Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бсп однородного состава, внутри кот. Выд. Предл. Со знач. Перечисл. И сопост. (т. Е. Отнош. , хар-ные для ссп): лошади тронулись, кибитка полетела, колокольчик зазвенел.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
БСП неоднородного состава со знач. обусл., пояснения, прич.-следств., присоед. и др. (хар-ные для СПП): будем живы – вернемся домой. Эта клас. явилась важным этапом в изуч. БСП. В совр. научн. и уч. лит-ре получ. шир. распр. стр-но-семант. принцип клас. БСП. Н.С.Поспелов, В.А.Белошапкова, Л.Ю.Максимов и др. учит. стр-ру предл. и ту сторону семантики, кот. созд. этой стр-рой. БСП – СП, части кот. соед. без пом. союзов, т.е. инт-ми ср-ми. След-но, осн. ср-во связи частей БСП – интонация. Она м\иметь разл. окраску. Наиб. четко выд. 4 типа инт.: перечисл., сопост., обусл-ти и пояснит.\объяснит. В завис. от этого БСП % на 4 осн. стр-но-семант. типа: перечисл., сопост., обусл. и поясн. Перечисл. БСП облад. реальной или потенц. многочл-тью, т.е. м\иметь в своем сост. более 2 частей и явл. незамкн. стр-ми. Перечисл. инт. хар-ся одинак. повыш. голоса в конце каждой части, кроме последней, кот. имеет инт. конца. Инт. перечисл. обычно выраж. отнош. логич. однор-ти м\у частями. Чаще всего это или одновр-ть, или посл-ть. Одновр. выраж. гл-сказ. несов. в. (залетная гагара кричала вышине, стучала лесопилка купца Русанова). Одновр. м\выраж и разными видо-вр. формами гл.-сказ. (окна были завешаны, горела лампочка), а также предл., не имеющими гл.-каз. (шум, хохот, беготня, галоп, мазурка, вальс). Посл-ть в БСП выраж. гл.-сказ. сов. в. (вдруг тишину проклюнула пичужка, ей отозвалась другая птица). Перечисл. БСП в стр-ном и смысл. отнош. близки к ССП с соед. союзами и легко синонимизируются. Сопост. БСП всегда двучленны, т.е. м\сост. т-ко из 2 частей и явл. замкн. стр-ми. Сопост. инт. хар-ся повыш. тона в конце 1 ч. и симметрично расп-м удар. на опорных словах в обеих частях (он открывал двери – я закрывал их). Инт. сопост. выраж. отнош. сопост. и противопост. В предл. этого типа набл. стр-ный парал-зм, лекс. антонимия и неполнота 2 части (во всем властен купец Булычов – не властен в смерти). Сопост. БСП в стр-ном и смыл. отнош. близки к ССП с сопост.-против. союзами и легко син-ся. Обусловленные БСП всегда двучленны, т.е. явл. замкн. стр-ми. В ритмико-мелод. плане они близки сопост. предл. Их инт. хар-ся повыш. тона в конце 1 ч. и пониж. в к. 2, но удар. рап. не симметрично (смеркнется – перекинем конный десант повыше города). Особ. стр-ры этих предл. явл. возм-ть употр. во 2 ч. частиц так, тогда (проголодаешься – так хлеба достать догад-ся). В ОБСП обычно выраж. усл.-следств. отнош. или отнош. обусл. во вр. Хар-р обусл. перед-ся за счет реального сод. частей (новый барин народится – старого долой). Пояснит.\объяснит. БСП также всегда двучл. и предст. замкн. стр-ру. В ритмико-мелод. отнош. они отлич. от всех др. типов тем, что 1 ч. произн. в обычном спокойном темпе с особ. пониж. в конце ее, а 2 ч. после небольш. паузы произн. в более быстром темпе (сердце у него тревожно сжалось: Аксинья явно была больна). Смысл. отнош. м\у частями сост. в том, что 2 ч. поясняет в к-то отнош. первую. По стр-ре эти предл. % на 2 группы: Предл. с форм-но выраж. несамост-тью 1 ч. 2. Предл., в кот. неамост. 1 ч. выраж. т-ко инт. Несамост. 1 ч. форм-но м\выраж. наличием вней лекс-ки неполн-го слова или отутств. стр-но необх-го члена. Здесь 2 ч. наполн. конкр. сод. лекс. неполн. слово 1 ч. или восполн. стр-ную неполноту ее. Лекси-ки неполн. словами м\б: указ. мест. и мест.нар. (правильный путь такой: усвоить то, что сделали предки); нек. прилаг., близкие к мест. (дело рабочих и крестьян одинаково во всем мире: они д\освободить себя от власти капитала); числит. 1 (и все яснее д\него стан. одно: невозм. жить без цели и без смысла); нек. отвлеч. ИС, кот. явл. неполн. т-ко в данном контексте (но ты, Гришка, помяни мое слово: рано или поздно убью). В целом эти предл. близки к изъяснит. СПП. 55. СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ. К вопросу о сущ-нии более крупных, чем предл., синт. ед. разн. ученые вразн. вр. подх. по-разному. В той или иной степ. эта проблема затраг. у Ломонос., Вост., Бусл., Потебни, Пешк., Виногр. и др. Однако наиб. опр. мнение по этому вопросу б\высказ. лишь в конце 40-х гг 20 в. в работах Н.С. Поспелова. Он отмеч., что сущ. особ. синт. ед., кот. относ-но не завис. от окр. контекста и выраж. законч. мысль. Он дает ряд хар-к этой ед. и наз. ее ССЦ. В наст. вр. проблема сверхфразовых ед. явл. наиб. актуальной в рус. синт. Понятие ССЦ, введ. в научн. обиход Посп., пока еще не получ. общего призн., да и сам термин ССЦ не явл. общепризн. Наряду с ним в аналог. знач. исп. термины сверхфразовое ед-во (Булаховский) и прозаическая строфа (Г.Я. Солганик). До сих пор неясным ост. и сам лингв. статус ССЦ. По мнению ряда ученых (Максимова, Валгиной и др.) ССЦ след. рассм. как ед. синт. уровня и необх. противоп. их фрагменту текста, выдел-го кранной строкой (абзацу). Думается, что противоп. ССЦ, как ед. синт. уровня, и абзацев, как ед. яз., нет дост. осн., поск. границы ССЦ и абзаца м\совп. и несовп. ССЦ – наиб. крупн. синт. ед. Она предст. собой объед. неск. предл., тесно связ. по смыслу и синт-ки и раскр. 1 из тем (микротем) связ. текста. Предл. в сост. ССЦ м\б разл. по стр-ре: ПП, осложн., СП. В смысл. отнош. набл. лекс. преемств-ть и взаимосв-ть комп-тов ССЦ. Каждое послед. предл. продолж. и разв. сод. предыд. до тех пор, пока микротема не будет раскрыта полностью. Смысл. ед-во частей ССЦ абсолютно обязат. Стр-ми ср-ми связи ССЦ явл.: союзы в присоед. знач.; употр. мест. вместо ИС или прил. предыд. предл.; неполнота отд. предл.; соотнош. видо-вр. форм гл.-сказ.; парал-зм в строении предл. Однако указ. форм.-грам. ср-ва не обяз. д\б в каждом ССЦ. Выбор тех или иных ср-в завис. от сод., стиля излож., манеры писателя и т.д. Очень важным в стр-ре ССЦ явл. первое предл. – т. наз. зачин. В зачине дается тема всего ССЦ, кот. раскр. послед. предл. В завис. от связи предл., вход-х в ССЦ, выд. 2 типа: ССЦ с цепной или послед. связью и ССЦ с параллельной связью. При цепной связи предл. нах в тесной взаимосвязи др. с др., словно цепляются др. за др. и каждое послед. развивает мысль предыд. предл. Подобный эффект достиг. за счет исп. личных и указ. мест. вместо слов в предыд. предл. Послед. предл. часто бывают неполными. Особ. ССЦ явл. то, что зачин и концовка образ. некое замкнутое кольцо, поск-ку они лекс-ки и синт. совпад.; кроме того, зачин м\повтор. неск. раз и в середине ССЦ (с чего начинается Родина). Такие ССЦ иногда наз. кольцевыми. При параллельн. связи каждое предл. знам-но. Здесь нет ни обощ-х слов, ни слов из предыд. констр. Для парал-ной связи хар-н стр-ный парал-зм в постр. предл. Здесь обычно дается сопост. или перечисл. явл. При такой связи предл. более самост. Пар-ная и цепная связь м\соч. в ССЦ – это смеш. способ связи. След. разл. такие понятия как абзац и ССЦ. ССЦ – это стр-но-семант. ед. синт., а абзац – композ.-стилист. членение связ. текста. Абзац – часть текста м\у двумя отступами. С пом. абзаца выдел. отрывки связ. текста, значимые с комп. т. зр. Абзац, в отлич. от ССЦ, не имеет своей особ. стр-ры. Он м\сод. опис. нового этапа в разв. действ., авт. отступл., опис. врем. действ., хар-ку героя и т.д. Абзац так или иначе завис. от смысл. членения текста. Абзац и ССЦ в своих границах м\совп., но это не обязат. Абзац вып. не т-ко смысл., но и выделит., эмоц.-экспр. ф-цию. Он м\сост. и из 1 предл., кот. в комп. отнош. явл. наиб. важным. ССЦ не м\сост. из 1 предл. Поэтому границы абзацев и ССЦ чаще всего не совпад. Одно ССЦ м\делиться на неск. абзацев. В свою очередь абзацм\сост. из неск. ССЦ. Период – сложн. синт. костр., кот. х-ся ритмич. законч. интонации, т.е. закономерным повыш. и пониж. тона. Период – это не особ. стр-но-семант. тип, а лишь разн-ть уже сущ-х типов предл. Эта разн-ть отлич. нек. специф. признаками, главн. из кот. – произношение. При чтении периода созд. опр. ритмичность, муз. Период нач. спок. голосом, затем голос постеп. повыш., достиг. кульм., а после небольш. паузы опять пониж. до первонач. спок. тона. Первая часть периода наз. повышением, 2 ч. – пониж. По сод. период предст. собой законч. стройное целое, как бы самост. произв. Смысл. отнош. м/у частями периода те же, что и в обычных типах СП: изъясн., врем., прич., усл., уступ., разделит., противит и т.д. Диалог. ед-во предст. собой наиб. крупн. стр-но-семант. ед. диалог. речи. Оно сост. из 2, реже 3 или 4 предл. – реплик, тесно связ. м\у собой по смыслу и стр-но. При этом сод. и форма первой реплики опр. сод. и форму 2 и послед. реплик и т-ко в соч. реплик обнар. необх. поним. данной части диалога (-поздравь! - с чем? – с победой!). По знач. и по форм. особ. диал. ед-ва % на ряд типов: 1. Наиб. распр. явл. вопросно-ответные ДЕ (- откуда дровишки? – из леса, вестимо!). 2. ДЕ, в кот. 2 реплика продолж. незаконч. первую (- не ругаться надо, а… - драться). 3. ДЕ, в кот. реплики связ. 1 предметом мысли (- он красиво одет! – и весел!). 4. ДЕ, в кот. в 3 реплике выраж. согласие или несогласие с утв., закл. в 1 реплике (- с ума м\сойти! – нет, не надо сходить. – просто вы не знаете, что такое театр).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.81.129 (0.009 с.) |