Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гл. Обозн. Процесс, выр-ет это зн-ие в формах вида, t, накл. , залога, числа, лица и в прош. T рода, и вып-ет f прост. Глаг. Сказ. Под процессом подразум. Разл. Явл. (он шире действия).↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
С грам т.з. гл им. больш. набор грам. форм (ок. 130) и до 6 гр. знач. В синт. плане гл. м/упр-ть ИС (читать газету); соч. с нар. по спос. примык. (говорить громко); вып. ф-цию ПГС, подл. (жить - …служить), ВЧП. По ф-циям, изм-ти/неизм. гл дел. на инф и спряг. формы гл. (личные формы). Сходства: 1 и тот же гл. в разн. формах имеет 1 и то же знач., вид (читаю/читать газету), залог, вып.f сказ. Разл.: Гл в личн. форме им. > набор грам кат., чем Инф. Инф явл. исходной формой Гл, не изм. по л.,ч., не им. кат. накл. Наи> продукт. явл. суф. Гл. ть, ти, чь. От Инф обр-ся многие личн. формы Гл. Гл им. 2 осн.: осн. Инф, ок-ся на гласн. (вокалическая), и осн наст/буд. t, ок-ся на согл. (консонантная). Первая обр-ся путем вычлен. ть/ти (лета(ть)); осн. личн. Гл обр-ся от Гл наст/прост. буд. t в 3 л. мн.ч. путем выч. оконч. (летаj(ут)). Обычно осн. Инф совп. с осн. Прош. t, поэтому ее иногда н-ют основой Прош. t: сине ть – сине л. Но не всегда осн. совп. Тогда выд-ся основа Инф, Прош.t, наст./прост. буд. t. Они м/образ. разл. гл. формы: 1) от осн. наст. t – изъяв., повел. накл. От Инф – прош. t, сослаг. накл. Соотнош. м/у осн-ми наст. t и осн. Инф опр-ет прин-ть гл к классу. КЛАСС – группа слов, в пределах кот. гл им. 1 и то же соотв-ие м/у осн. наст. t и осн. Инф. Выдел-ся продукт. и непродукт. классы. Выдел-ся 5 продуктивных классов: 1) а – ай, 2) е – ей, 3) ова (ева) – уй, 4) и – согл. зв., 5) ну – н. Гл 5 кл – гл. сов.вид. + гнуть, льнуть, тонуть, тянуть. Непрод. кл – все ост. гл. Шанский выд-л 16. Их число сокращ. из-за влияния Гл. прод.кл.: мурлычат – мурлыкают. Ранее отн-ся к непрод., сейчас 1 прод. Изолир.группа – быть, дать, создать, есть, бежать, реветь, хотеть, ошибиться, ехать, кот. не совп. с соотн-ием основ непр. кл В СРЯ сущ-ют такие суф-сы Инф: ти, ть, чь. До 14 в все Гл в инф. ок-сь на ти. С 14 в. произошла редукция конечн. гласн и ти→ть, но в РЯ сохр-сь группа Гл на ти: везти, плести. Есть группа на чь, кот. истор-ки восх. к ти: беречь←берегти; печь←пекти. (чь обр-сь в рез-те упрощ. групп согл.) КАТЕГОРИЯ ВИДА И ЛИЦА. КВ – выраж. отнош. действия к внутр. пределу. Присуща всем гл. Гл сов. и несов. в. % на многократн. (несов) – обозн-ют повтор-ть, многокр-ть д-ия (покачивать) и однокр. (сов.в.) – мгнов. д-ие (отпрыгнуть). Осн. грам. разл. видов кас. зн-ний и форм t: 1) Гл несов.в. им. наст, буд, прош. t; Гл сов.в. – буд. и прош.; 2) гл. несов. в. в буд. t им. сложн. форму, Гл сов.в. - прост.; 3) Г несов. в. обр-ют действ. и страд. Пч наст. t, Гл сов.в. - не образ. Исходной формой обр-ния видов явл. Гл несов.в. Гл сов.в. образ. от гл. несов. в. путем + приставок, суф.: печь – испечь, прыгать – прыгнуть. Менее продукт. явл. 1) противопост. суф. а(я)→е(и) (запирать – запереть); 2) перемещ. удар. (расс ы пать – рассып а ть). Для Гл хар-ны супл. формы: брать – взять, говорить – сказать. Если при образ. гл. 1 вида от гл. др. вида присоед. аффиксов не ведет к изм. знач., то они сост. соотнос. вид. пары. Не все Гл образ. вид. пары. В РЯ есть одновид. и двувид. Одновид. – гл., им. лишь 1 вид. След. разл. абсолютн. одновид-ть (гл, кот. даже приблиз-но не им. вид. пары: очнуться); относит. одновид-ть (гл, не им. точной вид. пары: жить). Двувид. - гл., кот. в контексте м/уп-ся как гл и сов. в., и несов.в.: на - овать, - фицировать: электрофицировать, гл. книж.хар-ра: исследовать; женить, велить, казнить. КЛ выр-ет отнош. д-ия к S, кот. устан-ся говорящим лицом. S м/б: сам гов-щий (1 л), собеседник (2 л.), лицо/предмет, не уч-щий в речи (3 л). Для выр-ия КЛ сущ. 2 способа: синтет. (при пом. личн. оконч.); аналит. (при пом-щи мест). Форма 1 л ед.ч. обозн. д-ие гов-го, 1 л мн.ч. – совм. д-ие гов-го с др. лицом/ми, м/уп-ся в переносн. зн-ии, в поговорках, посл. (что имеем – не храним, потерявши плачем), м/уп. вместо формы 2 л. ед.ч. (Как живем?). 2 л. ед.ч об-ет д-ие собеседника, обобщ.-личн. зн-ие (Любишь кататься, люби и саночки возить) 2 л. мн.ч. выр-ет д-ие собеседника (Верьте, ваш день придет), уп-ся как форма вежливости, обобщенно-личн. зн-ие (что вы делаете, папаша). 3л. ед.ч. обозн-ет S, не уч-щий в речи. 3 л. мн.ч. м. им. опр.-личн. зн-ие (визжали и хлопали двери), обобщ. личн. (снявши голову, по волосам не плачут). Не все Гл им полн. набор форм лица: светать, чернеть – отсутств. 1,2 л. бузить – отс. 1л., т.к. совп. с формами Гл. будить. Спряжение – в узк. – изм-ие по л. и ч. В шир. – охват. все грам. формы Гл.: л., ч., р., зал., вид… К 2 спр. все гл на ить, кроме брить, стелить, зиждиться + 11 гл. Ост. – 1 спр. Разноспрягаемые – Гл., кот. им. ок. 1 и 2 спр. (бежать, хотеть). Особо спряг. дать, есть ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ. Ученые видят связь м/у яз. и мышл.: Э.Кант, В.фонГумб., Ф.деСоссюр. Говорят, что яз+мышление=сложное единство. Соссюр: «в яз. нельзя отделить ни мысль от звука, ни зв. от мысли». Реформатск.: «без яз. не м/б и мышл.». Др. уч (Ал.Ник.Леонтьев,Б.Алксанд.Серебрянников,Ник.Ив.Жинкин) не призн.связь м/у яз.и мышл.: мысль м/сущ-ть без участия яз. Третьи (Фед.Ив.Буслаев) отожд. яз.и мышл., не разл. их. Будучи орудием закрепл., передачи и хранения инф-ции, яз. оказ. тенейш. образом связ. с мышл., со всей дух. деят-тью людей, напр. на познание объект-но сущ-го мира, на его отображ. в чел. созн. Вместе с тем, образуя теснейш. диалект. ед-во, яз. и мышл. не сост-т тожд-ва: они разн., хотя и вз/связ. явл., их области пересек-ся, но не совпад. полностью. Так же, как и общение, мышл. м/б вербальн.и неверб. Неверб. мышл. осущ. с пом. нагл-чувств. образов. Так, неверб. явл. мыслит. деят-ть при реш. творч. задач техн. хар-ра (н-р, связ-х с пространств. координацией и движ-ем частей мех-зма). Реш-е подобн. задач обычно не протекает в формах внутр. (и тем более внеш.) речи. Это — особ., «технич.», или «инженерн.», мышл-е. Близко к этому мышл. шахматиста. Особый тип наглядно-образ-го мышл. хар-рен для тв-ва живописца, скульптора, композитора. Верб. мышл-е протекает в формах, устан-ся в яз., т. е. осущ-ся в процессах внутр. или (при «размышл. вслух») внешн. речи. М/сказ., что яз. опр. образом организует знания чел. о мире, расчлен. и закрепл. эти знания и передает их послед. покол-ям. гипотеза ЛингвистиЧеской относительности (от лат. lingua — язык) — гипотеза Э. Сепира и Б. Уорфа об обусловленности восприятия и мышления стр-ми яз. Согласно гипотезе, яз. навыки и нормы бессознательно опр-ют образы («картины») мира, присущие носителям того или иного яз. В соотв. с гипотезой не реальность опр-ет яз., на кот. о ней говорят, а наоборот, наш яз. всякий раз по-новому членит реальность. Реальность опосредована яз. В соотв. с их предст., яз. и образ мышл. нар. взаимосвяз. Овладевая яз., его носитель усваивает и опр. отнош. к миру и видит его под углом зрения, "навязанным" стр-ми яз., принимает картину мира, отраж. в родном яз. Те или иные яз. конструкции и словарные связки, действуя на бессознат. уровне, привод. к созд. типичной картины мира, кот. присуща носителям данного яз. и кот. выступ. в кач-ве схемы для обощ. индивид. опыта. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОПИСАНИЯ ЯЗЫКОВ. Изучение лингвистами систем яз-в в целом и их отд-х микросистем в част-ти привело к разв-ю различ.мет.изуч.яз. Порой од.и т.же мет.тракт-ся по-разн.неск-ми учеными. Т.о., метод - это опред.подход к яз., опр.путь позн-я его стр-ры. Различается: 1) общая фсфская методология: - изуч-т познаваемость мира, материальную природу всего сущ-го, законы единства и борьбы протвоположностей, закон отрицания отрицания, закон перехода количест.изменений в качественные. Общенаучная мет-гия – изуч.методы и пр-пы, применяемые в науке вообще – индукция (от част.к общему, дедукция (от общ.к част.), наблюдение, описание, эксперимент. 3) частно лингвистическая мет-гия: А)Сравн.-ист.метод изучения и описания языка. Задолго до 19в.б.замечено сходство некоторых языков.В нач.19в - торжество идей ист.развития любого явления,знаком-во с санскритом,романтическ.стремление проникн.в глубь истории своего народа и яз.Для этого метода сравнение стало средством систематизации яз.мат-ла,ист.подход к яз.стал главным пр-пом иссл-я.С открытием срав.-ист.метода яз/знание заняло самост.место.История срав-ист.изучения дел.на 4 осн.периода: 1) от зарождения срав.-ист.яз/зн.до формирования взглядов младограм.школы (первая четв.XIX – 1870г.) 2) период госп-ва младограм.воззрений (70-90ггXIXв) 3) от младогр-ков до Соссюра (кон. XIXв – 20лет XXв) 4) от распростр-я идей Соссюра до нашего времени. Этот метод изучает языки в диахроническом аспекте: установл.отношения родства языков в ист.плане; выявление схожд.и расхожд.в использовании яз.ср-в различ.яз-ми; получение материала для лингвистич. тип-гии. Предмет иссл-я компаративистики – генетически родств. языки. Одной из задач срав.яз/зн.явл. сравнит. изуч-е стр-ры или строя различ.яз.. Б)Сопоставительный метод базир-ся на синхронии, старается установить различное, присущ.кажд.яз.в отд-ти. А.А.Реформацкий выдвигает несколько тезисов, характеризующих сопост.мет.: идиоматичность языков, системность в отнош-ии и кажд.яруса яз.стр-ры, и всего языка в целом; опора сопост-ия - в определении того разного, что пронизывает сопоставление своего языка и языка чужого. В)Описательный метод изучения языка – “это система научно-исследоват. приемов, применяемых для хар-ки явлений языка на данном этапе развития; это метод синхронного анализа’’ (В.И.Кодухов) Он располагает рядом приемов лингвистич.ан-за: прем лингв.набл-я, эксперимента, лингв.сравн-ия и др. Это самый древний и в то же время актуальный метод лингв.ан-за. Древнейш. кит., инд.и греч.грам-ки б. преимущест.описат-ми. МЕТОД - путь, способ, прием теоретич.иссл-ия или практич.осущ-ия чего-н. Главн. виды логическ.и науч. М.: ан-з, синтез, индукция, дедукция. М. описат., умозрит., диалектич., сравнит.и др. Это совок-ть приёмов или операций практич.или теор.освоения дейст-ти. МЕТОДИКА – совок-ть форм, методов и приемов, сис-ма правил, излож-ие мет.обуч-я чему-н. ПРИЕМ – сп-б, образ действий при выполнении чего-н. МЕТОДОЛОГИЯ-учение о мет.и ср-вах деят-ти, сис-ма общ.пр-пов, подходов и мет., сост-щих основу для данной науки. Это совокупность познават.ср-в, методов, приемов, используемых в какой-л. науке
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.86 (0.009 с.) |