеобщее управление качеством.

4. Проектное управление

5. Мотивация творчества

6. Поддержка самообучения организации

Эти принципы приводят не только к изменениям в организации производства, но и к изменениям организационной культуры, а это – одно из самых трудных изменений.

2. Изменения в сфере производственных отношений

Отказ от командно-административной структуры взаимодействия и переход к системе сотрудничества. На первое место выходит эффективное использование человеческого капитала и снова актуальным становится лозунг «кадры решают всё».

Главными словами по отношению к работникам становятся: вовлеченность, соучастие, преданность, лояльность. А для достижения этих характеристик служит мотивация. Одним из важнейших мотиваторов становится доверие, которое проявляется в глубоком детерминировании полномочий и наделение ответственностью.

Одним из мотивирующих факторов является обучение. Затраты на обучение персонала входят в фонд оплаты труда (так же как и на транспорт и на униформу)

3. Изменение организационно структуры.

Перенос ответственности за плохое качество работы с исполнителя на менеджера. 85% проблем, возникающих в работе, определяются самой системой или процессов и поэтому за них отвечает менеджер, который плохо спланировал, не организовал, не проконтролировал, не мотивировал своих сотрудников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 615; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.223 (0.017 с.)